Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лоно Авраамово. Гравюра из кн. " Синодик или помянник " . 1730 г. Иван Константинович (?, Харьков - 1744), гравер, работавший в технике резца и офорта, живописец, числился среди служителей царевны Марии Алексеевны (1660-1723). С 1714 г.- ученик гравировального дела при с.-петербургской типографии, работал под надзором гравера П. Пикарта. В 1720 г. был направлен в Петергоф, где под рук. Ф. Пильмана занимался художественной отделкой дворца Монплезир. В 1721 г. расписывал «чердаки» (плафоны) под рук. Л. Каравака. Состоял живописцем Оружейной канцелярии. В 30-40-х гг. XVIII в. исполнял в Москве гравюры на продажу. После закрытия в 1727 г. с.-петербургской типографии Л. работал вне гос. учреждений С.-Петербурга и Москвы. Создание гравюр на религ. сюжеты относится, вероятнее всего, к этому периоду его деятельности. Среди них: «Пилат и Каиафа» (1726), «Святой Николай Чудотворец с деянием» (1730), «Преподобный Герасим с деянием» (1735), «Акафист Алексею, человеку Божию» (1735), «Иверская Богоматерь с чудесами» (1735), «Спаситель на кресте между двумя разбойниками», «Святые мученики Кирик и Улита», «Великомученик Мина с житием», «Святое Семейство», «Сорок икон Богородицы», «Богородица Домницкая», «Богородица Иверская», «Суд над Спасителем» (в собрании РНБ, Д. А. Ровинский датировал гравюру 1755, совр. исследователи определяют дату создания 20-ми гг. XVIII в.; см.: Хромов. 2013. С. 414). Помимо листовых гравюр Л. выполнил 4 цельногравированные книги: «Синодик или помянник» (1730), «История об Иосифе Прекрасном» (30-е гг. XVIII в., совместно с М. Н. Нехорошевским), «Сотворение света» (30-е гг. XVIII в.), «Эмблемат духовный» (1743, скопирован с нюрнбергского изд. 1625 Й. Зауберта «Duodekas Emblematum Sacrorum»). Также исполнил 12-листовые лицевые Святцы (СПб., 1730, единственный известный экземпляр - в собрании ИЗО РГБ). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 2. 14. Т. 3. 220, 475, 498, 506, 802, 808, 829-833, 883, 910, 1421, 1522, 1540, 1651; он же. Словарь граверов. Т. 2. Стб. 604-607; Молева Н. М., Белютин Э. М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений и рус. живопись 1-й пол. XVIII в. М., 1956. С. 215; Сакович А. Г. Народная гравированная книга Василия Кореня, 1692-1696. М., 1983. Т. 1. С. 49-51; Иткина Е. И. Альбом лубочных гравюр XVIII в. из собр. ГИМ//Из истории рус. изобразительной культуры XVIII-XX вв. М., 1991. С. 34-51. (Тр. ГИМ; 79); Хромов О. Р. Рус. лубочная книга XVII-XIX вв. М., 1998. С. 81, 120, 121; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. ОПИ Ярославского гос. ист.-архит. и худож. музея-заповедника. М., 2013. С. 24, 48, 54, 82, 86, 413-414. 8, 13, 14; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. М., 2004. С. 49-53; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178.

http://pravenc.ru/text/2561032.html

Помимо миней образ П. как святого, облеченного в епископский сан, размещали в алтарной зоне храма, напр. на своде протесиса кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне (1539/40, зограф мон. Макарий; см. Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της Μνημεακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 301). В рус. иконописных подлинниках облик П. уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Патрикей сед, аки Власей, риза кресты кеноварь, исподь кеноварь с багром и с белилы, амфоръ празелень с белилы» (2-я четв. XVII в.; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 103). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова описание П. (в крещатой ризе) соответствует варианту Софийского списка подлинника Новгородской редакции, но в него включены добавления с описанием сомучеников епископа - «триех пресвитеров»: «Акакий, подобием надсед, брадою и власы аки Богоотец Иоаким, ризы поповския и епитрахиль; Менандр, подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Богословля покороче, ризы святительския и епитрахиль; Полиен, подобием рус изчерна, власы с ушей долги по плечам распущены, брада невелика, ризы святительския и епитрахиль» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 348). Сведения Палехского подлинника использовал в своем труде, изданном в 1901 г., акад. В. Д. Фартусов; составитель предложил изображать П. с хартией с 2 вариантами текстов назидательного характера: «Всяк сию христианства святыню исповедуй, Истинному же и Единому всех Богу покланяйся, имать ум исполнен разумения Божиих тайн. Или: Премудрость мира сего, буйство есть у Бога. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 286). П. изображен, напр., на русских иконах на май из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 43-44. Кат. 33.9; С. 52. Кат. 35.8).

http://pravenc.ru/text/2579768.html

Существуют 2 типа изображения К. и «иже с ним» - в сцене мучения (усекновение главы) и единоличные. В мучении: на миниатюре в Минологии из Бодлеянской б-ки (Bodl. f. 1. Fol. 31, 1327-1340), на несохранившейся миниатюре к Житию святых в Минологии на февр.-март (ГИМ. Греч. 133, XI в.); в настенных минологиях в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - под 11 марта, сохранились надписи у К. и Киприана, в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (ок. 1340) изображен только К., сохранилась надпись: «Ο γιος Κοδρ(τος) ξφει τε(λει)οται» (атрибутирован как мч. Кодрат Никомидийский, см.: Менолог. С. 310), в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия, Косово и Метохия (1561) - надпись «                ». Единолично: на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O.I.58. Л. 103 об., кон. XV в.) - представлен только К. как средовек с вьющимися волосами, бородой ниже средней, в руке крест; в настенных минологиях в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1335-1350) под изображениями мучеников сохранилась надпись: «      ()       (Акиндин, искаженное Анект?)        », в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) К. показан в рост, с крестом в руках, темноволосый, короткая клиновидная борода, за ним - нимбы сомучеников. Образ К. постоянно включался в рус. минеи. Под 10 марта он представлен, как правило, один, напр.: на минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) - юный, без бороды; на минейной иконе на март-апрель из комплекта годовых миней 2-й пол. XVI в. (собрание М. Б. Миндлина); на иконе на март кон. XVI в. (ЧерМО), на минее годовой нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в воинских доспехах, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - в хитоне и гиматии. Лит.: Менолог. С. 295, 334, 369, 385; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. 2004. С. 41-43. Кат. 33.7; С. 49-51. Кат. 35.6; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 105.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

(WBC; 46); Johnson L. T. First and Second Letters to Timothy. N. Y., 2001. P. 10, 319. (The Anchor Bible; 35A); Karpos//DHGE. 2003. T. 28. Col. 993; Towner P. H. The Letters to Timothy and Titus. Grand Rapids (Mich.), 2006. P. 627, 629. (NICNT); Fiore B., Harrington D. J. The Pastoral Epistles: 1st Timothy, 2nd Timothy, Titus. Collegeville (Minn.), 2007. P. 184-185; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 287; Twomey J. The Pastoral Epistles through the Centuries. Chichester; Oxf., 2009. P. 187-189. В эпоху позднего средневековья в иконографии К. стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого было влияние на него иконографии мч. Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника ), к-рый изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. о внешности К. сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделенная на пряди.- Ю. У.), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102), ср. описание внешности мч. Карпа под 13 окт.: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася» (Там же. С. 38). В соответствии с приведенным описанием К. представлен на майской иконе-минее нач. XVII в. (ЦАК МДА), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» сер. XVII в. из ц. Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281. Кат. 734). Ерминия иером. Дионисия Фурнаграфиота (ок. 1730-1733) также предписывает изображать К. как «старца с раздвоенной бородою» (Ерминия ДФ. С. 157). На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы к-рого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 48. Кат. 34.9). На святцах И. К. Любецкого 1730 г. святой изображен в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачен в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия (Там же. Кат. 35.8). В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусов рекомендует изображать К. так: «Сед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).

http://pravenc.ru/text/1681123.html

дан в иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в.: «…подобием сед, брада и власы аки Климентовы [свт. Климента, папы Римского], кудреват, ризы преподобническия, мантия багряная, исподняя вохра с белилом» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 270; Большаков. Подлинник иконописный. С. 73). В руководстве для иконописцев, составленном в 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым, описание облика М. имеет признаки смешения неск. источников. Так, несмотря на уподобление облику свт. Климента, характерной чертой к-рого является короткая клиновидная борода, в руководстве о бороде М. сказано: «...более [длиннее] средней величины»; его изображают «с большой проседью, волосы кудрявы… очень худ от поста, но красив; в одной грубой монашеской одежде. Можно писать ему хартию с надписью: «Воюй на страсти покаянием, да тако возможеши посрамити лукавого»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 184-185). Образ святого представлен на отдельных иконах на февр. из комплекта годовых миней (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; нач. XVII в., ЦАК МДА; икона кон. XIX в. с образами Пресв. Богородицы на полях (частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 69)); на иконах «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ)) и др.- как правило, везде старец монах с недлинной седой бородой, в руке держит закрытый свиток. На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1714, 1722; оттиски 2-й четв. XVIII в., РГБ) на листе на февр. М. представлен на фоне перспективного пейзажа (частично утрачен), с горками и облаками, старцем в монашеском облачении, голова покрыта куколем, у него длинная седая борода, правая рука опущена, левую прижимает к груди (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди. 2004. С. 41. Кат. 33. 6). На миниатюре Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под руководством и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева в 50-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 100), М. изображен вполоборота влево, старцем с округлой бородой до середины груди, куколь на голове, левая рука в молении, в правой - свиток. Лит.: Менолог. С. 275, 356, 385; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 277; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνμειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος - 17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 92, 93, 189, 244, 264, 342, 348, 356, 405. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Характеристика образа П. обоих чинов сходна: седовласый старец с клиновидной бородой средней длины, различается в основном составом одежд и атрибутами (П.-епископ облачен в фелонь, омофор, в руках держит Евангелие). В рус. иконописных подлинниках сведения об облике П. представлены в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Потапий сед, брада аки Власьева (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.); обема рукама держит свиток, ряска дымчата, лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 50). К этому тексту восходят описания в подлинниках Палехской редакции нач. XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208) и сводной редакции XVIII в. ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 55), оба с уточнением: «риза преподобническая». Изображение в лицевой части подлинника из собрания С. Т. Большакова соответствует описанию в части месяцеслова (см.: Там же. Ч.: Лицевые святцы. С. 55). Акад. В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев (1910) дает пространное описание облика П., основанное на его Житии: «Глубокий старец египетского типа, с большой седой бородой, лицом худ и бледен, так как был в затворе; одежда: власяница, подпоясанная ремнем, мантия, на голове куколь. Можно писать и хартию, по сказанию Жития: «Безмолствоваше, аки в пустыни, не знаемый быв никомуже, точию единому Богу, ведущему сущыя Своя, и Тому Единому собеседоваше непрестанною молитвою»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 97). Упоминание П. в ранних месяцесловах и подлинниках под 8 дек. как единственного святого (позже - 1-го в списке святых, память к-рых празднуется в этот день) определило устойчивое включение образа преподобного в иконные и гравированные минеи. П. изображен, напр., на иконах на дек. из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 61) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. С. 39-40. Кат. 33.4; С. 50-51. Кат. 35.4).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

Изображения преподобной сохранились в минеях в составе избранных святых, в т. ч. на полях икон. Как небесная покровительница жены Петра Семеновича Строганова (1583-1639) Матроны Ивановны, урожд. Бобрищевой-Пушкиной (1594-1668), она изображалась на произведениях лицевого шитья, выполненных во 2-й четв.- сер. XVII в. по заказу Строгановых в их мастерской: «Святые Феодор Сикеот и Георгий, с избранными святыми на полях» (сер. XVII в., СИХМ; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 7); на пелене с Владимирским образом Божией Матери (1626, СИХМ; см.: Там же. Кат. 61). В русских памятниках XVII-XIX вв. общие черты иконографии М. те же, что и в визант. искусстве: святая изображается в монашеском платье - в мантии, иногда в схиме, на голове плат (как правило, имеет форму округлого куколя), в руке обычно держит крест. Так она представлена на иконах: «Избранные святые: прп. Феодор, арх. Михаил, вмч. Георгий, прп. Матрона» (XVIII в., С.-Петербург, частное собрание; см.: Sotheby " s: Icons, Russian Pictures and Works of Art. L., 1991. P. 123); на старообрядческой иконе «Благовещение» - на поле, напротив прп. Марона (Мароя) (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. Кат. 84); «Св. Иоанн Предтеча, арх. Михаил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, прп. Евдокия, прп. Симеон Столпник, мц. Татиана и прп. Матрона» (собрание В. А. Бондаренко); «Святые Симеон Персидский, Михаил Синадский и Матрона» (1-я треть XIX в., в окладе 1821 г.); «Покров Богоматери. Богоматерь «Утоли моя печали». Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми» (частное собрание, Екатеринбург) - справа от свт. Николая, вместе со святыми Тихоном и Ириной (см.: Уральская икона. Екат., 1998. С. 186. Кат. 242). На минейных иконах: напр., на мстёрской иконе на ноябрь из комплекта годовых миней (1-я пол. XIX в., частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 351) - М. в куколе и мантии. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на ноябрь М. изображена под 9-м числом вместе с мч. Онисифором - в мантии поверх платья, на голове плат, левая рука прижата к груди, правая опущена (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 39. Кат. 33. 3); на гравированном листе святцев на ноябрь работы И. К. Любецкого (1730) - под мантией схима, на голове плат, напоминающий куколь (см.: Там же. С. 50. Кат. 35. 3). На миниатюре из Молитвенника кнг. М. П. Волконской, созданного под рук. и при участии акад. живописи проф. Ф. Г. Солнцева (РГБ ОР. Ф. 218. 812. Л. 102, 50-е гг. XIX в.), образ М. близок к рекомендациям иконописного подлинника Новгородской редакции по Софийскому списку XVI в.- в монашеском облачении, в куколе греч. образца.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

В составе Собора русских святых Е. написан в правой группе преподобных на поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) - средовек с волнистыми волосами и короткой бородой, с благословляющей десницей, куколь на плечах; 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455) - со свитком в правой руке, надпись: «п ефремъ nepekonckiu»; в куколе на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) Е. представлен дважды: в 8-м ряду 4-м слева (в схиме, подписан как «Прп(д) Ефремъ, Пе(р)») и в 6-м ряду 3-м справа, в необычном облачении - в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием в руках (подпись: «с Ефремъ. Переко(п)»). Изображения Е. встречаются в составе минейных циклов под 16 мая, напр. вместе с прп. Феодором Освященным на гравированных святцах 1713, 1722 гг. Г. П. Тепчегорского - в мантии и клобуке, с книгой в правой руке; на святцах И. К. Любецкого 1730 г.- с непокрытой головой (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8), а также на иконе XIX в. (частное собрание, см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 162-163), на эмалевых иконах посл. трети XVIII в. (ГМИР, с десницей на груди), 2-й пол. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии, без подписи). В монументальной живописи ростовой образ Е. введен в роспись нижнего яруса придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. Я. С. Башилов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81). Он присутствует также среди подвижников XV в. в академической по стилю исполнения стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, и в аналогичной по составу росписи «Шествие русских святых к небесам» 1898 г. работы П. Тергина на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/182091.html

На одной из них, исполненной в 1850 г. в столичной мастерской М. С. Пешехонова (Преображенский собор монастыря), И. стоит прямолично, в архиерейской мантии, омофоре и белом клобуке, с Евангелием и жезлом в руках. Уникальный сюжет запечатлен на иконе «Видение свт. Иоанну Новгородскому иконы Богоматери» кон. XVIII в. (частное собрание). И. часто писали в составе минейных циклов, напр. на невьянской минейной иконе на сент.-окт. 1802 г. (музей «Невьянская икона»; см.: Музей «Невьянская икона». Екатеринбург, 2005. С. 90, 187. 53), на минее на сент. иконописца Т. И. Гагаева (?) 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собраниях: Кат. М., 2008. С. 226-241. Кат. 75) - во 2-м ряду, в красной фелони, синем подризнике, епитрахили, с Евангелием. Под 7 сент. (вместе с мч. Созонтом) И. в мантии, омофоре и митре, с жезлом или с четками в руке помещен на гравированных святцах 1714 и 1722 гг. Г. П. Тепчегорского, 1734 г. А. Ф. Зубова и др. (раскрашенные экземпляры РГБ: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Опис. коллекции отдела изоизданий РГБ. М., 2004. Кат. 33. 1, 34. 1, 35. 1). Изображение И. входит в композиции, представляющие чудо от иконы Божией Матери «Знамение» (1170), к-рое становится самостоятельным сюжетом новгородских икон со 2-й пол. XV в. Уже в Житии И., включенном в ВМЧ, подчеркивалось общерус. значение празднования новгородской святыне (ВМЧ. 1868. Стб. 332; Гордиенко. 2001. С. 112). Известны 7 подобных икон XV-XVII вв.; они воспроизводят общую композиционную схему в 2-3 регистра, хотя и отличаются в деталях (подробнее см.: Смирнова. 2007. С. 134-147). Уже на 2 древнейших иконах, написанных в Новгороде (1-я пол. XV в., ГТГ; 2-я пол. XV в., НГОМЗ), И. представлен в верхнем ряду дважды: в числе клириков, «поднимающих» образ Богоматери в храме Спаса Преображения на Ильине ул., и в составе крестного хода, сопровождающего икону по мосту через Волхов. Образ святителя выделен нимбом, крещатой фелонью, белыми ризами; он без клобука, с русыми волосами и клиновидной бородой средней длины.

http://pravenc.ru/text/468947.html

С. Смирнова. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135.9); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, созданных в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 311). На основе гравированных святцев 1722 г. Г. П. Тепчегорского , 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. Отд. изоизданий [РГБ]. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8) были созданы мн. поздние иконы. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., образ И. помещен среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; персты И. сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52); на северодвинской иконе сер.- 3-й четв. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Его образ имеется на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; в 3-м ряду крайний слева), 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР; И.- в верхнем регистре справа в группе юродивых), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53); а также на 2 иконах избранных праздников, образов Божией Матери и святых кон. XVIII в. (ГМИР, ГРМ), на обрамлении средника складня-кузова с вкладным образом «О Тебе радуется» кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010