РГБ, ф. 304 II, № 269



  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

ИЕЗЕКИИЛЬИскать в Источникеpravenc.ru
... С. 192 (, род пророка в Иерусалиме занимал невысокое положение) имя отца И. Вузий переводится как «пренебреженный» (, другие же, основываясь на Иез 44. 10-14, утверждают, что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов) Zimmerli. 1979. P. 52 (. Клименту Александрийскому известно предание, согласно к-рому отец И. был пророком) Clem. Alex. Strom. I 121. 3 (.) Климент также опровергает высказывавшееся в его время мнение, что ассириянин Назарат, учитель Пифагора, был учителем И. в Вавилонии (Ibid. 70. 1) . (Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г.) РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об. (Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г.) РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об. (Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю... ») Иез 1. 2 (. Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х.) 4 Цар 24. 10-17 (, следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х.) Blenkinsopp. 1990. P. 16 (. Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… ... далее ...
ИГНАТИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Житие прп. Никона ( кон. 40-х - 50-е гг. XV в. ) . Об Игнатии сообщается в особой редакции Жития прп. Никона: «Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатие, веди исперва» (РГБ. Троиц. № 763. Л. 407; Житие прп. Никона в данном сборнике, по мнению Клосса, является автографом Пахомия Логофета) . Прп. Игнатий рассказывает братии о видении прп. Сергия. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 295 об.) Важные сведения об И. можно почерпнуть из актов Троице-Сергиева мон-ря. И. происходил из угличских землевладельцев. Между 1410 и 1427 гг. (вероятно, между летом 1423 и летом 1425) мон. Мина купил у И. для Троицкого мон-ря вотчину последнего в Городском стане Угличского у. ( АСЭИ. Т. 1. С. 39-40, № 27 ) . В 1410-1427 гг. удельный боярин Ф. А. Коровай грамотой на имя игум. Никона сделал крупный вклад в Троице-Сергиев монастырь «на поминок душам своих родитель и своей жены»: обитель получила во владение с. Перетерье Койской вол. Угличского у. (Там же. Т. ... далее ...
В древнейший период И. принадлежал к группе ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Fol. 58; Арранц. 1979. С. 119) . Ипакои на Рождество Христово «Начало языков» в греч. песненной Псалтири. Нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 69v) Ипакои на Рождество Христово «Начало языков» в греч. песненной Псалтири. Нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061. Fol. 69v) В cлав. Кондакарях, продолживших традицию Псалтиконов и Асматиконов, И. выписаны с кондакарной нотацией, также подразумевающей мелизматический, праздничный характер песнопения. И. содержатся в Благовещенском (РНБ. Q. п. I. 32, кон. XII - нач. XIII в. ; изд. : Der altrussische Kondakar. 1976-2004) , Троицком (Лаврском) (РГБ. Ф. 304. 23, кон. XII - нач. XIII в. ; изд. : The Lavrsky Troitsky Kondakar. 1994) и Успенском (ГИМ. Усп. № 9, 1207 г. ; изд. : Contacarium palaeoslavicum mosquense. 1960) Кондакарях. Воскресные И. 8 гласов в Благовещенском Кондакаре помещены в одном разделе с воскресными кондаками ( РНБ. Q. п. I. 32. Л. 72 об. - 82 ) , а в Троицком и Успенском Кондакарях - отдельно, их инципиты (по Троицкому Кондакарю) : « », « », « », « », « », « », « », « » (РГБ. Ф. 304. 23. Л. 85-92 об. ; ГИМ. Усп. № 9. Л. 171-179) . В Благовещенском Кондакаре помещены следующие праздничные И. : на ... далее ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... богослужение. Архидиакон с трикирием Сослужение греческих иерархов. Начало литургии Осенение народа свечами. Служение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Рукоположение во пресвитера. Ставленник на великом входе несет воздух Саккос, большой омофор и палица. XIX в. (ЦАК МДА) . Принадлежали Патриарху Московскому и всея Руси Сергию Мученичество святых Архиппа, Филимона и Апфии. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) А. В. Арциховский М. П. Арцыбашев. Фотография. Нач. XX в. (ГЛМ) Блгв. кн. мч. Арчил. Икона. Кон. XX в. Прор. Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного. 80-е гг. XIV в. (РГБ. Ф. 304 III. Л. 169 об.) Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. ХI — нач. ХII в. Церковь Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Богоматерь с Младенцем на троне, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Умовение ног. Роспись ц. Панагии Асину в Никитари. 1105 6 г. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания) . VIII в. Руины ц. Богородицы Виридской. Ок. 400 г. 33 34 35 36 37 38 39 Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - ... далее ...
ЕВАНГЕЛИСТЫ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... тесные связи рус. искусства с искусством Балкан. В новгородских рукописях и фресках, тверских иконах XIV-XV вв. появились изображения Е. с персонификациями Божественной Премудрости (роспись ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде) 80-е гг. XIV в. (; миниатюры из Евангелия - РГБ. Ф. 247. Рогож. № 138; фрагмент царских врат из Твери, 2-я пол. XV в., ЦМиАР) . В XVI в. в Пскове была создана икона «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (ПИАМ) . К нач. XV в. относятся 2 московские роскошные рукописи с образами Е. на отдельных листах и их символами (Евангелие Хитрово - РГБ. Ф. 304. III. № 3 M. 8657, ок. 1400 г. ; Евангелие Успенского собора Московского Кремля - ГММК. Кн. № 34, 1-я четв. XV в.) и рукопись, украшенная композицией «Maestas Domini» (Андрониково Евангелие - ГИМ. Епарх. № 436, 1-я четв. XV в.) , в иконографической программе к-рых отразились палеологовские тенденции. В это же время в рус. искусстве появилась композиция «Спас в силах», в к-рой символы Е. изображены в углах красного ромба. Е. и их символы могут помещаться также на драгоценных окладах Евангелий (оклад Евангелия Хитрово, Евангелия из Успенского собора Московского Кремля) . В ... далее ...
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ХИТРОВО Заставка к Евангелию от Луки. Евангелие Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 103) Евангелие Хитрово́ (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657) , лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства. Относится к типу служебных Евангелий (Евангелие) полный апракос (с месяцесловом) . Это рукопись большого формата, в 1° (32, 2×24, 8 см) , написанная на пергамене (299 л.) уставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется кон. XIV - нач. XV в. Переплет XVII в. - доски, обтянутые бархатом 2 цветов: с золотисто-зелеными цветами и узорами рытого бархата по атласному малиновому полю. На верхней крышке серебряные, гравированные чернью наугольники с образами евангелистов и средник с изображением Распятия, на нижней - 5 овальных серебряных жуковин. Сведения о происхождении Е. Х. содержатся в пространной вкладной записи боярина оружничего и дворецкого Хитрово в Троице-Сергиев мон-рь. В надписи, выполненной по нижнему полю на л. 3-61, сказано, что Е. Х. было подарено Хитрово в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем, а сам Хитрово «сие Евангелие для [из-за] ... далее ...
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... книжной школы, в частности Григория Цамблака, сочинения которого были известны на Руси уже в 1-й трети XV в., Е. П. определял как «плетение словес». Для лит. манеры Е. П. характерны ритмизированность текста за счет использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, сочинения Е. П. богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником. Мн. исследователи отождествляют Е. П. с писцом части Троицкого Стихираря (РГБ. Ф. 304 1. № 22) Епифаном, оставившим на полях книги неск. записей, в т. ч. исторического содержания. Кодекс был создан, возможно, в 1380, или в 1403, или в 1413 г. (Лифшиц А. Л.) О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101 (. Клосс атрибутировал писцу Епифану еще 2 рукописи: пергаменный Пролог) ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304 1. № 33 и БАН. 17. 11. 4 (и пергаменный сборник РГБ. Ф. 304 1. № 34. Исследователь датировал рукописи соответственно 80-90-ми гг. XIV в. и нач. XV в.) Клосс. Т. 1. С. 92-96 (. Не подвергая сомнению тождество ... далее ...
ГЛУШИЦКИЙ СОСНОВЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... от Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря. Основным источником по ранней истории Г. м. является Житие прп. . Прп. Дионисий написал для храма иконы, в т. ч., возможно, сохранившийся образ XV в. «Иоанн Предтеча в пустыне» (ВОКМ. Инв. 7873) . Новая небольшая обитель первоначально предназначалась для погребения братии Покровского мон-ря. По ходатайству иноков прп. Дионисий управлял обоими мон-рями, к-рые имели общую вотчину. Основатель завещал братии и впосл. «быти единому игумену Пречистыя обители и оноя пустыни, иде же тело мое положено, и потребная имеют от болшиа лавры» (РГБ. Ф. 304. Троиц. № 603. Л. 27 об.) . После кончины в 1437 г. прп. Дионисий был погребен у Предтеченского храма Г. м. в ископанной им могиле. В 1452 г. рядом с ним был похоронен 2-й игумен мон-ря - прп. Амфилохий Глушицкий. В 1640 г. в храме над местом погребения преподобных купец Бахтеяр Булгаков с детьми Иваном и Василием устроили раку, в 1645 г. некий Иван Полиевктов пожертвовал подсвечник для раки. Глушицкий Сосновецкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В Смутное время Г. м. был разорен. В писцовой книге Вологодского у. 1627-1630 гг. Г. м. в отличие от Покровского был назван «малым»; ... далее ...
ИСАИЯ КАМЕНЧАНИН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Грека, и како претерпе до скончания своего» (на этом основании И. Денисов атрибутировал последнее сочинение И. К., к-рого ошибочно отождествил с Киевским митр.) Исаией (Копинским) (. Вопрос о соотношении «Предисловия... » и «Сказания известна... » дискутировался, в наст. время считается, что первичным является «Предисловие... ». Т. о., сочинение И. К. представляет собой 1-й опыт биографии прп. Максима и свидетельствует о посмертном признании авторитета ученого грека.) Арх. : РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 174-198 [Оправдательная память митр. Иоасафа, ответ Смоленского еп. Симеона]; РГБ. Ф. 304. 62. Л. 1-2 об. ; ГИМ. Син. № 850. Л. 1008-1009. Соч. : Бычков А. Ф. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 143-144 [«Сказка»]; Путешествие киевского иеродиак. Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии Боярской думы в 1582 г. ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 1-3; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 497-500 [«Сказка»]; Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. III-VI [«Предисловие вкратце»]; ... далее ...
ГЛУШИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Г. м. и в болотистой местности Сосновец на берегу р. Глушицы основал небольшую пустынь (впосл.) Глушицкий Сосновецкий монастырь (. По ходатайству братии преподобный управлял обеими обителями, к-рые имели общую вотчину. Ростовский архиеп. Ефрем, посетивший Г. м. ок. 1437 г., оставил крупное пожертвование и назидательное послание настоятелю и братии. Возможно, в это время архиепископ утвердил духовную грамоту-завещание от 11 янв. 1436 г. прп. Дионисия. В ней основатель мон-ря заповедал братии и впосл. «быти единому игумену» Сосновецкого мон-ря и Г. м., к-рый в завещании назван лаврой) РГБ. Ф. 304. Троиц. № 603. Л. 27 об. (. Перед кончиной в 1437 г. прп. Дионисий вручил «старейшинство» над обоими мон-рями ближайшему ученику прп.) Согласно завещанию прп. Дионисия 1436 г., Г. м. владел 20 пустошами, а также пожнями и наволоками на р. Сухоне и ее притоках - Шире, Паве, Пучкасе. 4 марта 1448 г. вел. кн. Василий II Васильевич дал игум. Амфилохию жалованную и несудимую грамоту на часть этой земли и на 8 пустошей близ мон-ря (Олексейковскую, Труфанкову, Дмитрокову, Савкинскую, Меженинскую, Шеринскую, Онтуфьевскую, Васильевскую, к-рые «лежат... пусты... и дворов на них нет ни ... далее ...

  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019  020   021   022   023   024   025   026   027   028   029   030

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Справочник - ПОИСКОВ.РФ