РГБ, ф. 304 II, № 269



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Житие Сергия Радонежского, Часть 3 читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Сергию, сътворено бысть учеником его священноиноком Епифанием». Текст сохранился в одной редакции, важнейшее разночтение, отличающее древнейшие списки от более поздних, таково: согласно первым, Сергий жил 70 лет, в монашестве – 50 лет, в других списках даты исправлены на основании одной из Пахомиевских редакций Жития Сергия – 78 лет и 55 лет соответственно. Выявлены следующие списки Похвального слова Сергию Радонежскому: 1 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 755) л. 84—105: 70 лет и 50 лет () число 70 позднее исправлено на 78 ( – 50-е годы XV в. ) 2 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевы Лавры (, № 763) л. 79—98: 70 лет и 50 лет – число 70 позднее исправлено на 78 (- 50-е годы XV в.) 5 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (, № 643) л. 175 об. – 197 об. : 70 лет и 50 лет (— кон. XV в.) 6 ( РГБ, ф. 304 I ) Собр. библиотеки Строице-Сергиевой Лавры (, № 466) л. 372—386: 70 лет и 50 лет – позднее исправлено на 78 и 55 (– 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец – знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на ... текст полностью ...
Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию ...Искать в Источникеpravenc.ru
... к-рые можно отнести ко 2-й пол. XVI в., и послесловия. Редакция И. (Основная редакция) известна в 19 списках, она была широко распространена и переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье (ИРЛИ. Колл. Гемп. № 1, XVII в. ; ГИМ. Забел. № 508, XVIII в. ; РГБ. Ф. 98. № 297, XVII в.) , в Антониевом Сийском монастыре (БАН. Арханг. № 235, XVII в., - сборник игум. монастыря Феодосия) . Два списка XVII в. находились в б-ке Холмогорского и Важского еп. Афанасия (Любимова) (БАН. Арханг. № 351 и 408) . В XVII в. Житие прп. Варлаама вошло в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304 I. № 677, 1631 г. ; РГИА. Синод. № 3922, 60-е гг. XVII в.) . Во 2-й пол. XVII в. на материале редакции И. была создана краткая переработка Жития. В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре Основная редакция была использована при создании 3 новых переработок (каждая известна в одном списке) , которые отличаются от первоначального текста наличием новых чудес, стилистическими изменениями и дополнительной информацией. Жития, к-рые были написаны И. в более позднее время, существенно отличаются от 1-го агиографического цикла объемом и особенностями композиции: они содержат ... текст полностью ...
ИЕЗЕКИИЛЬ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... С. 192 (, род пророка в Иерусалиме занимал невысокое положение) имя отца И. Вузий переводится как «пренебреженный» (, другие же, основываясь на Иез 44. 10-14, утверждают, что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов) Zimmerli. 1979. P. 52 (. Клименту Александрийскому известно предание, согласно к-рому отец И. был пророком) Clem. Alex. Strom. I 121. 3 (.) Климент также опровергает высказывавшееся в его время мнение, что ассириянин Назарат, учитель Пифагора, был учителем И. в Вавилонии (Ibid. 70. 1) . (Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г.) РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об. (Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: «В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю... ») Иез 1. 2 (. Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х.) 4 Цар 24. 10-17 (, следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х.) Blenkinsopp. 1990. P. 16 (. Вместе с тем, согласно Иез 1. 1, это «было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца… отверзлись небеса, и я видел видения Божии». Упоминание в обоих случаях р. Ховар дает ... текст полностью ...
АНДРЕЙ РУБЛЁВ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Иконография Прп. Андрей Рублёв. В. А. Сидельников. Икона. 1989 г. ( Спасский собор Андроникова мон-ря ) Ряд изображений А. Р. житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) А. Р. и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.) . В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением А. Р., на к-рых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304 III. № 21 М. 8663, кон. XVI в.) : «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229об.) , «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292об.) , «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230) , «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230об.) , «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293) . В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского ( БАН. 34. 3. 4., XVII в. ) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, аналогичные ... текст полностью ...
ГАВРИИЛ (РОЗАНОВ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Записки Одесского общества истории и древностей " . т. 1, 184. Очерк повествования о Новороссийском крае из оригинальных источников почерпнутый. " Записки Одесского общества истории и древностей " т. 3, 1853; т. 5, 1863. Историческая записка об Одесском женском Михайло-Архангельском монастыре. " Херсонские ЕВ " . 1877. № 16-17. О достопамятностях Свенского монастыря. " Записки Одесского общества истории и древностей " . т. 1, 1844. Руководство по литургике или Наука о православном богослужении Сост. архим. Гавриил. - Тверь, 1886 (Репр. переизд. : М. : Паломник, 1998. 581, VIII с.) . Литература Чередеев К., прот. Биографии Тверских иерархов. Тверь, 1859. с. 184-211. Морошкин М. Я., свящ. Материалы для истории Православной Церкви в царствование императора Николая I. Сборн. Имп Рус. Истор. Общ. СХШ. ч. 1. с. 301-304; ч. II. с. 1-3, 366-370. Исторический вестник. 1885. февр. с. 455-456; 1895. февр. с. 650; 1915. май. с. 635 Русская старина. 1874. окт. с. 275; 1879. апр. с. 785-786; 1887. июнь. с. 654; 1888. сент. с. 584. Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. ... текст полностью ...
Исихазм: Аннотированная библиография, Часть 5, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 251—256. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60) . 1733. Osieczkowska C. Note sur le Rossianus 251 de la Bibliothèque Vaticane Byz 1934. 9. 261—268. 1734. Papadopulos-Kerameus Α. Φωτίου Πατρνάρχου Σχόλνα εἰς τήν Κλίμακα Правосл. Палестинский сборник. 1892. 2 (11) . 21—24. 1735. Smith A. Codex Climaci rescriptus. Cambridge 1909. (Horae Semiticae. 8) . Дионисий и московская миниатюра (Иллюстрации Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого – памятник белозерского периода деятельности артели художника) Древнерусское искусство: Рукописная книга. [1]. М. 1972. 256—285. [Анализ Лествицы в собр. РГБ, ф. 304, 162]. 1737. Martin J. R. The illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton; L. 1954. (Studies in Manuscript Illumination. 5) . Рец. : Ammann A. M. OCP 1957. 23. 467—468. 1738. Morey C. R. Two miniatures from a manuscript of St. John Climacus and their relation to Klimax iconography Studies in East Christian and Roman Art. Ν. Y. 1918. 1—30. 1739. Tikkanen J. Eine illustrierte Klimax-Handschrift in der Vatikanischen Bibliothek Acta Soc. scientificae Fennicae. 1893. 19. 2. Издания в оригинале 1740. Editio princeps греч. текста: P. 1633 (interprete M. Radero) . ... текст полностью ...
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого Там же. 2007. Вып. 3 (25) . С. 127-128; Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод Там же. 2006. Вып. 1 (23) . С. 53-58. М. А. Шибаев Иконография Прп. Епифаний Премудрый. Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ) Наиболее ранние изображения Е. П. сохранились в составе миниатюр из лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. ( РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 2-10 ) . Цикл композиций с образом Е. П. (имя везде подписано) иллюстрирует предисловие, посвященное истории составления Жития. На 1-й миниатюре рядом с более крупной фигурой прп. Сергия даны 2 изображения Е. П. : слева в молении пред иконой Божией Матери (на столе приготовленные свитки и тетрадь) , справа как писца, сидящего за столом. В последующих сюжетах он представлен на фоне палат (нередко с церковью) , вместе с др. переписчиками, заполняющим свиток, беседующим с монахами ( «старцами-самовидцами» ) , указывающим на текст, молящимся; иногда показан дважды в ... текст полностью ...
ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в к-рую входят Евангелие Федора Кошки (2-е десятилетие XV в. - РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) , Евангелие Успенского собора Московского Кремля (т. н. Морозовское) (кон. XIV в.) ? (- 1-я четв. XV в. - ГММК. Кн. № 34) , Климентьевское Евангелие ( нач. XV в. - РГБ. 25 ) и Андрониково Евангелие ( 1-я четв. XV в. - ГИМ. Епарх. № 436 ) . Существование группы Евангелия Хитрово подтверждается близостью месяцесловов этих Евангелий, за исключением Евангелия Федора Кошки ( Лосева. 2000. С. 125-126 ) . Лев (символ евангелиста Марка) . Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. № 3 М. 8657. Л. 80 об.) Перечисленные Евангелия вышли из московского скриптория при митрополичьей кафедре, возглавляемого в кон. XIV - нач. XV в. протодиак. Спиридоном (Спиридонием) , к-рого Н. Б. Тихомиров и Г. И. Вздорнов ( Вздорнов. 1978. С. 24-26 ) ошибочно считали одним из писцов Е. Х. Источником ошибки Тихомирова было размещение А. Н. Свириным снимка из Евангелия Успенского собора Московского Кремля в качестве репродукции Е. Х. (Свирин. 1964. С. 215) . Тихомиров справедливо атрибутировал почерк Спиридону, но не проверил наблюдение по рукописи. Позднейшие ... текст полностью ...
ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... с соименным серб. книгописцем нач. XV в., к-рый перевел) ? (и переписал в 1426 на Афоне 1-ю ч. Бесед свт.) Иоанна Златоуста на кн. Бытие (ГИМ. Син. № 36) , и о пребывании Е. -Е. в серб. мон-ре св. Павла на Афоне нуждаются в дополнительном исследовании и аргументации; ср. : Вздорнов. 1968. С. 177-178 (.) Известно не менее 5 рукописей, полностью или частично переписанных Е. -Е. и сохранившихся в оригиналах или копиях: 1 ( сборник житий на нояб. -май ) или Житие прп. Симеона Дивногорца в его составе (- список 1432-1443 гг., сделанный в Троице-Сергиевом мон-ре при игум. Зиновии) РГБ. Ф. 304 1. № 629 (с рукописи, переписанной Е. -Е. в К-поле в 1420 г.) копийная запись на л. 124 (; 2) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника с толкованиями (Там же. Ф. 354. № 462) , большая часть к-рой ( Л. 1-333, 339 об. - 342 ) переписана Е. -Е. там же в дек. 1420 - марте 1421 г. (о копиях с нее см. : Вздорнов. 1968. С. 194) ; 3 (то же) ГИМ. Усп. 18-бум. (, работа начата) Л. 1-64 об. (неустановленным писцом при участии Е. -Е.) Гальченко, Яценко. 2001. С. 132; ср. : Вздорнов. 1968. С. 195 (в мон-ре Богородицы Перивлепты в дек. 1422 или 1423 г. и завершена) Л. 65-329 (Е. -Е. для старца ... текст полностью ...
ИАКОВ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 1998. Т. 1. С. 321; БЛДР. 1999. Т. 6. С. 312. Лит. : Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Троицкий патерик, или Сказания о св. угодниках Божиих под благодатным водительством прп. Сергия. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4, 365; Голубинский Е. И. описан в тексте иконописного подлинника 20-х гг. XIX в. под 14 мая, где сравнивается со своим учителем: «Сед, брада на конце поуже Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 155; см. : Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 115) . На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21) в группе учеников святого фигура И. не обозначена, даже если он упоминается в тексте ( напр., л. 93-93 об. ) . В составе композиции Собора Радонежских святых И. представлен в нижнем ряду 4-м справа (между преподобными Павлом Обнорским и Михеем Радонежским) на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; см. : Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв. : Кат. выст. [М. ], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18) . Он изображен вполоборота влево, в монашеском ... текст полностью ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"