Е. Л. Конявская Иконография Рождение прп. Сергия Радонежского в правление вел. кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 39) Рождение прп. Сергия Радонежского в правление вел. кн. Димитрия Михайловича. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 39) Основные события жизни и княжения Д. М.- рождение, заключение мира с вел. кн. Георгием Даниловичем, поездка к хану в Орду, поставление на Владимирский престол, убиение им в Орде вел. кн. Георгия Даниловича, казнь Д. М. и др.- представлены на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 190, 269 об., 274 об., 281, 308 и др.), где Д. М. изображен безбородым юношей в княжеской одежде и в шапке. Фигура князя как средовека, восседающего на престоле, помещена слева внизу на миниатюре троицкого списка лицевого Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в., посвященной рождению прп. Сергия во время княжения Д. М. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 39). Изображения Д. М. имеются также в нек-рых композициях с родословием русских князей и царей, напр. в росписи 1689 г. в галерее Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М. ] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV), на литографиях «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» 1858 г., «Великие князья, цари и императоры Российские» 1862 г. мастерской И. А. Голышева во Мстёре (ГЛМ). Встречаются гравированные листы нач. XIX в. и литографии сер. XIX в. (в т. ч. изданнная И. Х. Дациаро с подписью мастера: «L. Loire») с условным «портретом» Д. М. (РНБ, см.: [Филипповский Е. ] Пантеон Рос. государей. М., 1805. Ч. 1; Похорский Д. В. Рос. история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Отечественный пантеон. М., 1850. Ч. 1. С. 250). Известна литография И. Щедровского по рисунку Б. А. Чорикова «Дмитрий II отмщает за смерть отца своего, Георгию III, 1325 года», выполненная ок. 1836 г. для изд.: Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844.

http://pravenc.ru/text/178221.html

РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 369. Октоих, писавшийся с 13 октября 1497 г. по 26 августа 1498 г. монахом Феодосием Шастуном (л. 35—440 и неизвестным писцом (л. 1–34 об.), сделавшим в Троиц. 368 запись о написании этой рукописи в 7005 г. (л. 486). Филиграни: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей=Лихачев, 1270; 2) Голова быка под крестом, обвитым 1 из рукописи МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей — близка к одному из вариантов знака 3 рукописи Троиц. 368; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей, и монограммой — те же два варианта, что и в МДА, 48; 5) Тиара=Лихачев, 1353. Рассмотрим теперь филиграни рукописи Троиц. 643: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей (два варианта) (л. I—II, 1—45, 206—246, 302—325) — знак, не встречавшийся в предыдущих рукописях; 2) Тиара (л. 46—91, 100—205) — близка к вариантам МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей, с монограммой (л. 92—99, 326—347)=как в МДА, 48; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 270—285, 294=301, 348—356, 363, 374, 377, 382, 385, 389, 395)=Лихачев, 1270; 5) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 286—293, 295—300, 1 из рукописи МДА, 48; 6) Голова быка под крестом с цветком (л. 247—269) — знак не встречался в предыдущих рукописях. Поскольку филиграни Троиц. 643 в основной своей массе совпадают с филигранями МДА, 48 и Троиц. 369, то в целом рукопись также может быть отнесена к концу XV века. 7) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 131 (л. 264—339 об.) — кон. XV — нач. XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — Брике, 8652 (1494—1510 гг.); Агнец под знаменем — Брике, 26 (1467—1495 гг.), Лихачев, 3839, 3840 (1495 г.). 8) РНБ, Q.I.999 (л. 53 об. — 117) — первая четверть XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — типа: Брике, 8669 (1486—1491 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной — Брике, 12614 (1516 г.). 9) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 777 (л. 16—21 об.) — первая четверть XVI в. Фрагмент редакции, кончается словами: «Старець же благослови родители и отрока, изыде от нихъ, сиа рекъ: яко сынъ ваю велми будеть предъ Богомъ и многыа ради добродтели его съсудъ избранъ хощеть быти Богу и служитель Живоначялныя Троиця. И сиа рекъ, отиде въ путь свои. Сия убо самъ святыи послди извсговааше».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

269 Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898. С. 17. 270 ОР РНБ, ф. 573, А 1/69, л. 132об. Иосиф, епископ Воронежский – Исидору, экзарху Грузии, от 27 октября 1854 г. 282 Свод зак. 1857 г. Т. X. Ч. III. Ст. 467. Примеч.; ПСЗ. Изд. 2-е. Т. IV. 1829 г. 3323, § 15. 301 Григорович Н. Обзор общих законоположений о содержании православного приходского духовенства... См. «Положение...». Ст. 60–6 7. 302 Александров Н. Сборник церковно-гражданских постановлений в России. СПб., 1860. С. 120–1 21; Руновский Н. Указ. соч. С. 41. 304 Розанов Н. П. Об устройстве церковных домов для приходского духовенства в Москве//Православное обозрение. 1869. 8. С. 229. 305 См., напр.: Ростиславов Д. Об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876; Смолин И. К. Указ соч. С. 193, 335, 521. Смолич, не обратив внимания на суть проблемы, загипнотизированный, как и другие исследователи, цифрами отчетов обер-прокурора и смет Синода, полагал, что дело заключалось только лишь в нерациональном расходовании «огромных средств, имевшихся в распоряжении Св. Синода». 308 Григорович Н. Обзор учреждения в России архиерейских православных кафедр и способов содержания их. 1764–1 866 гг. СПб.. 1866. 313 ОР РГБ, ф. 304/11, д. 259, л. 17, 23об., 25; ответное послание Филарета от 23 января 1852 г. опубликовано в кн.: Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 3. М., 1886. С. 434–4 40. 318 Леонид, архиеп. Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М., 1907. С. 315. 340 РГИА, ф. 832, оп. 1, д. 91, л. 9. Причина переманивания профессоров-философов из духовной школы в светскую заключалась в том, что по распоряжению Николая I преподавание философии в университетах было прекращено, тогда как в духовных академиях продолжалось, и получилось так, что именно они стали хранителями и очагами развития философской мысли в России 1850-х – нач. 1860-х гг. Поэтому, когда опала на университеты закончилась, они могли позаимствовать профессуру только из духовных академий либо пригласить из-за границы. Но переходить в университеты преподавателей побуждало еще и засилье в духовной школе черного духовенства: карьера напрямую связывалась с пострижением в монашество, и самый яркий тому пример – судьба ректора Московской духовной академии А. В. Горского. – См.: Введенский А. И. Судьбы философии в России// Введенский А. И, Лосев А. Ф. , Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Изд-во Уральского ун-та, 1991. С. 33, 34, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

130); «Подобием седина в чернее, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, ризы преподобническия» (Сводный подлинник Филимонова, с. 49); «Брада короче Власиевы, не раздвоилась, вчерне седина, ризы преподобническия» (БАН, Строгоновское собр., 66, л. 90). См.: Маркелов Г. В. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII-XIX веков. Свод описаний. Т. 2. СПб., 1998. С. 120. 80. Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский... С. 399-400. 81. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии... С. 622-625; Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998р. С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 287. 82. Успенский сборник вв./Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. С. 80. 83. Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник (составлено по рукописям Соловецкой библиотеки). Казань, 1881. С. 228, 229. 84. Цитируется Житие прп. Александра Свирского по списку из собрания Троице-Сергиевой лавры (РГБ, ф. 304/II, 269). См.: 85. Федотова М. А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского//Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 167. 86. Каган М. Д. Житие Павла Обнорского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (XVII в.). Ч. 1. Л., 1988. С. 315. 87. Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский... С. 181. 88. Лихачев И. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Т. 1-3. СПб., 1899. Благодарю А. И. Алексеева за сведения о филигранях рукописи. 89. Описание составлено по: Рукописные книги собрания М. П. Погодина. Каталог. Вып. 3. СПб., 2004. С. 29. 90. Laucevicius E. Papierius Lietvoje XV-XVIII a. Vilnius, Т. 1-2. 91. Описание составлено по: Шульгина Э. В. Лицевой сборник житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. 107-1)//«Хризограф». Вып. 2. М., 2005. С. 242-261; Шамина И. Н. Житие преподобного Арсения Комельского//Древняя Русь.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

XV - XVI в.: Кат./ГММК. М., 2016. С. 204-215. Кат. 17), есть композиции, иллюстрирующие главу Жития «О приходе старца Никифора к нему [прп. Александру]» (клейма 47-49: Н. приходит к прп. Александру, через нек-рое время сообщает ему о намерении отправиться в Киев, получает благословение на отшествие из мон-ря). Н. изображен средовеком с бородой средней длины, в обычной монашеской одежде, с куколем на плечах, вокруг головы обозначен нимб. Этот образ лег в основу житийной иконы со 104 клеймами, вложенной в 1591/92 г. «ко гробу» прп. Александра московским царским дьяком Семеном Емельяновым (Лодейнопольский ист.-краевед. музей). На иконах святого «в деянье» с меньшим количеством сюжетов, напр. на вкладном образе с 39 клеймами дьяка Захария Богдана Силина 1655 г. (из местного ряда иконостаса Преображенского собора Свирского мон-ря, ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 74) рассказ о Н. ограничен только композицией прихода старца в обитель (клеймо 19; изображен без нимба). Эта иллюстрация встречается также в лицевых списках Жития прп. Александра Свирского сер. XVIII - нач. XIX в., насчитывающих более 50 миниатюр (РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. Д. 1209; ГИМ. Муз. 344; Музей Правосл. Церкви в Куопио (Финляндия), 59; Нововалаамский мон-рь (Финляндия), XII.212). Так, на миниатюре с изображением Н. и прп. Александра из рукописи в собрании Нововалаамского мон-ря (кон. 10-х гг. XIX в.) подчеркнута особая деталь облика пришедшего в обитель подвижника - железные вериги («…велию тягость железну на себе носящи, яко и оужем железным превившуся ему по всему телу, и еще же и чепем многым о чреслех его препоясаным» - РГБ. Ф. 304.II. 269. Л. 66-66 об.; XVII в.). Н. нарисован в профиль, с небольшой, выступающей вперед бородой, одет в коричневый подрясник и черный клобук с воскрилиями, обут в черные сапоги, нимб отсутствует. Фрагментом иконостаса на паперти Успенской ц. Валаамского мон-ря является горизонтальный образ с 2 событиями из Жития прп. Александра Свирского (1786, поновление - 1853, Нововалаамский мон-рь в Финляндии; см.: Sipola.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

В Зеленых минеях служба читается под 30 августа (ЗМ_август III: 294–320). Тропарь и кондак читаются также под 30 апреля (ЗМ_апрель II: 43–44). При подготовке текста службы составители ЗМ пользовались печатными изданиями «Служба с акафистом преподобному и богоносному Александру, игумену Свирскому, чудотворцу». Изд.2. Киево-Печерская лавра, 1882 (машинописная копия этого издания имеется в архиве ЗМ) и изданием «Житие, чудеса и служба преподобнаго и богоноснаго отца нашего Александра Свирского ». М., 1888 (ссылка на это издание имеется в печатном тексте). Молитва Александру Свирскому заимствована из сборника «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице, святым угодником Божиим, чтомыя на молебных и иных последованиях», Петроград, 1915. Л. 219 об.– 220. Кроме того, добавлены две молитвы: «Молитва преподобнаго Александра Свирскаго Господу Богу и Пресвятей Богородице» и «Таже молитва по вся дни». Сомнительно, что автором этих молитв действительно является св. Александр Свирский . В тексте жития прп. Александра имеются небольшие молитвословия, однако они отличаются от тех, которые помещены в ЗМ. Установить источники этого текста еще предстоит. По крайней мере, вторая из них встречается в сербском фрагменте из Синайского собрания (Sinait. Slav 28/N). Иеромонах Далмат (Юдин), исследовавший текст этой молитвы в составе молитв перед сном, осторожно предполагает, что св.Александр мог использовать эту молитву, однако признает, что «в доступных нам списках его жития нам не удалось найти ни текста молитвы, ни какого-либо косвенного свидетельства об этом». 29 Молитва имеется и в списке XVII в. РГБ, Ф. 304.1. 804. Л. 268–269. Публикация ЗМ способствовала распространению этих молитв. В последующие годы эти молитвы перепечатывались в некоторых книгах, посвященных св. Александру Свирскому . 30 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 201–202; Лозинский Р Р., прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Тула, 2018. С. 159, 194, 476, 508; Попов A. В. Православные русские акафисты. М., 2013. С. 246–247. Служба преподобному Афанасию, Затворнику Печерскому 31

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 369. Октоих, писавшийся с 13 октября 1497 г. по 26 августа 1498 г. монахом Феодосием Шастуном (л. 35–440 и неизвестным писцом (л. 1–34 об.), сделавшим в Троиц. 368 запись о написании этой рукописи в 7005 г. (л. 486). Филиграни: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей ­­ Лихачев, 1270; 2) Голова быка под крестом, обвитым змеей ­­ 1 из рукописи МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей – близка к одному из вариантов знака 3 рукописи Троиц. 368; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей, и монограммой – те же два варианта, что и в МДА, 48; 5) Тиара ­­ Лихачев, 1353. Рассмотрим теперь филиграни рукописи Троиц. 643: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей (два варианта) (л. I-II, 1–45, 206–246, 302–325) – знак, не встречавшийся в предыдущих рукописях; 2) Тиара (л. 46–91, 100–205) – близка к вариантам МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей, с монограммой (л. 92–99, 326–347) ­­ как в МДА, 48; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 270–285, 294­301, 348–356, 363, 374, 377, 382, 385, 389, 395) ­­ Лихачев, 1270; 5) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 286–293, 295–300, 357–414) ­­ 1 из рукописи МДА, 48; 6) Голова быка под крестом с цветком (л. 247–269) – знак не встречался в предыдущих рукописях. Поскольку филиграни Троиц. 643 в основной своей массе совпадают с филигранями МДА, 48 и Троиц. 369, то в целом рукопись также может быть отнесена к концу XV века. 7) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 131 (л. 264–339 об.) – кон. XV – нач. XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – Брике, 8652 (1494–1510 гг.); Агнец под знаменем – Брике, 26 (1467–1495 гг.), Лихачев, 3839, 3840 (1495 г.). 8) РНБ, Q.I.999 (л. 53 об. – 117) – первая четверть XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком – типа: Брике, 8669 (1486–1491 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной – Брике, 12614 (1516 г.). 9) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 777 (л. 16–21 об.) – первая четверть XVI в. Фрагмент редакции, кончается словами: «Старець же благослови родители и отрока, изыде от них, сиа рек: яко сын ваю велми будеть предъ Богом и многыа ради добродетели его съсуд избран хощеть быти Богу и служитель Живоначялныя Троиця. И сиа рек, отиде в путь свои. Сия убо самъ святыи последи извесговааше».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Назидательность виршей с акростихом обеспечила их популярность отдельно от «К. р.». Они есть в сб. «Круг великий миротворный» 1680 г. (РГБ. Ф. 178. 1372), в компиляции на основе вариантов трактата Дилецкого (ГИМ. Син. певч. 777, нач. XVIII в.), в старообрядческих певч. азбуках (напр.: РГБ. Ф. 210. 3, сер. XIX в.), в т. ч. в переложении на крюки (напр.: РГБ. Ф. 178. 881, сер. XIX в.; в виде двознаменника - РГБ. Ф. 379. 6, сер. XIX в.; транскрипцию фрагмента по ркп. сер. XVIII в. РГБ. Ф. 210. 2 см. в изд.: Протопопов. 1989. С. 68-69). Структура «К. р.» стала одним из образцов для старообрядческих азбук. Имели место и прямые заимствования, прежде всего вводной части и заключения, к-рые выполняли в старообрядческих азбуках риторические функции (напр.: РГБ. Ф. 379. 7, 8-1, обе - сер. XIX в.). Изображение ключа нередко помещалось в старообрядческих азбуках: с пометами - как наглядное пособие (РГБ. Ф. 210. 3), в виде простого рисунка - как символ изучения знаменной премудрости (РГБ. Ф. 379. 8-1). В редких случаях заимствовалось «Сказание о нотном гласобежании» (РГБ. Ф. 210. 3). В теоретической части нотации влияние «К. р.» на последующие тексты незначительно. Можно отметить развитие классификации знамен (напр.: ГИМ. Син. певч. 930). Издания Проект публикации «К. р.» вместе с др. древнерус. руководствами был задуман В. Ф. Одоевским и обсуждался в Об-ве древнерусского искусства. Для этого проекта в 1866 г. были отлиты пунсоны и матрицы знаменного шрифта (см.: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. 1861-1918. М., 2002. С. 37, 96. (РДМДМ; 3)). Прот. Д. Разумовский подготовил копию «К. р.» на основе сличения 4 рукописей (РГБ. Ф. 310. 4. 12, ок. 1863; описание копии - РГБ. Ф. 310. 4. 11, 60-е гг. XIX в.). После смерти Одоевского проект остался без руководителя и не был осуществлен. Вирши из «К. р.» неоднократно издавались (см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России//ЧОИДР. 1846. 3. Отд. 1. С. 15; Игнатьев А. А. Богослужебное пение Православной Русской Церкви с кон. XVI до нач. XVIII в. по крюковым и нотно-линейным певчим рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1916. С. 349-350; и др.). «К. р.» был опубликован как часть факсимиле рукописи кон. XVII в. РНБ. Вяз. Q. 215 (Знамения осмогласного пения с литерными пометками и линейными нотами. СПб., 1880. (Изд. ОЛДрП; 51)). Фрагменты «К. р.» по отдельным спискам изданы Д. С. Шабалиным (Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Краснодар, 2004. С. 255-257, 302-304, 314-320). Полного научного издания «К. р.» не существует.

http://pravenc.ru/text/1841538.html

Первая евангельская стихира с ремаркой «меншее знамя». Певч. сборник. 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 23. Л. 269) Первая евангельская стихира с ремаркой «меншее знамя». Певч. сборник. 2-я четв. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 23. Л. 269) Пример применения термина «малый распев» не к отдельному песнопению, а к большому циклу песнопений представляет собой цикл из 11 евангельских стихир, традиционно помещаемый в рукописях как приложение к Октоиху (см. ил.: 1-я евангельская стихира, глас 1 - РГБ. Ф. 379. 23. Л. 269, «меншее знамя»; содержит следующие мелодические формулы (попевки, лица-попевки и фиты) 1-го гласа столпового знаменного распева: рожек с хамилой, долинка переметная, колесо, фита поводная, пригласка с тряской и перехватом, рафатка с хамилой, кулизма средняя, рожек, рафатка, фита кудрявая, возвод). Обозначение «меньшая», или «малая», в списках XVII в. получила появившаяся на рубеже XVI и XVII вв. новая стилевая редакция евангельских стихир. По сравнению с предшествующей редакцией (пространный и сложный мелос к-рой является одним из выдающихся образцов древнерус. мелизматики) распевы стихир в новой редакции были значительно сокращены и адаптированы в русле столповой традиции, большая часть фит и лиц заменены на формулы силлабо-невматического типа. Одновременно с термином «малый распев» возникло и наименование «большой распев» , к-рое стало применяться к первоначальной мелизматической редакции евангельских стихир, продолжившей бытование в списках параллельно с «меньшей», сокращенной версией. Примеры списков, содержащих обе редакции: РГБ. Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в. (старая ред. без уточняющей ремарки - л. 257, новая ред. с пометкой «меншее знамя» - л. 269); РГБ. Ф. 304 430, 1-я пол. XVII в. (новая ред. без ремарки - л. 365 об., старая ред. с ремаркой «большее знамя» - л. 564); РГБ. Ф. 304 449, 1-я пол. XVII в. (старая ред.- л. 232, новая ред.- л. 271, обе без ремарок). Ремаркой «меньшее» предваряются также нек-рые песнопения Обихода (в т. ч. из триодного цикла): «Богородице Дево, радуйся», «Приидите, ублажим Иосифа», «Достойно есть», «О Тебе радуется», «Владычице, приими молитву раб Своих», «На реках Вавилонских», «Взбранной Воеводе», нек-рые тропари, задостойники и др.

http://pravenc.ru/text/2561752.html

Атрибутивные пометы при стихирах митр. Петру «Кыми похвалеными...» выявлены также в рукописях нач. XVII в.: «Творение царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси» (РНБ. Солов. 690/769. Л. 105), «Творение государя царя Ивана Васильевича» (РНБ. О1-238. Л. 146). Те же стихиры без атрибутивных помет выявлены в 10 рукописях: ГИМ. Единоверч. 37; БАН. Строг. 44; РНБ. Кир.-Бел. 586/843; РГБ. Ф. 37. 100, 148 (обе - 1-я пол. XVII в.); БАН. Собр. Каликина. 69 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 123 (1-я пол. XVII в.); ГИМ. Щук. 767 (1-я пол. XVII в.); РГБ. Ф. 379. 64 (2-я пол. XVII в.); ГИМ. Син. певч. 1252 (2-я пол. XVII в.). Стихиры митр. Петру «Отче преблаженне...» с атрибуцией И. В. содержатся (помимо упомянутого выше Стихираря из собрания ТСЛ) в рукописи РНБ. О1-238, без атрибуции - в списках БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РНБ. Погод. 380, РГБ. Ф. 37. 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, РНБ. Солов. 690/769, РГБ. Ф. 304. 428, РГБ. Ф. 228. 38 (2-я пол. XVII в.), БАН. Вят. 9. Славник «Денесе собори рустии...» без указания авторства помещен в рукописях ГИМ. Единоверч. 37, БАН. Строг. 44, РНБ. Кир.-Бел. 586/843, РГБ. Ф. 37. 100, 148, БАН. Собр. Каликина. 69, ГИМ. Син. певч. 123, ГИМ. Щук. 767, РНБ. Кир.-Бел. 665/922 (1-я пол. XVII в.), РГБ. Ф. 379. 64, РГБ. Ф. 228. 38. По тексту, опубликованному Д. С. Лихачёвым , В. В. Копыловой уточнены ирмосы, по которым осуществлялся распев канона Ангелу Грозному воеводе. В стихирах на подобен определяется тот же принцип распева по образцу стихир «О дивное чюдо» (Владимирской иконе) и «Кыми похвальными...» (митр. Петру). В связи с этим в большей части произведений, атрибутируемых И. В. в нотированных рукописях XVII в., степень его авторства следует определять в контексте средневек. канона песнотворчества. При этом выделяется особая группа самогласных песнопений, в к-рых авторство как творческий акт создания напева представляется более выраженным. Муз. прочтение стихир неединообразно и выражено в 3 редакциях - знаменной, путевой и логгиновской из рукописи РГБ. Ф. 304. 428. Т. о., остается открытым вопрос о муз. редакции распева стихир И. В. За последние годы выявлены материалы для доказательства авторства напевов и других рус. царей. В отличие от атрибуции песнопений царю Алексею Михайловичу , основанной на прямом указании: «творение роспева… и положение знамени» - и на его автографе (ГИМ. Муз. 2699. Л. 20-23 - см.: Былинин, Посошенко. 1988. С. 131), а также царю Феодору Алексеевичу («Достойно есть» с указанием: «Царского роспеву» - ГИМ. Син. певч. 52. Л. 183 об.; см.: Парфентьев. 2005. С. 153), дальнейшая атрибуция распевов И. В. требует дополнительных разысканий и аргументов.

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010