РГБ, ф. 304 II, № 269



  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из ...Искать в Источникеpravenc.ru
... аллилуия, и отказавшийся отдать предпочтение к. -л. практике ( ПС. 1861. Янв. С. 111-112 ) . (Серебрянский считал, что «Повесть о сугубой аллилуии» могла быть составлена в ответ на послание Траханиота, см. : Серебрянский.) 1908. С. 112. (Об актуальности споров об аллилуия в нач. XVI в. свидетельствует сочинение прп. Максима Грека «Словцо смеющим трижды глаголати аллилуя чрез преданиа церковнаго, а четвертое «слава Тебе, Боже»», в к-ром ученый монах отдает решительное предпочтение двоению аллилуия, называя его «древним преданием», троение же осуждает как католич. богослужебную практику) РГБ. Ф. 304. 200. Л. 274-275 об. (. Э. П. Р. Почитание Собор Псковских чудотворец. Икона. Кон. XIX в.) ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом (Собор Псковских чудотворец. Икона. Кон. XIX в.) ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом (Местное почитание Е. началось сразу после его кончины. Через нек-рое время на гробнице святого по повелению Новгородского архиеп. Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Е. его учеником Игнатием, и положено завещание святого.) Канонизация Е. совершилась, по-видимому, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. (см. «Стоглав») постановил праздновать память Е., ... далее ...
ВОЕННАЯ СЛУЖБА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... что и на церковном, и на военном языках высшее проявление жертвенного служения, в одном случае Богу, в др. - отечеству, именуется одинаково - подвигом. Христ. отношение к войне предполагает допустимость, а в известных случаях и нравственную необходимость для христианина нести В. с. в силу служебного долга, по призыву на законных основаниях, либо когда совесть побуждает его к добровольному ее несению. Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) История Церкви знает немало воинов и полководцев, прославленных христ. добродетелями. Церковное предание повествует о несшем стражу у Креста при распятии Спасителя рим. сотнике мч. Лонгине ( I в., пам. 16 окт. ) , уверовавшем во Христа и позже принявшем мученическую кончину. В армии Римской империи II - нач. IV в. служило уже большое количество христиан, о чем косвенно свидетельствует сонм воинов-мучеников, принявших смерть за веру во Христа Спасителя в периоды гонений. Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. ... далее ...
, предположительно в 50-60-х гг. XVI в. (см. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; † ок. 1597) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 г. Суздальский и Тарусский архиеп. Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и И. серебряными окладами (Фёдоров. 1855. С. 122, 127-128; публикацию вкладной записи на покрове см. : Вероятно, одновременно с составлением первоначальной редакции Жития И. инок Григорий в 50-60-х гг. XVI в. написал службу святителю, ее древнейший список) РГБ. Ф. 304. I. № 337 ( датируется 3-й четв. XVI в. ) Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии Сост. : Т. Б. Ухова Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 121 (. Несколько списков службы И. относится к XVIII в.) см., напр. : РНБ. ОЛДП. Q. 206. Л. 37-42 (. В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную - Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают») Макарий (Веретенников) , архим. Эпоха ... далее ...
Два бойца/Интервью/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И–394) , а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан) . Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых ( РГБ. Ф. 304 III. М., 8663 ) . В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV) . В 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных») . В службе преподобному Михею Радонежскому ( М., 1913 ) Русская Церковь прославляет их как святых воинов (3-я стихира на стиховне, 3-й тропарь 9-й песни канона) . Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея ... далее ...
свт. Иоанн Суздальский и Нижегородский, еп. — ...Искать в Источникеelitsy.ru
... Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; † ок. 1597) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 г. Суздальский и Тарусский архиеп. Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и И. серебряными окладами (Фёдоров. 1855. С. 122, 127-128; публикацию вкладной записи на покрове см. : Вероятно, одновременно с составлением первоначальной редакции Жития И. инок Григорий в 50-60-х гг. XVI в. написал службу святителю, ее древнейший список) РГБ. Ф. 304. I. № 337 ( датируется 3-й четв. XVI в. ) Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии Сост. : Т. Б. Ухова Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 121 (. Несколько списков службы И. относится к XVIII в.) см., напр. : РНБ. ОЛДП. Q. 206. Л. 37-42 (. В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную - Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают») Макарий (Веретенников) , архим. Эпоха ... далее ...
Небесный покровитель храма — Больничное ...Искать в Источникеchurch.ua
... заканчивается прошением о причтении «с новыми сими мучениками» (Там же. Т. 10. С. 109) . К сер. XVI в. Георгий Всеволодович еще не был канонизирован: его имя включено в Помянник русских князей и княгинь, созданный между 1 окт. 1556 и 30 янв. 1557 г. по указанию царя Иоанна IV Васильевича, в раздел «А сех поминати на понахидах» (Россия и греческий мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 215, 399) . Служба Георгию Всеволодовичу опубликована в Трефологионе ( М., 1637 ) , в печатные Святцы ( М., 1647 ) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. 628) , древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 64) . В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Георгия Всеволодовича говорится: «В 4 день (февр. — А. Г.) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53) . Под 4 февр. имя Георгия Всеволодовича включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.) , в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) ( ... далее ...
St. Nicholas of Japan on Buddhism, continued / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... He recalled the Englishman who died in Japan having converted to Zen Buddhism as a “forever unhappy renegade” (V, 348) , and the American, Fenolossa, who became a Buddhist ( see: V, 595 ) . He sharply reacted to General Henry Olcott, “who converted to Buddhism and even composed a Buddhist catechesis” (III, 560) . All of this seemed to the saint ridiculous in the highest degree. Noting the closeness of Schopenhauer’s philosophy to Buddhism, St. Nicholas theorized that, including through it, “Buddhism entered through the edge of its mist into certain empty heads in Europe and America” (II, 304) . In different notes he points out that, firstly, in turning toward people in the West, Buddhism itself mimics in many ways the Christian milieu; and on the other hand, the new converts themselves introduce into Buddhism ideas and concepts that are alien to it. In this sense, noteworthy are St. Nicholas’s comments on the book by one of the more well-known European preachers of Buddhism of the time: “Ambassador Mikhail Alexandrovich Khitrovo came with a German catechism of Buddhism… The author is a German who placed himself among the ranks of the fans of pantheistic Buddhism, but at ... далее ...
Послание об образе жития и отчасти о жизни ...Искать в Источникеazbyka.ru
... где сосредотачивалось общее управление всех монастырей». 53 Этот акцент на тождестве (τη ταυτότητι) трех Лиц Святой Троицы в видении преподобного Феодора связан, возможно, с вопросом о Божестве Святого Духа, который возник сразу после Никейского собора. См. Kelly J. N. D. «Early Christian Doctrines». London, 1985. P. 255–258. 54 Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается святителем Афанасием, см. Святитель Афанасий Великий. «Творения», т. II. С. 304; ср. Протоиерей Георгии Флоровский. «Догмат и истина». М., 1998. С. 132–133. 55 Данное выражение (τον μονήρη βίον) указывает на период семилетнего отшельничества, то есть «школу анахоретства», которую преподобный Пахомий прошел под руководством старца Паламона. См. Сидоров А. И. «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». М., 1998. С. 157. 56 Мелетий, епископ Ликопольский, был причиной раскола в Египте, возникшего во время последних гонений на христиан по поводу вопроса о строгости церковной дисциплины в отношении к отступникам веры: Мелетий придерживался строго ... далее ...
У истоков культуры святости, Раздел 5 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... арианами Божества третьего Лица Троицы заставило сначала св. Early Christian Doctrines. London, 1985, p. 255–258. 461 Идея, что познание Бога по аналогии с тварным миром является познанием очень относительным и неадекватным, встречается у многих отцов Церкви. В частности, она не единожды высказывается св. Афанасием. Например, полемизируя против ариан, он говорит: «Писание представило нам таковые начертания и таковые образы, чтобы мы, поелику природа человеческая не в состоянии постигнуть Бога, из них хотя отчасти и неясно, по мере сил своих, могли уразуметь Его». Творения, т. II, с. 304. Поскольку видение касается Святой Троицы в Самой Себе, то оно представляет сущность Божию, а эта сущность «для человека недомыслима и неизреченна и ведома только Единородному и Духу Святому. По выражению свт. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемое и от самих Серафимов и прославляемое Тремя Святынями, которые сходятся во единое Господство и Божество». И весьма несовершенно может тварный ум «оттенить» некий малый «образ истины» в безмерном море Божественной сущности, и не потому, что Бог есть, но «потому, что окрест Его» – έκ των περι αύτον «. ... далее ...
Древнерусский духовник - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... так: «Клим спрашивал Нифонта, по поручению Полотского епископа») История, I, 1 2, стр. 309, пр. 2 (. Наконец, приведенный выше неясные слова можно, кажется, понимать и в том смысле, что Климент хотел знать решение вопроса от Полоцкого епископа чрез Нифонта Новгородского. Несомненно, что в данном случае один иерарх поручалдругому узнать мнение третьего. Но намека на какое-нибудь посольство здесь не видно. Есть основание думать, что Козьма, еп. Полоцкий, был противником митр. Климента вместе с Нифонтом Новгородским и Мануилом Смоленским) Ипат. Лет. 1156 г., стр. 333; П. С. Р. Л. VII, 65; ср. II, 304 (. Впрочем Голубинский – История, I, 1) 2, 305, пр. 3, – не признает Козьму противником Климента Смолятича. Никольский, О литер, трудах м. Климента Смол., IV, наоборот, считает его противником Климента. Возможно, что и Козьма, подобно Нифонту, был призван в Киеве и посажен. Тогда все три иерарха легко могли обмениваться мнениями по вопросам церковной практики. Если справедлива догадка митр. Макария (История, III) 3, 16 стр. (, что Козьма, поставленный в 1143 г., мог быть грек: «его могли привести с собой из Константинополя князья полоцкие, жившие там в изгнании и только что ... далее ...

  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015  016   017   018   019   020   021   022   023   024   025   026

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Справочник - ПОИСКОВ.РФ