РГБ, ф. 304 II, № 269



  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

«Приидите, вернии, Животворящему Древу ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (ум. 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270) . 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; ... текст полностью ...
Воздвижение Честного и Животворящего Креста ...Искать в Источникеchurch.ua
... чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. Др. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270) . 3-я версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; ... текст полностью ...
Книжная справа и справщики на Руси в XIII–XVII ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... другу, и весь живот наш Христу Богу предадим. Современный вариант: …оставление грехов испросивше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу богу предадим. Отметим, что в русском средневековье не была решена основная часть проблемы: рассматриваемая часть прошения в великих и малых ектениях (а их значительно больше, чем упомянутых) оставалась непонятной. Но попытки сделать понятным это прошение оставались. В рукописях XVI в. мне приходилось встречать вариант: [ Пресвятую, Чистую… со всеми святыми помянувше, ] сами себе друг другу, и весь живот наш Христу Богу предадим ( см., напр. РГБ. Ф. 304. I. 226 ) 997 (, л. 9 об.) . Смысл этого прошения в следующем: мы предаем себя Богу путем взаимной жертвенности. Согласитесь, довольно интересный выход из положения. Прошение получило глубокое вторичное значение, стало понятным, но принципиально отошло от смысла греческого оригинала. Правда, в печатные книги такое переделанное прошение не попало. [13] Об этих заменах много сказано в работе Пентковской Т. В. Грецизмы и их славянские эквиваленты в южнославянских и восточнославянских переводах XI–XIV вв. (Славяне и их соседи. Вып. 11. Славянский мир между Римом и Константинополем. ... текст полностью ...
[Рец. на:] В. В. Василик. Происхождение канона ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... историю появления Сретенских мегалинариев в славянских книгах. В Оке церковном 1641 и 1610 гг. в месяцеслове есть упоминание о Сретенских припевах. Но в Типиконе 1633г. - более архаичном и копирующем рукописные славянские Типиконы XVI в. - упоминания о припевах нет. Впрочем, Типиконы XVI в. вообще нигде не упоминают никаких мегалинариев - примечательный факт! Но в рукописных славянских Минеях XVI в. мегалинарии пишутся наряду, правда их меньше, чем сейчас, и редакция перевода, естественно, иная [12]. А вот в рукописных Минеях XV в. мегалинариев уже нет (смотреть, например, Минею-февраль из РГБ, ф. 304. I, № 523) 538 (, л. 37) . Они не были изначальной принадлежностью иерусалимских Миней, но появились позже. Завершить данный небольшой экскурс следовало бы анализом греческих источников, но у нас их не было под рукой. Славянские книги реагировали на богослужебные изменения в Греции с некоторым опозданием, и все-таки новая гимнография, появлявшаяся на Востоке, доходила и до Руси. Из появления Сретенских мегалинариев в славянских книгах следует, что перед этим мегалинарии были внесены в греческие, и произошло это в XV веке. Нечто подобное произошло позднее и с воскресными кондаками ... текст полностью ...
Преподобный Сергий Радонежский как покровитель ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Русь казанского хана Улу-Мухаммеда ( 1439-1445 ) и был зафиксирован примерно в конце 40-х гг. XV в. биографом Сергия, известным русским писателем сербского происхождения Пахомием Логофетом. Этот рассказ, между прочим, бытовал и вне комплекса сказаний о чудесных деяниях Преподобного. В частности, он был занесен во Львовскую летопись, в раздел за 1438 г. [64] и таким образом получил широкую известность. Вот как он читается (воспроизвожу его с некоторыми купюрами) в знаменитой иллюминированной, или лицевой, рукописи начала 90-х гг. XVI в. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры ( ныне РГБ, ф. 304 III, № 21 ) [65]: «Случися убо… нахождение безбожных татаръ, и самому царю ординьскому именем Махметю приити. Исшедшим же противу княземъ и воеводам и множества воиньства християньскаго, и бысть сраждение велие. И побеждени быша безбожнии, и мнози от них избиении падоша. Царю ж с воиньством своим пристрашну бывшу, и зело смиряющимся имъ еже толико живых оставити их. Н ѣ цыи же от християньскаго воиньства смиритися с ними не восхот ѣша… и сего ради и падоша вторым сраждениемъ. Непокорьства нашего всего воиньства християньскаго погаными побѣждено бысть смирения ради их… Понеже ... текст полностью ...
Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Иоанновича к митр. Киприану могло явиться влияние святителя на молодого литовского кн. Якова—Ягайло, в результате чего литовская рать, вопреки договоренности, не приняла участия в Куликовской битве на стороне Мамая. Нет, однако, достаточных оснований отказываться от традиционной точки зрения, что Куликовская битва (8 сентября 1380 г.) предупредила соединение татарских и литовских войск, намечавшееся на конец месяца. О реальной угрозе литовского нашествия сообщает современник, троицкий монах Епифаний (по всей вероятности — прп. Епифаний Премудрый) , в записи на Стихираре 1380 г. (РГБ. Ф. 304. 22) , относящейся к 21 сентября (?) : «Во то (ж) день весть приде, яко Литва грядут с агаряны» (Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII — нач. XV в. М., 1980. Каталог. № 70) . Гнев великого князя на Пимена действительно может объясняться самочинными действиями последнего. {[36]} Сходной точки зрения придерживаются современные исследователи, полагающие, что гнев великого князя московского могло вызвать в первую очередь то обстоятельство, что митрополит дожидался в Твери возвращения из Орды кн. Михаила Александровича, который в ... текст полностью ...
День преставления преподобного Дионисия ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... На обустройство обители расходовалась и милостыня, полученная от «боголюбцев». За пределами обители Д. также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью. Настоятельство Д. принесло перемены в порядке богослужений в Троице-Сергиевом мон-ре. Д. установил обычай на мн. праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков (вероятно, богородичнов Октоиха для малой вечерни) 8 гласов. Такое предписание читалось уже в Каноннике 1615 16 г. (РГБ. Ф. 304. 281) . В рукописи Симона (Азарьина) соответствующие тексты и предписание петь их на воскресных службах помещены вместе с Житием Д. По свидетельству свящ. Иоанна Наседки, Д. также установил обычай читать в Великий пост и на мн. праздники, особенно в день Св. Троицы, Слова свт. Григория Богослова, Беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Точность этого свидетельства подтверждает запись на рукописи Слов свт. Григория Богослова, принадлежавшей мон-рю: «Чтут по ней на соборе, и у Троицы, и в трапезе» (Там же. № 136) . Труды святителей Григория Богослова и ... текст полностью ...
"Согласно славим Всесвятаго Духа" — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... безусловной достоверности памятников часто остается открытым вопрос датировок. Н. В. Квливидзе Иконография Ряд изображений А. Р. житийного характера имеется в лицевых рукописях. На миниатюре в Лицевом летописном своде (Остермановский том) А. Р. и Даниил изображены в связи с работой в Успенском соборе Владимира пишущими (поновляющими?) Владимирскую икону Божией Матери (БАН. 31. 7. 30. Т. 2. Л. 1442, 2-я пол. XVI в.) . В лицевой рукописи жития прп. Сергия Радонежского содержатся 5 миниатюр с изображением А. Р., на к-рых преподобный представлен с нимбом, в подписи назван иконописцем (РГБ. Ф. 304 III. № 21 М. 8663, кон. XVI в.) : «Совет старцев Андроникова монастыря о построении каменного Спасского собора» (Л. 229об.) , «Приглашение игуменом Никоном Даниила и Андрея» (292об.) , «Андрей Рублев расписывает Спасский собор в Андрониковом монастыре» (Л. 230) , «Преставление Андрея и игумена Александра в Спасо-Андрониковом монастыре» (Л. 230об.) , «Прощание братии Троице-Сергиева монастыря с почившими Андреем и Даниилом» (Л. 293) . В лицевом списке пространной редакции жития Никона Радонежского ( БАН. 34. 3. 4., XVII в. ) в 2 миниатюрах представлены сюжеты, аналогичные ... текст полностью ...
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Инок увидел святых Бориса, Глеба и Александра Невского, к-рые будили князей, чьи останки почивают во владимирских храмах, - Андрея Юрьевича Боголюбского, прп. Петра, царевича Ордынского, и Г. В. - и призывали их прийти на помощь Иоанну Грозному против татар (Мансикка В. П. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текстов. СПб., 1913. С. 196-197) . Служба Г. В. опубликована в Трефологионе ( М., 1637 ) , в печатные Святцы ( М., 1647 ) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется временем ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. 628) , древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. № 64) . В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Г. В. говорится: «В 4 день ( февр. - А. Г. ) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53) . Под 4 февр. имя Г. В. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. № 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.) , в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) ( ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439 ) ... текст полностью ...
«ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ῾Ο μονοϒενὴς ὑιὸς τοῦ Θεοῦ BZ. 1984. Bd. 77. S. 3-5; Lingas A. Festal Cathedral Verspers in Late Byzantium OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; Taft R. F. Divine Liturgies - Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine. Aldershot, 2001. Article VIII: Questiones disputatae: The Skeuophylakion of Hagia Sophia and the Entrances of the Liturgy Revisited. С. И. Никитин «Е. С. » в русской монодийной певческой традиции В нач. XVI в. фиксируется мелизматический распев «Е. С. » с указанием «демество» (в некоторых случаях) , изложенный столповым знаменем, но с применением нетипичных знаков (РГБ. Ф. 304. 413. Л. 381 об. - 382, кон. XV - нач. XVI в. ; № 414. Л. 102 об. - 103, 3-я четв. XVI в. ; РНБ. Погод. № 382. Л. 1-2 об.) . Впосл. этот распев заменяется другим, невматического стиля: в певч. рукописях кон. XVI - сер. XVII в. чаще всего можно встретить его в неск. вариантах (с различиями в крюковой орфографии) (ГИМ. Син. певч. № 1191. Л. 156 об. - 157, 1-я пол. XVII в. ; Син. № 819. Л. 18 об. - 19, 1615 г. ; Ед. № 38. Л. 35 об., нач. XVII в. ; БАН. Арх. № 4) . Вероятно, в кон. XVII - нач. XVIII в. появилась новая версия этого распева, записанная путным знаменем (в одноголосном ... текст полностью ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"