РГБ, ф. 304 II, № 269



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... больше) . Вероятно, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в ненотированных и нотированных древнерус. рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении неск. веков, видимо, не позволяют рассматривать т. н. фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Ранняя форма З. н. представляет собой древнерус. версию ранневизант. куаленской нотации (см.) Византийская нотация (и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в визант. рукописях. В самых ранних древнерус. источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном визант. списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны прямой крыж) экфонетическая телия (в качестве заключительного знака песнопения, одиночная чашка) ... текст полностью ...
ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430) , а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90) . В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. ( РГБ. Ф. 304 1. № 625. Л. 90-104 ) , отдельный список XIX в. (РНБ. Колоб. № 160) ; в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. № 553 572. Л. 155) помещены тропарь и кондак. В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом. Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В ... текст полностью ...
БОРИС И ГЛЕБ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... на хвалитех) показывают, что этот гимнографический корпус отражает не одну, а 3 службы, т. е. на праздники, установленные как при митр. Иоанне I ( в 40-х гг. XI в. ) , так и в 1072 и 1115 гг. В Минее 1-й пол. XII в. автором службы Б. и Г. назван митр. Иоанн (I или II?) (РГАДА. Ф. 381. № 122. Л. 111 об.) . Стихиры святым Борису и Глебу. Стихирарь. XII в. (РНБ. Соф. № 384. Л. 100 об.) Во всех сохранившихся Стихирарях домонг. периода песнопения Б. и Г. помещены под 24 июля. Под 2 мая известен лишь кондак «Мученика Христова». Наиболее ранние списки служб на 2 мая относятся к кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 22 и Ф. 113. № 3) , однако они не содержат новых стихир. Специальные стихиры на 2 мая помещены в Минее служебной XV в. и, по-видимому, связаны с творчеством Пахомия Логофета, их нотированные образцы появляются в Стихирарях со 2-й пол. XVI в. Состав песнопений, посвященных Б. и Г., со временем менялся, в частности в XV-XVI вв. исчезли тексты, в к-рых упоминался Святополк. В Минеях (СТ) служба Б. и Г. есть только 24 июля, она помещена после службы мц. Христины ( Июль. Л. 181-191 ) . В Типиконе их память отмечена как полиелейная. В Минее служба бденная (содержит полный корпус ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции Иллюстрации Погребение прп. Алексия, человека Божия. Лист из Минология. 2-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. № 183. Л. 210 об.) Слово о Лазаре, князе Сербском. Лист из Сборника. XV в. (Ath. Pant. Slav. 22. Fol. 275r) Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. № 992) II-789 (. Л. 7) Св. Омар. Лист из Штутгартского пассионала. XII в. (Stuttgart. 58. Fol. 118v) Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304 III. № 21. Л. 231 об.) Погребение св. кн. Бориса в Вышгороде (вверху) . Убийцы сообщают Святополку о смерти св. Бориса и вручают его шапку (внизу) . Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. № 53. Л. 128 об.) " Книга житий святых " свт. Димитрия Ростовского. К., 1700. Т. 3. Л. 1 (РГБ) Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) Чудеса вмч. Димитрия Солунского. Лист из рукописи. 2-я пол. VII-VIII в. (Vat. gr. 797. Fol. 292) Житие св. Колумбы, составленное Манусом О Доннелом. ... текст полностью ...
Авраамиев смоленский в честь Положения ризы ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Авраамию и Е. фиксируются в это же время ( ГИМ. Новоспасск. № 6; РНБ. Соф. № 1492 ) , встречается отдельно канон святым (ГИМ. Син. № 850) . Упоминание в службе «агарянского», «варварского» и «иноплеменного» пленения и «обстояния» Смоленска указывает на раннее происхождение службы (литовцы захватили город в 1239, а монголы дошли до находившегося под Смоленском сел. Долгий Мост) . По мнению С. П. Розанова, сохранившаяся редакция службы является ее 3-й переделкой, при которой к службе прп. Авраамию были добавлены молитвенные обращения к Е. В одном из списков службы в Трефологии XVI в. (РГБ. Ф. 304 1. № 619) Е. назван только в заглавии: «Память преподобных архимандрит смоленских Авраамия и Ефремиа»; возможно, протограф этого списка отражал начальный момент почитания Е. (сан архимандрита у прп. Авраамия и Е., по всей видимости, анахронизм) . На Соборе 1549 г. прп. Авраамий был канонизирован к общецерковному почитанию. Между тем в XVII в. есть свидетельства общерус. почитания Е. В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) под 21 авг. записаны «преподобнии отци Аврамий, архимандрит смоленский, и ученик его Ефрем... новыи чудотворцы» (РИБ. Т. 4. Стб. 855) . Святые названы в ... текст полностью ...
ВОЕННАЯ СЛУЖБАИскать в Источникеpravenc.ru
... что и на церковном, и на военном языках высшее проявление жертвенного служения, в одном случае Богу, в др. - отечеству, именуется одинаково - подвигом. Христ. отношение к войне предполагает допустимость, а в известных случаях и нравственную необходимость для христианина нести В. с. в силу служебного долга, по призыву на законных основаниях, либо когда совесть побуждает его к добровольному ее несению. Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) История Церкви знает немало воинов и полководцев, прославленных христ. добродетелями. Церковное предание повествует о несшем стражу у Креста при распятии Спасителя рим. сотнике мч. Лонгине ( I в., пам. 16 окт. ) , уверовавшем во Христа и позже принявшем мученическую кончину. В армии Римской империи II - нач. IV в. служило уже ... текст полностью ...
Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из ...Искать в Источникеpravenc.ru
... аллилуия, и отказавшийся отдать предпочтение к. -л. практике ( ПС. 1861. Янв. С. 111-112 ) . (Серебрянский считал, что «Повесть о сугубой аллилуии» могла быть составлена в ответ на послание Траханиота, см. : Серебрянский.) 1908. С. 112. (Об актуальности споров об аллилуия в нач. XVI в. свидетельствует сочинение прп. Максима Грека «Словцо смеющим трижды глаголати аллилуя чрез преданиа церковнаго, а четвертое «слава Тебе, Боже»», в к-ром ученый монах отдает решительное предпочтение двоению аллилуия, называя его «древним преданием», троение же осуждает как католич. богослужебную практику) РГБ. Ф. 304. 200. Л. 274-275 об. (. Э. П. Р. Почитание Собор Псковских чудотворец. Икона. Кон. XIX в.) ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом (Собор Псковских чудотворец. Икона. Кон. XIX в.) ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом (Местное почитание Е. началось сразу после его кончины. Через нек-рое время на гробнице святого по повелению Новгородского архиеп. Геннадия был поставлен образ, написанный при жизни Е. его учеником Игнатием, и положено завещание святого.) Канонизация Е. совершилась, по-видимому, на Соборе 1549 г. Собор 1551 г. (см. «Стоглав») постановил праздновать память Е., ... текст полностью ...
, предположительно в 50-60-х гг. XVI в. (см. ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; † ок. 1597) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 г. Суздальский и Тарусский архиеп. Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и И. серебряными окладами (Фёдоров. 1855. С. 122, 127-128; публикацию вкладной записи на покрове см. : Вероятно, одновременно с составлением первоначальной редакции Жития И. инок Григорий в 50-60-х гг. XVI в. написал службу святителю, ее древнейший список) РГБ. Ф. 304. I. № 337 ( датируется 3-й четв. XVI в. ) Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии Сост. : Т. Б. Ухова Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 121 (. Несколько списков службы И. относится к XVIII в.) см., напр. : РНБ. ОЛДП. Q. 206. Л. 37-42 (. В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную - Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают») Макарий (Веретенников) , архим. Эпоха ... текст полностью ...
Два бойца/Церковь/ЖМПиЦВИскать в Источникеe-vestnik.ru
... на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И–394) , а также в ряде памятников искусства светского характера. В XVII в. имена преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби были внесены в Святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан) . Имена преподобных старцев-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби включены в «Синодик Троице-Сергиева монастыря», где они именуются в ряду Радонежских святых ( РГБ. Ф. 304 III. М., 8663 ) . В конце XVII в. имена Александра и Андрея как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV) . В 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных») . В службе преподобному Михею Радонежскому ( М., 1913 ) Русская Церковь прославляет их как святых воинов (3-я стихира на стиховне, 3-й тропарь 9-й песни канона) . Почитание святых монахов-воинов особенно усилилось во время празднования 600-летнего юбилея ... текст полностью ...
свт. Иоанн Суздальский и Нижегородский, еп. — ...Искать в Источникеelitsy.ru
... Андреевича инокиня суздальского Покровского монастыря Евпраксия (в миру Евдокия Александровна Нагая; † ок. 1597) дала вкладом в собор покров на раку «великого чудотворца епископа Ивана», на покрове были вышиты тропарь и кондак святителю. В 1598 г. Суздальский и Тарусский архиеп. Галактион обложил раки Суздальских святителей Феодора и И. серебряными окладами (Фёдоров. 1855. С. 122, 127-128; публикацию вкладной записи на покрове см. : Вероятно, одновременно с составлением первоначальной редакции Жития И. инок Григорий в 50-60-х гг. XVI в. написал службу святителю, ее древнейший список) РГБ. Ф. 304. I. № 337 ( датируется 3-й четв. XVI в. ) Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии Сост. : Т. Б. Ухова Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 121 (. Несколько списков службы И. относится к XVIII в.) см., напр. : РНБ. ОЛДП. Q. 206. Л. 37-42 (. В Похвальном слове русским «новым чудотворцам» инок Григорий писал: «Съшедшеся, блажим двоицю избранную - Иоанна и Феодора, понеже убо сии святии отцы сиают в богоспасаемом граде Суждале, аки два великая светила, иже небесную всю просвещают») Макарий (Веретенников) , архим. Эпоха ... текст полностью ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"