РГБ, ф. 304 II, № 269



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Даниила (?) . Фрагмент иконы «Тайная вечеря» из праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Арх. Гавриил. Работа прп. Даниила (?) . Фрагмент композиции «Благовестие прав. Захарии» в росписи Успенского собора во Владимире. 1408 г. Ап. Иоанн Богослов. Работа прп. Даниила (?) . Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 292 об.) Благовестие прав. Захарии. Работа прп. Даниила (?) . Роспись сев. -вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Тайная вечеря. Работа прп. Даниила (?) . Икона из праздничного чина иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Ок. 1425 г. Мч. Зосима. Работа прп. Даниила (?) . Роспись зап. грани юго-вост. подкупольного столика Успенского собора во Владимире. 1408 г. Свт. Лев Великий, папа Римский (?) . Роспись сев. -вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Преподобные Даниил Скитский и Марк. ... текст полностью ...
ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧИскать в Источникеpravenc.ru
... 1449 50 г. военные действия развернулись в районе Галича, откуда Д. Г. ходил на Вологду. В ходе осады Вологды войска Д. Г. грабили окрестные селения. За местных жителей перед князем вступился прп. Григорий Пельшемский, за что по приказу Д. Г. был сброшен с «помоста». Шемяка вскоре снял осаду и увел войска в Галич, где они потерпели поражение (по словам Жития прп. Григория Пельшемского, «побиени быша... гневом Божиим») , и в 1450 г. город сдался вел. кн. Василию II (хронологически точное изложение этих событий содержится в первоначальной редакции Жития прп. Григория Пельшемского - РГБ. Ф. 304 I. № 693. Л. 153-170 об., 2-я пол. XVI в.) . 2 апр. 1450 г. Д. Г. прибыл в Вел. Новгород, новгородцы признали его своим князем и разорвали связи с Москвой. 21 марта 1451 г. Д. Г. покинул Вел. Новгород и отправился «за Волок». Спустившись на судах вниз по Сев. Двине, его войско 29 июня без боя заняло Устюг. На 2 года этот город стал резиденцией Д. Г. Отсюда он предпринимал нападения на соседние земли. В самом Устюге Д. Г. жестоко расправился с выступавшими против него «добрыми людьми»: согласно Вычегодско-Вымской летописи, по приказу князя их кидали в Сухону, «вяжучи камение великое ... текст полностью ...
ВАСИЛИССА • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции ВАСИЛИССА Том VII, С. 224-225 опубликовано: 20 августа 2009г. ВАСИЛИССА Содержание Гимнография Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) [греч. ????????? ] († 309) , мц. Никомидийская (пам. 3 сент.) . пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии. В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от ... текст полностью ...
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... больше) . Вероятно, фитные начертания напоминали певчим, в каких фрагментах знаменных песнопений предполагалось включение мелизматических вставок, но их воспроизведение могло быть необязательным. Близкое соответствие фитных формул в ненотированных и нотированных древнерус. рукописях, а также большая роль устного способа передачи песнопений знаменного распева и исполнения их по моделям-самоподобнам на протяжении неск. веков, видимо, не позволяют рассматривать т. н. фитную нотацию в качестве самостоятельной системы записи. Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Певческая азбука «Сказание имена знамению». 1-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 415. Л. 191) Ранняя форма З. н. представляет собой древнерус. версию ранневизант. куаленской нотации (см.) Византийская нотация (и, подобно ей, имеет адиастематический характер. Однако она обладает рядом оригинальных черт, не имеющих аналогов в визант. рукописях. В самых ранних древнерус. источниках объединились элементы, характеризующие разные стадии развития куаленской нотации, не встречающиеся одновременно ни в одном визант. списке. С архаичным слоем куаленской нотации связаны ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции Иллюстрации Арх. Иегудиил. Пластина («крыло») дарохранительницы. 1-я четв. XVIII в. (ГММК) «Печать Иезавели». IX-VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим) Пророки Иезикииль, Исаия, Иаков. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Прор. Иезекииль. Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 177 об.) Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) Прор. Иезекииль. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Пророчество Иезекииля о падении Иерусалима. Миниатюра из Книги пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. № 187. Л. 255) Видение прор. Иезекииля. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 880-883 гг. (Paris. gr. 510. Fol. 438v) Пророчество Иезекииля о воскресении из мертвых. Роспись синагоги Дура-Европос. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Прор. Иезекииль принимает из рук Господа свиток. Фрагмент иконы «Видение прор. Иезекииля». 2-я пол. XVI в. (ГММК) Прор. Иезекииль. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия. 1314 г. Видение прор. Иезекииля. Роспись костницы Бачковского ... текст полностью ...
Количество страниц 1168 с Язык церковнославянский ...Искать в Источникеrop.ru
... на другую страницу — всё это имеет одну цель: создать книгу, которая будет полезна и священнослужителям, и монахам, и мирянам; и глубоко воцерковлённым христианам, и тем, кто только начинает свой путь молитвенного делания. Воспитанные и укоренённые в церковной молитвенной традиции найдут в этой книге разумное удобство в изложении и оформлении любимых и привычных чинов, канонов и молитв, а желающим воспринять традицию поможет максимальная полнота подачи чинопоследований, дающая возможность уяснить и практически освоить порядок совершения молитвенного правила. --- Канонник, полууст., ХVI в. РГБ. Ф. 304. I. № 268. Л. 121–128. ; Канонник, уст. и полууст. крупн., 2 пол. ХVІ в. РГБ. Ф. 304. I.269. Л. 105–121 об. Строение каждой песни таково: первые 3 тропаря взяты в разном порядке из канонов Октоиха Архангелам и Ангелам в понедельник утра 5, 6 и 7 гласов, а также из канона Собору Архистратига Михаила ( 2 тропаря 3-й песни ) , далее идут 2 тропаря из молебного канона Ангелу Хранителю монаха Иоанна Черноножного, на «Слава» и на «И ныне» даны тропари из ставшего традиционным канона Ангелу Хранителю: «Песнь воспети, Спасе, и восхвалити... ». Октоих. Глас 6, вторник, на повечерии. ... текст полностью ...
Максим Грек и его время, Глава V. Сношения Москвы ...Искать в Источникеazbyka.ru
... заключение на одинаковости слога с изложением толкований на Апокалипсис того же Кирилла. Обращаясь еще к И. Златоусту, он замечает, что, сказанным им исторически от пророка к иудеям или об иудеях, он поучает слушателей примерами, как о благих, так и о злых делах, всегда побуждая их к добродетели. О других, более мелких писателях, он только упоминает; объяснения тех толкователей, которые ему были известны, но имена которых не были обозначены в греческом тексте, как Иоанна Златоуста, он надписывал ими, основываясь на собственных сведениях, способах изложения и приемах поучений. ( Сочин. II, 304—311 ) . В свое время А. В. Горский так отозвался о замечаниях Максима Грека относительно предложенных толкований: «хотя распределение толкователей на классы не всегда строго оправдывается характером их толкований и самое различие двух первых направлений в толковании не совсем ясно; но нельзя не признать, что Максим Грек, при всей скудости исторических пособий, верно определил характер многих и понял их сродство, а в своих замечаниях дал читателям некоторое руководство, как смотреть на различные толкования в книге, им предлагаемой, и как ими пользоваться» 717. С своей стороны М. ... текст полностью ...
Состояние монашества в Византийской Церкви с ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 499 Continuatus. P. 384; Leo Grammaticus. P. 489; Cedrenus. T. II. P. 281; Zonara. Col. 81; Hamartolus. P. 800—801; Symeon. Magistr. P. 720. 500 Continuatus. P. 398; Leo Grammaticus. P. 497; Cedrenus. T. II. P. 297; Hamartolus. P. 817; Symeon. Magistr. P. 731—732. 501 Continuatus. P. 400; Leo Grammaticus. P. 497; Cedrenus. T. II. P. 298. — При Романе II монастырь Елегмов был местом жительства магистра Романа Са- ронита, который, опасаясь опалы царя, разделил имение между детьми и заблаговременно надел монашескую одежду. См. : Cedrenus. T. II. Р. 342. 502 Continuatus. Р. 406; Cedrenus. T. II. Р. 304; Symeon. Magistr. P. 736. 503 Leo Grammaticus. P. 502; Cedrenus. T. II. P. 307; Hamartolus. P. 829; Symeon. Magistr. P. 739; Ducange. P. 111. 504 Leo Grammaticus. P. 504; Cedrenus. T. II. P. 302, 311. — Кроме указанных монастырей, в столице в середине X в. существовали обители: Богоматери Нерукотворенной (Ἀχειροποίητος) (Acta SS. Mart. T. III. P. 669) и Максимины (Ibid. P. 674) . 505 Anonymus. Vita S. Lucae junioris in Hellade sepulti PG. T. CXI. Col. 441—477. 506 Ioannis Climacis Scala paradisi. PG. T. LXXXV1I1. Col. 720. 507 Это было между 452—456 гг. 508 Житие Павла Латрского ... текст полностью ...
Искушения Господа нашего Иисуса Христа читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... о Πέτρος ήρξατο έπιτιμάν αυτφ κτλ., по р. пер. : и отозвав Его, Петр начал и пр.) Мф. 16: 22 (. Вполне понятно, что Петр не схватил Христа и не повлек Его за собою, но Христос позванный шел за Петром. Затем это слово употреблено о Самом Господе по отношению к ученикам, с которыми Он взошел на гору Преображения: взял) παραλαμβάνει (Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел) αναφέρει (их на гору высокую) εις όρος υψηλόν (одних) Мф. 17: 1; Мк. 6: 9. 22. Диавол берет Христа во святый город и поставляет Его на крыле храма. Восточные жители, говорит Фольней ( Reise nach Syrien, В. II, s. 304 ) Иерусалим никогда не называют иначе, как el-Kods, святой, а иногда еще добавляют esch-Scherif, благородный. Это имя el-Kods, кажется, присвоялось в древнее время всем местностям, которые, подобно Иерусалиму, имели двоякое отличие: во-первых, лежали на возвышенностях, а во-вторых, имели храмы, или были священными местами 110. Поименованный у евангелиста Матфея святый город у евангелиста Луки прямо называется Иерусалимом. Но трудно составить ясное представление о том, что нужно разуметь под πτερύγιον τού ιερού. Πτερύγιον уменьш. от πτέρυξ, соответствует еврейскому כנף и значит 1 ... текст полностью ...
Преподобный Каллист Ангеликуд (Меленикиот): ...Искать в Источникеazbyka.ru
... интерпретируем запись схим. Платона, и речь на самом деле идет о Клименте, как о заказчике этой рукописи. Конечно, как всякий список, Хиландарский кодекс не во всем совершенен. В нем в отдельных случаях встречаются описки, в том числе (хотя и редко) оставшиеся незамеченными при проверке рукописи переписчиком. Вместе с тем, сохранность рукописи очень хорошая, читается она легко. Заметим, что рукописей, содержащих списки со списков, вероятно, сохранилось немало. Примером такого “списка со списков” может служить рукопись из дополнительной библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (РГБ. ОР. Ф. 304. II. 205) 97. Эта рукопись принадлежала известному наместнику Троице-Сергиевой Лавры прп. Антонию Радонежскому (Медведеву, 1792—1877) . Список представляет собой, по всей видимости, “копию” другого списка. Отметим, что в ряде мест рукопись Троице-Сергиевой Лавры содержит лакуны (в сравнении с тем же Хиланд. 197) . Вообще, ветвь “списков” “Рая” Ангеликуда содержит становящиеся устойчивыми со временем ошибочные прочтения, которые, в отсутствие сличения с греческим оригиналом (напомним, до 1895 г. остававшимся неизданным) , не подлежали никакой проверке. Вернемся к греческим текстам ... текст полностью ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"