РГБ, ф. 304 II, № 269



  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции Иллюстрации Св. воины Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона. 1680-1681 гг. ( мон-рь Хиландар. Афон ) Посланец прп. Сергия Радонежского передает его благословение на победу в Куликовской битве св. кн. Димитрию Донскому. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. 211 М. 8663. Л. 249) Освящение стратегического бомбардировщика - ракетоносца " Тамбов " . г. Рязань. Фотография. 2000 г. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д. С. Соколов Окропление св. водой курсантов, принявших военную присягу. Москва, Поклонная гора. Фотография. 2003 г. Н. Шалапутин. Катехизис русского слолдата. М., 1913. Титульный лист (РГБ) Храм-памятник Спас на Водах в С. -Петербурге. 1911 г. Фотография. Нач. XX в. Отряд греч. волонтеров с полевым священником во время Крымской войны. Худож. К. Н. Филиппов. Хромолитография А. Э. Мюнстера. 1855 г. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы в С. Петербурге. Архит. В. П. Стасов. 1835 г. Фотография. Нач. XX в. (Архив ЦНЦ " Православная энциклопедия ") Иером. Никандр, участник ... текст полностью ...
ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Льготной грамотой 1572 г. разоренный мон-рь освобождался от уплаты дани на 5 лет. В февр. 1610 г. В. м. был, вероятно, сожжен войсками польск. полковника А. Млоцкого, затем восстановлен. Царскими грамотами 29 дек. 1614 г. и 22 марта 1621 г. подтверждались прежние льготы. В 1647 г. для обеспечения обороны от крымских татар царь Алексей Михайлович повелел архим. Пафнутию поставить каменную ограду, дав на ее сооружение 1 тыс. р. Прп. Сергий благословляет строительство ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 254) Прп. Сергий благословляет строительство ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого мон-ря. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежского. XVI в. (РГБ. Ф. 304 III. № 21. Л. 254) В В. м. делались богатые вклады. В 1627 и 1628 гг. патриарх Московский Филарет пожертвовал книги, деревянный резной крест и деньги, в 1637 г. царь Михаил Феодорович дал 100 р. на помин отца, патриарха Филарета. Вкладчиками В. м. были землевладельцы Серпуховского и соседних уездов - князья и бояре Воротынские, Ахамашуковы-Черкасские, Засекины, Лобановы-Ростовские, Лыковы, ... текст полностью ...
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ...Искать в Источникеpravenc.ru
... во 2-й группе тропарей 9-й песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне. Прп. Косма, придя в Антиохию на праздник В., услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, к-рый он имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей 9-й песни ( Скабалланович. С. 87-88; Филарет ) Гумилевский ( . Песнопевцы. С. 241-242 ) . В рукописях (напр. : ГИМ. Син. Греч. № 414, XV в. ; РГБ. ф. 304. 780, 1549 г.) сохранились визант. толкования на этот канон, на основе к-рых свое толкование написал прп. Никодим Святогорец (Νικόδημος ῾Αγιορείτης. Σ. 41-142; рус. пер. : Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Сост. Никодим Святогорец; пер. с греч. под ред. И. Н. Корсунского. М., 1899. М. ; СПб., 1998р) . Последование попразднства в основном повторяет гимнографию 1-го дня праздника, ежедневно используются праздничный канон и часть самогласнов; подобны (стихиры и седальны) , как правило, свои для каждого из дней попразднства. ... текст полностью ...
Иллюстрации • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских». 1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря ( фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. ) ГИМ (Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Царь Иоанн IV. Иконописный портрет. Кон. XIX - нач. XX в.) ? () Национальный музей Дании, Копенгаген (Царь Иоанн IV. Фрагмент гравюры. 1582 г.) ГММК (Стихиры митр. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Сб. певч. Логгина) Шишелева ( . Сер. 80-х гг. XVI в. ) РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98 (Царь Иоанн IV. Портрет. 1-я пол. XVIII в.) ГИМ (Царь Иоанн IV. Портрет неизвестного художника. 2-я пол. — кон. XVIII в.) УИХМ (Царь Иоанн IV. Гравюра из кн. : «Oderborn P. Iohannis Basilidis... vita». Witebergae, 1585) РГБ (Царь Иоанн IV. Роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Палехские мастера. 1882 г. Царь Иоанн IV. Гравюра Н. Уткина. 1832 г.) РГБ (Славник «Денесе собори рустии» с ремаркой «Творение царево». Сб. певч. Логгина) Шишелева ( . Сер. 80-х гг. XVI в. ) РГБ. Ф. 304. 428. Л. 100 об. (Болезнь царя Иоанна IV в 1553 г. Миниатюра из Лицевого ... текст полностью ...
ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИИскать в Источникеpravenc.ru
... ФЕДОРА КОШКИ Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) (РГБ. Ф. 304. III. № 4 М. 8654) , иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий-апракос (полный) . Написана на пергамене уставом в 2 столбца ( 1°, 131, 7? 22, 5 см, 227 л. ) , помещена в серебряный драгоценный оклад; происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры, где хранилась под № 1 (ВКТСМ. С. 149) . В тексте летописи по краям оклада Е. Ф. К. указаны дата создания и имя заказчика: «В ле[то] 6900 ( 1392. - Ред. ) м[еся]ц (а) м (а) рт (а) индикта 31 оковано бы[сть] е[уангели]е се при велицем князе Вас[и]льи Дмитриевич (и) Всеа Рус (и) при пре[ос]в[я]щ[ен]н[о]м Киприя[не] митрополи[те] Киевском Всея Ру[си] повеленьем раб (а Бо) жья Федора Андреевич[а]». А. И. Яцимирский сомневался в точности надписи, считая ее неоконченной, без указания единиц и десятков даты, с ошибочным упоминанием индикта (Яцимирский.) 1904. С. 117 (. В. К. Трутовский первым отождествил «раба Божья Федора Андреевича» с боярином Федором Андреевичем Кошкой, служившим при вел. князьях блгв. Димитрии ... текст полностью ...
АСАФ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... navigation Православная Энциклопедия Словник Рубрикатор Ещё Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии От редакции АСАФ Том III, С. 586-587 опубликовано: 25 февраля 2009г. АСАФ Прор. Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного. 80-е гг. XIV в. (РГБ. Ф. 304 III. Л. 169 об.) АСА? Ф [евр. , - собиратель, греч. ????? ], cын Берехии из колена Левия, родоначальник одной из основных династий храмовых певцов и музыкантов, т. н. сынов А. Царь Давид, учредивший регулярное богослужебное пение при скинии, поставил его начальником одного из 3 хоров, игроком на кимвалах (1 Пар 6. 39; 16. 5; см. также в ст. « Музыка и муз. инструменты в Библии ») . После перенесения ковчега в Иерусалим Давид впервые воспел «через Асафа и братьев его» псалом (1 Пар 16. 7) . Впосл. сыны А. играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена ( Езд 2. 41; Неем. 7. 44 ) . Свящ. Писание особенно отмечает их пророческое служение ( 1 Пар 25. 1-2; 2 Пар 20. 14-23 ) . Позднее авторитет А., чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29. 30) . Именование А. ... текст полностью ...
Демественная херувимская песнь. 4-голосная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в. (РГАДА. Ф. 188. № 1708) партии изложены в следующем порядке: Д., низ, путь. В Демественнике нач. XVII в. (ГЦММК. Ф. 283. № 15) после Д. следуют партии низа, верха и пути. Т. о., во всех случаях порядок изложения партий не соответствует высотным параметрам их звучания. Аналогичное явление наблюдается и в записях демественного многоголосия по партиям, к-рое появилось в посл. четв. XVII в. и свидетельствует о линеарной природе раннего рус. многоголосия. В отдельных рукописях кон. XVI в. можно встретить поголосное изложение партий демественного многоголосия дробным столповым знаменем ( РГБ. Ф. 304. 427. Л. 804-806 ) . Для указанного времени, после появления казанской нотации, такая запись представляется устаревшей. Поголосные записи песнопений «Радуйся, радуйся, Царице», «Светися, светися, новый Иерусалиме» выполнены почерком, отличным от предыдущих записей этой рукописи. Возможно, что писавший их не знал казанской нотации и воспроизвел более раннюю форму фиксации многоголосия. Партия Д., как и в ранее рассмотренных случаях, выписана первой. В задостойниках Пятидесятницы сопровождающей партией является «низ». В 4-голосном пасхальном задостойнике сопутствующие партии ... текст полностью ...
БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫИскать в Источникеpravenc.ru
... не получил широкого распространения. Синайско-Бычковская Псалтирь. XI в. (РНБ. Q. п. I. 73. Л. 3) Синайско-Бычковская Псалтирь. XI в. (РНБ. Q. п. I. 73. Л. 3) Начиная с XIV в. в многочисленных списках распространялась исправленная по греч. тексту Афонская редакция Псалтири; ее древнейший представитель - Псалтирь Михановича, сохранившаяся не полностью (Архив Хорватской академии наук и искусств в Загребе. IIIa 49) , - датируется сер. или 2-й пол. XIII в. Дальнейшее сближение с оригиналом привело к появлению Киприановской редакции (древнейший представитель, ркп. кон. XIV - нач. XV в. - РГБ. Ф. 304. 309) и болг. Норовской Псалтири XIV в. (ГИМ. Увар. 285) , где весь текст буквально следует за греч. Создание Киприановской редакции приписывают Киевскому митр. Киприану; она возникла до 1395 г. и в текстологическом отношении занимает промежуточное положение между Афонской редакцией и Норовской Псалтирью, чтения к-рой она использует, добавляя исправления по греч. тексту. 4. Паремийник. По языку к древнейшим редакциям Евангелия, Апостола и Псалтири близок Паремийник, богослужебная книга, содержащая отрывки (паремии) из ВЗ. Древнейший список - Григоровичев Паремийник - ... текст полностью ...
ВКЛАДНЫЕ КНИГИ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... фиксировались имена вкладчиков, а иногда и суммы вкладов, являются синодики. Мон-ри, получавшие большое количество вкладов, по-видимому, делали усилия по упорядочению сведений о вкладчиках. Известно, что в 20-х гг. XVI в. в Троице-Сергиевом мон-ре одновременно велись 2 синодика, что предполагает определенную классификацию вкладчиков (по-видимому, в зависимости от суммы вклада и следовательно способа поминовения) ( АРГ, 1505-1526 гг. № 263. С. 267-268 ) . Синодики обители кон. XVI в. имеют значительное число данных о вкладах, поступивших начиная с рубежа XIV-XV вв. ( см., напр., РГБ. Ф. 304 I. № 40-42 ) , далеко не все они были зафиксированы во В. к. мон-ря в XVII в. Однако практика записи вкладов в синодиках имела много неудобств, поскольку из-за частого употребления рукописи быстро приходили в негодность, кроме того, из них необходимо было вычеркивать имена лиц, записанных для поминания на конкретный срок, а оставшиеся имена переписывать. Ранним и важным источником сведений о вкладчиках являются также кормовые книги, к-рые представляют собой организованные по календарному принципу указатели поминания вкладчиков на год. Кормовые книги содержат имена людей, в память ... текст полностью ...
ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Иосифа (Тризны) (XVII в.) , города Понеманья (Чёрной Руси) Городно ( Городня, Городень, с XVI в. Гродно ) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в. Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) Туровский устав. Список XVI в. (ОР РГБ. Ф. 304 I. № 714. Л. 73–73 об.) По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на ... текст полностью ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: РГБ, ф. 304 II, № 269
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"