2) РГБ, ф. 304 I, 680 (л. 348 об. – 361). Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик – Лихачев, 3353 (1561 г.). Вероятно, копия списка Унд., 232. 3) ГИМ, Воскресенское собр., 154б (л. 1062 об. – 1069). Воскресенский список Софийской II летописи, 50–60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124–128. 4) РНБ, F.IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212– 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г. 5) ГИМ, Синодальное собр., 808 (л. 1095–1110 об.) Милютинская минея на август, 1654 г. Копия списка Унд., 232 (!). Соловецкий вариант По сравнению с вариантом Ундольского отличается еще большим количеством искажений и пропусков, особенно чудовищен пропуск после слов «помянув послати по икону Пречистыя» (следующий текст начинается словами: «Благолюбивый же Кипреян митрополит Киевьский всея Руси, слышав таковую речь от господина своего»). Показательное чтение – «виждь, смири онаго варвара». 1) РНБ, Соловецкое собр., 804 914 (л. 476–484). Сборник 80-х годов XV в. Филигрань: Голова быка под стержнем с короной и 6-лепестковым цветком – типа: Пиккар, XV, 211 (1479, 1480 гг.). Хотя Второй вид извода А Повести о Темир-Аксаке наихудшим образом отражает текст Пахомиевской редакции, а Соловецкий вариант искажает его до неузнаваемости, тем не менее Соловецкий список был выбран как наиболее «образцовый» и опубликован в Памятниках литературы Древней Руси (XIV – середина XV века). М., 1981. С. 231–242 (естественно, с ошибками). Заголовок: «Месяца августа 26, на память святых мученик Андреяня и Натальи. Повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) БАН, 21.3.3 (л. 237–243). Сборник 20-х годов XVI в. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 652 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все дофилофеевские древнерусские Служебники были изучены нами de visu или по фотокопиям, за исключением 37 (рукопись, тем не менее, весьма подробно описана, что позволило проанализировать и ее в полной мере). Рукописи младше XIV в. нами систематически не исследовались, хотя и в Служебниках XV – 1-й пол. XVII в. (например, в БАН. Арх. Д. 9, XV в.; РГАДА. ф. 381 (Син. тип.) 43, XV в.; РНБ. Coф. 566, XV в. 121 ; РНБ. Соф. 540, 1 -я пол. XV в.; РНБ. Соф. 537, 2 -я пол. XV в.; РНБ. Соф. 535 , кон. XV в.; ГИМ. Син. 267, XVI в.; ГИМ. Син. 603, XVI в.; ГИМ. Син. 612, XVI в.; ГИМ. Син. 615, XVI в.; ГИМ. Син. 618, XVI в.; ГИМ. Син. 680, XVI в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 228, XVI в. 122 ; РНБ. Солов. 1021/1130, XVI в.; РНБ. Солов. 1023/1132, XVI в.; РНБ. Coф. 603, XVI в.; РНБ. Coф. 617, XVI в.; РНБ. Coф. 875, XVI в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 218, 1-я пол. XVI в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 226, сер. XVI в.; РНБ. Солов. 1029/1138, 2-я пол. XVI в.; ГИМ. Син. 616, кон. XVI в.; РНБ. Соф. 530 , кон. XVI в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 223, кон. XVI – нач. XVII в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 227, кон. XVI – нач. XVII в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 220, нач. XVII в.; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 221, нач. XVII в.; РНБ. Солов. 1031/1140, XVII в.; РНБ. Солов. 1032/1141, XVII в.; РНБ. Coф. 899, XVII в.; Сергиев Посад. МДАиС. Ц С-49 (инв. 186933), 1-я пол. XVII в.) можно встретить те или иные тексты, характерные для славянских редакций литургийных формуляров, старших XIV в.; в настоящей статье данные рукописей младше XIV в. будут привлекаться лишь спорадически. 2.2. Формуляры полных литургий в древнерусских Служебниках: общие замечания В свете сказанного в разделе 1.2 настоящей статьи рассмотрение формуляров ЛВВ и ЛИЗ в древнерусской рукописной традиции логично начать с выяснения вопроса о порядке следования формуляров друг за другом. С этой точки зрения древнерусские Служебники XIII–XIV веков содержат уже новые (по Жакобу) типы формуляров – ЛИЗ, как правило, предваряет собой ЛВВ. Лишь в двух рукописях, 1 и 2 123 (обе XIII в.), ЛИЗ выписана после ЛВВ 124 , но уже и здесь ЛИЗ является основной, поскольку в случаях совпадений между двумя формулярами писцы обеих рукописей отсылают священнослужителей к формуляру ЛИЗ (ГИМ. Син. 604 1). Л. 1: чинъ всь писанъ. во иванов слоужьб; РНБ. Солов. 1017/1126 2). Л. 3 об.: мо … пи въ иоанов), а не наоборот 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В послефилофеевских русских Служебниках XV–XVII вв. эти дополнительные молитвы во время Причащения священнослужителей не имеют такого широкого распространения, как дополнительные молитвы священника перед службой; тем не менее и они продолжали свое существование в русской традиции вплоть до полной смены рукописей печатными изданиями: так, в Служебнике ГИМ. Син.267, помимо обычных молитвы Врю гди и исповдю и тропаря Вечери твое, также выписаны молитвы: Гди нсмъ достоинъ да по кровъ твои прибги, Врю гди исповд ю ко ты хс снъ бга живаго вземли грхы всего мира гди помоз моем Даи же на м гди хе бже нашь избавителю рода члчьскаго и Бди ми гди во дши грховъ (схожий набор молитв, с некоторыми отличиями, присутствует и в РНБ. Соф. 540 ); в Служебнике ГИМ. Син. 616 – те же молитвы и молитва Въ множестве грховъ мои х не верзи мене (схожий набор молитв, с некоторыми отличиями, присутствует и в РНБ. Солов. 1023/1132); в архиерейском Служебнике ГИМ. Син. 680, помимо прочих, выписаны молитвы Прчтаго ти тла, тло тво и Боуди мн ги грховъ; в Служебнике РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 223 – молитва Ги нсмь достоинъ да по сквръны кр в мо внидеши; в Служебнике Сергиев Посад. МДАиС. Ц С-49 (инв. 186933), помимо обычных молитвы Врю ги исповдю и тропаря Вечери , приведены молитвы Врю ги и покланюти ко ты хс снъ бга живаго вземли грех всего мира ги Даждь на м ги хе бже нашъ избавитель рода члвч и Бди ми ги во гркховъ (схожий набор молитв, с некоторыми отличиями, присутствует и в РНБ. Солов. 1029/1138 и Соф. 530 ), – и т. д. В официальные дониконовские московские издания Служебника эти молитвы, однако, не вошли; естественно, отсутствуют они и в русских Служебниках, изданных после справы XVII в. Молитва Дажь ми ги хе сне бии была впервые издана С. Д. Муретовым по 10 258 ; молитва Вроую ги ко ты си хъ снъ ба живаго – П. Коваливым в составе фототипического издания 36 259 ; молитвы Боуди мн ги въ поущени грховъ, Тло и кровь юже прихъ и Въ множьств грховъ моихъ не верьи мене влко бе мои – С. Д. Муретовым по 10 260 ; молитва Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши – им же по 5 261 ; молитва Тло тво стое хе буди мн в животъ – им же по 9 и 30 262 ; молитва Прихъ тло тво стое вкуп – им же по рукописи РНБ. Соф. 520 263 . В настоящей статье текст указанных молитв публикуется по 8, 12 и 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

При этом значительное количество списков, содержащих рассматриваемый нами итоговый славянский полный перевод «Вопросоответов», находятся в архивах России. Русские списки, расположенные по датам (Сначала идут рукописи преимущественно с белой датой и определенным писцом) РГБ 247.67, 1811 год. РНБ 717.8/8, 1815 год, Пахомий. РГБ 214.530, 1815-16 года, Маркиан. РГБ 178.1.4557, 1818 год. РНБ 1106.7, перв. четв. XIX в., до 1822 год. ГИМ, Сим. 25, 1826 год, Паисий. РГБ 214.528, 1827 год, Макарий/Алипий. РГБ 178.1.7644, 1829 год. РНБ, 717.9/9, 1833 год. РНБ, 905. F.612, перв. пол. XIX в., до 1842 года, Вонифатий. Мелхиседек. РГБ 178.1.8984, 1845 год. БАН, Алекс.-Свирск. 5, 1849 год. ГИМ, Сим. 26, втор. четв. XIX в. Иларион (Ремизов). РГБ 214.529, перв. пол. XIX в., Иоанн (Наголкин). РНБ, 905. F. 158, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 531, перв. пол. XIX в. РГБ 214. 532, перв. пол. XIX в. РГБ 178.1.2238 перв. пол. XIX в. РГАДА 196.1.1670, перв. пол. XIX в. РГИА фонд 834 оп. 3. д. 3912, перв. пол. XIX в. РГБ 247.68, 19 в. перв. пол. XIX в. НАРМ 2119.2.18, 60-е годы XIX в. Список сокращений РГИА – Российский государственный исторический архив РГАДА – Российский государственный архив древних актов БМН – Библиотека монастыря Нямц РГБ – Российская государственная библиотека РНБ – Российская национальная библиотека БАН – Библиотека Российской академии наук ГИМ – Государственный исторический музей BAR – Библиотека Академии наук Румынии ИАБ – Исихазм. Аннотированная библиография   Приложение Предисловие к книге свв. Варсонуфия и Иоанна из рукописи РГБ 214.530 [л. I] К читателем. Похваление наше великому старцу преподобному Варсонуфию, и его ученику и спостнику авве святому, несть нужно: самая бо их писания, сиесть ответы их, вопрошающим, в душевное наставление поданныи, толико сладчайшии, духовно-жизненных вод источник имущии, довольно явствуют, колико отменное святаго Варсонуфия, душевное преуспеяние, и к Единому Богу присоединение бе. И святаго Иоанна его ученика и спостника, с сущею их друг ко другу о Христе любовию: всяк со вниманием благоусердно чтущий узрит, и со удивлением возчувствует в душе своей благожелательное духовное обучение; узрит душевными очесы духовноискусное наставление, каковыми способами, душе в треволнениях бедствующей проходить сквозе лукавствия духов, к зрению лучи Божественныя отрады, награждающия небесным наследием.

http://bogoslov.ru/article/6192185

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Имя Дата посещения [источник информации] Свт. Филарет, 1 октября 1855 г. освятил Троицкий храм и возглавил литургию [Творения святителя ФИЛАРЕТА, митрополита Московскаго и Коломенскаго. М.: CDIL, 1885. Т. 5. На книгу Бытия. С. 328–332] митрополит Московский и Коломенский Прп. Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Много раз. Например: 16–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133), 12 января 1863 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 93 и 103–104] Прп. Антоний (Путилов), старец Оптинский Много раз. Например: 17 мая 1844 г., 18 июля 1844 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.22об., 32об.], 11 – 17 октября 1851 г. [Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133], 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об.,221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф.213, к.79, д.З, д.61] Прп. Моисей (Путилов), старец Оптинский 1 октября 1855г.[ОРРГБ. Ф.214.д.362. л.220об., 221] Несколько раз. Например: 20 сентября 1840 г. [ ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 121], 11–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонахаМакария. М., 1997. С. 133), 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об., 221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 61] Владыка Леонид 19сентября 1866 г. (не служил) [ОР РГБ. Ф. 262, к. 57, д. 26, л. 4; к. 35, д. 98, л. 17] (Краснопевков), епископ Дмитровский Владыка Савва 21–25 августа 1863 г. возглавлял литургию 24 августа [ОР РГБ.Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 285–286] (Тихомиров), епископ Можайский Владыка Игнатий 7 октября 1866 г. возглавлял литургию [ОР РГБ. Ф. 262, (Рождественский), к. 57, д. 26, л. 6]. В 1872 году возглавлял литургию [РГИА. Ф. 796, оп. 442, епископ Можайский д. 80, л. 6–7] Владыка Анастасий В начале июля 1907 г. посетил Зосимову пустынь во время обзора церквей Верейского уезда [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 549, д. 121, л. 8–9] (Грибановский), епископ Серпуховской Владыка Ювеналий 20 августа 1999 г. 9 апреля 2000 г. возглавлял литургию [Московские епархиальные ведомости. 2000. 5–6];

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

85. НИОР РГБ. Ф. 541. Карт. 1–15. Ед. хр. 1–599 (Голубинский Е.Е.). 86. НИОР РГБ. Ф. 559. Карт. 1–9. Ед. хр. 1–245 (Делицин Π.Ф.). 87. НИОР РГБ. Ф. 596. Папка 1. Ед. хр. 1–47 ( Голубцов А.П. ). 88. НИОР РГБ. Ф. 649. Карт. 1. Ед. хр. 1–28. 433л. (Сперанский В.М.). 89. НИОР РГБ. Ф. 759. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–156 ( Попов К. М.). 90. НИОР РГБ. Ф. 767. Карт. 1–2. Ед. хр. 1–73 ( Смирнов С. К.). 91. НИОР РГБ. Ф. 769. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–81 ( Лебедев А. П. ). 92. НИОР РГБ. Ф. 770. Карт. 1–3. Ед. хр. 1–40 (Пантелеймон (Успенский) Д.П., архим.). 93. НИОР РГБ. Ф. 823. Карт. 5. Ед. хр. 1–97 (Кудрявцев-Платонов В.Д.). 94. НИОР РГБ. Ф. 868. Карт. 1–4. Ед. хр. 1–76 (Чельцов Μ.П.). IV. Хроники, уставные материалы, отчеты 95. Годичные акты Московской духовной академии. М., 1875–1910. 96. Десятилетний юбилей питомцев LV курса Московской духовной академии (1900г.–1910.). М.: Русская Печатня, Триумфальная-Садовая, д. 1910. 40 с. 97. Журналы собрания конференции Московской духовной академии. М.: Синод. тип., 1831–1832. 6, 7 с. 98. Журналы Совета Московской духовной академии. М., 1871–1916 (Извлечение из Журналов собраний Совета Московской духовной академии. СП: Тип. ТСЛ, 1907–1912). 348, 383, 349, 444, 566 с. 99. Именной список ректорам и инспекторам императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священнослужителям при русских церквях заграницей и начальникам заграничных духовных миссий на 1915 год. Пт.: Син. тип., 1915. 178, XXVI с. С. 20–27 (МДА). 100. Московская духовная академия. Братство прп. Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам. Устав. СП: Тип. ТСЛ, 1902. 39 с. 101. Московская духовная академия. Попечительство о бедных при храме Московской духовной академии. Отчет попечительского отдела Пастырско-просветительного братства. СП, 1909. 8 с. 102. Московская духовная академия: Списки начальствующих наставников и студентов (1814–1864 гг.). М., 1864. 85 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Псалтири с восследованием рубежа XV и XVI вв., переписанные Герасимом (Замыцким) и Герасимом Чёрным (РГБ. Вол. 152; ГИМ. Епарх. 90), отражают особенности «Псалтыри митр. Киприана» 1-й четв. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 142), хранившейся в Троице-Сергиевом мон-ре. Сборник 20-х гг. XVI в. (РГБ. ТСЛ. Фунд. 686) содержит старший список сокращенной редакции Жития деспота Стефана Лазаревича, созданной, вероятно, в И. В. м., а Жития св. кор. Стефана Дечанского и еп. Илариона Мегленского восходят вероятно к сборнику РГБ. Вол. 655. Краткие летописцы обители свидетельствуют о тесных связях с Боровским мон-рем ( Дмитриева. 1974. С. 223-225). Один из ранних списков «Просветителя» (РНБ. Солов. 326/346) был не позднее 1508 г. переписан прп. Нилом Сорским и Нилом (Полевым) в Сорской пуст., что позволяет говорить о тесных контактах между учениками преподобных Иосифа и Нила Сорского. Изучение индексов истинных и ложных книг, которые переписывались в И. В. м., позволило проследить заимствование и обогащение кирилловской книжной традиции иноками обители. Отмечены лит. контакты братии И. В. м. и Павлова Обнорского мон-ря ( Грицевская И. М. Индексы истинных и ложных книг в Волоколамском мон-ре//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 494-504; Пигин. О литературных контактах. 2006. С. 99-104). А. А. Зимин отмечал, что «помимо развития взглядов Иосифа Волоцкого в самостоятельных произведениях его последователей, в сборниках сер. XVI в., вышедших из-под пера монахов Волоколамского монастыря, помещались произведения и постановления Соборов, которые были направлены на защиту монастырского землевладения» ( Зимин. Крупная феод. вотчина. 1977. С. 276). В этих рукописях находятся: трактат прп. Иосифа в защиту монастырских имуществ (РГБ. Муз. 1257. Л. 264-297), «Соборный ответ» 1503 г. (РГБ. Вол. 514. Л. 426-433), «Ответ» Макария, обосновывающий право мон-рей владеть селами (РГБ. Муз. 1257. Л. 154-178), постановления Стоглава (РГБ. Вол. 517. Л. 206-209), «Слово кратко», отстаивавшее неприкосновенность монастырских владений (РГБ.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Богословие (ГИМ. ОР. Увар. 1, 356; Леонид. 291; Царск. 23), Кирилл Транквиллион. Богословие (ГИМ. ОР. Син. печ. 344); Он же. Зерцало богословия/Пер. с белорус. диакона Феофана. 1674–1676 гг. (РГБ. ОР. Фад. 37); Он же. Перло многоценное (РГБ. ОР. Ф. 152. 109); Риторика (лекции по философии) (РГБ. ОР. Ф. 299. 722); Философия (ГИМ. ОР. Забел. 675, 676); Философия нравоучительная (этика) (ГИМ. ОР. Муз. 2914); Философия и толкование категорий Аристотеля (ГИМ. ОР. Син. греч. 236; Вл. 457; Матт. MCCXXIII); Раймонд Луллий. Философия (ГИМ. ОР. Муз. 2718; Черт. 286); Он же. Философия: «Наука предивная» (ГИМ. ОР. Хлуд. Д75); Сказание о еллинских философех, понеже и тии прознаменования веры и чистаго ради жития их коснушася истины от Святаго Духа и глаголющи будущая человеком (РГБ. ОР. Ф. 218. 753); Сказание о седми свободных мудростех великих (РГБ. ОР. Ф. 310. 894, 895); Слово о наказанию всякому христианину (соч. русское, типа притчей Сираховых) (РГБ. ОР. Ф. 256. 359); Слово о философии (РГБ. ОР. Ф. 310. 639); Собрание трактатов по метафизике (РГБ. ОР. Ф. 722. 89). См. также: Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII в.//Философские науки. 1987. 2; Гаврюшин Н. К. Первая российская «Логика»//Альм. библиофила. 1983. Вып. 15; Он же. «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение. 1983. 4; Он же. Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники: 1982–1983. М., 1984; Он же. О ранних списках славянорусской «Диалектики»//Записки ОР ГБЛ.: Вып. 45. М., 1986; Он же. Источники и списки космологического трактата XV в. «О небеси»//Вопросы истории естествознания и техники. 1988. 1; и др. 14. История философии: Запад–Россия–Восток/Под ред Мотрошиловой Н.В. М., 1995. С. 447–448; Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008; и др. 15. Лишь Духовные академии не оставили данную область без внимания, находясь в некоторой оппозиции так называемой позитивистской традиции академической науки – см.: Метафизика Божественная и истинная (РГБ.

http://pravoslavie.ru/36953.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010