Иосиф (Волчанский), архиеп. Московский и Владимирский. Фотография с портрета кон. XVIII – нач. XIX в. (РГИА) (Волчанский; † 10.06.1745, Москва), архиеп. Московский и Владимирский. Время и место рождения неизвестны, вероятно происходил из малороссийской шляхты. Был братом Могилёвского еп. Иеронима (Волчанского) . В 1710 г. окончил полный курс Киево-Могилянской коллегии. С 1710/11 уч. г. преподавал в академии грамматику, в 1715-1717 и 1717-1719 гг. читал курс философии. Написанный им полный курс дисциплины носил название «Philosophia universa doctrinam peripathethicam ad mentem principis philosophorum Aristotelis Stagyritae complectens, commentationibus scholasticis illustrate atque in alma Kijoviensi Academia orthodoxa Mohileana ingenuo auditori Roxolano extructa annis 1717 et 1718, optimo professore ac ordinario praefecto pro tunc scholarum R. Patre Josepho Wolczanski». В ИР НБУВ сохранились записи философских курсов, прочитанных И. (Ф. 301. ДАп/44; Ф. 305. ДС/п164, ДС/п165; Ф. 306. 108п/62; Ф. 307. 447п/1703, 450п/1708, II). Эти курсы похожи на те, к-рые читали др. преподаватели в Киево-Могилянской коллегии до сер. XVIII в., и имеют с ними общий источник – тексты авторов-иезуитов. Об этом свидетельствует в т. ч. решение проблемы универсалий, где И. придерживается взглядов, близких к т. зр. известных иезуитских философов Педро Уртадо де Мендосы, Родриго Арриаги и Франсиско Овьеды. В 1719/20 - кон. 1724/25 уч. г. И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии теологию, в т. ч. в 1721/22-1724/25 гг.- полный 4-годичный курс. Курс носил название «Theologia Christiana orthodoxa pro diversitate materiarum in varios tractatus, tum disputationes et quaestiones divisa, in Collegio orthodoxo Kijovo-Mohileano tradita et explicata ad maiorem Dei ter optima maximi et eius Christi reparatoris salutis nostrae gloriam incepit anno 1721 mense Septembris 22. Tradita est ab admodum reuerendo patre Iosepho Wolczanskj rectore protunc collegii Mohileani Kiiowiensis». В ИР НБУВ сохранились записи курса, сделанные студентами (Ф. 305. 194п, 196п; Ф. 306. 160п, 161п, 162п; Ф. 307. 463п/1681, 464п/1686, 466п/1693; Ф. 312. 555п/229С, 556п/230С). Конспект по теологии, составленный студентом, прослушавшим половину курса, сохранился в собрании рукописей укр. происхождения в Иркутской семинарии 51/1). Записи курса хранятся также в ОР РГБ (Ф. 173. 1. 240), ОР РНБ (Ф. 522. 4, 5, 22). По мнению К. В. Суториуса, отдельные преподаватели Новгородской ДС читали курс теологии на основании лекций И. В ОР РГБ сохранилось также теологическое сочинение И. «Tractatus theologicus complectens orthodoxam doctrinam de sacramentis traditus et explicatus in collegio Kijowomohylaeano a patre ordinario theologiae professore et scholarum praefecto Josepho Wolczanski anno 1719».

http://pravenc.ru/text/578501.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Манохин А. А. Сводная Кормчая митрополита Даниила и «Соборник слов» Список принятых в статье сокращений 1 – 2Соб . – правило Перво-второго (Двукратного) собора в храме святых апостолов. Ап . – Апостольское правило. МГАМИД.1598 – Рукопись: РГАДА, ф. 181 (Рукописный отдел библиотеки Московского Главного архива Министерства иностранных дел (коллекция)), оп. 17, 1598.  МДА.197 – «Соборник слов» митрополита Даниила (ОР РГБ, ф. 173/I (Основное собр. Фундаментальной библиотеки Московской духовной академии), 197). Ник . – правило Никейского (1-го Вселенского) собора. HukII . – правило 2-го Никейского (7-го Вселенского) собора. Пав. – правило апостола Павла. Трул . – правило Трулльского (пято-шестого Вселенского) собора. ТСЛ.210 – Пандекты Никона Черногорца. Ч. 2 (ОР РГБ, ф. 304/I (Основное собрание Свято-Троицкой Сергиевой лавры), 210). Унд.27 – Сводная Кормчая митрополита Даниила (ОР РГБ, ф. 310 (собрание В. М. Ундольского), 27).  Халк . – правило Халкидонского (4-го Вселенского) собора. В последнее время растет интерес к наследию предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Московского и всея Руси Даниила (1522–1539 гг.). В 2012 г. была защищена кандидатская диссертация по его литературному наследию . Творчество митрополита активно исследуется Л. И. Журовой . Одним из самых крупных произведений этого выдающегося книжника является «Соборник», состоящий из 16 Слов. «Соборник» сохранился в прижизненном списке – ОР РГБ, ф. 173/I, (Основное собрание Фундаментальной библиотеки Московской духовной академии), 197 (далее – МДА.197 ). Взаимоотношение его списков нуждается в уточнении: Журова подвергла критике схему Ю. С. Старикова . Отсутствие «наказания» 16-го Слова не дает основания для выделения «Краткой» и «Пространной редакции», так как это «наказание» приписано в более поздних списках. Тем не менее исследователи отмечают, что МДА.197 редактировался лично автором – митрополитом Даниилом . 

http://sedmitza.ru/lib/text/9323659/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации О. А. Крашенинникова. Неизвестная проповедь митрополита Стефана (Яворского) о «константиновом» кресте   В цикле торжественных панегириков митрополита Стефана (Яворского) (1658–1722 гг.) раннего периода его творчества важное место занимает проповедь, озаглавленная «Знамение благо крест пресвятый», датированная 13 июля 1705 г. В подзаголовке указан повод ее создания: «В Сретение креста Господня пред градом Москвою, егда животворящий Крест Господень от пленения свейского возвращашеся в Москву. Лета 1705 иулия 13 дня». Проповедь входит в состав двух, наиболее представительных списков торжественных слов Стефана (Яворского) XVIII в.: список РГАДА, ф. 188 (Рукописное собр.), ч. 1, оп. 1, 1029 (середина XVIII в.) и список ОР РГБ, ф. 173/II, 112 (вторая половина XVIII в.). В киевском списке J 7.7, принадлежавшем в XIX в. Киевской академической библиотеке, с которого осуществлялось издание проповедей митрополита Стефана в «Трудах Киевской духовной академии» (ТКДА) в 1870-х гг. , она отсутствует, и потому текст ее в ТКДА, в отличие от других похвальных Слов митрополита Стефана, не был напечатан. К сожалению, оба сохранившиеся списка (РГАДА и РГБ) дефектные: проповедь обрывается на одной и той же незавершенной фразе, концовка текста утрачена. Как следует из заглавия, проповедь была произнесена митрополитом Стефаном в июле 1705 г. во время встречи в пригороде Москвы процессии, несущей святыню – некий крест, возвращающийся из шведского плена. В самой структуре Слова запечатлены главные этапы этой торжественной церемонии: вступительная часть проповеди была произнесена проповедником перед выходом процессии из московского Успенского собора для встречи креста, что следовало из ее заглавия («Предглаголание в церкве соборной Успенской, идуще в стретение животворящего креста Господня») и концовки («Изыдем в стретение кресту святому вне врат градских»). Основная же часть проповеди – собственно похвальное слово кресту – произнесена митрополитом Стефаном непосредственно на месте встречи крестного хода на окраине Москвы: «А похвальное слово о кресте святом тамо услышите».

http://sedmitza.ru/lib/text/10181869/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ [Лат. Codex Marianus], Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка. М. Е. содержит 173 пергаменных листа 4° (21,2-21,5 × 17,2-18 см), хранится в 2 б-ках: основная часть (171 лист) - в РГБ (Ф. 87. 6), 2 листа - в Австрийской национальной б-ке в Вене (Vindob. Slav. 146). Как важнейший памятник старослав. канона, М. Е. привлекается для всех реконструкций древнейшего перевода евангельского текста, является одним из главных источников словарей старослав. языка. Названия «Мариинское», «Афонское» М. Е. получило по скиту Пресв. Богородицы (Ксилургу) на Афоне. «Евангелием Григоровича» или (в южнослав. лит-ре) «Григоровичевым Евангелием» М. Е. именуется в честь В. И. Григоровича . В 1845 г., во время своей научной командировки на Афон, он обнаружил основную часть рукописи (171 лист) и вывез ее в Россию. После его смерти рукопись поступила в Публичный и Румянцевский музей в Москве (ныне РГБ). Остальная часть рукописи (Листы Михановича, или Листы Миклошича (2 листа)) была приобретена для А. Михановича, по-видимому, когда он был австр. консулом в Фессалонике. Миханович подарил рукопись Ф. Миклошичу, после смерти которого она поступили в Венскую придворную б-ку (ныне Австрийская национальная б-ка в Вене). (Особую тему составляет вопрос о первоначальном местонахождении М. Е. Григорович скрывал подлинное место приобретения рукописи, упоминая неопределенно Св. Гору; лишь начиная с 1852 г. он говорил об афонском Мариинском ските. Однако воспоминания современников не дают оснований связывать приобретение рукописи со скитом Ксилургу. В заметках П. Й. Шафарика есть упоминание о глаголическом Евангелии из (Великой) Лавры, которое «ныне у Гр.» ( Петровский Н. М. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям//ЖМНП. 1915. Ч. 59. 10. С. 251),- вероятнее всего, речь идет о М. Е.)

http://pravenc.ru/text/2562024.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР (СОКОЛОВСКИЙ-АВТОНОМОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) Еп. Алеутский Владимир (Соколовский) Архиеп. Владимир (Соколовский) Архиеп. Владимир. Фрагмент этюда П. Д. Корина, 1926 г. Холст, масло. Оценки Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 года праведный Иоанн Кронштадтский после совместного служения с епископом Владимиром записал в дневнике: " Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный " . Труды Лжеисидоровские декреталии, или Подложное каноническое право латино-папской церкви, Варшава, 1887 (Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1887; Церковные ведомости, 1888, 96, 713; 1889, 10, 262-267; Русский паломник, 1889, 1, 15; отд. отт.: Варшава, 1887). Характер латинской пропаганды в Японской империи и судьба ее с 16-17 стол. до наст. времени, Варшава, 1887 - представляет наибольший интерес из трудов владыки, т.к., помимо полемики с католиками, содержит сведения о религиозной ситуации в Японии О внецерковных чтениях 2-го марта 1887 г. " Из писем преосв. Владимира, еп. Алеутского и Аляскинского " , ПрибЦВед., 1888, 10, с. 261-267. Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в 16 и 17 века и до настоящего времени, Воронеж, 1892. Подложные законы, породившие папскую власть, или Лжеисидоровские декреталии, Воронеж, 1892. Слово в Неделю крестопоклонную, Оренбург, 1898. Слово пред молебным пением по случаю начала учения в Оренбургской духовной семинарии, Оренбург, 1898. Награды орден Российской империи св. Владимира 3-й степени (6 мая 1895) орден Российской империи св. Анны 1-й степени (1899) Документы, литература ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.77. РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 253 [Форм. списки В.]. РГБ ОР. Ф. 257. П. 3. Д. 5-9. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 18. ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 63. ГА Оренбургской обл. Ф. 173.

http://drevo-info.ru/articles/14528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8/18 июля), чудотворный образ, получивший название по месту явления ок. 1623 г. в Вязниковской слободе Ярополчской вол. Владимирского у. (с 1778 г. Вязники) («Сказание о чудесах от чудотворного сего святаго новоявленнаго образа Казанские Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии града Иерополча в Вязниковской слободе» - вязниковская редакция: Вязниковский ист.-худож. музей. Собр. ркп. 988, 1025, 1026; ГА Владимирской обл. О. Ф. Р-357. Оп. 2. 177). В списке XVII в. («Сказания о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанъские Михайлова моления Обросимова» - ОР РГБ. Ф. 173) указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, к-рого авторы агиографических исследований отождествляют с прп. Иоакимом - местночтимым в Суздале и Шуе иноком Шартомского во имя свт. Николая Мирликийского мон-ря (ученик прп. Иринарха, затворника Борисоглебского († 13 янв. 1616); до нач. 20-х гг. XVII в. подвизался в Борисоглебском на Устье мон-ре Ростовского у.). Подвижник был известен современникам не только тем, что он был искусный изограф, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. «Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование В. и. состоялось в Казанской ц. слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской ц. относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в окт. 1623 г. архим. владимирского Рождественского мон-ря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского мон-ря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).

http://pravenc.ru/text/161155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), дочь владимирского кн. св. Александра Ярославича Невского и его 1-й супруги кнг. Александры Брячиславовны (прямые указания на то, что Е. А. была дочерью Александра Невского, появляются в кон. XVII в., с этого времени она неизменно титулуется княжной). Сохранилось общее погребение Е. А. и ее матери во владимирском Княгинином в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре ; Е. А. могла быть погребена там после 1252 г., когда св. Александр Невский стал вел. князем Владимирским (указание на год рождения Е. А. обусловлено тем, что в 1239 кн. Александр женился). Сведений о Е. А. в источниках XIII в. нет, наиболее ранние известия относятся к XVI в.- времени возобновления Княгинина мон-ря. В «Книге степенной царского родословия» при описании погребений в Успенском соборе Княгинина мон-ря сообщается: «В приделе Христова Рожества, от юга на правой стране, положени быша великия княгини Александра да великая княжьна Евдокия» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 228). До постройки придела (сооружен, вероятно, во 2-й пол. XVI- 1-й пол. XVII в.) мощи Е. А., по-видимому, находились в вост. части галереи, окружавшей Успенский собор (в 1202, в 40-50-х гг. XVI в. на месте разрушенного древнего здания было воздвигнуто новое). По сохранившейся в позднем списке грамоте царя Иоанна IV Васильевича , определявшей порядок поминания его предков, погребенных во Владимире, архимандриту владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , протопопу владимирского Успенского собора и всему собору владимирского духовенства «по великой княжне Евдокее девице петь в год одна понихида - марта в 1 день» ( Шилов. 1910. С. 66). В том же сборнике-конволюте XVII-XVIII вв. имеется описание гробниц, в к-ром, в частности, говорится: «Во владимирском Успенском монастыре, в пределе Рожества Христова, на правой стране вделан гроб в стене каменой, а в нем лежит великая княжна Еудокия во плоти. А у котором гробе княжна лежала прежде сего, и тот гроб разсыпался, и подняли ея четыре старицыи и положили в новой гроб древяной, во всем целу. А покров на ней во гробу - камка желтая, а кружево на ней шито золотом, а ожерелие у нее пристежное и з камением, жемчюжное да з дробцами, а дробцыи сребреные позолоченныи» (Там же. С. 63-64). Т. о., в XVII в. мощи святой открывались и были обнаружены нетленными, что, очевидно, послужило причиной начала ее почитания. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. в разделе, посвященном святым, к-рые «почитаеми от человек», но дни памяти к-рых неизвестны, на полях имеется указание на мощи св. князей - детей св. Андрея Юрьевича Боголюбского во Владимире, с добавлением: «Великая княгиня Евдокея тамо ж, во плоти и видима» (РГБ ОР. Ф. 173. МДА. Оп. 1. 201. Л. 333).

http://pravenc.ru/text/187093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ († 1492 (1494?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Тверской. Достоверных сведений о Н. не сохранилось. По преданию, он был братом преподобных Саввы († 1467) и Варсонофия († ок. 1459), настоятелей Тверского Саввина мон-ря, основанного в 1397 г. Память Н. указана в тверском списке Иконописного подлинника под 3 апр.: «Преподобнаго отца нашего Нектария игумена монастыря Покрова Богородицы Тверскаго новаго чюдотворца»; на левом поле листа дописано: «15 верст от града» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150. Л. 177 об., 70-80-е гг. XVII в.). В списке святых г. Твери из «Книги глаголемой…» под 3 апр. записано: «Преподобный Нектарий началникъ Введенскаго монастыря Пресвятыя Богородицы преставися в лето 7000 месяца априля въ 3 день» (РГБ. Ф. 173/1. 220. Л. 46). В списке «Книги глаголемой...» из Тверского музея запись чуть короче: «Святый Нектарий началникъ Введенскаго монастыря преставися в лето то же апреля 3 дня» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 12, 60-е гг. XVIII в.). Свидетельством существования мон-ря на рубеже XIV и XV вв. являются происходящие из Нектариевой пуст. царские врата с изображением на створках святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста - один из древнейших сохранившихся памятников тверской живописи (с 1933 - в ГТГ). В Синодике Оршина Вознесенского мон-ря 1689 г. перечислены «начальники» Нектариева мон-ря: Нектарий, Роман, схиигум. Иоасаф, мон. Сильвестр (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1776. Л. 145). По мнению П. С. Иванова, «возможно, что Н. был как-то связан с Тверским Савватьевским монастырем, где в списке первых игуменов находится преподобный Нектарий, но достоверно этот факт не подтвержден» ( Иванов. 2008). Согласно данным писцовых книг 7048 (1540) г. «письма Ивана Заболоцкого да Михаила Усова Татищева», а также 7136 (1628) и 7137 (1629) гг. «письма Федора Игнатьева да подьячего Тимофея Степанова», «Дозорной книги Тверского уезда, 1551-1554 гг.», Нектариевому мон-рю принадлежали деревни и пашни в волостях Шестка и Чаглов.

http://pravenc.ru/text/2564868.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ (Серб) († после 1484), известный древнерус. книжник, составитель и редактор большого количества сочинений - Житий, Сказаний, Похвальных слов, Служб и канонов, переводчик, писец, возможно, летописец. Биография Сведения о жизни П. Л. отрывочны и устанавливаются на основе его сочинений и переписанных им рукописей. Прозвище Серб указывает на национальность писателя и использовалось им самим (в форме Сербин - см., напр., его приписку к Толковой Псалтири св. Афанасия Александрийского (РГБ. Ф. 173/I. 23. Л. 225 об.)). Логофетом писатель впервые называет себя в ранних сочинениях: Похвальном слове прп. Варлааму Хутынскому и Службе новгородской иконе «Знамение», входящих в переписанный им сборник-конволют РНБ. Соф. 429 (кон. 30-х - 40-х гг. XV в.). П. Л. в сане иеромонаха пришел в Новгород с Афона (в ряде сочинений он именует себя иеромонахом или священноиноком Св. Горы) при Новгородском архиеп. Евфимии II (1429-1458). О своем прибытии он сообщает в предисловиях к Житиям свт. Евфимия и прп. Варлаама Хутынского (ср. в последнем: «...пришедшю ми отъ Святыа Горы въ преславный Beлukiй Новъградъ… и сего ради повелнъ быхъ apxienuckonoмъ того же преименитаго града владыкы Eyфuмiя npiumu въ обитель святаго…» (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 199)). Свидетельство, отмеченное в заглавии нек-рых списков Краткой редакции Жития прп. Никона Радонежского: «...иже прииде изъ Сръбьскыа земли къ великому князю Василию Васильевичу всеа Русии» (ГИМ. Увар. 405-4°. Л. 142), считается ошибочным. Прот. В. М. Яблонский вслед за архиеп. Филаретом (Гумилевским) полагал, что в год прибытия на Русь П. Л. был не моложе 30 лет ( Яблонский. 1908. С. 12). Сохранилась рукопись 1438 г. с сочинениями писателя, посвященными прп. Варлааму Хутынскому (РНБ. Соф. 191, пергаменная Минея на нояб.); следов., П. Л. пришел в Новгород между 1429 (временем поставления Евфимия II в архиепископы) и 1438 гг. Здесь он пробыл до нач. 40-х гг. XV в. Помимо комплекса произведений, посвященных св. Варлааму, он также по поручению архиеп. Евфимия II создал Похвальное слово и Службу иконе «Знамение», новую редакцию Службы святым Борису и Глебу - эти сочинения сохранились в его автографах кон. 30-х - 40-х гг. XV в.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Мефодий Пешношский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Пешношский (Песношский), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря на р. Яхроме. По сведениям К. Ф. Калайдовича , жившего в Пешношской обители в 1815-1816 гг., в сер. XVIII в. здесь находился список Жития М., к-рый до нач. XIX в. не сохранился. Сведения о М. содержатся в «Летописи Пешношской (Песношския) обители отеческой», составленной иером. Иеронимом (Сухановым) в 1859 г. (Архив МЗДК). В Месяцеслове троицкого мон. Симона (Азарьина) М. упоминается как ученик прп. Сергия Радонежского : «В 14 день преставление преподобнаго отца нашего Мефодия Песношскаго чюдотворца иже на Яхроме, ученик бе святому Сергию» (РГБ. Ф. 173. I. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.; сходный текст имеется в близких по составу Святцах с пасхалией - ГИМ. Син. 901. Л. 161 об.- 162, XVII в.). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) М. назван первым в списке святых г. Дмитрова и отмечено, что он преставился 14 июня 6900(1391/92) г. (Описание о российских святых. С. 84-85. 209). Однако эта дата условная, т. к. зависит от года преставления прп. Сергия. Согласно позднему устному преданию, М., получив благословение прп. Сергия, поселился в пустынном месте в дубовом лесу за р. Яхромой. Впосл., когда к нему собралась братия, М. по совету своего наставника удалился в более удобное место - к устью р. Пешноши. Ища безмолвия, преподобный уходил молиться к часовне во имя св. прор. Иоанна Предтечи, расположенной на расстоянии 2 верст от обители; здесь его посещал прп. Сергий; со временем пустынь назвали Беседой. В тропаре М. именуется «собеседником и спостником преподобному Сергию» (тропарь и кондак под 4 июня - ГИМ. Вахром. 897 («Акафистов, служеб и повестей разных святых, поучительных слов и других душеполезных молений книга четвертая»). Л. 89, ок. 1858 г.).

http://pravenc.ru/text/2563098.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010