Зеллина и К. Ватцингера в Иерихоне (1907-1908). В период между двумя мировыми войнами разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Э.Л. Сукеник, Дж. В. Кроуфут, Дж. Макалистер), в Иерихоне (А. Гаргстэнг), Самарии (Дж. В. Кроуфут), Мегиддо (П.Л. Ги, Дж. Лауд), в Лахисе (Дж. Л. Старки, О. Тафнел). Важными были также раскопки в Библе, ведшиеся с 1922 года. Значительным событием явилось открытие в 1929 году К. Шеффером на мысе Рас-Шамра, на побережье северной Сирии, древнего Угарита. Важная роль в становлении библейской археологии, как науки, принадлежит американскому исследователю, археологу и лингвисту В.Ф. Олбрайту: за время его работы во Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Дебир (Давир), где в 1926 году В.Ф. Олбрайтом совместно с М.Дж. Кейлем был раскопан город XIII века до Р.Х.; поселения XII века до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; Вефиль, где четыре слоя полных сожжений города в 1200 - 1000 годах до Р.Х. дали исследователю основания предполагать, что им найдены не только следы вторжения войск Иисуса Навина, но и свидетельства истребления Вениамитян (Суд. XX); далее - Тель-эль-Фул, где в 1922 и 1937 годах В.Ф. Олбрайтом были раскопаны остатки Гивы Вениаминовой, столицы царя Саула, построенной во второй половине XI века до Р.Х. на месте сожженного во время вышеупомянутого истребления поселения; были раскопаны Тель Бейт Мирсим, Беф-Цур, Вефсамис, Тель эн-Насбе, и множество малых поселков, что значительно расширило информативность археологических материалов для освещения библейских повествований. Учеником В.Ф. Олбрайта Нельсоном Глюком в тридцатых годах была произведена широкомасштабная археологическая разведка Заиорданья, а в 1937 - 1940 годах им были открыты в Вади-эль-Араба и Тель-эль-Хелейфе легендарные копи царя Соломона в Эцион-Гевере. Тогда же, в 1931 - 1935 годах британским археологом Дж. В. Кроуфтом в Мегиддо были продолжены исследования, начатые в 1903 - 1905 годах Немецким Восточным обществом, и проводившиеся в 1908 - 1910 годах Гарвардским университетом.

http://bogoslov.ru/article/293744

Dealing with Its Language, Literature and Contents. Including the Biblical Theology: In 4 v./Ed.: J. Hastings. Edinburgh; N.Y., 1898–1902). Учрежденное ранее Британское общество библейской археологии приступило к печатанию своего периодического издания – «Proceedings of the Society of Biblical Archaeology», где печатались статьи, входившие в сферу интересов библейской археологии. Объем накопленного материала и насущная потребность богословской науки обусловили то, что период между двумя мировыми войнами стал временем рождения библейской археологии – науки, занимающейся раскопками на Святой Земле и в прилегающих районах и, на основании их анализа, освещающей события священной истории. В это время разворачиваются широкие раскопки в Иерусалиме (Е. Сукеник, Дж. Кроуфут, Р. Макал истер), в Иерихоне (Дж. Гарстэнг), Самарии (Дж. Кроуфут), Ме-гиддо (П. Ги (Гай), Г. Лауд), в Лахисе (Дж. Старки, О. Туф-нелл), где была найдена чаша с надписью, относящейся ко времени правления фараона Мернептаха, приблизительно к 1230 г. до Р.Х., т. е. к периоду завоевания Святой Земли. Однако главная роль в становлении библейской археологии принадлежит выдающемуся американскому археологу и лингвисту В. Олбрайту. Будучи человеком твердых христианских убеждений, Олбрайт рассматривал свою деятельность как собирание материалов и формулирование теорий, подтверждающих Священное Писание , и потому именно его можно считать подлинным создателем научной библейской археологии (см.: Cross F., Jr. W.F. Albright’s View of Biblical Archaeology and Its Methodology//BA. 1973. V. 36, 1. P. 2–5). Неудивительно, что Американская школа восточных исследований в Иерусалиме сейчас носит имя своего многолетнего главы: за время его работы на Святой Земле им и его учениками были проведены раскопки важнейших памятников библейского времени. Это Давир/Кириаф-Сефер (возм., совр. Телль Бейт-Мирсим), где в 1926 г. Олбрайтом совместно с М. Кейлем был раскопан город XIII в. до Р.Х.; это поселения XII в. до Р.Х. в Еглоне и Хевроне; это Вефиль (Бет-Эл), где четыре слоя полных сожжений города в 1200–1000 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В 6-ти рукописях 254 встречается краткая молитва Тло тво хе буди мн в животъ, помещаемая или сразу после (во время? 255 ) принятия Тела Христова, или после принятия Крови Христовой. В 3-х из этих рукописей 256 ее сопровождает краткая молитва Прияхъ тло тво вкуп, никогда не встречающаяся отдельно и всегда выписанная сразу после первой молитвы, которая во всех этих 3-х случаях помещена между принятием Тела и Крови Христовых. Ни в одной из рукописей XIII в. эти две молитвы не встречаются. Наконец, по 5-ти рукописям известны пять уникальных молитв во время Причащения: в составе формуляра ЛВВ в 8 выписана только одна такая молитва: Ги вд ко нсмь достоинъ прити прчтаго тла твого; в составе формуляра ЛВВ в 28 – единственная молитва Ги нсмь достоинъ. да подъ скверныи кровъ мои внидеши (молитва лишь частично совпадает с молитвой Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши; отдельно от литургийных формуляров она также выписана в составе 23); в составе формуляра ЛИЗ в 10 – молитва Како стжю т ги; в составе формуляра ЛИЗ в 14 – краткая молитва 257 Ги се въму плоть и кровь твою; в составе формуляра ЛИЗ в 24 – молитва Врую въ т ги. ко ты снъ (см. раздел 2.3.h настоящей статьи). Итак, можно сделать вывод, что в базовой редакции литургийных формуляров по дофилофеевским древнерусским Служебникам присутствовали четыре дополнительные молитвы во время Причащения священнослужителей: Дажь ми ги хе сне бии и Вроую ги ко ты си хъ снъ ба живаго, а также Боуди мн ги въ поущени грховъ и Тло и кровь юже прияхъ. Далее, во многих рукописях, включая Служебники XIII в., к ним могли прибавляться молитва Въ множьств грховъ моихъ не верьзи мене влко бе мои и заимствованная из чина разрешительных молитв перед св. Причащением молитва Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши. В некоторых рукописях, среди которых нет ни одного Служебника XIII в., в число молитв во время Причащения священнослужителей включена молитва Тло тво стое хе буди мн в животъ (и в половине случаев также молитва Прияхъ тло тво стое вкуп); в 5-ти рукописях XIV в. сохранилось еще пять подобных молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

После каждой кафизмы приложены покаянные тропари и молитвы. Тропарей после каждой кафизмы обыкновенно по четыре, кроме 19 и 20-й. Но из сих тропарей только немногие находятся в нынешних изданиях Псалтири, и притом большею частью не на тех местах. Так тропари 1 и 2 после 1-й кафизмы, помещаются в печ. Псалтири после 2-й кафизмы 1-м и 3-м. А первые два тропаря в печатной Псалтири после 1 кафизмы, находятся в ркп. после 2-й, третий после 11-й. Два тропаря из помещённых в ркп. после 4 и 5 каф. полагаются ныне в начале утренних молитв. Молитвы после кафизм все иные, кроме помещённой после кафизмы второй, которая сходна с находящеюся в печатной Псалтири после 5 кафизмы, но пространнее. Первая надписывается именем Леона царя Константина града; третья взята из молитвы царя Иудейского Езекии ( Ис. 38:10–21 .); четвертая – принадлежит царю Манассии; девятая ныне помещается между молитвами по осквернении; двенадцатая и шестнадцатая обращены к Божией Матери; четырнадцатая ко св. Ангелу (ныне читается после канона Ангелу хранителю, и другая ему же между вечерними молитвами). Пятнадцатая – св. Иоанну Предтече. Семнадцатая надписывается так: млтва стго феодоси пеерьсчаго за вс кртьнъ. Нач. Влдко ги лвколюбе иже сть врнии ги тверди да бдть врниши того иже сть ты влдко вразми . иже сть погани ги обрати на кртьньство. Впрочем, в сей же молитве между именами Святых воспоминаются и имена стго оца нашего антони и феодоси все рси свтилника. общавшаго молитис за ны. С сею молитвою сходна по содержанию своему и помещённая после 5 кафизмы, где читается также: помили кнз нашего, и всю власть го, – ппа нашего им ннр м дьконъе– инъ – обрати ги на кртьньство. Девятнадцатая молитва приписывается Григорию Богослову . Нач. Ги млтв мою коже азъ знаю. Сверх того, можно примчать, что некоторые молитвы, вместе с чтением Псалтири, назначались для вечернего времени, другие для утреннего. Так молитва 1 и 10 по содержанию – утренние, а 9, 11 и 13 – вечерние. Молитва по окончании чтения Псалтири та же печатается и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Теперь перейдем к диаконской степени. Обыкновенно думать, что о диаконах упоминается в следующей 7-й главе устава Колумбы: reliqui Deo consecrati sacrae plebis gradus, а также у Гильды под словом ministri 180 . Диаконы имели в британской церкви значение более подходящее к тому, какое соединено было с этим званием в первенствующей церкви, то есть, диаконы раздавали милостыню, посещали больных, заботились о бедных. Предполагают, что под именем милостыню творящих, Колумба младший именно разумел диаконов 181 . Заметим еще особенность древнебританской иерархии. Здесь не соблюдалось каноническое правило, чтоб епископа поставляли три или, по крайней мере, два епископа, но по большей части один епископ поставлял другого. Не было также особенной одежды, отличающей духовное сословие от всех других. Итак, церковное устройство британской церкви представляется нам в таком виде: епископы со своими епархиями находятся в зависимости от тех монастырей, от которых они назначены епископами; но все монастыри состоят в зависимости от одного монастыря Ионы, находящегося на острове Ги. Как далеко простиралась власть Ги над бесчисленным множеством других монастырей, трудно определить. Из Беды 182 видно, что назначение Айдана в епископа Нортумберландского зависело от монастыря Ги. Но можно ли обобщать тот случай, – трудно решить. Также нельзя сказать и того, непосредственно ли и решительно ли все монастыри зависели от монастыря Ги, или же только посредственно, то есть, они непосредственно были подчинены своим высшим провинциальным монастырям, а через них уже и монастырю Ги? Теперь перейдем к рассмотрению внутреннего устройства кульдейских монастырей. Это устройство было по преимуществу общинное 183 . Не аббат был главным распорядителем в делах как внутренних, так и внешних, но община. Когда Колумба возымел желание из Банкора отправиться на материк Европы, то Комгалл, аббат Банкорский, собирает братьев и требует их решения. Равным образом, когда молодой Валарих, против воли своего отца, как монастырский ученик, оставался в монастыре «Autumo», тогда братья вместе с аббатом просили его возвратиться к своим родителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чаще всего в древнерусских служебниках приводятся две молитвы: Влдко ги вседержителю не хоти смерти гршникомъ... и Влдко ги бе нашь нын хотщю ми приступити... Впервые они были опубликованы по нескольким спискам С. Д. Муретовым [Муретов 1895: 1–4]. Греческие оригиналы этих молитв не известны. Обе молитвы не имеют разночтений, свидетельствующих о правке по греческому оригиналу, то есть они были переведены один раз и в дальнейшем не редактировались. В южнославянских служебниках, а именно в болгарской рукописи начала XIV в. Увар. 46, известна только вторая молитва . При сравнении этой молитвы в болгарском и древнерусских списках установлено, что они относятся к разным редакциям, то есть переводились в разное время и изолированно друг от друга. Наличие молитвы Влдко ги бе нашь нын хотщю ми приступити в болгарском и русском источниках позволяют думать об афонском происхождении данной молитвы, так как болгарские переводы эпохи Второго Болгарского царства зачастую восходят к афонским оригиналам. Славянский перевод этих молитв в древнерусских служебниках следует отнести к старославянскому периоду, потому что в первой из них встречается архаичная форма вд (1 лицо ед. числа от глагола вдти), свойственная восточноболгарским переводам [Вайан 1952: 348]. Во второй молитве содержится форма порода в значении «рай», которая также является древним преславизмом и не употреблялся в переводах Второго Болгарского царства (в Увар. 46, л. 7 об. это чтение заменено на раи). В некоторых списках к первым двум молитвам добавляется третья, и в качестве нее могут выступать самые различные молитвы: Ги нсмь достоинъ да подъ кровъ мои внидеши (известна как одна из молитв перед причастием, о ней см. ниже) – в списках Соф. 518 , Соф. 522 ; Ги отыми мене безакони... – в Соф. 520 , Син. 605, Син. 598, СТ, Син. 600. В Син. 600 она озаглавлена «молитва облачася в ризы» и записана перед заглавием ЛИЗ. В некоторых служебниках имеется четвертая молитва Блгодтелю всхъ и твари вско сдтелю, озаглавленная «молитва за входящая в церковь » (Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А се пророкомь. «Приими ги приношение се въ честь и въ славу стыхъ пророкъ моасеа и [нет] аарона. илии [исая еремея данила ильи елисея...] елисея. захарии. исаия иеремея. даниила. аввакума и [нет: и] софонья (л. 11 об.) евсея [есея] и стыхъ [всехъ] стль власья [василия] григорья. николы, еоупатья. климента. афанасья. [прибавлено: власия]. кюрила. якова брата гня. иоанна [иоа] златоустаго. иоанна милостиваго и всехъ стль и [нет: и] стхъ оць [т. ии] иже въ никии сбора а. [нет: а.] т. ии. [и] стыя софия премудрости бия ея же млтвами спси дша наша» [таж оцм. мчнцмъ]. Завъздрав: [таж за живыя. за кнзя и влдку]. «Приими гди приношение се въ чсть и въ славу (л. 12) за раба бия имрк: о въздравьи [о зъдрьвьи] и [нет: и] спсении: и [нет: и] отпущеньи греховъ». Таж. и за болящая. [таж. за оупок. помяни кого хощешь:]. «Покои гди дшю усопшаго раба своего [твоего] имрк на месте светле [на месте покоине] идеже присещаеть [просвещаеть] светъ лица твоего». [Аще будеть гьсдкыи празъдникъ. да не вымають проскуры за оупокои: разве за нового, оумершаго]. а [и] поскончаньи проскуромисанья. възмоть поп [дьяк.] кадельницю [идуть предъ тряпезу. дьякъ: «гу помолимся, гси помил»] и вложить темьянъ. предъ престоломъ и глть: «Гоу помолимся, ги помилуй», и глть мол. (л. 12 об.) поп надъ кадиломъ. [поп. молтву над кадиломъ:] «Кадило приносимъ...», как выше. и прекрестить кадиломъ «Бже бже иже небесный хлебъ...», как выше. [и пришедъ къ стмъ. даромъ. покадить дары гля дьяк: «гу помолимся ги помилуй», попъ рчеть: «о предложеныхъ чстныхъ дарехъ гу бу нашему помолимся». поп. мол. не покрывъ даръ таж: «ги бе нашь. иже нбсныи хлебъ...» а се писно си мол. наперед.]. Таж. (л. 13) стыя дары гля: о предположеных честныхъ даровъ гви бу нашему помолимся, а поп мол. таи: (л. 13 об.) покрываеть стыя дары, покрывая блюдо глть: «Гдь въцрися и влепоту ся облечеся». А се чашу: «облечеся Гдь въ силу и препояся». а се обое прекрестя гли: «Дому твоему подобаетъ стни гси въ долготу дни всегда и ныне присно» (л. 14). И поклонится г-жды поп и дьякон предъ стою тряпезою. и реч. дьяк: «гси блгс». и поп блгсвитъ. дьяконъ: «благслови влдко». Поп: «блсвено царство...» [таж възметь поп. сень дьяк: «гу помолимся», поп глть: «сень стго дха». дьякон: «амин», покрывая сударемъ. глть: «гу помолимся, гдь въцрися и в лепоту ся облеце». дьяк: «амин». таж. потирь. покрывая: «гу помолимс. облечеся. гсь и в силу препоясися. амин» и прекрстить поп дары кадилницею. гля: «гу помилимся. дому твоему подобаетъ стни ги в долготу днии нын присно в век» и покадит, дьякъ. стую тряпезу и стыя дары и поклонятся оба г-ждь. предъ прстломъ. и вземь. дьяк, блгсвение. оу попа вышедъ глть: «бслви влдко» поп. «блгсвно црство...»].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

На эти-то учреждения и правила их, мы и обратим свое внимание. Достаточные сведения обо всем этом предмете сообщает нам Беда. Он обращает внимание на высокое и достойное похвалы просвещение кульдеев, и указывает на некоторых лиц из них и на их деятельность. За Бедой следует Иона Бобио, передавший нам много сведений об устройстве кульдейских монастырей. Какие были степени священства в древнебританской церкви, и в каком отношении они находились одна к другой? Положительно мы знаем из Беды 177 , что пресвитеры и епископы у кульдеев были; но как на особенность кульдейской церкви нужно указать на то, что у них епископы были в зависимости от аббатов-пресвитеров. Обыкновенно думают, что под выражением «reliqui Deo consecrati sacrae plebis gradus» разумеются диаконы и иподиаконы, точно так же, как под словом «священники», без сомнения, нужно разуметь не только пресвитеров, но и епископов. Оставим пока в стороне вопрос о диаконской степени, и обратимся к степени епископа и пресвитера. Опять обращаемся к Беде 178 . Но он передает нам, что настоятель устроенного на острове Ги монастыря был главой всех кульдейских монастырей: «Habere autem solet», – говорит он, – «ipsa insula semper abbatem presbyterum, cujus juri et omnis provincia et ipsi etiam episcopi ordine inusitato debeant esse subjecti, juxta, exemplum primi doctoris illius (то есть, Колумбы), qui non episcopus, sed presbyter exstitit et monachus». Из этого места ясно следующее: прежде всего, что во главе всей кульдейской церкви стоял пресвитер-аббат главного монастыря, и что ему подчинены были епископы. Потом Беда повторяет, что монастырь Ги имел начальство над всеми пиктскими и шотландскими монастырями и управлял даже этими народами в церковном смысле, и что Айдан, аббат монастыря Линдисфорнского, назначен был монастырем острова Ги в епископа нортумберландской церкви. Но разумеется ли здесь под словом епископ высшая степень священства, или только миссионерское звание, должность инспектора или директора миссионерских общин, который находился в подчинении и зависимости от настоятеля монастыря Ги? Может быть, Беда свои римские воззрения привнес в это чисто кульдейское учреждение, введенным здесь в обман словом episcopus? Может быть, в древнебританской церкви не существовало такого неестественного и противоиерархического отношения между пресвитерами и епископами. Вникнем глубже в исторические документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примерно в это же время находившийся в Авиньоне папа попытался организовать новый крестовый поход. Обеспокоенный слухами о приготовлениях к крестовому походу, египетский султан Мухаммад I с мамелюками вторгся на территорию Киликии, которая всегда служила плацдармом для крестоносцев. Заключая мирный договор с царем Левоном, он заставил киликийского царя поклясться на Евангелии, что тот не будет поддерживать отношений ни с представителями европейских правящих домов, ни с папством. Однако несмотря ни на что, царь в своих секретных посланиях продолжал взывать к Западу о помощи и, презрев запреты мамелюков, отдал важнейшие посты в управлении страной Лузиньянам, призванным с Кипра, сместил католикоса Uakoba II из Сиса (1327–1341, 1355–1359), упрекавшего его за прозападную политику, и назначил на его место епископа Мхитара (1341–1355). Киликийский армянский двор был расколот борьбой прозападной и антилатинской группировок. После смерти Левона IV, у которого не было наследников, латинофилы возвели на трон Ги де Лузиньяна (1342–1344) – сына киликийской княжны Забел, сестры царя Хетума II, и младшего Лузиньяна Амори Тирского, состоявшего на службе Византии. После коронации Ги стал именоваться Константином II. Он настаивал на созыве собора католикосом Мхитаром, полагая, что собор должен принять решение о подчинении Армянской церкви папским требованиям, категорически отказался от уплаты податей мамелюкам и, нарушив их запрет, направил посольства к папе и к королям Франции и Англии. В ответ на это мамелюки вновь совершили набег на Киликию, однако королю удалось остановить их войска еще на границе. В ноябре 1344 г. мятежные подданные, недовольные в основном религиозной политикой Ги де Лузиньяна, убили его и придворных, поддерживавших царя. На смену Ги де Лузиньяну пришел Константин III (1344–1363), не имевший никакого отношения к киликийскому царскому роду. Будучи ставленником сторонников папства, он тоже стремился к установлению взаимопонимания со Святым престолом. В 1344–1345 гг. архиерейский собор Армянской церкви, собравшийся в Сисе, отвечая на просьбы папы прояснить богословские и обрядовые моменты, опроверг все обвинения в «заблуждениях», однако в 1352 г. папа Иннокентий VI, сменивший на престоле Климента VI, направил в Сис легата, чтобы вновь получить «пояснения» от католикоса Мхитара. В 1354 г. экс-католикос Иаков из Сиса лично дал пояснения новому папе относительно учения и практики Армянской церкви. Вернувшись на родину после кончины Мхитара, Uakob II вновь стал католикосом. Таким образом, согласие с Римом было временно восстановлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это одно показывает, какую важность в Британии придавали этому вопросу. Но о тонсуре Цеолфрид говорит, что различие ее не составляет особенной важности, она должна быть однообразна в церкви, и в этом случае нужно отдать предпочтение тонсуре римской, как тонсуре апостола Петра, а не британской, которая ведет начало свое от Симона волхва. Цеолфрид в этом письме очень хвалит Адамиана за его ум и благочестие и говорит, что и он принял римские обычаи. Особенно для него важно было при этом случае указание на Адамнана, настоятеля монастыря Ги. Один только этот монастырь оставался до сего времени хранителем преданий древнебританской церкви; но теперь Аданнан, настоятель этого монастыря, изменив древней вере, явился пропагандистом в пользу Рима и стал хлопотать о введении празднования Пасхи в северной Ирландии по римскому обряду. Частое пребывание его в Нортумберландии, а особенно при дворе короля этой страны, усердного ревнителя Рима, изменили его прежние понятия и сделали его римлянином. По его интригам и уговорам, северная Ирландия в 704 году приняла римское празднование Пасхи 130 . Но попытка его ввести римское празднование в своем монастыре на острове Ги встретила сильное сопротивление со стороны монахов, и он принужден был даже бежать из него. Но что не удалось Адамнану в 704 году, то совершилось в 716 году, при настоятеле Гийского монастыря Дунхаде, благодаря убеждениям англо-саксонского священника Эгберта 131 . Таким образом, главный пункт оппозиции Риму подчинился ему в обряде празднования Пасхи; а пример Ги произвел огромное действие и на все церкви шотландские. Между тем англо-саксонская церковь торжествовала свою победу. Эгберт поселился в Ги, и так сказать, наблюдал, чтобы движение, произведенное им здесь, не уклонилось от своего направления. Эгберт тут и скончался в 729 году. Для шотландской церкви победа Рима ознаменовалась не одним только принятием римского празднования Пасхи и римской тонсуры Гийским монастырем. Иерархия шотландская должна была еще признать над собой юрисдикцию Рима и Кентерберийского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010