Возникновение Н. н. связано с московским Синодальным училищем церковного пения и деятельностью Смоленского (директор с 1889), В. С. Орлова (регент Синодального хора с 1886) и А. Д. Кастальского (педагог уч-ща с 1887 и помощник регента). В нач. 90-х гг. XIX в. здесь появилась потребность в певч. репертуаре, к-рый, с одной стороны, соответствовал бы облику и древним богослужебным традициям Успенского собора Московского Кремля, где пел на службах Синодальный хор, а с другой - давал бы возможность для исполнения художественного пения в духовных концертах. Первые же произведения Кастальского - гармонизации традиц. распевов ( знаменного , болгарского , киевского , греческого , сербского , московского Успенского собора и др.; 1896-1898) в новом стиле, по видимости не очень далеко ушедшем от опытов т. н. строгого стиля у предшественников, но тем не менее необычном и отчетливо «русском»,- вызвали интерес у прихожан Успенского собора и у консерваторских музыкантов. К муз. творчеству в русле Н. н. присоединились ученики старших классов уч-ща братья А. Г. Чесноков и П. Г. Чесноков , бывш. певчий и выпускник курсов для взрослых певчих Синодального хора при уч-ще А. В. Никольский и педагог теоретических дисциплин В. С. Калинников . Переехав по окончании С.-Петербургской консерватории в Москву, духовно-муз. произведения начал писать А. Т. Гречанинов . Дебютом С. В. Рахманинова в этой области стал духовный концерт (запричастный стих) «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893). По просьбам Смоленского, профессора Московской консерватории в 1889-1901 гг., духовную музыку начали сочинять как молодые авторы, так и уже состоявшиеся композиторы: М. М. Ипполитов-Иванов , А. А. Ильинский , А. Б. Гольденвейзер, А. Н. Корещенко , Д. В. Аллеманов (впосл. священник, протоиерей), свящ. (впосл. протоиерей) В. М. Металлов . В 1906 г. свящ. М. Лисицын дал яркую характеристику музыке Кастальского (эти слова можно отнести к произведениям и других московских авторов Н. н.), связав ее с традицией пения в кремлевском Успенском соборе, где можно было услышать «унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры брошенными аккордами… Творчество… А. Д. Кастальского развилось из этого зерна… но в этом есть своя красота, свое единство…» (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 876-877).

http://pravenc.ru/text/Новое ...

Сортировать по Исключить новости Творческие вечера в Регентской школе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Концерт на Масляной неделе Важная и интересная особенность жизни Регентской школы при Московской Духовной академии — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнитель­ско­го творчества учащихся. Вечера традиционно посвящаются музыкальному наследию композиторов. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, тема колокольного звона, народной музыки и др. Традиционны вечера в день памяти святых Жён Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров Школы. В программе вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, наряду с хоровыми произведениями исполняются ансамблевые и сольные номера или инструментальные сочинения. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов, составленная учащимися. Важной составляющей вечеров является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создаётся творческая, уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе прошли вечера, посвящённые композиторам П. Г. Чеснокову, М. И. Глинке, А. А. Архангельскому, нашему современнику отцу Сергию Трубачёву, А. Д. Кастальскому. Второго марта 2008 года в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый жизни и творчеству Д. С. Бортнянского (†1825). Дмитрий Степанович Бортнянский стоял у истоков становления русской композиторской школы. Его творчество положило начало профессиональному освоению русским музыкальным искусством достижений западноевропейской музыки. Борт­нян­ский синтезировал традицию русского хорового многоголосия с западноевропейской. Культура кантов и партесного концерта сплелась с интонационной базой русского романса и песни. Богатейшее творческое наследие композитора включает сочинения различных жанров светской и духовной традиции, но вошёл в историю Бортнянский прежде всего, как классик хоровой музыки и создатель духовных концертов. Он оказал большое воздействие на последующее развитие русской музыкальной культуры, явившись прямым предшественником М. Глинки, П. Чай­ков­ского, С. Танеева и С. Рах­ма­нинова.

http://pravmir.ru/tvorcheskie-vechera-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. М. Дмитриев. Фотография. Кон. XIX в. Никодим Михайлович (1870, г. Ливны Орловской губ.- 1943, г. Куйбышев, ныне Самара), регент, дирижер, педагог, общественный деятель. Род. в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения . С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с к-рым участвовал в исполнении «Реквиема» В. А. Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Й. Гайдна, музыки П. И. Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка», хоровых сцен из рус. опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912-1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого об-ва (СПО), в др. годы - членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской ДС (1911-1913), пение, рус. язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого уч-ща (с 1914). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» Чайковского, «Вертер» Ж. Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном уч-ще. Д. пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории С. К. Экслер, профессора Д. М. Рудольф (ученик С. И. Танеева ), В. В. Адамовский, директор коммерческого уч-ща Соловьёв и мн. др. Дружил с писателем К. А. Фединым. Регентская деятельность Д. проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном уч-ще (1886). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов - Д. С. Бортнянского , Г. Ф. Львовского , А. А. Архангельского , М. А. Балакирева - впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» А. Т. Гречанинова ; Херувимская на «Радуйся» П. Г. Чеснокова ; «О Тебе радуется» С. В. Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и др. произведения А. Д. Кастальского , а также сочинения Чайковского, архиеп. Алексия (Дородницына) . Вслед за Д. этот репертуар был введен в певческую практику др. регентами города.

http://pravenc.ru/text/178589.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕЛОЖЕНИЕ В рус. церковном пении - создание нового варианта уже существующего произведения. Наиболее распространены П. с одного состава хора на другой, напр. с однородного хора на смешанный или наоборот. П. в этом значении являются синонимами термина «аранжировка» (от франц. arranger, нем. arrangieren - приводить в порядок), а также соотносятся с понятиями «транскрипция» и «обработка»; граница между терминами весьма условна, обычно считается, что она зависит от степени творческого вмешательства автора переработки в оригинальный текст, причем транскрипция и обработка могут иметь даже отличающуюся от оригинала художественную образность. П. могут быть выполнены как авторами сочинений, так и др. музыкантами. Иногда несколько П. могут быть объединены в один сборник, напр. «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» П. Г. Чеснокова (1912). Хоровая аранжировка может содержать как облегченное изложение хоровой партитуры, так и ее усложнение, нередко она сопровождается транспонированием. В практике церковного пения иногда встречаются сразу неск. версий хорового изложения. Так, песнопение А. Д. Кастальского «Свете тихий» 2 предусматривает версии: 1) для небольшого хора; 2) для однородных хоров, в этом случае рекомендовалось транспонировать сочинение из ми минора в соль минор, причем для исполнения жен. хором транспонировать 2 нижних голоса на октаву вверх; 3) для большого хора с divisi дискантов , теноров и басов . Кастальский также создал П. для большого и небольшого хора песнопений «Благослови, душе моя Господа» 25), «Великое славословие» 56, 57) и др. Одно из значений слова «переложение» связано с многоголосной хоровой обработкой одноголосных церковных распевов (знаменного, путевого, демественного, киевского, греческого, болгарского и проч.). В этом смысле термин «переложение» является синонимом термина «гармонизация» (особенно типично такое название для партесных гармонизаций кон. XVII - нач. XVIII в.; см. в ст. Партесное пение ) и приобретает характер жанрового определения; он противопоставляется т. н. свободным сочинениям, не имеющим первоисточника. В кон. XIX - нач. XX в. название «Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений» применялось в заголовках изданий для обозначения всей совокупности церковных песнопений того или иного автора.

http://pravenc.ru/text/2579984.html

Сортировать по Исключить новости Вечер памяти С. Смоленского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Особенностью учебного процесса в Регентской школе при Московской Духовной академии являются вечера, посвящённые русским композиторам. Подобные вечера существенно дополняют учебную программу, способствуя развитию музыкально-исполнительского мастерства учащихся Школы. В программе вечеров обычно участвует несколько хоровых составов, которые наряду с хоровыми произведениями исполняют ансамблевые и сольные номера или инструментальные сочинения. Канвой вечеров служит литературная композиция, состоящая из повествования и стихов. Более красочной программу вечера делают различные сцены, связанные с жизнью композиторов. В последнее время в Регентской школе прошли вечера, посвящённые композиторам П. Г. Чеснокову, М. И. Глинке, А. А. Ар­­­­­хангельскому, нашему современнику — отцу Сергию Трубачёву, А. Д. Кастальскому и Д. С. Бортнянскому. 23 ноября 2008 года, в воскресение, в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый памяти директора Синодального певческого училища, выдающегося церковного деятеля, композитора и педагога Степана Васильевича Смоленского (†1909). Вечер начался с краткой ретроспективы: первоначально было исполнено “Блажен муж” знаменного распева, затем — это же песнопение, прозвучавшее в гармонизации А. Д. Кастальского. Такое сопоставление проиллюстрировало перерождение древнего хора Патриарших певчих дьяков в Московский Синодальный хор и показало идею “нового направления” в русской духовной музыке. После этого в ряде театрализованных сцен были представлены жизнь и творчество композитора: Смолен­ский пишет свои “воспоминания”. Перед ним проходят образы его детства, юность и учёба в Казанском университете. И вот он попал в Синодальное училище, где обнаружил низкий профессиональный уровень преподавания; оставляла желать лучшего и общая обстановка этого учебного заведения. Поэтому от Степана Васильевича потребовалось много сил для реформирования системы образования, чтобы изменить атмосферу в Училище и довести учебный процесс и мастерство хора до высокого уровня. Вершиной творчества Синодального хора при нём явился концерт в Вене. Характеристика “нового направления” в русской духовной музыке, основоположником и идейным вдохновителем которого считается С. Смоленский, вопросы гармонизации древних распевов представителями этой школы ярко и образно были представлены в концертных диалогических и хоровых сценах вечера. Была отмечена выдающаяся реформаторская деятельность композитора, обладавшего особым даром — находить людей, собирать таланты, привлекать их к активной творческой работе.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-s-smole...

Сортировать по Исключить новости Несколько произведений программы, завоевавшей «Грэмми» стали североамериканскими, а возможно и мировыми, премьерами, озвученными впервые за сто лет после их создания. 16 февраля. ПРАВМИР. Техасский профессиональный хор Conspirare, под руководством Крейга Джонсона, удостоился премии «Грэмми» (Grammy) в категории «Лучшее хоровое исполнение» за диск «Священный дух России» («Sacred Spirit of Russia»), выпущенный в 2014 году фирмой Harmonia Mundi. Престижную награду хор получил на 57-ой церемонии вручения музыкальной премии, — сообщает пресс-служба Восточно-Американской епархии . На диске, завоевавшим награду, представлена программа литургийных песнопений Русской Православной Церкви композиторов «нового направления» – Кастальского, Гречанинова, Чесноков и Рахманинова – и их духовных преемников – Свиридова, Мартынова, Ильяшенко, Кедрова и др. Хор Conspirare, основанный свыше 20 лет назад уже становился номинантом «Грэмми» шесть раз. К репертуару Русской Православной Церкви руководитель ансамбля Крейг Джонсон обратился после того как «Всенощное бдение» Рахманинова, исполненное хором, встретило большой интерес у слушателей. Большая часть музыки, исполняемой американским хором, остается неизвестной и редко исполняется в России после советских времен. Несколько произведений программы, завоевавшей «Грэмми», стали североамериканскими, а возможно и мировыми, премьерами, озвученными впервые за сто лет после их создания. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 1 ноября, 2019 20 января, 2019 13 июля, 2018 8 марта, 2018 5 марта, 2018 4 мая, 2017 12 декабря, 2016 19 августа, 2016 9 февраля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/hor-iz-tehasa-spel-pra...

Н. М. Данилин. Фотография. 40-е гг. XX в. у мальчика обнаружили красивый голос и большие муз. способности. Несмотря на упущенный возраст для поступления его приняли в Синодальный хор и во 2-й класс Синодального училища церковного пения . В хоре Д. пел до 1894 г., курс обучения в уч-ще завершил в 1897 г. со званием регента и учителя церковного пения. Муз. и специальные предметы Д. изучал под рук. В. С. Орлова (к-рый оказал на Д. в эти годы наибольшее влияние), А. Д. Кастальского , А. Г. Полуэктова , Н. С. Кленовского , С. Н. Кругликова , А. Н. Корещенко и свящ. Василия Металлова . В дальнейшем учился в Музыкально-драматическом уч-ще Московского филармонического об-ва в классе специального фортепиано проф. С. М. Ремезова (1904-1907), занимался также в специальных теоретических классах проф. Корещенко. По предложению Орлова в 1902-1904 гг. исполнял обязанности помощника регента Синодального хора, в 1907-1910 гг. являлся старшим помощником регента Синодального хора Кастальского. Назначенный в февр. 1910 г. регентом Синодального хора, Д. занимал этот пост до роспуска хора в 1918 г. С приходом Д. хор достиг, как во времена Орлова, положения лучшего профессионального церковного хора Москвы. С именем Д. связаны первые исполнения написанных для церкви Литургии св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощного бдения (1915) С. В. Рахманинова , прозвучавших под его упр. в Москве, С.-Петербурге, Курске и за границей. При Д. репертуар Синодального хора составляли близкие ему по духу и темпераменту сочинения московских композиторов, прежде всего Кастальского. Постоянно исполнялись сочинения Рахманинова, П. Г. Чеснокова , В. С. Калинникова , А. Т. Гречанинова , К. Н. Шведова , меньше - М. М. Ипполитова-Иванова , А. В. Никольского , Н. С. Голованова и отдельные произведения прот. Петра Турчанинова , А. Ф. Львова , Г. Ф. Львовского , П. И. Чайковского . С Д. Синодальный хор трижды выезжал в Европу: в 1911 г. на концерты в Рим, Флоренцию, Вену и Дрезден, в 1912 и 1913 гг. на освящение правосл. храмов в Ниццу и Лейпциг. Пение Синодального хора отличали мастерство, глубина и законченность исполнения, особая красота и мягкость звучания детских голосов, завораживающее звучание низких басов. Последнее выступление хора под упр. Д. состоялось в июне 1917 г. в Москве. 21 нояб. 1917 г. Синодальный хор с регентами Д. и Головановым принял участие в интронизации Патриарха Тихона , проходившей в Успенском соборе Московского Кремля. Последняя служба в Успенском соборе с участием Синодального хора прошла на Пасху 1918 г.

http://pravenc.ru/text/171325.html

Концерт фестиваля " Поющий мир " состоялся в Казанском соборе августа 2016 В Казанском кафедральном соборе 9 августа прошел концерт русской духовной музыки в рамках XIV Международного фестиваля хорового искусства " Поющий мир " имени Юрия Фалика. В концертной программе приняли участие коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Симферополя, Иркутска и других городов России, а также из Франции. " Сегодня у нас в храме хоровые коллективы исполнят церковные песнопения. Это прекрасное дело - хоровое пение объединяет людей. Мы приветствуем всех, кто приехал из разных городов и стран, чтобы выступить в Казанском соборе, мы рады вас видеть. Дай Бог вам здоровья, многих лет жизни, радости и счастья! Мы будем слушать ваши прекрасные песнопения и благодарить вас аплодисментами. Сегодня в храме можно аплодировать, потому что это выражение нашей радости и почитание вашего таланта " . Хоровые коллективы, сменяя друг друга, выходили в центр храма и исполняли духовные песнопения. Возникла чудесная атмосфера духовного единения, концерт вызвал отклик в сердцах многочисленных слушателей. Перед слушателями выступили концертный хор " Радуга " Симферопольской детской музыкальной школы 1 имени Сергея Рахманинова, академический хор имени Валентины Айдаровой из Ломоносова, хор " Радость " из Кировограда и филармонический хор имени Василия Сафонова из Кисловодска. Свое мастерство продемонстрировали два студенческих хора - камерный хор " Консонанс " Санкт-Петербургского государственного технологического института и молодежный хор " Gaudeamus " Юридического института Иркутского государственного университета. Участниками концерта также стали два коллектива из Москвы: камерный хор " Московские певчие " и вокальный ансамбль МГТУ имени Николая Баумана " Perpetuum mobile " . Французские хоровые традиции представил хор мальчиков " Маленькие певцы Бордо " . В исполнении хоровых коллективов прозвучали произведения Петра Чайковского, Павла Чеснокова, Константина Шведова, Дмитрия Бортнянского, Александра Кастальского и других русских композиторов, а также знаменные и византийские распевы, фрагменты церковных богослужений. Сводный хор под управлением дирижера Игоря Матюхова исполнил песнопение " Богородице Дево, радуйся " на музыку Сергея Рахманинова.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Певческие сборники знаменного распева крюковой нотации, старинные иконописные изображения царя Давида и преп. Иоанна Дамаскина – святых покровителей храмовых певчих представлены на выставке " Музы. Музыка. Музей " . "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Редкие богослужебные сборники выставлены в экспозиции Музея им. Глинки Певческие сборники знаменного распева крюковой нотации, старинные иконописные изображения царя Давида и преп. Иоанна Дамаскина – святых покровителей храмовых певчих представлены на выставке " Музы. Музыка. Музей " . МОСКВА. Нотные автографы богослужебных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Кастальского, А. Алябьева, П. Чеснокова, певческие сборники знаменного распева крюковой нотации,  старинные иконописные изображения царя Давида и преп. Иоанна Дамаскина – святых покровителей храмовых певчих представлены на выставке «Музы. Музыка. Музей», открывшейся в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Устроители выставки, приуроченной к 100-летию музея, адресуют ее не только профессиональным музыкантам и историкам русской музыки, но и самому широкому кругу посетителей. В экспозиции, состоящей из 5 тематических разделов, представлены уникальные документы, книги, рисунки и живописные полотна, эскизы декораций и сценических костюмов, афиши, фотографии, рукописи нот с автографами знаменитых русских композиторов, а также музыкальные инструменты, в том числе созданные прославленными мастерами Амати и Страдивари. Большая часть этих раритетов демонстрируется впервые. Знакомство с выставкой посетители начинают с зала, центральное место в котором занимают предметы из коллекции, собранной Н.Г.Рубинштейном – основателем и первым директором Московской консерватории. Именно эта коллекция легла в основу всего музейного собрания. Среди них – фрагмент грифельной доски из класса Московской консерватории с автографом композитора Г.Берлиоза, личные вещи, книги, среди которых редкое издание переведенной на русский язык «Фигаровой женитьбы» Бомарше, вышедшее из университетской типографии Новикова в 1787 г.

http://sedmitza.ru/text/3316737.html

При поддержке Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения прошел X Московский фестиваль хоров воскресных школ 29 марта 2021 г. 18:49 28 марта 2021 года в Большом зале столичного концертного комплекса «Зарядье» прошел X Московский фестиваль хоров воскресных школ. Фестиваль проводится ежегодно с 2012 года, с каждым разом увеличивая количество участников — в этом году в нем приняли участие более 400 артистов. Открывая фестиваль, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, начальник Управления по связям с религиозными организациями Константин Блаженов отметил: «Я рад приветствовать вас на концерте, который показывает, что традиции русского церковного пения бережно сохраняются в столице нашей Родины — городе Москве». Он также огласил гостям и участникам концерта приветственный адрес от заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Александра Горбенко. «За прошедшее десятилетие фестиваль успел стать доброй традицией. С каждым годом растет число участников и гостей фестиваля, желающих приобщиться к бесценному духовному наследию, каким является церковное песнопение. На площадке фестиваля совсем юные исполнители выступают вместе с признанными мастерами хорового пения, перенимают опыт выступлений и качество исполнительского мастерства», — говорится в приветствии. Художественным руководителем музыкального форума выступил заслуженный артист России Алексей Пузаков, а специальными гостями фестиваля стали Московский Синодальный хор, отмечающий в этом году свое 300-летие, и хор Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы под управлением Александра Майорова. Юные участники музыкального форума выступили в сопровождении оркестра Voce Anima (руководитель — Алексей Медведев). У дирижерского пульта был Михаил Котельников. Ведущим концерта выступил Александр Крузе. Цель Фестиваля хоров воскресных школ — духовное оздоровление нации, развитие в подрастающем поколении этических и нравственных принципов, лежащих в основе отечественной музыкальной культуры. Участники юбилейного события представили содержательную программу, включающую в себя шедевры духовной и классической музыки, а также произведения, посвященные подвигу российского народа. В рамках фестиваля прозвучали сочинения В. Калинникова, А. Островского, А. Пахмутовой, П. Чеснокова, А. Ахметовой, И. Черкизовой, С. Трубачева, Ю. Маркелова, А. Кастальского, В. Шкабурина, Л. Книппер, Л. Спевачек, Ф. Мендельсона, И. Дунаевского, С. Баневич, Г. Свиридова, П. Чайковского. В ходе концерта была представлена премьера сочинения композитора Антона Вискова «Икона» в исполнении детского отделения Синодального хора. Партию фортепиано исполнил сам автор произведения.

http://patriarchia.ru/db/text/5792573.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010