В кон. 1917 г. в Терской обл. усилились большевистские настроения. Ряд кабард. делегатов участвовали в созванных большевиками 1-м (Моздок, янв. 1918) и 2-м (Пятигорск, февр.-март 1918) съездах народов Терской обл. На последнем съезде, проходившем 4-5 марта 1918 г., была провозглашена Терская советская республика, образован Терский облсовет. К 21 марта 1918 г. большевики свергли власть Временного правительства на территории К.-Б., арестовали наместника Чижокова и открыли 21 марта 1918 г. 1-й народный съезд представителей трудящихся Кабарды и Балкарии. Однако к авг. 1918 г. власть большевиков в Нальчике была свергнута, возникли 2 местные орг-ции: белогвардейская партия «Свободная Кабарда», к-рую возглавил З. И. Даутоков-Серебряков, и поддержавший большевиков Военно-шариатский революционный совет во главе с Н. Катхановым. В нояб.-дек. 1918 г. на территории К.-Б. на короткое время была восстановлена советская власть, в кон. янв. 1919 г. армия А. И. Деникина вытеснила отсюда большевистские формирования. С янв. 1919 по март 1920 г. территория К.-Б. находилась под контролем армии Деникина, был образован Кабардинский окр. в составе Терско-Дагестанского края. Однако к 15 марта 1920 г. советская власть вновь утвердилась благодаря успешному наступлению партизанских отрядов Кабарды и Балкарии под рук. местного большевистского деятеля Б. Э. Калмыкова. В июле 1920 г. состоялся 1-й окружной съезд советов Нальчикского окр. 20 янв. 1921 г. в составе созданной постановлением ВЦИК РСФСР Горской АССР были образованы Кабардинский и Балкарский округа, центром обоих округов стал Нальчик. 1 сент. 1921 г. Кабардинский окр. в составе Нальчикского, Баксанского, Урванского и Мало-Кабардинского районов (округов) был выделен из Горской АССР и преобразован в Кабардинскую автономную обл. При этом сохранился Балкарский автономный окр. в составе Верхне-Баксанского, Верхне-Чегемского, Хуламо-Безенгиевского и Балкарского районов (округов). 16 янв. 1922 г. Балкарский окр. был объединен с Кабардой в Кабардино-Балкарскую автономную обл. При этом территория автономной области была расширена включением в ее состав 3 казачьих станиц: Александровской, Котляревской и Пришибской (ныне г. Майский) с хуторами. Постановлением Северо-Кавказского крайисполкома от 17 февр. 1932 г. к области были присоединены ст-цы Прохладная (ныне г. Прохладный), Солдатская, Приближная, Екатериноградская и Прохладненский железнодорожный узел. По Конституции СССР, утвержденной 5 дек. 1936 г., была образована Кабардино-Балкарская АССР.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

18 февр. 48 С. 2 : Москва, 17 февраля: (Газетная полемика об антиправительств. подоплеке студенческих волнений)/(Г.-П.); С. 3 : Жюль де Сверт (виолончелист). (ТиМ); Из Немирова. 2 февр.: Погода. Отсутствие принадлежностей цивилизованной жизни. Развлечения. (ВИ). 19 февр. 49 С. 1 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XXXIII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 февраля: (О новых изменениях в проекте податной реформы – по поводу публикации в газ. «Порядок»)/(Г.-П.); Похороны артиста Императорских Московских театров К. Ф. Берга/М. С.; Письмо к редактору/Врач Лев Карлович Эйсымонт. (ЗиИ); С. 3 : Из Орла. 8 февр.: Последствия неурожая. Дифтерит. Побег арестантов; Из Молодечны. 11 февр.: Равнодушие при известии о смерти Ф. М. Достоевского/Русский. (ВИ); Болгария: Вооружения. (ВИ). 20 февр. 50 С. 1 : О том и о другом: Не в ту церковь попали. Приготовления к Масленице. Масленица в старину и теперь. Вообще о гуляньях/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 19 февраля: (Об отсутствии гласного обсуждения новых законов о печати)/(Г.-П.); Аптекарский вопрос/И. С. Брин; С. 23 : Из Сергиевского посада, Московской губ. 2 февр.: Спектакль в пользу недостаточных прогимназистов. Посадские учебные заведения. Нищенство; С. 3 : Из Ярославля. 12 февр.: Панихида по (Ф. М.) Достоевском (8 февр. в лицейской церкви). Концерт П. А. Шостаковского; Из Казани. 1 февр.: Сенаторские ревизии, прежние и нынешние. Казанские сюрпризы ревизии. Событие, требующее серьезного разъяснения. Миссионер православия/Сибирский казак. (ВИ). 21 февр. 51. С. 12 : Завидная женитьба: Ром(ан) Виктора Персеваля. XXXIVXXXVI/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 февраля: (О прокламации «университетского центрального кружка» и письмах гимназиста-самоубийцы и его отца)/(Г.-П.); С. 3 : По поводу похорон Ф. М. Достоевского: (Из журн. «Дело»). (ПП); Из Пинска, Минской губ. 14 февр.: Еврейская система сколачивания грошей. Цены. Благотворительность евреев. Удобство зимнего пути. Болезнь «колтун». Современная еврейская «манна». Царство животных. (ВИ); Памяти Ф. М. Достоевского: (Поминал. вечер в Праге). (ОН).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В палеографии Монфокона показан 340) кольбертинский пергаменный кодекс миней, содержащий жития святых за май, июнь, июль и август, написанный каллиграфом Анастасием и конченный в апреле 890 года. Монфокон сравнивал сии жития с житиями Метафраста и нашел, что Метафраст дал им более изящную форму речи и чудеса, казавшиеся ему странными, опустил 269 . Приобретен Монфоконом и другой кодекс житий святых IX века за месяц август, написанный до Метафраста 270 . Сии жития выписаны у Бандурия; они следующие: август. 2. Обретение и перенесение мощей св. Стефана. 3. Жизнь св. Далмата. 4. Мучение папы Стефана. 5. Мучение св. Евсигния. 6. Два слова Иоанна Златоустог о на Преображение. 7. На освобождение Царяграда от Вагана и Персов. Жизнь и мучение св. Дометия. 10. Мучение св. Лаврентия, Сикста и Ипполита. 11. Мучение св. Андрея стратилата (19). 12. Мучение св. Фотия, Аникиты и дружины их. 13. Мучение св. Мирона (17). 14. Жизнь и мучение св. Маркелла, еп. Апамеи сирской. В Иерусал. библиотеке (Т. I. стр. 1 и кодекс 1) есть минея четья начала X века, как пишет П.-Керамевс, но едва ли дометафрастовская. В ней жития расположены так: муч. Трифона, Сретение, Симеона и Анны, мучение великомуч. Феодора (8 февр.), Афанасия александрийского о чуде от иконы Спасителя в Вирите, беседа Фотия патриарха о православии, неделя православия, страдание св. Перпетуи и с нею скончавшихся, страдание св. Агафии, страдание св. Аврамия в Арвиле (5 февр.), страдание св. Иулиана в Емесе (6 февр.), страдание св. Фавсты и с нею Евиласия и Максима, по кодексу память 6 февр., житие пр. Парфения лампсакийского (7 февр.), страдание Марфы и Марии сестер и Ликариона (8 февр.), страдание св. Никифора в Антиохии, слово св. Григория нисского на Мелетия, патр. антиох., память по кодексу сему 10 февр. (вместо 12), страдание св. Харалампия (10 февр.), страдание св. Власия 11 февр., житие св. Марии, переименованные Марином, 12 февр., житие пр. Мартиниана монаха (13 февр.), житие пр. Авксентия14 февр., страдание св. Онисима ученика ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

22 февр. 52 С. 12 : Очерк истории промышленности в бывшем селе Иванове/П. Р. ((Ф)); С. 2 : Москва, 21 февраля: (К 100-летию со дня рождения А. Х. Востокова)/+ (Ф. А. Гиляров); Новый балет Арифа. Костюмированный бал в Артистическом кружке. (ЗиИ); Вращательная нутация растений: По поводу нового сочинения Чарльса Дарвина: (The Power movement in plants by Charles Darwin assisted by Francis Darwin. London, 1880)/А. К.; С. 3 : Русская опера. Бенефис г. (Д. А.) Усатова. (ТиМ); С. 3 : Из Саратова. 12 февр.: Неудавшееся издание «Сборника материалов Саратовской губернии». Необходимость подобных изданий и затруднения в собирании материалов. Пренебрежение к памятникам старины. (ВИ). 23 февр. 53 С. 1 : На первый раз: Ношение иконы против холеры в Можайске. Отказ в последнем напутствии в Меринске. Отказ командировать врача к умирающему. Обобранный полицией пьяный. Нижегородский лоскуток. Двое мировых судей. Истязание младенца в Горбатове. Реальное училище в Белуге. Умные бобры. Мургасовское народное училище. Школы и приюты в Нижнем. 13 классов московских воров. Новость в Москве. Сомнения Первого и Второго/Третий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 22 февраля: (Из истории моск. гуляний на Масленицу и нар. игрищ вообще в связи с их современным упадком)/(Г.-П.); Бенефис г-жи (Г. Н.) Федотовой. Театральные известия. Предстоящие бенефисы. (ЗиИ); С. 3 : Из Владимира на Клязьме. 10 февр.: Братство св. Александра Невского. Епархиальная библиотека. Средства братства. Студенческий спектакль. Дело городского театра. Любительский спектакль. Статистический комитет; Из с. Старолетова Зарайск(ого) у. 20 февр.: По поводу бедственного положения крестьян временно обязанных графини (С. Д.) Толстой/Крестьянин; Из Болховского у., Орловской губ. 20 февр.: Уничтожение конокрадства; Из Пензы. 12 февр.: Беспорядки. Причины успеха раскола/А. Б.; Из Воронежа. 10 февр.: Вопрос о назначении таксы для духовенства. Панихида о Ф. М. Достоевском (6 февр. в Митрофановском монастыре). Предполагаемое издание (лит. сб. «Второй шаг»); Из Киева. 16 янв.: Юго-западный отдел Императорского Географического общества. Два слова киевским ученым; Из Карса. 2 февр.: Две партии в русском обществе; Из Камышина. 7 февр.: Курьезное дело. (ВИ); С. 4 : Неизданное стихотворение А. С. Пушкина («На наводнение 1824 г.»; републ. из кн. I журн. «Поляр. звезда»). За что был сослан Ф. М. Достоевский: (Из газ. «Голос»). Неаполитанская трагедия. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Павла 15 февр., страдание Памфила, Балента и проч. 16 февр., страдание св. Маруфы и других в Мартирополе 17 февр., житие св. Архивия (т. е. Авксивия) архиеп. и чудотворца, мучение Садофа епископа и иже с ним 21 февр. (вместо 20), похвальное слово Хрисиппа пресв. иерус. на великомуч. Феодора и частию о чудесах его 22 февр., особенность, страдание Поликарпа, еп. смирнского, 23 февр., сказание об обретении главы Иоанна Крестителя 24 февр., житие св. Порфирия, еп. Газского, 26 февр., Ипполита папы римского о Христе и антихристе, страдание св. Нестора, еп. Пергийского (28 февр.). Итак это минея полная, за исключением пропущенных чисел немногих, и жития следуют по тому же порядку, в каком памяти святых находятся в установившихся позднейших месяцесловах, только муч. Садофа под 21 февр. доселе не найдено, и память Мелетия антиохийского показана 10 февраля. Так как в этом собрании житий есть беседа патриарха Фотия, то оно не ранее конца или второй половины IX века. Если это собрание действительно не позднее первой половины X века, то эти жития дометафрастовские, но П.-Керамевс указывает между ними по Миню и метафрастовския некоторые жития. В Иерус. библиотеке (Т. I) описаны четьи минеи греч. (кодекс 6 IX-X в. Здесь нет указаний на метафрастовские жития по Миню), и кодексы 7–11, XI в. и кодекс 22-й 1079 года. Из них видно, что жития расположены по числам почти во все дни так, как и ныне святые чтутся, следовательно нынешний порядок начал установляться не позднее XI века. В Москов. Синод. библиотеке есть четья минея, относимая к X в. сентябрь, но мы не сравнивали ее в том отношении, дометафрастовская она или нет; замечательна тем, что жития в ней расположены совершенно согласно с нынешним месяцесловом, именно: жизнь Симеона (1 сент.), страдание Маманта (2), страдание священномуч. Анфима (3), священномуч.. Вавилы антиох. (4), чудо арханг. Михаила (6), страдание Евдоксия и дружины (6 сент.), муч. Созонта (7), Севириана (9), Минодоры и проч. (10), Феодоры александр. (11), священномуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Центральный архив (ЦА) ФСБ России, д. Р–33149, л. 71–71 об., 72. Капчинский О. Госбезопасность изнутри. Национальный и социальный состав. М., 2005. С. 60–61, 135 и др. Сборник приказов и распоряжений ВЧК–ОГПУ–НКВД Союза ССР. Т. 2. Ч. 1: 1920 (ГА РФ, ф. 9401, оп. 2, д. 512, л. 217–219). Иван Николаевич Полукаров (1895–1920 гг.), заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК с 18 марта по 19 мая 1918 г. По некоторым сведениям, с 16 июля 1918 г. и по август 1918 г. и.о. заведующего Отделом была В. Н. Яковлева (до 16 июля помощник заведующего Отделом, в августе–сентябре 1918 г. заместитель заведующего Отделом). Николай Алексеевич Скрыпник (1872–1933 гг.), с 11 ноября 1918 г. по март 1919 г. член ВЧК; с июля (или августа) 1918 г. по 9 декабря 1918 г. заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией ВЧК; с 9 декабря и до конца 1918 г. (или до начала января 1919 г.) заведующий Секретно-оперативным отделом ВЧК. Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135. ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35. Александр Максимович Трепалов (1887 или 1888 г.– 1937 г.), в органах ВЧК с декабря 1917 г.; в 1918 г. заведующий секретным (политическим) отделением Отдела борьбы (по борьбе) с контрреволюцией ВЧК; с октября 1918 г. заместитель заведующегоОтдела контроля складов при ВЧК; с начала декабря 1919 г. член коллегии отдела (ЦА ФСБ России, ф. 1, оп. 2, д. 6, л. 35; РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 405; Архив Управления ФСБ России по Омской области, д. 305808; Капчинский О. Указ. соч. С. 60–61, 135). Положение о Секретно-оперативном отделе ВЧК было принято на заседании ВЧК от 22 ноября 1918 г. (ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 121). ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 93, д. 201, л. 2; ЦА ФСБ России, ф. 1ос, оп. 2, д. 1, л. 122. По другим сведениям, обязанности заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией на последнем этапе его существования (с ноября по 8 декабря 1918 г.) исполнял М. Я. Лацис. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ), ф. 2, оп. 2, д. 133, л. 11. Иван (Иоанн) ИвановичВосторгов (1864–1918 гг.), с 25 января 1906 г. проповедник-миссионер, один из виднейших деятелей монархического движения; с 1907 г. председатель «Русской монархической партии» («Русский монархический союз»), возглавлял также «Русское монархическое собрание». C 9 сентября 1909 г. настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме, один из инициаторов проведения V Всероссийского съезда русских людей в Москве. С 31 мая 1913 г. настоятель Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного). Издавал газеты «Церковность», «Русская земля», журнала «Верность». В 1917 г. секретарь Миссионерского совета при Святейшем Синоде. Участвовал в работе Поместного собора 1917–1918 гг. 30 или 31 мая 1918 г. арестован за призывы москвичам во время Крестного хода 9 (22) мая защищать веру православную.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Еп. сщмч. Макарий (Гневушев) направлял жалобы о незаконности своего увольнения с Орловской кафедры сначала в Синод, позднее - на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В нояб. судная комиссия Поместного Собора признала его изгнанным из епархии «совершенно неповинно», главным виновником его изгнания был признан свящ. С. Аракин. Последнего было постановлено уволить от должности члена консистории, а «беззаконно составленный Исполнительный комитет объединенного духовенства буде он существует и действует упразднить» (цит. по: Рогозный. 2008. С. 169). Патриарх свт. Тихон распорядился назначить следствие о незаконных действиях свящ. С. Аракина в отношении еп. сщмч. Макария. Еп. сщмч. Серафим защищал священника и неоднократно просил патриарха закрыть следствие (результат следствия неизвестен). В дек. 1917 г. в Орле установилась советская власть. В ответ на начавшуюся борьбу с религией в городе 2(15) февр. 1918 г. был запланирован крестный ход в защиту Церкви. 1(14) февр. рабочие попытались снять 4 позолоченных герба с колокольни Покровской ц. Возникли слухи о том, что храм грабят и снимают с него кресты; ударили в набат, толпа избила рабочих. Толпу разогнали милиционеры и красногвардейцы. В ночь на 2(15) февр. власти объявили в Орле военное положение. Тем не менее 2(15) февр. на крестный ход, возглавляемый еп. сщмч. Серафимом, собралось до 20 тыс. верующих. После молебна участвовавший в крестном ходе настоятель Оптина болховского монастыря иером. (игум.?) Даниил (Троицкий ; впосл. архиепископ) призвал правосл. народ встать на защиту Церкви и дать в этом торжественную клятву. В февр. 1918 г. властями изъят епархиальный свечной завод. В марте арестован еп. сщмч. Серафим (отпущен под подписку о невыезде). 6 июля 1918 г. в орловском архиерейском доме проведен обыск, разогнано епархиальное собрание, ненадолго арестованы еп. сщмч. Серафим и Елецкий еп. Амвросий (Смирнов). 26 апр. в с. Усть-Нугрь (ныне урочище в Болховском р-не) отрядом красногвардейцев убиты свящ. сщмч. Иоанн Панков (его обвинили в подстрекательстве к мятежу) и его сыновья мученики Николай и Петр. В том же году закрыто епархиальное жен. уч-ще. Летом 1918 г. в Орловский центральный работный дом заключены 6 насельников Белобережской брянской мужской пустыни (освобождены по амнистии в нояб. того же года). В сент. 1918 г. властями изъято здание консистории, часть ее архива перенесена в подвал, др. часть - выброшена на улицу. В кон. 1918 г. муниципализирован архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В янв. 1918 г. временно управляющим Пензенской епархией был назначен Прилукский еп. Феодор (Лебедев), он прибыл в Пензу в февр. того же года. 27 янв. (9 февр.) 1918 г. в Пензе состоялось собрание духовенства под председательством ректора Пензенской ДС прот. Матфея Архангельского, на к-ром было решено 2(15) февр., в праздник Сретения Господня, организовать общегородской крестный ход, отслужить на Соборной пл. молебен по случаю праздника, огласить и раздать верующим послание патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 19 янв. 1918 г. (ранее послание было опубликовано в пензенской прессе и отпечатано в епархиальной типографии). Сторонники архиеп. Владимира отказались участвовать в крестном ходе. 1(14) февр. часть тиража патриаршего послания изъяли власти. Во время крестного хода на Соборной пл. (напротив кафедрального собора находилось здание губ. Совета), вероятно с провокационной целью, прозвучали выстрелы, после чего в толпе началась паника и люди направились к Богоявленской ц., где также звучали выстрелы. По утверждению советского историка В. Ф. Морозова, толпу выстрелами рассеяла охрана Совета, «с обеих сторон было убито 6 человек и несколько ранено» (цит. по: Дворжанский. 1999. С. 264). Власти представили события как контрреволюционное выступление, вину за к-рое возложили на еп. Феодора, прот. М. Архангельского (арестован), др. духовных лиц и мирян. Была опечатана канцелярия консистории; в епархиальной типографии провели обыск, после чего ее также опечатали. В начале февр. 1918 г. Пензенский губ. Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов изъял здания архиерейского дома и консистории. Согласно «Определению о епархиальном управлении», принятому Поместным Собором 9(22) февр. 1918 г., вместо действовавших в епархии консистории и церковно-епархиального совета при епископе учреждались епархиальные собрания с образуемым ими постоянным исполнительным органом - епархиальным советом . Однако Пензенская духовная консистория существовала еще нек-рое время.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010