Уч-ще успел закончить только Георгий, Михаил завершил свое образование уже в гимназии в Эстонии. По семейному преданию, семья А. А. Ридигера эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского м., примерно в 100 км к юго-западу от Таллина. После окончания гимназии Михаил начал искать работу. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и Михаил Александрович зарабатывал рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллин, и уже там он поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отд-ния до принятия священного сана (1940). Церковная жизнь в послереволюционной Эстонии была очень живой и активной, прежде всего благодаря деятельности духовенства Эстонской Православной Церкви . По воспоминаниям А., «это были настоящие русские священники, с высоким чувством пастырского долга, заботившиеся о своей пастве» (Беседы с Патриархом Алексием II. Архив ЦНЦ). Исключительное место в жизни Православия в Эстонии занимали мон-ри: Псково-Печерский Успения Божией Матери муж. , Пюхтицкий Успения Божией Матери жен. , Иверская жен. община в Нарве. Многие священнослужители Эстонской Церкви и миряне посещали обители, расположенные в епархиях зап. части бывш. Российской империи: рижский Сергиев жен. мон-рь во имя Св. Троицы , виленский Свято-Духовский (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа ) муж. мон-рь и Почаевскую Успенскую лавру . Наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 11 июля (28 июня по ст. ст.) в Валаамском в честь Преображения Господня мон-ре , находившемся тогда в Финляндии, на день памяти его основателей преподобных Сергия и Германа . В нач. 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религ. кружки, заложившие основу Русского студенческого христианского движения в Прибалтике. Разносторонняя деятельность РСХД, членами к-рого были прот. Сергий Булгаков , иером. Иоанн (Шаховской) , Н. А. Бердяев , А. В. Карташёв , В.

http://pravenc.ru/text/64696.html

31/VIII–56 г. Здравствуйте, дорогой о Господе владыка. Под день памяти св[ятого] апостола Христова Матфея, 8 августа ст. ст., в Успенском Соборе Лавры отец наместник Пимен совершил вечером постриг в мантию трех послушников лавры, в числе их и меня с наречением имени Феодорит, в память святого священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского, пострадавшего во дни нечестивого Юлиана Отступника, о чем повествуется в житиях святых 8 марта. Три ночи после пострига мы провели в алтаре Трапезного храма, ежедневно отстаивая 2 литургии и всенощную, причащаясь в эти дни Святых Христовых Тайн. От непривычки такого стояния сильно отекли ступни ног, и сейчас еще отечность есть, но идет на убыль. Слава Богу за эту великую милость Божию. Сбылось то, о чем мечтал много лет. Несу послушание пения и чтения на клиросе, в большие праздники помогаю торговать свечами, пишу синодики умерших. Сегодня получил приказ наместника быть заведующим гостиницы для приезжающих высоких особ и иностранцев. Буду жить при гостинице в особо отведенной комнате. Уверяют меня, что это послушание легкое. «Вы, – говорят, – будете только распоряжаться, все сделают люди». Что бы то ни было, а надо исполнять, как монаху. Манит меня отдельная комната, а может быть, это и не на пользу мне. В день Успения служил митрополит Николай, а всенощную архиепископ Ювеналий, говорят, один из числа старейших архиереев. По внешности это старец лет 80, один глаз как-то прищурен, голос еще бодрый и громкий, он же служил и при совершении Погребения Божией Матери. Вчера видел матушку Сергию, сестру владыки Сергия Голубцова . Она получила назначение как монахиня в Пюхтицкий жен[ский] м[онасты]рь, который где-то около Финляндии и никогда не закрывался. По тону ее голоса видно, что не хочется ей уезжать от Преподобного. Прошу Ваших святительских молитв о том, чтобы мне быть монахом не по одежде, а по внутреннему духовному содержанию. Прошу и Вашего святительского благословения. Многогрешный монах Феодорит. 31/VIII–56 Д. 17. Л. 27–28 об. Подлинник. Автограф. 3. 14 ноября 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игум. Варвара (Трофимова). Фотография. Кон. XX в. (Трофимова Валентина Алексеевна; род. 17.08.1930, г. Чудово Новгородской губ. - 8 фев. 2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря . После начала Великой Отечественной войны семья В. эвакуировалась в Кировскую обл., по окончании войны поселилась в г. Луга. С детства В. Трофимова читала и пела на клиросе в храмах. Получив среднее образование, закончила бухгалтерские курсы. 1 авг. 1952 г. поступила послушницей в Пюхтицкий мон-рь. В 1955 г. перешла в вильнюсский во имя святой равноапостальной Марии Магдалины женский монастырь , где жила под духовным рук. настоятельницы игум. Нины (Башашевой, в схиме Варвары), духовным отцом В. Трофимовой стал свящ. Николай Гурьянов . 5 марта 1958 г. наместником вильнюсского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря архим. Сергием (Вощенко) Трофимова была пострижена в монашество с именем Варвара, исполняла должности помощницы казначеи и руководила работами по восстановлению разрушенного во время войны Марие-Магдалинского мон-ря. В 1960 г. мон-рь перевели в Свято-Духов муж. мон-рь в отдельное помещение. В 1963 г. В. была назначена бухгалтером Виленского ЕУ, находившегося на монастырской территории. К 100-летию Марие-Магдалинской обители (1965) В. составила «Летопись Виленского женского мон-ря», за что получила в благословение от Патриарха Алексия I Иверскую икону Божией Матери. 3 янв. 1968 г. В. была назначена настоятельницей Пюхтицкого монастыря, 19 янв. возведена в сан игумении. Под управлением В. Пюхтицкая обитель была восстановлена, преображена и благоукрашена. Все церкви были отреставрированы, монастырские здания капитально отремонтированы. В храмах и кельях появилось электричество, были проведены отопление и водопровод; расписаны стены Успенского собора, позолочены кресты на главах монастырских храмов и часовен. Выстроены архиерейский дом, Иерусалимский корпус, дом для представительских целей, возрождена монастырская гостиница. Устроена домовая церковь в помещении для престарелых сестер, построены Сергиевская колокольня, Георгиевская часовня на хозяйственном дворе, церковь для крещения детей и взрослых, воздвигнута каменная монастырская ограда. 26 июня 1990 г. Патриархом Алексием II мон-рю была предоставлена ставропигия.

http://pravenc.ru/text/154099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Горушке») (Ярославской и Ростовской епархии), в г. Данилове Ярославской обл. Основан в 1894 г. мон. Михаилой (Козловой Параскевой Петровной; 1842-1909). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Даниловского жен. мон-ря. Фотография. 2006 г. В кон. 70-х гг. XIX в. послушница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря П. Козлова уволилась из обители по состоянию здоровья, в 1880 г. совершила паломничество в Иерусалим, проживала в мон-ре вмц. Екатерины. На личные средства и при помощи благотворителей Козлова устроила храм во имя вмц. Екатерины, за что получила грамоты и благословение Иерусалимских патриархов Никодима I и Герасима II на пожизненное пользование кельей Екатерининского мон-ря. Но осенью 1893 г. Козлова вернулась в Россию, поступила послушницей в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь , где 13 февр. 1894 г. приняла постриг с именем Михаила. По благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства мон. Михаилы в местности Горушка близ г. Данилова Ярославской губ. началось строительство Д. м. Активное участие в устроении обители принял архиеп. Ярославский Ионафан (Руднев) . 22 июля 1894 г. указом Святейшего Синода была учреждена Даниловская Казанская жен. община, настоятельницей назначена мон. Михаила. Определением Свящ. Синода от 19 янв. 1901 г. и указом царя св. Николая II от 6 февр. того же года община была обращена в общежительный нештатный мон-рь, мон. Михаила в ярославской Крестовой ц. возведена в сан игумении. С 1909 г. Д. м. управляла постриженица Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Иоанна (Скабская), с 1912 г.- бывш. насельница ростовского в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-ря игум. Мария (Пирожкова). Ок. 1895 г. в общине было 4 монахини и неск. послушниц, в нач. XX в.- ок. 80 сестер.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Второе возрождение мон-ря началось в кон. 1989 г., когда еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , предполагая устроить в Богоявленско-Анастасиином храме кафедральный собор, обратился к властям с просьбой о возвращении его РПЦ. 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. Одновременно началось возрождение жен. мон-ря. 26 марта 1991 г. в Кострому из Пюхтицкого в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прибыла группа инокинь во главе со старшей мон. Иннокентией (Травиной), 29 авг. 1991 г. возведенной в сан игумении возрождавшегося мон-ря. 17 июня 1991 г. еп. Александр совершил освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего и кафедральным собором, и главным храмом мон-ря. 18 авг. того же года крестным ходом в собор перенесли главную святыню Костромского края - Феодоровскую икону Божией Матери . В течение 90-х гг. XX в. Костромской епархии и К. м. был возвращен ряд бывш. зданий мон-ря. С 1991 г. в трапезном корпусе размещались Костромское ДУ (в 1996 преобразовано в Костромскую ДС) и Костромское епархиальное управление (с 2003 в помещении настоятельского корпуса). С 2003 г. в Богоявленско-Анастасиине соборе пребывают мощи прп. Тимона Надеевского, ученика прп. Серафима Саровского, возобновителя Николо-Надеевской пуст., находившейся в Макарьевском у. (совр. Антроповский р-н). К 2000 г. в К. м. проживали 100 чел., к 2010 г.- 49 насельниц, в т. ч. игумения, 19 монахинь и 29 послушниц. В 1991 г. при обители создана богадельня для престарелых равноап. Марии Магдалины, в 1993 г.- детский приют св. Иоанна Кронштадтского. С 1991 г. мон-рь имел подворье в с. Домнине Сусанинского р-на, в 2004 г. преобразованное в Домнинский во имя святых Царственных страстотерпцев женский монастырь . Сестры К. м. начинали возрождение Макариева Унженского, Пахомиева Нерехтского Сыпанова и Макариева Писемского мон-рей, стали первыми насельницами вновь созданных Тетеринской пуст. (Нерехтский р-н), костромского в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Домнинского жен. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова. Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ. Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14. СЕЛО ГРАФСКОЕ (Андреевка) Андреевка – на левой стороне Донца. Земли Андреевки были подарены императором Петром Шафирову, но потом, отобранные в казну, в 1723 году пожалованы были Екатериною I Гендрикову, тогда еще не графу, но племяннику Екатерины. Первый храм во имя Апостола Андрея Первозваннаго, сообщивший свое имя и поселению, построен здесь около 1720 года. В 1825 году, усердием графини Анны Александровны Гендриковой, построен каменный храм, который в 1829 году освящен во имя Апостола Андрея Первозваннаго. В храме семь достоин примечания иконостас по прекрасной живописи, написанной рукой храмоздательницы. На счет владельца в Андреевке содержится богадельня на 20 душ муж., 28 жен.– давнее заведение. От холеры умерло в 1831 г. 17 душ муж., 15 жен.; в 1848 г. 56 муж., 43 жен.; цинги не было. Число прихожан: в 1730 г. 163 муж., 130 жен.; в 1750 г. 210 муж., 178 жен.; в 1770 г. 330 муж., 308 жен.; в 1790 г. 685 муж., 677 жен.; в 1810 г. 1230 муж., 1080 жен.; в 1830 г. 1633 муж., 1614 жен.; в1850 г. 1207 муж., 1260 жен. Церковной земли 66 десятин. В составе прихода ныне числится сельце Ильмень, образовавшееся едва ли не из переселенцев из Сумской слободы Ильмов. Здесь был храм Св. Дмитрия, при котором было прихожан подданных черкасов: в 1730 г. 128 муж., 120 жен.; в 1750 г. 170 муж., 158 жен.; в 1770 г. 208 муж., 209 жен.; в 1790 г. 235 муж., 223 жен. СЛОБОДА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ В описи земель 1761 года сказано: «графа Ивана Симоновича Гендрикова на Волчанских дачах, на Белом Колодезе вновь населяется слобода – дворов с тридцать». В другом деле 1763 года сказано: «прошлаго 1760 года начала населяться Слобода Белый Колодезь». Белым колодезь назван оттого, что вода в нем беловатого цвета, и этот колодезь далеко прежде 1761 года был во владении казаков Волчанской сотни, которые пригоняли сюда на водопой скот свой, имея невдали от него хутора. Первый храм построен здесь графом Гендриковым в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1833 году поселили крестьян при большой дороге. И тогда же построили, на другой стороне колодезя, каменный храм, по прежнему в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм построен Майоршей Екатериной Андреевной, урожденной графиней Гендриковой и Верой Федоровной Скалон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У князей Яблоновских герб покрыт мантией и короною княжескими. Это – князья, жившие и живущие на Волыни. Колено I: Павел Яблоновский, жил в начале шестнадцатого века; жен. на Куклинской. Колено II: Валентин, жен. на Доротее Яблоновской. Колено III: Каспар, Павел, жен. 1) на Голембовской; 2) на Вишненской; Матвей (ум. 1619 г.), жен. на Екатерине Кломницкой (во 2-м браке – за Яковом Потоцким). Колено IV: Григорий, Ян, жен. на Баковской; Мартын, жен. на Конарской; Павел, жен. 1) на Вильковской 2) на Потоцкой; Яков, Фома, жен. 1) на Лещинской; 2) на Хыщевской (от 1-го брака – сын; от 2 брака – 6 сыновей); Констанция, за Лесневским; София, за Крушевским; Ян-Станислав, мечник коронный (ум. 1647 г.), жен. на Анне Остророг. Колено V: Фома, Николай, жен. на Терезии Збиевской; Войцех, Яков, Рох, жен. на Анне Конаржевской; Станислав, жен. на Зебровской; Илларион, каноник капитула Познанского, Станислав-Ян, воевода Чермнорусский и великий гетман коронный (род. 2 апреля 1634 г., ум. 2 апреля 1702 г.), жен. на Марианне Казановской; София (ум. 1701 г.), за Подольским воеводою Францом Дзедушицким; Екатерина (ум. 1688 г.), за Христофором Ходоровским. Колено VI: Антоний, Ян-Станислав, воевода Волынский и Чермнорусский (ум. 1731 г.), женат на Иоанне, дочери Маркиза де-Бетюн; Александр, хорунжий коронный; жен. на Теофилии Синявской; Карл-Станислав, жен. на Марианне Потоцкой; Анна, за коронным великим подскарбием Рафаилом Лещинским; Ядвига, за воеводою Полоцким Яном Красниским. Колено VII: князь Станислав-Викентий, воевода Равский; жен. 1) на Иоанне Потоцкой; 2) на Доротее Радомицской, рождённой Брониц (от 1-го брака – сын и дочь; от 2-го брака – сын); князь Каэтан, воевода Брацлавский и кавалер ордена златого руна, жен. на Терезии Виельгорской; князь Дмитрий, жен. на Екатерине Шембек; Элеонора, монахиня; Марианна, за коронным великим подскарбием Францом-Максимилианом Оссолинским; князь Александр-Иосиф, воевода Новогрудский и кавалер ордена златого руна (род. 1711 г., ум. 1 марта 1777 г.), жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По переписи 1732 года, в Юрьевке подданых хорунжего Григория Юрьевича Сошальского 191 душ муж.; подданых полкового писаря Ивана Ивановича Захаржевича 165 душ муж. В 1750 году прихожан 410 муж., 380 жен.; в 1770 году 540 душ муж., 528 жен. По ведомости генерального межевания 1784 года показано в Юрьевке с хутором Жеребецким 630 душ муж., 631 жен., 2471 десятина пашни, 20390 десятин сенокоса, 966 десятин леса, а всего 24346 десятин земли г.г. Сошальских и Захаржевич-Капустянских. Затем число прихожан: в 1790 году 648 муж., 650 жен.; в 1800 году 1037 муж., 987 жен.; в 1810 году 690 муж. 695 жен.; в 1830 году 865 муж., 872 жен.; в 1850 году 889 муж., 878 жен. II Ольшанский Округ ДВУРЕЧНАЯ Двуречная получила свое название от того, что расположена между двумя реками – между Осколом и речкой Двуречной. С именем слободы она упоминается в Чугуевской переписке 1668 года и с именем города – в царских бумагах 1685 и 1709 годов. Последнее дает видеть, что здесь была значительная казацкая крепость. В переписи, составленной Двуречному по царскому указу Чугуевским комендантом 13 сентября 1712 года, видим следующее: в сельце Двуречном церковь деревянная во имя Рождества Богородицы; в той церкви церковная утварь, и книги, и ризы, и колокола, по сказке того сельца жителей, все панское… В той церкви служащий поп Наум Демьянов сын; на его дворе светлица, да две избы черных». Эта перепись составлялась по случаю отобрания имений у бригадира Федора Шидловского, и следовательно здесь дело идет только о храме владельческом двуречанцев. По делам Консистории 1728 года видно, что в Двуречной был храм в честь Успения Богоматери и что при сем храме были два священника, быть может, второй священник был священником придельного Рождественского храма, по крайней мере так бывало тогда очень нередко. В 1825 году на место деревянного храма, построенного в 1777 году, освящен самим преосвященным Павлом каменный храм в честь Успения Богоматери. При Двуречанском храме 66 десятин земли. По упомянутой переписи 1712 года в Двуречной оказалось 80 дворов, 120 хозяев и 140 свойственников мужского пола. По переписи 1732 года в Двуречном 587 душ мужских, в том числе 33 подданых; в слободе Гусинце 376 подданых черкасов и священник, в деревне Молчановке 100 подданых. По исповедной росписи в 1750 году 430 муж., 404 жен. у одного священника, а у двух: 620 муж., 604 жен.; в 1770 году 750 муж., 738 жен. В 1784 году было 1440 душ муж., 1430 жен. войсковых обывателей, и 45 душ муж., 43 жен. подданых черкасов Капустянского, при 10345 десятинах пашни, 18357 десятин сенокоса и 1398 десятин дубового леса. Затем было в 1790 году 1460 муж., 1445 жен.; в 1810 году 1509 муж., 1611 жен.; в 1830 году 1628 муж., 1777 жен.; в 1850 году 1856 муж., 1826 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Боголюбский мон-рь. Литография. 1875 г. (ГИМ) муромский в честь Преображения Господня (в Муроме, муж., основан не позднее 1096, закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) (в пос. Боголюбово Суздальского р-на, жен., основан в 60-х гг. XII в. как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1991, в 1997 при нем образован также жен. мон-рь, в 2003 муж. мон-рь переведен во владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) монастырь ); владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан ок. 1196, обращен в архиерейский дом в 1744, закрыт в 1920, возрожден в 1992); владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., основан в кон. 90-х гг. XII в., закрыт в 1923, возрожден в 1993); муромский в честь Воскресения Христова (в Муроме, жен., основан в XII в., упразднен в 1724, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее 1207, закрыт в 1923, возрожден в 2000); суздальский во имя свт. Василия Великого (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., преобразован в жен. в 1899, закрыт в 1923, возрожден в 1995 как муж.); суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан в 1364, закрыт в 1923, возрожден в 1993); киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Киржаче, жен., основан в 1358 как муж., закрыт в 1764, возрожден в 1995 как жен.: с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы (в с. Махра Александровского р-на, жен., основан ок. 1370 как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1995 как жен., с 2004 ставропигиальный); Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Волосов во имя свт. Николая Чудотворца (в с. Волосове Собинского р-на, жен., основан не позднее 1498 как муж., закрыт в 1764, в 1844 упразднен, возрожден в 1909 как жен., закрыт в 1923, возрожден в 1993); Космин Яхромский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

душ. Холера, посещавшая Каменский приход только в 1848 году, взяла в этот раз большую подать: 125 человек. ПРИСТАЙЛОВО На реке Псле, в 7 верстах от Каменного и от Лебедина. По межевой червленской выписке 1681 года видно, что Пристайлово населено в одно время с Каменным, в 1650 году; первые поселенцы были боярские дети Каменской службы. Таким образом и первый храм в Пристайлове построен около 1651 года. Священническая грамота 1722 года Петру Павлову, посвящённому преосвященным Епифанием, епископом Белгородским, «во иерея церкви Успения Богоматери села Пристайлова округа Каменного пригородка», показывает, что древний храм Пристайлова был храм Успения Богоматери. Нынешний деревянный храм построен в 1791 году. В округе Пристайловского прихода был храм святой Троицы в Новотроицком, которого прихожане в 1737 году писали: « церковь в селе Новотроецком Каменского уезда построена лет за 30 пред сим», следовательно в 1707 году; храм сей по малому числу прихожан, которые назывались дворцовыми крестьянами, давно закрыт. Число прихожан в 1730 году при Пристайловском храме 304 муж., 282 жен., при Новотроицком 170 муж., 161 жен., в 1750 году при первом 322 муж., 307 жен., при втором 183 муж., 170 жен., в 1770 году при первом 350 муж., 323 жен., при Троицком 216 муж., 222 жен., в 1790 году при первом 594 муж., 626 жен., при втором 195 муж., 216 жен., в 1800 году при одном Успенском 610 муж., 678 жен., в 1810 году 680 муж., 698 жен., в 1830 году 774 муж., 794 жен., в 1850 году 848 муж., 859 жен. душ. В 2 верстах от Кургана, в округе Курганского прихода, находится ныне скудно населённая деревня Азак; а в версте от этой деревни и в 4 верстах от Михайловки, между Азаком и Михайловкою, есть Азацкое городище, известное уже по актам 1647 и 1681 годов. Деревня Азак населилась черкасами вскоре после того, как основался город Лебедин, так как жители её в акте 1681 года называюся лебединскими черкасами. Здесь был и храм Успения Богоматери, построенный в первый раз не прежде 1685 года, так как в акте 1681 года поселение Азацкое называется ещё деревнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010