Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери (Ус-пенский собор Жировицкого мон-ря). Фотография. 2008 г. Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) ( Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение. Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) Обретение Жировицкой иконы Божией Матери. Икона. XIX в. (ГИМ) В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем ( Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм в таллинском районе Ласнамяэ 16 июня 2013 г. 17:15 16 июня 2013 года, в неделю 6-ю по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма в честь образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», построенного в крупнейшем таллинском районе Ласнамяэ. В храме и на территории, прилегающей к нему, Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали тысячи людей. Для тех, кто не смог попасть внутрь храма, была организована видеотрансляция богослужения. Сразу же после освящения храма в нем была совершена Божественная литургия. Святейшему Владыке сослужили председатель  ОВЦС   митрополит Волоколамский Иларион ,  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий , руководитель Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь , глава  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики  Эстонской Православной Церкви . Богослужение совершалось на церковнославянском и эстонском языках. В числе молившихся за богослужением были глава  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , настоятельница Пюхтицкого монастыря   игумения Филарета , президент ОАО «Российские железные дороги», председатель Попечительского совета  Центра национальной славы  и  Фонда Андрея Первозванного   В.И. Якунин . Среди присутствовавших в храме были мэр Таллина Эдгар Сависаар и архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Андрес Пыдер. В честь торжества в новоосвященный храм из Пюхтицкого монастыря была принесена чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. После богослужения к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. «Ваше Святейшество! — сказал он в частности. — Рад приветствовать Вас в храме, который заложил Ваш предшественник — Святейший Патриарх Алексий , а Вы завершили начатое дело и заложили святыню — мощи святых в этот святой храм».

http://patriarchia.ru/db/text/3051784.ht...

Куремяэ. Успенский Пюхтицкий женский монастырь. Pühtitsa Jumalaema Uinumise Nunnaklooster Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пюхтицкий Успенский монастырь, общежительный, в Везенбергском уезде, Эстляндской губернии, в 25 верстах от железнодорожной станции Иевве, в местности известной у местных православных жителей под именем «Богородицкой горы», а дэстов под именем «Пюхтица» (святое место). Здесь, как гласит предание, 200 лет тому назад явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII веке, и в ней хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 году часовня была приписана к церкви села Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и святая икона. В 1885 году часовня обращена была в храм, при котором в 1891 году положено было начало женской общине. В 1892 году община возведена была в монастырь (по мысли и заботе бывшего тогда Эстляндским губернатором князя С.В. Шаховского). В новый соборный храм, освященный в 1892 году, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери. Ежегодно в июле совершается торжественное перенесение ее в село Сыренец, где святыня остается до 13 августа. С 1896 года святая икона ежегодно приносится в город Ревель во 2-ю неделю по Пятидесятнице на 8 дней и в село Олешницы на время с 7 по 10 сентября. Недалеко от монастыря находятся могилы, в которых, по преданию, погребены русские воины времен святого Александра Невского и Иоанна Грозного. В монастырь стекаются во множестве богомольцы из окрестных местностей, и служит светочем и центром православия в лютеранском крае. На средства монастыря содержатся следующие учреждения: в Пюхтице — больница для женщин и детей, амбулаторная лечебница, община сестер милосердия, богадельня, приют для православных девочек, двухклассная школа для детей обоего пола, без различия вероисповедания, с общежитием для мальчиков и девочек; в местечке Иевве — бесплатная лечебница. Монастырю принадлежит подворье в городе Ревеле (на Шубинской улице) и часовня. К монастырю приписан находящийся в 25 верстах от него Гевсиманский скит, с храмом в честь Успения Божией Матери; здесь находится монастырская богадельня для сестер.

http://sobory.ru/article/?object=00142

XLII. Слово, сказанное при освящении храма в Пюхтицком женском монастыре 41 О жизни угодников Божьих – Св. Николая Чудотворца и препод. Арсения Великого Благодарение Господу Богу за обновление и освящение сего храма. Это уже четвёртый храм в сей обители. Правда, если сравнить этот храм с другими здешними монастырскими храмами, то как по красоте и благолепию, так и по величине своей он уступает прочим храмам. Но, несмотря на это, храм сей, как по времени своего существования и месту стояния, так и по своему значению для сей обители, достоин был большей славы, нежели какой пользовался он доселе. По времени своего существования, храм сей есть не только первый в сем месте, но и сравнительно древний храм; по месту своего стояния, он замечателен тем, что построен на том самом месте, где, по преданию, явилась здесь чудотворная икона Божией Матери, и где сперва была только небольшая часовня. Да и самый храм сей был сперва не более, как тоже часовня, и только уже спустя долгое время, этот храм-церковка превращён был в настояний храм, но вид его был убогий и неприглядный и извне, и внутри, и далеко не соответствовал величию и святости дома Божия, и той великой святыне, какая обитала в нем. В таком виде храм сей оставался до самого последнего времени, и только теперь он благоустроен и приведён в лучший, достойный значения сего храма, вид. Каждый раз при постройке сего храма были совершаемы и освящения его, но ни разу не было совершено над сим храмом полного освящения; теперь же он освящён полным, архиерейским освящением, через помазание святым миром ему сообщена вся полнота освящения. Вместе с настоящим обновлением и освящением сего храма, обитель сия приобрела двух особенных молитвенников, которым отныне посвящён сей храм: Святителя Николая Чудотворца и преподобного Арсения Великого . Много поучительного представляет для вас, населенцы сей обители, жизнь сих двух великих угодников Божьих: побеседуем о каждом из них. В лице Святителя Николая Чудотворца, обитель сия, посвятив ему этот храм, приобрела, во-первых, великого угодника Божия, во-вторых, великого и скорого помощника и заступника в скорбях и напастях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Нам с детьми в этих стенах и с этими людьми тепло и уютно… Зарисовки паломника о посещении Пюхтицкого монастыря – обители, насельницы которой всем улыбаются. В половине восьмого вечера в храм заглядывает один из последних лучей заходящего солнца. Широкий и неожиданно тёплый, он в одно мгновение успевает вызолотить киот и до сияния отполировать серебряный оклад старинной иконы Преображения Господня, а потом устремляется наискосок прямо к чудотворной иконе Успения, напоследок осветив огромный, в человеческий рост, букет цветов, благоухающий перед главной храмовой иконой всем пюхтицким «разноцветьем» и, в особенности, невероятной красоты лилиями, белыми, розовыми и лиловыми, аромат которых чувствуется и на другой половине храма, где стоим мы с детьми. Икона Успения Пресвятой Богородицы в Ильинском скиту Через несколько минут луч солнца, на прощание скользнув по гранитным ступеням собора, погаснет. Солнце скроется за одну из многочисленных туч, которые весь день похаживали над эстонским местечком Куремяэ, то и дело проливаясь на головы сестёр и пока ещё немногочисленных паломников сильным и резким кратковременным ливнем. Монастырю 123 года, каждый год монахини мхом выкладывают новые цифры Основная часть паломников приедет в монастырь в субботу, мать Игнатия сказала нам, что на традиционный Успенский крестный ход из Васкнарвы в Куремяэ записалось около тысячи человек. Начало Успенского крестного хода Во всех монастырских помещениях, включая чердаки гостиниц, и даже в храмах готовят места для ночлега. В этот раз мы сумеем пройти лишь четвёртую часть пути, первые восемь километров до остановки в селе Яама, и девятилетний Ваня, который в прошлый раз, два года назад, основную часть крестного хода проехал на сопровождавшем шествие монастырском микроавтобусе, даже скажет с некоторым сожалением: – У меня только стопы устали, а сам я не устал! Если заменить стопы, я бы еще столько же прошёл. Крестный ход на первом переходе Солнце вернётся в Успенский собор рано утром в субботу, к началу полунощницы, словно обойдя храм вокруг. Сноп света появится с восточной стороны и через высокие окна алтаря пройдёт над царскими вратами и дотянется до свечной лавки в противоположном углу, чтобы к херувимской песне, по мере восхода солнца, собрав мельчайшую взвесь пыли по всему храму, остаться в алтаре. В отвесном солнечном луче, который займёт всё пространство алтаря, будет плавать уже не пыль, а клубы фимиама, а на охваченную сиянием оконную раму будет больно смотреть, пока наконец священник не задёрнет светло-бежевый полог над царскими вратами…

http://pravmir.ru/lyudi-i-stenyi-pyuhtit...

Таллин. Кафедральный собор Александра Невского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Александра Невского построен в 1900 г. - по эстонскому преданию, на месте могилы национального героя Калевипоэга. По этой причине храм собирались взорвать в 1924 г., в период первой независимости Эстонии, но всё же одумались. Сейчас - Кафедральный православный собор Таллина. 30 августа 1893 года состоялось торжественное освящение места для будущего храма, на церемонию из Пюхтицкого монастыря была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Проект собора был заказан у специалиста по церковным постройкам академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского, члена Санкт-Петербургской Академии художеств. 20 августа 1895 года состоялась торжественная церемония освящения закладки храма, а 2 ноября 1897 года, благодаря стараниям главного подрядчика, купца 1-й гильдии, Ивана Дмитриевича Гордеева, на соборе были торжественно установлены железные позолоченные кресты. Позолота глав собора произведена в течение лета 1898 года позолотных дел мастером купцом 2-й гильдии Петром Семёновичем Абросимовым. Колокола для собора были изготовлены на колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова в Санкт-Петербурге. Уникальный звон собора составляет 11 колоколов. Торжество освящения и поднятия колоколов состоялось 7 июня 1898 года. Первоначально проект собора предусматривал установку мраморного иконостаса, но в ходе строительства было решено заменить его золочёным деревянным. Работа была поручена П.С. Абросимову. Иконы были написаны в мастерской академика живописи Александра Никандровича Новоскольцева. По его же эскизам петербургским мастером Эмилем Карловичем Штейнке сделаны витражи, установленные в алтарных окнах главного придела. Пятиглавый трёхпрестольный храм, вмещающий 1500 человек, был выполнен по образцу московских храмов XVII века. Фасады собора украшены мозаичными панно работы академика архитектуры А.Н. Фролова. Торжественное освящение собора было совершено 30 апреля 1900 года епископом Рижским и Митавским Агафангелом. В освящении участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, Ревельского собора Протоиерей С. И. Попов, Ревельского Собора Священник К.А. Тизик, который в этом же году по поручению Строительного Комитета написал брошюру «Ревельский Александро-Невский собор на Вышгороде».

http://sobory.ru/article/?object=00141

Традиция привоза иконы Успения Божией Матери в Таллин из Пюхтицкого монастыря возобновилась спустя десятилетия 30 марта, 2013. Новостная служба Икону привозил в Таллин протоирей Иоанн Кронштадский примерно в конце XVIII — начале XIX веков. В столице ее встречали крестным ходом, ттак продолжалось вплоть до советских времен. 30 марта. ПРАВМИР.Вчера на один день из Пюхтицкого монастыря в Таллин была доставлена чудотворная икона Успения Божией Матери Давняя традиция возобновилась спустя многие десятилетия, сообщает РИА Новости со ссылкой на в Эстонское телевидение. Икона была доступна для православных целый день. Образ был найден эстонскими пастухами примерно b XVI веке на дубе в Пюхтице, который растет там до сих пор. Икону привозил в Таллин протоирей Иоанн Кронштадский примерно в конце XVIII — начале XIX веков. В столице ее встречали крестным ходом, ттак продолжалось вплоть до советских времен. Давняя традиция ежегодного принесения в Таллин чудотворной иконы Успения Божией Матери из Пюхтицкого монастыря возобновилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 декабря, 2020 25 октября, 2019 30 апреля, 2019 31 октября, 2018 6 апреля, 2018 20 марта, 2018 17 июня, 2016 16 апреля, 2016 22 октября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tradiciya-privoza-ikon...

Закрыть Предстоятель ЭПЦ МП облетел всю страну с чудотв. «Казанской» иконой 13.04.2020 398 9 апреля 2020 года Предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений (Решетников) совершил воздушный крестный ход вокруг своей страны с молитвой об избавлении от коронавируса. Об этом сообщили на сайте Эстонской Церкви. Епископ Нарвский и Причудский Лазарь (Гуркин) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игуменья Филарета (Калачева) сопровождали своего Предстоятеля. Участники воздушного крестного хода благословили границы Эстонии чудотворными иконами Успения Божией Матери из Пюхтицкого монастыря, а также Божией Матери «Казанской» из Воскресенского Нарвского собора. В середине девятнадцатого века эта икона из Нарвского собора спасла Причудье от холеры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2020/04/13/pred...

Архиепископ Амвросий возглавил ночное богослужение в Афонском храме Новодевичьего монастыря февраля 2017 До Литургии владыка прочитал акафист Божией Матери пред Ее образом " Отрада и Утешение " , который принадлежал настоятельнице Пюхтицкого монастыря игумении Варваре (Трофимовой). Эта икона была преподнесена игумении Софии как благословение и предстательство Царицы Небесной в восстановлении Афонского храма. За богослужением молились настоятельница игумения София и сестры обители. Владыка поздравил верующих с престольным праздником и с днем памяти преподобного Максима Грека. " Именно в эти часы в обители Ватопедской, где находится этот чудотворный образ, совершается бдение и нас соединяет молитва " , - сказал владыка. Он обратил внимание на то, что преподобный Максим Грек, чья память также совершается в этот день, был пострижеником Ватопедской обители. Владыка напомнил эпизоды из жития преподобного Максима: образованнейший человек, он был направлен в Россию, чтобы помочь в переводе книг, и подвергался здесь гонениям, терпел скорби. " Мы часто ропщем на судьбу, нам что-то не нравится в жизни, - сказал владыка. - А вот судьба преподобного Максима Грека: получил, как сейчас бы мы сказали, несколько высших образований, учился в ведущих учебных заведениях Европы, прибыл, чтобы дело благое совершить. За его труды в России его, казалось бы, на руках должны были носить, но вместо этого заточили, бросили в темницу, где он подорвал здоровье и закончил жизнь. Погребен он был в обители Святой Троицы преподобного Сергия, в 1990-е годы мощи его были обретены, и часть отправлена в его родную обитель " . " По современным меркам, преподобный Максим - " неудачник " , ничего не добившийся в жизни. Но  где те, которые достигли чего-то, как они думали, в жизни временной? Помнит ли о них вечность, сохранились ли их имена в памяти тех, кто из века в век молится? А имя преподобного Максима поминается многие века " , - добавил владыка. Афонская церковь иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " была освящена в 1854 году. В ней хранился список чудотворного образа, присланный старцем Серафимом Святогорцем со Святой горы Афон. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь дольше других монастырских храмов оставалась действующей, хотя и была обезображена, лишена куполов и крестов. В 1937 году храм был закрыт, все клирики арестованы и расстреляны. После закрытия церкви чудотворная икона была сохранена одной из послушниц, но в 1980-е в доме, где она находилась, случился пожар. В 2014 г. образ был возвращен в обитель. После возрождения монастыря первая после закрытия Божественная литургия в обновленном храме была совершена 13 сентября 2006 года. В храме находится точный список чудотворного образа, привезенный в 2010 году схиархимандритом Ефремом, настоятелем Ватопедского монастыря.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Храм святителя Василия Великого (Челябинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Построен в сквере восточнее Дворца культуры ЧТЗ по проекту арх. А. И. Кузьмина, гл. инж. проекта Л. А. Бушуева. Церковь заложена 11 июня 1996 по инициативе ген. дир. ЧТЗ В. Н. Кичеджи. Комплекс включает собственно храм со звонницей, храм-часовню в честь Свт. Николая, архиепископа Мирликийского (1998, освящен 30 сент. 2000), водосвятную часовню, 2 адм. здания, иконную лавку, украш. куполом и шпилем, и пам. погибшим рос. воинам (стилизован в духе др.-рус. зодчества: гранитная стела с бронз. куполом на мраморном барабане; увенчан крестом). Храм, стоящий на искусств. насыпном холме, выполнен из кр. кирпича. Здание 1-этажное с высоким цокольным помещением. Храм в плане крестообразный, с развитой зап. частью и 3 апсидами. Центральная имеет 5-гранную форму и акцентирована по выс., 3-гранные боковые апсиды понижены. Осн. объем храма имеет 8-скатное покрытие, увенчан большой главой. К зап. части храма примыкает звонница в виде высокой стены с 3 проемами для колоколов, увенч. золоченой главкой. Главы выполнены из нержавеющей стали с напылением нитрида титана. К звоннице примыкает небольшое крыльцо гл. входа. В цокольном этаже здания расположен придел ниж. храма Св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (освящен 1 дек. 1996), имеющий 2 отд. входа на гл. фасаде. Особенностью ниж. придела является наличие басс.-баптистерия для крещения взрослых с полным погружением. Верх. придел освящен 6 янв. 1997. Паперть сложной конфигурации повторяет форму здания в плане. На фасадах выделяются узкие щелевидные окна и скромный кирпичный декор, выполн. в виде сдержанных обрамлений порталов, проемов звонницы и окон. Вертикальные пропорции окон и декора придают объему храма стройность и устремленность ввысь. Общее стилевое решение здания эклектично. При стр-ве использованы совр. технологии. Наиболее значимыми в храмовом убранстве являются иконы, написанные рус. иконописцами в Греции: икона Целителя Пантелеймона (1908), “Богоматерь Троеручица” (ок. 1910) и 2 небольшие иконы “Спас в терновом венце” и “Два святителя” (Св. Иоанн и Св. Иаков, нач. 20 в.). Ист. реликвией храма является икона “Явление Богоматери на Пюхтицкой горе”, вышитая бисером последней монахиней Чел. Одигитриевского женского монастыря (60-е гг. 20 в.).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010