368 Семик (или зеленый четверг) отмечается церковью весной, в день поминовения умерших; приходится он на 46-й день после пасхи. 369 Останкино принадлежало прежде князю Черкасскому, который там и выстроил прекрасную церковь , и поступило в приданое его дочери, княжне Варваре Алексеевне, вышедшей за графа Петра Борисовича Шереметева. 373 М. И. Пыляев писал об этом празднестве: «У Лобного же места бывало самое раннее весеннее гулянье в Лазареву субботу; называлось оно «Под вербою». Здесь была небольшая ярмарка, на которой продавалась верба для наступающего праздника Ваий, или Входа в Иерусалим; придельный храмовый праздник этого дня был в Покровском соборе, известном более под именем Василия Блаженного» (Пыляев, Старая Москва, с. 73). Лазарева суббота отмечается накануне Вербного воскресенья, которое в свою очередь предшествует Пасхальному. 374 День памяти св. Прохора, приходится на 4 января и 28 июля; день памяти св. Никанора – на 4 января, 28 июля и 28 декабря. Здесь речь идет о 28 июля (ст. стиль). 375 День всех святых приходится на первое воскресенье после троицы, которая в свою очередь следует на 50-й день после пасхи. 376 Еще ко двору царя Алексея Михайловича Теймураз I послал в знак верности своего внука, царевича Ираклия, в сопровождении матери, воспитателя и большой свиты. Образовав в Москве первую грузинскую колонию, царевич возвратился в Грузию, а многие из его свиты навсегда остались в Москве, вступив в родственные связи с русскими родами. Колония значительно расширилась с приездом в Москву в 1685 г. царя-поэта Арчила II, проведшего здесь три года. Его сын, царевич Александр, с десятилетнего возраста (с 1684 г.) воспитывался в Москве и с детства был другом будущего Петра I. Петр предоставил ему в ведение Донской монастырь. В 1697 г. Петр взял царевича с собой за границу, а в 1700 г. назначил Александра генерал-фельдцейхмейстером (руководителем всей русской артиллерии) и закрепил за ним подмосковное село Всесвятское. Александр попал под Нарвой в плен к шведам, и все попытки Петра I вернуть его из плена оказались тщетными. Так он и умер пленником в 1710 г. Усилиями царя останки его были перевезены в Москву и захоронены в Донском монастыре. Здесь же в 1713 г. был похоронен и Арчил. И здесь же, в монастыре, продолжали жить его жена и дочь. Монастырь стал центром притяжения для грузин, живших в Москве и приезжавших из Грузии. В 1724 г. в Россию приехал бывший картлийский царь Вахтанг VI с семьей и свитой, в которую входило свыше 1200 человек. Они жили в основном на Пресне (нынешняя Большая и Малая Грузинские улицы). Среди вновь приехавших были государственные и общественные деятели, ученые, поэты и книгоиздатели (подробнее см. в кн.: Сквозь столетия. Художественные произведения. Документы. Статьи. Очерки. Мемуары. Письма. Речи/Сост. Вано Шадури. Тбилиси, 1983, с. 40–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

… только за Красным Селом… был загородный дом… очень богатого человека, некоего господина Яковлева… существует ли этот загородный яковлевский дом? — Речь идет о доме брата отца А. И. Герцена камергера Александра Алексеевича Яковлева (1762–1825). … дача и у графа Ростопчина… или генерал-губернаторская, казенная, этого не знаю. — У Ф. В. Ростопчина была одна собственная дача — Вороново. Его внучка писала позднее, что после смерти Павла I ее дед, попавший в опалу, «поселился в 62х верстах от Москвы в великолепном имении Воронове, купленном им у графа Алексея Воронцова». «Здесь он прожил, — продолжает мемуаристка, — с 1801 г. по 1812, переезжая на зиму с 1805 г. в Москву…» (Ростопчина, Семейная хроника, с. 24). В данном же случае речь идет о «казенной» генерал-губернаторской даче. Здесь у Ростопчина жил в 1812 г. H. M. Карамзин, выехавший из Москвы в день вступления в нее французов. А. Я. Булгаков, прибывший к генерал-губернатору с известиями из действующей армии, писал: «С утра другого дня (27 августа) был у графа, жившего тогда в Сокольничьей роще на даче своей, пред тем графу Брюсу принадлежавшей…» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 2, с. 98–99). Семик (или зеленый четверг) отмечается церковью весной, в день поминовения умерших; приходится он на 46й день после пасхи. Духов день (или пятидесятница) приходится на понедельник, 50й день после пасхи. Рождество Богородицы отмечается церковью 8 сентября. Ильин день приходится на 20 июля. … гулянье было в Лазареву субботу… торговали вербами… — М. И. Пыляев писал об этом празднестве: «У Лобного же места бывало самое раннее весеннее гулянье в Лазареву субботу; называлось оно “Под вербою”. Здесь была небольшая ярмарка, на которой продавалась верба для наступающего праздника Ваий, или Входа в Иерусалим; придельный храмовый праздник этого дня был в Покровском соборе, известном более под именем Василия Блаженного” (Пыляев, Старая Москва, с. 73). Лазарева суббота отмечается накануне вербного воскресенья, которое в свою очередь предшествует пасхальному.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

143 Вероятно, речь идет о кремлевском Успенском соборе, основанном митрополитом Петром в 1326 г. (см.: Забелин, с. 73–74). 145 Московский дворянский клуб, или Российское Благородное собрание, помещался в доме, прежде принадлежавшем кн. Β. М. Долгорукову (ныне это здание Дома союзов – Пушкинская ул., д. 1; фасад со стороны просп. Маркса перестроен). Приобретенный у Долгорукова в 1784 г., дом был приспособлен к новой роли–служить местом общественных собраний и увеселений. С конца XVIII в. здесь устраивались балы, общественные приемы, публичные концерты. 147 Речь идет о митрополите московском Платоне (Левшине ; 1737–1812); в 1763 г. он был избран Екатериной II законоучителем к наследнику Павлу Петровичу, а затем и к его невесте Наталии Алексеевне. После их бракосочетания в 1773 г. он уехал в Тверь, а с 1775 г. в течение 37 лет занимал архиепископскую кафедру в Москве. 148 П. Б. Шереметев принимал Екатерину II «со всем двором и блестящею свитою» 30 июня 1787 г. «Екатерина вступила на кусковскую землю чрез великолепную арку, убранную оранжерейными растениями, между которыми были размещены символические картины с приветственными надписями. Наверху галереи играла музыка. При приближении поезда к подъемному мосту стоявший на Большом пруде двадцатипушечный корабль и другие меньшие суда салютовали, а с берегов также гремели пушечные выстрелы. К большому дому вела галерея живых картин: здесь стояли попарно жители и слуги Кускова с корзинами цветов, девушки в белых платьях и венках рассыпали букеты на пути. Через большой сад хозяин провел царицу в сад английский и лабиринт, где при вечернем солнце показывал свои прихотливые сооружения и редкости, а после повел царицу в театр, где давали оперу «Самнитские браки» и в заключение балет (...) стол (...) в этот день был сервирован золотою посудою на шестьдесят персон (...); плато, которое было поставлено перед императрицей (...) представляло рог изобилия, все из чистого золота, а на том возвышении был вензель императрицы из довольно крупных бриллиантов (...) Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули и другие, и пруд и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного своего удовольствия» (Пыляев, Старая Москва, с. 172–174).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

327 «Почтовая ул., д. (теперь, в 1952 году), во дворе, рядом с Лефортовом» ( Экз. Β. К. Журавлевой, с. 205). 328 У Голицына Михаила Петровича... – «...в Пехре – Яковлевском по Владимирскому шоссе, на Ново-Басманной, рядом с церковью Петра и Павла» (Экз. Β. К Журавлевой, с. 205). 330 Этот театр был построен в 1817–1818 гг. по проекту архитекторов Π. Г. Гонзаго и О. И. Бове и вмещал 400 зрителей. Гонзаго же писал декорации. 332 Пьесы Мольера шли в Москве еще в 1702 г. на сцене «Комедиальной храмины» на Красной площади. И позднее в столице ставились «Дон Жуан», «Жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Мнимый рогоносец», «Пурсоньяк», «Скапеновы облака», «Скупой», «Тартюф» и «Ученые женщины» (названия даны те, под которыми пьесы шли на сцене в России). 334 Вокзал – здесь: место развлечения для широкой публики (преимущественно средних слоев); позднее – синоним гуляния. Название происходит от имени французского предпринимателя Во, открывшего в середине XVIII в. в Лондоне увеселительный сад (Waux-Hall) для высшего общества. Модный «английский вокзал» Медокса находился «близ Рогожской заставы и Дурного переулка». Здесь «был устроен красивый летний театр: тут играли небольшие комические оперетки и такие же одноактные комедии. За представлением на театре следовал бал или маскарад, который заканчивался хорошим ужином (...) По обыкновению сюда стекалось до пяти тысяч человек и более. Вокзальный театр был приготовительным для молодых артистов» (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 506–507). 335 «На выезде из кусковской земли в сторону Пернова и Опекунова, при повороте к Тетеркам, стоял деревянный столб с надписью, приглашавшей посетителей Кускова «веселиться как кому угодно, в доме и в саду " » (Пыляев, Старая Москва, с. 171). 336 Вот описание часов Медокса, со ссылкой на записи Жиркевича о фельдмаршале графе Μ. Ф. Каменском: «Во второй гостиной (H. М. Каменского. – Т. О.) (...) стояли большие часы, купленные (...) у известного московского антрепренера Медокса за 8 000 руб., игравшие, когда часовая стрелка показывала 11 минут 3-го пополудни, «со святыми упокой» и в 4 часа тоже пополудни известный польский «Славься, славься, храбрый Росс». Первый бой означал, что в этот час найдено тело убитого фельдмаршала, а другой бой – момент рождения на свет самого графа» ( Пыляев, Старая Москва, с. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Бильбоке (от франц. bilboquet) — игра по названию шарика, прикрепленного на длинном шнуре к палочке. Его подбрасывают и ловят на острие на одном конце палочки или в чашечку на другом. … французские актеры тогда бывшей в Москве постоянной труппы… — См. выше, примеч. 26. Александровский дворец — это… дом, в котором живал граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, давал праздники… в начале восьмисотых годов. — Этот эпизод буквально переписал М. И. Пыляев (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 190). Александровский (нужно: Александрийский) дворец был «построен в 1756 г. для П. А. Демидова его крепостным архитектором Ситниковым по плану архитектора Яковлева» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 218). Один из праздников-балов описан С. П. Жихаревым (см.: Жихарев, с. 170, 175–176). В Нескучном долгое время был воздушный театр… выстроен от дирекции театров для забавы московской публики… — Нескучный сад, образованный Дворцовым ведомством из садов, принадлежавших князьям Голицыным, кн. Н. Ю. Трубецкому и миллионеру-заводчику П. А. Демидову, был предназначен для устройства летней резиденции Екатерины II. Здесь в 1796 г. находился «Летний домик» А. Г. Орлова. Впоследствии здесь было имение кн. Л. А. Шаховского (до 1826 г.). Летом 1830 г. здесь, на террасе сада, устроили «воздушный» (т. е. открытый) театр на 1500 мест — с обширной сценой из натуральной зелени и деревьев, рядом лож, партером и даже райком (ныне на этом месте часть Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького). … что теперь называется Студенец, а тогда называли Гагаринские пруды. — Студенцом называли ручей, на берегах которого в XVIII в. находилась одноименная усадьба князей Гагариных. Здесь был парк с прудами; на одном из островов была установлена памятная колонна в честь Отечественной войны 1812 г. … князь Матвей Петрович Гагарин, казненный при Петре I (17 июля 1721 г.)… — Приближенный Петра, М. П. Гагарин, в 1711–1719 гг. был сибирским губернатором и в течение своего правления нажил хищениями огромное состояние. Царь не раз вызывал его в Петербург и даже отдавал под следствие. В 1718 г. Гагарин проходил по делу царевича Алексея Петровича, но был отпущен в Сибирь, затем вновь вызван в Петербург и казнен повешением. Современники по-разному толковали причину казни: одни уверяли, что за хищения, другие — за .намерение сделаться в Сибири независимым от России владетелем; единодушны они в одном: Гагарин не признался ни в одном из своих «явно доказанных преступлений». «Он был повешен перед окнами юстиц-коллегии, в присутствии государя и всех своих знатных родственников» (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 289–290).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Порфирий (Успенский К.А.). Афон: В 2-х ч. – Ч. 1: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году. – Отд. 1–2. – Киев, 1877. Посещение главного Бурятского храма на Гусиных озерах//Северная пчела. – 1846. – N° 25. – С. 90. Прогулка по Кремлю//Отечественные Записки. – 1822. – Ч. 9, 25, май. – С. 220–257. Протоиерей Аристарх Александрович Израилев (Ко дню 50-летия служения в священном сане): 1841. – 18 июля 1891. 2–е изд. – СПб., Тип. С. Добродеева, 1892. – 72 с. Псково-Печерский монастырь в его прошлом и настоящем//Нива. – 1903. – 37. – С. 738–740. Путешествие игумена Даниила по Святой земле в начале XI века (И 13¬1115)/Изд. Археологической комиссии; Ред. А.С. Норов . – СПб., 1864. Путешествие Новгородского Архиепископа Антония в Царь-град в конце XII столетия. – СПб., 1872. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина/Перев. П.И. Барсова. – М., 1873. Пушкарев И.И. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии. – Ч. 1. – СПб., 1839. Пыляев М.И. Старая Москва. – СПб., 1891. Пыляев М.И. Старое житье. – СПб., 1892. Пыляев М.И. Старый Петербург. – 2-е изд. – СПб., 1889. Радонежский А.А. Солнышко: Книга для чтения. – 8-е изд. – СПб., 1894. – С. 4. – Рассказ «Мальчик и церковный колокол»]. Рачинский А.В. Нилова Пустынь в первые полутораста лет ее существования: Исторический очерк по старинным монастырским бумагам. – М., 1876. Роденбах Ж. Звонарь: Роман/Пер. с франц. А. Мирэ. – М., Рождественский В. А. Историческое описание Серпуховского Владычного общежительного девичьего монастыря. – М., 1866. Розанов Н.П. История Московского епархиального управления. – Ч. 3, кн. 1. – М., 1870; Ч. 3, кн. 2. – М., 1871. Русская старина. – 1871–1908. Русские ведомости. – 1897. – 207. Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. – СПб., 1896. Рыбушкин М.С. Краткая история города Казани. – 2-е изд. – Казань, 1850. Рычин Ф.И. Историческое описание московских кремлевских соборов, церквей и монастырей и их святынь. – 3-е изд. – М., 1882. Рычин Ф.И. Путеводитель по Московской святыне. – 5-е изд. – М., 1890.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

… для нее у себя праздник, стоивший ему более двух миллионов рублей… — См. примеч. 9 к Главе четвертой. …в Останкине… цел еще и теперь. — Останкинский театр П. Б. Шереметева, достигший своего расцвета при Н. П. Шереметеве, помещался во втором этаже роскошного барского дома (при театре было даже машинное отделение); в труппе его, насчитывавшей около 200 крепостных актеров, играли крепостные актрисы П. И. Ковалева-Жемчугова, Т. В. Шлыкова и др. В репертуаре театра было свыше 100 опер и балетов. Обучали крепостных сценическому мастерству П. Н. Плавильщиков, С. Н. Сандуков и др. (подробнее см.: Елизарова Н. А. Театры Шереметевых. М., 1954; описание некоторых спектаклей театра см. в кн.: Пыляев, Старая Москва, с. 176–182; театр сохранился). У графа Орлова под Донским, при его доме… — См. примеч. 8 к Главе шестой. …у Бутурлина в Лефортове… — «Почтовая ул., д. No 2 (теперь, в 1952 году), во дворе, рядом с Лефортовом» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 205). … у Голицына Михаила Петровича… — “…в Пехре — Яковлевском по Владимирскому шоссе, на Ново-Басманной, рядом с церковью Петра и Павла” (Экз. В. К. Журавлевой, с. 205). …у Разумовского в Петровском (Разумовском)… — См. примеч. 26 к Главе седьмой. …у Юсупова в Архангельском… — Этот театр был построен в 1817–1818 гг. по проекту архитекторов П. Г. Гонзаго и О. И. Бове и вмещал 400 зрителей. Гонзаго же писал декорации. … у Апраксиных и в Москве, и в Ольгове. — См. примеч. 13 к Главе шестой и примеч. 23 к Главе первой. … из Мольера которые-то комедии… — Пьесы Мольера шли в Москве еще в 1702 г. на сцене «Комедиальной храмины» на Красной площади. И позднее в столице ставились «Дон Жуан», «Жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Мнимый рогоносец», «Пурсоньяк», «Скапеновы облака», «Скупой», «Тартюф» и «Ученые женщины» (названия даны те, под которыми пьесы шли на сцене в России). Вокзал — здесь: место развлечения для широкой публики (преимущественно средних слоев); позднее — синоним гуляния. Название происходит от имени французского предпринимателя Во, открывшего в середине XVIII в. в Лондоне увеселительный сад (Waux-Hall) для высшего общества. Модный «английский вокзал» Медокса находился «близ Рогожской заставы и Дурного переулка». Здесь «был устроен красивый летний театр: тут играли небольшие комические оперетки и такие же одноактные комедии. За представлением на театре следовал бал или маскарад, который заканчивался хорошим ужином По обыкновению сюда стекалось до пяти тысяч человек и более. Вокзальный театр был приготовительным для молодых артистов» (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 506–507).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

(Л. 14) Крест воздвизальной серебрян золочен чеканъной, а в нем мощи святых; сопреди глава, и ручьки, и подножие обнизано жемчюгом. Хоруговь — посторонь писан Спас Нерукотворенной образ, а по другую сторону Успение Пречистые Богородицы; писан на золоте, в венцах и в ризах прописано золотом. Другая хоруговь — посторонь Успения Пречистые Богородицы, а по другую сторону Иоанн Златауст да мученик Аврамий; писан на красках, венцы на золоте.   Да в казне Чаша водосвятная серебряная; в чаше (Л. 14 об.) на подонье крест золочен, и подпись у чаши и подножие с лица золочено. Стопа серебряная золочена. Блюдо кутейное серебряное, по краям золочено. Лошка серебряная куте[й]ная. Фонарь большой слюдяной, ходят с ним в ходы со кресты.   Да книг печатных Двенатцеть Миней месечных в десть печатных. Соборник печатной в десть. Книга Ефрема Сирина в десть. Книга Иоанна Лествичника в десть. Книга Сергия Радонежского Канон и Жытие в десть. (Л. 15) Канонник в полдесть. Книжица Поучение в полдесть. Книга Псалтырь со воследованьем в десть.   Да в церкве ж в казенной полатке книг печатных и писмяных Две книги Устав печатной, они ж именуютца Полууставье, в десть, печать старая. Книга Евангелие толковое воскресное. Три книги Октай, печать старая: два на восмь гласов, а третей с перваго гласа до четвертого; в полдесть. Минея общая, печать старая, в полдесть. (Л. 15 об.) Четыре книги Служебников, печать старая, в полдесть. Две книги Миней месячных писмяные: месяц сентябрь да октябрь. А в другой книги — июль да август. Пять книг Треодей, печать старая: две посные, а три цветные; в десть. Книга Минея месяц февраль печатная. 17 Книга Минея месяц ноябрь печатная в полдесть . Пять книг Псалтырей, печать старая: одна в них в большую десть, а другая в малую, печать большая ж; а три Псалтыри в полдесть, печать старая ж. (Л. 16) Две книги Апостолы, печать старая, в десть. Псалтырь со воследованьем, печать старая, в десть. Треодь цветная писмяная в десть. Книга Трефолой писмяной. Книга Пролог писмяной ветха в десть.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

406 Речь идет о генерал-фельдмаршале Михаиле Михайловиче Голицыне (1675–1730), знаменитом петровском военачальнике. 407 Здесь допущена неточность в отчестве: речь идет ο Е. И. Голицыной, получившей прозвище «princesse Nocturne» («Ночная княгиня, или Полуночница»), с мужем она «разъехалась» после 2 лет совместной жизни. «По рассказам, она боялась ночи, так как ей когда-то известная девица Ленорман предсказала, что она умрет ночью... Салон этой русской госпожи Рекамье посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринужденностью (...) В числе многих известных поклонников княгини были: наш поэт Пушкин, Карамзин, Μ. Ф. Орлов и князь И. М. Долгоруков...» (Пыляев, Старый Петербург, с. 46). 409 Андреевская звезда – один из знаков ордена Андрея Первозванного (см. примеч. 13 к Главе четвертой), представлявший собою серебряную звезду, в середине которой, в золотом поле, был изображен двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, а в середине орла Андреевский крест. Вокруг звезды, на голубом поле, вверху был вписан золотыми буквами орденский девиз («За веру и верность»), внизу – две связанные лавровые ветви; носили звезду на левой стороне груди. 410 Портретами назывались наградные медали, на лицевой стороне которых помещался портрет царя (или царицы). 412 Эполеты – это парадные погоны офицеров, генералов и адмиралов. Они, как правило, украшались позументами, бахромой и т. п. Жалованная же эполета (носили и одну эполету), как и наградное оружие, могла быть украшена жемчугами или бриллиантами. 413 Речь идет о доме Н. Б. Юсупова на Большой Хомутовке, входившей в бывшую Огородную слободу (ныне – Большой Харитоньевский пер., д. 21). По словам М. И. Пыляева, дом этот «представлял редкий памятник зодчества конца XVII века (...). Каменные двухэтажные палаты (...) с пристройками к восточной стороне стояли на просторном дворе; к западной их стороне примыкало одноэтажное каменное здание, позади каменная кладовая, далее шел сад (...) и в нем был пруд (...). Первая палата о двух ярусах (...), над палатой возвышается терем с двумя окнами, где, по преданию, была церковь » (Пыляев, Старая Москва. с. 286). Здесь в одном из флигелей в конце 1801 г. поселилась семья Пушкиных (см.: Волович H. М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. M., 1979, с. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

: Но как вы нынче ни ликуйте, : Вы оба все-таки...! На торжественный обед Достоевский не пошел…» (см.: Достоевский в воспоминаниях современников. В 2-х т. M., 1964, т. 1, с. 365). 365 В начале 1800-х гг. подмосковное Люблино принадлежало «великому хлебосолу» помещику Михаилу Алексеевичу Дурасову (1760–1818). Оно славилось пространными оранжереями, «наполненными померанцевыми, лимонными и лавровыми деревьями и несметным количеством роскошных цветов (...) совершенное царство Флоры, (...) сад Армиды». Здесь хозяин «в продолжение всей зимы» устраивал обеды для друзей. В люблинском пруду разводили стерлядей и судаков; «чудовищные раки ловятся в небольшой протекающей по Люблину речке» (см.: Жихарев, с. 36–38). M. А. Дурасов приходился родным дядей графине А. Ф. Закревской. М. И. Пыляев писал о театре Дурасова: «...на сцене и в оркестре его появлялось около сотни крепостных людей (...) Самый театр и декорации были очень нарядны и исполнение актеров весьма порядочное. В антрактах разносили подносы с фруктами, пирожками, лимонадом, чаем, ликером и мороженым. Во время представления ароматические курения сожигались в продолжение всего вечера» (Пыляев, Старая Москва, с. 157). 366 Речь идет о доме брата отца А. И. Герцена камергера Александра Алексеевича Яковлева (1762–1825). 367 У Ф. В. Ростопчина была одна собственная дача – Вороново. Его внучка писала позднее, что после смерти Павла I ее дед, попавший в опалу, «поселился в 62-х верстах от Москвы в великолепном имении Воронове, купленном им у графа Алексея Воронцова». «Здесь он прожил, – продолжает мемуаристка, – с 1801 г. по 1812, переезжая на зиму с 1805 г. в Москву...» (Ростопчина, Семейная хроника, с. 24). В данном же случае речь идет о «казенной» генерал-губернаторской даче. Здесь у Ростопчина жил в 1812 г. H. М. Карамзин, выехавший из Москвы в день вступления в нее французов. А. Я. Булгаков, прибывший к генерал-губернатору с известиями из действующей армии, писал: «С утра другого дня (27 августа) был у графа, жившего тогда в Сокольничьей роще на даче своей, пред тем графу Брюсу принадлежавшей.. .» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 2, с. 98–99).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010