Память 4 сентября. – 158. Моисей – преподобный, авва, Синайский подвижник. IV в. Происходил из Фарана. Подвизался в Раифе, в одной пещере. С юности посвятил себя Богу, провел в иночестве 73 года, все это время не вкушая хлеба и питаясь небольшим количеством фиников и воды. Прославился подвигами бодрствования, безмолвия и поста. Святостью своей жизни и проповедью обратил в христианство весь окрестный народ. Имел дар чудотворения, исцелил начальника измаильтян Оведиана от нечистого духа. Известен его ученик по имени Моисей. – 62, 317. Моисей Мурин – преподобный, † около 400 г. Память 28 августа. – 77. Моисей – Оптинский старец, схиархимандрит, строитель Оптиной Пустыни. 15 января 1782 † 15 июня 1862. В мире Тимофей Иванович Путилов. Родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии, в благочестивой купеческой семье; отец его был родом из Серпухова. Двое братьев Тимофея, Александр и Иона, впоследствии также были в монашестве: один – игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний, а другой – игумен Саровской обители Исайя. В юности Тимофей служил у откупщика в Москве. Вместе с братом Ионой они были у затворницы Ивановского монастыря Досифеи и у Новоспасских старцев Александра и Филарета. 13 мая 1805 г. оба брата против воли родителя поступили в Саровскую пустынь. Тимофей нес послушание на хлебне и ходил за больным старцем Исаиею. В 1808 г., по совету о. Серафима, казначея Брянского Свенского монастыря, поступил в этот монастырь, 3 августа 1809 г. определен в число послушников. В 1811 г., по совету иеромонаха Московского Симонова монастыря Алексия (Адриана), ушел к Рославльским пустынножителям. Там он прожил 10 лет под руководством иеросхимонаха Афанасия и был им келейно пострижен в монашество, причем восприемным отцом его от Евангелия был старец Досифей. Во время нашествия французов в 1812 г. недолго жил в Свенском монастыре, а затем еще 8 лет в Рославльских лесах. В 1816 г. вместе с братом Александром был на богомолье в Киеве, а в 1819 и в 1820 гг. в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Нет сомнений, что в духовном становлении инокини Досифеи принимала участие игуменья (1779-1799) монастыря Елисавета, «старица доброй жизни... Опытная любвеобильная старица не могла не сочувствовать невинной затворнице и, конечно, была в состоянии сказать ей и слово утешения, и слово Мы не знаем имени духовника инокини Доосифеи. Жизнеописатель ее замечает: «Кто был духовником ее, неизвестно, но так как назначение его состоялось не без воли Преосвященнейшего митрополита Платона, то смеем утверждать, что и духовник ее был жизни Известно, что духовником игуменьи Елисаветы в конце ее жизни был иеромонах Макарий Богоявленского монастыря. Может быть, он являлся наставником и инокини Досифеи. Коридор и крытая деревянная лестница от ее келий вели прямо в надвратную церковь Казанской иконы Божией Матери, где духовник с причетчиком совершал в ней богослужение, на котором присутствовала она одна. И.М. Снегирев сообщает: «Все время своей затворнической жизни она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии. Последние годы Досифея провела в безмолвии и в подвигах Монахиня Досифея своей праведной святой жизнью стяжала дар старчества. После смерти царицы Екатерины II, последовавшей в 1796 году, множество людей собиралось под окнами ее келии. Одни просили молитв, другие совета, третьи - благословения. Затворница почти никого не принимала. О ее высоких духовных дарованиях свидетельствуют те наставления, которые давала она двум юношам - Тимофею и Ионе Путиловым. Монахиня Досифея прозорливо увидела в них будущих подвижников благочестия и направила их на путь монашества. Тимофею она указала Оптину пустынь, где он с имен Моисей стал со временем настоятелем и привел обитель к духовному процветанию (ныне в лике святых), а Ионе - в Саровскую пустынь, где он постригся с именем Исайя и стал впоследствии игуменом обители. Всю жизнь архимандрит Моисей хранил о своей наставнице добрую память. Незадолго до кончины (16 июня 1862 г.) он писал в Москву строительнице Ивановского монастыря Марии Ивановне Мазуриной: «Известясь по Промыслу Божию предназначено Вашему особенному попечению возобновление бывшего Ивановского монастыря, радуюсь и Бога благодарю. В этом благотворном деле для меня ближе всех душевная радость потому, что жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского

http://sedmitza.ru/text/975300.html

Нет сомнений, что в духовном становлении инокини Досифеи принимала участие игуменья (1779-1799) монастыря Елисавета, «старица доброй жизни… Опытная любвеобильная старица не могла не сочувствовать невинной затворнице и, конечно, была в состоянии сказать ей и слово утешения, и слово подкрепления» . Мы не знаем имени духовника инокини Доосифеи. Жизнеописатель ее замечает: «Кто был духовником ее, неизвестно, но так как назначение его состоялось не без воли Преосвященнейшего митрополита Платона, то смеем утверждать, что и духовник ее был жизни хорошей» . Известно, что духовником игуменьи Елисаветы в конце ее жизни был иеромонах Макарий Богоявленского монастыря. Может быть, он являлся наставником и инокини Досифеи. Коридор и крытая деревянная лестница от ее келий вели прямо в надвратную церковь Казанской иконы Божией Матери, где духовник с причетчиком совершал в ней богослужение, на котором присутствовала она одна. И.М. Снегирев сообщает: «Все время своей затворнической жизни она посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные за труды деньги раздавала через свою келейницу нищей братии. Последние годы Досифея провела в безмолвии и в подвигах благочестия» . Монахиня Досифея своей праведной святой жизнью стяжала дар старчества. После смерти царицы Екатерины II, последовавшей в 1796 году, множество людей собиралось под окнами ее келии. Одни просили молитв, другие совета, третьи – благословения. Затворница почти никого не принимала. О ее высоких духовных дарованиях свидетельствуют те наставления, которые давала она двум юношам – Тимофею и Ионе Путиловым. Монахиня Досифея прозорливо увидела в них будущих подвижников благочестия и направила их на путь монашества. Тимофею она указала Оптину пустынь, где он с имен Моисей стал со временем настоятелем и привел обитель к духовному процветанию (ныне в лике святых), а Ионе - в Саровскую пустынь, где он постригся с именем Исайя и стал впоследствии игуменом обители. Всю жизнь архимандрит Моисей хранил о своей наставнице добрую память. Незадолго до кончины (16 июня 1862 г.) он писал в Москву строительнице Ивановского монастыря Марии Ивановне Мазуриной: «Известясь по Промыслу Божию предназначено Вашему особенному попечению возобновление бывшего Ивановского монастыря, радуюсь и Бога благодарю. В этом благотворном деле для меня ближе всех душевная радость потому, что жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания» .

http://pravoslavie.ru/put/050610133001.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОИСЕЙ ОПТИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Моисей (Путилов), Оптинский старец Моисей (Путилов) ( 1782 - 1862 ), схиархимандрит , Оптинский старец, преподобный . Память 16 июня , в Соборах преподобных Оптинских старцев и Брянских святых В миру Путилов Тимофей Иванович, родился 15 января 1782 года в городе Борисоглебске Ярославской губернии (ныне Тутаев Ярославской области), получив в святом крещении имя Тимофей. Будучи первенцем в семье благочестивого купца Ивана Григорьевича Путилова и получив свое образование как в родном доме, так и в храме Божием, он стал духовным наставником для своих братьев. Придя в совершенный возраст и видя сущую суету и пустоту житейских дел, влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев - в частности в 1809 - 1811 годы Тимофей был послушником Свенского монастыря . Живое и частое общение с духовными лицами дало для них свои добрые всходы — в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской пустыни , застав там великого старца, преподобного Серафима . Через три года, «по неведомым для него судьбам», послушник Тимофей оказывается среди иноков рославльских лесов. Среди этих пустынножителей Тимофей прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей. Но не укрыться граду, стоящему на горе, и преподобный Моисей вместе со своим братом, преподобным Антонием , был призван к новому подвигу... Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита , преподобный Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При преподобном Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем поновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки... Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы — все это находилось под его попечительным присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Сам остававшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым преподобный Моисей умел и в душах вверенных ему Господом братий возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться, течение скончать и веру соблюсти».

http://drevo-info.ru/articles/6182.html

Преподобный Моисей Оптинский Двадцать девятого июня мы чтим память Оптинского старца Моисея. Преподобный Моисей (1782–1862), в миру Тимофей Иванович Путилов, уроженец города Борисоглебска Ярославской губернии, был третьим из десяти детей большой купеческой семьи Путиловых. Мать семейства, Анна Ивановна, — боголюбивая, милостивая к нищим и беднякам, смиренная, усердная к молитве. С семилетнего возраста почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон. Когда приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. На вопрос внучки: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Отец, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты, пел на клиросе, любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Детей воспитывал строго, сам учил грамоте, чтению, письму. В училище ни одного сына не отдал, опасаясь, чтобы не было дурного влияния на детей со стороны товарищей или по недосмотру учителя. На простом мраморном памятнике написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря» Получив строгое, почти монашеское воспитание, все дети этой благочестивой семьи стремились к духовной жизни, три сына стали игуменами и позднее, после смерти родителя, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746¬1810). Неизвестный художник Когда Тимофею исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву. Братья познакомились здесь с истинно духовными людьми: монахиней Досифеей (по преданию, известной княжной Таракановой), старцами Новоспасского монастыря Александром и Филаретом, которые находились в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским.

http://pravoslavie.ru/71848.html

От 8 июня 1863 года 62) игуменья только донесла Консистории, что «пожертвования на построение больничного каменного ?? этажного дома с церковью не были записываемы ни по каким монастырским актам потому, что они производились не деньгами, а строительными материалами, а именно поступило: а) от почетного гражданина Луковицкого материалов на 2120 рублей; б) от купца Ногина дверных, оконны?? ных приборов на 900 рублей; в) от путиловских промышленников ?? и плиты на 375 рублей; г) иконостасным мастером Савельевым п?? на работа позолоты ребер церковного купола и звездчатые украшен?? же куполу на 150 руб. и д) ею, игуменией, собственно: куплено разных строительных материалов и уплачено за производство некоторых работ 10??. Эта сумма была пожертвована ей игумении безотчетно в полное её распоряжение покойной баронессой Марией Васильевной фон-Раден. Цен?? жертвованных материалов определена на основании существующих?? материалы, которые игумения постоянно покупает для монастырских ??ностей». При сем игуменья присовокупила, что «хотя купцы Никитин и Ногин обязались произвести все построения собственным коштом, и случившийся в С.-Петербурге пожар Апраксина и Щукина дворов лишил средств к совершенному окончанию начатого и вчерне устроенного каменного здания и потому приняты были ей, игуменией, пожертвов?? гих благотворителей, из коих одни доставляли материалы на су?? нужные построения, а другие производили работы для вящшего и благ?? шего украшения храма Божия». Консистория не удовольствовалась этим??) том игуменьи и, «озабочиваясь полнейшим разъяснением дела»,?? нение к репорту игуменьи Дионосии за 62, (указом от 10 апреля 1864 года за 1657), потребовала от игумении сведений в пояснение того, что в репорте том прописано, что «пожертвования на построение больничного здания не были записываемы по монастырским книгам потому, что они производились не деньгами, а строительными материалами. А в представленной при репорте от 22 сентября 1862 года за 99 ведомости показано, что за построение больничного здания заплачено подрядчику Кострову 10000 рублей, выдано архитектору Горностаеву 400 руб., и десятнику 150 руб., настоятельницей куплено разных сгроительных материалов и заплачено десяти работникам 10262 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Последние рус. православные пустынножители: (Мат-лы для истории рус. монашества): (1745-1820)//ДБ. 1862. Вып. 20-26; Муравьёв А. Н. Св. горы и Оптина пуст. СПб., 1852; Г[ерасим (Добросердов),] а[рхим.] Некролог архим. Моисея//Калужские ЕВ. 1862. 13. Ч. неофиц. С. 179-192; он же. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пуст. отца архимандрита-схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его 19 июня 1862 г. СПб., 1865; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея//Церковная летопись «Духовной беседы». 1862. 6 окт. С. 674-696; Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. СПб., 1863; Сахаров Н. Восп. о покойном настоятеле Козельской Оптиной пуст. архим. Моисее: (Отрывок)//Калужские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 1. С. 7-11; 2. С. 27-33; [Ювеналий (Половцев), архим.] Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882. [Козельск], 1992; Е[раст] (В[ытропский]), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Никодим (Кононов), архим. Оптинский настоятель о. архим. Моисей//ЖПодв. 1995. Июнь. С. 158-206; он же. Старцы: Отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//Там же. 1996. Сент. С. 476-477; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Котельников В. А. Православные подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Фирсов С. Л. Архим. Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пуст.//ЦиВр. 2002. 4(21). С. 185-207; Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Мавлиханова Е. А., Кочетов Д. Б. Исаия II (Путилов)//ПЭ. 2011. Т. 27. С. 146-149; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

В 1851 г. пострижен в рясофор, 4 сент. 1854 г.- в мантию. Сначала уклонялся от принятия священного сана, но по настоянию прп. Макария согласился. 19 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 8 июня 1858 г.- во иерея. В 1858 г. настоятель Оптиной пуст. прп. Моисей называл И. в числе 3 кандидатов на должность настоятеля Тихоновой калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , но Калужский еп. Григорий (Митькевич) сделал выбор в пользу иером. Моисея (Красильникова). В 1860 г. старец Макарий побывал в Москве, общался с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) и высказал ему пожелание, чтобы по кончине прп. Моисея (Путилова) его место занял И. Святитель одобрил предложение старца. Когда слух об этом дошел до И., он пытался уклониться от избрания настоятелем, но прп. Макарий сказал ему: «Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!» (Там же. Опт.-307-2. Л. 3-4). В том же году перед смертью старец завещал И. перейти под духовное руководство прп. Амвросия (Гренкова) . В 1862 г., после кончины прп. Моисея (Путилова), были проведены выборы нового настоятеля под рук. ректора Калужской ДС архим. Герасима (Добросердова ; впосл. епископ Астраханский). Большинство братии высказалось за то, чтобы обитель возглавил иером. Пафнутий (Осмоловский) . Однако присутствовавший при этом Калужский еп. Григорий, руководствуясь мнением старцев Макария и Амвросия, сделал выбор в пользу И., к-рый 19 июля 1862 г. был утвержден в должности. Впосл. еп. Григорий продолжал покровительствовать ему. Группа духовных детей иером. Пафнутия была недовольна решением архиерея. После того как в том же году иером. Пафнутий был назначен настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , несколько насельников уехали с ним. 8 сент. 1864 г. И. был возведен в сан игумена, 6 апр. 1885 г.- в сан архимандрита. Он был настоятелем Оптиной пуст. в течение 32 лет, что воспринималось современниками как редкое постоянство. В 1877 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) выбрал И. на должность наместника Троице-Сергиевой лавры , но он через влиятельных знакомых смог избежать этого назначения.

http://pravenc.ru/text/Исаакий ...

Глава II. Преподобные старцы оптинские " Непрерывная чреда поколений старцев имела, конечно, огромное значение для внутренней жизни Оптиной пустыни. Но оптинское старчество составило целую эпоху в истории старчества вообще, ибо свои духовные силы Оптинские старцы отдавали людям, жившим в миру; это было своего рода подвигом любви русского иночества, и главным здесь было помочь каждому отдельному человеку понести его тяготы, послужить ему в его нуждах. Впрочем, старцы стремились не только служить людям в духе христианской любви, но еще больше — вводить в Церковь тех, кто стоял у ее порога, чтобы в дальнейшем жизнь их строилась в духе христианской морали. …Старчество было мощным аскетическим течением в истории монашества синодального периода, весьма плодотворным явлением в церковной жизни России " . И. К. Смолич (Русское монашество. М., 1999. С. 351) В этой главе вы прочтете краткие жизнеописания преподобных Оптинских старцев — " народа Божия печальников " , к которым на протяжении XIX и начала XX века, без преувеличения, стекалась вся Россия. И сегодня тысячи паломников приходят к их святым мощам, испрашивая молитвенной помощи у " земли Российския утешителей " . Много святых подвижников просияло на земле Оптиной пустыни за ее многовековую историю. Но те четырнадцать преподобных, о которых пойдет речь в этой главе, воистину явились непоколебимыми столпами старчества, за послушание принимая на себя сей подвиг духовного водительства ко спасению душ человеческих. Преподобный схиархимандрит Моисей (Путилов) День рождения — 15/28 января 1782 Мирские именины — 22 января/4 февраля День тезоименитства — 28 августа/10 сентября Иерейская хиротония — 25 декабря 1822/7 января 1823 Постриг в схиму — 6/19 июня 1862 Кончина (день памяти)16/29 июня 1862 Обретение мощей — 13/26 декабря 1994 15 января 1782 года в городе Романове-Борисоглебске (Тутаеве) Ярославской губернии в купеческой семье родился Тимофей Иванович Путилов, ставший впоследствии благочестивым и мудрым строителем, настоятелем Оптиной пустыни архимандритом Моисеем. Назван он был в честь апостола Тимофея, так как отец семейства строго придерживался церковных правил, называя всех своих детей именем святого, празднуемого на восьмой день от рождения ребенка. Маленького Тимофея воспитывали в страхе Божием, с ранних лет наставляя в вере и благочестии. Сам отец обучал своих детей грамоте, а когда старшие сыновья вырастали, то они обучали младших. В училище их не отдавали из-за опасения, чтобы там как-нибудь не испортилась нравственность детей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

13 окт. 1851 г. Г. был определен на Калужскую и Боровскую кафедру, хиротония во епископа состоялась 9 дек. в Казанском соборе в С.-Петербурге . 20 апр. 1869 г. возведен в сан архиепископа. Объехал все храмы епархии по неск. раз, пожертвовал личные средства на обновление Троицкого собора в Калуге. Проявил себя как ревностный администратор. Преобразовал духовно-учебные заведения по уставу 1867 г., улучшил их материальное обеспечение. В частности, в 1869 г. нашел средства для реставрации здания Калужской ДС, улучшения содержания преподавателей и учеников. Заботился и об осиротевших членах семей преподавателей, а также о вдовах и сиротах священнослужителей, о бедных. Учредил при семинарии педагогический совет. Проводил аттестацию духовенства на знание христ. вероучения, богослужебного устава. При Г. были открыты мн. церковноприходские школы, жен. епархиальное уч-ще в Калуге (1879). 11 июля 1852 г. стал вице-президентом Калужского попечительного комитета о тюрьмах. В 1870 г. было учреждено Калужское отд-ние Православного миссионерского общества , Г. призвал духовенство епархии оказать ему помощь. В 1862 г. началось издание «Калужских епархиальных ведомостей» . Г. был знатоком духовной и светской лит-ры, талантливым проповедником. Мн. его проповеди опубликованы в «Калужских ЕВ», «Воскресном чтении» , «Христианском чтении» и др. Покровительствовал старчеству, особенно ценил монахов Оптиной пуст. , назначал их настоятелями, казначеями др. мон-рей. В 1862 г. приехал в Оптину пуст. на погребение настоятеля схиархим. прп. Моисея (Путилова) , к к-рому относился с большим уважением и любовью, руководил выборами нового настоятеля. Большинство голосов набрал иером. Пафнутий (Осмоловский) , однако Г., опираясь на мнение старцев, утвердил настоятелем иером. прп. Исаакия I (Антимонова) . В 1868 г. по благословению Г. в с. Петропавловском Мосальского у. была основана Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери жен. община (с 1892 мон-рь). Неоднократно отказывался от предложений возглавить др. епархии. С 7 июня 1860 по 3 мая 1862 г. присутствовал в Святейшем Синоде. Был избран почетным членом Рус. археологического об-ва (1856), КазДА (1871), Об-ва попечения о раненых и больных воинах (1871) и др. 9 дек. 1876 г. в Калуге торжественно отмечалось 25-летие управления Г. Калужской епархией. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1853), 1-й степени с имп. короной (1857), св. Владимира 2-й степени (1862), св. Александра Невского (1867) и алмазными знаками к нему (1874) и др.

http://pravenc.ru/text/166670.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010