Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Макет Антониевой башни [греч. Αντωνα, лат. turris Antonia], название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом ок. 36 г. до Р. Х. на месте крепости Барис (от евр.  - замок, крепость), принадлежавшей времени правления Иоанна Гиркана I (135-105 до Р. Х.), к-рая в свою очередь появилась на месте еще более ранней постройки - башни Меа (евр.- сотни), входившей в стену Неемии (Иуд. древн. 15. 11. 4; Неем 3. 1). Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония ( Тацит. История 5. 11; Иуд. война I 21. 1; Иуд. древн. XV 11. 4), к-рому он был обязан властью над Иудеей. Согласно описанию Иосифа Флавия , прямоугольная крепость, высотой 40 локтей, стояла у северо-зап. угла иерусалимского храма, на скале, возвышавшейся на 50 локтей, и имела по 3 углам (кроме юго-вост.) башни, каждая высотой в 50 локтей. Главная башня, высотой 70 локтей, была обращена к храму, с нее просматривался весь внутренний двор, и Ирод мог легко контролировать весь храм силами своего гарнизона (Иуд. война V 5. 8 ; I 21. 1). Такая выгодная стратегическая позиция А. б. была использована римлянами, к-рые также держали в ней гарнизон ( Тацит. Ист. 5. 11-12). В 70-х гг. по Р. Х. при осаде имп. Титом Иерусалима крепость уничтожили рим. легионы (Иуд. война V 11. 4 ; VI 2. 1 ). В эпоху имп. Адриана на ее руинах и на участке, где стоял храм, расположился форум Элия Капитолины (сохранившиеся остатки стены, вероятно, принадлежат эпохе Адриана, хотя это не подтверждено данными археологических раскопок). Согласно христ. традиции, в А. б. могла помещаться претория - резиденция прокуратора Рима (Ин 18. 28) и ряд др. пунктов, связанных с историей Крестного пути Спасителя (см. также Лифостротон ), поэтому здесь расположены первые остановки католич. Крестного пути (Via Dolorosa) - «Стена крепости Антония» и «Капелла Бичевания» (см. Стациональное богослужение ), а также др. христ. храмы и святыни (см. Иерусалим, архитектура ). Лит.: Benoit P. Pretoire, Lithostroton et Gabbatha//RB. 1952. Т. 59. P. 531-550; idem. The Archaeological Reconstruction of the Antonia Fortress//Jerusalem Revealed/Ed. Y. Yadin. New Haven, 1976. P. 87-89; Paton L. B. Jerusalem in Bible Times. N. Y., 1908, 1977r; Святая Земля: Ист. путев. М., 2000. С. 32. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/115842.html

В 1267–1273 годах Бонавентура провел несколько собеседований на различные богословские темы. Впоследствии эти собеседования были изданы в качестве отдельных сочинений: 5. Col­la­tiones de decem praeceptis (Собеседования о 10 заповедях, 1267. — T. V. P. 505–532). 6. Collationes de septem donis Spiritus Sancti (Собеседования о семи дарах Святого Духа, 1268. — T. V. P. 455–503). 7. Collationes in Hexaemeron (Собеседования на Шестоднев, 1273. — T. V. P. 327–449; далее Шестодн.). Последние представляют собой не просто толкование на Быт 1, но учение о семи последовательно возвышающихся озарениях, или созерцаниях (visiones); сочинение не закончено. Наконец, к данному разделу относятся 8. Sermones selecti de rebus theologicis (Избранные проповеди на богословские темы. — T. V. P. 532–579; далее Избр. проп.), развивающие отдельные стороны учения Бонавентуры. B. Экзегетические. Бонавентура составил несколько комментариев на Ветхий Завет: 1. In librum Ecclesiastes (Комментарий на книгу Екклезиаста. — T. VI. P. 1–103; далее Комм. Еккл.). 2. In librum Sapientiae (Комментарий на книгу Премудрости. — T. VI. P. 105–235; авторство сомнительно), и на Новый Завет: 3. In Euangelium Joannis (Комментарий на Евангелие от Иоанна. — T. VI. P. 237–532; авторство сомнительно). 4. In Euan­gelium S. Lucae (Комментарий на Евангелие от Луки, 1248. — T. VII. P. 1–604; далее Комм. Лк.). В отличие от предыдущих, где обсуждается множество сложных богословских вопросов, последний комментарий составлен главным образом для проповедников. C. Мистико-созерцательные. Сочинения этой группы принесли Бонавентуре наибольшую популярность. 1. Itinerarium mentis in Deum (Путеводитель души к Богу, 1259. — T. V. P. 293–313; далее Путев.) 2 . Это самое известное сочинение Бонавентуры, в котором, кроме шести ступеней озарения души Божественным Светом (sex suspensiones illuminationum), или шести ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах и о Святой Троице. Написано под впечатлением посещения горы Альверны, где святому Франциску было видение Серафима с шестью крылами, сложенными по подобию распятия (prol.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Мелетий (Рущак), находившиеся при обители до нач. 90-х гг. XX в. В 1961 г. был ликвидирован 3-й приход г. Хуста. 1 июня 1961 г. деревянную церковь сняли с регистрации и 8 авг. разобрали. 9 июля 1991 г. архим. Анания (Бонь), благочинный Береговского и Иршавского благочиния, обратился к Евфимию (Шутаку), еп. Мукачевскому и Ужгородскому (с 1996 архиепископ), с просьбой разрешить проведение богослужения в бывш. обители. 9 авг. еп. Евфимий освятил в П. м. 1-й камень престольного храма во имя вмч. Пантелеимона. 30 сент. того же года архим. Анания повторно ходатайствовал о возведении церкви на месте бывш. мон-ря и получил разрешение 1 окт., строительство началось в 1992 г. под рук. хустского архит. И. Д. Мельника. Насельники отремонтировали сохранившиеся кельи и хозяйственные постройки, а также устроили звонницу. В 1993 г. было принято решение о строительстве пещерного храма, к-рое завершилось в 1995 г. Храм был освящен во имя прп. Иова Почаевского еп. Хустским и Виноградовским Мефодием (Петровцы) и стал зимним храмом обители. В 2000 г. над пещерным храмом возвели летнюю ц. в честь Иверской иконы Божией Матери, к-рую расписал худож. М. Щербан. Уникальный иконостас для церкви вырезал из дерева мастер Ю. Исаак из с. Приборжавского, роспись иконостаса и алтаря храма сделал В. Якубец. В это же время был построен небольшой 2-этажный дом из кирпича для размещения паломников, а также для монашеских келий. В 2002 г. было начато строительство здания, в к-ром планировали устроить трапезную, кухню, келью для повара и приемную настоятеля. С 1991 г. настоятелем П. м. является игум. Дионисий (Бонь; с 1992 архимандрит). В 2003 г. братию обители составляли 5 чел.: архимандрит, 2 монаха и 2 послушника, в 2018 г.- 4 чел. Арх.: Архив Мукачевской правосл. епархии. Отчет за 1949 г.; ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 4, 14. Лит.: Сергий (Цьока), иером. Православие и иноческая жизнь в Закарпатье в 1-й пол. ХХ ст.: Дис./МДА. Загорск, 1960; то же: Моногр. Липча, 2013; Пагиря В. Mohacmupi Закарпаття (1360-1939). Мукачево, 1994; Проща о. Meлemiя//Слово. Хуст,2002. 6. С. 6-8; Данилець Ю. Npabocлabhi мohacmupi Хустського району (ХХ ст.). Ужгород, 2005; он же. Niд покровом Афону: Nahmeлeймohibcьkuй чoлobiчuй монастир в м. Хуст-Колесарево//Афонское наследие: Науч. альм. К.; Чернигов, 2017. Вып. 5/6. С. 349-372; Бедек I. Храм на ropi Koлecapebiй. Хуст, 2010; Данилец Ю., Пимен (Мацола), иером. Православные мон-ри Закарпатья: Путев. К., 20122. Ю. В. Данилец Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578880.html

В 1956 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея ГТГ была награждена орденом «Знак почета», позднее - медалью «За трудовую доблесть». Значительным было участие М. как автора в капитальном академическом издании «История русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря и В. Н. Лазарева; 1953-1958). Так, в 3-м т. ей принадлежит объемный по информации и анализу очерк «Укрепление русского централизованного государства и превращение его в многонациональное», а также разделы «Московская живопись XVI в.», «Местные школы живописи XVI в.», «Миниатюра XVI в.» (в соавторстве с М. М. Постниковой-Лосевой), «Скульптура и резьба XVI в.», «Живопись кон. XVI - нач. XVII в.», «Шитье XVI - нач. XVII в.». В 4-м т.- «Резьба и скульптура XVII в. (в соавторстве с Н. Н. Померанцевым и Постниковой-Лосевой), «Живопись XVII в.» (в соавторстве с И. Е. Даниловой), «Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей (в соавторстве с Постниковой-Лосевой). М.- автор многочисленных статей о древнерусских художниках XVI-XVII вв. и очерков об этапах развития древнерус. искусства в БСЭ (2-е изд., послевоенное; 1956). Итоговым трудом исследователя стал 2-томный «Каталог древнерус. живописи: Опыт ист.-худож. классификации» собрания ГТГ (в соавторстве с В. И. Антоновой; 1963), где М. написала разделы по живописи Новгорода, Пскова и художественных центров иконописания XVI в., а также раздел во 2-м томе «Живопись XVII в.». Осталось незавершенным обширное исследование «Принципы и методы раскрытия памятников древнерусской станковой и темперной живописи» (хранится в ОР ГТГ. Ф. 174/25). Личный архив М. в 90-х гг. XX в. был передан ее сыном в Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре. Соч.: Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в.: Людогощенский крест//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1954. 4/5. С. 145-166 (соавт.: В. Н. Лазарев); Древнерус. живопись Н. Новгорода//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 28-36; Живопись XVII в.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 345-466 (соавт.: И. Е. Данилова); Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора//Из истории рус. и западноевроп. искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 81-102 (соавт.: В. В. Филатов); Раскрытие памятников древнерус. станковой темперной живописи//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып. 2. С. 171-190 (соавт.: А. Б. Зернова); Каталог древнерус. живописи XI - нач. XVIII вв.: Опыт ист.-худож. классификации. М., 1963. 2 т. (соавт.: В. И. Антонова); Искусство Моск. Руси: 2-я пол. XV-XVII вв. М., 1965; Стенопись Благовещенского собора Моск. Кремля 1508 г.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 174-206. Монументальная и станковая живопись//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 310-351; Кр. путев. по древнерус. станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова (1926)//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 100-145 (соавт.: Е. И. Силин, Н. А. Реформатская).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

С. 3; Немцов Н. И. Реконструкция изразцовой печи из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале//Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. Вып. 3. С. 242-250; Памятники истории и культуры Владимирской обл. Владимир, 1996. С. 427, 430, 431, 457, 458; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Проблемы худож. мышления эпохи. М., 1996. С. 76-77 и др.; он же. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева мон-ря//Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. (15-16 окт. 2002 г.). Владимир; Суздаль, 2003. С. 40-50; Маркова О. И. Лагерь для военнопленных в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре, 1943-1946//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 1996. Сб. 1. С. 104-111; она же. «Чешская страница» в истории Спасо-Евфимиева мон-ря (1940-1941)//там же. 1998. Сб. 4. С. 169-173; она же. Из истории суздальского Спасо-Евфимиевого мон-ря//Там же. 1999. Сб. 5. С. 91-97; РГАДА: Путев. М., 1997. Т. 3. Ч. 2. С. 808-811; Годунин А. Родовая усыпальница [князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом мон-ре: История захоронения и памятника-часовни над могилой Д. М. Пожарского]//Памятники Отечества. 1999. 3/4(44). С. 32-34; Гордеев С. А. Спасо-Евфимиев мон-рь... красуется яко град. СПб., 2001; он же. Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале. М., 2006; Аксенова А. И. Суздаль: XX в. Страницы истории. Владимир, 2002; она же. Суздальский музей в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2002. Сб. 8. С. 71-79; она же. Меж тем ветшает мон-рь//Сельская новь. 2003. 41. С. 2; она же. Суздаль XX век: Из истории города-музея и музея-заповедника. Владимир, 2004; Вахтанова Н. В. Судьбы суздальских священнослужителей и монашествующих в 20-30-х гг. XX в.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2002. Сб. 8. С. 30-41; Горбунова Н. И. Политические заключенные суздальской тюрьмы//Там же. С. 62-70; она же. Итальянские военнопленные суздальского лагеря 160, 1943-1946 гг.//Там же. 2004. Сб. 10. С. 54-62; Чупашкина А. И. Медаль Всемирной выставки 1867 г. в Париже суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю//Там же.

http://pravenc.ru/text/187637.html

К 2017 г. от ансамбля мон-ря сохранились перестроенные братские кельи и фрагменты построек, 1-й этаж братских келий надстроили, когда здание передали базе отдыха рабочих сталепрокатного цеха «Северстали» г. Череповца. Арх.: Ист.-стат. описание 3-кл. Николаевского Моденского мон-ря//Архив УКМ. Кор. ДП-30; ГА Вологодской обл. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 1, 48, 51, 298, 411; КБМЗ ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141. Ист.: Сотная из писцовых книг Д. Г. Вельского на посад Устюжны Железопольской 1597 г./Публ.: Н. П. Воскобойникова, П. А. Колесников//Крестьянство Севера России в XVI в. Вологда, 1984. С. 130-158; Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 гг./Публ.: И. В. Пугач//Устюжна: Краевед. альм. Вологда, 1995. Вып. 3. С. 306-308, 344-345; Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613-1626 гг. М., 2012. Устюжна Железопольская: 13, 104, 116, 156, 167, 211, 216, 267, 289, 319. Лит.: Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание г. Устюжны с уездом Новгородской губ. М., 1897. С. 87-95; Всеобщий иллюстр. путев. по мон-рям и св. местам Рос. империи и Афону/Сост.: А. А. Павловский. Н. Новг., 1907. С. 461; Хрусталёв М. Ю. Николо-Моденский мон-рь: Страницы истории//Устюжна. Вологда, 1995. Вып. 3. С. 166-198; Пугач И. В. Устюжно-Железопольский у. в XVI - 1-й пол. XVII в.//Там же. 2000. Вып. 4. С. 5-110; он же. Устюжна Железопольская: Город и власть: Очерки соц.-экон. истории XVI - 1-й пол. XVII в. Б. м., 2012; Кедров Н. Г. Провинциальный мон-рь в системе хозяйства уезда нач. XX в.: (На мат-лах Николо-Моденского мон-ря)//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2001. Вып. 7. С. 275-282; он же. Хозяйственное состояние и деятельность Николо-Моденского мон-ря в 1920-е гг.: (К истории хозяйственно-культурных центров)//Там же. 2002. Вып. 8. С. 64-71; Смирнов И. А. К истории Устюженского Николо-Моденского мон-ря//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 91-96; Воротынцева Е. А. Чудотворная икона свт. Николая: Моденский Никольский мон-рь под Устюжной//Чело. Новг., 2007. 3(40). С. 19-24; Соколова О. А. Вновь открытая икона свт. Николая Чудотворца кон. XVII - нач. XVIII в. из Николо-Моденского мон-ря//Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007. С. 188-190.

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Сроковского приделами во имя св. жен-мироносиц (1814, северный) и св. Платона Исповедника (1916, южный); строительство храма было посвящено памяти митр. Платона (Городецкого), умершего на праздник Покрова Пресв. Богородицы; в 2000-х гг. церковь реконструирована по проекту архит. В. К. Хромченкова). Близкий к кубу четверик с окнами 2-го света был окружен одноярусными пристройками и завершен декоративным луковичным пятиглавием, над притвором возвышалась колокольня с луковичной главкой. Храм богато декорирован в духе московско-ярославского узорочья XVII в. По своей архитектуре напоминает Покровский монастырский собор. Сын Леонид (1 авг. 1878, Киев - 11 окт. 1942, Ташкент) - пианист, педагог и композитор, народный артист РСФСР, доктор искусствоведения, профессор Ленинградской консерватории, создал одну из крупнейших в СССР школ фортепианной игры. В 1983 г. одна из новых улиц строившегося левобережного жилого массива Вигуровщина-Троещина была названа «улицей Архитектора Николаева». Воссозданы Введенская ц. на Подоле (с 2006) и Михайловский храм при бывшей Александровской больнице (с 2000). Арх.: Леонтович В. Г. Архитекторы, инженеры-строители и скульпторы, работавшие в Киеве в период с 1855-1925 гг. К., 1961. Ркп.//ВНИИТАГ [Электр. ресурс: http://alyoshin.ru/Files/arhiv/leon_vve.html]. Соч.: Корреспонденция из Киева//Зодчий. СПб., 1873. 1. С. 8-9; Мнение гласного архит. В. Н. Николаева по вопросу о постройке городского театра//Киевлянин: Газ. 1898. 73, 14 марта. С. 4; Строительное законоведение: (Записки, читаемые в Киевском худож. уч-ще). К., 1911. Лит.: Путев. по г. Киеву и его святыням. К., 1895; К 25-летию художественно-архит. деятельности В. Н. Николаева//Жизнь и искусство: Газ. К., 1896. 5 нояб.; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; 25-летие деятельности В. Н. Николаева//Киевлянин. 1896. 306, 5 нояб.; Указатель святыни и священных достопамятностей Киева. К., 189810; Максимович Н. И. Перечень обществ. и казенных зданий, мон-рей, церквей, часовен, памятников и проч.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159). Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 752. Д. 729; Оп. 761. Д. 181; Оп. 781. Д. 20; Ф. 922. Оп. 1. Д. 18, 41; ЦДАВО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 2706; Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1065; Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1; Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Лит.: Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по Духовному ведомству: (1769-1869). СПб., 1869. С. 178; Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896; Строитель Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря в Бозе почивший о. архим. Иона (в схиме Петр). Од., 1902; Ковалинський В. Св.-Троïцький мон-р: [Icmopiя мон-ря]//Ahдpiïbcьkuй yзbiз. К., 1992. 8. С. 7; он же (Ковалинский В.). Меценаты Киева. К., 1998. С. 98-112; Архим. Иона, основатель и настоятель киевского Св.-Троицкого общежительного мон-ря: Житие, подвиги и чудеса. М., 1995; Дятлов В. Святой Троицы Ионинский// Он же. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 26-29; Рилкова Л., Трегубова Т. Св.-Троïцький (Iohibcьkuй) мон-р//Зbiд пам " яток icmopiï та культури Украïни. Киïв: Енцикл. видання. К., 2004. Кн. 1. Ч. 2. С. 1150-1160; Сказания о прп. старце Ионе, киевском чудотворце. К., 2005, 2011; Киевский Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. Севастополь, 2008; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2009. В. Г. Пидгайко 1991-2013 гг. В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Кострома, 2004; Иванов В. Н. Кострома. М., 19782; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982; Шлычков Л. А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской обл. Ярославль, 1983; Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. М., 1984; Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов//Костромская земля: Краевед. альм. 1995. Вып. 3. С. 4-12; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1996-2009. Вып. 1-11; Каткова С. Плотничья работа за 1000 руб.//Губернский дом. Кострома, 1998. 4(29). С. 5-6; Археол. карта России: Костромская обл. М., 1999. С. 73; Сизинцева Л. И. Свято-Троицкий мон-рь//Костромская старина. 1999. 13. С. 13-16; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. Ч. 2. С. 50-51; Ч. 3. С. 23-24, 93-95, 173-174, 328-331; Гусева С. М., Москалева Л. В. Архитектурно-этногр. музей в Костроме: Путев. М., 2003; Зонтиков Н. А. Утраченная святыня: храм Преображения Господня из с. Спас-Вёжи (Спас)//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 159-188; он же. Храмы Костромского р-на//Там же. С. 116-158; Куколевская О. С., Трехсвятская Т. П., Чугунов Е. А. Ипатьевский мон-рь. М., 2003; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев мужской мон-рь и прп. Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004; Костромские святыни. Кострома, 20042; Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. 2 т.; Рудченко В. М., Щёболева Е. Г. Галичская земля в старых фотографиях. Кострома, 2008; Мон-ри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009; Фигуровский Н. А. Очерки средневек. истории г. Солигалича. Кострома, 2010; Щёболева Е. Г. Худож. центр Б. Соли в 1-й пол. XIX в.//ПРАМИ. 2010. Вып. 8. С. 358-408; она же. Центрические храмы с треугольным планом в Костромской и Ярославской обл.//Там же. С. 509-524; она же. Мон-ри пореформенного времени в Костромской и Ярославской губ.//Предмет архитектуры: Искусство без границ. М., 2011. С. 306-326; Диев М. Я., прот. История г. Нерехты. Кострома, 2012. Е. Г. Щёболева Изобразительное искусство Монументальная живопись «Единородный Сыне».

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010