площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

V.3), а как Наилучшее (optimum) Бог — то, лучше чего нельзя помыслить (Там же. VI.2). В целом все три доказательства — это скорее побуждающие факторы, помогающие человеку осознать свою внутреннюю интуицию бытия Бога в любом акте познания твари (О тайне Св. Тр. P. 51a; О свед. наук. P. 325b). Кроме того, не только разум способен взыскать Бога; любовь способна проникнуть за пределы того, что доступно разуму (Комм. Сент. T. III. P. 689а), и гораздо более желательно знание Бога посредством любви, нежели одними умственными усилиями (Комм. Сент. T. III. P. 775а). Согласно Бонавентуре, Бог по Своей сущности (essentia) есть “сущее от Самого Себя и через Самого Себя” (Кратк. изл. III.1). Вслед за Аристотелем и Фомой Аквинским Бонавентура полагает, что Божественная сущность — это “чистый акт Сущего”, или “бытие как таковое” (Путев. V.3). Это не частное или абстрактное бытие, но бытие чистейшее, простое и абсолютное, а поэтому бытие первичное, вечное, актуальнейшее, совершеннейшее, неизменнейшее, бесконечное и в высшей степени единое (Путев. V.5; 8). Далее, Бог есть “всемогущий, справедливейший, прекраснейший, превосходнейший, блаженнейший Дух” (Кратк. изл. I.2), “Дух всемогущий, всеведующий и всеблагой” (Путев. V.8), или высшее Благо (summe bonum), не имеющее никакого недостатка (Кратк. изл. III.1). Бог есть Первый и Последний, начало и окончательная цель всего; Он охватывает и проникает всякую длительность, находится вне и внутри всех вещей; пребывая в неподвижности, Он движет всей вселенной (Путев. V.8). При этом Бог присутствует в мире не Своей неизменной сущностью, а по происходящему от Него влиянию (Кратк. изл. V.1). 2.2. Триадология. В своем учении о Святой Троице Бонавентура объединяет две богословские традиции — западную, идущую от блаженного Августина через Ансельма Кентерберийского и Ришара Сен-Викторского, и восточную, идущую от Псевдо-Дионисия и преподобного Иоанна Дамаскина. В согласии с первой Бонавентура развивает психологическую аналогию Святой Троицы. Человеческий дух, созданный по образу Божию, представляет собой триединство памяти, мышления и воли, или избирающей способности (Путев.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

P. 304а). Для того, чтобы иметь возможность во всей полноте познать тварное бытие, ум человека нуждается в регулирующем и побуждающем действии “вечной идеи” бытия (Там же и P. 308–310), что есть второе доказательство бытия Божия (О тайне Св. Тр. P. 46–47). Коротко говоря, в то время как наш ум с помощью своего собственного, естественного света познания постигает истины, абстрагируемые им от тварных вещей, нетварная Истина своим высшим Светом помогает уму достичь более совершенного познания этих тварных истин посредством их вечной идеи, находящейся в Боге. В учении о богопознании Бонавентура соединяет августиновскую традицию с учением Псевдо-Дионисия. Мистическое богопознание для Бонавентуры не есть отдельная наука, но часть богословия, которая учит возвращению человека к Богу и освещает роль Божественной благодати в этом возвращении. Вслед за Псевдо-Дионисием 10 Бонавентура полагает, что мистическое богопознание включает в себя три момента: очищение, просвещение и совершенствование (Путев. P. 298a; Комм. Лк. P. 349b). Только благодаря благодати Христовой человек вновь становится в правильное отношение к Богу (Кратк. изл. P. 253–254). Благодать Христова есть новое творение (Кратк. изл. P. 255а), новая жизнь, в которой душа становится невестой Христовой, дочерью Небесного Отца, храмом Святого Духа. Следуя Псевдо-Дионисию, Бонавентура отмечает, что благодать очищает, просвещает и совершенствует душу; душа оживотворяется, преобразуется, стабилизируется, а также возвышается к Богу, уподобляется Ему и соединяется с Ним (Комм. Сент. T. II. P. 635а; Кратк. изл. P. 252а). Многие из этих результатов Бонавентура относит к тому, что он называет разветвлениями благодати — добродетелями, дарами и блаженствами (Кратк. изл. V). Насаждаемые в человеке добродетели “исправляют” силы души, делая их способными к правильным поступкам. Богословские добродетели ставят ум, память и волю человека в правильное отношение к Богу как его Первообразу. Основные (нравственные) добродетели направляют разум и желания к исполнению обязанностей человека по отношению к себе самому и ближнему (Кратк. изл. P. 256b). Дары Святого Духа придают определенную гибкость практическим добродетелям христианской жизни для достижения (“беспрепятственного действия”, Комм. Сент. T. III. P. 741а) в действии и страдании ради Христа. Блаженства необходимы для совершенства души, которую они наделяют способностью к совершенному действию и страданию (Кратк. изл. P. 258–259). Наконец, Таинства исцеляют душу от всех ежедневных прегрешений и несовершенств и помогают добродетелям, дарам и блаженствам достичь своего результата. В частности, Миропомазание и Евхаристия укрепляют веру и любовь, на твердом основании которых основана вся духовная жизнь человека (Комм. Сент. T. IV. P. 176b).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

[ 18 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 19 ] Послание патриарха Тихона от 19.01 1918 г. и обращение от 25.10 1918 г. см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 82–85 и 149–151. [ 20 ] О митрополите Антонии (Храповицком) и архиепископе Донском Митрофане (Симашкевиче) см. комм. 5 к д. 25. [ 21 ] Воззвание патриарха Тихона от 28.02 1922 г. см. 23–1. [ 22 ] О действиях патриарха Тихона в связи с расстрелом Николая II см.: Кравецкий А. Г. Священный собор 1917–1918 гг. о расстреле Николая П//Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. 1. С. 102–124. [ 23 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 24 ] По прочной традиции русского государства, до предания духовного лица гражданскому суду церковные власти должны были лишить его сана. См. комм. 34 к д. 25. [ 25 ] 05.04 1923 г. в Варшаве состоялась многочисленная демонстрация против приговора Верховного Суда РСФСР по делу католического архиепископа Я. Г. Цепляка (см. комм. 12 к д. 25); завершилась она еврейским погромом. Во время митинга выдвигались требования судить коммунистов полевыми судами, защитить права поляков в советской России. См.: Революция и Церковь . 1923. 1–3. С. 115; Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. Kusnacht, 1978. Ч. 2. С. 18 (дата указана: 06.04 1923 г.). [ 26 ] См. комм. 32 к д. 25. [ 27 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 28 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 29 ] Конфликт вокруг статуса Православной Церкви в Финляндии разгорелся в связи с вопросом о ее подчиненности и о ее главе. Патриарх Тихон даровал этой Церкви статус автономной, под юрисдикцией РПЦ. Однако правительство Финляндии, желая разорвать эти узы и переподчинить Финскую Церковь Константинопольскому патриархату, добивалось устранения Предстоятеля Финляндской Автономной Православной Церкви архиепископа Серафима (Лукьянова). В Константинополе для Финляндии был хиротонисан без пострига в епископы Герман (Аав), возглавивший финляндскую церковную организацию под юрисдикцией патриарха Константинопольского Мелетия IV, а архиепископ Серафим был удален из Финляндии. Уже после своего освобождения патриарх Тихон издал 27 ноября 1923 г. вместе с Синодом постановление по докладу архиепископа Финляндского Серафима. В нем Финляндскому Церковному Управлению предлагалось “выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики” возможность возвращения Православной Церкви Финляндии под юрисдикцию РПЦ. Предложение это было отклонено Финляндским Церковным Управлением. Восстановление общения обеих Церквей состоялось лишь в 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«десять рогов» – см. комм. на 13, 1. «еще не получили царства, но примут власть со зверем» – то есть воцарятся вместе с антихристом как его вассалы. «на один час» – на короткое время. «они имеют одни мысли» – то есть одну общую, согласную со зверем, идеологию и политическую программу. «передадут силу и власть свою зверю» – подчинятся антихристу и подчинят ему свою силу и могущество. Может быть, уместно в этой связи вспомнить слова Христа, сказанные Им представителям отвергающих Его властей: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43). См. также комм. на 13, 1. «они будут вести брань с Агнцем» – сначала воздвигнут великое гонение на Церковь, по крайней мере истинную, а затем в своем безумии покусятся и прямо воевать против Христа в Армагеддоне (см. комм. на 16, 16 и 19, 19). «и Агнец победит их …и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» – то есть те, кто призван Христом и сохраняет Ему верность, будут участвовать в Его победе. 15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.  Языческие народы многократно именуются в Библии «морем» и «водами» (комм. на 13, 1). 163 163 О том, кого применительно к эсхатологии следует понимать под язычниками, см. комм. на 11, 2. 16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; 17 потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.  «и десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее» – более точный текст стиха 16 следующий: «И десять рогов, которые ты видел, и зверь – сии возненавидят блудницу…»  Десять царств, входящих в состав государства антихриста, а также сам антихрист уничтожают мировую столицу Вавилон, а также, возможно, и страну или область, им возглавляемую, – см. комм. на 17, 1.  Разумеется, ликвидация глобальной метрополии означает одновременно устранение некоторых влиятельнейших мировых властных кругов – тех, для кого Вавилон являлся политическим, экономическим и финансовым центром – о которых сказано ниже: «Купцы твои были вельможи земли» (Апок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

. – 04.05.2010; . – 05.05.2010; Понкин И.В., Соловьев А.Ю. О содержании и направленности учебного пособия для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры» // . – 23.08.2010; Понкин И.В., Богатырев А.Г., Кузнецов М.Н., прот. Виталий Шастин, игум. Антоний (Таньков), Соловьев А.Ю. О существенном искажении первоначального замысла и целей преподавания «Основ православной культуры» при организации Министерством образовании и науки РФ апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»// . – 17.06.2010; . – 06.06.2010; Обращение заместителя председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве докт. юридич. наук И.В. Понкина от 22.08.2010 7 к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву// . – 25.08.2010; Петракова Т.Н., Мелехова Г.Н., Мигдисов Я.С. Рецензия на учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы мировых религиозных культур» – 06.06.2010. См. также заключения преподавателя ОПК МОУ ГОШИ 2 М.Б. Абехтиковой, старшего инспектора Управления образования г. Ногинска Московской области Н.А. Лисицыной, психолога Т.Н. Мараховской, священника и врача-психиатра Владимира Новицкого, мн. др. экспертов. См. также Обращение педагогической общественности города Магадана в связи публикацией Минобрнауки России структуры и программы «комплексного учебного курса» «Основы религиозных культур и светской этики». [Всего 35 подписей]. Обращение поддержано правящим архиереем Магаданской и Синегорской епархии Русской Православной Церкви владыкой Гурием// . Чего стоит, к примеру, чудовище Кали, обвешанное оторванными человеческими черепами и руками! Или фиолетовый Кришна (в версии секты кришнаитов), внушающий своим последователям постулат о неполноценности всех неисповедующих это вероучение людей («Шримад-Бхагаватам», песнь 2, комм. к т.19 гл.3; «Шримад-Бхагаватам», песнь 2, комм. к т.26 гл.10; «Шримад-Бхагаватам», песнь 2, комм. к т.20 гл.3; «Бхагавад-Гита как она есть», гл.2, комм. к т.20, гл.3, комм. к т.40). Зачем русским детям это изучать?! Кем это востребовано в российской школе?

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/03/...

Если же все-таки отождествлять собранных на Сионе с запечатленными 7-й главы, то под ста сорока четырьмя тысячами следует понимать Церковь конца времен: или из обратившихся ко Христу иудеев, или же из всех вообще христиан: в зависимости от толкования 7, 3 (см. комм.). 132 132 В этой связи следует упомянуть о существовавшем среди евреев предании, что в конце времен Мессия явится на горе Сион и соберет к Себе  Свой народ (см., например, Ис. 35, 10; Иер. 31, 6–7). «сто сорок четыре тысячи» – о символическом значении этого числа см. комм. на 7, 4.   «у которых имя Отца Его написано на челах» – в греческом оригинале текст несколько иной: «у которых имя Его и имя Отца Его написано на челах». Что же касается смысла, то печать Божия имени противопоставляется здесь начертанию зверя, о котором шла речь в предыдущей главе. Печать Божия означает принадлежность Богу (7, 3 и комм.).  2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Речь идет о небесном богослужении святых. Звук их пения неописуем. Сравнение звука со множеством вод, громом и гуслями (или арфами – комм. на 5, 8) означает ясность, силу и одновременно благозвучность и гармонию. Кроме того, «множество вод» может указывать на происхождение игры и пения от Святого Духа, действие Которого Евангелие сравнивает с реками, истекающими из сердца (Ин. 7, 38). Святые суть органы Святого Духа. «новую песнь» – см. комм. на 2, 17. «никто не мог научиться сей песни» – дары Святого Духа способны принять только достойные. 4 Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, 5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. «не осквернились с женами» – некоторые понимали эти слова символически, как сказанные о сохранивших себя неоскверненными от мира и язычества (ср. Иак. 1, 27). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

26 . Георгий Акрополит. Летопись Великого Логофета Георгия Акрополита/Пер. И.Троицкого /ВИПДА. Спб., 1863. 27 . Георгий Акрополит. Эпитафия Георгия Акрополита императору Иоанну Дуке [Ватацу]/Подг. П.И.Жаворонкова/ВВ. Т. 48. 1987. 28 . Георгий Амартол. Книги временные и образные Георгия Мниха (Хроника Георгия Амартола в древнем славяно-русском переводе)/Подг. В.М.Истрина . Т. 1–3. Пг.-Л., 1920–1930. 29 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах/Пер. под ред. С.П.Карпова/ВИПДА. Спб., 1868. 30 . Две византийские хроники X века. а) Псамфийская хроника; б) Иоанн Камениата. Взятие Фессалоники/Пер., комм. А.П.Каждана. М., 1959. 31 . Дигенис Акрит. Византийская эпическая поэма/Пер., комм. А.Я.Сыркина. М., I960. 32 . Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты/Пер., прим. И.С.Перетерского. М., 1984. 33 . Евагрий Схоластик . Церковная история/УХЧ. 1853; 1854. 34 . Жоффруа де Виллардуэн. Взятие Константинополя. Песни труверов. М., 1984. (Новое издание: Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя/Пер., комм. М.А.Заборова. М, 1993). 35 . Избранные жития святых III–IX вв. Т. 1. М., 1992. 36 . Иешу Стилит. Сирийская хроника/Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. ТИВ. Т. 31. 1940. 37 . Изборник. Повести древней Руси/Сост. Л.А.Дмитриева и Н.В.Понырко. М., 1987. 38 . Иоанн Кантакузин /Г.М.Прохоров. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367–1371 гг./ВВ. Т. 29. 1968. 39 . Иоанн Киннам. Краткая история царствования Иоанна и Мануила Комнинов/Пер. под ред. В.Н.Карпова/ВИПДА. Спб., 1859. 40 . Иоанн Цимисхий. Письмо к армянскому царю Ашоту III/Пер. Хр. Кучук-Иоаннеса/ВВ. Т. 10. 1903. 41 . Иоанн Эфесский. Отрывки из хроники/Пигулевская Н.В. Ближний Восток, Византия, славяне. Л., 1976. 42 . Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Пер. Е.Ч.Скржинской. М., 1960. 43 . Кекавмен. Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в./Пер., комм. Г.Г.Литаврина. М., 1972. 44 . Константин Багрянородный. О фемах. О народах/Пер. Г.Ласкина. М., 1899. 45 . Константин Багрянородный. Об управлении империей/Текст, пер., комм. под ред. Г.Г.Литаврина и А.П.Новосельцева. М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Не обьяснить... Давайте попробуем на примере... Ваш же комм: -/А не забыли ли мы о Боге сейчас?! Давайте вспомним о том, что Он сечас здесь, с нами, рядом... и обратимся к Нему именно сердцем/: - Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния... .../Ощущая присутствие невидимого Бога призовем Его на помощь всеми силами души/: - Господи, помоги!.. " . Я просто пытался связать комм, состяние души и сделать это в памяти Божией... Ну, чтобы молитва не была просто словами-мыслями... Хоть какая-то память Божия... Следствие из непрестанной памяти/забывчивости/Божией... Извините, наверное ошибка... Ув. РНЛ! Если глупость, лучше не публикуйте... Позориться не хочется... Я извинился... 2. Ответ на 1., Ирина: Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния встречаем столетие катастрофы новым свержением и убийством. Никак не вразумимся. Что нам ещё надо? Может, мы, действительно, как историческая общность, не существуем? Господи, помоги! Молитвами Богородицы и Святого Царя помилуй, умудри, собери воедино! Статья сама по себе сильная и краткая... Но я чуть в сторону, разрешите? - Мне здорово понравилась структура Вашего, ув. Ирина, комментария: молитва — содержание — молитва! Очень грамотнный комм... Но чего-то не хватает/могу ошибиться!/- слова молитв оказываются оторванными от состояния души... Не обьяснить... Давайте попробуем на примере... Ваш же комм: -/А не забыли ли мы о Боге сейчас?! Давайте вспомним о том, что Он сечас здесь, с нами, рядом... и обратимся к Нему именно сердцем/: - Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния... .../Ощущая присутствие невидимого Бога призовем Его на помощь всеми силами души/: - Господи, помоги!.. " . Я просто пытался связать комм, состяние души и сделать это в памяти Божией... Ну, чтобы молитва не была просто словами-мыслями... Хоть какая-то память Божия... Следствие из непрестанной памяти/забывчивости/Божией... Извините, наверное ошибка... Ув. РНЛ! Если глупость, лучше не публикуйте... Позориться не хочется... Я извинился... 1. Re:Y порога Судных Врат Спаси Господи, отче! Вместо истинного покаяния встречаем столетие катастрофы новым свержением и убийством.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/20/u_...

Г. Каменная летопись Севастополя. Севастополь; К., 2003; он же. «Британский лев» под Инкерманом. Севастополь, 2006; Бобровский Т. А., Чуева Е. Е. Пещерные комплексы Инкерманской долины (Юго-Зап. Крым)//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Мат-лы 2-й Судакской междунар. науч. конф. К.; Судак, 2004. Ч. 2. С. 26-30; они же. Пещерная церковь с фресками визант. эпохи в Юго-Зап. Крыму//Материалы междунар. церковно-исторической конф. «Духовное наследие Крыма» памяти прп. Иоанна, еп. Готфского. Симферополь, 2006; они же. Фрески новооткрытой пещерной церкви на Загайтанской скале в Инкермане//Православные мон-ри. Симферополь, 2007. С. 141-145; они же. Новое о росписях «Церкви с фресками» на Загайтанской скале в Юго-Зап. Крыму//Византия в контексте мировой культуры: К 100-летию со дня рождения А. В. Банк: Мат-лы конф. СПб., 2008. С. 133-146. (Тр. ГЭ; 42); Гавришева Е. Н. Храмы Инкерманского мон-ря - памятники обороны Севастополя 1854-1855 гг.//Героические подвиги воинов Российской армии и флота в период Крымской войны 1853-1856 гг. и обороны Севастополя 1854-1855 гг. в ист. исследованиях, экспозициях, памятниках истории и культуры города: Материалы науч.-практ. конф. Севастополь, 2004. С. 61-66; Фадеева Т. М. Пещерные города и мон-ри в окрестностях Бахчисарая: Путев. Симферополь, 2004; Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Рос. Арх. 2005. 1. С. 72-80; Крестьянников В. В. Возрождение Севастопольского благочиния и мон-рей после Крымской войны//Sacrum et profanum: Сб. науч. тр. Севастополь, 2005. Вып. 1: Культ святых мест в древних и современных религиях. С. 69-72; Герцен А. Г., Махнева-Чернец О. А. Пещерные города Крыма: Путев. Севастополь, 2006; Ковалик О. Инкерманский мон-рь во имя сщмч. Климента, папы Римского//ЖМП. 2007. 5. С. 22-39; Литвинова Е. М. Крым: Правосл. святыни: Путев. Симферополь, 2007. С. 294-307; Юрочкин В. Ю. Христианство в Крыму в XIV-XVIII вв.//Правосл. мон-ри/Симферопольская и Крымская епархия УПЦ МП.

http://pravenc.ru/text/389605.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010