Пытливый твой дух, — где тревожной    Ты носишься мыслью; но верь же мне, верь:    Своею скорлупкой ничтожной    Я на берег море скорей перелью,    Скорее всю землю я им затоплю, —    Чем здесь, на земле, среди падших людей,    Ты тайну небес разгадаешь,    Чем в книге небесной ты мыслью своей    Хоть букву одну прочитаешь!    Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал    В волнах еще голос тот строгий;    Святитель в ребенке со страхом узнал    Посланника вечного Бога!    И тихо, пустынно все было кругом;    Лишь море, в раздолье привольном своем.    Сердито гуляя, волну за волной    К святого ногам прибивало,    И с рокотом злобным о берег крутой    Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники   Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен», который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Хоть букву одну прочитаешь! Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал В волнах еще голос тот строгий; Святитель в ребенке со страхом узнал Посланника вечного Бога! И тихо, пустынно все было кругом; Лишь море, в раздолье привольном своем. Сердито гуляя, волну за волной К святого ногам прибивало, И с рокотом злобным о берег крутой Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен» , который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Бог неизреченно присутствует в творении и наполняет его (см. Иер. 23:24; Мф. 5:34-35); содержит все «словом силы Своей» (Евр. 1:3); все оживотворяет (см. 1 Тим. 6:13); печется о Своих творениях (Мф. 5:45; ср. Лк. 6:35); непрестанно действует в мире (см. Ин. 5:17); «все Им стоит» (Кол. 1:17); в Его руке души всех существ и дух каждого человека (см. Иов. 12:10); все живет и движется Им (Деян. 17:28); от Него зависит время жизни всего (см. Деян. 17:26; Пс. 103:8-9, 118:90-91), Он дает жизнь, дыхание и все потребное для жизни (Мф. 6:25-34; Пс. 90:116; Деян. 17:25; Рим. 11:36; 1 Кор. 12:6); без Его воли не падает и волос с головы (см. Мф. 10:30); Он надзирает надо всем творением (см. Неем. 9:6; Иов. 28:24; Притч. 15:3; Пс. 32:14; Евр. 4:13). Он дает силу растениям, и они растут, одеваясь неизреченной красотой (см. Мф 6:28-29). Не только творение, но и сохранение творения совершается по воле Божией: «И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?» (Прем. 11:25-26)». Одним из способов выражения веры в промысл Божий в Ветхом Завете было использование понятия «судов» (ед. число τ κρμα «суд», «приговор», «решение»), или, по-церковнославянски «судеб» Божиих. Как пишет об этом понятии свт. Игнатий (Брянчанинов): «Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определений Божиих» . Это библейское понятие чрезвычайно близко к понятию промысла Божия, как он понимался в святоотеческий период. «Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его (τ κρματα ατο)» (Пс. 104:7), – проповедует Псалмопевец; он же: «Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе» (Пс. 18:10); «Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви» (Пс. 147:8); «Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им » (Пс. 147:9); «Судьбы Твоя – бездна многа» (Пс. 35:7), ср. также Пс. 17:22, 23 . Суды-судьбы Божии, согласно Ветхому Завету, имеют великое педагогическое, направляющее и исправляющее и наказующее действие: «Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя» (Пс. 118:108.); «Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея» (Пс. 118:7). Пренебрежение заповедями Божиими равносильно отвержению управления Бога миром и промысла Божия о мире (ср. Пс. 9:25, 26). Таким образом, понятие судеб Божиих близко к тому, что вкладывается в понятие промысла. Вера в личный промысл Божий, то есть промысл об отдельном человеке, в Ветхом Завете выражается и в таких словах Псалмопевца: «От лица Твоего, Господь мой, судьба моя изыдет (κ προσπου σου τ κρμα μου ξλθοι)» (Пс. 16:2).

http://bogoslov.ru/article/6166589

Так, святой пророк и псалмопевец Давид, видя помощь Господа, не оставляющего его среди многих трудностей, благодарит Бога за то, что Он: услышал [молитвы его] и от всех скорбей (опасностей) избавил (см.: Пс. 33: 5); сохранил душе нашей жизнь (см.: Пс. 65: 9); вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (см.: Пс. 135: 23–24); прощает все беззакония [наши], исцеляет все недуги [наши]; избавляет от истления (смерти) жизнь [нашу], венчает [нас] милостью и щедротами (см.: Пс. 102: 3–4); дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135: 25); подает хлеб алчущим (см.: Пс. 145: 7); освобождает узников (см.: Пс. 145: 7); хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (см.: Пс. 145: 9); отверзает очи слепым, возводит (поднимает) низверженных (см.: Пс. 145: 8). Святитель Тихон Задонский благодарит в своих молитвах Бога за то, что Он: «меня создал по образу Своему и по подобию; меня падшаго искупил; обо мне недостойном промышлял; меня согрешившаго на покаяние призвал; согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои; помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях; при бедственных и смертных случаях меня сохранял, меня предающегося печали, скорбящего утешал; мне недостойному подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду и кров, в чем я находил упокоение». Святой праведный Иоанн Кронштадтский в им составленных молитвах также обращается к Богу с благодарностью: за дарование бытия, за рождение в христианской вере; за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя; за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою; за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою дарованные; за то, что без числа спасал от лютости страстей. В акафисте «Слава Богу за всё» благодарность Богу приносится: за щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (икос 1); за то, что Ты призвал меня к жизни (икос 1); за то, что Ты явил мне красоту вселенной (икос 1); за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (икос 12); за тайные и явные милости Твои (икос 1); за непрестанные заботы обо мне (икос 5); за промыслительное стечение обстоятельств (икос 10); за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (икос 1); за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (икос 9); за промыслительные встречи с людьми (икос 5); за любовь родных, за преданность друзей (икос 5); за отдых благодатного сна (икос 4); за земную жизнь, предвестницу небесной (икос 2); за нашу неутолимую жажду Богообщения (икос 6); за всё открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (икос 7).

http://pravoslavie.ru/118124.html

Мы не включили в наше исследование молитву, сопровождающую сугубую ектению. которая следует за входом, потому что она тесно связана с этой ектенией, и учитывая также, что ее нет в наиболее древних рукописях. Мы пропустили также молитву праздничной литии и молитву благословения плодов, которые являются только добавлением к службе Вечерни. 56 1-ая молитва Вечерни Эта молитва образована из серии стихов Пс. 85 , которому она предшествовала в константинопольской Вечерне и который был первым постоянным антифоном этой службы. Ей самой предшествовала великая (мирная) ектения или ερηνικ. Во всех рукописях эта молитва сохраняет первое место; она осталась там же даже, когда исчез псалом 85. Вот текст этой молитвы со ссылками на Пс. 85 57 : Славянский Служебник: 1. Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве= Пс. 85,15 , 2 . внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего= Пс. 85,6 , 3 . сотвори с нами знамение во благо – Пс. 85 ,17а, 4 . настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша во еже боятися имене Твоего святаго­ Пс. 85,11 , 5 . зане велий еси Ты и творяй чудеса, ты еси Бог един= Пс. 85,10 6 . и несть подобен Тебе в бозех, Господи= Пс. 85 ,8а, 7 . силен в милости и благ в крепости 8 . во еже помогати, и утешати,и спасати вся уповающыя во имя святое Твое= Пс. 85 ,17в. В. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Первое лицо един. числа псалма перешло в молитве во множ. число. Она является типичным случаем псалмической молитвы, вдохновленной данным псалмом. Великая Константинопольская Церковь обладала в XI веке, согласно примечанию в одном евхологии, сохраняемом сейчас в Парижской Национальной Библиотеке 58 , собранием молитв для каждого из 74 антифонов Псалтыри и для каждой из восьми песен, употребляемых в этой церкви 59 . Это собрание, к сожалению, найти не удалось, но весьма вероятно, что принадлежала к этой группе молитв. 2-ая молитва Вечерни Эта молитва, которую М. Скабалланович 60 рассматривает как покаянную (так же, как и следующую), является таковой только частично, то есть таковыми являются ее две первые фразы; в остальном это просительная молитва . Источники ее вдохновения различны 61 :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй святой – Давид – «во пророцех царь и во царех пророк», как именуется он Церковью, – принес дар веры Богу. Это молитвы покаяния 50-го псалма: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Наши сердца живо откликаются на эти слова, как будто это наши собственные слова. Это слова хвалы Господу : «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс. 8: 2). Слова благодарения и за творение человека : «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс. 8: 5–7). Знакомые слова Шестопсалмия : «Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою… Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой» (Пс. 3: 4, 6–8). «Господи, настави мя правдою Твоею» (Пс. 5: 9). Слова завета духовного : «Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом». Слова упования нашего: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» (Пс. 90: 2–3). «Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем» (Пс. 7: 11). «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко изчезает дым, да изчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия» (Пс. 67: 2–3). И еще великое множество других дорогих и сокровенных слов святого псалмопевца знает каждый для себя и еще откроет при чтении, потому что книга эта – Псалтирь – неисчерпаема в мудрости, как неисчерпаема Премудрость Божия. Это наследие нашей веры . И вот третий святой муж предстоит пред нами – святой апостол Иаков, «Богобрат», как величает его творец церковных канонов Косма Маиумский. Он принес дар святой христианской надежды , почитаем его как прообраз духовных чад Божиих, ибо святой Иаков стал впоследствии первым епископом Иерусалима – матери всех Церквей.

http://pravoslavie.ru/58744.html

Что касается до действий виновников осуждения Иисуса Христа, то вот какие из них указаны были пророками: Лжесвидетельство на суде синедриона и оболгание пред Пилатом. – Так святой псалмопевец сказал: восташа на мя свидетели неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя ( Пс. 34:11 ). И в другом месте: ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивым (коварствам) весь день поучахуся, – оболгаху мя ( Пс. 37:13,21 ). 128 Поругание Христа, именно: ударение в ланиту, заушение, заплевание, бичевание. Ударение в ланиту предвидел пророк Иеремия, и сказал: подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн ( Плч.3:30 ). Заушение и заплевание предсказал пророк Исаия, говоря от лица Мессии: вдах ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний. Положих лице свое аки твердый камень ( Ис. 50:6,7 ). И псалмопевец: покры срамота лице мое ( Пс. 68:8,20 ). О бичевании предсказал Исаия: плещи моя вдах на раны ( Ис. 50:6 ), и Давид: Аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну ( Пс. 37:18 ). На хребте моем делаша грешницы ( Пс. 128:3 ) 129 и бых язвен весь день ( Пс. 72:14 . сн. Иов. 16:11–14 ). А вот о том же и слова самого Спасителя: Сын Человеческий предан будет архиереом, и книжником, и предадят Его языком на поругание, и биение, и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его ( Мк. 10:33,34 ; Мф. 20:18,19 ). Буйные вопли беззаконных обвинителей Иисуса Христа. Вот как пророки о них заявляли от лица Мессии: бысть Мне достояние Мое (народ избранный) яко лев в дубраве, даде противу Мене глас свой ( Иер. 12:8 ), Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй ( Пс. 21:14 ). Дом израилев ... ждах, да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль ( Ис.5:7 )! 130 Предпочтение Христу разбойника Вараввы. Это предвозвестил пророк Иеремия в следующих словах: два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати ( Иер. 2:13 ). Такой смысл в них находит святая Церковь , когда говорит, что „источник воды животныя, которого отвергнулся Израиль, есть Господь Иисус, а „кладенец сокрушенный – Варавва, которого они избрали и отпустили. 131

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

    «Десница Твоя, Господи, прославилась в сил е: десная Твоя рука, Господи, сокруши ла враг ов, и множеством славы Твое й стер супостатов» 6 (Исх.15:6—7): «десница Господня творит силу!» (Пс.117:15), — левой рукой, говорит так: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс.118:73).    Потом, взяв епитрахиль 7 , благословив, целует; и, полагая на свою шею, говорит: «Благословен Бог, изливающий благодать Свою на священников Своих, «как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс.132:2, 3).    И, взяв пояс и благословив, целует и говорит: «Благословен Бог препоясывает меня силою» (Пс.17:33) и изливающий благодать Свою, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, взяв набедренник 8 , — если (облачающийся) есть протосинкел 9 великой церкви 10 , или кто-либо иной, имеющий какое-нибудь достоинство, — и благословив его, поцеловав, говорит: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс.44:4, 5), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, взяв фелонь 11 , и, благословив, целует и говорит: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» радостью (Пс.131:9), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом, отойдя в предложение, они моют свои руки, говоря: «буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня..., и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути ; в собраниях благословлю Господа» (Пс.25:6—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Пс.6:3 . Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, Пс.6:4 . и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? Дабы удобнее преклонить Бога на милость, приводит кающийся Давид несколько доводов, из которых первый берет от признания греха и немощи своея, аки бы сказал: я признаюсь, что прогневал Тебя моими грехами, и потому достоин Твоего наказания. Но ты, Господи, помилуй мя. Не зри на грехи мои яко на вины, преогорчевающия Тя, но яко на немощи, или паче, на бедствия, происходящия от растленнаго грехом естества: и сего ради не накажи яко Судия, но исцели яко Врач. Жги и секи, аще потребно, но с милостию, да исцелею, а не с гневом и яростию, да не погибну. Грехи нарицает бедствиями: и праведно; истинныя суть бедствия, и чем от большия злобы содеваются, тем большее бедствие наносят, и чем меньше познаем мы их, тем беднейшие есмы. Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. То же повторяет иными словами: ибо когда милосердствует Бог, тогда отъемлет бедность и, следовательно, врачует и исцеляет; почему одно и то же есть: помилуй мя, и: исцели мя. Равным образом, одно и то же есть: яко немощен есмь, и: яко смятошася кости моя, ибо под именем костей означается крепость и сила, кости же мятутся тогда, когда изнемогает сила, что относится ко внешнему чувствованию презельныя болезни, проницающия самыя кости; оныя же слова: и душа моя смятеся зело, означают зельность болезни внутренния, каковую чувствует душа, поражаемая страхом Божия суда за грехи. И ты Господи, доколе? Сии слова хотя неполны, но имеют великую силу: ибо означают, что произнесены от души зело смущенныя, и не могущыя составити целаго и порядочнаго слова. Пс.6:5 . Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея: Вторый довод берет от милости Божией, глаголя: обратися, Господи, то есть: воззри на мя милосердым оком, и якоже прежде отвратил еси лице Твое от Мене за беззакония моя, тако ныне обрати очи Твои на мя за покаяние мое. Воззрение бо Божие есть вина всех наших благ. Обрати лице Твое, и спасемся ( Пс. 79:4 ). И паки: отвратил еси лице Твое, и бых смущен ( Пс. 29:8 ). Воззрел Господь на Петра – и Петр, изшед вон, плакася горько ( Лк. 22:61–62 ). И святый Иаков того ради нарицает Бога Отцем светов ( Иак. 1:17 ); понеже как солнце лучами своими освещает, согревает и оживляет тела: тако Бог, взирая на человека оком любви, просвещает, согревает и оживотворяет душу. Сего-то ради и Пророк зде глаголет: обратися Господи. Потом присовокупляет: избави душу мою. Изведи от рова, в негоже грехом падеся; исхити от сети ловящих, еюже запутана держится; свободи из рук врагов, имже предана греха ради. Спаси мя от последующаго осуждения во ад и избави от предстоящей опасности смерти. Сего великаго дара дерзаю просити, не яко аз достоин есмь, но яко Ты милостив еси. Спаси мя ради милости Твоея.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010