Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иосиф Ватопедский О молитве     Иосиф Ватопедский О молитве И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя (Лк. 11, 1).    Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения. Самое видное место в нашем церковном богослужении принадлежит Псалмам царя и пророка Давида. Они содержат все виды молитвословий, так что всякий в любое время, находясь в разных условиях и имея различные нужды, может искать с их помощью милости Божией. Так иногда верующий восклицает: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой! (Пс. 129, 2) Кроме этого Псалмопевец распределяет свои молитвы в двадцатичетырехчасовой последовательности, особо отмечая отдельные части суток: Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 164); и в другом месте: Во дни воззвах и в нощи пред Тобою (Пс. 87, 2) и: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62), и в другом месте снова: Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 147-148), и опять: Вечер и заутра и полудне... и на всякое время благословлю Господа (ср. Пс. 54, 18; Пс. 33, 2). Нужно признать, что раньше Отцы наши много времени посвящали псалмам Давида и многие знали наизусть всю Псалтирь, так как она была основным богослужением. От древних Отцов Церковь переняла обычай заполнять часы дневных и ночных служб многими псалмами. Однако для уединенной молитвы Отцы придумали короткие односложные молитвы, так как они больше способствуют обращению внутрь себя и сосредоточению, в отличие от большого разнообразия псалмов и тропарей, которые поются на церковных собраниях. Так иногда они повторяли начало пятидесятого псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; иногда же повторяли слова мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13), а иногда говорили: «Аз убо, Госпо-ди, яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя»; иные же Отцы повторяли слова благоразумного разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лк. 23, 42).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=792

Люди видят, что они нам нужны Не зря говорят: с Богом все легко. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). 17 декабря, 2014 Не зря говорят: с Богом все легко. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Балашовская и Ртищевская епархия — из тех молодых, что были созданы, а точнее, выделены из более крупных в 2011–2012 годах. Святейший Патриарх Кирилл предпринял такое «разукрупнение» в целях приближения епископов к пастве: дабы архипастыри могли, наряду с приходскими священниками, постоянно общаться с людьми, бывая в каждом храме епархии. Говорить о плодах этой перемены в жизни Церкви сегодня, может быть, и рановато, но вот то, что Епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Владимиров) часто бывает во всех храмах епархии и постоянно общается с самыми разными людьми, — точно. Владыке Тарасию сорок лет; возраст, исходя из сложившихся представлений, тоже не вполне архиерейский, но епископат в последние годы вообще заметно помолодел. У многих наших архипастырей впереди — десятилетия нелегкого труда… Побеседуем с одним из них. — Прежде всего — об истоках, о Вашем деревенском детстве. Вы, насколько я знаю, очень рано приобщились к Церкви… Как это вышло? — Я рос, как росли в Советском Союзе все. Но дома у нас всегда были иконы, и в праздники бабушка водила нас в храм. Перед началом учебного года мы, дети, обязательно причащались — «чтобы лучше учиться», так бабушка нам это объясняла. Храм был в пяти километрах, в селе Рождественском. Наше село издавна входило в его приход, и покойников своих мы хоронили там, в Рождественском на погосте. Церковь с детских лет влекла меня, и влекла именно своей тайной. Священник представлялся мне человеком необыкновенным, из другого мира. И у моих родителей, у всех моих близких было такое отношение к священнику — как к человеку не от мира сего, человеку, представляющему Христа: уважение, любовь, почитание, даже трепет. К сожалению, сейчас я вижу, как это отношение к священнику утрачивается. Может быть, просто потому, что их много стало?..

http://pravmir.ru/lyudi-vidyat-chto-oni-...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийскиий, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 6: гл. 1 (Ин.8:54, 9:2)]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1905. Т. 3. 9. С. 385–400 (2-я пагин.). (Продолжение.) —385— этим свойством Своего Родителя, то есть существованием. Вот почему Он и выше Авраама и пророков. Они померли, как земнородные от смертных отцов. А непостижимо Произшедший от существующего (Отца) всегда прославляется от Своего Отца, не как нуждающийся в славе, ибо Он царь всякой славы ( Пс.23:10 ), но как имеющий преимущество быть рождённым от вечного Отца и поэтому будучи вечен и Сам, существенно обладает достоинством Родителя. Таким образом нет препятствий представлять славу Сына божеской и Отца называть славой Его, так как и Сам Отец прославляется подобным же образом от Сына не как нуждающийся в славе, но поскольку считается и имеет славу быть признанным за Отца такого Сына, то есть такого же, как Он, Бога. Вот почему и Сам Сын говорит к Отцу: „Отче, прославь Твоего Сына, да и Сын прославит Тебя“ ( Ин.17:1 ). Итак, слава человеческая есть полное ничто. Всё земное подлежит смерти, и именно по телу, хотя и восстанет. Но Единородный прославляется от Своего Родителя, как имеющий вместе со всеми другими благами и свойство Его существа. А каково отличие Его от всей твари, это показывает нам в немногих словах блаженный псалмопевец: „небеса погибнут, Ты же пребудешь, – и все как одежда обветшают, и как облачение изменишь их, и изменятся, Ты же Тот же, и лета Твои не прекратятся“ ( Пс.101:27–28 ). Тленно всё сотворённое и если ещё не истлело, то потому, что изволением божественным содержится для этого, нетленен же и вечен по природе Бог, обладающий этим не по воле другого кого-либо, как тварь, но всегда пре- —386— бывающий в своих благах, между коими есть и вечность 1531 . VIII. 54–55. Его же вы глаголете, яко Бог наш есть, и не познаете Его 1532 . Изобличает их, и притом весьма сильно, в том, что они имеют любовь к Богу на одних только голых словах, а на деле они весьма далеки от истинного ведения Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалом 5 есть утренняя молитва (ст. 4) праведника (ст. 9 и 13), произнесенная им при вступлении в храм Божий (ст. 8) во время обычной утренней жертвы (ст. 4), в виду угрожающей опасности от замыслов коварных врагов (ст. 10–11). – Множество врагов замышляют погубить псалмопевца, действуя против него гнусною клеветою, злословием и обманом (ст. 5–7 и 10–11); но он по милости Божией еще может посещать храм Божий (ст. 8) и, ранним утром являясь пред Господом (ст. 4), в сознании своей правоты пред Ним и с твердою верою, что Он по правосудию своему не допустит восторжествовать нечестивым (ст. 5–7), усердно молит Его (ст. 2–3) поддержать и укрепить его на его правом жизненном пути (ст. 9), вопреки враждебным замыслам нечестивых (ст. 10–11) и к общей радости и торжеству всех любящих Господа и уповающих на милость Его (ст. 12–13). – Молящейся псалмопевец, по свидетельству надписания, есть Давид (ст. 1), которому действительно вполне приличествует этот псалом и по его духу и характеру, и по содержанию, и по близкому сходству со многими другими Давидовыми псалмами, особенно 10, 54 и 139-м. А что касается упоминания в псалме о посещении псалмопевцем дома Божия или храма (ст. 8), то это не представляет ничего несообразного с временем Давида и не требует низведения псалма ко временам существования в Иерусалиме храма Соломонова или Зоровавелева, так как домом Божиим называлась и скиния Давидова ( 2Цар.12:20 ; Пс.26 , ср. ст. 4 и 6), как прежде скиния Моисеева ( Исх.23:19; 34:26 ; И. Нав.6:23 ; 1Ц.1:7, 9, 24; 3:3). В какое именно время и при каких обстоятельствах написан был Давидом такой псалом, по недостатку исторических указаний с точностью определить нельзя; по соображении же содержания его и подобных ому псалмов с историческими событиями Давидова времени, можно с вероятностью полагать, что он воспет был пред временем Авессаломова восстания, когда Давид замечал уже между недовольными его правлением признаки подготовляющегося заговора; но, в сознании своей правоты и уверенный в безуспешности злодейского замысла, не принимал никаких мер против заговорщиков и только, часто посещая устроенную им Сионскую скинию (ср. 2Д.15:25), усердно молился Господу, чтобы Он помог ему устоять на правом пути и не дал восторжествовать врагам его 108 . Соответственно первоначальному назначению и употреблению 5-го пс., как утренней молитвы псалмопевца пред вступлением в храм Божий, в христианской правосл. церкви он издавна употребляется на утреннем богослужении, составляя 1-й псалом 1-го часа, и начиная с 8 ст. служит входною молитвою священнику пред началом литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Об одной заповеди Христа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 9 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Милости хочу… (Мф 9:13) …вы не захотели (Мф 23:37); Вот, Отрок Мой… избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис 42:1; ср. Мф 12:18); трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3; Мф 12:20). Маленькое предисловие Прежде чем приступить к обсуждению заповеди 1 , хочется сказать о том, что можно смело назвать важнейшей Евангельской мыслью, приоткрывающей цель Божью по отношению к Его детям — взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11). Это одновременно и цель, и дело, и желание Господа — единое на потребу, раскрывающее таинственные смыслы новозаветных образов, которые прикровенно и доверительно высвечиваются Тихим Светом — Иисусом Христом — и оживляются Духом Утешителем. Эта мысль, сердцевина Благой Вести, открывается в Священном Писании в простом свете Любви, сшедшей с небес, а в Священном Предании — в ежедневных церковных службах и в исторической жизни Церкви, в частности, в деятельности Вселенских соборов, когда она связывала разновременные события церковной истории. На Соборах по существу решались важнейшие исповедальные вопросы: что главное в христианской вере, без чего она теряет свою силу, подлинность, Божественность? Наконец, самое насущное и сокровенное: Каков Господь? И при всём, казалось бы, разнообразии мнений о том, как же на самом деле правильно исповедовать Бога, подлинное свидетельство о Нём должно было пройти испытание всего лишь одним, но главным вопросом: “Может ли Бог, будучи Таким, Каким Его помыслили люди, спасти человека?”. Поэтому устами святых Отцов Соборы исповедовали, что Иисус Христос есть Сын Божий, Истинный, Единосущный Отцу. В то же время Он не призрачно, а подлинно стал Сыном Человеческим, и Божество в Нём не подменило, не поглотило и не отодвинуло на второй план Его человечность. Другими словами, во Христе Бог и человек встретились: Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс 84:11–12).

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гаврина) при наречении во епископа Бежецкого и Весьегонского 17 ноября 2012 г. 18:21 17 ноября 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гаврина) во епископа Бежецкого и Весьегонского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Христовы! По воле Божией, явленной через ваше произволение и благословение, я призываюсь к высочайшему и ответственейшему епископскому служению. Ныне, когда я предстою пред вами, воистину «сердце мое смятеся во мне, и страх и трепет прииде на мя...» (Пс. 54:5-6). Ведь на каждого принимающего епископский сан возлагается величайшая миссия — «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28). Эти слова приводили в трепет и смущение величайших мужей-подвижников, заставляя их отказаться от принятия епископства. А что я, недостойный, могу сказать о себе? Разве я могу «быть образом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Не обладая какими-либо дарованиями и способностями, необходимыми для того, чтобы «право править слово Божественной Истины», я могу только «похвалиться своими немощами» (2 Кор. 12:9). Но в утешение вспоминаю слова Господа: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Поэтому со страхом и смирением воспринимаю свое избрание, уповая на милость Божию и помня, что «от Господа утверждаются стопы человека» (Пс. 36:23). Приемлю сие как волю Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). В своем послании к Тимофею святой апостол Павел говорит, что епископ должен трудиться настолько самоотверженно, чтобы успех его деятельности для всех был очевиден (1 Тим. 4:15).

http://patriarchia.ru/db/text/2596968.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

О молитве Архимандрит Серафим (Розенберг) Докучать надо молитвами Господу и святым Его. В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии. Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление. Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее. Сердце надо принести Богу в молитве, и Он не даст тебе поколебаться. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику (Пс 54, 23). Слова таких твоих молитв — как бисер многоценный (как драгоценный жемчуг) для Бога. Молитва — непобедимая победа. Молитва же без надежды грешна. Настоящий молитвенник око ума выну имея протяженно к Богу, зрит «умными очесы» Бога. Молитва — непрестанное обращение ума к Господу в сердце. Сила Иисусовой молитвы — от веры и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При молитве Иисусовой ум заключай в сердце. Не давай уму быть праздным — молись. Ум, властвуй над помыслами. В молитве и добрые мысли отгоняй, не внимай им — тать прячется под ними, чтобы отвлечь тебя. Перекрести уста — если враг не дает молитву выговорить. Следует молиться, не внимая бесовским помыслам. Не ленись и не малодушествуй; но прежде чем заснешь, многие сотвори молитвы в сердце своем и противостой помыслам и покушениям диавола водить тебя по воле своей — да восприимет тебя Бог. Сколько сил есть — заботься о том, чтобы засыпать с псалмами (слова для молитв часто берутся из Священного Писания, Псалтири) в устах и умным поучением, и никак не позволяй по нерадению уму своему принимать чуждые помыслы, но с какими помышлениями молился ты, в тех поучаясь — склонись и на одр, чтобы и ко­гда будешь спать, они прибывали в тебе, и когда пробудишься, собеседовали с тобою. Проговаривай также и святый Символ православной веры прежде чем заснешь; ибо православствовать о Боге есть источник и охрана всех благ.

http://pravoslavie.ru/36288.html

Святитель Амфилохий Иконийский Жизнь Основным источником сведений о жизни святителя Амфилохия является его переписка со свв. Василием Великим , Григорием Богословом и Григорием Нисским . Св. Амфилохий родился в Диокесарии Капиадокийской между 340 и 345 гг., учился у Ливания в Антиохии и затем около 364 г. стал адвокатом в Константинополе. Около 370 г. он удалился из византийской столицы в свой родной город и проводил уединенную жизнь. Св. Амфилохий был другом всех трех Великих каппадокийцев, которые переписывались с ним, и, вероятно, родственником одного из них – Григория Богослова . Св. Василий посвятил ему свое сочинение «О Святом Духе». В 374 г. св. Амфилохий, но рекомендации Василия Великого , был назначен епископом Иконии и первым митрополитом Ликаонийской провинции. Св. Амфилохий отказывался от хиротонии и согласился лишь из послушания Василию, который писал ему вскоре после рукоположения: «Благословен Бог, Который в каждом роде избирает благоугодных Ему!.. Он и тебя, который бежал, как сам говоришь, не от нас, но от звания, через нас ожидаемого, уловил ныне неизбежными сетями благодати... Не сетуй на тяжесть, превышающую силы. Если бы самому тебе надлежало нести это бремя, то, конечно, оно не только тяжело, но даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою, то возверзи на Господа печаль твою ( Пс.54:23 )» (Письмо 155). Прежний учитель св. Амфилохия Ливаний также прислал ему письмо, в котором поздравлял с хиротонией. Св. Амфилохий ревностно принялся за исправление нравов во вверенной ему епархии, советуясь во всем со своим старшим другом св. Василием Великим . Ответом на его вопросы к Василию Великому являются канонические послания последнего. Св. Амфилохий управлял епархией весьма успешно, всюду восстановив порядок и каноническую дисциплину. Своими сочинениями он укреплял православную веру, опровергая арианскую ересь. Один случай из его борьбы с арианством рассказан историками Созоменом (Церк. история 7, 6) и 6л. Феодоритом (Церк. история 5, 16). Св. Амфилохий просил императора Феодосия запретить арианам богослужебные собрания в черте города, но император не согласился. Тогда св. Амфилохий пришел к императору на аудиенцию и, оказав ему соответствующую почесть, демонстративно не поздоровался с его сыном, только что возведенным в достоинство августа. Феодосий разгневался. Св. Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящими хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их». Император, услышав это, тотчас издал необходимый указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010