Скачать epub pdf Аллилуиа, Аггея и Захарии (псалом) 145 Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так называемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа – и каждый из них надписывается словом Аллилуиа , что значит: «Хвалите Бога». Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию Аллилуиа имеют прибавление слов: Аггея и Захарии . Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов – происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии. Пс.145:1–2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. Как хорошо это начало псалма напоминает подобное же начало других псалмов словами: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс.102–103 ). Хотя не одно и то же лицо было составителем всех этих псалмов, но дух ревности о славе Божией одинаково проникал их душу и сердце и возбуждал их на хвалу и благословение Бога. Такая же хвала Господу, какою начинается сей псалом, была воспета и во всем содержании предыдущего (144-го) псалма. По такому характеру сих псалмов св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои; и здесь опять начинает: Хвали, душа моя, Господа. Ибо немало служит к очищению души сие, т.е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: «так да светит свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, Который на небесах» ( Мф.5:16 ); и Павел также: «прославьте Бога телом вашим и духом вашим» ( 1Кор.6:20 ). И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. Сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом поскольку праведники находятся с нами и поют вместе...» с. 11:31]. Из этих хвалебных воззваний видим, что псалмопевец старался постоянно держать себя в молитвенном настроении, чтобы всегда быть готовым к прославлению Бога, как в настоящей жизни, так особенно в будущей, где не будет к тому никаких препятствий, почему как в предыдущем (144-м) псалме говорил: «На всяк день благословлю Тя» (ст. 2), – так и здесь говорит: пою Богу моему, Дóндеже есмь, что самое буквально выразил и в псалме 103, стихе 33, т.е. буду петь хвалу Богу моему до тех пор, пока существую.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Послание 87(275). К Мефодию монаху Сколько твое достоинство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личного собеседования. Но так как написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он «исполнит», когда будет Ему угодно, «желание боящихся Его» ( Пс.144:19 ). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братиями нашими, Иларионом и Евстратием, при посредстве твоего благочестия. Но чтобы имеющее быть сказанным было удобопонятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ. «Вопрос 1». О пресвитерах, рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться? «Ответ». Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак, если упомянутые явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений. «Вопрос 2». О пресвитерах, рукоположенных в чужой области, в Сицилии: следует ли принимать таких? «Ответ». Этот вопрос подобен предыдущему и отличается от него тем, что речь идет о другом месте. Очевидно, что и ответ он будет иметь подобный. «Вопрос 3». О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? «Ответ». Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия 267 ; и такой храм стал обыкновенным домом. И " не войду, – говорит псалмопевец, – в собрание лукавых» ( Пс.25:5 ). И апостол говорит: «какая совместность храма Божия с идолами» ( 2Кор.6:16 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: ты еси Христос Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ), однакож полного откровения славы его ожидали на земле ( Мф.20:20–28 . Деян.1:6 ): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ), ибо царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), но внутреннее ( Лк.17:21 ), духовное и вечное ( Пс.144:13 . Дан.2:44 ), и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы все претерпеть ( Мф.16:24–26 ), и ожидать себе славы не на земле, но на небеси. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам своим, которая последует за временными страданиями ( Мф.5:11 ), Господь в 33 лето своей земной жизни, в последний год своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору – Фавор, в сопровождении трех учеников своих – Петра, Иакова и Иοанна, которые, как говорит Церковь , хотели делить с Господом его страдания и смерть ( Мф.20:22 . Лк.22:33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Кор.13:1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Иак.1:17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия; по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки, есть творец и исполнитель закона и пророков и обладает и землею, небом и преисподнею. Как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме ( Лк.9:31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Господь наш Иисус Христос , предвечная Премудрость Божья, самосовершен сый и верен во всех словесех своих ( Пс.144 ), прежде бытия нашего вся ведый, по пророческому изречению: не содеянное мое видесте очи твои ( Пс.138 ), Той есть основание церкви. На сем не распадающемся и верном фундаменте утвердил Бог церковь свою, якоже сам устами пророка глаголет: се Аз полагаю во основание Сиону камень многоценен, избран, краеуголен, честен во основание ему, и всяк веруяй в он не постыдится ( Ис.28:16 ). Слова: многоценен, краеуголен, честен, являют величество силы Христа Спасителя, могущего содержать вечно незыблему и неизменяему церковь , ибо и камень, могущий содержать здание, честен, не имеяй же твердости содержать, но разрушаяйся, не честен и не многоценен. А изречением: веруяй в онь не постыдится, аки ручаясь за твердость камене, Бог повелевает всякому, не опасаясь никоего постыждения, несомненно храмину своей веры созидать на словесах Христовых. На сем основании (словесах Христовых) все учителя церковные свои учения назидали, как и святой Апостол Павел повелевает: кождо да блюдет (рече) како назидает: основания бо иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор. зач. 128; Злат. беседа 8). 2 Сему, надеюсь, и вы не станете противоречить, ибо и сами в том вполне уверены; но удивления достойно, как подкрадывает человека недоумение сопротив его уверенности! Оставив твердые и несомненные слова Христовы, в противность оным, вы хотите основать храмину веры на словах старообрядческих наставников. Не надлежит ли вам притечь к достоверным и непостыдным словесам Христовым, искушающе самих себя, аще в вере есте (2Кор. зач. 197), испытающе добрым испытанием, аще вера, вашими наставниками проповеданная, непреложным словесам Христовым согласует. Убо молю вас, братия, купно со мной без всякого пристрастия рассмотрим, не обретается ли в учении наставников старообрядческих противоречия святому Евангелию Господа Иисуса Христа, также апостольскому и святых отцов учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Псалом 85 Молитва Давиду. Смысл надписания ясен; об этом надписании мы говорили в введении. Молясь о себе самом, Давид учит как нужно молиться, находясь в нужде. Предсказывает же здесь и о призвании язычников. Некоторые же говорят, что эта молитва написана от лица Езекии. Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16-м. Яко нищ и убог есмь аз Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. Пс.85:2 .  Сохрани душу мою, яко преподобен есмь Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. Пс.85:3 .  Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день Симмах перевел «всегда», вместо «весь день». Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою. Избави от одержащей меня скорби. О словах: «взях душу мою», сказано в первом стихи псалма 24го. Пс.85:5 .  Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя Вместо «кроток» Акила и Симмах перевели «милостив». Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144-м, сказавши: «близ Господь всем призывающим Его», присовокупил: «всем призывающим Его в истине» т. е. всею душею. Пс.85:6 .  Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего Эти слова изъяснены в начале псалма 16-го. Пс.85:7 .  В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: «яко услышал мя еси» сказано в том же 16м псалме Пс.85:8 .  Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим Ибо «вси», говорит, «бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори» ( Псал. 95:5 ). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: «кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса?» ( Исх. 15:11 ). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего мира немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа 55 на псалом 145 121 Пс.145:1–2 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. Что значит: «в коих нет спасения» ( Пс.145:3 )? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – «И путь грешных погубит» ( Пс.145:9 ). 1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» ( Пс.144:2 ), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую». По­том, опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» ( Пс.145:3 ). Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» ( τω μ χοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: «выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все за мыслы его» ( Пс.145:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «предположения его» ( προθσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и не­надежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: «а надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Разделы портала «Азбука веры» на русский язык Церковнославянский Русский Молитвословия пред утренней трапезой Якоже пред началом коегождо молитвословия полагаем три поклона, глаголюще: Прежде всего полагаем три поклона с покаянными молитвами: Боже, милостив буди мне, грешному. (Поклон.) Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.) Создатель мой, Господи, помилуй меня! Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.) Без числа согрешил я, Господи, помилуй и прости меня грешного! Посем молитва пред трапезой: И затем молитву перед трапезой: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения. Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: открываешь Ты руку Твою и насыщаешь всё живое по благоволению. Ср. Пс 144:15–16 Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. 2 И мы: Аминь. Мы же: Аминь. По окончании трапезы: Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия: но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас. По окончании трапезы: Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник: С нами Бог, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: С нами Бог Своею благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. 3 И мы: Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/molitv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010