Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНИХИДА [От греч. παννυχς, букв.- «всенощная»], в рус. литургической традиции особое заупокойное чинопоследование (см. ст. Заупокойное богослужение ). Согласно ныне принятому в РПЦ Типикону, уставное время совершения П.- в пятницу после вечерни (Типикон, гл. 14). Однако на практике она фактически совершается как треба . Происхождение П. как заупокойное чинопоследование происходит от особой непродолжительной службы παννυχς, к-рая совершалась в 1-ю половину ночи и могла быть нерегулярной частью суточного круга (см. в ст. Паннихис ). Напр., в груз. рукописях чин «паннихис» об умершем включает: Пс 142, ектению, пение «Аллилуия», тропарь заупокойный, непорочны (Пс 118), Пс 50 и канон заупокойный с неск. заупокойными ектениями, Трисвятое, покаянные тропари и заупокойную ектению в конце ( Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 118-119, 187). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. П. по патриарху Алексию Студиту (создателю обители) описывается в разд. «О панахидахъ» среди богослужебных глав в конце памятника ( Пентковский. Типикон. С. 414). Она должна совершаться 7 раз в году, но в тексте памятника указано только 6: в субботу перед Пятидесятницей, в Петров пост, 12 авг., в Рождественский пост, в субботу мясопустную и 15 марта. Чинопоследование П. включает Пс 90, «Аллилуия», заупокойный тропарь с богородичном, непорочны (Пс 118), канон, седальны после Пс 118 и 3-й песни канона, заупокойный кондак по 6-й песни канона, Трисвятое и тропарь «Помяни, Господи, яко Благ». В конце отмечено пение «Господи, помилуй» 40 раз «приле(ж)», что, видимо, относится к специальному прошению сугубой ектении в конце П. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. заупокойная П. («на гробах», с заупокойным каноном) упоминается накануне субботы мясопустной и перед Пятидесятницей, накануне суббот Петрова поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 503, 592, 606, 612), а также как частная П. по почившему Великим постом монаху, к-рая из-за поста не служится на 3-й день, а переносится на вечер пятницы (Там же. С. 523; см. аналогичное указание в Мессинском Типиконе 1131 г.: Arranz. Typicon. P. 216). Накануне заупокойных (родительских) суббот Великого поста П. нет, но совершается повечерие с заупокойным каноном, к-рое фактически заменяет П. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 523, 526, 533).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Е.А. Авдеенко Кафизма III Пс.17:5             Объяли меня узы смертные,                         и потоки велиала напали 141 на меня. «Узы смертные» – также: «болезни» и «свита» (сонм) 142 . «Объяли… потоки». – Душа пророка – во аде, как говорил Иона: «объяли меня воды до души, бездна окружила» ( Ион.2:6 ). «Велиал» белийаал – также: «никчемный, никчемность», непригодность ни к чему. «Велиал» – «негодяй»; имя обозначает пустоту в библейском смысле слова: пустота, которая заполняется злом (в образе текучей жижи –»потока»). «Велиал» – имя нечистого 143 и смертоносного: «слово велиала излилось на него, и он слег – так, что уже не встать» ( Пс.41 /40:9). В Шеоле душа пророка встретилась с велиалом… Подобно Ионе, который вышел из чрева «большой рыбы», Давид приносит весть о грядущем Воскресении. Пс.17:41             И врагов моих Ты дал мне выю 144 ,                         и ненавидящих меня поверг. Тыл врага мы обозначаем как «спину» (LXXc: хребет); в еврейском языке – это задняя часть шеи ниже затылка, «выя» ореф. Именно она упоминается в выражении «жесткая выя», «народ жестоковыйный» – ам-кеше- ореф ( Исх.32:9 ). Это те, кто отказывается преклонить голову пред Яхве; они же суть те, чей взгляд «упорно» устремлен перед собой и вниз – предавшие себя одной этой своей земной жизни и земному интересу. Какое поражение терпят жестоковыйные, объясняется в 4 книге Царств; после взятия Самарии ассирийцами и краха Северного царства (Израиля) – «они (израильтяне) ожесточили выю свою – как [была] выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога их» ( 4Цар.17:14 ). В Псалме говорится, что жестоковыйные повернутся к врагам своим тылом. «Ненавидящих поверг» – корень глагола имеет значение «подавлять, приводить в молчание». В Новом Завете видим, как        Иисус привел в молчание – поверг жестоковыйных – иудеев, так что они не смели спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Давид пророчески сопоставляет – противопоставляет тех, кто будет послушен Мессии, и тех, кто солжет Ему. Пс.17:42             Возопили, и не было спасающего,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 34. Молитва о божественном заступлении и избавлении от злобных и неблагодарных врагов В Пс.34 невинно гонимый псалмопевец усердно молит Господа восстать во всеоружии Своей правды и могущества на его защиту и покарать его жестоких гонителей, которые за его дружбу и расположение воздают ему неблагодарностью, клеветою, злорадством и насмешкою, а его избавить из беспомощно-бедственного положения, за что обещается всенародно принести Ему благодарность и прославлять Его во все дни жизни своей. Эти главные мысля в различных выражениях три раза повторяются в псалме, который таким образом распадается на три части: 1–10, 11–18 и 19–28 ст., представляющие как бы три следующие одна за другою молитвы о защите и избавлении от врагов, из коих каждая заканчивается обетом благодарного прославления Господу. – В надписании псалом приписывается Давиду и, судя по изображению врагов и отношения к ним гонимого псалмопевца, а также по сходству всего вообще псалма с Давидовыми псалмами из времен Саулова гонения, нельзя сомневаться в том, что он воспет был Давидом, и именно во время Саулова гонения, тем более, что первые три ст. его, а также ст. 23 и 24, почти буквально сходятся с словами Давида в 1Цар.24:13 и 16, которыми он в своей речи с Саулом, после встречи с ним в пещере Эн-Гадди, призывал Господа стать судьей между ним и гонителем и на Него возлагал надежду отмщения и своего спасения 142 . На слова этого Пс.: м туне (ст. 19; – которые впрочем буквально сходно читаются и в Пс.68:5 ), указывал Иисус Христос, как на пророчество о беспричинной ненависти к Нему иудеев ( Ин.15:25 ), и так как вообще Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом; то христианская православная церковь с древних времен, вместе с историческим отношением к преследуемому Давиду, усматривала в этом псалме пророческое предызображение ненавидимого и преследуемого иудеями Христа Спасителя, а также и верующих в Него (св. Афанасий и Кирилл александрийский , Исихий, бл. Августин, Евфимий Зигабен ; ср. толкование Псалтири Иоасафа Краковского и Иринея, архиепископа Псковского), и в этом именно смысле назначила его вместе с другим подобным же мессианским Пс.108 для чтения на 3-м часе в день воспоминания крестных страданий Христовых, – в великий пяток, а 1-й и 2-й ст. его употребляет в качестве прокимна и стиха к нему пред второй паремией на вечерни того же дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Псалом 142 Древнейшее надписание сего псалма состоит из двух слов: Псалом Давиду. Что же касается добавления к сему надписанию слов. Егда гоняше его Авессалом, сын его, – то свидетельства древних толковников и отцев Церкви, как то: Феодорита, Иоанна Златоустог о и других, – вполне согласны в том, что псалом принадлежит Давиду, и что в древности он не имел никакого другого добавочного надписания, и только «в некоторых списках, – замечает блж. Феодорит, – нашел я слова сии: «Когда он преследуем был сыном своим Авессаломом», в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине, потому что псалом точно такое имеет содержание» с. 664]. И действительно, он содержит молитву пророка и царя Давида к Богу о помощи во время восстания против него сына его Авессалома, когда на сторону последнего перешло большинство израильтян, и Давид с немногими преданными ему людьми, принужден был бежать из Иерусалима и скрываться в пустыне от преследования врага, когда царю угрожала опасность лишиться не только царского престола, но и самой жизни. В таких трудных обстоятельствах он и молится: Пс.142:1–2 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Первыми словами псалма Давид умоляет, чтобы Господь услышал молитву его во истине Своей и в правде Своей; но не выясняет, что разумеет он под словами: «истина Божия и правда Его». Не выясняет сего, конечно, в том предположении, что Богу известно то, о чем он молится, – что молится о прощении той содеянной им вины, за которую был наказан Богом. Бог видел как желания сердца пророка, так особенно частые воздыхания сердца, искренне задушевные вздохи, происходящие от сердечного сокрушения сердца его. О св. Марии Магдалине в Евангелии не говорится, что она словами просила Господа об отпущении грехов ее, но из слез, которыми она омывала ноги Господа, Он понял, чего она просила, и сказал: «Отпущаются тебе грехи твои».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

Псалом 23 Пс.23:1 . Псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте нет сих слов: единыя от суббот, но приложены от семидесяти толковников, может быть, потому, что в начале псалма упоминается о сотворении земли, которая создана в едину от суббот, как мнят церковные учители, – или потому, что древние псалом сей обыкновенно певали в день субботний. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме описывает Пророк пространство царства Христова, творение всех вещей и управление, наипаче церкви, собранныя из всего мира. Притом показывает, кто суть истинные члены святыя церкви. Наконец пророчествует о преславном Христа Спасителя нашего на небеса вознесении, по свидетельству святых отцов: Киприана в слове на вознесение, Иеронима в послании 142 к Дамасу, Руффина в толковании Символа, Григория Нисскаго , Иоанна Златоустаг о, Льва Папы Римскаго, и иных. Пророк, имея намерение показать, что Иудеи несправедливо думают, аки бы Господь над одною токмо Палестиною владычествует и об одних токмо их печется, нарицаяся Богом их одних 3 , – как то думали после и еретики Маркиониты и Манихеи, утверждая, что они суть единственное создание Божие, а прочие люди к Богу не принадлежат, но от некоего инаго начала созданы, напереди полагает два стиха, которыми научает, что Бог есть Творец и Господь всея вселенныя и всех вещей, сущих на ней. Господня земля и исполнение ея: то есть, и вся елика суть на ней, и елика наполняют ю. И то же самое изъясняя, во второй части присовокупляет: вселенная и вси живущии на ней. Ибо сказав: Господня земля, объясняет себя, что сие разумел наипаче о населяемой нами земли, или о круге земном обитаемом. И паки сказав: исполнение ея, показывает, что он разумел сие наипаче о людях, живущих на земли, а не о других вещах, сущих на ней. Пс.23:2 . Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть. Доказывает, что Бог есть Господь всея земли и всех живущих на ней, яко Той основал ю есть на водах, да будет удобна ко обитанию. Ибо ежели бы или воды совсем не имела, или бы отвсюду водами покрыта была, то не могла бы обитаема быть. Той, глаголет, на морях основал ю есть, сиречь, на водах, аки на некоем основании, повесил землю, и потому из ничего сотворил, и притом так сотворил, чтоб поверхность земли была выше поверхности моря: ибо предлог: на – положен здесь вместо выше. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: на реках уготовал ю есть. Сиречь, так устроил круг земный, чтоб он удобен был к обитанию людей, и для того соделал его выше рек. Иначе бо и море и реки потопили бы землю, ежели бы были выше ея. А из сего, что Бог соделал землю обитаемою, следует, чтоб был Он и Господь всех человеков как потому, что люди из земли сотворены, и в землю возвращаются, так и потому, что землю населяют не яко владыки, но яко поселяне, поставленные от Бога возделывать землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Введение Помянух дни древние, и поучахся ( Пс.142:5 ). 1 . Великими и высоко знаменательными чертами запечатлена история православной церкви Христовой на Волыни. 1 Современная, по своему происхождению, первоначальному просвещению славян, еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И чего она не пережила в это время? – И тяжелые смуты княжеских усобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов. Мечом, кровью и терпением непоколебимым, почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру, до новых светлых дней, воссиявших для западнорусского края в лице благополучно ныне царствующего, Богохранимого, великого государя, царя-освободителя нашего, императора Александра Николаевича. За то Господь милосердый никогда не переставал являть земле Волынской самые живые, ощутительные знаки своего Божественного благоволения и промышления во всех исторических её судьбах и положениях. Как и другие древнейшие и знаменитейшие области земли русской, и земля Волынская издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон, то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей, небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т.п. Взгляните на одни горы Почаевские. Там в Божественном величии, и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери, и при ней цельбоносная стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 2 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской от нашествия и обложения татарского (1675 года) и т.п. 3 А сколько других благодатных и цельбоносных святых икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например, чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в селе Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в селе Западинцах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремельского в местечке Боремле, (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Зогоровской (в Зогоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новоград-Волынского уезда) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Изъяснение псалма 142-го. «Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его». В некоторых списках нашел я слова сии: «егда гоняше его Авессалом сын его»; в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно такое имеет содержание. Пс.142:1 .   Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей». Правда, что божественный Давид, в наказание за некоторыя свои прегрешения, подпал оным бедствиям, но неправеден, беззаконен и злочестив отцеубийца Авессалом, возжелавший смерти родителю. Посему-то блаженный Давид умоляет Бога, «во истине и в правде» услышать молитву его. Пс.142:2 .   И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. «И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый»; то есть, во истине и в правде умолял я Тебя, говорит Пророк, внять словам моим, не на свою полагаясь правду, но зная беззаконие врагов. Ибо известно мне, что из судилища Твоего никому не возможно выйти невинным. Если правило постановленных Тобою законов приложить к жизни человеческой; никто не окажется жившим по оному. А если предложить еще на среду благодеяния Твои, все блага, какия подавал Ты людям; то какая опять человеческая правда сравнится с Твоими дарами? Пс.142:3 .   Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших. «Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой». Посему умоляю сподобить Меня Твоей истины и правды, не тогда как Ты будешь судиться со мною, но когда будешь осуждать меня и врагов; потому что ими низложен я с царскаго престола, изгнан из отечества. О сем унижении его свидетельствует и история; потому что Давид «идяще босыми ногами, покрыв главу, и плачася» ( 2Цар. 15, 30 ). «Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века». Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ни чем не отличаюсь от мертвеца, заключеннаго во тьму.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 142 Пс.142:1 . Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его. Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей: НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Здесь в Еврейском тексте стоят одни токмо сии слова: Псалом Давидов, а прочия присовокуплены или от 70 толковников, или от других, для объяснения содержания, которое сходственно с содержанием предшедшаго псалма, ибо сложен Давидом во время мятежа, произведеннаго Авессаломом и сообщниками его. Содержит не что иное, как молитву, в которой, жалуяся на лютость врагов и на свою бедность, просит скораго избавления от них. Полагается церковию между седмию покаянными потому, что многие отцы относят его к покаянию Давида. Когда Давид с толиким усердием и тщанием молится Богу, оплакивая бедствия свои, то из сего видно, коль велика была лютость врагов его. Сие же предисловие показывает, что был он поражен не малою печалию, по причине возмущения сына своего. Чего же ради соединяет правду с истиною, сказали мы во псалме Пс. 137:2 . Здесь под именем правды означается Божия благость, которая преклоняет Бога к защищению рабов Своих. К тому же относится и истина, поскольку есть наилучшая свидетельница Божией правды в том, что Он никогда не оставляет тех, коим помощь Свою обещал. Таким образом Бог, помогая рабам Своим, показывает Себя и праведным, и купно истинным; ибо как правдою не лишает надежды, так и благотворением доказывает свойство существа Своего. Сего ради Давид прилично в молитве своей обоя представляет Богу. Пс.142:2 . и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Понеже Давид, гонимый от врагов, признавал гонение за наказание грехов своих: сего ради, оплакивая оные, просит милости у Бога. И хотя с нечестивыми людьми имел он подвиг, против которых ничем не согрешил, и совесть его оправдала в том, однако в других грехах чистосердечно признает вину свою пред Богом. И не вниди, – глаголет, – в суд с рабом твоим, то есть, не истяжи меня на судилищи Твоем, ибо я не могу устоять на нем и не посмею сказать, что я праведен, но грехи мои яве исповедую. И не я токмо один, но и всяк живый не постоит пред Тобою, когда Ты судиться с нами восхощешь. Несть бо человек, иже жив будет, и не согрешит. Грешники могут оправдаться пред людьми, поскольку грехи их бывают сокрыты от них, или, по крайней мере, законным порядком доказаны быть не могут, но пред очами Твоими не оправдятся, ибо Ты взираешь на сердца и на совесть, и потому самым свидетельством совести осудишь меня. Не вниди убо в суд с рабом Твоим. Не поступи со мною по строгости правосудия Твоего и по тяжести грехов моих: яко не оправдится пред Тобою всяк живый; ибо и праведные, доколе суть на пути, не оправдятся пред Тобою, но со Апостолом рекут: аще и ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся: востязуяй бо мя Господь есть ( 1Кор. 4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 134. О великолепии Теперь нам надлежит исследовать великолепие и противостоящие ему пороки. В отношении великолепия наличествует четыре пункта: 1) является ли великолепие добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) что является его материей; 4) является ли оно частью мужества. Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что великолепие не является добродетелью. В самом деле, нами уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 65, 1) о том, что обладающий одной добродетелью обладает всеми. Но можно обладать другими добродетелями, не будучи при этом великолепным, поскольку, по словам философа, «щедрый человек отнюдь не всегда великолепен» 141 . Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 2. Далее, как сказано во второй [книге] «Этики», нравственная добродетель блюдёт середину 142 . Однако великолепие, похоже, не блюдёт середину, поскольку по своей величине оно превосходит щедрость. Но, как сказано в десятой [книге] «Метафизики», «большое» и «малое», будучи пределами, противолежат друг другу, а их серединой является «равное» 143 . Таким образом, великолепие блюдёт не середину, а предел. Следовательно, оно не является добродетелью. Возражение 3. Далее, добродетель не может быть противной естественной склонности, напротив, она совершенствует её. Но, согласно философу, «великолепный не щедр для самого себя» 144 , что противно естественной склонности заботиться о самом себе. Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 4. Кроме того, как говорит философ, «искусство – это некое правильное суждение о том, что надлежит сделать» 145 . Но великолепие, как явствует из самого его имени, связано с тем [великим], что надлежит сделать. Следовательно, оно, пожалуй, является искусством, а не добродетелью. Этому противоречит следующее: человеческая добродетель является причастностью божественной силе. Но великолепие причастно божественной силе, согласно сказанному [в Писании]: «Великолепие Твоё и сила Твоя – до облаков» 146 ( Пс. 107:5 ). Следовательно, великолепие – это добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010