В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIII Пс.91:8             …разрастаются нечестивые, как трава,                         и расцветают все делатели беззакония 487 ,                         чтобы истребиться навсегда-навсегда. Само преобладание, умножение и процветание нечестивых есть залог их скорейшего истребления: чем пуще одно, тем ближе другое; нечестивцы горазды действовать, но действуют на самоистребление. Важно знать:        чем энергичнее нечестивые набирают силу, тем стремительней их путь к погибели. Пс.91:10             … разделятся все делатели беззакония. Речь не идет о рассеянии: нечестивые перестают составлять сплоченный клан. Подобное произошло при Вавилонском столпотворении: Господь «разделил сынов человеческих» ( Втор.32:8 ), в результате «разделись народы на земле» ( Быт.10:32 ). Внутреннее разделение нечестивых есть важный фактор для ослабления их совокупной мощи. До конца разделение произойдет уже в ином мире – каждый окажется один. Греховные связи между людьми в мир иной не проникают. Пс.93:1             Бог отмщений – Господь,                         Бог отмщений, воссияй. «Бог, дающий отмщение» ( Пс.18 /17:48) – напоминание о заповеди любви к ближнему, которая начинается словами «не мсти»: «не мсти и держи [злобы] на сынов народа твоего, но возлюби ближнего своего как себя. Я – Яхве» ( Лев.19:18 ). «Бог отмщений – Господь» означает также, что не человек должен мстить: «у Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). У Бога «прощение» и «отмщение» – одно действие, которое разное имеет завершение: «Бог прощающий» есть «Бог отмщающий» ( Пс.99 /98:8). То, что у Бога – одно (с разным завершением). Человек воспринимает – как два (разных действия). «Воссияй» – такое было на Синае: Господь «воссиял от горы Фаран» ( Втор.33:2 ). Такого же воссияния ожидают в будущем: «Пастырь Израиля… восседающий на Херувимах, воссияй» ( Пс.80 /79:2). Стих «Бог отмщений – Господь» кажется исполненным мстительного чувства, однако этого нет; находим и напоминание о любви к ближнему, и возлагание на Бога всякого воздаяния. Также находим, что

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 104 Аллилуиа. О псалмах, имеющих надпись: Аллилуиа, мы сказали в 5-й главе предисловия. Аллилуиа значит «хвалите Сущего», т. е. Господа. Сей псалом возбуждает людей к прославленно Бога, и учит христиан из язычников, какие благодеяния оказал Бог древнему еврейскому народу; каков был этот народ прежде, и каким сделал его Бог после(1). (1) Слова Григория Нисского вместе с Евсевием: Это первый псалом из числа имеющих надпись: Аллилуиа. Аллилу означает хвалу, содержащую молитву к Богу: a иа есть одно из имен Божиих. Много таковых надписей сделано на последних особенно псалмах книги сей (т. е. в 5-й книге псалмов); из чего можно видеть, что тем, которые достигли совершенства добродетельной жизни, прилично хваление Бога и пребывание в том, в чем, как мы верим, состоит и занятие естества Ангельского; ибо мы знаем, что их занятие есть не другое какое-либо, как только хваление Бога, и совершенные в добродетели ни о чем другом не стараются, как только о сделании жизни своей хвалою Богу. Афанасия: Дух Святой в настоящем псалме повелевает святым апостолам открыть все чудеса, произведенные Господом во время пришествия Его к народу из язычников. Пс.104:1 .  Исповедайтеся Господеви и призывайте имя Его Сии слова имеют сходство с следующими: исповедайтесь Ему, хвалите имя Его, каковые мы изъясняли в 99-м псалме. Благодарите, говорит, люди, Господа за оказанные вам от Него толикия благодеяния, и призывайте всегда имя избавителя и владыки вашего. (1) (1)Слова Златословесного: Ибо если исповедаешься и отвергаешь грехи, то будешь в состоянии, призвав имя Его, с дерзновением произвести великие добродетели. Исихия; Не напрасно советует сперва исповедаться, а потом призывать, но для того, чтобы, очистившись чрез открытие тайн, мы могли приносить хвалу чистым орудием. Возвестите во языцех дела Его Почти то же самое говорит Давид и в 99-м псалме: возвестите в народах славу Его. А дела и слава Божия суть чудеса, о которых Давид говорит здесь ниже. Пс.104:2 .  Воспойте Ему и пойте Ему (и бряцайте); поведите вся чудеса Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Как философское направление (чисто отрицательное) А. явление очень древнее, но к счастью, не частое. Атеисты были в Палестине уже во времена Давида ( Пс.9:25 ; Пс.13:1 ; Пс.52:2 ). В Индии ко времени возникновения буддизма (за VI в. до Р X.) существовало уже чисто атеистическое направление в философии Санкиа. В Китае за V в. до Р X. Юань проповедовал чистый А. и на нем основывал свою мораль, сущность которой сводилась к афоризму: «всяк живи для себя». На европейской почве А.. в первый раз заметно выступает в материалистических системах Левкиппа и Демокрита (V в. до Р X.), но именем атеиста назван в первый раз, кажется, Диогор Мелосский. О нем рассказывают, что вначале он писал дифирамбы в честь высшего Духа и судьбы, но потом, обманутый в имущественных делах, он безусловно перестал верить в Провидение. Когда в доказательство существования Промысла ему указали в Самофракии на громадное количество приношений, сделанных богам Кабирам спасшимися от кораблекрушения, он сказал: «но как бы велико было их число, если бы их могли принесть и все те, которые погибли». Атеистами Секст Эмпирик называет далее Протагора и Продика (софисты, в сущности скептики), Эвгемера (его теория: боги обожествленные после смерти люди, цари, законодатели), Феодора киренского. Позднее атеистом называют Стратона из Лампсака, но бесспорным атеистом этой эпохи является Эпикур (341–270 до Р. X.). Задача философии у него ограничивается изысканием средств для достижения личного благополучия (μακαραι’ως ζν – блаженной жизни). Таким средством служит правильное познание (что все в мире происходит естественно), освобождение от суеверий, от безумных опасений богов и надежд на них. Эпикур дал атомическую теорию мира и допустил, что существуют и боги, но что только они не вмешиваются в течение мировых вещей, почему еще в древности говорили, что эпикуровы боги существуют лишь для того, чтобы спасти его от мщения разъяренной толпы. Лукреций Кар (99–55 до Р. X.) в своей поэме «De rerum natura» пропагандировал А. на латинском языке. Ничто-де не происходит из ничего и ничто не совершается по воле богов. Все явления суть сложение и разложение атомов, из каковых атомов состоит и духовная природа человека. Распадение их есть смерть души, загробной жизни нет, жизнь дана нам не в собственность, а только в пользование. Лукреций заключает собою историю древнего А., и его поэма доселе еще является чем то вроде катехизиса у атеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Псалом 25 Псалом Давиду По Феодориту этот псалом написал Давид во время Саула, когда, бежав от него, находился у иноплеменников. Он также может быть отнесен и к находившимся в Вавилонском плену евреям, как подобным Давиду по добродетели. Он оправдывается в начале псалма тем, что знает праведного Бога 98 Пс.25:1 .  Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих Суди, говорит, то есть, испытай меня, Господи, еще проницательнее, хотя Ты и наперед знаешь все. Я имею сию смелость потому, что доселе жил в незлобии (а под именем незлобия разумеет перенесение обид и долготерпение) (3); потому что я, не смотря на великие обиды со стороны Саула, никакого однакоже зла не воздал ему, хотя и имел возможность воздать, как об этом говорится в 1Цар., что Давид, не однократно имея Саула в своих руках, не сделал ему зла. (3) Василий Великий говорит: двояко можно понимать незлобие, или как удаление от греха, совершаемое мыслью: ибо чрез продолжительное внимание с размышлением о благах, как бы отсекая корень зла, сообразно с совершенным уничтожением его, мы получаем название беззлобного; или беззлобие есть неопытность во зле часто по причине юности или некоторого рода жизни, так что некоторые иных зол и не испытывают. Еще некто: Никто согрешающий не хочет судиться с Богом, один только ходящий в незлобии(в Катенах). И на Господа уповая не изнемогу Поелику, говорит, я уповаю на Бога, то посему я не буду малодушен и сердце мое не устрашится, ибо я укрепляюсь и делаюсь мужественным чрез надежды, которые имею на Бога. Слова сии употребляются в отношении ко врагам, как видимым так и невидимым. Пс.25:2 .  Искуси мя, Господи, и испытай мя Это говорит Давид не по гордости, но просит, чтобы был испытан или дознан в отношении к прошедшим случившимся с ним событиям, и был искушен, т. е. также испытан и дознан и в отношении к будущему, тверд ли он в расположенности своей как прежде, так и после. Разжзи утробы моя (проникни огнем почки мои) и сердце мое. Почками Давид изображает вожделение, а сердцем гнев И как бы так говорит: испытай почки и сердце мое, как испытывают златоплавилыцики золото посредством плавильни. Ибо я ни вожделения не имел к царству Саула, ни ярости ко причинению ему мщения 99

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

М.Д. Благовещенский Глава вторая Ст. 1. Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю; сверже с небесе на землю славу Исраилеву и не помяне подножия ногу Своею в день гнева и ярости Своея Вторая глава начинается общей мыслью о гневе Божьем, проявившемся в политической гибели Иудеи и в разрушении храма. Како омрачи во гневе своем Господь дщерь Сионю. Иерусалим сравнивается со звездою (как Вавилон в Ис.28:1 ), которая раньше блистала ярким светом, а теперь померкла, закрытая мглой. Образ тьмы в Св. Писании повторяется очень часто и всегда прилагается к временам народных бедствий ( Мих.3:6 ; Иов.9:17 ) и, особенно, к временам бедствий, которые постигают народ по суду Божьему ( Иез.30:3; 34:2 и мн. др.), почему и самый день суда Божьего называется днем тьмы и мрака, днем облаков и мглы ( Соф.1:15 ). Во гневе. Этими словами указывается не орудие, каким Иегова омрачил дочь Сиона, а причина, по которой Сиона наказан. Слова эти нельзя читать: омрачил гнеом (Феодор. Compl.) – иначе получается некоторая неясность мысли, – а лучше читать их так, как они читаются в большинстве греческих кодексов и в нашей славянской библии: во гневе (с предлогом, LXX: ν ργ). Сверже с небесе на землю славу Исраилеву. Переходя к более частной мысли о политической гибели народа, пророк пользуется для выражения этой мысли уже начатым выше сравнением Иерусалима с звездой. Выражение с небесе нельзя относить к Богу и толковать все предложение так: «Бог, находясь на небе, оттуда как бы молнией поразил Иерусалим и поверг его на землю» (Тениус); выражение с небесе относится к свергаемому. Бог выделил Израиля из всех народов, вознес его до неба и вот теперь сверг его с этой высоты на землю. 512 И не помяне подножья ногу Своею и пр. В Св. Писании троном Иеговы представляется небо, а подножием ног земля. Но этот образ прилагается к Иегове тогда, когда Он представляется царем вселенной. А так как в кн. Плач идет речь об отношениях Иеговы к Иудейскому народу, а не ко всей вселенной, то подножие ногу здесь не земля, а ковчег завета, к крышке которого Иегова, сидящий, по ветхозаветному представлению, на херувимах ковчега, как бы прикасается своими ногами ( Пс.99:5 ; 1Пар.28:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени кротцыи, яко тии наследят землю 1. Объяснение третьей заповеди блаженства Кроткие; кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это – не слабость характера, не пренебрежение своими правами законными, не трусость, но свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. 97 Кроткий, перенося обиды, убежден, что Бог, по Своему правосудию, Сам отмстит за его оскорбление, если то нужно ( Рим.12:19 ). Кротость рождает мир и укрощает гневливость и свары 98 . Наследуют землю: образное выражение, заимствованное вероятно от наследования иудеями земли обетованной. Обетование наследовать землю 99 ханаанскую было выражением благоволения и благословления Божия евреям. Потому выражение: «наследовать землю» стало равнозначительно выражению: «получить высокие благословения, высокие блага» ( Пс.36:11 ; Ис.60:21 ). Таким образом, это выражение в рассматриваемом месте означает не то, что кроткие получат в наследие владения земли, но что они получат высшие благословения, высшие блага, особенно в будущей жизни. Не исключаются, впрочем, здесь и блага чувственные в этой жизни. «Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что кроткий безопасно владеет своим имуществом, он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и наследственного имения, и даже погубит самую душу». (3лат., ср. Феофил.). Посему обетование Спасителя означает, что кроткие в Царствии Его получат блага, какие оно принесет с собою и здесь на земле, и в горней земле – в Царстве Небесном. (Из «Толк. Еванг.», епископа Михаила, т. 1, стр. 67). 2. Свойства кроткого христианина Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих: «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит голоса его» ( Мф.12:19 ); кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). Вот величественный образ кротости! Вот ее существо! И как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог, общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братьям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. «Аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Иисус Христос, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 99 Псалом Давиду во исповедание. А сию надпись сделали на сем псалме Семьдесят, узнав из содержащихся в нем слов, что сей псалом посвящается бывшему от семени Давидова Христу, который имеет способную руку, и что он повелевает христианам служить и благодарить Христу, так как исповедание здесь означает благодарение и сознание в грехах. (1) (1) Нисского: Если тебя беспокоит воспоминание о каком-либо грехе, то сие псалмопение советует очиститься от него покаянием; а когда жизнь твоя преуспевает в лучшем, то оно же чрез благодарение Богу делает стремление твое к горнему надежным. Пс.99:1 .  Воскликните Богови вся земля Пс.99:2 .  Работайте Господеви в веселии Пойте, говорит, христиане, победную песнь, или состоящую в восклицании, Христу за соделанную Им победу над невидимыми врагами – демонами. Работайте Христу, освободившему вас от работы и плена демонского; притом работайте Христу с веселием, или с радостью, как избавившиеся чрез Него от владычества и удостоившиеся иметь, но словам Феодорита, такового Владыку. (1) (1) Кирилла: Т. е. не будьте печальны и мрачны, или ленивы к добрым делам, напротив того усердны и веселы и полны радости об уготованной святым надежде. Ибо, по словам Афанасия, рабство у людей производит пагубный страх, а служение Господу чистый страх, от которого рождается в душе веселие. И, по словам Евсевия, служение Ему подобно служению свету, жизни, истина, правда и освящение; ибо всем сим называется Господь. Итак не почитайте служение Ему мрачным, ни печальным и болезненным, напротив того оно исполнено радости и веселия. Феодорита: Царство Бога и Спасителя нашего не имеет, говорит, сходства с горьким владычеством диавола, но оно есть кроткое и человеколюбивое владычество Его. Итак с радостью приступайте к сему служению; а если, говорит Евсевий, кто не служит Ему с веселием, тот да не дерзает представляться пред лице Его, входя в церковь Его с неумытыми ногами. Внидите пред ним в радости Пс.99:3 .  Уведите, яко Господь той есть Бог наш Искренно, говорит, и с радостью служите Христу, как Богу и узнайте, как из предсказавших о Нем пророков, так и из чудных Его дел, что Господь Иисус – Он есть Бог наш. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава 9. Пастырь добрый За беседой с иудеями, рассмотренной в предыдущей главе, в Евангелии от Иоанна следует рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного ( Ин.9:1–38 ), ставший объектом нашего внимания в книге «Чудеса Иисуса» 307 . Послесловие евангелиста к этому рассказу ( Ин.9:39–41 ) будет рассмотрено нами в главе 11-й настоящей книги, где мы проанализируем свидетельства Иисуса о Себе как «свете миру», рассыпанные по всему четвертому Евангелию. В настоящей главе мы обратимся к еще одному образу, который Иисус применял по отношению к Себе, – пастыря доброго. Этот образ, доминирующий в 10-й главе Евангелия от Иоанна, имеет богатую предысторию в Ветхом Завете. 1. Бог – пастырь Израиля Слово «пастырь», перекочевавшее в русский язык из славянского, употребляется ныне только в переносном смысле – прежде всего по отношению к священнослужителям. В православной традиции пастырями принято называть священников, «архипастырями» – епископов. Греческий прототип слова «пастырь» – ποιμν – стал именем собственным и в русском языке употребляется с ударением на первом слоге: «Пимен» 308 . Латинское слово «пастор» стало основным наименованием, употребляемым по отношению к служителям культа в протестантской традиции. Между тем греческий термин ποιμν, как и еврейский г‘, означает не что иное, как «пастух». В Библии скотоводство и земледелие представлены как две древнейшие профессии: старший сын Адама Каин был земледельцем, а младший – «пастырем овец» ( Быт. 4:2 ). Профессия пастуха была одной из наиболее востребованных. Древний человек не мог прожить без стада овец, так как мясо овцы употреблялось в пищу, а из ее шерсти изготавливалась одежда. Овца стала постоянным спутником человека сразу после того, как он был изгнан из рая; соответственно, и выпас овец стал неотъемлемой частью человеческого быта и бытия. Уже в книге Бытия образ пастуха применяется к Богу ( Быт. 49:24 ). В Псалтири говорится о Боге как Пастыре, который покоит человека на злачных пажитях и водит его к водам тихим ( Пс.22:1–2 ), а о народе – как овцах пажити Его ( Пс.78:13 ), овцах руки Его ( Пс.94:7 ), овцах паствы Его ( Пс.99:3 ). Псалмопевец обращается к Богу с молитвой: Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). О царе Давиде говорится: …И взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их ( Пс.77:70–72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа 40 на псалом 130 97 Пс.130:1 .  Песнь степеней. Господи! Не пре возносилось сердце мое и не пре возносились очи мои: не входил я в великое и дивное, что выше меня. 98 Не входил я в великое и дивное, что выше меня. 99 Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? – Немаловажное дело – избегать людей над­менных. – «Если я не смиренномудрствовал... как вскормленное дитя к матери своей». – Побуждение к упованию на Бога. Что это? Павел называет неразумием – хвалить самого себя даже в случае необходимости, почему и говорит: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили» ( 2Кор.12:11 ). А пророк, неужели не знал этого, хвалясь теперь не пред двумя, тремя или десятью человеками, но, пред всею вселенною, и хвалясь так: я смирен и умерен, смирен чрезмерно и кроток? Это именно означают слова: «если я не смиренномудрствовал, но возносился душою моею (к Тебе), как вскормленное дитя к матери своей, то так и воздай душе моей» ( Пс.130:2 ). По­чему же он делает это? Потому, что это дело не всегда не­позволительно, но иногда бывает и необходимо, и даже слу­чается, что мы бываем неразумными не потому, что хвалимся, а потому, что не хвалимся. Потому и Павел говорит: «хвалящийся хвались о Господе» ( 2Кор.10:17 ). Так, кто не хвалится крес­том, тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верою, тот презреннее всех; кто не хвалится и не превозно­сится этим, тот непременно погибнет. Вот почему апостол и говорил с дерзновением: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). Также сказано: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» ( Иер.9:23, 24 ). А когда хвалиться худо? Когда мы де­лаем это, как фарисей. Почему же, скажешь, Павел сказал: «дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили»? По­тому, что он говорил о делах своей жизни и поведения, о которых не следовало говорить без нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010