Псалом 28 есть хвалебная песнь Господу, открывающему свое величие и славу в проносящейся над Палестиною грозе и буре. Псалмопевец, в созерцании грозного явления природы, приглашает верующих прославлять величие и славу Божию (ст. 1–2) и, набрасывая картину проносящейся с севера Палестины на юг страшной грозы и бури, прославляет слышимый им в раскатах грома глас Божий и его поразительные действия в природе, возбуждающие всю тварь к возвещению славы Божией (ст. 3–9), я в заключение возвещает верующим, что в действиях грозы и бури Господь открывает Себя, как верховный судия и вечный царь народов, Который, истребляя нераскаянных грешников потопом, дарует силу и благословение мира избранному Своему народу израильскому (ст. 10–11). Но символическое седмеричное число гласов Божиих, соответствующее числу упоминаемых в Апокалипсисе (10:3–4) семи громов, возвестивших Тайновидцу тайны церкви Божией и предвозвещённым пр. Исайею семи дарам Св. Духа на Христе и его церкви ( Ис.11:2–3 ), особенно же близкое соответствие гласа Божия на водах гласу Бога Отца и явлению Св. Духа при крещении Христовом ( Лк.3:22 ), а гласа, иссякающего пламень огня, тому гласу бурну, при котором Дух Св. в огненных языках сошел на апостолов ( Деян.2:2–3 и 6), – дают предполагать, что псалмопевец не ограничивался изображением откровения славы Божией в природе и церкви ветхозаветной, но пророчески созерцал откровение седмеричного действия Духа Св. в устроении церкви новозаветной и особенно в событиях крещения Господня и сошествия Св. Духа на апостолов. В этом преимущественно смысл и объясняли псалом св. оо. и учители церкви и в таком именно смысл с древних времён изъясняет его православная церковь в своей богослужебной песни на освящение воды в день Богоявления: «глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа» 135 . И если справедливо, что этот пс., по общепринятому значению греческого надписания его: исхода скинии, в древние времена в иудейской церкви пелся при отдании праздника кущей и, – по замечанию Зогара (Parascha 96), – именно при обряде возлияния в алтарь воды 136 , то кажется изложенный пророческий смысл его указан Самим Иисусом Христом, Который в последний день праздника кущей, по поводу упомянутого обряда возлияния воды, сопровождавшегося пением этого пс., предложил учение о живой воде, т. е., по изъяснению Евангелиста, о Духе, которого имели принять врующие ( Ин.7:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

I. Введение в Апокалипсис (1:1–9) Введение в Апокалипсис представляет собою форму введения литературного произведения и заключает в себе: 1) надписание книги, предрешающее содержание книги (1–2 ст.); 2) цель ее написания (3 ст.); 3) ее назначение (ст. 4–5а) 91 ; 4) доксологию Иисуса Христа (ст. 5б-6) и 5) авторизацию книги (7–9 ст.). Откровение (ποκλυψις), каковым словом начинает свою пророческую книгу св. Иоанн, является здесь заглавием, выражающим сущность ее содержания 92 . ποκλυψις (от ποκλυπτειν – откровение открывать. Гал. 1:12; 2:2 ; 2Кор. 12:1, 7 ) указывает на учение и наставления, извлеченные не из человеческих обычаев и знания, а из внутреннего святилища человеческого духа 93 . Определение Иисуса Христа (ησο Χριστο) очевидно стоит для придания авторитетности содержанию откровения. Дальнейшие слова: которое дал Ему Бог должны обозначать не то, что оно было ранее неизвестно Иисусу Христу, – это вовсе не говорит против Божественного достоинства Его, как Сына Божия 94 , – но то, что в этом сообщении откровения св. Иоанну совершилось исполнение Божественного предвечного определения. Как прежде Сын Божий, исполняя волю Своего небесного Отца, сошел на землю для совершения человеческого спасения, так и теперь Он, действуя в этой же воле, открывает людям будущие события церкви и мира. На это указывают дальнейшие слова: чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Откровение Апокалипсиса есть как бы продолжение откровения, уже сообщенного Иисусом Христом Своим ученикам во время Его земной жизни. Выражение «рабам Своим» поясняет, что назначение откровения не для одних семи малоазийских церквей, но для всего христианского общества, всех времен и мест. Выражение «надлежит» употреблено, очевидно, с целью указать на непреложность и неизменность всего того, что определено в совете Божием. Слово же «вскоре» (ν τχει) говорит о том, что для христианской надежды вовсе нет продолжительности времени, но что все ее предметы вследствие полнейшей несомненности являются совершающимися неотложно и непреложно 95 и к тому же совершенно неожиданно 96 . А по толкованию св. Андрея кесар., «вскоре» употреблено здесь применительно к вечности Божией, для Которого тысяча лет как день вчерашний ( Пс. 89:5 ; 2Пет. 3:8 ) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 4: гл. 3–4 (Ин.6:66–67)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 3. 11. С. 81–96 (1-я пагин.). (Продолжение.) —81— отошли назад и упали навзничь несчастные, уже не следуя за Спасителем, но обратившись как бы к другим стезям и увлекшись в обычные страсти. Но посмотрим опять, не обретается ли в Моисеевых книгах прообраза и этому. Когда Иудеи, пройдя длинный путь и одолев дикую пустыню, находились уже у самой земли обетованной, то для осмотра ее, по божественному повелению посланы были Иисус Навин и с ним некоторые другие. И вот, осмотрев всю ее, они возвратились, и некоторые из них в собрании стали рассказывать неприятное нечто. Земля, говорили они, которую мы осмотрели, имеет свирепых жителей, мы видели там великанов и постоянно все прибавляли нечто такое, что способно было устрашать слушателей ( Чис.13:33–34 ). Но Иисус после них старался увенчать землю ту многими похвалами и убеждал такими словами: «Земля, которую мы рассмотрели, весьма прекрасна, – если изберет нас Господь, Он введет нас в нее» ( Чис.14:7–8 ). Но предки Иудеев рассудили, что должно побить Иисуса камнями. Решив, что всемогущий Бог ничего не может (сделать), они «сев плакали», как написано ( Чис.11:4 ), и за это вызвали справедливый гнев Владыки всяческих. И вот за то, что они были столь непослушны и дерзки, они лишились обетования, ибо «как поклялся Я, говорит, во гневе Моем: если (=не) войдут в покой Мой» ( Пс.94:11 ). Что же было потом? Бог повелевает им возвратиться и опять идти назад, ибо говорит к Моисею: «Утром, снявшись, обратите вы путь к морю Чермному» ( Чис.14:25 ). Так как не захотели войти в землю, в которую были призваны, то и посылаются в обратный путь и вынуждаются снова идти по той же дороге; ибо не по- —82— желали последовать словам Иисуса и, слыша о доброте земли, не удостоили своего согласия совет Иисуса. Чему тогда подверглись те, тоже испытали теперь и эти. Научаемые пути к вечной жизни и призываемые к вступлению в царство небесное, они отвечают на это дерзостями. Поэтому справедливо отошли назад и своим упрямством ко вреду своему отвергли уже следование за Вождем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 97 Бога, дивно совершившего спасение народа Израильского, должна проставлять вся земля – не только люди, но и сама природа – как Судию всей земли. Псалом Давиду, – разумеется, написан в подражание Давиду и был в употреблении при богослужении «по уставу Давида» (ср. Пс.95 : и др. под.). 1. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь, спасе его десница Его и мышца святая Его. Как прежде, в различные времена, когда Господь совершал дивные дела своего промысла, в жизни народа Израильского, благодарный народ, во славу имени Божия, слагал новые и новые хвалебные песни и воспевал их торжественно при богослужении, и в скинии Моисея, и во храме Соломона: так и теперь народ должен воспеть Господу новую песнь, ибо Он сотворил новые и дивные дела, разумеется – освободил народ свой из плена Халдейского, поселил снова в родной земле и дал возможность выстроить новый храм. В этом-то новом храме и должна быть воспета новая песнь за новые милости Божии, которые совершил Господь более дивно, чем совершил оные прежде (ср. Ис.42:10 и др.). Он совершил спасение своей десницей – правой рукой, или – своей справедливой властью; Он спас народ своей мышцей – своей силой, крепкой, победоносной, но святой, которая не нарушала ничьего права, а наоборот – открывала Его правду и восстановляла права народа Его (ст. 2и 3). 2–3. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Господь сказал или заранее предсказал чрез многих пророков спасение свое, – то, какое Он Сам совершил, именно избавление народа своего из плена Вавилонского. – Пред языки откры правду свою, чрез тех же пророков Господь открыл и пред языческими народами свою правду, – оправдание, а вместе с тем и спасение своего народа, открыл в том, что избавил народ от плена, как тяжкого наказания. – Господь соделал это потому, что вспомнил о милости своей Иакову н об истине своей дому или народу Израильскому, разумеется, вспомнил о своих обетованих патриархам и их потомкам и о своем завете с ними, и показал не только милость, но и всю истинность обетований и завета – в том, что спас народ из плена Вавилонского. – Видеша ecu концы земли спасение Бога нашего, – спасение, какое соделал Господь своему народу, увидели обитатели всех концов или пределов земли, т. е. не только обитаемой земли Обетованной, но и других стран, даже отдаленных берегов и островов моря. И все это соделал Господь так для того, чтобы люди по всей вселенной знали единого истинного Бога (ср. Пс.91:3–5 ; Пс.95:3–5,10–11 ; Пс.96:1,6–7,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Разделы портала «Азбука веры» Миросозерцание — 1) глубокое, внимательное, вдумчивое наблюдение за окружающим миром; созерцание предметов, процессов, явлений окружающего мира в их цельности; 2) глубокие размышления о смысле, происхождении, бытии мира; 3) миропонимание. Чем христианское миросозерцание отличается от не христианского? Будучи Божьим творением, мир отображает в себе совершенства Творца (см.: Творение из ничего ). В этом смысле утверждается, что он является проповедником естественного Божественного Откровения, Божественной Славы ( Рим.1:20 ) (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание? ). Стало быть, правильное созерцание мира, мироустройства способно возвести человеческий разум к знаниям о Творце. В принципе эти знания доступны всем людям, всем народам земли ( Пс.96:6 ). Между тем, мы не видим, чтобы все люди равно исповедовали веру в Бога . Иудеям, а затем и христианам, придерживавшимся Божьего закона , миросозерцание напоминало об Истинном Боге, Едином и Всесовершенном Творце ( Иов.12:7-9 ). В то же время язычники, исследуя мир, обоготворяли материальные объекты (стихии, деревья, животных, людей), придумывали для себя фантастических, мифологических богов. Материалисты, созерцая действительность, утверждались во мнении, что Бога и вовсе не существует, что учение о Творце и творении — плод фантазий церковников; мир сформировал себя сам из вечно существующей материи, согласно стечению обстоятельств и естественным, объективным законам. Но почему, наблюдение за одной и той же вселенной, за одними и теми же её проявлениями иногда приводит людей к диаметрально противоположным воззрениям на мир? С одной стороны, это обусловлено греховностью человеческой души, повреждением её сил и способностей. С другой стороны, разность во взглядах на мир объясняется разностью индивидуальных мировоззренческих особенностей. Православный христианин взирает на мир в свете Евангельской проповеди, в свете Божественной благодати, смотрит так, как ему заповедовал смотреть Господь Иисус Христос . Христианин во всем добром видит Божественный Промысл, десницу Благого Творца ( Деян.17:28 ).

http://azbyka.ru/mirosozercanie

Псалом 96 96 псалом представляет большое сходство с псалмами 94 и 95 как в содержании, так и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное богослужение, и надписание «об устроении земли» можно понимать как устроение религиозное, а не политическое. Господь – царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его – мрак; правда – основание Его престола (1–2). Он уничтожит всех своих врагов, пред Ним трепещет вся земля (3–5). Небеса возвещают Его правду, видимую всеми народами (6–7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми богами (8–9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага (10–12). Пс.96:1 .  Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны радоваться не только евреи, но и «острова», все языческие народы, часто обозначаемые этим образом. Пс.96:2 .  Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его. Пс.96:3 .  Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Пс.96:4 .  Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Пс.96:5 .  Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Пс.96:6 .  Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Пс.96:7 .  Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги. 6 Описание необыкновенного величия Господа. «Облако и мрак окрест Его». Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; «правда и суд основание престола Его» – правосудие и определение – основание Его власти ( «престола»), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСК [греч. κηρς; лат. cera], вырабатываемое пчелами вещество, используемое как основной материал при изготовлении свечей , в т. ч. церковных. В античной средиземноморской культуре В. применялся очень широко: кроме материала для изготовления печатей ( Lucian. Alexandr. 21; Basil. Magn. Ep. 3. 1), свечей ( Heliodor. Aethiopica. 9. 11) и табличек для письма ( Herod. Hist. 7. 239; Lucian. Somnium. 2; Lib. Ep. 886. 1) он служил косметическим средством ( Philostrat. Ep. 22) и средством для бальзамирования ( Plut. Vitae. Agesil. 40); на использовании В. в живописи основана техника энкаустики; из него изготавливались посмертные изображения императоров ( Herodian. Hist. 4. 2. 2); В. применялся в медицине и даже в магических практиках. В Свящ. Писании ВЗ неоднократно встречается образ тающего В., символизирующий гибель противящихся Богу (Иф 16. 15; Пс 21. 15; 67. 3; 96. 5; Мих 1. 4). В христ. богослужении до IV в. В. использовался мало - раннехрист. авторы нередко ассоциируют восковые свечи с языческими культами ( Tertull. Apol. adv. gent. 35, 46; ср.: Juvenal. Satir. 12. 92); обычным средством освещения в ранней Церкви служили не свечи, а масляные светильники. Одно из первых упоминаний об использовании в христ. богослужении восковых свечей содержится в Мученичестве сщмч. Киприана Карфагенского (III в.; Confessio S. Cypriani et martyrium. 5. 7). В церковный обиход свечи из В. стали входить по мере христианизации рим. гос. власти (напр., сопровождающие свещеносцы были неизменным атрибутом высших имперских чиновников). С IV в. неуклонно возрастает число свидетельств о погребальных шествиях с восковыми свечами и возжжении свечей рядом с телом умершего ( Euseb. Vita Const. 4. 66; Greg. Nyss. De vita Macr. 34; Anton. Vita Symeoni Stylit. 29; Иоанн Мосх. Луг духовный. 88). Евсевий Кесарийский сообщает о возжжении больших восковых свечей на Пасху по повелению императора ( Euseb. Vita Const. 4. 22). К кон. IV в. относятся сообщения о ношении свечей в богослужебных процессиях и крестных ходах ( Greg. Nyss. Ep. 6//PG. 46. Col. 1036; Sozom. Hist. eccl. 8. 8. 4). Уже с нач. V в. употребление свечей стало нормой церковного богослужения.

http://pravenc.ru/text/155290.html

96. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 231 «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс. 18, 5 ; Рим. 10, 18 ). Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, отпечатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти. Оба одинаково «предали души свои» ( Деян. 15, 26 ) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию» ( Лк. 22, 32 ), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников ( Деян. 15:7, 11 ). Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» ( Деян. 9, 15 ) народам, которые еще не слышали о Христе ( Рим. 15, 20–21 ), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь ( Гал. 4, 27 ; Ис. 54, 1 ) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников ( Ис. 35, 1 ). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны ( 1Пет. 4:12, 5:8 ), чтобы исполнить сказанные ему слова Христовы: «Иди за Мною» ( Ин. 21, 19 ). Другой, призванный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа ( Флп. 3, 6–8 ), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти Израиля ( Рим. 9, 3 ), пока мученически не скончал своего течения, чтобы получить «венец правды» ( 2Тим. 4, 6–8 ). Оба оставили последующим церквам, имевшим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых ( 1Пет. 4, 12 ). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство «премудрости и ведения», заключенное во Христе для всех народов ( Кол. 2:3 ; Еф. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010