Изъяснение псалма 95-го. Песнь 25 «Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей». И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто-нибудь другой, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение. Пс.95:1 .   Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля. «Воспойте Господеви песнь нову». При новом порядке дел потребно и новое песнопение. «Воспойте Господеви вся земля». Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию. Пс.95:2 .   Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его. «Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем. Пс.95:3 .   Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его. «Возвестите во языцех славу Его, во встъх людех чудеса Его». Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия. Пс.95:4 .   Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. «Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги». Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом. Пс.95:5 .   Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил. «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Собеседование 43 на псалом 95 Пс.95:1 .  Хвалебная песнь Давида. Ко гда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев. 1. И этот псалом у евреев не имеет надписания, а имеет его лишь у семидесяти, иудей естественно отвергает их надписание, так как последнее обличает его, явно показывая, что оно направ­лено против народа иудейского. В самом деле, Давид, которому принадлежит этот псалом, жил на много поколений раньше плена, после которого, как говорится в надписании, построен был храм; следовательно здесь говорится о том плене, о котором говорит и Павел: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Еф.4:8 ), а под построением храма разумеется божественное воплощение, потому что и Сам Господь говорил о Своей плоти: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин.2:19 ). Таким образом, построение этого храма совершено было после нашего плене­ния, учиненного диаволом, потому что, желая освободить нас от него, Христос и воплотился. Об этом пленении сам Давид сказал в другом пророчестве: " Ты взо шел на высоту, пленил плен» ( Пс.67:19 ). «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу, вся земля! Вос пойте Господу, благословите имя Его, благовествуйте ежедневно о спасении Его " ( Пс.95:1–2 ), Почему пророк велит петь новую песнь всей земле, а не одним только иудеям, как не по причине, несомненно, новых чудес? Давид как бы предваряет своим благовествованием Павла, говорящего: «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ). Что же это за новая песнь, и от кого мы ей научимся? Пророк дал нам много песнопений, но, указывая теперь на «песнь новую», он разумеет какую-то иную новую песнь, отличную от тех. Песнь воспевал и Исаия: " воспою, – говорит он, – Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его» и т. д. ( Ис.5:1 ). Но это следует петь не всей земле, а одному только народу иудейскому, в честь которого, как говорит пророк, это и поется. Очевидно, поэтому, что пророк разумел песнь ангельскую, записанную Лукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 95 Пс.95:1 . Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля: Пс.95:2 . воспойте Господеви, благословите имя его: благовестите день от дне спасение его. НАДПИСАНИЕ Сей надписи в Еврейском тексте нет, но оную приложили или седмьдесят толковников, или Ездра, который, расположа псалмы по порядку, приказал Левитам сей псалом петь во время возобновления храма, по возвращении Израильтян из плена. СОДЕРЖАНИЕ В нем содержится наставление о прославлении Бога, которое относится не к одним токмо Иудеям, но и ко всем языкам, которые призываются здесь в Церковь . Ибо хотя Давид сложил псалом сей на случай пренесения кивота Господня, а Иудеи возвратившиеся из плена пели его при возобновлении храма; но главное намерение Давида было то, чтоб предвозвестить пришествие Иисуса Христа в мир. Итак святый царь убеждает народ Иудейский прославлять Бога, а язычников призывает в новое святилище, которое прообразовало новую церковь . Сие предисловие показывает, что Пророк не одних токмо Израильтян, но и купно весь свет призывает к прославлению Бога, как сказано выше. Но свет сего сделать не мог, доколе Бог не учинился известен ему чрез проповедь Евангельскую, по оному Апостола Павла изречению: како призовут, в Негоже не вероваша? ( Рим. 10:14 ). Отсюду следует, что вера в прославлении Бога первое занимает место. Впрочем требует Пророк не простой, ниже обыкновенной песни, но новой. Откуду заключаем, что предлежит здесь слово о необыкновенной и чрезвычайной Божией милости, якоже и Исаия, беседуя о возстановлении церкви яко о некоем невероятном суде, глаголет: воспойте Господеви песнь нову ( Ис. 42:10 ). Таким образом Пророк назнаменует, что приидет время, в которое Бог чудным образом прославит царство Свое на земли. Сие яснее изображает в следующем стихе, где говорит, что все народы будут участвовать в славе Божией: и потому повелевает повсюду прославлять спасение Его, присовокупляя, что оно не есть тленное и скоро исчезающее, но присно пребывающее: ибо хощет, чтоб оно день от дне благовествуемо было. Якоже бо день за днем безпрестанно следует, тако подобает, дабы хвала за хвалою безпрестанно последовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

БОГООБЩЕНИЕ Богообщение восстановлено Христом (4:25, см. ХРИСТОС ; 2260). Богообщение истинное в единении с Богом (2:89, см. БЛАЖЕНСТВО , 95). Богообщение великое благо, непостижимое умом человеческим Христиане должны почитать за велико – «иметь общение со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Ин. 1, 3 ). Сие воистину велико есть и умом человеческим непостижимо. За велико люди почитают общение иметь с князем, царем, монархом и императором земным; но несравненно большее и высочайшее есть – с Богом, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих. Почему внимать должно христианам и тому, что далее Апостол написал: «Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя. Аще речем, яко общение имамы с Ним, и во тьме ходим, лжем и не творим истины» ( 1Ин. 1, 5–6 ). «Аще убо за велико почитают христиане с Богом, Иже есть свет, общение иметь, как и подлинно велико есть, и желают того,– то должно им убегать тьмы, которая не иное что есть, как грех и диавол». «Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тьме» ( 2Кор. 6, 14 ) (3:256). Пребывающий с Богом удостаивается многих милостей Блаженнейшим бывает человек, который верою сыщет Царя небеснаго, и в святейшее Его внити дружество удостоится. Таковому будет Бог Богом его, крепостию его, утверждением его, прибежищем его, избавителем его, помощником его, защитителем его и заступником его. И с Богом все его будет. Оставляет честь, славу, богатство, утешение мира сего; но в Бозе несравненно лучшую честь, славу, богатство и утешение верою обретает. Убегает от чести, славы, богатства и роскоши: но за ним все превосходным образом следует так, как к солнцу идущим тень последует... Кто Бога обретает, тот вся благая с Богом и в Бозе обретает превосходейшим образом. Блаженнейшее и прелюбезное есть сердце тое, в котором сие всех благ сокровище пребывает (2:78). С Богом везде хорошо, без Него всюду плохо Всякое место, страна и град есть Божий: «Господня бо земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» ( Пс. 23, 1 ). И Бог наш на всяком месте есть, и «есть упование всех концев земли, и сущих в мори далече» ( Пс. 64, 6 ). Убо на всяком месте «царствие и владычество Его» ( Пс. 102, 22 ): и ты на всяком месте в царствии Божии обретаешися, и Бог с тобою есть везде... благочестивии, где ни находятся, в царствии Божии суть, и Бог с ними неотступно есть, «с ними есть в скорбех их» ( Пс. 90, 15 ). С Богом же быти, на всяком месте отечество и дом есть; якоже без Бога дом и отечество есть ссылка и пленение. С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро; без Бога и самый рай и небо ничтоже есть. Ибо где Бог, тамо и царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Бог бо есть сокровище и источник утешения, радости, веселия и всякого истиннаго блаженства, и без Него не может быть истинное утешение, истинная радость и веселие, истинный живот и блаженство (3:314).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf Псалом 97 Псалом сей имеет краткую надпись: Псалом Давиду . В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с 95-м псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда. Пс.97:1–2 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Пророк-псалмопевец снова (как в 95-м псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу новую песнь, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: яко дивна сотвори Господь. Сии дивныя дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 96 Псалом сей имеет следующее надписание: Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей. В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков, и внесено на основании догадок и предположений, потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма. В этом псалме, как и в предыдущем, пророк изображает величие и славу Божию, и вместе с тем, пророчествует о Царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь Божия, озаренная светом Евангелия, восторжествует. Значит, здесь речь идет об устроении всей земли, а не одной только иудейской, в которой царствовал Давид, и только в значении гражданско-политическом. А потому и сей псалом относится к числу пророческих, мессианских. Пс.96:1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. Начинается сей псалом теми словами о воцарении Господа, какими в предыдущем псалме ( Пс.95:10 ) псалмопевец призывает все племена земных (отечествия язык) возвестить всем народам, что Господь воцарился, и по сему случаю он объявляет общую торжественную радость и веселие не только всей земле, но и всем островам, то есть жителям не только всех стран известного, современного ему мира, но и всем живущим на морских островах. О причинах сей радости говорит в следующих стихах (8 и др.). Пс.96:2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 36. Об обнаружении новорожденного Христа Далее нам предстоит исследовать обнаружение новорожденного Христа, в связи с чем будет рассмотрено восемь пунктов: 1) все ли должны были узнать о рождении Христа; 2) должно ли оно было стать известным некоторым; 3) кому именно оно должно было стать известным; 4) надлежало ли Ему Самому обнаружить Себя или же Его должны были обнаружить другие; 5) какие иные средства должны были быть использованы для Его обнаружения; 6) о порядке этих обнаружений; 7) о звезде, посредством которой стало известно о Его рождении; 8) о поклонении волхвов, узнавших благодаря звезде о рождении Христа. Раздел 1. Все ли должны были узнать о рождении Христа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что о рождении Христа должны были узнать все. В самом деле, исполнение должно соответствовать обетованию. Но обетование о пришествии Христа дано нам так: «Является Бог . Грядет Бог наш, рождаясь по плоти» 95 ( Пс. 49, 2, 3 ). Следовательно, похоже, что о Его рождении должен был узнать весь мир. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим. 1, 15 ). Но это произойдет только в том случае, если им откроется благодать Христова, согласно сказанному [в Писании]: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит. 2, 11, 12 ). Следовательно, похоже, что о рождении Христа должны были узнать все. Возражение 3. Далее, Бог щедр на милости, согласно сказанному [в Писании]: «Щедроты Его – на всех делах Его» ( Пс. 144, 9 ). Но при втором Его пришествии, когда Он будет «судить праведных», Его узрят все, согласно сказанному [в Писании]: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, – так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24, 27 ). Следовательно, Его первое пришествие, когда Он был рожден в мир по плоти, тем более должно было быть обнаружено всем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 149 Псалом сей, как и другие шесть хвалитных псалмов, не имеет даже и надписания «псалом», а надписывается просто: Аллилуиа , что и означает принадлежность его к числу хвалитных псалмов, составленных в начале послепленного периода. Неизвестный составитель сего псалма приглашает в нем сынов Сиона воспеть новую песнь Царю своему, имеющему воздать отмщение враждебным им народам земным, разумея под сим царем не иного царя, а Господа Бога, Царя Небесного. Пс.149:1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Такими словами начинаются и некоторые другие псалмы, как, например, 95 и 97. Но те псалмы составлены в другое время, другими лицами, с иными намерениями и иными побуждениями. А в сем псалме, как и в других последних псалмах, мы видим от лица народа выраженными и чувство возвращенной свободы, и сознание себя, как и в былые времена, особым, избранным народом Божиим и Церковию Иеговы, и недавно происшедшие многознаменательные события восстановления Иерусалима и храма, и торжественное освящение их, – все это такие обстоятельства, которые вызывали в сердце возвратившихся в отечество пленников попеременно: то чувства скорби и глубокого сокрушения о грехах, то благодарной радости и ликования пред Богом, и возбуждали из среды их вдохновенных певцов – воспеть новые, то скорбно-молитвенные, то торжественные, хвалебно-благодарственные, песни Господу, к каковым, т.е. хвалебно-благодарственным, принадлежит и сей псалом, предназначенный неизвестным составителем его для пения в церкви преподобных. Под церковью преподобных разумеется здесь все общество возвратившихся из плена иудеев, все собрание верных тогда Господу израильтян. Сему благочестивому псалмопевцу израильскому, без сомнения, известна была и другая новая песнь, возвещенная еще до пленения вавилонского, чрез пророка Исайю ( Ис.42:10 ), который говорил, что настанет время, когда Бог чудным образом прославит и распространит царство Свое на земле. Пс.149:2–4 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

I. Введение в Апокалипсис (1:1–9) Введение в Апокалипсис представляет собою форму введения литературного произведения и заключает в себе: 1) надписание книги, предрешающее содержание книги (1–2 ст.); 2) цель ее написания (3 ст.); 3) ее назначение (ст. 4–5а) 91 ; 4) доксологию Иисуса Христа (ст. 5б-6) и 5) авторизацию книги (7–9 ст.). Откровение (ποκλυψις), каковым словом начинает свою пророческую книгу св. Иоанн, является здесь заглавием, выражающим сущность ее содержания 92 . ποκλυψις (от ποκλυπτειν – откровение открывать. Гал. 1:12; 2:2 ; 2Кор. 12:1, 7 ) указывает на учение и наставления, извлеченные не из человеческих обычаев и знания, а из внутреннего святилища человеческого духа 93 . Определение Иисуса Христа (ησο Χριστο) очевидно стоит для придания авторитетности содержанию откровения. Дальнейшие слова: которое дал Ему Бог должны обозначать не то, что оно было ранее неизвестно Иисусу Христу, – это вовсе не говорит против Божественного достоинства Его, как Сына Божия 94 , – но то, что в этом сообщении откровения св. Иоанну совершилось исполнение Божественного предвечного определения. Как прежде Сын Божий, исполняя волю Своего небесного Отца, сошел на землю для совершения человеческого спасения, так и теперь Он, действуя в этой же воле, открывает людям будущие события церкви и мира. На это указывают дальнейшие слова: чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Откровение Апокалипсиса есть как бы продолжение откровения, уже сообщенного Иисусом Христом Своим ученикам во время Его земной жизни. Выражение «рабам Своим» поясняет, что назначение откровения не для одних семи малоазийских церквей, но для всего христианского общества, всех времен и мест. Выражение «надлежит» употреблено, очевидно, с целью указать на непреложность и неизменность всего того, что определено в совете Божием. Слово же «вскоре» (ν τχει) говорит о том, что для христианской надежды вовсе нет продолжительности времени, но что все ее предметы вследствие полнейшей несомненности являются совершающимися неотложно и непреложно 95 и к тому же совершенно неожиданно 96 . А по толкованию св. Андрея кесар., «вскоре» употреблено здесь применительно к вечности Божией, для Которого тысяча лет как день вчерашний ( Пс. 89:5 ; 2Пет. 3:8 ) 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Господину моему, возлюбленному брату и сослужителю Иоанну, Кирилл желает всякого блага о Господе. Да возвеселятся небеса и радуется земля (Пс.95:11). Разрушено средостение (Еф.2:14), печаль прекратилась и всякие раздоры уничтожены, так как общий Спаситель наш Христос даровал мир Церквам своим, а благочестивейшие и возлюбленнейшие Богу императоры призывали к тому. Будучи лучшими ревнителями веры праотцев, они бодрствуют духом своим на страже твердости и непоколебимости правой веры, да еще и то особенное старание прилагают о святых Церквах, чтобы они постоянно находились в величайшей славе и способствовали цветущему состоянию их царства; и сам Христос, Господь вышних сил, щедрою рукою ниспосылает им блага, помогает одолевать врагов и дарует победу. И не обманывается говорящий: Живу Аз, глаголет Господь, и прославляющих Мя прославлю (1Цар.2:30). Итак, мне особенно было приятно прибытие в Александрию господина моего, благочестивейшего Павла, сослужителя и брата, и недаром в посредники избран такой муж и понес труды выше сил своих для того, чтобы упразднить ненависть диавола, соединить разделенное и увенчать миром и согласием наши и ваши Церкви, потерпевшие от беспорядков. От чего произошло меж ними несогласие, поминать излишне. Лучше, кажется, думать и говорить о том, что прилично времени мирному. Итак, мы обрадовались посещению помянутого благочестивейшего мужа, который, может быть, ожидал немалого спора, имея советовать нам, что должно позаботиться о соединении Церквей миром и согласием, об уничтожении послания людей разномыслящих и о притуплении острия диавольского нечестия. Однако он нашел нас готовыми к этому делу, так что ему не представилось в этом никакого труда. Ибо мы помним слова Спасителя нашего: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин.14:27). Да и в ежедневных молитвах научены мы говорить: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис.26:12). Почему каждый причастный миру, даруемому Богом, не будет иметь недостатка в каком-нибудь благе. А как возникло несогласие Церквей, совершенно лишнее и без всякой законной причины, это подробно узнали мы из письма, доставленного нам теперь господином нашим, благочестивейшим епископом Павлом, содержащего в себе безукоризненное исповедание веры; он доставил нам и исповедание, составленное как твоею святостью, так и прочими находящимися там епископами, которое мы заблагорассудили буквально поместить в нашем письме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/652/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010