Послания к монахине Евлогии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 26 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 2004 Послание третье 1. Письма, посланные [тобой] с Кидонатом, Карвоном и, наконец, с монахом Нифоном, имеют один смысл, хотя и написаны по различным поводам.Ведь даже если отчасти они толкуют о чем-либо ином, то по большей части касаются одного предмета. 2. А мои письма, предназначенные одно тебе, а другое — Агафонике, вполне достаточны, по благодати Христовой, для того, чтобы [вам] усовершаться во всяком деле и терпеливо переносить несчастья, обрушивающиеся [на вас] извне; они также содержат ответы на вопросы, поставленные в [твоих] письмах. Частое чтение [их], обновление памяти посредством такого чтения и польза, обретаемая посредством дел, [о которых говорится в этих письмах], весьма выгодны для того, кто стоит во главе [монастыря]. 3. К сказанному в этих посланиях я могу добавить ныне следующее: искушения еще не одолели тебя, хотя ты все еще не изучила [науки] борьбы с ними; ты еще не ощутила [в полной мере] горечи этих искушений и не испробовала сладости, проистекающей из источника утешения — терпения 1 , а поэтому приходишь в раздражение от случившихся [с тобой] малых огорчений. Ты еще [наслаждаешься] прогулкой по весне благополучия и питаешься утешением, [получаемым] от родителей, братьев, сродников, друзей и всех знакомых; получаешь удовольствие от благоуханий похвал, и услада расслабленности 2 владеет тобой. Это притупляет [твое] ведение, делает косным разумение и заставляет цепенеть произволение, [то есть ослабляет те способности], которые подготавливают [человека к преодолению] трудностей. Вследствие чего и зима искушений медлит с приходом, поскольку ты немощна и не в силах перенести ее. Мать питает [свое] дитя в нежном возрасте молоком, а уже подросшему дает твердую пищу. Если скорби приближаются к тебе, знай, что они — малые; по Домостроительству благодати [Божией они посланы], чтобы ты посредством малых скорбей стала постепенно испытанной благодаря терпению. Если же, с другой стороны, на тебя обрушиваются тяжкие испытания, то знай, что Подвигоположник 3 Христос уготовил для тебя многие награды. Ибо [Псалмопевец] изрекает: По множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс 93:19).

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Стефана, епископа Владимиро-Волынского Память 27 апреля Привыкший к терпению, – говорит боговдохновенный Ефрем Сирин 2815 , – стремится к добродетели, радуется в скорбях, не падает духом в бедствии, во время напасти веселится. Таков был преподобный отец наш Стефан, много пострадавший от братии монастыря. Но если на его долю выпала скорбь, то Бог дал ему великую радость. Помня слова пророка царя Давида «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» ( Пс.93:19 ), он все несчастия считал ниспосланными от Бога и с радостью претерпевал их. Проходя долгий искус добродетельного жития, он с детства находился под руководством достохвального игумена, отца нашего Феодосия Печерского , постоянно был его учеником, с наслаждением питаясь боговдохновенными словами из медоточивых уст учителя, как младенец от груди матери. Как достойный сын, он уподоблялся своему добродетельному наставнику. Поэтому Стефан полюбился всей братии, был ею избран в доместики или в наблюдатели за исполнением церковного устава и вместе с самим игуменом, преподобным Феодосием, достойно наставлял в церкви братию своими поучениями. Когда преподобный Феодосий приближался к концу временной сей жизни, все умоляли его, чтобы он поставил игуменом Стефана, как самого достойного из братии. Преподобный внял мольбам братии и, призвав своего любимого ученика, блаженного Стефана, поручил ему пасти иноков и умолял окончить построение церкви, основанной при чудесных предзнаменованиях. Затем, преподав наставление хранить монастырский устав, любить от чистого сердца братию, непрестанно обращаться мысленно к Богу, не забывать странников, преподобный отошел в вечную жизнь, обещаясь, однако, не оставлять своею помощью Печерскую обитель, порученную им Стефану. Итак, после кончины преподобного Феодосия Стефан принял на себя игуменство в святой Печерской Лавре и, проходя подвижнический подвиг, с особенным старанием занялся постройкой церкви, начатой преподобным Феодосием и ознаменованной уже Божиим благоволением, и других монастырских зданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Псалом 93 По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреем со словами обличения и увещания. Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит (1–7). Такая надежда – невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел (8–11)? Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет (12–13). Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом, любящим правду (14–15). Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы. При увеличении бедствий даже утешительные обетования Господа способны подкрепить праведника (16–19). Там же, где Господь явится на защиту, исчезнут все противящиеся Его закону. В Нем праведник найдет твердую опору, а нечестивых за их злодейство Он истребит (20–23). Пс.93:1 .  Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми " Богом отмщения», т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду. Пс.93:3 .  Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Пс.93:4 .  Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; Пс.93:5 .  попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; Нечестивые главенствуют на земле, они не знают препятствий для выражений и проявления своих хищных и греховных наклонностей, так что все наследие Божие, т. е. праведники, страждет от них. Пс.93:6 .  вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIII Пс.91:8             …разрастаются нечестивые, как трава,                         и расцветают все делатели беззакония 487 ,                         чтобы истребиться навсегда-навсегда. Само преобладание, умножение и процветание нечестивых есть залог их скорейшего истребления: чем пуще одно, тем ближе другое; нечестивцы горазды действовать, но действуют на самоистребление. Важно знать:        чем энергичнее нечестивые набирают силу, тем стремительней их путь к погибели. Пс.91:10             … разделятся все делатели беззакония. Речь не идет о рассеянии: нечестивые перестают составлять сплоченный клан. Подобное произошло при Вавилонском столпотворении: Господь «разделил сынов человеческих» ( Втор.32:8 ), в результате «разделись народы на земле» ( Быт.10:32 ). Внутреннее разделение нечестивых есть важный фактор для ослабления их совокупной мощи. До конца разделение произойдет уже в ином мире – каждый окажется один. Греховные связи между людьми в мир иной не проникают. Пс.93:1             Бог отмщений – Господь,                         Бог отмщений, воссияй. «Бог, дающий отмщение» ( Пс.18 /17:48) – напоминание о заповеди любви к ближнему, которая начинается словами «не мсти»: «не мсти и держи [злобы] на сынов народа твоего, но возлюби ближнего своего как себя. Я – Яхве» ( Лев.19:18 ). «Бог отмщений – Господь» означает также, что не человек должен мстить: «у Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). У Бога «прощение» и «отмщение» – одно действие, которое разное имеет завершение: «Бог прощающий» есть «Бог отмщающий» ( Пс.99 /98:8). То, что у Бога – одно (с разным завершением). Человек воспринимает – как два (разных действия). «Воссияй» – такое было на Синае: Господь «воссиял от горы Фаран» ( Втор.33:2 ). Такого же воссияния ожидают в будущем: «Пастырь Израиля… восседающий на Херувимах, воссияй» ( Пс.80 /79:2). Стих «Бог отмщений – Господь» кажется исполненным мстительного чувства, однако этого нет; находим и напоминание о любви к ближнему, и возлагание на Бога всякого воздаяния. Также находим, что

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Скачать epub pdf Псалом 93 В еврейской Псалтири и этот псалом не имеет надписания. Имеющееся же в нашей Псалтири надписание: Псалом Давиду, в четвертый субботы, по свидетельству Иеронима, Августина, Феодорита и других отцов, внесено LXX толковниками и другими переводчиками (см. предисловие к предыдущему, 92-му псалму) для обозначения того, что евреи пели сей псалом в синагоге в 4-й день седмицы, или, что то же, в среду, «в четвертый по субботе». А почему именно он приписывается Давиду, на это нет точных и определенных оснований. Содержание сего псалма представляет изображение добрых и злых людей, которые несправедливо и беззаконно угнетали праведных. Пс.93:1–2 Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть. Вознесися, судяй земли, воздаждь воздаяние гордым. Выражение: не обинулся есть – в нашей «Учебной Псалтири» заменено словом: «явился есть». Тем же словом, только в просительной форме, оно переведено и с еврейского, и весь первый стих по сему переводу читается так: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, явися!» Составитель псалма сего начинает его молитвою к Богу и просит Его явиться и восстать на отмщение гордым и нечестивым угнетателям. И в глубокой древности, еще при Моисее пророке, Господь Бог объявил народу, что Он не потерпит злодеяний и беззаконий нечестивых, что суд Его готов на беззаконных, и Он «воздаст им в день отмщения» ( Втор.32:35–36 ). Так и в сем псалме пророк умоляет Бога об отмщении злым, гордым и нечестивым грешникам, говоря как бы так: Господи Боже! Я знаю, что это Твое дело – отмщать беззакония людей и судить землю, и Ты видишь, как забываются и как дерзки бывают гордые и беззаконные люди, когда нечестие их остается безнаказанным. Посему умоляем Тебя: явись во славе Твоей, смири врагов и отмсти беззакония их и, наказав их, загради уста тех, которые отвергают Промысл Твой. Согласно с сим, и апостол Павел дает верующим такое наставление: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). И тем самым Он научает, что во всем мире один только есть Верховный Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, – это Господь, Бог отмщений, Который будет судить за все преступления не только народы, но и самих судей, начальников и всех царей земных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 50. О субстанции ангелов как таковой Что касается субстанции ангелов как таковой, здесь будет исследовано пять пунктов: 1) существует ли полностью духовная, совершенно бестелесная тварь; 2) допустив, что ангелы именно таковы, спросим, состоят ли они из материи и формы; 3) спросим об их количестве; 4) об их отличии друг от друга; 5) об их бессмертии или нетленности. Раздел 1. Является ли ангел совершенно бестелесным? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ангел не полностью бестелесен. В самом деле, все, что является бестелесным только относительно нас, но не относительно Бога, не абсолютно бестелесно. Но Дамаскин сказал, что «об ангеле говорят как о бестелесном и нематериальном с точки зрения сопоставления с нами; однако по сравнению с Богом он телесен и материален. Поэтому его бестелесность не абсолютна» 92 . Возражение 2. Далее, согласно Философу, ничто не движется [по отношению места] помимо тел 93 . Но Дамаскин говорит, что «ангел – это всегда подвижная разумная субстанция» 94 . Следовательно, ангел – это телесная субстанция. Возражение 3. Далее, Амвросий сказал, что «всякая тварь ограничена собственною природой» 95 , ограниченность же есть свойство тел. Поэтому всякая тварь телесна. Но ангелы сотворены Богом, что очевидно из слов 148-го псалма: «Хвалите Его. все ангелы Его», и далее: «Ибо Он сказал – и они сделались, повелел – и сотворились» ( Пс. 148, 2, 5 ). Следовательно, ангелы телесны. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ты творишь ангелами Твоими духов» ( Пс. 103,4 ). Отвечаю: существование бестелесных тварей необходимо. В самом деле, главное, что определяет Бог [всему] сотворенному, есть благо, а оно заключается не в чем ином, как в уподоблении Богу· Наиболее же совершенное уподобление следствия причине достигается тогда, когда следствие подражает причине в том, посредством чего причина производит следствие; это подобно тому, как теплое нагревает. Но Бог производит тварь посредством Своего ума и воли (14, 8; 19, 4). Следовательно, ради совершенства вселенной необходимо, чтобы существовали умные твари. Далее, интеллигенция не может быть ни действием тела, ни какой-либо из телесных способностей, ибо всякое тело ограничено «здесь» и «теперь». Следовательно, ради совершенства вселенной необходимо, чтобы существовали бестелесные твари.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Намереваясь говорить с вами, возлюбленнейшие братья, о терпении и желая изобразить пользу его и выгоды, с чего лучше всего начать мне, как не с указания на необходимость в настоящее время терпения, с вашей стороны, для выслушания меня, так, чтобы терпением могло сопровождаться и то, что ныне услышите, и то, чему научитесь, потому что поучение и спасительное слово деятеля усвояется только тогда, когда с терпением выслушивается то, о чем говорят. Да и между различными мерами небесного благочиния, которыми дастся правильное направление учению, ведущему к достижению Божественных наград упования и веры нашей, я не нахожу, возлюбленнейшие братья, ничего столь важного и полезного для жизни, столь необходимого для снискания славы, как требование — чтобы мы с благоговением и преданностию, опираясь на повиновении Господним заповедям, преимущественно со всяким тщанием хранили терпение. О нем заботились и философы, как они сами сознаются в этом. Только их терпение так же было ложно, как была ложна их мудрость. Ибо как мог быть мудрым и терпеливым тот, кто не имел понятия ни о мудрости, ни о терпении Божием? Тем более, что Сам Бог о тех, которые почитают себя в этом мире мудрыми, делает следующее замечание: «погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю» (Ис.29:14). Божественный апостол Павел, исполненный Духа Святого, посланный для призвания и научения язычников, также говорит в наше наставление: «блюдитеся, да никтоже вас будет прельщать философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол.2:8—9). И в другом месте: «никтоже себе да прельщает! Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрость в коварстве их» (1Кор.3:18—19). И еще: «Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна» (Пс.93:11). Таким образом, если нет там истинной мудрости, то не может быть там истинного терпения. Если мудрый есть вместе смирен и кроток, — а мы не видим философов ни смиренными, ни кроткими, напротив всегда много мечтающими о себе, и потому самому, что много они думают о себе, неугодными Богу: то явно, что нет истинного терпения там, где существует непомерная дерзость притворной свободы и безответное тщеславие хвастливого и полуоткрытого сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3498...

архим. Антоний Скорбящим радосте. Чудо 14-е Тобою бо дадеся радость, Богородице, вопиющим, благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице (Богор. в час на Воскр. Христ.). У бургомистра Черниговского Павла Клевца по какому-то несчастному случаю ослепла шестилетняя дочь Татиана. Излишне говорить, как скорбели о сем родители, ибо всем известно, что при болезни детей, родители еще более болеют от сожаления душей. Соседи посоветовали матери свести дочь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, милостью Которой всякие болезни получают скорое уврачевание. Приняв к сердцу благий совет, мать с твердою верою в помощь, по две субботы привозила ослепшую в Ильинский монастырь на чтение акафиста Пресвятой Богородице. И что же? В первую же субботу часть глаз приняла здоровый вид, а во вторую оба глаза совершенно очистились от бельм. Беседа 14-я Отчаялась утешиться в сем веке душа моя, ибо всякая радость мира – печаль есть нет здесь радости, которая не срастворялась бы печалью; нет утешения, которое не соединялось бы с скорбью; нет веселья, за которым не следовало бы сетование; нет смеха, который бы не оканчивался плачем с воздыханием; посему, где мне искать истинной, бесконечной радости? Говорят, что в раю нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но всегда глас радости и спасения в селениях праведных. Я, однако, нечист и грешен, и как вселюсь там, куда нет доступа всему нечистому, откуда подобные мне грешники изгоняются со стыдом – все псы, чародеи любодейцы, убийцы, идолослужители, и всякий творящий ложь, и неправду ( Откр. 21:8 ). Посему куда пойду и где буду искать утешения своей скорбной душе? – Пойду к Пресвятой Богородице. Она есть словесный рай, изобилующий всякой радостью и утехою; в него свободен и невозбранен доступ не только для святых, но и для грешников. В сем, говорю, раю – Деве Марии найду утешение, лишь только с верою возопию к Ней с поющими. Призри на моления Твоих раб, Всенепорочная, утоляющи лютая на ны востания, всякие скорби нас изменяющи (Богор. Гл 4-й). Рай утешает только тех, которые перешли из скорбной в радостную жизнь, а Пресв. Дева Мария утешает даже и несущих печальную долю и плачущих в бедах своих. О прекрасный Рай! утешения Твоя да возвеселят душу мою ( Пс.93:19 ). Нравоучение 14-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Разделы портала «Азбука веры» Мы видим в Новом Завете противоречивые желания святых. Первомученик Стефан молится о прощении своих убийц, а мученики из Откровения просят Бога: “ Д околе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу” (6:10). Как совмещается здесь христианское прощение и желание мести? Похожие вопросы 4 Ответа Прповедь первомученика Стефана происходила в среде Иудеев. Это сплоченные единоверцы, часто близкие родственники. Многие, если не все гонители, были для Стефана друзьями, знакомыми, и скорее, что и родственниками. Он просил за вразумление близких, просил за погибающих членов своей семьи, как и Св.Апостол Павел, готов был отдать всё, чтоб его верующие в Бога родные спаслись. Мученики из Откровения уже в настоящей Семье, в Церкви, где Глава Христос. Они просят мстить за убитых родственников, разобраться  с теми, кто вне Семьи, вне Церкви, с теми кто против Бога. Желание, чтобы совершилось Божие правосудие и зло, терзающее Его творение было обуздано, не является жаждой мести. Месть — это желание лично воздать врагам за свою обиду, и она твердо запрещена Христианам. Но не потому, что зло не заслуживает наказания, а потому, что суд принадлежит Богу. Как пишет Апостол, «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ) Как говорит псалмопевец, «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”.» ( Пс.93:1–7 ) Зло которое совершается в мире, бросает вызов Богу и побуждает людей говорить, что Его и вовсе нет, или Его не беспокоит, что « вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Псалмопевец просит не о мести своим обидчикам — а о том. чтобы Бог явил свою праведность.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmeshhaets...

«И держащиися ея вси правии сердцем». Акила же и Феодотион перевели: и в след ея все правые сердцем; то есть, за сим Источником спасения, Который у Пророка назван правдою, последуют имеющие разум, не омраченный неверием, и водящиеся правыми помыслами. Согласны с сказанным и слова Господа. Ибо, увидев Петра и Андрея, вметающих «мрежи в море» сказал им: «грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком» ( Матф. 4, 19 ); и сказавшему: «повели ми прежде ити и погребсти отца моего», отвечал Господь, «остави мертвых погребсти своя мертвецы»; а ты «гряди по Мне» ( Матф. 8, 21–22 ). Посему Пророк говорит, что Бог будет промышлять об Иудеях до отречения их, а правые сердцем соделаются Его последователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его. Пс.93:16 .   Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие? «Кто востанет ми на лукавнующия? или кто спредстанет ми на делающия беззаконие?» Яснее перевел Симмах; кто возстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих неправды? Лишен я всякой человеческой помощи, но имею великаго Помощника, Который легко может разсыпать полчища сопротивных. Сие дал видеть Пророк в присовокупляемых словах. Пс.93:17 .   Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. «Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя». Если бы не пользовался я промышлением Его о мне; то, без сомнения, предали бы меня смерти. Пс.93:18 .   Когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня. «Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя Господи помогаше ми». Ибо немедленно призывая на помощь Твой промысл и открывая немощь свою, пользовался я Твоим человеколюбием. Пс.93:19 .   При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою. «По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою». От Твоей благости получал я утешение, соответственное болезням. Так сказал и блаженный Павел: «якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» ( 2Кор. 1, 5 ); и еще: «во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, по не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе» ( 2Кор. 4, 8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010