Благодать Слово Благодать 37 – χρις – имеет два главнейших значения. Оно обозначает 1) свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще – в спасении; 2) силу Божию, которой совершается спасение человека. I. Понятие о благодати , как свойстве милующей и спасающей любви Божией, находит себе выражение уже в Ветхом Завете. Как обладающий этим свойством, Бог слышит молитву взывающего к Нему ( Исх.22:27 ), укрощает гнев свой на грешника ( Исх.32:12 ), оставляет беззакония и неправды ( Исх.34:7 , ср. Пс.50:3 ), прощает грехи уповающим на Него (пс.31:5,10; Пс.29:7,8 ; Пс.142:8 ) и боящимся Его ( Пс.102:11,13 ; сн. Пс.5:13 ). Многократно это свойство указывается наряду с истиной и верностью ( Пс.85:11 ; Пс.88:15,34 ; Пс.91:3 ; Пс.97:3 и др.), с правдою и судом ( Ос.2:19 ), и противополагается гневу Божию ( Пс.84:6–8 ; Ис.60:10 ; сн. Ис.54:8 ). В Новом Завете, где дается полнейшее раскрытие понятия о благодати, последняя представляется как милующая любовь в отношении к грешнику, в силу которой Бог предлагает ему принять ничем незаслуженный дар спасения, дарует ему прощение грехов и вечную блаженную жизнь. Такое понятие выражается в сопоставлении благодати с благоволением (ευδοκα), по которому Бог от вечности предопределил усыновить Себе людей ( Еф.1:5 сл.; сн. 2Тим.1:9 ), и с человеколюбием (φιλανθρωπα), явленным в спасении через Христа Иисуса ( Тит.3:4 сл.). Поэтому благодати прямо усвояется название «спасительной» ( χρις το θεο σωτριος – Тит.2:11 ). Отличительная характеристическая черта этого свойства Божия в том, что оно действует независимо ни от каких заслуг со стороны человека ( 2Тим.1:9 ; Тит.3:5 ), изливается на него свободно, как чистый дар Божий ( Еф.2:8,9 ; Еф.3:7 ; сн. Рим.5:15 ), а не как что-либо должное, на что человек имел бы право. Поэтому κατ χριν (по благодати) – прямая противоположность κατα­ φελημα (по долгу, – Рим.4:4 ) и ξ ργων (от дел, – Рим.11:6 ; Еф.2:8,9 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Можно ли подавать записки о заблудших? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. 14.11.2014 08:57:44 Кульков Сергей Андреевич Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. - Известна ли разница в возрасте Авраама и Сары? Ведь Аврааму было семьдесят пять лет, когда ради Сары ему было хорошо у фараона. А сколько лет было Саре, есть ли у них разница в десять лет? Если  есть, то, значит, фараон прельстился шестидесятипятилетней Сарой? - Праматерь Сара действительно была моложе праотца Авраама на десять лет, и на момент их схождения в Египет ей было шестьдесят пять. Но тут надо понять: египтяне были не те, которые сейчас живут в Египте. Современный Египет завоеван арабами, это семитские племена. Сейчас там у людей преимущественно светлая кожа, а тогда это был мицраим, хамиты, все чернокожие. Например, в житии святаго апостола и евангелиста Матфея рассказывается, что, когда он крестил эфиопов и ганнибалов - хамитов, они входили в воду крещения губастые, иссиня – черные, а выходили белые, нормальные люди. Вот, существует такое описание. Так вот, в мицраиме, в Египте, в то время жили чернокожие хамиты, и светлокожая женщина выглядела красавицей, несмотря на свой возраст.  В шестьдесят пять лет она была без отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота, что свойственно хамитам. В православной «Толковой Библии», в Толковании  на книгу «Бытие» (Быт.12, 12) сказано: «В этих словах видно прекрасное знание современных той эпохе обычаев и нравов египетской страны, где муж красивой женщины убивался, а сама жена бралась в гарем. В особенности широко это практиковалось с переселенцами из Аравии, женщины которых сильно выигрывали в красоте по сравнению с довольно безобразными египтянками и эфиоплянками». Но с другой стороны, братья и сестры, надо понять: эта праведная женщина обладала духовной красотой, которая с годами все ярче и ярче проявляла себя. Например, читаем: «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане, насажденные в доме Господнем они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс.91,13-15).

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-podava...

Слово в Великую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад. История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире. Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу. Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

http://pravoslavie.ru/30115.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > У матушки Рафаилы 18.12.2008 551 Время на чтение 12 минут «Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91: 13) - пришли на память слова псалмопевца, когда с игуменом Иоанном мы направлялись влажной аллеей к кладбищу житомирского женского монастыря святой Анастасии Римляныни, к почитаемой могиле схимонахини Рафаилы (Чернецкой), почившей три года назад, 16 декабря, накануне дня памяти великомученицы Варвары, особо чтимой матушкой. Врачи Киевской больницы имени академика Шалимова, где схимонахиня Рафаила проводила последние дни своей земной жизни, поражались: как могла в обескровленном крошечном организме удерживаться все эти годы душа, ведь обездвиженное с девятилетнего возраста тело матушки весило… 16 килограммов. Не все знали, правда, что перед ними не беспомощный умирающий инвалид, но исполненный благодати Святого Духа подвижник, воин Христов, одаривший великой любовью сотни и тысячи людей, устремлявшихся к матушке даже из-за океана. Дивный храм 50 лет несла она невообразимо тяжелый и по человеческим меркам немысленный крест болезней. Однако юная Нина Чернецкая, ставшая инокиней Серафимой, а потом и схимницей Рафаилой, сумела не просто выжить, но жительствовать - активно и полноценно, а в конце своего земного пути создать в живописном лесу под Житомиром удивительную по красоте и благодати обитель. Венцом ее стал выстроенный под руководством матушки Рафаилы 49-метровый собор во имя Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, и преподобного Серафима Саровского - пожалуй, один из наибольших по масштабам из нововозводящихся на Украине . О том, как строился собор, рассказывать надо отдельно. Приведу лишь некоторые факты. Среди духовных чад матушки были люди и весьма состоятельные, и занимающие высокие посты на Украине и в России. Так, когда матушка по настоянию врачей проходила лечение в Ялте, мэр города, узнав о ее приезде и познакомившись с ней, готов был оставить все свои административные дела и находиться при схимнице неотлучно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Книга четырнадцатая Что я должен был бы сказать в начале [объяснения] храма Иезекиилева, это, изменив порядок, скажу в конце, памятуя следующий стих: «Это тот дом, что полон труда, с бесконечным блужданьем» 91 , о котором и в другом месте тот же поэт говорит: Точно как лабиринт, на высоком острове Крите, Множеством темных путей, говорят, был чудно запутан; Тысячи разных дорог представляли обманчивый выход, Тысячи признаков тех же вводили в обман беспрерывно 92 . Так и я, вступив в океан этих Писаний и тайн Божиих и, так сказать, в лабиринт, о котором написано: положи тму за кров Свой и: «облака вокруг Его» ( Пс. 17:12–13 ), хотя не дерзаю присвоять себе полное знание истины, однако могу представить желающим некоторые свидетельства учения не чрез свои силы, а по щедротам Христа, который Сам открывает нам, блуждающим, обманчивые и запутанные пути храма, направляя чрез Духа Святого стопы во мраке. Следуя за Ним, мы можем достигнуть гавани толкований на пророка Иезекииля, которых последней книгой служит эта, то есть четырнадцатая. Если я, по твоим молитвам, девственница Христова Евстохия, доведу ее до конца и если Господь продлит эту жизнь; то перейду к Иеремии, который один из пророков остается для нас. Толкование же это будет результатом не столько моего труда и твоих молитв, сколько щедрот Христовых. Глава XLV Ueз.XLV:10–12 . Да будут у вас правильные весы и правильная ефа и правильный бат. Ефа и бат должны быть равные и одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть кора и ефа десятую часть кора; мера их должна определяться по кору. В сикле же должно быть двадцать оболов; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей будут составлять у вас мину. LXX: Да будут у вас правильные весы и правильная мера и правильный хиникс для меры и одинаковой же вместимости хиникс. Хиникс должен составлять десятую часть гомора и ефа десятую часть гомора. Гомор должен быть одинаковый [и сикль] соответствовать весу двадцати оболов. Двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей будут составлять у вас мину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 91 Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться. Псалом указывает на гибель многочисленных врагов ( Пс.91:8–10 ), на спасение от них праведника и его возвышение ( Пс.91:11–13 ), и на чудесный характер этой защиты ( Пс.91:14 ). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое ( Пс. 90:1, 7–10, 16 ), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и Пс.90 , т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия. Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне. Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости (2–4)! Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5–6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7–13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя. Пс.91:2 .  Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, Пс.91:3 .  возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, «Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях – есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром... и... в ночи» – постоянно, целый день быть полным такого настроения. Пс.91:5 .  Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Пс.91:6 .  Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» В понедельник Прокимен, глас 4: Творяй ангелы Своя духи,/и слуги Своя пламень огненный. Перевод: Ты творишь Ангелов Своих духами,/и служителей Своих – пламенем огня ( Пс.103:4 ). Стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма ( Пс.103:1 ). Аллилуиа, глас 5: Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Перевод: Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его ( Пс.148:2 ). Стих: Яко Той рече и быша, Той повеле и создашася. Перевод: Ибо Он сказал – и возникли они, Он повелел – и были созданы ( Пс.148:5 ). Во вторник Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Перевод: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него ( Пс.63:11 ). Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Перевод: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе ( Пс.63:2 ). Аллилуиа, глас 4: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Перевод: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится ( Пс.91:13 ). Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Перевод: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут ( Пс.91:14 ). В среду Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Перевод: Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём ( Лк.1:46-47 ). Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Перевод: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды ( Лк.1:48 ). Аллилуиа, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Перевод: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё ( Пс.44:11 ). Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Перевод: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа ( Пс.44:13 ). В четверг

http://azbyka.ru/molitvoslov/prokimny-i-...

И зависть – ужасная, диавольская и трудноисцелимая страсть, начав с которой Каин тотчас перешел к братоубийству. И далее эта страсть последовательно привела иудеев к убийству Господа. Посему ужасна, как мы сказали, и порочна зависть. Ибо зависть досадует и томится. И как червь дерево и моль одежду, так и зависть разъедает сердце и [иссушает] лицо впавшего в ее руки. Тот же, кому завидуют, преуспевает далее и Господом покрывается, как Иосиф: насколько завидовали ему братья, настолько Бог возвысил его и даже довел до царства. Так же и Саул из зависти гнал Давида, как написано: И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч! ( 1Цар. 18:7 ). И тотчас укоренилась зависть в сердце Саула, и он сказал:Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи ( 1Цар. 18:8 ). И дом завистливого Саула [с течением времени] умалялся, дом же ставшего объектом зависти Давида возрастал и укреплялся, и он воспел: И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое ( Пс. 108:5 ). И опять-таки: Прокленут тии, и Ты благословиши ( Пс. 108:8 ), я же не предлагах пред очима моима вещь законопреступную ( Пс. 100:3 ). И пророк Аввакум: Чисто око еже не видети зла и взирати на труды болезненныя ( Авв. 1:13 ). Апостол же, отличая завистливых учителей, пишет филиппийцам: Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа… думая увеличить тяжесть уз моих ( Флп. 1:15–16 ). И увещая их, продолжает: Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас ( Еф. 4:32 ); Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви ( Еф. 5:1–2 ). Ибо свойства чистой души – разум независтливый, ревность незлая, непрестанное вожделение славы Господней. Посему не подобает Господним ученикам быть одержимыми завистью или быть смущенными, особенно когда увидим неких братьев, которые менее значительны, чем мы, или некрасивы, но преуспевают и становятся начальниками. И тогда услышим Господа, говорящего: уступи ему место, чтобы возлечь выше ( Лк. 14:9 ). Но лучше подивимся праведному Промыслителю, ясно и непостижимо 91 присудившему, чтобы тот, жалкий, первенствовал и предводительствовал и чтобы получил удел 92 , а мы были бы на последнем месте. Посему, возлюбленные, да избежим зависти – порождения диавола, чтобы не быть осужденными ни вместе с Каином, который, стеная и трясясь, закончил жизнь, ни с порочными иудеями, которые из зависти к Господним чудесам предали его [ Col. 1604 ] на смерть, как свидетельствует Евангелие. Ибо пришедшим им сказал Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти ( Мф. 27:17–18 ). Непамятозлобный же Господь, словно овча незлобивое, все переносил. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Рог (Horn) Рог в буквальном смысле – это рог, которым животное пользуется как эффективным оружием защиты. В Библии не проводится различия между разными видами рогов, и под рогом понимается заостренный костный вырост на голове самцов – баранов, козлов, оленей, крупного рогатого скота, волов и так далее. Он придает животному царственный вид и предоставляет настолько впечатляющее защитное устройство, что этим образом широко пользовались как символом силы и власти. Метафорический смысл основывается, в первую очередь, на факте, что размеры и состояние рогов животного служат показателем его силы, положения и здоровья. Рогами животных пользовались для различных целей, в том числе как емкостями для переноски масла, но это их функциональное предназначение в метафорическом смысле в Библии не встречается. Рог, использующийся в качестве музыкального инструмента, называется, за немногими исключениями, «трубой». Обычно рог служил показателем силы или положения в обществе. Во Втор.33:17 Моисей сравнил колена Иосифа с «первородным тельцом, роги... [которого], как роги буйвола», поскольку колена Ефрема и Манассии были многочисленными и сильными. Поэтому выражение «вознесенный рог» символизировало полученные силу, радость, здоровье и престиж ( Пс.91:11 ; 1Цар. 2:1 ). С другой стороны, «сломать» или «отсечь рог» означало лишить силы или влияния ( Пс.74:11 ; Иер.48:25 ). Коль скоро Бог есть источник силы уповающих на Него, Давид заявил: «Бог мой... рог спасения моего и убежище мое» ( Пс.17:3 ; пар. 2Цар.22:3 ). В Откр.5:6 у Агнца семь рогов, то есть Его царская власть совершенна. В метонимическом смысле рог символизировал лиц, обладающих властью: политической или военной. В месопотамском искусстве рога символизировали божеств или обожествлявшихся царей от Нарамсина и далее. В Дан.7–8 рога указывают на череду царей или ответвлений военной силы. Такая символика используется и в Книге Откровение: у дракона и первого зверя в Откр.12–13 по десять рогов, а в Откр.17:12 поясняется, что речь идет о десяти царях. В Зах.1:18–21 метафора имеет двоякий смысл: рога символизируют как сами иноземные силы ( Зах.1:18 ), так и обстоятельства их могущества и влияния ( Зах.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Рост (Grow, growth) Образ роста связывается с народом Израиля, с отдельными людьми и с правителями. Хотя в Писании этот образ занимает видное место, он не играет такой первостепенной роли, как в современной западной культуре. В Писании люди возрастают в познании и добродетелях, но более выпукло представлены метафорические образы, связанные с дисциплинарным воздействием, приданием определенных качеств, формированием и необходимостью послушания. Через пророка Исаию Бог сказал о народе Израиля, что он есть «отрасль насаждения Моего» ( Ис.60:21 ). Несмотря на это, Израиль не проявлял верности Богу; и это тоже изображается с намеками на образы роста: «Я насадил тебя как благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» ( Иер.2:21 ). Но даже в таком случае израильтяне могли вернуться к Богу. Именно об этом Господь сказал через Осию, когда Израиль вернулся, стремясь получить прощение: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом – и расцветут, как виноградная лоза» ( Ос.14:6–8 ). Благочестивый человек изображается «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» ( Пс.1:3 ). Здесь мы видим образ дерева, которое плодоносит благодаря сильным корням и хорошему орошению. Та же мысль выражена в Пс.91:13–16 и в Иер.17:7 и далее. Смысл сравнения в этих местах заключается в том, что силы и плодоносности в духовной сфере можно достичь только упованием на Бога, радостным исполнением законов Господа и праведной жизнью. В этих образах показаны всевластие и сила Бога в смысле восстановления, но, в то же время, ответственность человека давать положительный отклик на Божьи дела. Еще одна отличительная черта ветхозаветного учения состоит в том, что рост и закат силы правителей находятся под контролем Бога. Исаия говорит, что Бог «обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому» ( Ис.40:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010