Художественная речь, как известно, достигается при помощи двух, главным образом, средств: 1) изобразительности или живописи и 2) благозвучия или музыкальности слога. В теории словесности мы находим такое определение художественности речи: «художественною можно назвать такую речь, которая не только делает мысль говорящего или пишущего понятною, но еще сообщает воображению слушателя или читателя живые образы, возбуждает сердечные движения и производит приятные звуковые ощущения». И действительно, что нас особенно поражает при чтении Псалтири, это сильная образная и вместе с тем гармонически-благозвучная речь. Образность речи в Псалтири до такой степени ярка, что даже при невнимательном или рассеянном чтении псалмов некоторые выражения невольно западают в душу и припоминаются иногда помимо нашей воли, подобно тому, как иногда мы слышим мотивы прекрасного музыкального произведения спустя долгое время после его исполнения. Кому, например, с детства еще глубоко не запали в душу чудно-прекрасные по своей яркой образности слова 138-го псалма: «Камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо если: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле мои рано, и вселюся в последних моря: и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Пс. 138:8–9 ст.); или слова 90-го псалма: «Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс. 90:11–13 ), и множество других подобных. Как инстинный художник, псалмопевец в первом указанном месте 138-го пс. мысль о вездесущии Божием облекает в возвышенные художественные образы при помощи которых читатель как бы созерцает духовными очами картину вездесущия Божия, для которого нигде нет границ. Во втором указанном месте 90-го пс. особенно красиво нарисован образ: «на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Многим, вероятно, приходилось видеть изображение этой идеи на картинах, в виде, напр., ангела-хранителя, который удерживает за руку беспомощного ребёнка над опасным обрывом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

4. Знай же, что ты ввергла себя в борения — борения великие и постоянные, так как насколько ты прежде, пребывая в [мир­ском] расслаблении, делала врагов спокойными, настолько же сейчас ты, совлекши с себя [греховное] нерадение и облачившись в доспехи Духа, заставляешь их преисполняться яростью против тебя. Раньше ты следовала за мирскими похотями, ныне обязала себя следовать за распятым Христом. Миродержцы не оставляют в покое тех, кто распинает себя в веке сём. Они преследуют тебя, усиленно замышляя [всякие козни] для того, чтобы либо тело вновь ввергнуть в хлопоты о тех вещах, которых ты избегаешь, либо мысль осквернить, удерживая её воспоминаниями о [прошлом] неразумном образе жизни, и таким образом заставить душу твою отказаться от преуспеяния в лучшем. Это испытали израильтяне, чьи кости рассеяны в пустыне 8 , ибо они, телом находясь в пустыне, мыслью блуждали по Египту и [умственным] взором рассматривали [все] удовольствия его, получив в удел [тяжкое] возмездие, то есть лишившись земли обетованной. Помышляя об этом, ты, ученица Христова, уже избежавшая тех вещей, которые влекут тебя долу, стремись вместе с тем избежать также и мыслей об этих вещах. [Ибо подобные мысли] приводят в замешательство душу, [препятствуя тому], чтобы ты, совершенно освободившись от уз прошлого, смогла беспрепятственно шествовать к благам, ожидающим тебя впереди. Тогда ты сможешь рассечь волны плотских похотений, подобные водам Красного моря 9 , и, не [подвергаясь опасности] от этих волн, могущих обрушиться либо слева, либо справа, с лёгкостью шествовать каменистым путём добродетели, который хотя и является непроторенным, но незыблем и ведёт в пустыню бесстрастия. Как избегающая излишеств и недостатков, с помощью силы Креста отсекающая страсти и души, и тела, и вместе с Христом идущая средним и царским путём Христовых заповедей 10 , ты, отказавшись от самой себя, подъемлешь крест [свой] и следуешь по стопам Распятого 11 , а там, куда предтечею за нас вошел Христос (Евр 6:20), ты обретёшь покой 12 . Тогда ты увидишь, что воочию исполняются пророческие речения: Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится (Пс 90:7). Ибо прекратятся нападения страстей, умерщвлённые перекладиной Креста 13 . Делая это явным, Апостол говорит: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5:24), ни похвалами не расслабляясь, ни хулениями не раздражаясь.

http://pravmir.ru/uveshhevaniya/

Учебное пособие доцента кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидата богословия Дмитрия Георгиевича Добыкина «Неканонические книги Ветхого Завета» является первым подобным изданием на русском языке за последнее время. Учебное пособие знакомит с различными взглядами библеистов на неканонические книги. В нём на основании русских и иностранных трудов излагаются основные экзегетические и исагогические сведения, а также рассматриваются неканонические дополнения в канонические книги. В приложении анализируется Четвёртая книга Маккавеев, отсутствующая в русских православных изданиях Библии , но имеющаяся в греческих. Учебное пособие рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских высших учебных заведений, а также всем, интересующимся Священным Писанием. Введение В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: 2-я книга Ездры, книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, книга Варуха, 3-я книга Ездры, 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские книги и неканонические дополнения: молитва Манассии, царя Иудейского ( 2Пар.36:24 ), добавление к книге Есфирь, сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ), псалом 151 ( Пс.151 ), Песнь трёх отроков ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и драконе ( Дан.14 ). Если сравнить издания разных Поместных Православных Церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4-я Маккавейская, которой нет в русской Библии. Само понятие канона заимствовано из греческой культуры классического периода, где оно означало «порядок, правило, мерило». В отношении библейской литературы название «канонические» указывает, что эти книги богодухновенны. Предназначение канона – очертить границу, отделить священные тексты от профанных произведений. Понятие канона указывало, что «есть границы между качественно различными феноменами» 1 . Канонические тексты возглашались народу и признавались авторитетными, содержащими непреложные правила жизни, поведения и совершения ритуала, рассматривались как источник истинных предписаний, утверждений, оценок. «Чёткую демаркацию между книгами, вошедшими в состав канона и оставшимися за его пределами, можно провести как границу между «слушать и повиноваться» и только «слушать» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Рассуждение третье. О мире В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна ( Ин.1:10 ). § I 1) Мир взимается за систему неба и земли. В сем смысле взимаемый есть книга Божия, Богом написанная, свидетельствующая о Его совершенствах. Когда Антония Великого вопросил некоторый Философ: как может он жить в пустыне без книги? Ответствовал: моя книга, Философ! есть натура, вещи, от Бога сотворённые 9 . И подлинно – из вещей познаём мы Божию премудрость, коею Он создал всё полезное и прекрасное, расположил всё пристойным образом. Ангелы, человеки, и все тела – поведают бездну премудрости Божией. Что везде видна целость, исполнение, что всякая вещь имеет симпатию и антипатию, что по видимому вредная вещь служит к доброму концу, что все вещи служат человеку или для нужды житейской, или для увеселения, или для врачевства – сие не есть ли доказательством премудрости Божией? Усматриваем в мире Божие всемогущество, коим Он всё видимое и невидимое сотворил из ничего; видим благость Его, коею Он уделил всякой вещи столько, сколько она вместить может. Из сей то книги научается человек познанию Бога. 2) Мир взимается за врагов, противящихся духовному Царству Христову, кои Духа Святаго прияти не могут, как говорит Христос: Дух истины, егоже мир не может прияти, яко не видеть его, ниже знает его ( Ин.14:17 ). Или: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы ( Ин.15:19 ). 3) Взимается за состояние человека в мире сем, о коем говорит Павел: оженивыйся печется о мирских ( 1Кор.7:33 ); а наипаче относится к благочестивым, коим мир сей есть пустыня. (α) В рассуждении камней претыкания, на кои сии часто падают, но не разбиваются, ибо Господь сохраняет их: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою ( Пс.90:12 ). (β) В рассуждении львов и змеев, то есть злоковарных и сильных людей, кои восстают на погубление праведников; но Бог обещает им свою помощь чрез Давида: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия ( Пс.90:13 ). (γ) В рассуждении жестокого пути, по которому они идут в Царствие Небесное. (δ) В рассуждении недостатка вещей к пропитанию нужных, который они претерпевают.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

К вопросу о происхождении синагоги и некоторых черт её устройства Синагога, как религиозное учреждение, составляет любопытное явление в иудействе, прежде всего по её отношению к ветхозаветному храму. Под именем храма – гехаль, микдаш разумели единственное святилище для всего еврейского народа. Место для храма было избрано Самим Богом (избрал Господь Сион, возжелал в жилище Себе. Пс.131:13 , ср. Маймонида Iad Chasaka, Hilchot Bet habchira 3); вне этого места всякое жертвоприношение становилось беззаконием. «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь, но на том только месте, которое изберёт Господь в одном из колен твоих». Втор.12:13–14 , ср. Sebachim 3 b. Даже Кармильское жертвоприношение пророка Илии талмудом считается требующим оправдания из обстоятельств времени – (lebamot 90 b). Сооружённый Онией в Египетском Гелиополисе иудейский храм, несмотря на пророчество Исаии о служении Адонаю в Египте (19:99), был неодобрен ортодоксальным раввинатом и объявлен за языческое капище (Menachot 109а). Сооружение храма и его священной утвари было нормировано (ср. Middot II и Маймонид loc. cit.). Не то относительно синагоги – её план создавался вне законодательной схемы, её Богослужебная утварь являлась отражением текущих потребностей культовой жизни, но главное – синагоги возникали вне определённого пространства и времени. Даже пожелание тосафиста 202 , чтобы синагога возвышалась над другими строениями места (Tosefta Megilla III. Editio Zuckermandel 227), редко выполнялось, a ориентация молящихся лишь впоследствии стала правилом (Berachot 30а). В храме служила фракция народа – левиты, и вторжение лица иного колена в сферу храмовой литургии запрещалось под страхом смерти (сообразно Чис.1:51 , ср. Schabbat 31а), тогда как в синагоге Богослужение может совершаться каждым евреем, если он не особенно убог по внешности, умственно здоров и не малолетен, и ааронидам 203 принадлежит лишь священническое благословение – биркат коганим (ср. Gittin 59а о священнике, как primus inter pares в синагоге).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Скачать epub pdf Святитель Иоанн Златоуст Сотница первая 1. Священное Писание даровано для исправления души. 2. Писание есть путь, а кто сходит с пути – блуждает. 3. Кто желает изучить какой-либо язык: еврейский, латинский, варварский, тот обра­щается к знающим, так и желающий понять речи пророков должен призывать Бога пророков. 4. Уста пророков суть уста Божии, а не человеческого ума. Есть вино худшее, а есть вино лучшее; одно из винограда, другое от благодати Христовой; одно изливается умом, другое – Богом. 5. Давид пророк пишет: Язык мой трость книжника скорописца ( Пс. 44, 2 ) – значит, что как трость пишет то, что угодно руке, ею водящей, так и язык его изрекает то, что вну­шает Дух Святой. 6. Если учение Платона, Зенона и других философов – детская забава, писанная по внушению диавола, то учение апостолов – сама истина. 7. С того времени, как возвещено Евангелие, учение Платона и Пифагора умолкло, так что многие и имен их не знают, хотя Платон был знаменит и с царями беседовал, а Пифагор, изучив разного рода чародейства и волхвования, мог беседовать и с волами, и с орлами. 8. Кто отвращается человеческой пищи и ест со скотами терния и травы – не человек, так и тот, кто не любит полезного душе, то есть слова Божия – не человек, ибо жив человек будет от слова Божия. 9. Богач ( Лк. 16, 19 ) считал Писания пророков и закон Божий басней и пустословием, но когда отошел в ад, все осознал. 10. За грехи люди оказываются недостойными пользоваться одним языком, но чтобы разные народы познали любомудрие, за 300 лет до Рождества Христова, при царе Птолемее египетском, Ветхий Завет с еврейского языка был переведен на греческий и потом на все языки. 11. Книга Премудрости Соломоновой называется сокровищницей всех добродетелей. 12. В псалме 97 пророк призывает к радованию всю землю, то есть весь род человече­ский, от глас труб кованых – от проповеди евангелистов – и трубы роговой, возглашающей о Христе – роге нашего спасения. 13. В псалме 90 «Живый в помощи Вышняго» разумеется исполняющий закон Божий, который будет жить в небесном селении с Богом. Крылья суть Евангелие; истина – Христос; крест – Его оружие; страх нощный – страсти бесовские; селение человека – его тело, где обитает душа (стихи 9–10). Прибегающий к Богу становится сыном Божиим, и его обере­гают Ангелы. Бог его слышит и исполнит долготой дня – вечную жизнь дарует и спасение – пребывание с Богом, видение Бога лицом к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Слово akedia, которое в древнегреческом языке значило «небрежность, беззаботность», стало богословским понятием после того, как авва Евагрий Понтийский (345–399) при построении классификации восьми смертных страстей стал использовать его для названия шестой страсти – уныния: «Есть восемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел – чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда, третий – сребролюбия, четвертый – печали, пятый – гнева, шестой – уныния, седьмой – тщеславия, а восьмой – гордыни» (Слове о духовном делании. 6). Авва Евагрий указывает на демонический источник этих губительных страстей: «Бес уныния, который также называется “полуденным” (Пс. 90: 6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего, этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии. Еще этот бес внушает монаху ненависть к [избранному] месту, роду жизни и ручному труду, а также [мысль] о том, что иссякла любовь и нет никого, [кто мог бы] утешить его… И, как говорится, он пускается на все уловки, чтобы монах покинул келлию и бежал со [своего] поприща» (Там же. 12). В творениях святителя Иоанна Златоуста это слово тоже означает «уныние». Иногда он использует греческие слова athymia («малодушие, робость, тревога») и katefeia («уныние, подавленность»). Святитель Иоанн Златоуст, в отличие от Евагрия, возникновение болезненного состояния уныния не связывает исключительно с демоническим нападением: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонического действия, потому что и демон, в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожишь уныние, то и от демона не потерпишь никакого вреда» (К Стагирию, подвижнику. Слово третье. 13).

http://pravoslavie.ru/29173.html

Так будем чествовать Господни праздники не пышно, но божественно, не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы (Рим.13:31). Не разоряй дела Божии ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, им же бог чрево и слава (Фил.3:19). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, и монахини, будем чествовать Господни праздники, как научены, по христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как Еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами, как в обычае у Еллинов и Иудеев. Сень законная прешла, процвела же истина, как слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор.5:17). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог, веселится тварь, властвует крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены наложим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай, низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, - все члены свои будем украшать животворящим крестом. И не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (Пс.90:5.6). Если его, брат, всегда будешь брать себе в помощь; то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему (10). Ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и удаляются. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/854/...

90 Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей. В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страхом нощным, стрелою летящею во дни» ( Пс.90:5 ), »вещию во тме преходящею», «срящим и бесом полуденным» ( Пс.90:6 ), »тысящами и тмами» ( Пс.90:7 ), «аспидом и василиском», »львом и змием» ( Пс.90:13 ). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу. Пс.90:1 . Живый в помощи Вышняго. Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного? В крове Бога небесного водворится. Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем. Пс.90:2 . Речет Господеви: заступник мой еси. Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения? Пс.90:3 . Яко Той избавит тя от сети. Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы. Пс.90:4 . Плещма Своими осенит тя. Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна, то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует: плещма Своима осенит тя. Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитит тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда. Пс.90:5 . От стрелы летящия во дни. Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу. Пс.90:6 . От сряща и беса полуденного. Бесом полуденным называет духа лености ( κηδας). Пс.90:7 . Падет от страны твоея тысяща. Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010