Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Провидение (Providence) Провидение Бога выражается в двух основных мотивах – в обеспечении Его творения и творений необходимым и в управлении всеми происходящими событиями и созданиями (в том числе в Его водительстве). Обеспечение и управление осуществляются в трех сферах – истории, природе и жизни людей. Божье провиденциальное управление событиями в жизни человека показано в практически каждом библейском рассказе. В некоторых случаях на Бога прямо указывается как на действующее лицо, чтобы подчеркнуть Его непосредственное участие; например, возвышение Иосифа в Египте объясняется тем, что «Господь в руках его дает успех» ( Быт.39:3 ). Прямые ссылки на Бога как на действующее лицо встречаются в библейских рассказах так часто, что становятся само собой разумеющейся предпосылкой Божьего управления событиями человеческой истории. Если обратиться к образам (примечательным примерам) Божьего провидения в Библии – рассказам, в которых искупительный замысел воплощается с подчеркнутой и порой удивительной ясностью, – на память, естественно, приходят рассказы об Аврааме, Иосифе, Руфи и Есфири. Но этот список неполон, поскольку Божье провиденциальное управление историей – аксиома во всех библейских рассказах. Еще один подход к библейскому образу провидения заключается в рассмотрении псалмов хвалы. В каких областях человеческой жизни Бог управляет событиями? В Пс.32 показаны Божьи дела при сотворении мира ( Пс.32:6–9 ), в «советах народов» ( Пс.32:10–17 ) и в жизни верующих ( Пс.32:18–22 ). Аналогичной теме посвящены Пс.146–147 : Божьим делам в природе ( Пс.146:4,8–9; 147:3–7 ), сострадательной заботе об обездоленных ( Пс.146:3, 6 ) и о Его избранном народе ( Пс.147:1–9 ). В качестве третьего примера можно привести Пс.102 , где Божье искупительное служение распространяется на личную жизнь автора ( Пс.102:2–5 ), на заветное сообщество ( Пс.102:6–18 ) и на вселенную ( Пс.102:19–22 ). Одни из самых ярких образов Божьего провидения встречаются в псалмах о природе, где Божья забота проявляется в самой природе и через природу ( Пс.64:10–14; 103 ). Силы природы служат Богу: облака – Его колесница, например, а ветра – Его посланники ( Пс.103:3–4 NIV). Наиболее подробно неограниченная власть Бога над силами природы раскрывается голосом из бури в конце Книги Иова ( Иов.38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

По обычном начале псалом избранный: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене, яко стрелы Твои унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костях моих от лица грехов моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны мои от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего ( Пс.37:2–7,9 ). Исполнися зол душа моя и жизнь моя аду приближися ( Пс.87:4 ). Душа моя смятеся ( Пс.41:7 ), скорби сердца моего умножишася ( Пс.24:17 ). Исчезе в болезни жизнь моя, и лета моя в воздыханиях, изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася ( Пс.30:11 ). На мне приидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя ( Пс.87:17 ). Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очей Твоих ( Пс.30:23 ). Вскую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от Мене ( Пс.87:15 )? Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руках Твоих жребии мои, избави мя из руки врагов моих и от гонящих мя. Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя ( Пс.30:15–18 ). Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). На Бог Господь: Тропарь, глас 1: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, помоги труждающимся и обремененным, утеши скорбящих и унывающих и от всех бед сохрани рабов Твоих. (Дважды.) Слава, глас 8: С вышних призираяяй, убогих приемляй, посети нас, грехов ради наших беды и скорби терпящих, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы и святых даруй душам нашим велию милость. И ныне, глас 2: Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, алчущих Питательнице, странников Руководительнице и обуреваемых Пристанище, немощных Покров и Заступнице, Жезл старости, Мати Бога Вышняго, Ты еси, Пречистая; потщися, молимся, спастися рабам Твоим. Посем иной псалом избранный: Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси и Вскую сетуя хожду ( Пс.41:6, 10 ). Ко Господу внегда скорблю, воззвах ( Пс.119:1 ). В день скорби моей Бога взысках руками моими ( Пс.76:3 ). Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего ( Пс.129:1–2 ). Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбях, обретших нас зело ( Пс.45:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Свадьба (Wedding) В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА, ЖЕНИХ ). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Пс.44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии. Две царские эпиталамы . Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Пс.44 , – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс.44:2 ). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» ( Пс.44:4 ). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» ( Пс.44:8–9 ). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» ( Пс.44:14 ); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» ( Пс.44:15 ). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» ( Пс.44:16 ). Свадебная церемония – главная тема Песни песней ( Песн.3:6–5:1 ), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение ( Песн.2:8–9 ). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный ( Песн.4:9–5:1 ). Образы радости . Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Пс.18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире ( Ин.2:1–11 ), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде ( Мф.22:1–14 ; Лк.14:7–24 ). Организация свадьбы была обязанностью жениха ( Ин.2:9 ) и его отца ( Суд.14:3, 10 ; Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Природа (Nature) Мы не воспринимаем Библию как «книгу по природоведению», тем не менее, вопрос, несомненно, можно поставить именно так. Библейский мир со всеми происходящими в нем человеческими делами преимущественно природный. Читатели Библии от начала до конца видят мир неба и моря, дождя и ветра, гор и полей. За исключением сюжетных линий и характерных персонажей, ни к одной теме в этом словаре не относится столько статей, как к теме природы. В число основных библейских архетипов природы (не считая второстепенных) входят буря, вода, горы, деревья, дождь, жатва, животные, засуха, звезды, зерно, луна, море, облака, овцы, пастбища, погода, птицы, пустыня, пшеница, равнина, растения, река, сельская местность, рыбы, сад, солнце, трава, снег, фрукты и цветы. Артистизм и романтика природы . Природа представляет собой источник художественной красоты, и образы, которые библейские авторы связывают с ней, часто носят отпечаток мира искусства. В рассказе о сотворении мира природа показана произведением Божьей творческой деятельности, во многом сходной с тем, как художник наполняет холст пейзажами и образами. В самом рассказе о сотворении оценка различных сторон природы, что они «хороши», служит косвенным подтверждением их красоты как объектов художественного созерцания и восхищения сначала в глазах Бога, а затем людей. Псалмопевец говорит о небесах как о деле перстов Божьих ( Пс.8:4 ), а персонифицированная Премудрость заявляет, что горы были «водружены» ( Притч.8:25 ). Другие библейские авторы при описании художественных достоинств природы пользуются архитектурными метафорами: у земли есть основания ( Иов.38:4 ; Пс.101:26; 103:5 ; Притч.8:29 ; Ис.48:13 ) и краеугольный камень ( Иов.38:6 ), а ее создание было задумано и совершено Богом с использованием таких строительных инструментов, как мера, шнур, разметка и весы ( Иов.38:5–6 ; Притч.8:27–29 ; Ис.40:12 ). Предназначение художественной красоты – доставлять удовольствие, поэтому в Библии с природой связаны образы восхищения. Деревья в раю были «приятными на вид» ( Быт.2:9 ). Высшими примерами красоты природы показаны бесподобные зеленые пажити и тихие воды в Пс.22:2–3 . В Пс.18 поэт придает обыденному характер чуда, связывая восход солнца с возбуждением и радостью во время свадьбы или бега ( Пс.18:6 ). Хотя в Пс.103 отношение к природе в основном утилитарное, поэт включает в него радостные образы пения птиц ( Пс.103:12 ), «вина, которое веселит сердце человека», и «елея, от которого блистает лицо его» ( Пс.103:15 ). В этом же псалме заявляется, что Бог создал море отчасти как спортивную площадку, на которой может «играть» левиафан ( Пс.103:26 ; в NIV «резвиться»; см. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ ). По словам голоса из бури в Иове 38:7, сотворение Богом земли сопровождалось общим ликованием утренних звезд и радостными восклицаниями сынов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сортировать по Исключить новости Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог – Промыслитель мира Общий Промысл Божий о мире «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Иоан. 5:17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится истина постоянного промышления Божия о мире. Хотя Бог «почил в день седьмой от дел Своих» ( Быт. 2:2–3 ), однако не предоставил мир самому себе. Бог дает «всему жизнь и дыхание и все, – ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:25, 28 ). Сила Божия держит бытие мира и участвует во всех действиях сил сотворенных. Постоянство так называемых «законов природы» есть действие живой воли Божией, сами по себе они были бы бессильны и бездейственны. Все объято в мире Промыслом Божиим. Бог промышляет не только о великом и громадном, но и о малом, и, по-видимому, ничтожном, не только о небе и земле, ангеле и человеке, но и о малейших созданиях, птицах, травах, цветах, деревьях. Все Священное Писание наполнено мыслями о неусыпной промыслительной деятельности Божией. Божиим изволением стоит все необъятное пространство мира. Бог небо и землю наполняет (Иерем. 23:24). «Скроешь лице Твое " - и все придет в смятение ( Пс. 103:29 ). Промыслом Божиим живет растительный мир. Бог «покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву (и злак на пользу человеку)» ( Пс. 146:8 ). Он не оставляет без Своей заботы полевых лилий, наделяя их и другие цветы изумляющей нас красотой ( Матф. 6:29 ). Промысл Божий распространяется на весь животный мир. «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс. 144: 15–16 ). Не оставляет Бог без Своего попечения и маленькой птички: «ни одна из них не упадет на землю без воли Отца Небесного» ( Матф. 10:29 ). Человек наиболее составляет предмет Божия Отеческого промышления на земле. Бог знает помышления каждого ( Пс. 138:2 ), чувствования ( Пс. 7:10 ), и даже вздохи (пс. 77:11), подает потребное всем, прежде чем у Него попросить о том ( Матф.6:32 ), и приклоняет ухо Свое к молитве просящего ( Пс. 85:1 ), исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры ( Матф. 17:20 ) и если согласно с благом просящего, заключающемся в искании Царствия Божия ( Матф. 6:33 ). Он направляет шаги человека, не знающего своего пути ( Притч. 20:24 ), он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает, причиняет раны и Сам обвязывает их, поражает и врачует ( Иов.5:18 ). Любя праведных, Он щадит и грешных, «не до конца гневается, и не вовек негодует» ( Пс.102:8–9 ), но долготерпит, чтобы посредством Своей Благости привести их к покаянию ( Рим. 2:4 ). – Эта всеобъемлющая непрестанная деятельность Божия в мире выражена в Символе веры именованием Бога Отца «Вседержителем.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Изъяснение псалма 9-го. Пс.9:1 .  Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида. «В конец о тайных 5 сына, псалом Давиду». Симмах перевел: победная песнь о смерти сына; Акила: победодавцу сына юности; а Феодотион: о цветушей юности сына. Поэтому все, упомянув согласно о сыне, научают тем нас, что и сей псалом содержит в себе пророчество о победе над смертию Владыки Христа; потому что, небоязненно и мужественно победив грех , и смерти не дав ни малаго повода к уловлению Себя, сокрушил ея державу. Сокровенною же назвали Седмьдесят тайну сию; потому что она сокрыта была от всех прочих и от самых Апостолов. Свидетель сему – Евангелист. Поскольку Господь неоднократно говорит им: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет на пропятие, и убиют Его, и в третий день воскреснет»; то Евангелист присовокупил: «и сие было сокровенно от очей их» ( Лк.18:31–34 ). Посему и блаженный Павел взывает; «глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо Быша разумели, не Быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:7–8 ); и еще: «тайну сокровенную от век и от родов» ( Кол.1:26 ). Посему Седмьдесят справедливо смерть Сына наименовали тайною. Пс.9:2 .  Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Пс.9:3 .  Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему, Вышний». Совершенным свойственно Богу предоставлять все сердце и Ему посвящать весь ум. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» ( Лк. 10:27 ). А кто делит помыслы свои между мамоною и Богом, между Христом и золотом, между настоящею и будущею жизнию, тот не может по правде сказать: «исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим». Пророк же, духовными очами прозревая в будущее, не только исповедуется всем сердцем, но и поведывает все чудеса Божии, делая слушателей сообщниками песнопения, желая песнословить единаго Благодетеля, и поводом к радованию иметь не богатство и владычество, не здравие и крепость тела, но памятование о Боге. Ибо говорит: «возвеселюся и возрадуюся о Тебе». Так и в другом месте сказал: «помянух Бога и возвеселихся» ( Пс. 76, 4 ); и еще в другом: «веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии» ( Пс. 31, 11 ); и еще: «возвеселится сердце ищущих Господа» ( Пс. 104, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 44 Надписание «на музыкальном орудии Шошан» (в форме лилии) – указывает на род музыкального инструмента, на котором должно совершаться исполнение псалма: «учение» – на характер содержания: псалом представляет размышление автора по поводу изложенного в псалме события; «сынов Кореевых» – на писателей из фамилии Корея, служивших левитами при храме Иерусалимском. «Песнь любви» – псалом является выражением чувства любви писателя к предмету песнопения. Кому посвящен псалом, а отсюда, и когда он написан, на эти вопросы мы находим ясный ответ в тех чертах, какими обрисовано здесь лицо, которому посвящен псалом. Это лицо – царь ( Пс.44:2 ); он превосходил всех людей своими достоинствами и особенно – разумом ( Пс.44:3 ); Царствование его – царствование для установления мира, правды, но не для военных подвигов, хотя он имеет и сильную армию ( Пс.44:5–7 ); живет он в роскошных чертогах ( Пс.44:9 ) и ему вместе с царицей воздают поклонение цари и князи народов ( Пс.44:13 ). Все указанные черты воспеваемого царя приложимы точно к Соломону в начале его царствования, когда он жил в роскошных дворцах, поражал всех своей мудростью и пышностью, стремился к упрочению в своем государстве мира и правды и от всех народов принимал знаки необыкновенного к нему уважения и удивления. Поводом к написанию псалма можно считать бракосочетание Соломона с дочерью фараона Египетского. На это есть указания в Пс.44:10–11 , где писатель, обращаясь к царице, советует ей забыть свою нацию и своих родителей, что было бы излишним, если бы царица была евреянкой. Я воспеваю царя (2). Ты – прекраснейший из всех сынов человеческих, вооружись славою Твоею и красотою, и царствуй для установления истины (3–5). Все враги падут пред Тобою, Ты – царь правды и Тебя воспевают из Твоих чертогов (6–9). Ты, царица, откажись от своей семьи и родины: тогда царь особенно возлюбит тебя, и к тебе на поклонение придут все знатные из людей (10–13). Вся слава царицы во внутренних ее достоинствах. Она, а за нею и другие дочери царей, идет к царю в его чертог (14–16). Сыновья Твои будут князьями по всей земле и имя Твое будет славиться вечно (17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010