Чем здесь, на земле, среди падших людей,    Ты тайну небес разгадаешь,    Чем в книге небесной ты мыслью своей    Хоть букву одну прочитаешь!    Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал    В волнах еще голос тот строгий;    Святитель в ребенке со страхом узнал    Посланника вечного Бога!    И тихо, пустынно все было кругом;    Лишь море, в раздолье привольном своем.    Сердито гуляя, волну за волной    К святого ногам прибивало,    И с рокотом злобным о берег крутой    Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники   Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен», который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Хоть букву одну прочитаешь! Исчезло виденье. Но, мнилось, звучал В волнах еще голос тот строгий; Святитель в ребенке со страхом узнал Посланника вечного Бога! И тихо, пустынно все было кругом; Лишь море, в раздолье привольном своем. Сердито гуляя, волну за волной К святого ногам прибивало, И с рокотом злобным о берег крутой Волну за волной разбивало. Карманная Псалтырь Скачать в формате Microsoft Word на церковнославянском языке Блаженный Августин, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания, составил псалтирь для своей матери Моники Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек «блажен» , который, презрев «путь грешных, ...о законе» заповедей Твоих «размышляет днем и ночью» (Пс. 1:1—2). Научи меня грешного от всего сердца «со страхом и трепетом» верно «служить» (Пс. 2:11) Тебе, и «голос мой» (Пс. 3:5), смиренно призывающий Тебя, «услышь» (Пс. 4:2); итак, милостиво «услышь слова мои» (Пс. 5:2) и «во гневе Твоем» (Пс. 6:2) не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, «как лев, души моей, ...когда нет избавляющего» (Пс. 7:3) и спасающего. Но Ты, Господи, — ибо «величественно имя Твое» на небе и «по всей земле» (Пс. 8:2), — обрати «врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим» (Пс. 9:4), чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а «сера и палящий ветер» (Пс. 10:6) не истребили меня. «Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь» (Пс. 11:6), «призри и услышь меня, Господи» (Пс. 12:4), потому что Ты — совет «нищего и упование его» (Пс. 13:6). Дай мне, Боже мой, поступать «непорочно и делать правду» (Пс. 14:2), да будет благодать милосердия Твоего «частью наследия моего» (Пс. 15:5). «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Пс. 16:8), потому что Ты — «крепость моя, твердыня моя и прибежище мое» (Пс. 17:2—3) . «От тайных» (грехов) «очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего» (Пс. 18:13—14), Господи. «Пошли мне помощь из Святилища» (Пс. 19:3) и «желание сердца» (Пс. 20:3) моего исполни. «Спаси меня от пасти льва» (Пс. 21:22) и «направь меня на стези правды» (Пс. 22:3) Твоей, чтобы я мог «взойти на гору» Твою и «стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем» (Пс. 23:3—4) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

А ведь какой деятель (правда, не в ту сторону, что надо) был?! Ибо, «упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею» (Пс.51,9), мнил себя сильным и все суетился, чтобы устроить «оранжевую» революцию в России; хвалился свергнуть ее законно избранного президента В.В. Путина . Но о таких сказано: «Что хвалишися во злобе сильне? Беззаконие весь день, Неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Возлюбил еси вся глаголы потопныя: язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются, и рекут: Се человек, иже не положи Бога помощника себе: но упова на множества богатства своего» (Пс.51,1-9). А ведь даже Русскую Православную Церковь хотел привлечь на свою сторону в этом своем лукавом, нечистом, «оранжевом» деле!!! Говорят, даже «пусек» натравил, чтобы они требовали у Бога и Богородицы свергнуть Путина. Мнил себя чуть ли не «князем» Церкви, и вишь какой поганый «совет» давал Богу?! Но «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избрав наследие себе» (Пс.32,10-12). И это блаженство улучил русский народ, благодаря своей православной вере избежавший всех «прелестей» очередной, уже «оранжевой» революции. И хотя за Березовским стояла вся сила Запада, все эти их, образно выражаясь, «колесницы и кони», но «сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся» (Пс.19,8-9). И хоть они мнили себя сильными, а Россию нищей, убогой и ниоткуда не имеющей помощи, но Господь «избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помошника. Пощадит нища и убога, и души убогих спасет. От лихвы и от неправды избавит души их, и честно имя Его пред ними» (Пс.71,12-14). Так что все враги России Св.Писанием могут назидаться на примере Б.Березовского. И не только они, но и все, неправедно нажившие свое богатство. Ибо о всех таких сказано: «Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровиществует, и не весть, кому соберет я» (Пс.38,7). И снова: «Надеющиеся на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиеся…увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век: селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс.48,7.11-13). И далее: «Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: Яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его» (пс.48,17-18).

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/25/vr...

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Господь поддерживает и утверждает всех падающих с высоты своего благочестия, – как поддержал Он самого псалмопевца Давида, после преступления его с Вирсавией, женой Урии ( Пс.50 ). – Он восставляет всех н изверженных, – как Он восставил многострадального Иова, поверженного с княжеского престола на гноище. – Посему, очи всех уповают на Тебя, Господи, – на Твою благость, – (ст. 8–9), – и Ты даешь им пищу во благовремении, в надлежащее время, так что они не испытывают страданий от голода. – Ты открываешь руку свою, и исполняеши – вполне насыщает всяких животных дарами своего благоволения. И все принимают их от Тебя, как рабы из рук своего господина (ст. 8–9; Пс.103,28 ; Пс.122:1–2 ; ср. Иов.38:39; 39:5–8,27–30 и др. п.). – Праведен Господь во всех путях своих и свят во всех делах своих, – в делах своего Промысла, который Он непогрешимо совершает по непреложным законам своей премудрости, правды и благости. 18–21. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Господь находится близко ко всем призывающим Его в молитве о помощи, – но ко всем тем, кто призывает Его во истине, или искренно, с полной, твердой верой в Его помощь, а главное – со смирением ( Пс.33:18–19 ; Пс.50:17–19 ). Волю или желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит и спасает их, – так Он услышал молитву богобоязненной и смиренной Анны и даровал ей сына, знаменитого потом пророка Самуила. – И вообще, хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит: так Он сохранил патриарха Ноя с семейством в ковчеге на бурных водах всемирного потопа. Так сохранил Лота от страшного Содомского огня. Так сохранил благословенное потомство Авраама – народ Израильский от поголовного истребления его в Египте, и др. – В виду такой благости, хвалу Господу изрекут уста мои, говорит Давид: и всякая плоть – все человечество да благословляет имя Его во век и в век века! –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Дан.9:15 . И ныне, Го­с­по­ди Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явив­ший славу Твою, как день сей! согрешили мы, по­ступали нечестиво. Дан.9:16 . Го­с­по­ди! по всей правде Твоей да отвратит­ся гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в по­ругании у всех, окружа­ю­щих нас. Дан.9:17 . И ныне услы­ши, Боже наш, молитву раба Твоего и моле­ние его и воз­зри светлым лицем Тво­им на опустошен­ное святилище Твое, ради Тебя, Го­с­по­ди. Дан.9:18 . Прикло­ни, Боже мой, ухо Твое и услы­ши, открой очи Твои и воз­зри на опустоше­ния наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы по­вергаем моле­ния наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое мило­сердие. Дан.9:19 . Го­с­по­ди! услы­ши; Го­с­по­ди! про­сти; Го­с­по­ди! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем». За исповеданием грехов народа и достойно ниспосланного за них наказания следует мольба о помиловании страждущего Израиля и прекращении плена. Эту просьбу пророк обосновывает прежде всего на великом деле освобождения евреев из Египта, как таком деле, через которое Господь утвердит заключенный с Авраамом завет за семенем его ( Исх.3:6 ). Ради же этого завета Господь неоднократно спасал Свой народ ( Пс.105:45–47 ; ср. Втор.9:26, 28 ). Другим основанием к мольбе пророка является тот факт, что из-за грехов народа находится в поругании Иерусалим ( Дан.9:16 ), на котором наречено имя Божие ( Дан.9:18–19 ). Но ради имени Своего Он не раз отлагал гнев Свой, ибо не допускает нарекания на него и ради Славы Своей удерживал Себя от истребления жестоковыйного народа ( Ис.48:9–11 ; ср. Чис.14:13–17 ; Втор.9:26, 28 ). Дан.9:20 . И когда я еще говорил и молил­ся, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и по­вергал мольбу мою пред Го­с­по­дом Богом мо­им о святой горе Бога моего; Дан.9:21 . когда я еще про­должал молитву, муж Гавриил, которого я видел пре­жде в виде­нии, быстро при­летев, коснул­ся меня около време­ни вечерней жертвы

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Что касается времен для торжественного совершения молитв, – пишет св. Киприан, епископ карфагенский († 258), – то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу. – Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы» 5 . Собственно храмовое богослужение со всесожжением обязательно совершалось ветхозаветными евреями только два раза в день – утром и вечером, или иначе – с часу (от восхода солнца) до трех и с девяти до двенадцати (до захода солнца), а по нашему счету – с шести до девяти часов утра и с трех часов пополудни до шести часов вечера 6 . Но частная домашняя молитва должна была совершаться еще и в полдень (по Талмуду – «тефилла минхи»), следовательно, три раза в день 7 , соответственно троекратному каждению в скинии 8 . Пример Давида показывает, что благочестивые евреи молились также и в другие часы дня и ночи, до семи крат в сутки ( Пс. 118:164 ); царь Давид и «в полночь вставал славословить» Бога ( Пс. 118:62 ), молитвой «предварял» он «рассвет» ( Пс. 118:147 ) и «утреннюю» стражу ( Пс. 118:148 ). Седмеричному числу молитвословий могут, в частности, соответствовать следующие молитвы: две шемы, указываемые в Талмуде, – утренняя и вечерняя, три тефиллы – утренняя (до полудня), тефилла мнихи (до вечера) и вечерняя (до поздней ночи); наконец, два жертвоприношения в храме. Кроме того, Талмуд указывает еще «добавочные» молитвы, которые можно было совершать во всякое время дня и ночи 9 . 2. Апостольские часы: третий, шестой и девятый Ветхозаветная практика, естественно, отразилась и на времени совершения новозаветной молитвы. Апостолы, как известно, поддерживали самую живую и тесную связь с родным для них иудейством. В силу этой связи они соблюдали и принятые у евреев часы молитвы. Так, мы видим, что апостолы молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); апостолы Петр и Иоанн идут вместе в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30); а «около шестого часа» (в полдень) ап. Петр, как повествует книга Деяний, «взошел на верх дома помолиться», и было ему видение ( Деян. 10:9 ). Конечно, апостолы молились и в другие часы; по завету Господа, они молились непрестанно ( Лук. 18:1 ; 1Солун. 5:17 ; Ефес. 6:18 ). Но часы – третий, шестой и девятый были часами молитвы по преимуществу, как сугубо знаменательные; ибо это были обычные часы ветхозаветной молитвы, и в эти же часы, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Эти составные части молитвы, как уже упомянуто, Писанием предлагаются рассеянно. Прославление заключается в 103-м псалме в следующих словах: «Господи Боже мой! Ты дивно велик. Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий. Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят». ( Пс.103:1–7 ). Но и в большей части этого псалма содержится прославление Отца. Этих прославлений каждый и сам может соделать более и увидеть, как составная часть молитвы – прославление – рассеяна во многих местах Писания. Примером благодарения может служить восклицание Давида во Второй книге Царств после обетований ( 2Цар.7:8–17 ), данных ему через Нафана, когда царь этот, объятый изумлением перед доказательствами милости к нему Божией, выразил свою благодарность за то в следующих словах: «кто я. Господи [мой]. Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого ещё мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил ещё о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи, мой Господи! Что ещё может сказать тебе Давид (то есть как мог бы я благодарность свою в словах выразить)? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи! Ради слова Твоего по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая всё это великое рабу Твоему. По всему велик Ты, Господи мой, Господи!» ( 2Цар.7:18–22 ). Пример исповедания грехов; «От всех беззаконий моих избавь меня» ( Пс.38:9 ). И в другом месте: «смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» ( Пс.37:6–7 ). Пример прошений в 27-м псалме: «Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду» ( Пс.27:3 ), и т. п. Справедливо, наконец, чтобы начатая прославлением молитва прославлением же и оканчивалась бы и заключалась, а именно возвеличиванием и прославлением Отца Вселенной через Иисуса Христа во Святом Духе, Которому слава во веки. Свщмч. Киприан Карфагенский

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

4Цар.18:33–35 ; Ис.36:18–19 ). Таким образом, вслед за изъявлением намерения и желания иудеев исповедать имя Бога своего и возвестить о чудесах Его (ст. 2), и Сам Господь, устами псалмопевца, как бы отвечает на исповедание Своим Божественным словом: Егда прииму время, т.е. когда наступит предназначенное Мною время (а оно скоро наступит), Я восстану и произведу праведный суд (Аз правоты возсужду, как и в Пс.9:9 ). Вся земля пришла в расстройство (растаяся); Ассирийское царство своими воинственными набегами и захватами навело страх на всех живущих на земле, но вот Я открою суд Свой и воздам каждому по достоинству и тогда утвержу (утвердих) столпы ея, т.е. снова установлю твердый и надлежащий порядок на земле. Св. отцы ( Василий Великий , Афанасий Александрийский ) под столпами, в пророческом смысле, разумеют здесь апостолов, которые косневшие в нечестии и идолопоклонстве народы утвердили в Христовой вере с. 59о; 3, с. 254]. Так и апостол Павел называет их (см. Гал.2:9 ), т.е. столпами Церкви. Рех значит: «я сказал», беззаконцующим и согрешающим – это относится к одним и тем же ассириянам. Рог значит: «сила, крепость, могущество» (о происхождении сего слова и его переносном значении см. в объяснении Пс.17 и Пс.43:6 ). Возносить рог свой значит «надеяться на свою силу», также – «гордиться силою и хвалиться ею». Так как Бог изрек Свою волю о возстании на суд и об утверждении пошатнувшихся оснований (столпов) земли (ст. 3–4), т.е. законов и властей в покоренных и ниспровергнутых царствах земных, то псалмопевец, от имени народа, напоминая врагам его эту Божественную угрозу, обращается к ним с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и от своей богохульной гордости, потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Он говорит, что напрасно нечестивые беззаконники думают разорить Иерусалим до основания: напрасно радуются тому, что иудеи, по их мнению, со всех сторон лишены помощи. Они не знают или забывают, что судьба всех народов, как и судьба одного человека, зависит от всемогущества Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Удрученный скорбью, пророк идет в пустыню – ту самую Аравийскую пустыню, по которой некогда странствовал народ Божий, и здесь под одним кустом растения дрока (евр. ротем, ср. ( Пс.119:4 ; Иов.30:4 ); LXX: ποκτω ´Ραθμν; Vulg.: subter juniperum; слав.: «под смерчием»; русск. синод: «под можжевеловым кустом») – растения, нередко встречающегося в Аравии и дающего употребительный там уголь ( Пс.119:4 ), – отдался чувству глубокой скорби и сожалению о неудачах своей пророческой миссии, и это чувство, в связи с пламенной ревностью по Боге (сравни стихи 10, 14), вылилось у пророка просьбой или молитвой к Богу о смерти – об отнятии у него высочайшего дара милости Божией – жизни (ср. ( Пс.60:7 ; Притч.3:2 ) и др.): жизнь его представлялась ему не выполняющею своего назначения, и потому смерти по примеру предков он просит у Бога. Это желание и прошение пророка не было выражением малодушия и ропота с его стороны, иначе он не удостоился бы двукратного послания ангела 22 (ст. 5, 7) для укрепления его и научения. Подкрепившись указанной ангелом пищей, пророк идет к горе Божией Хориву и в 40 дней достигает ее. Хорив (LXX: С ωρβ; евр. Хореб; Vulg.: Horeb, ( Исх.3:1,17:6,33:6 ; Втор.1:6,4:10 ; 3Цар.8:9 ) и др.) именуется горой Божией и нередко в Библии отождествляется с Синаем. Обыкновенно их различают тем, что за Хорив принимают весь горный узел между аади Шуеб, Раха и Леджа, а за Синай – отдельный высокий пик, поднимающийся над ним к югу (Onomastic, 975). Сравнительно небольшое пространство от пустыни, прилегающей к Вирсавии, до Хорива в земле Мадиама пророк прошел 40 дней – вероятно, с продолжительными остановками и уклонениями от прямого пути (для избежания преследователей); прямой же путь в указанном направлении не превышал 50 верст (по ( Втор.1:2 ) от Хорива до Кадес-Варни, лежащего несколько южнее Вирсавии, – 11 дней пути). 40 дней путешествия Илии к горе законодательства имеют аналогию с 40-дневным пребыванием Моисея на горе законодательства ( Исх.24:18 ), и как Моисей провел 40 дней без пищи и пития ( Исх.34:28 ; Втор.9:9,18,25,10:10 ), так можно думать, постился во время 40-дневного пути к Хориву и пророк Илия ( «подкрепившись тою пищею»; слав.: «иде в крепости яди тоя»; Vulg.: ambulavit in forti tudine cibi illius), страстно желая иметь Откровенние Божие о судьбе Израиля и собственной пророческой миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010