Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЧНОСТЬ одно из свойств Божиих ; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение к.-л. определенного бытия во времени. Понятие В. в главных чертах было сформировано в античной философии. Слово «В.» (αν) употреблялось в древнегреч. языке в широком смысле: эпоха; длительный исторический период; «век» как время в целом или как определенный космический цикл; иногда «век» как неопределенное во времени пребывание мира в одном и том же качественном состоянии. В ходе развития человеческой мысли понимание В. выводилось из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов, наполняющих эмпирический мир. Относительность этой долговечности приводила к представлению о вещах, к-рые продолжают существовать всегда, т. е. вечно. Отсюда закономерный переход к метафизическому понятию о В. как свойстве трансцендентного бытия. Это понятие, характерное не только для древнегреч., но и для древнеинд. философии (Упанишады), наиболее полное развитие получило в платонической традиции ( Plat. Tim.; Plot. Enn. III 7. 1-4; Procl. In Tim. 11). Представление о В. в Свящ. Писании В книгах ВЗ В. есть свойство безначального Божественного бытия, к-рое противопоставляется изменчивой и быстротекущей временной жизни (Пс 89. 5; 101. 12-13, 26-28). Вечным в собственном смысле этого слова, т. е. трансцендентным по отношению ко времени, Писание именует одного лишь Бога: как сотворившего «в начале» небо и землю (Быт 1. 1; ср.: Пс 89. 3); как вечно Живущего (Ис 57. 15; ср.: Пс 54. 20); как царствующего «во веки и в вечность» (Исх 15. 18; ср.: Иер 10. 10; Дан 7. 14, 27); как Первого и Последнего (Ис 48. 12), т. е. не имеющего ни начала, ни конца; как знающего «все прежде бытия его» (Дан 13. 42). Идея безусловной независимости Бога от категории времени подчеркивается и Его именем «Яхве» - Сущий (греч. ν), указывающим на непознаваемость, самобытность и абсолютную самодостаточность Божественной природы (Исх 3. 14; 17. 15). Иногда свойство В. переносится от естества Божия к Его действиям (Пс 32. 11; 118. 142, 144; 137. 8; Дан 7. 14, 27).

http://pravenc.ru/text/158324.html

Псалом 89 Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1 ; Нав. 14:6 ; Дан. 9 и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему. Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17). Пс.89:2 .  Господи! Ты нам прибежище в род и род. «Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем. Пс.89:4 .  Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят. Пс.89:5 .  Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Пс.89:6 .  Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 26. Непостижимость существа Божия и свойства Божия, открытые нам в священном писании Мы веруем, что Бог есть. Но что Он такое по Своему существу, это непостижимо для нас. О непостижимости существа Божия слово Божие говорить так: «Бога никтоже виде нигдеже»( Ин.1:18 ). «Бог во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может...»( 1Тим.6:16 ). «Во свете неприступнем», т.е. такого рода области бытия, куда не в силах проникнуть разум, как глаз не в состоянии проникнуть во внутреннюю область солнечного света. Поэтому, как говорил Спаситель, «никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сън» ( Мф.11:27 ). Но, с другой стороны, по свидетельству того же писания, Бог «дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» ( Ин. 5:20 ), и мы на основании ясных свидетельств писания можем составить некоторое понятие о существе и главных свойствах Божиих. Что же открывает нам слово Божие? Бог есть существо духовное, вечное, всеблагое, всеведущее, всеправедное, всемогущее, вездесущее, неизменяемое, вседовольное и всеблаженное. О духовности существа Божия Сам И. Христос говорить:«Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, духом и истиною достоин кланятися» ( Ин.4:24 ). Духовности существа Божия нисколько не противоречат те места св. писания, в которых приписываются Богу телесные члены, напр., сердце, очи, уши и руки. Эти выражения священных писателей о Боге необходимо понимать в переносном или духовном смысле. Так, очи и уши означают всеведение Божие, руки – всемогущество, сердце – любовь или благость Божию. О вечности Божьей свидетельствует прор. Давид: «Прежде даже горам не бьти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» ( Пс.89:2 ). О благости Божьей Сам И. Христос говорить: «Никтоже благ, токмо един Бог» ( Мф.19:17 ). О всеведении Божьем ап. Иоанн учит: «Бог есть Бог сердца нашего и знает всё» ( 1Ин 3:20 ). О правосудии Божьем прор. Давид говорить: «Праведен Господ и правды возлюби, правоты виде лице Его» ( Пс.10:7 ). О всемогуществе Божьем свидетельствует прор. Давид, указывая на сотворение мира одним словом Божьим. «Той рече, и быша; Той повеле, и создашася»( Пс. 32: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМИНЬ [евр.  ], богослужебная формула , имеющая значение подтверждения сказанного - «да будет так» (в LXX в большинстве случаев передается греч. γνοιτο). В ВЗ слово «А.» встречается 30 раз (если удвоенное А. в Числ 5. 22; Неем 8. 6; Пс 41. 14; 72. 19; 89. 53 принимать как единое, то 25 раз) и имеет характер респонсория (ответной аккламации). Наиболее раннее употребление - в церемонии проклятия за нарушение Божиего завета , когда народ или отдельный человек, произнося А., выражает свое согласие с грядущими наказаниями (напр., народ, собранный в Сихеме (Втор. 27. 15-26) или Неемией (Неем 5. 13); прор. Иеремия (заместительно) соглашается с проклятиями от имени всего народа (Иер 11. 5); женщина, подозреваемая в прелюбодеянии (Числ 5. 22)). Иногда слово «А.» входит в юридическую формулу, подтверждающую принятие на себя обязанностей или выражающую согласие с повелением: так, Ванея , получая от царя Давида приказ посадить на трон Соломона , отвечает: «Аминь, да скажет так Господь, Бог господина моего» (3 Цар 1. 36); ответ прор. Иеремии на предсказания о спасении лжепророка Анании: «Да будет так (евр. Аминь), да сотворит сие Господь!» (Иер 28. 6); в евр. остраконе , датируемом ок. 600 г. до Р. X., «уборщик урожая» жалуется на то, что у него отнимут верхнюю одежду, т. к. его заметили неработающим; на самом деле он успел выполнить работу и трижды подтверждает свои слова: «Мои братья (соработники) будут свидетельствовать в мою пользу: Аминь, я не виновен» (Theologisches Handwörterbuch zum Alten Testament/Hrsg. E. Jenni, C. Westermann. Münch.; Zürich, 1978. Bd. 1. Sp. 194). В послепленный период употребление А. встречается также в литургической формуле благословения в Неем 8. 6 (в сцене возобновления завета при первосвященнике Езре : «И благословил Езра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои»); в 1 Пар 16. 36 богослужебное употребление А. возводится ко времени царя Давида - в ответ на длинное восхваление народ отвечает: «Аминь! Аллилуия!». А. употребляется и как окончание книги - каждая из 4 книг Псалтири заканчивается ответом А. (Пс 41. 14; 72. 19; 89. 53; 106. 48).

http://pravenc.ru/text/114466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ [греч. Κυριακ τν Αγων Πντων], 1-я неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в к-рую совершается память всех святых. На Востоке появление памятей всех мучеников, или всех святых, относится по крайней мере к кон. IV - нач. V в. В проповеди свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы (PG. 50. Col. 705-712). Среди песнопений прп. Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая ( Bickell G. S. Ephraem Syri carmina Nisibena. Lpz., 1866. P. 23, 89). Сир. Лекционарий 411 г. указывает эту память в пятницу после Пасхи (A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia/ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. P. XVIII-XXVII. (CSCO; 485)). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V-VII вв., 22 янв. указана память всех мучеников с последованием на литургии: тропарь 4-го гласа «Радуйтесь, мученики Господни», чтения (прокимен из Пс 115, Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, Евр 12. 1-11, аллилуиарий со стихом из Пс 88, Ин 15. 20-16. 5a), тропарь 2-го гласа на умовение рук «Изначальные установления», тропарь 4-го гласа на перенесение Даров «Тебе жертва». Кроме того, 16 апр. в этом памятнике отмечается память «апостолов и всех святых, принявших их учение», без указания последования ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1]. P. 31-32; [Pars. 2]. P. 31; T. 2. [Pars. 1]. P. 2; [Pars. 2]. P. 5). Впосл. в правосл. Церкви установилась отмеченная уже у свт. Иоанна Златоуста традиция праздновать память всех святых в 1-е воскресенье после Пятидесятницы. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, В. с. н. указывает на то, что сонмы святых в разные эпохи просияли в мире по благодати Св. Духа. Все святые. Икона. XIX в. (мон-рь Симонопетра, Афон) Все святые. Икона. XIX в. (мон-рь Симонопетра, Афон)

http://pravenc.ru/text/155560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ [церковнослав.    ; греч. γρυπνα, παννυχς; лат. vigilia], в широком смысле слова - аскетическая практика, состоящая в отказе от сна и продолжительном молитвословии в ночное время суток; в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета. Ночная молитва в древней Церкви Хотя в ВЗ упоминаются молитвы среди ночи (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6), практики регулярной ночной молитвы в ветхозаветные времена не существовало. Первые сведения о регулярных ночных службах в иудейской традиции появляются в кумран. рукописях: согласно «Уставу общины», треть всех ночей года отводилась для собраний, на к-рых читалось Свящ. Писание, изучался Закон Моисеев и совершались некие благословения (1QS 6. 6-8). Кроме того, каждый член общины должен был совершать молитвословия в начале, в середине и в конце ночи (1QS 9. 26-10. 3; ср.: 4Q 503. Fr. 16). Филон Александрийский рассказывает об общине терапевтов, к-рые каждый 49-й день ожидали восхода солнца для совершения молитв ( Philo. De vita contempl. 89). В книгах НЗ неоднократно повествуется о том, как в особых случаях на протяжении всей ночи молились Иисус Христос (напр., перед избранием 12 апостолов (Лк 6. 12), перед Преображением (Лк 9. 28), в Гефсимании перед арестом (Мф 26. 36)) и апостолы (напр., Павел и Сила перед освобождением из темницы (Деян 16. 25)). О частых бдениях пишет ап. Павел (2 Кор 6. 5; 11. 27). Наставления бодрствовать, трезвиться и быть внимательными к себе, помня об искушениях, нападениях диавола и Втором пришествии Христовом, неоднократно встречаются в апостольских писаниях (1 Петр 5. 8; 1 Кор 16. 13; Кол 4. 2; 1 Фес 5. 6; Откр 3. 2, 3; 16. 15; ср.: Деян 20. 31). Для последующей христ. аскетической традиции и возникновения практики В. б. особое значение имеют наставления о непрестанной молитве (1 Фес 5. 17; Еф 6. 18).

http://pravenc.ru/text/всенощное ...

Незлобие Сказано: да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл ( Притч. 1:4 ) 89 . Незлобие понимаем двояко. Или разумеем отчуждение от греха, совершаемое рассудком. И когда долговременным попечением о добре и упражнением в нем как бы подсекаем в себе какой-то корень злобы, тогда по совершенном ее отъятии принимаем наименование незлобивого. Или незлобие есть неизведание еще зла, как иные, всего чаще по молодости или по роду жизни, не знают по опыту каких-нибудь пороков. Например: дитя не знает надмения, не знает притворства и плутовства. Опять, есть люди, живущие в деревне, которым неизвестны обманы в торговле и судебные кляузы. Таких называем незлобивыми не потому, что они по произволению далеки от порока, но потому, что опытом не доведены до лукавого навыка. Незлобивый в собственном смысле, каков был Давид, который говорит: а я ходил в незлобии моем ( Пс. 25:11 ), через упражнение в добродетели изгнал из души своей всякое лукавство и удостаивается наследия благ, потому что Господь не лишит благ ходящих незлобиво ( Пс. 83:12 ). Таковой с уверенностью скажет: суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих ( Пс. 25:1 ); и еще: суди меня, Господи, ибо я в незлобии своем ходил ( Пс. 7:9 ). Отличительные же черты незлобивого – простота, благородство, безыскусственность нрава. Таков был Иаков. Сказано: нелукав, живый в дому ( Быт. 25:27 ) 90 , то есть, обнаруживая в себе естественное простодушие, он не налагал на себя искусством прикрашенного вида, наподобие какой-нибудь личины, чтобы ввести в обман имевших с ним дело. Впрочем, здесь Соломон, кажется мне, называет незлобивым не изведавшего зла опытно, потому и говорит, что он имеет нужду в похвальной хитрости (panourgIa), чтобы при естественной невинности приобрести ему и житейскую опытность, и этой прекрасной хитростью оградившись как каким-то оружием, сделаться недоступным злоумышлению противников. Ибо, думаю, что совершенный должен быть разумен в рассуждении добра и невинен в рассуждении зла. Отсюда, как из некоторого источника, да почерпают незлобивые спасительную хитрость (1). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога – научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Бла­гословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается). Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» – Пс.89:1 ); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс.40:5: «Аз рех» – усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») – научение воле Его ( Пс.142:9 ). Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10 ), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утренний – возвращение к начально­му возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» ( Пс.35:10,11 ) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»). Нельзя не заметить, что указанная связь между отдельными предложениями настоящей длинной песни не очень тесная; переходы в ней от одной мысли к другой довольно неожиданны. Песнь состоит, собственно, из отрывочных молитвенных и хвалебных восклицаний, из которых каждое слишком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его. Все выражения взяты из Св. Писания, и оттуда выбраны самые сильные.

http://azbyka.ru/slavoslovie

Суббота, воскресение, Пятидесятница: двенадцать псалмов + молитвы + два чтения из Нового Завета Молитвы по псалмам Молитва между псалмами с кратким коленопреклонением. Больше стоя с воздетыми руками В молчании. Если кто кашлянул, зевнул, быстро заканчивали молитву: лучше краткие, но чаще, горячие к Богу Пение псалмов Двенадцать псалмов делят: по три псалма (для четырех братиев), по четыре и по шесть При пении чтец стоит, остальные на низких стульях молятся Коленопреклонений нет от вечера субботы до вечера воскресенья и всю Пятидесятницу Суточный круг 3-й, 6-й, 9-й – в Палестине, Месопотамии и на всем Востоке «определяются каждодневно тремя псалмами» Часы у египтян самоохотно совершаются во все продолжение дня вместе с рукоделием. Важнее служб, которые совершаются, понуждаемые уставом и билом в определенный час В Священном Писании: у пророка Даниила, в Ев (6, 9), Деян (3, 6, 9) Вечерняя «Да исправится… воздеяние руку моею – жертва вечерняя» (Пс. 140: 2) Та вечерняя жертва, которую Сам Он принес Отцу Своему воздеянием рук Своих за спасение всего мира на кресте Утренняя «…к Тебе утреннюю…» (Пс. 62: 1) Господь посылает в Свой виноградник работать: с раннего утра, в 3, 6, 9 и 11-й часы (святильничны=вечерня) 1-й час «Утренница». Установлен против обленения: после полунощницы до 3-го часа был отдых Некоторые ревностные братия ввели от старцев, чтобы выполнить назначенное пророком Давидом седмерично число богохвалений (см.: Пс. 118: 164) Определяются Пс. 50, 62, 89. После 1-го часа не спят Всенощное бдение Начинается с вечера предсубботнего. После сон только до 1-го часа 2 часа) Состав: поют три антифона (стоя) + отвечают на три псалма за канонархом (сидя) + три чтения (сидя) Умоляя телесный труд для большего напряжения ума Суббота, воскресенье: поста нет (Еккл.), чтобы подкрепить тело Суббота ночь – апостолы в бдении после распятия Воскресенье: до обеда только одно собрание «чести ради причащения Господня» – совмещают 3-й и 6-й часы, не умаляя ничего в последованиях молитвословий

http://pravoslavie.ru/31595.html

Ч. 3. 12. С. 447-491; Значение печатной книжной ошибки: Из беседы со старообрядцами//Там же. 1874. Ч. 1. 2. С. 219-225; По поводу газетного сообщения о запрещении иконописцам из не принадлежащих Церкви старообрядцев писать иконы для правосл. храмов//Там же. 4. С. 390-431; Два офиц. док-та о духовных действиях против раскола в Казанской епархии: [Донесения преосв. Антонию [Амфитеатрову]: годичный отчет; Отчет о собеседованиях со старообрядцами в с. Сюкееве]//Там же. Ч. 3. 10. С. 159-178; По поводу признания раскольничьих браков//Там же. 1875. Ч. 1. 1. С. 65-84; Новое изд. по изучению раскола «Братское слово»//Там же. 2. С. 169-186; Беседы со старообрядцами в трех селах Казанской епархии//Там же. Ч. 3. 10. С. 227-243; 11/12. С. 412-440; Присоединение из раскола к православию//Там же. 10. С. 244-247; Беседа со старообрядцами в с. Шонгуты Казанской епархии//Там же. 1876. Ч. 1. 1. С. 89-123; Мат-лы для характеристики секты, известной под именем «Сионский вестник»//Там же. Ч. 2. 5. С. 91-112; Сб. бесед со старообрядцами и др. сочинений, относящихся к старообрядчеству. Каз., 1877. Вып. 1; Новое желание майносцев получить законное священство: Письмо с Афона и ответ на него//ПС. 1878. Ч. 3. 11. С. 220-232; Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство//Там же. 1881. Ч. 3. 11. С. 171-207; Старообрядческие архиереи до Амвросия//Там же. С. 315-346; Измышленный старообрядческий собор: Разбор раскольнической рукописи//Там же. 1882. Ч. 1. 2. С. 167-193; Крит. разбор учения не приемлющих священства старообрядцев, о церкви и таинствах//Там же. Ч. 2. 5. С. 68-116; 6. С. 165-222; Ч. 3. 9. С. 49-114; 12. С. 395-406; 1883. Ч. 1. 2. С. 161-216; Каз., 1883, 18922; Из старообрядческого мира//Там же. 1883. Ч. 3. 11. С. 323-354; 1884. Ч. 3. 12. С. 323-368; 1885. Ч. 2. 6. С. 137-172; Ч. 3. 10. С. 156-171; Речь на освящении храма в с. Монгутах//Там же. 1884. Ч. 1. 1. С. 24-40; Новый единоверческий приход//Там же. Ч. 2. 6. С. 239-247; К вопросу о даровании раскольникам общегражданских прав и свободы в отправлении богослужения//Странник.

http://pravenc.ru/text/200509.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010