Изъяснение псалма 87-го. Пс.87:1 .  Песнь. Псалом, Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. «Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, О Маелефе еже отвещати, разума Еману Исраилтянину». Еман начальствовал над неким ликом поющих и песнословящих Бога. Словом: «отвещати» подается мысль о взаимно ответствующих чредах ликов. Пророчество же сие предвозвещает бедствия Иудеев и рабство в Вавилоне, но показывает также и болезни всего вкупе человеческаго рода после греха. Притом пророчество в псалме излагается в виде моления, приносимаго человеколюбивому Богу и Иудеями и вообще всеми. Молитва же сия приличествует наиболее благочестивым. Пс.87:2 .  Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою. Пс.87:3 .  Да внидет пред лице Твое молитва моя; приклони ухо Твое к молению моему. Пс.87:4 .  Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою»: «Да внидет пред Тя молитва моя». Знаю, что Ты, Владыка, – Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение. «Приклони ухо Твое к молению моему». «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол, ибо я при самой смерти и имею нужду в Твоей помощи. Пс.87:5 .  Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, «Привменен бых с низходящими в ров». В неизбежныя некия впал я бедствия, и не нахожу никакого избавления, но уподобляюсь тем, которые упали в ров, и не могут выйти. «Бых яко человек без помощи», лишен всякаго о мне промышления и попечения. Пс.87:6 .  Между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. «В мертвых свободь». Еще не дождавшись кончины, не прияв на себя рабства смерти, причисляю себя к сущим в мертвых. «Яко язвении спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени Быша». С словом: «бых» поставлено в связи и сие: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь», не прияв еще на себя рабства смерти, " бых яко язвен», получивший рану на войне и предаваемый погребению. Ибо Симмах выразил сие так: «что язвенные, лежащие во гробе, о которых не воспомянешь уже более, то же и те, которые сражены Твоею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 87 Пс.87:1 . Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману Израильтянину. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь псалма сыном Кореовым, начальнейшему певцу на перстобряцательном орудии махелаф, вразумляющая Емана Исраильтяныня ко умилению. СОДЕРЖАНИЕ Псалом сей содержит тяжчайшие вопли человека, зело скорбящаго и почти отчаяннаго, но купно показывает и непобедимое веры постоянство, с каковым сражается праведник против своих врагов: ибо и в самом глубочайшем мраке смерти вопиет к Богу, и требует Его помощи. Пс.87:2 . Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: Пс.87:3 . да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему. Пророк, нарицая Бога виновником спасения своего, умягчает жестокость скорби своея, заключает дверь отчаянию и располагает себя к терпению, а тем самым подает и нам пример, дабы не изнемогали под бременем зол. Воплем и непрестанным взыванием показывает, колико тщателен был к молитве. И хотя, может быть, не из всей гортани глас испускал, но глагол взывания не всуе употребил для означения усилия. В том же разуме сказаны и оныя слова: во дни и в нощи, не напрасно положено и оное местоимение, пред Тобою. Ибо хотя все вообще, будучи в прискорбных обстоятельствах, жалуются и стенают, но стенания свои не пред Богом изливают. Многие ищут сокровенных убежищ, где тайно ропщут на Бога и обвиняют Его в строгости, а иные вопли свои безразсудно на воздух испускают. Отсюду научаемся, что иметь Бога непрестанно пред очами и к Нему направлять молитвы есть редкая добродетель. Пс.87:4 . Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Пс.87:5 . Привменен бых с низходящими в ров: бых яко человек без помощи, Сими словами изъявляет Пророк великость скорби своея, так как бы сказал, что он не от неги, ниже от сладострастия толико вопиет; но ежели взято будет в разсуждение состояние его, то всяк увидит, что он справедливо прибегает к воплю, по причине собравшихся отовсюду чрезмерных бедствий. Первее убо вообще глаголет, что душа его исполнена множеством зол. Потом во особенности изображает, что жизнь его не далеко отстоит от гроба (ибо ад часто полагается за гроб). Но сие в следующем стихе сильнее увеличивает, где жалуется, что он сделался аки бездыханен. Ибо хотя и находился между живыми, но видел многия смерти, угрожавшия отовсюду, и столько же гробов, сколько предстоявших бед, от коих вскоре поглощен быть страшился. Наконец уподобляет себя человеку или мужу без крепости, дабы лучше засвидетельствовать, что жестокость зол была такая, которая всякаго, даже и самаго крепчайшаго человека сокрушила бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Вавилон Вавилон – от месить, смешивать, перемешивать, запутывать, ,=смешение, Βαβυλν; Babylon; Вавлнъ; Babel) Быт.10:10, 11:9 . 2Пар.32:31, 33:11, 36:6 ... 4Цар 17:24, 30, 20:12 ... 21:1... 25:1... 1Ездр.1:11, 2:1, 4:9, 5:12 . Неем.7:6 . 2Ездр.1:40 ... 4:44... 5:7. 6:16, 8:3. Есф.2:6 . . . Иез.23:15, 17 . Пс.86:4, 136:1, 8 . Дан.4:26–27 . 3Ездр.3:28 . 1Макк.6:4. Деян.7:43 . 1Пет.5:13 . Откр.14:8, 16:19, 17:5, 18:2, 10, 16, 21 . – Один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Хуша или Куша, потомком Хамовым, который город этот сделал столицей своего царства ( Быт.10:6–10 ). От имени этого города и вся земля эта стала называться Вавилонской или Вавилонией. Она называется также землей Немврода ( Мих.5:6 ), от имени основателя царства Вавилонского, и землей Халдеев ( Иер.24:5, 25:12 . Иез.12:13 ) – от господствующего здесь племени халдеев, с давних времен, вышедших с севера, с гор Армении, и поселившихся здесь и давших свое имя земле этой. Земля эта находилась в плодоносной равнине Сеннаарской, в бассейне Тигра и Евфрата, бывшей колыбелью человеческих обществ ( Быт.11:1–2 ). Вавилон лежал здесь, по обеим сторонам Евфрата, в 15 милях от Багдада, в 40 от Персидского залива и в 130 от Иерусалима. Название свое ( – смешение) имеет он оттого, что когда после потопа люди, достигнув этой местности, вздумали построить здесь город и башню до небес, чтобы прославиться, то Бог смесил их язык, так что они не могли продолжать строение и должны были рассеяться по всей земле ( Быт.11:1–9 ). По Геродоту, Вавилон расположен был по берегам Евфрата четырехугольником и весь обведен был глубоким рвом и необыкновенно высокой и толстой стеной (Сн. Иер.51:12, 58 ). Стороны этого четырехугольника в совокупности имели 12 немецких миль длины. Чрез стену его, имевшую 350 футов вышины и 87 футов ширины, вели в широкие и прямые улицы его 100 медных ворот, по 25-ти с каждой стороны. На стене находилось 250 башен. Посреди города протекал Евфрат. На одном берегу его возвышался храм Бела, или Вила; на другом – дворец царский, со знаменитыми висячими садами, разведенными на огромных возвышавшихся друг над другом, каменных, засыпанных землей террасах, утверждавшихся на сводах, поддерживаемых толстыми гранитными стенами или столбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Смерть (Death) Смерть – величайший враг человека, непреклонный и безжалостный косарь, не принимающий во внимание возраст или богатство. Она отнимает у родителей дорогих детей, заставляя оплакивать утрату до конца жизни. Она лишает жен и детей кормильца и защитника, делая вдов и сирот уязвимыми во враждебном мире. Она забирает стареющую супругу, оставляя седовласого мужчину без спутника жизни и ближайшего друга. Иногда она приходит внезапно и незаметно, в других случаях она приближается постепенно, как-бы подкрадываясь к беззащитной жертве или издеваясь над ней. Порой она производит массовое истребление, в других случаях выбирает жертву индивидуально. Она пользуется разными средствами и методами, но лишь крайне редко захват ею добычи не причиняет страданий и не внушает чувство ужаса. Власть, красота и богатство могут обычно преодолеть любое препятствие, но в случае со смертью они встречают достойного противника. Поэт XVIII века Томас Грей писал: «Гордость своим гербом, пышность власти, все это великолепие, все это богатство, которые они дают, ожидают неотвратимого часа; пути славы ведут только к могиле» («Элегия, написанная на сельском кладбище», станс 9). На древнем Ближнем Востоке, где появилась Библия, смерть называли «землей, из которой нет возврата» и рассматривали ее как неизбежное заключение в подземную темницу. В Ветхом Завете царство смерти (или шеол) изображается расположенным под землей, а вход в него сравнивается с глубоким рвом ( Пс.87:5–7 ). Спускающиеся в этот подземный мир отрезаются от Божьих славных дел и от сообщества веры ( Пс.6:6; 29:10; 87:11–13 ; Ис.38:18 ). За редкими и лишь временными исключениями (напр., 1Цар.28:12–15 ), путешествие в подземный мир совершается в один конец ( 2Цар.12:23 ). В хананейских мифах смерть изображается в виде ненасытного бога, постоянно требующего человеческой плоти и пожирающего ее. В одном их текстов смерть показана с «губой у земли и губой у неба... и языком до звезд» (Гибсон, 69). Свой аппетит смерть сравнивает с львиным и хвастается: «Когда я действительно хочу поедать “глину” [человеческую плоть], я ем ее полными горстями, будь то когда семь моих долей [число, выражающее полноту] уже в чаше или когда Нахар [речной бог, перевозящий мертвых с земли в подземный мир] еще не приготовил мне чашу» (Gibson, 68–69).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/библейские ...

Псалом 88 Воспевая милости великого Бога при воспоминании о великих и непреложных обетованиях Его вернейшему своему рабу – Давиду, вдохновенный псалмопевец молит, чтобы Господь оказал и ему, вместе с народом, милость – помощь против многочисленных врагов – гордых победителей, осквернивших Его «святыню», разоривших твердыню крепости города Давидова и совершенно унизивших израильский народ пред всеми соседними народами. 1. Разума Ефама Израильтянина. Составитель и певец этого учительного псалма левит Ефам был израильтянин, собственно эзрахит, как и Еман, ср. Пс.87:1 . 2–3. Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл ecu: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя. Воспоминание о милостях Божиих возбуждает в псалмопевце чувство глубокой благодарности, которую он и выражает в псалме: и если милость Божия простирается на все времена, то и псалом предназначается также на-век. Псалмопевец говорит: «милости Твои, Господи, я буду воспевать во веке, – в род и род, или – из рода в род буду возвещать истину Твою устами моими. Так как милость Божия состоит в обетованиях Божиих Давиду, а эти обетования непреложно истинны и простираются на все времена, то псалмопевец и дает обещание воспевать эту милость и вместе истину из поколения в поколение, – вечно, разумеется – в псалме, который содержит это обетование, величайшее из всех обетований и отраднейшее для всех поколений народа, а потому и составляющее для них предмет всегдашнего славословие. – Зане рекл ecu, – обетование это истинно, потому что Ты, Господи, Сам сказал: в веке милость созиждется, или – обетованная Тобою милость утвердится на век, ибо утвердит ее сила и власть Господа, содержащего весь мир. Ты утвердил эту милость – истину на небесах, следовательно, она ни для кого недоступна, ни кем ненарушима и будет существовать вечно, доколе стоит небо... – Разумеется, милость – истина, о которых говорит Господь, это есть истинный и вечный завет Божий с народом Израильским и, в частности, с Давидом, основанный на вере в грядущего Мессию – Спасителя мира, из племени Давидова. И этот завет не временный и подлежащий переменам, как у земных царей их договоры, а непреложный и вечный (ср. ст. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

...Человек, всегда смотрящий на грехи свои, не имеет языка, чтобы поговорить с каким-либо человеком (прп. авва Исаия , 89, 425). ...Грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе, как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других. Источник. Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – все это и гораздо еще большее число зол суть произведение языка. А те, которые отвергают уста своя на поругание славы Божией и неправду в высоту глаголют (ср.: Пс. 72, 8 ), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка! Итак, поскольку от словес своих осудишися ( Мф. 12, 37 ), то удержи язык твой от зла ( Пс. 33, 14 ) и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: Притч. 21, 6 ). Удержи и устне твои, еже не глаголати льсти ( Пс. 33, 14 ), т. е. сделай, чтобы целое орудие, данное тебе на служение слову, было свободно от действий лукавых (свт. Василий Великий , 5, 261–262). Источник. ...Управляй слухом и языком, чтобы одним не принять в себя чего вредного, а другим не выговорить чего запрещенного (свт. Василий Великий , 8, 190). Источник. Из сокровищ сердца уста предлагают снеди приходящим, и то, чем занят язык, показывает, что любит сердце: Христа или что-либо из настоящего века (прп. Ефрем Сирин , 30, 87–88). Источник. Слушай, возлюбленный: борец во время подвига сжимает уста свои; и ты сомкни уста свои для всего излишнего и будешь иметь упование (прп. Ефрем Сирин , 30, 158). Источник. Сад без ограды будет потоптан и опустеет; и кто не хранит уст своих, тот погубит плоды (прп. Ефрем Сирин , 30, 187). Источник. Охраняй язык свой от всякого зла, и уста твои, сотворенные для хвалы, да не произносят хульного слова (прп. Ефрем Сирин , 33, 265). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 30 Рахиль, огорченная неплодством, дает рабыню Валлу Иакову в качестве наложницы Быт.30:1 . И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была бездетна, а другая имела детей (ср. 1Цар. 1:2, 6 ; Втор. 21:15 и д.). Несвободна была от этого зла и семья Иакова: «были несовершенны и дочери мужа неблагочестивого, именовавшего богами истуканов. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак и говорит: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею» ( Лев.18:18 ); (блаженный Феодорит, отв. на вопр. 87). Требование детей у Иакова, помимо Бога, со стороны Рахили есть требование неразумное и неблагочестивое, «свойственное жене и душе, терзаемой ревностью» ( Иоанн Златоуст , Бес. 61, с. 601). Потому оно и вызывает гнев Иакова, хотя тягость бездетности у древних евреев делала его почти синонимом смерти (подобным этому бедствию считались только проказа и слепота, – также уподобляемые смерти), как и говорит здесь Рахиль, и это смягчает ее виновность. Быт.30:2 . Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Иаков обращает мысль Рахили к Богу, Виновнику всякой жизни и источнику размножения человечества путем рождений ( Быт. 1:28, 9:1, 7 ; Пс. 126:3 ). По древне-еврейскому воззрению (Beresch. r. par. 78, s. 355), Бог хранит три ключа, которых не передает ни Ангелу, ни серафиму: жизни и рождения ( 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9, 126:3 ); дождя или плодородия ( Втор. 28:12 ) и гроба и воскресения ( Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого (м. Филар., Зап. на кн. Бытия 2,65–66). Быт.30:3 . Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. По примеру Сарры, предложившей Аврааму Агарь ( Быт. 16:2 ), Рахиль отдает рабыню свою Валлу в качестве жены Иакову с тем, чтобы дети от этого брака родились «на колени» госпожи (ср. Быт. 30:3 ; Иов. 3:12 ), т.е. по усыновлению считались ее собственными детьми, – обычай, доселе существующий в Китае, у библейских же евреев вытекавший из того же страстного желания потомства, который мужа побуждал к полигамии (по крайней мере к бигамии), а жену заставлял решаться на такое самоотречение, как готовность временно уступить свои права в отношении мужа рабыне. Вместо: «чтобы я имела детей от нее» с евр. (ibbaneh): «чтобы я построила себе дом (потомство) от нее».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Послание 87(275). К Мефодию монаху Сколько твое достоинство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личного собеседования. Но так как написано: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он «исполнит», когда будет Ему угодно, «желание боящихся Его» ( Пс.144:19 ). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братиями нашими, Иларионом и Евстратием, при посредстве твоего благочестия. Но чтобы имеющее быть сказанным было удобопонятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ. «Вопрос 1». О пресвитерах, рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться? «Ответ». Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак, если упомянутые явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений. «Вопрос 2». О пресвитерах, рукоположенных в чужой области, в Сицилии: следует ли принимать таких? «Ответ». Этот вопрос подобен предыдущему и отличается от него тем, что речь идет о другом месте. Очевидно, что и ответ он будет иметь подобный. «Вопрос 3». О церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? «Ответ». Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: «се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел, хранитель тех мест, по словам Великого Василия 267 ; и такой храм стал обыкновенным домом. И " не войду, – говорит псалмопевец, – в собрание лукавых» ( Пс.25:5 ). И апостол говорит: «какая совместность храма Божия с идолами» ( 2Кор.6:16 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Л.П. Клименко Правда Правда – всякая добродетель: Принесите жертву правды и уповайте на Господа ( Пс.4:6 ). Под «правдою» должно разуметь не в собственном смысле правду, а вообще всякую добродетель (ЗТП. 26). – всякий праведный поступок: Господи, кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду ( Пс.14:1–2 ). Так как жизнь деятельная слишком разнообразна в своих проявлениях, то пророк назвал ее здесь вообще «правдою», так как правда проникает все добродетели. Правда же есть всякий праведный поступок. Сказавши сначала вообще о правде, пророк показывает далее в частности, в чем она должна состоять (ЗТП. 80). – праведность во Христе; закон Божий: Господи, настави мя правдою Твоею ( Пс.5:9 ). Руководи, говорит пророк, меня через Твоего Сына, Который, по апостолу, есть праведность и освящение и искупление наше ( 1Кор.1:30 ), – и в Твоем законе, который составляет праведность человеческую (ЗТП. 30). – расположение к правде; праведность; право; справедливость; невинность: Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых ( Пс.16:1 ). Обращаясь к Богу, пророк говорит: Услышь, Господи, взывающее к Тебе мое душевное расположение к правде, которое взывает к Тебе не словами, но самыми делами. Или же, быть может, пророк называет здесь «правдою» как бы некоторое свое право, опираясь на которое он желает быть судимым и которое вследствие этого самого полагает в основание своего судебного процесса. Возможно, что имеется в виду правда, праведность пророка и царя Давида (ЗТП. 87–88). Другой толковник выражение «правду мою» понимает как «мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях» (ТБЛ. I. 169). – внутренняя чистота: И воздаст ми Господь по правде моей ( Пс.17:21 ). Выражение «воздал Господь по правде моей» толковник понимает как «по моей внутренней чистоте, чистоте мыслей и побуждений» (ТБЛ. I. 172). – справедливость; Христова истина: Да возрадуются и возвеселятся хотящие правды моей! ( Пс.34:27 ). Пусть, говорит царь Давид, возвеселятся те, которые желают, чтобы воздана была мне справедливость. А справедливость моя состоит в том, чтобы не враждовали против меня напрасно, а вместо того берегли бы и любили ныне враждующие против меня, так как я тысячекратно благодетельствовал им. По изъяснению свт. Кирилла, «желающие правды» – это желающие не бывшей в законе правды, ибо она не беспорочна, но – совершеннейшей правды во Христе, подаваемой Христом от Бога и Отца (ЗТП. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010