Е.А. Авдеенко Кафизма XII Пс.85:14             Боже, [зло-]намеренные восстали на меня,                         и сборище устрашителей – ищут души моей,                         и они не поставляют Бога пред собою 454 . «[Зло-]намеренные» – те, кто грешат «намеренно» (наглые, гордые). «Намеренные» прегрешения отличали от совершенных по ошибке и от сокрытых для самого человека ( Пс.19 /18:14). «Сборище» эда – собрание. Существует «собрание праведных» ( Пс.1:5 ) и на оборотной стороне – «собрание злобствующих»: «окружили меня псы и собрание (сборище) злобствующих – обступили меня» ( Пс.22 /21:17). «Устрашители» – ср.: «да не будет более устрашать человек от земли» ( Пс.10:18 /9:39); «видел я нечестивца устрашающего» ( Пс.37 /36:35); «дочь Вавилона» способна – «устрашать» ( Ис.47:12 ). Ищут убить Помазанника те, чье «намерение» – во зле, те, кто «устрашают землю» глобально (как последний Вавилон), те, кто составили свое «собрание» (антицерковь) 455 . «Обижающий ближнего не представляет Бога пред своими глазами; и поступает так не в силу неведения – но вследствие дерзости. В собственном смысле это есть демоны» (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.85:17             Соделай со мной знамение во благо,                         и да видят ненавидящие меня и постыдятся,                         ибо Ты, Господи, помог мне и упокоил меня. «Соделай со мной знамение» – пусть знамение будет на мне или пусть я буду знамением. «Знамение во благо» – «Крест святой» (блж. Феодорит). «Да видят ненавидящие» – знамение будет всем видимо – без исключения, даже тем, кто ненавидит Помазанника. Христос сказал: «если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не сотворил, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего» ( Ин.15:24 ) 456 . " Ты помог» (азар) – первым «помощником» (езер) Адаму была жена, чтобы возникла Церковь ( Быт.2:18 ). «Ты упокоил» нихам – говорится не об утешении, но о том «покое», который приходит со Христом. Этот особый покой в Ветхом Завете был явлен в деле спасения, которое совершил Ной, чье имя Ноах было дано ему отцом со словами: «сей упокоит (нихам) нас от земли, которая проклята Яхве» ( Быт.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Первое отделение. Богослужение от недели всех святых до недели мытаря и фарисея I. Богослужение простодневное-седмичное Примечание. Порядок вседневных служб совершается по часослову и служебнику с дополнительными молитвами и песнями из октоиха и минеи. Так как по церковному Уставу суточные службы каждого дня начинаются с вечерних служб, то и последуем этому порядку. § 16. Начало церковных служб Девять церковных служб совершаются в течение суток в три раза, и в каждый по три службы, при чем первая из трех служб имеет полное начало, а две следующие за нею – неполное. Полное начало состоит из следующих молитвословий: иерей возглашат: Благословен Бог наш... чтец: Аминь, Слава тебгь, Боже наш... Царю Небесный... Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... Господи помилуй 12-ть... Слава и ныне... Приидите, поклонимся... Службы же, следующие за первою, начинаются с « Приидите, поклонимся... § 17. Вечерние службы: Девятый час, вечерня и повечерие. Чинопоследование девятого часа Полное начало; затем читаются псалмы: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи (пс. 83), Благоволил ecu , Господи, землю Твою... (пс. 84), Приклони, Господи, ухо Твое... (пс. 85), после псалмов: Слава и ныне... Аллилуия 3-жды, Господи помилуй 3-жды, слава: тропарь святому из минеи, и ныне: Богородичен часа: Иже нас ради рождейся от Девы... Не предаждь нас до конца, Трисвятое... Пресвятая Троице... Отче наш ... кондак святому из минеи. Господи помилуй 40... Иже на всякое время... Господи помилуй 3-жды.. Слава и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови отче. Иерей: Боже ущедри ны. Чтец – молитву: Владыко Господи Иисусе Христе 20 . Изъяснение В последовании 9-го часа церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Так в тропаре этого часа поется: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Во псалме " Коль возлюблена » пророчески возвещается, что Господь ради, крестной смерти Сына Божия, принесенной за спасение рода человеческого, грешникам кающимся подаст отпущение грехов и не лишит их небесного царствия: Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава XIX Ликование на небе и на земле, пение аллилуия небожителями по поводу наступившего брака Агнца с его невестою (1–8). Поклонение Иоанна Ангелу, пояснявшему видение (9–10). Видение Верного и Истинного на Белом коне, Его внешний вид, украшения и одеяние (11–16). Суд Божий над зверем, лжепророком и их поклонниками (17–21). Откр.19:1 .  После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! В 19 главе говорится о торжественной радости по поводу гибели Вавилона, ибо это событие предвозвещало близкое и окончательное торжество добра и истины. Св. тайнозритель слышит новый, громкий небесный (на небе в его противоположности земле) голос, т. е. звуки пения (ср. Откр.10:3, 16:18 ) исключительно блаженных Ангелов 85 с четырьмя серафимами – животными во главе ( Откр.4:8 ). Они взывают: «аллилуия» (с еврейского языка «хвалите Бога») (ср. Пс.105:48 ). Прославляют за спасение, которое нужно понимать в смысле совершенного избавления христианского общества от козней диавола. Под славою же нужно разуметь славу Божию, которая свойственна Богу от века; а сила, как Божественное всемогущество, есть основание этой победы, этого торжества. Откр.19:2 .  Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 .  И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 .  Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Третий стих содержит в себе повторение песни, но с присоединением нового основания этой хвалы Господа. Это то, что гибель Вавилона от десяти царей есть гибель вечная и окончательная, составляющая переход к вечному царству, ибо вечный дым говорит о вечном огне геенских мучений. Поэтому-то старцы и серафимы-животные падают и произносят: «аминь, аллилуия». ( Пс.105:48 ). Откр.19:5 .  И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Н. Василиадис Смерть до и после Христа Смерть была страшна до Христа Чтобы яснее показать результат триумфальной победы Богочеловека над смертью и адом, надо рассмотреть, как относились к смерти потомки Адама во времена Ветхого Завета. До Креста, Воскресения и телесного Вознесения Спасителя уже само имя смерти приводило людей в страх и трепет. Это было естественно. Ибо первозданный был осужден, так как Бог заповедал ему: »... Смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), а отделение души от тела называлось не только смертью, «но и адом». Во многих местах Ветхого Завета преселение от этого мира называется «смертью и адом». 522 Например, Патриарх Иаков говорил своим детям, вернувшимся из Египта, кроме Симеона, задержанного Иосифом: «Нет, я не дам вам Вениамина, ибо, если с ним что-нибудь случится, то вы сведете старость мою с печалию во ад ( Быт.42:36–38 ). И пророк Исаия говорил: «И разшир ад душу свою и развéрзе уста своя, еже не престáти», чтобы принимать и непрерывно пожирать мертвых ( Ис.5:14 ). Царь и пророк Давид воспевает Бога за то, что Он спас душу его от глубин мрачного ада и от верной смерти ( Пс.85:13 ). Сколь ужасной была смерть до Христа, видно и из отношения к ней ветхозаветных праведников. Ибо «прежде боялись смерти не только грешники, но и святые люди, имевшие великое дерзновение пред Богом [...]. Лик смерти прежде был страшен, и все ужасались ее и трепетали». 523 Приведем конкретные примеры. Почему Боговидец Моисей, великий пророк, вождь и законодатель Израиля, бежал из Египта и отправился в пустыню? Из-за страха смерти, полагает Златоуст. 524 Тот же святой отец, восхваляя веру, мужество и добродетель праведного Авраама, восхищаясь его доверием к Богу и абсолютным послушанием, отмечает, что были моменты, когда этот человек, «друг Божий», робел перед страхом смерти. Он предпочел, как говорит святитель Иоанн Златоуст , солгать египтянам, что Сарра была ему не женой, а сестрой. Он предпочел предать Сарру на прелюбодеяние (хотя Бог в итоге сохранил ее от этого унижения), чтобы самому спастись от смерти! ( Быт.12:11–13 ). Святой отец возвращается к этому событию не для того, как он говорит, чтобы обвинить праведного, но чтобы показать душевное устроение даже и праведных той эпохи в отношении к смерти. Ибо, как он замечает, лицо смерти было еще ужасно, не были еще сокрушены «врата медная», ее ядовитое жало «еще не было притуплено». 525

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Преподобный Феодор Студит. Поучение на день Пятидесятницы Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. 5 июня, 2004 Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу — Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, — да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый нисходит: не иной Бог (да не будет!), — но иной Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог… (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «яко Ты, Господи, помгл ми, и утешил мя еси» (Пс. 85, 17). Он утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе, примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом (2 Кор. 5, 20). Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе — на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: «Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-feodor-st...

Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Псалом 85 Пс.85:1 . Молитва Давиду. Приклони, Господи, ухо твое, и услыши мя: яко нищь и убог есмь аз. НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ Надписание показывает, что псалом сей содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыя вдохнул Бог Давиду, когда, по случаю гонения, находился он в горестных обстоятельствах и требовал Божия утешения. Ибо как был человек духовный и в училище Духа Святаго наставленный, то когда угнетаем был различными скорбьми, не искал утешения от вещей сотворенных, но к Богу, источнику всякия утехи, чрез умозрение и молитву притекал. ТОЛКОВАНИЕ Начинает молитву от величества Божия и от своего смирения, ведая, что сей образ моления есть наилучший и способнейший к испрошению желаемаго, ибо молитва смиреннаго проходит небеса ( Сир. 35:17 ). Приклони, глаголет, ухо Твое, то есть, Ты, Который живеши на высоких, приклони ко мне, сущему в дольних, слух Твой, и услыши мя. Потом дает причину, чего ради сказал, приклони ухо Твое: яко нищ, глаголет, и убог есмь аз. Нищим и убогим нарицает себя не потому, аки бы не имел богатства, но понеже не гордился оным и не почитал за велико, но весь от Бога зависел, в Котором и надежду свою и вся благая полагал, ведая, что он без Него ничтоже есть и ничтоже может. Блаженный Августин весьма прилично замечает здесь, что убогий Лазарь не ради убожества своего, но ради смирения вознесен был от Ангелов на лоно Авраама, и что роскошный богач оный погребен был во аде не ради богатства, но ради гордости. Иначе и сам Авраам, который зело был богат, погребен бы был во аде; но понеже прахом и перстию себя нарицал ( Быт. 18:27 ) и заповеди Господни так прилежно хранил, что не токмо богатство, но и самаго сына единороднаго, для котораго оное хранил, Бога ради на жертву принесть весьма был готов: сего ради не токмо на место прохладно по смерти отведен, но и в недра его собирались все умиравшие тогда о Господе. Пс.85:2 . Сохрани душу мою, яко преподобен есмь: спаси раба твоего, Боже мой, уповающаго на тя. Приводит другия две причины, коими испрашивает себе у Бога помощи, то есть, кротость свою и снисхождение к ближнему, потом надежду, которую возлагал на Бога. А хотя в первом члене некоторое, по-видимому, достоинство представляет, но сие творит не для того, аки бы гордился своими добродетелями, но для изъявления своея невинности. Ибо упоминая о кротости, жалуется на врагов, которые невиннаго человека, да еще и услуги оказавшаго им, не меньше несправедливо, коль безчеловечно озлобляли. А как и сам Бог в слове Своем обещал, что Он невинным и благочестие любящим людям всегда будет Покровителем, то Давид не без причины о кротости своей свидетельствует, дабы показать, что враги неправедную мзду ему воздают, когда к кроткому человеку толь жестокосерды. Но понеже одна кротость не довлеет в лукавом мире живущему человеку, сего ради присовокупляется упование на Бога, яко матерь благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Слово сие находится в числе тех десяти поучений блаженного Августина , рукописи коих недавно отысканы в библиотеке, принадлежащей монастырю Кассино, и напечатаны в Риме в 1819 году. Мы слышали в святом Евангелии спасительнейшую заповедь прощать брату, который согрешит против нас. Не довольно сделать сие однажды, напротив всякий раз, когда только согрешит против нас ближний, мы должны прощать ему, если он будет просить у нас прощения. И аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, остави ему ( Лк.17:4 ). Когда ты слышишь, что должно прощать семь раз в день; то разумей, что это значит всегда: ибо седмеричное число обыкновенно приемлется в значении всеобщности. В сем-то значении говорится: седмерицею падет праведный, и востанет ( Притч.24:16 ); т. е. сколь многим ни подвергался бы праведник напастям, никогда не оставляется без помощи, но бывает избавляем от всех своих бедствий. В том же смысле говорится: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). Выражение: седмерицею днем, однознаменательно с другим местом Писания: выну хвала Его во устех моих ( Пс.33:2 ). Ибо не тогда только мы прославляем Господа, когда произносим устами хвалу Ему, а безмолвствуя, будто уже и не хвалим Его; напротив всеми добрыми мыслями, всеми действиями и расположениями нашими мы хвалим Того, от Кого прияли сии дары. Мы знаем, что Апостолы просили, да приложится им вера ( Лк.17:5 ). Ужели ж сами они произвели в себе начатки веры, а от Бога просили только умножения оной? Нет, Они молились, чтобы Тот, Кто начал, Сам и совершил начатое, как говорит Апостол: начный дело блого в вас, совершит е ( Флп.1:6 ). И что иное показывает, возлюбленные, недавно петый нами псалом: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 )? Давид не говорит: введи меня на путь Твой, – хотя и сие творит Сам же Господь; но он молит о том, дабы Бог , введя его на путь свой, не оставлял уже никогда. Следственно мало того, чтобы ввесть только на путь; надобно еще и провесть по сему пути, и привесть в отечество. Итак, поскольку всякое благо приемлется нами от Бога; то каждый раз, когда только совершаем доброе дело, с мыслию о Подателе всех благ, – мы хвалим Бога. Если же, провождая добродетельную жизнь, мы непрестанно хвалим Бога: то и благословим Господа на всякое время, и хвала Его выну да будет во устех наших. – Седмерицею днем хвалих Тя, говорит Пророк, разумея под седмеричным числом всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 85 Этот псалом содержит молитву Давида к Богу об избавлении от переживаемых им опасностей при преследовании врагов. Общность описания своего состояния и отсутствие каких-либо точных исторических указаний на время происхождения псалма дают одинаковое основание считать его написанным или в гонения от Саула, или от Авессалома. Последнее вероятней, так как восставших на него Давид называет «скопищем мятежников» ( Пс. 85:14 ), каковыми были все его враги в восстание Авессалома, так как они шли против своего законного царя. Услышь и защити, Господи, меня уповающего только на Твою милость, так как Ты благ ко всем призывающим Тебя (1–6). В день скорби я обращаюсь к Тебе, как единому истинному Богу, пред которым преклонятся все народы (7–10). Наставь меня, Господи, следовать истине Твоей и я восхвалю Тебя за Твое спасение (11–13). Враги мятежные восстали на меня и я обращаюсь к Тебе многомилостивому: помилуй, спаси меня и устыди врагов (14–17). Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ. «Беден и нищ» – нахожусь в бедственном, материально-обездоленном положении и беззащитном. Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою, Дай мне веселье, спаси меня от врагов. Ищу защиты от Тебя, так как только Тебе одному я посвятил свою жизнь ( «к Тебе возношу душу мою») и Тебе ее вверяю. Пс.85:7 .  В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня. Так как моя надежда на Тебя искренняя и глубокая, то я уверен, что Ты услышишь мою молитву. Пс.85:8 .  Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Пс.85:9 .  Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, Пс.85:10 .  ибо Ты велик и творишь чудеса, – Ты, Боже, един Ты. Содержат ясное и точное исповедание веры Давида – Ты, Господи, единый и истинный Бог, неизмеримо превосходящий языческих божеств. Эта истина, содержимая сейчас только евреями, со временем сделается достоянием всего мира и всех народов. Пс.85:11 .  Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17. О Крестном знамении Крестное знамение есть благодатное священнодействие, совершаемое каждым христианином для укрепления себя в вере и исповедании ее, для напоминания о страданиях Христовых и победе над диаволом, для ограждения и избавления себя от лукавого. Предсказания о крестном знамении в Ветхом Завете: «Вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение» ( Ис.66:18–19 ). «И сказал Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (в греческой и еврейской Библиях сказано: начертай букву «тав», которая по-еврейски писалась в виде креста) ( Иез.9:4 ). «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся» ( Пс.85:17 ). Верующие во Христа, действительно, получают печать Бога живого на лицах, то есть, крестное знамение: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда на земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных»... ( Откр.7:2–4 ). «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр.14:1 ). Крестное знамение есть прославление Троицы и душевно, и телесно: Апостол говорит: «вы куплены дорогою ценою (крестными страданиями). Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). Руки могут участвовать в молитве: «прострут руки свои к святилищу» ( 3Цар.8:38 ). «Услышь... когда поднимаю руки мои ко храму святому Твоему» ( Пс.27:2 ). «Желаю чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Руками молиться не нужно, потому что Бог «не требует служения рук человеческих». Православный ответ: Если так понимать, тогда и Евангелие, написанное руками, не нужно. Здесь лишь говорится, что человек руками своими Богу ничего не поможет, потому что Богу в этом нужды нет. А крестимся мы для себя, а не для Бога. Если руками нельзя славословить Бога, тогда зачем написано: 1Тим.2:8 : «желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения»?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010