Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Церковь Церковь есть дом Бога Живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ. Церковь есть дом Божий. Церковь – невеста Христова. Церковь есть тело Христово. Церковь – собрание верующих. Церковь многие народы включает. Церковь – гора Господня Сион. Церковь – матерь верных. Церковь – виноград. Церковь – двор овчий. Церковь – корабль. Церковь – свята, поэтому члены ее должны стремиться к святости. Церковь управляется Христом Церковь борется против врагов. РАССУЖДЕНИЕ о высоте Церкви вселяет УТЕШЕНИЕ и РАДОСТЬ. Кто обеты Крещения нарушает и против совести поступает, тот вне Церкви. Кто Церковь не слушает, тому Христос не Пастырь и тот не Христов. Порочно живущие вне Церкви пребывают. ХРИСТИАНИН, если не очищается от грехов ПОКАЯНИЕМ, то он не член Церкви. Церковь принимает в общение через покаяние. Церковь подобна госпиталю. Входящие в Церковь изменяют свои нравы. НЕРАДЕНИЕМ христианин уходит из Церкви (8, с.1153–1158). Все то, что установлено Святой Церковью, свято и не должно ни в ком вызывать какого-либо сомнения (5, с.59). Чего требует от нас Святая Церковь Облечемся в ризу спасения, восприимем на себя спасительное иго Христово и понесем его с радостью, без ропота, во смирении сердца. Именно этого от нас требуют заповеди Христовы и Святая Церковь (Там же, с.77). Только в Православной Церкви мы найдем залог вечного спасения – Святые Тайны (Там же, с.84) Несомненно, что человек, стремящийся ко Спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. Это наиболее важный пункт Христианского учения о спасении (6, с.90). Церковь до грехопадения. Церковь и мироздание По мысли святителя Филарета, в начале Церковь составляли небо и земля вкупе, или небо на земле. Падение человека сделало ее землею необразован­ной и пустой. Тьма покрыла ее так, как бы она совсем соединилась с бездною отпадших духов. Но Дух Божий носился над водами, над племенами челове­ческими, погибавшими во Адаме, и благодать осенила его Бог послал ему свет откровения и Искупителя и разлучил Царство Света от царства тьмы, верующего человека от нераскаянного диавола, семя жены от семени змия, племя Сифа от племени Каина, дом Ноя от растленного вконец древнего мира. Далее святитель, проникая в глубь Божественного домостроительства, говорит, что как была устроена твердь соизволением Божиим, так и Церковь , то есть общество людей, которое бы возвещало всем славу Божию и Его могущество ( Пс.18,1–5 ) (7, с.432–433).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Крест – сокращение нашей Веры, Надежды и Любви Не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор.2:2 ). Вся жизнь нашего Господа была как бы одною непрерывною проповедью людям. Он обходил грады и веси, проповедуя Евангелие царствия ( Мф.9:35 ); Он учил в храме и частных домах, учил на сонмищах и в пустыне, учил везде, утверждая: «на сие бо изыдох» ( Мк.1:58 ). Вот, наконец, Он учит нас самое своею смертию на кресте... И как учит! Братие! Не напрасно св. апостол свидетельствовал о себе пред учениками своими: «не судих ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята». В этих словах заключается глубочайшая истина: на кресте нашего Господа начертана для нас сущность всего Евангелия. Здесь, во-первых, сокращение закона веры. Хотите ли, сколько возможно, яснее уразуметь то, что возвещает нам св. вера о Боге? Воззрите на крест. Не осязательнейшим ли образом открывается здесь пред нами тайна Троичности? Кто на кресте приносит себя в жертву? Сын. Кто приемлет сию жертву? Отец. С какою целью приносится она? С тою, чтобы стяжать нам грешным благодать Святаго Духа ( Ин.16:7 ). Не осязательнейшим ли образом открываются здесь пред нами и высочайшие совершенства Божии? О, по истине, бесконечно велик Бог наш, когда для восстановления славы Его на земле, надлежало Самому Сыну Божию, Господу славы, Себя умалить, зрак раба принять и смирить Себя «даже до смерти, смерти же крестныя?» ( Флп.2:8 ). По истине, бесконечно – свят Бог наш, когда, за оскорбление всесвятой воли Его нашими беззакониями, потребовалась такая необычайная умилостивительная жертва! По истине, бесконечно – благ Бог наш, когда для спасения нас, бывших врагами Его, Он Самого «Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин.3:16 ). А как беспредельно, с другой стороны, Его правосудие, когда не удержался Он излить всю чашу гнева Своего даже на главу Своего возлюбленного Сына, благоволившего принять на Себя наши грехи! Как беспредельна Его премудрость, изобретшая для искупления нас такое средство, о котором никакой ум сотворенный не мог и помыслить, и в котором столь изумительно «милость и истина Божия сретостася, правда и мир облобызастася» ( Пс.84:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Часть 2 О лукавстве, злонравии и лжи    Вопрос 58. Умышленно ли только солгавший подлежит суду, или и тот, кто по неведению сказал нечто несогласное с истиною? Ответ. Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лук.12,48 ). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха.    Вопрос 59. Если кто задумает сделать что-нибудь, и не сделает; ужели и он судится, как лжец? Ответ. Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только, как лжец, но и как непокорный, потому что «испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» ( Пс.7, 10 ).    Вопрос 76. Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Ответ. Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от дьявола ( Иоан.8, 44 ), не показывая никакого различия во лжи. И Апостол также свидетельствует, написав: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2, 5 ).    Вопрос 77. Что такое лукавство, и что такое злонравие ( Римл.1, 29 )? Ответ. Злонравие, как полагаю, есть самое первое и скрытое повреждение нрава, а лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел.    Вопрос 78. Кто «изобретательны на зло» ( Римл. 1, 30 )? Ответ. Те, которые сверх обыкновенных и известных у многих зол, придумывают и изобретают какие ни есть другие.    Вопрос 84. Если кто, имея нрав мятежный и буйный, когда осуждают его за сие, скажет, что Бог сотворил одних хорошими, а других худыми, то хорошо ли он говорит? Ответ. Это мудрование давно осуждено, как еретическое, потому что оно и хульно, и нечестиво, и душу делает поползновенною ко греху. Посему таковой или да исправится, или «дабы изъят был из среды» ( 1Кор. 5, 2 ); чтобы не случилось сего: «что малая закваска квасит все тесто» ( 1Кор.5 6). Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГТГ) В памятниках древнего доиконоборческого иерусалимского богослужения 3-е воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию Иосифа Аримафейского и Никодима, тогда как память жен-мироносиц празднуется во вторник, накануне этого дня (см.: Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 428-429); в цикле неподвижных праздников 2-й из этих памятей условно соответствует 25 апр. (Ibid. P. 207-208); 1-я память также имеет соответствие среди фиксированных дат - 31 авг. (Ibid. P. 317-318). В к-польских памятниках иконоборческой и послеиконоборческой эпох память жен-мироносиц присоединяется к памяти святых Иосифа и Никодима. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 114-116) 3-е воскресенье по Пасхе посвящено памяти прав. Иосифа, св. Никодима, а также Марии Магдалины и др. учениц Христовых. На Пс 50 утрени поются тропари 2-го гласа Ο εσχμων Ιωσφ, π το ξλου καθελν (          ), Τν μαθητν σου χορς σν μυροφροις γυναιξν (            ); на литургии: прокимен из Пс 149, Апостол из Деян (6. 1-7), аллилуиарий со стихом из Пс 131. 1-2, Евангелие из Мк (15. 43 - 16. 8), причастен Пс 32. 1. В позднейших памятниках память жен-мироносиц выходит на первое место и встает перед именами святых Иосифа и Никодима; тем не менее основным содержанием песнопений Ж.-м. Н. остается прославление Воскресения Христова. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 264-265), лучше всего отражающему первоначальную студийскую практику, в Ж.-м. Н. соединяются последования воскресное Октоиха и Триоди (песнопения в честь Ж.-м. Н., прав. Иосифа и св. Никодима). Женам-мироносицам посвящены 2 стихиры на вечерней стиховне и 1 - на утренней, после стихословия Псалтири на утрене поются седальны     и             затем степенны 2-го гласа, прокимен и «Всякое дыхание» 2-го гласа и Евангелие воскресное 4-е (Лк 24. 1-12). Поется канон из службы Великой субботы , после 6-й песни - кондак Ж.-м. Н. 2-го гласа        , после 9-й песни - светилен Ж.-м. Н. В качестве тропаря дня на вечерне и утрене поется     На литургии на блаженнах поется трипеснец (в действительности четверопеснец) Великой субботы, прокимен из Пс 15, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Апостол и Евангелие - те же, что и по Типикону Великой ц., причастен не указан. Песнопения в честь жен-мироносиц продолжают исполняться на богослужениях будних дней после Ж.-м. Н.

http://pravenc.ru/text/182225.html

Утром называет пророк воплощение Бога и Спасителя нашего, потому что из него воссияет свет истины. О нем по всей вселен­ной устами всех поет блаженный Давид, прославляя божественные благодеяния. " Ибо велика, превыше небес, милость Твоя, и до облаков истина Твоя» ( Пс.107:5 ). Величие Твоей милости превосходит высоту небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. Мы уже сказали, что облаками он называет и пророков, и апостолов, и облеченных благодатию учительства, потому что они, подобно каким-то, облакам приносят людям духовное орошение, и чрез них мы научаемся догматам истины. Милостью же и истиной называется тайна домостроительства Христова, как этот же пророк говорил в другом месте: «милость и истина встретились» во едино ( Пс.84:11 ). Божество Христа и человечество встретились в воплощении Слова. Милость относится к божеству воплотившегося Слова, потому что оно именно помиловало свое создание, а истина – к плоти, потому что не призрачно, как ду­мают некоторые из еретиков, но истинно и действительно Бог Слово воплотился. В разъяснение этого Давид опять говорил: «истина от земли воссияла», разумея человечество Господа, от нашей земли, оче­видно – человечества, воссиявшее. Конечно, на небесах божество Хри­ста было велико и окружено славой, которую Он приобрел Себе Своими делами, но на земле оно было неведомо и прикрыто тенью плоти. " Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле (да будет) слава Твоя!» ( Пс.107:6 ). Это и бла­женный Аввакум сказал: «покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» ( Авв.3:3 ). Это же блаженный Давид говорил в восьмом псалме: «Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось ...выше небес» ( Пс.8:2 ). След., «вознесись» – сказано в смысле: покажи Себя высоким, высшим всего, и пусть вся земля узнает Твою славу. «Да избавятся возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь мен я» ( Пс.107:7 ). Просит, чтобы скорее наступила Его благодать и чтобы Вознесшийся на небеса явил Свою славу по всей земле, чтобы были спасены те, которые могут говорить: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа», Господа Нашего ( Ефес.1:4–5 ). Возлюбленные же Божии суть люди, спасенные любовью Его к роду нашему; их именно, вознесшись на небеса, Он освободил от древ­него плена, как говорит Павел: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» ( Ефес.4:8 ). Десницей же Божией называет Его благое действие или Духа Святого, так как Он на­зывается и перстом Божиим в силу того, что Троица имеет единое существо, силу и действие. Итак, пророк просит, чтобы мы были спасены и услышаны Духом Святым, чтобы нам сделаться духов­ными и участниками божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Разделы портала «Азбука веры» Дни творения – дни или периоды (временные промежутки), в которые Бог  сотворил мир. Библейское повествование о мироздании указывает, что мир был сотворен за шесть дней. С одной стороны, Откровение допускает буквальное понимание библейского дня. С другой стороны, позволяет рассматривать его как период. Понимание библейского дня как хронологической единицы нашего времени чрезвычайно распространено в христианской традиции. Вместе с тем, такое понимание имеет определенные особенности. Оно должно быть согласовано с тем фактом, что состояние мироздания – флоры, фауны и самого человека в эти дни было качественным иным. Дело в том, что в сотворенном Богом мире отсутствовала смерть. Следовательно, если эти дни и совпадали с нашими 24-часовыми временными промежутками, то по сущности все же отличались от них, ибо весь материальный мир был лишен физического тления, гибели и деградации. Преподобный Ефрем Сирин отмечает, что растения, «во время сотворения своего, были порождения одного мгновения, но по виду казались порождениями месяцев и годов». Также и «животные, птицы и человек были вместе и стары и молоды, стары – по виду членов и составов их, молоды – по времени своего сотворения». Методы, основанные, в частности, на геологических данных, естественно, не могут учитывать, что при творении все процессы протекали гораздо быстрее, чем сейчас, и потому могут давать завышенные результаты при определении возраста Вселенной. Понимание библейского дня как иной хронологической единицы восходит к словам Псалтири: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ), а также к самому библейскому слову «йом» (день), которое в еврейском языке означает не только сутки, но и вообще некоторый ограниченный промежуток времени (См. также Быт.2:4 ; Исх.10:6 ; Лев.7:35-36 ; Чис.7:10, 84 ; Втор.9:24, 31:17-18, 32:7 , где слово «день» употребляется в более широком смысле). В таком случае богословы рассматривают шесть дней творения как шесть основных эпох становления мироздания.

http://azbyka.ru/dni-tvoreniya

     Доклад Митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, доцента Киевской духовной академии, на Международной научно-практической конференции “Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы” в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре 19 октября 2021 г. Что такое пастырский кризис Пастырское служение, стоящее в центре внимания нашей конференции, и связанные с ним вопросы всегда относились к самой сердцевине жизни Церкви. Сам Господь Иисус Христос дал Церкви пастырей (Еф. 4, 11-16), чтобы те сделали каждого христианина пригодным для Царствия Божия, и, таким образом, для себя стяжали обильные дары от Пастыреначальника – Христа (Евр. 13, 17; 1Петр. 5, 4; 1Тим. 4, 7-8), Который стоит во главе пастырей, являющихся Ему со-пастырями (1Петр. 5,1). Говоря о пастырях, мы в первую очередь имеем в виду епископов, поскольку именно на них почивает полнота священства. Именно на епископах лежит обязанность созидать Церковь через совершение таинств, учительство и управление, а поэтому без епископа не может быть и Церкви. Епископ присутствует во всех приходских общинах в лице своих священников, которых он поставил на пастырское служение, и которым делегировал часть своей духовной власти и полномочий – подобно тому, как апостолы Христовы поставили в каждой общине пастырей (Деян. 14, 23; Тит. 1, 5), наделив их духовными полномочиями, и которым вменялось в обязанность руководить пасомых ко спасению (1Ин. 3, 16-18; 1Ин. 5, 16; Гал. 6, 1-2; Евр. 12, 15-16), в случае нужды обличая (Мф. 18, 15), наставляя (Евр. 3, 12-13), утешая (1Фес. 5, 14), научая (Кол. 3, 16) и помогая (Гал. 6, 10; Мф. 25, 31-36). Именно со священниками чаще всего сталкиваются приходящие в Церковь люди, как верующие, так далекие от христианской жизни, а потому именно священников мы будем иметь в виду в этом докладе, говоря о пастырях и подстерегающих их кризисах. Определившись с первым понятием нашего доклада – кто есть пастырь, дадим определение второму. Слово кризис – древнегреческого происхождения, и означает суд, приговор, поворотный пункт. Следовательно, пастырский кризис правильно будет рассматривать как испытание, посылаемое пастырю от Бога, поворотный пункт в священническом служении, долженствующий стать очередной ступенькой в «восхождении от силы в силу» (Пс. 84, 7). История праведного Иова показывает, что Бог попускает искушения для испытания и совершенствования Своих избранников, лишь на некоторое время отнимая от них Свою защиту, а без неё человек беззащитен перед диаволом, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).

http://pravoslavie.ru/142498.html

Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима (версия для печати)/Православие.Ru Рождественское послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима Православие.Ru , 6 января 2004 г. / С Рождеством Христовым! «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». (Лк. 2, 10-11) Возлюбленные о Господе чада нашей святой Церкви! Дорогие соотечественники! Торжественный колокольный звон оглашает сегодня нашу родную землю. В благоукрашенных храмах празднично раздаются благозвучные мотивы ангельского рождественского славословия: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Собранные в Божием доме, мы молитвенно прославляем Родившегося «Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира» (Ис. 9, 6). В душах и сердцах наших изобильно струятся потоки великой духовной радости, бьющие ключом из живоносного источника светлого Христова Рождества. Исполнились слова богопросвещенного святого пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис. 7, 14). Мы радуемся, потому что истина возникла из земли и правда приникла с небес (Пс. 84, 12). Мы ликуем, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Святой евангелист Иоанн свидетельствует: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Осуществляется предвечный и премудрый Божий промысел о нашем спасении. Сын Божий воплощается и становится Сыном Человеческим, дабы и мы, грешные люди, по благодати стали сынами Божьими. Через Голгофскую искупительную жертву Спасителя мы получили прощение грехов, примирились с Богом, приняли Духа на усыновление и стали через Иисуса Христа наследниками Божьими (Гал. 4, 5-7). Рождающийся «во граде Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11), благодатно озаряет омраченные грехом души и очерствевшие человеческие сердца. Он возвещает любовь, мир, свободу, братство, правду и человеколюбие. Спаситель указал нам путь к сокровенному для всякого верующего человека нравственный идеал – Царствие Божие, которое есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). К этому Небесному Царству мы призваны, потому что во Христе Иисусе все мы едины (Гал. 3, 28), потому что один у нас Учитель – Христос, а все мы братья (Мф. 23, 8).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010