Изъяснение псалма 8-го. Пс.8:1 .  Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида. «В конец о точилех, псалом Давиду». Надобно знать, что в каждом псалме, в котором Седмьдесять употребили выражение: «в конец», Акила и Феодотион переводили: «Победодавцу», а Симмах: «победное». Так и сей Псалом в победную песнь приносится Победодавцу Богу, сокрушившему «врага и местника» диавола, и окончательно освободившему людей от его мучительства. «Точилами» же Пророк называет церкви, потому что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Сам сказал в Священном Евангелии: «Аз есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). С нея собирая грозды, верующие уготовляют таинственное вино. Великим же служит сие обвинением неверию Иудеев. Ибо они, слыша о множестве точил, и ясно зная, что им дано было единое некое точило, вернее же сказать не точило, а предточилие (сказано: «предточилие ископах в Нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние» – ( Ис.5:2 ), не хотят уразуметь, что ветхое прекратилось, явилась же благодать Новаго Завета, призывающая ко спасению всех людей. Посему-то не по ветхому закону, не при едином жертвеннике, иереи ввергают в точило плоды человеческие, но тмочисленные, превышающие всякое число, воздвигнуты алтари повсюду на земле и море. Яснее показывает это восемьдесять третий псалом; потому что и оный имея надписанием: «о точилех», упомянул о многих алтарях. В нем сказано: «коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс.83:2–3 ), и чрез несколько слов: «олтари Твоя, Господи сил» ( Пс.83:4 ). И осмый псалом, надписанный «о точилех», предрекает спасение вселенной, показывает попечительность Божию о людях, и предсказывает вочеловечение Единороднаго. Пс.8:2 .  Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес». Частица: «яко» употреблена здесь не для сравнения, но для утверждения речи. Имя Твое, Владыка, говорит Пророк, громогласно песнословится. Все именуют Тебя Творцем неба и земли. Сказанное же: «взятся великолепие Твое превыше небес», означает: все познали, что Ты владычествуешь над небом и землею и над всем. Хотя Сам Ты всегда имел великолепие, но не всегда сие ведомо было людям. Подобное сему предрекает и блаженный Аввакум. Ибо, сказав: «Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя», присовокупил: «покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» ( Авв. 3, 3 ). Да и сам Бог, явившись Иакову, когда вопрошал об имени, изрек: «вскую вопрошаеши ты имене Моего? еже чудно есть» ( Быт.32:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

О слезах Слезы – естественны падшему человеческому естеству. До падения оно не ведало слез, – ведомо ему было одно чистейшее наслаждение райским блаженством. Оно утратило это блаженство: ему оставлены слезы, как выражение сочувствия к блаженству, как свидетельство падения, как свидетельство состояния под гневом прогневанного Божества, как надежда возвратить когда-нибудь блаженство. Верна эта надежда: потому что сочувствие к блаженству не изглаждено из естества. Верна эта надежда: потому что сетование о потере небесного блаженства не может быть удовлетворено никаким временным удовлетворением; оно, оставаясь неудовлетворенным, ожидает удовлетворения, возвещает существование удовлетворения. В слезах таинственно живет утешение и в плаче – радость. Человек, в каком бы ни был земном благополучии, на какой бы высоте ни стоял, в каком бы обилии ни плавал, встречает и переживает такие минуты, часы и дни, в которые нуждается в утешении, доставляемом слезами, – утешения в другом утешении не находит. Каждый из нас лишь вступает в страну нашего изгнания и томления, в страну страданий и плача, как и ознаменовывает это вступление, начало своего существования, плачевным воплем. «Блажен муж, ему же есть заступление его у Тебе», ознаменовываемое слезами при молитве его! Таковы невидимые, духовные «восхождения в сердце своем положи, преходя юдоль плачевную – земную жизнь, которую Ты назначил для покаяния: ибо благословение даст законополагаяй» нам плач и слезы. Очищающие себя плачем и слезами, «пойдут от силы в силу, и явится Бог богов в Сионе» – в духе человеческом, приуготовленном к приятию Бога истинным покаянием ( Пс.83:6–8 ). «Сеющии слезами, радостию пожнут». Те «ходящии» путем земной жизни, которые «хождаху» по пути узкому и прискорбному, «и плакахуся, метающе семена своя, грядуще приидут радостию, вземлюще рукояти своя» ( Пс.125:5–6 ). Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Псалом 84 Благодарение Господу за возвращение своего народа из плена в его родную землю и за дарование ему мирной жизни, по оправдании его. 1. В конец, сыном Кореовым. (См. Пс.83:1 ). 2–4. Благоволил ecu, Господи, землю Твою, возвратил ecu плен Иаковль. Оставил ecu беззакония людий Твоих, покрыл ecu вся грехи их. Укротил ecu весь гнев Твой, возвратился ecu от гнева ярости Твоея. Псалмопевец исповедует милость Божию к своему родному народу. – Псалмопевец говорит: Господи, Ты явил благоволение к земле Твоей, ибо возвратил плен Иакова, т. е. народ, составляющий потомство благословенного патриарха Иакова, – подобно тому, как некогда и самого патриарха Иакова из Месопотамии возвратил в Обетованную землю. – Ты, Господи, возвратил народ из плена потому, что оставил или простил беззакония его, за которые он был отдан в плен, – Ты все грехи народа покрыл милостью Твоею, как бы наложил пластырь на язвы тела его и зарастил их (ср. Пс.1:5–6 ). – А грехи народу Ты простил вследствие того, что укротил гнев свой против него и возвратился от яростного гнева своего, или – обратился от гнева к милосердию. 5–8. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев Твой от рода в род? Боже, Ты обращься оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. Исповедуя милость Божию, явленную в возвращении народа из плена, псалмопевец молит Господа, чтобы Он не лишил народ своей милости и на последующее время. – Возврати нас, Боже спасения нашего, или – восстанови на пути законной и мирной жизни, по возвращении из плена, – так, чтобы ярость Твоего гнева совершенно отвратилась от нас. – «Неужели Ты будешь гневаться на нас вечно? или будешь продолжать Твой гнев из рода в род» – из поколения в поколение? – Нет, разумеется. Боже, Ты обращься оживши ны, – обратившись от гнева к милости, Ты даруешь нам – своему народу – благословенную, мирную жизнь. – И народ Твой, видя милость Твою к себе, будет радоваться о Тебе, т. е. выражать радость свою пред Тобою в священных хвалебных песнях. – Одушевляемый надеждой на такую милость Божию, псалмопевец молит Господа о даровании оной: «яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАЖЕНСТВО состояние приобщенности благу ; в правосл. понимании - состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению . В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блаженный» в большинстве случаев передаются евр.  , греч. μακαρισμς (Рим 4. 9), μακριος (Мф 5. 3-11; Лк 6. 20-22 ( Заповеди блаженства ); Мф 13. 16; Лк 11. 28; 12. 37; 14. 14, 15; Ин 13. 17; 20. 29; 1 Петр 3. 14; 4. 14; Рим 4. 7, 8; и др.). В Септуагинте μακριος (в основном перевод  ) используется как понятие блаженного, счастливого человека (Иов 5. 17; Пс 1. 1; 2. 12; 39. 5; 40. 2; 64. 5; 83. 13; 93. 12; 111. 1; 118. 1, 2; 145. 5; Притч 3. 13; 8. 34; Ис 30. 18; и др.). Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. Сотворение Адама и введение человека в рай. Роспись юж. паперти Воскресенского собора в Тутаеве. 1679–1680 гг. В древнегреч. лит-ре μακαριτης, μακριος обозначали преимущественно блаженное, чуждое страданий существование богов и людей, проявляющееся и во внешнем благополучии. Понятие Б. передавалось также словами: εδαιμονα - для обозначения Б., возможного лишь при покровительстве благого божества, демона (δαμων), часто использовалось как синоним μακαριτης; λβος - для обозначения в основном внешнего счастья , благосостояния, богатства; ετυχα - счастья, удачи, везения, соотносимых с понятиями рока, случая; δον - удовольствия, чувственного наслаждения. Понятия Б. и счастья в греч. античности употреблялись, т. о., как синонимы. Античная этика рассматривает стремление человека к Б., счастью как естественное свойство его природы и цель жизни. В античном языческом мировоззрении, не знающем понятия первородного греха , мир предстает как «вечно-юное и самодовлеющее телесное бытие», «так что все бытие превращается в блаженное состояние цветущего прекрасного тела» ( Лосев А.

http://pravenc.ru/text/блаженство.html

монах Павел Эвергетинос О том, кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто наставляет всему даже через простецов и невежд, а смиренномудрый научается даже от первого встречного А. Из жития преподобного Ефрема Великий Ефрем постоянно предавался мысленно Богу и непрестанно созерцал своим разумом день Суда и потому все время плакал и, по слову Псалмопевца, удалился, бегая от всякого житейского шума, смятения и суеты, и водворился в пустыне (Ср.: Пс. 54:8 ). Ради душевного спасения и пользы он переходил с места на место, движимый Духом Божиим, и однажды покинул родину и по Божиему велению, как Авраам, добрался до города Эдессы 83 . Ему хотелось поклониться находившимся в нем святым мощам и встретить какого-нибудь ученого мужа и набраться от него премудрости. И об этом Ефрем стал просить Бога: «Иисусе Христе, Владыко и Господи всяческих, удостой меня войти в град Эдессу и встретить мужа и услышать от него то, что мне нужно для душевной пользы и спасения». После молитвы он вошел в городские ворота, сосредоточенный, настороженный и обеспокоенный только одним: как отыскать такого мужа, как поговорить с ним и как услышать от пего полезное для себя. Он шел, погруженный в свои раздумья, как вдруг ему встретилась женщина, да еще и блудница. Но это было явно от Бога, ведь нередко Господь тайно посылает нам спасение через нечто совершенно противоположное и неожиданное в глазах многих. Святой Ефрем, которому, вопреки его ожиданиям, попалась блудница, в растерянности остановился и внимательно посмотрел на нее. Смущение и огорчение охватили его душу: разве он искал встречи с блудницей? Значит, не сбылось то, о чем он молился, и ему послано прямо противоположное? Блудница заметила, что прохожий недоуменно разглядывает ее, и окинула его вызывающим взглядом. Так они долго разглядывали друг друга. Наконец, великий (аскет) решил преподать ей урок и призвать к стыду, который подобает женщине. – Что же ты не краснеешь от стыда, женщина, так пристально разглядывая меня своими глазами? – спросил он.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Скачать epub pdf Вторая книга Псалтири. Псалмы 41–71 «Приидет Сын Человеческий Во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ) Псалмы 41–42. Исполненное упования желание изгнанника о возвращении ко святилищу. Оба эти псалма не только родственны между собою, но и составляли первоначально один псалом, как это довольно ясно видно из формы и содержания его 277 . Больше чем в 40 еврейских рукописях оба они составляют один псалом, и там, где они разделены, Пс.42 не имеет никакой надписи; находящаяся под четырьмя еврейскими рукописями надпись ле давид очевидно позднего происхождения, хотя она имеется уже у LXX, в Вульгате и в Пешито. Когда (в плену?) и по каким побуждениям (м.б. богослужебным) произошло это разделение, ничего не известно. Псалом 41, как и несколько еще других (43–48, 83, 84, 86, 87), написан сыновьями Корея. Это было одно левитское семейство певцов (1Пар.6и д. 9и др.), существовавшее еще во времена царя Иосафата ( 2Цар.20:19 ); некоторые члены этого семейства были не только певцами псалмов, но и составителями их. Предметом псалма служит однако Давид, в чем по многим внутренним основаниям, почти нельзя сомневаться; но каким же образом после этого он мог быть написан кем-нибудь из сынов Корея? Вероятно, в числе немногих оставшихся верными Давиду и сопровождавших его во время его бегства от Авессалома ( 2Цар.20:19 ), был и один из сынов Корея, написавший этот псалом; в сердечном участии к тяжелой участи изгнанного царя, он живо представлял себя в его положении, в его душевном настроении, и из души его, следовательно, некоторым образом во имя 278 Давида, вылилась эта песнь, одна из прекраснейших в Псалтири. – Давид, во время бегства от Авессалома, находился на восточной стороне Иордана (ст.7), в пустыне Маханаим ( 3Цар.2:8 ); тяжелее всего для него было то, что он должен был находиться вдали от скинии Господней, не мог посещать ее, не мог видеть лица Божия; ему казалось, что это удаление от свящ. места служит знаком немилости Божией ( 2Цар.15:25,26 ); поэтому его мучит мысль, что Бог совершенно отвратился от него; к тому же злобные люди с насмешкою спрашивали: «где есть Бог твой?».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Скачать epub pdf Псалом 83 Надписание сего псалма, составляющее 1-й стих его, читается так: В конец, о точилех, сыном Кореовым, псалом. Оно сходно с надписанием псалмов 8 и 80, а потому и должно быть объясняемо так же, как объяснено надписание означенных псалмов. Именно, в конец значит то, что псалом сей назначен для исполнения на «Гефском инструменте», как переведено с еврейского слово о точилех (см. объяснение 80-го псалма) и принадлежит сынам Кореевым, т.е. составлен одним из потомков Корея, составлявших при Давиде и после него семейство певцов (из колена Левиина), называвшихся кореянами, или сынами Кореевыми, по происхождению от Корея, сына Иссахарова, известного по возмущению, которое он произвел вместе с Дафаном и Авироном при Моисее. Так как псалом сей весьма близко сходствует с псалмами 41 и 42 не только по содержанию, тону и характеру его изложения, но и по самому образу выражения, то он бесспорно принадлежит одному и тому же певцу-левиту из племени сынов Кореевых, который здесь заметно намекает на свое левитское служение во дворе святилища (ст. 3 и 11), а не в самом святилище, и на самое призвание сынов Кореевых быть стражами у порога дома Божия ( 1Пар.9:19 ). Предметом псалма служит глубокая скорбь об удалении от Сионского святилища и горячая молитва о скорейшем возвращении к нему. И хотя здесь не указывается, как указано в 41-й псалме, место удаления благочестивого изгнанника, зато дается более ясное и определенное понятие о лице его, которое прямо названо помазанником (Христом, ст. 10). А так как имя помазанника в прямом и ближайшем смысле означало царя, и в таком именно смысле почти исключительно употреблялось со времени помазания первого израильского царя, а в одном из псалмов подобного же содержания оно прямо заменено именем «царя» ( Пс.60:7 ), то это название удаленного от святилища раба Божия, в связи с другими указанными признаками времени происхождения рассматриваемого псалма, представляет новое свидетельство об отношении его к царю Давиду, во время его бегства от Авессалома. И тем более это несомненно, что история израильского народа не знает, кроме Давида, другого благочестивого царя, который бы находился когда-либо в насильственном удалении от святилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 83 Блажен постоянно пребывающий в храме Господнем. 1. В конец, о точилех, сыном Кореовым. Псалом сей назначен в конец, то есть для исполнения или употребления при богослужении во храме. Выражение о точилех указывает, что псалом написан во время сбора винограда, когда население обыкновенно бывало в полном радостном настроении, ибо точила наполнялись вином в винограднике каждого семейства. (Ср. Пс.8:1 ). Писателем псалма был один из числа левитов, сынов или потомков Корея. 2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Находясь вне Иерусалима, псалмопевец молитвенной мыслью переносится в святой город, во храме И если он, живя в Иерусалиме, как видно, любил посещать храм, то тем более теперь, издалека стремился он ко храму Божию всей душой. Представляя все благолепие обстановки, при которой совершалось богослужение во храме, псалмопевец воспоминает самый свой молитвенный восторг и восклицает: «как возлюбленны селения – места Твоего обитания, Господи сил!» – именно, – Святое святых, святилище и даже дворы храма, эти видимые места обитания невидимого Бога (ст. 3). Разумеется, они безмерно любезны боголюбивой душе псалмопевца, для нее они ни с чем не сравнимы: ибо здесь в них обитает Господь сил, здесь престол Его окружен небесным воинством – ангелами, подобно тому, как престолу земного царя предстоят войска его. И эти воинства бесчисленны, и они служат воле и власти Господа Вседержителя, как то созерцали пророки, в своих таинственных видениях, Исаия, Иезекииль и другие. 3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Что любит человек, к тому он естественно и стремится. – «Моя душа, говорит псалмопевец, сильно желает посетить дворы Господни или место обитания Господа», т. е. храм, с его дворами – внутренним и внешним, где обыкновенно и стоял молящийся народ во время богослужения. Желание псалмопевца здесь быть весьма сильно: скончавается душа моя, говорит он, – не посещая храм, томясь скорбью, я готов уже умереть... «Сердце мое и плоть моя в радости стремятся к Богу живому», – представляя Бога живого, а не идола, сердце с восторгом стремится к Нему, а восторженная радость, приводи в волнение кровь, передается даже и телу, и оно как бы ощущает ее восторг и разделяет ее блаженство. И это потому, что во храме не только сердце находило себе отраду, но и плоть приобщалась источнику вечной жизни (ср. Пс.15:8–9 ; Пс.21:20–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

83. Слово в Неделю Всех святых 209 «Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона, и мене от страстей к животу привлецы, Слове!» (1-й антифон воскресный 3-го гласа). Когда мы обращаем взор к состоянию своей души, настолько окованной страстями, что мы не можем свободно «воззрети и видети высоту небесную» 210 ( 2Пар. 36, 23 ), то невольно воспоминаются нам пленники еврейские. Далеко не все они одинаково скорбели о лишении отечества и, сидя на реках вавилонских, плакали, вспоминая о Сионе, не желая даже петь песнь Господню «на земли чуждей» ( Пс. 136 ), многие жили в Вавилоне, как бы в отечестве, забыв связанные с отеческой землею обетования; они настолько усвоили образ жизни вавилонян, осквернили себя идолами их и нечистотами страстей, по слову пророка Иезекииля, что уподобились гробам, наполненным истлевшими костями ( Иез. 36:25, 37:2, 12, 23 ). И вот великий песнопевец Церкви святой Иоанн Дамаскин в вышеприведенных словах одного из дивных своих песнопений напоминает нам о пленниках сионских. «Плен Сионь» это все мы, по пришествии Христовом находящиеся в плену у страстей. Изъятие же из сего плена вавилонского есть то «совершение святых» чрез Христа, о котором говорил, обращаясь к грядущему Искупителю, еще древний пророк, а за ним и апостол: «Восшел еси на высоту, пленил еси плен... и даде даяния человеком, т. е. дарования Духа Святого для совершения святых в Церкви Христовой» ( Пс. 67, 19 ; Еф. 4:8, 12 ). Как соответствует, братие, этот образ пленников еврейских духовному состоянию многих христиан нынешнего времени. Христос, отходя из мира, обетовал пребывать с верующими во имя Его «до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) и послать им от Отца Духа Святого, дабы Он был с ними вовек ( Ин. 14, 16 ). Где же ныне это обетование? Не видим ли среди нынешних христиан много таких, которые не только не живут верою в это обетование, подобно христианам древним, но как бы и «не слышали, есть ли Дух Святой» ( Деян. 19, 2 ), которые «не видят... и не знают Его», хотя Он всегда пребывает с верующими в Церкви и в них будет ( Ин. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Скачать epub pdf Псалом 80 Надписание сего псалма: В конец, о точилех, псалом Асафу, – по переводу с еврейского читается так: «Начальнику хора. На Гефском орудии, псалом Асафа». Первое и последнее выражения сего надписания понятны из объяснений предыдущих псалмов (49, 72, 76 и др.). Что же касается выражения «На Гефском орудии» (по-славянски о точилех), то под именем Гефского орудия нужно разуметь такой музыкальный инструмент, который заимствован был Давидом, как любителем и знатоком музыки, из филистимского города Гефа. Славянское название этого инструмента – точила, имеющееся, кроме сего, в надписаниях еще двух псалмов (8 и 83) и указывающее, может быть, на внешнее сходство с точилами, можно понимать не как указание на форму музыкального инструмента, игрою на котором сопровождалось пение настоящего псалма, но в смысле указания на время его исполнения или преимущественного употребления, именно – на время собирания винограда и добывания из него посредством точил вина. А некоторые из отцов Церкви (например, св. Афанасий, блж. Феодорит) толкуют это выражение как указание на предмет содержания: относя содержание настоящего псалма к временам христианским, они под точилами, в переносном или духовном смысле, разумеют христианские храмы с. 56, 271; 6, с. 389]. В древности (во времена ветхозаветные), как один был виноград – народ израильский: «Виноград Господа Саваофа дом Израилев есть» ( Ис.5:7 ), так и точило было одно, т.е. один храм в Иерусалиме и один при нем жертвенник, а ныне, в новозаветные времена, не один, а множество христианских храмов, которые суть духовные точила, дающие верующим вино христианского учения, веселящее души их. Об этих-то духовных точилах (т.е. христианских храмах) и воспет настоящий псалом, по толкованию означенных отцов Церкви. Современник царя Давида, пророк Асаф, игравший по наставлению царя ( 1Пар.25:2 ) и разделявший с ним все труды по восстановлению и устройству богослужения, составил этот псалом как пасхальную песнь, в которой, после приглашения к торжественному празднованию великого праздника с пением и звуками священной музыки (ст. 2–5), напоминает об исторических обстоятельствах его установления, освобождении израильтян из Египта и следовавшем затем странствовании их (ст. 6–8) и, подобно как в псалме 49, даже в одинаковых почти выражениях (ср. ст. 9 с Пс.49:7 ), от лица Самого Бога, увещевает израильтян пребывать верными Завету Его, чтобы за то побеждать врагов своих и наслаждаться спокойствием и благоденствием (9–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010