Правосл. учение об О. человека существенно отличается от восточных и оккультных учений, обожествляющих человека в рамках пантеистического мировоззрения и выстраивающих аскетическое учение на принципах самосовершенствования. В Священном Писании Термины θεοποησις, θωσις и их производные отсутствуют в Свящ. Писании, но сама идея О. человека через приобщение Божественной благодати имеется в ВЗ и наиболее полно представлена в НЗ. Ветхий Завет О людях, особо близких к Богу, наделенных благодатными дарами или стяжавших святость, часто говорится как о «сынах Божиих». Так назывались праведники ВЗ (напр.: Прем 2. 18; Пс 28. 1), народ израильский (Прем 18. 13) и даже ангелы (Иов 1. 6; 2. 1; 38. 7). Во всех этих случаях выражение «сын Божий» указывает не на онтологическую божественность или единосущие с Богом, но на приобщенность благодати Божией. Идея О. как богосыновства выражена в Пс 81, где раскрывается призвание людей стать богами по благодати; люди, однако уклонившись от Бога, утратили понимание своего достоинства: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд… Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс 81. 1-7). Из всех ветхозаветных текстов этот псалом чаще всего использовался св. отцами для обоснования идеи О. Новый Завет В проповеди о Своем богосыновстве Господь Иисус Христос цитирует Пс 81 и подтверждает призвание людей стать сынами Божиими по благодати: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин 10. 34-36). Однако призвание к О. в полной мере, согласно учению Христову, осуществится лишь в буд. жизни, после всеобщего воскресения мертвых, когда обнаружится, что праведники «суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк 20. 36). Усыновление верующих Богом приводит к богоуподоблению и дает способность созерцать Бога: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3. 2). Полнота усыновления доступна лишь в Царстве Христовом, когда будут упразднены все греховные преграды между людьми и Богом: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21. 7). Все люди призваны к О., чтобы стать «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1. 4).

http://pravenc.ru/text/обожении.html

III. Прежде было предсказано, что они и не познают и не уразумеют и не приимут Господа    У Исаии: «слыши небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего; Исраиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии, остависте Господа и разгневасте Святаго Исраилева» (Ис.1:2—4). У него же Господь говорит: «иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете; и видяще узрите, и не увидите; одебеле бо сердце людий сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима и ушима услышат, и сердем уразумеют, и обратятся, и исцелю я» (Ис.6:9—10). Также у Иеремии Господь говорит: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер.2:13). У того же пророка: «се, слово Господне бысть к ним в поношение, и не восприимут того» (Иер.6:10). У него же Господь говорит: «Еродиа на небеси позна время свое, горлица и ластовица селная, врабие сохраниша времена входов своих: людие же Мои сии не познаша судеб Господних. Како речете, яко мы мудри есмы и закон Господен с нами есть? истинно всуе бысть трость лживая книжником. Постыдешася премудрии, и устрашени и поимани быша, слово бо Господне отвергоша» (Иер.8:7—9). Тоже в Притчах Соломона: «взышут Мене злии и не обрящут. Возненавидеша бо премудрость, словесе же Господня не прияша» (Притч.1:28—29). Также в псалме 27: «...воздаждь воздаяние их им. Яко не разумеша в дела Господня...» (Пс.27:4—5). И в псалме 81: «не познаша ниже уразумеша, во тме ходят» (Пс.81:5). И в Евангелии от Иоанна: «во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин.1:11—12). IV. Что Иудеи не поймут святых писаний: они имеют быть поняты в последние времена, когда приидет Христос    У Исаии: «и будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания и глаголюще: прочти сие: и речет: не могу прочести, запечатленна бо...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Псалтири, в псалме «О возлюбленнем», составленном по случаю брака Сына Царева, Который есть Бог и Царь, пророчествуется и о прекрасной Царице, сияющей добродетелями Невесте: Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Стих 10). Царица — это и Церковь Христова, и Пресвятая Богородица — Невеста Неневестная, и каждая уневещивающаяся Христу душа христианская. Сравните тропарь мученице, глас 4: Агница Твоя, Иисусе, имя рек, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю…. В Псалтири яркими красками играет антиномия числа, противопоставленность Божественного единства и раздробленного грехом земного человеческого множества. С одной стороны — Бог, Царь, Господь, Судия как высший правитель; с другой — бози, царие, господие, судии как властители земные, а также — беси, идоли, властвующие человеческими душами. Переложению псалма 81-го, который начинается так: Бог ста посреде богов, да боги разсудит, Г. Р. Державин дал разъясняющее название «Властителям и судиям». С одной стороны — Бог Вышний, с другой — бози земнии, начальники и идолы: Яко вси бози язык бесове (Пс. 95:5). С одной стороны, Царь Небесный, с другой — царие богоборцы, возглавляющие людские мятежи: Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс. 2:2). С одной стороны — Судитель праведный: Яко Бог Судия есть (Пс. 74:8). С другой — судьи, неправедные, деяния которых Господь разрушает как сосуды скудельничьи: И ныне, царие, разумейте, накажитеся (т. е. вразумитесь) вси судящии земли (Пс. 2:10). Итак, мнози бози, бесове, идоли, царие, князие, но — Един Бог, Един Господь, Един Царь, Един Судия. Этот художественный прием антиномии числа встречается и в творчестве поэтов, составляющих славу нашего православного отечества. Так, у А. С. Пушкина в стихотворении «Поэту»: Поэт! Не дорожи любовию народной… Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди… Сравним послание «К Н. Я. Плюсковой»: На лире скромной, благородной Земных богов я не хвалил… Я не рожден царей забавить Стыдливой лирою моей».

http://pravoslavie.ru/223.html

Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II-IX вв.). – ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 («Пастырь» Ермы). Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава. – Воронежские епархиальные ведомости 1891, 21 [здесь и далее пагин. 2-я, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 1892, 1, 1–15; Св. Ерм . – Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий. – Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892. Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып. 1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. – ПС 1895, т. 1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание. – Там же, 145–185, 277–289; т. 2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. – Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания. – Там же, т. 3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. – Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга «Пастырь». – Там же, 1896, янв., 76–142. – Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с. Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских. – ПС 1914, 6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских. – Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских. – Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. – Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии. – Там же, 1915, т. 1, 1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских. – Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских» (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков) . [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Во всех своих сочинениях святой Григорий Палама и его единомышленники дают многочисленные ссылки на это святое событие и показывают, что Преображение Господне, как образец нашего личного обожения, – это праздник, прежде всего, монашества, празднество Святой Горы. Долгие годы святой Григорий жил у подножия Афона в Великой Лавре, в келье святого Саввы, находящейся высоко в горах. Поэтому для каждого современного святогорца Афон отождествляется с Фавором и со всякой “горой Господней”, где Господь открылся людям. Для них это и гора Сион, и гора Кармель, Елеонская гора и Голгофа. Кроме того, Афон подобен для них и другим “святым горам”, где Господь поселился “во святыне Его” (Пс. 150:1) “в сонме богов” (Пс. 81:1). Это, в частности, гора Олимп в Вифинии, откуда вышли первые святогорцы, гора Латр, гора Ганос, гора святого Авксентия и другие славные монашеские центры Малой Азии, святые горы Греции. Кроме того, можно провести параллель и с горой Олимп – древним жилищем двенадцати богов. Афон сродни и святым скалам Метеоры, на самой высокой из которых находится монастырь Преображения, горам Пелопонесса, Македонии, Карпат, Сербии, Армении с ее великим Араратом, Кавказским горам и горам России, а также с маленькой “святой горой” святого Серафима в Саровском лесу, Монте Кассино святого Бенедикта, горой Меркурий – цитаделью византийских подвижников в Калаврии, а также со всеми другими святыми горами православного Запада. Таким образом, Афон отождествляется со всеми горами, подобными Фавору, для монахов всех времен, живущих здесь. Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, в то время как остальные пытаются согреться у большого костра, горящего снаружи, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”. Рейтинг: 9.8 Голосов: 291 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/96303.html

71 Свт.Макарий Великий. Homil. 43,7. 72 Он же. Homil. 30, 8. 73 Он же. Homil. 24,2. 74 De nupt.et concup. 11,12. V,16,3; Св.Иустин. Dialog cum Tryph. С.95; Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. v.12; In Rom. V, 18,20; Блж.Феолорит. In Psalm. 50, v.7; In Psaim 60. v.7,8; Macret.fabul. compend., lib. V,11. Свт.Макарий Великий. Homil. 46,2—3. 75 Блж.Августин. De peccat.. merit et remiss., 1, 63,64. 76 Он же. Contra Julian. VI, 67; 11,9. 77 Он же. De civit.Dei, XIII, 14; ср. Св.Ириней. Contra haer. III, 22,4. 78 Тертуллиан. De anima, c. 40 et 41; comp. De testimon. animae, 3. 79 Ориген. In Rom. V,9; V,1. 80 De moribus eccles. cathol. 1,40. 81 Св. Киприан. Epist.59. ad Fidum. 82 Ср.: Свт.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,28; col.961. 83 Homil. 2,1; comp. Homil. 50,5; Homil. 41,1. 84 Канон Пресвятой Богородице. Песнь 6, ирмос; В субботу на повечерии, глас 2. Ср. «Греховный мрак покрывает мя. и студная моя дела без воздержания выну, и совестное томление непрестанно мучит мя: увы мне, где убо ныне скрыют?..» (Слава и ныне, Богородичен. седален; на утрени 16 июля. Минея). 85 На Господи воззвах. Слава и ныне, Богородичен; в субботу на велицей вечерни, глас 4. 86 Последование ко св.Причащению. Молитва Василия Великого, первая. 87 Тропари непорочн. (мертвых), отпевание. 88 Рим.1:21—31; Пс.13:1—3; 52:1—4; ср.: Свт.Афанасий Вел. Contra. 89 Канон молебный Пресвятой Богородице, Песнь 4; в неделю на повечерии, глас 1. 90 Ср.: Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11, 1.3.4. 91 Канон ко св.Иоанну Предтече. Песнь 6. Богородичен; во вторник утра, глас 2. 92 Свт.Афанасий Великий. De incarn. Verbi, 8; t.25, Col.109A. 93 Strom. V. 94 Contra Ceis. IV,40. 95 Пелагий у блж.Августина. De natura et gratia, 8. 96 Пелагий. Ad Demetriadem. 3,7. 97 De civit.Dei, XIV. 11; Contra duas epist.pelag. 1,2. 98 Concil. Trid. sess. V,5. 99 «Православное исповедание». Члены 6 и 14. 100 Там же. Часть 1, вопросы 24 и 27. букв. «о-смертили себя». — Прим. пер. букв. «о-греховил». — Прим. пер. букв., «о-смертил». — Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

60 Беседа 2, гл. 1, 2. 61 Прп. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 56.//Доброт., ч. 1. 62 Мф. 14:33. 63 О третьем образе внимания.//Доброт., ч. 1. 64 Доброт., ч. 1. 65 Сир. 48:21. 66 Евр. 4:12. 67 О еже обрести действо.//Доброт.. ч. 1.§ 4. 68 Лк. 10:17. 69 Лк. 10. 19. 70 Мк. 16:17. 71 Лк. 10:60. 72 Лк. 10:21, 22. Благовестник. 73 Ответ 181. 74 Псалтирь с последованием. 75 Беседа 8, на послание к Римлянам. 76 Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 77 Ответ 74. Прп. Григорий Синаит. 4 глава из 15 глав о безмолвии.//Доброт., ч. 1. 78 Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 79 Четьи-Минеи. 1 Апреля. 80 Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 81 Гл. 4. 82 Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 83 Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 84 Слово 11. 85 Пс. 6:9—10. 86 Екк. 3:1. 87 Слово 11. 88 Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале 7 века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом (Доброт., ч. 1). Прп. Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра, до знакомства с этим иноком, он занимался исключительно псалмопением (Рукописное житие преподобного Григория Синаита). 89 Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1847 г. 90 Иов. 38:11. 91 Слово 28, гл. 17. 92 Там же, гл. 19. 93 Слово 4, гл. 93. 94 О мнящихся от дел оправдитися, гл. 34.//Добротолюбие, ч. 1. 95

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Как термин πιγοντιον впервые в греч. источниках упоминается в «Ответах» Феодора IV Вальсамона, к-рый рассуждал о том, могут ли П. носить не только архиереи, но и др. клирики, и пришел к выводу, что П. является знаком архиерейского достоинства ( Theod. Balsam. Responsa. 37 (1193 г.)//PG. 138. Col. 987-990). Тем не менее в течение следующих 2 веков в визант. традиции П. стали давать ставрофорам (архонтам Великой ц.), нек-рым протоиереям и архимандритам ( Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 83 (51)//PG. 155. Col. 261; на изображениях этого периода с П. помимо архиереев представлен только прп. Феодор Студит - см.: Mouriki D. The Portraits of Theodore Studites in Byzantine Art//JÖB. 1971. Bd. 20. S. 274. Fig. 14). К кон. XIV в. все греч. архимандриты имели эту привилегию ( Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 22 (1381 г.), 568 (1397 г.)). В визант. традиции П. возлагалась на голову, а затем вручалась избранному во епископы сразу после его исповедания веры как залог от Невесты-Церкви ( Sym. Thessal. De sacr. ordinat. 203 (170)//PG. 155. Col. 412), так что в самом начале чина хиротонии хиротонисуемый уже стоял с П. В качестве молитвы при надевании П. читаются стихи Пс 44. 4-5 (одни из первых упоминаний об этой молитве см.: в Евхологии XIV в.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 302; Νικλαος Καβσιλας. Ες τν ερν στολν. 4//SC. 4bis. P. 366-367; Sym. Thessal. De Sacra Liturgia. 81 (49)//PG. 155. Col. 260). В совр. греч. практике πιγοντιον дается тем представителям белого и черного духовенства, кто имеют к.-л. почетный титул (оффикий) или благословение принимать исповедь . Чаще всего на П. помещаются образы Креста или Воскресения Христова, а также Христа Пантократора и Пресв. Троицы. С XVI в. появляются образы Умовения ног апостолам, Успения Пресв. Девы, Преображения. Также встречаются др. христологические и богородичные темы ( Papas. 1965. P. 130-153). Согласно византийским символическим толкованиям, П., помимо изображения лентиона, является символом Четвероевангелия, «меча духовного», и возвещает победу над смертью и Воскресение Христово.

http://pravenc.ru/text/2578721.html

Самые драматичные моменты жизни Н. Д. П. связаны с церковно-политическим конфликтом вокруг 4-го брака имп. Льва VI Мудрого . До февр. 907 г. Н. Д. П. и Арефа решительно выступали против императора и патриарха Николая I Мистика . Возможно, Н. Д. П. в это время исполнял обязанности личного секретаря Арефы ( Jenkins R. J. H. Three Documents Concerning the «Tetragamy»//DOP. 1962. Vol. 16. P. 229-241). Из послания от янв. 907 г. Н. Д. П. к Арефе известно, что патриарх и имевший влияние в Патриархате дядя Н. Д. П. Павел на Рождество 906 г. пытались склонить Н. Д. П. на свою сторону, обещая ему почести и чины, если он сумеет повлиять на Арефу ( Westerink. 1968. Vol. 1. P. 168-174). Уже через неск. месяцев после вступления на Патриарший престол Евфимия II (I) Арефа смягчил свое отношение к императору и Н. Д. П. выступил с резкой критикой изменившейся позиции своего учителя (Ibid. P. 315-319). После этого, согласно Житию патриарха Евфимия, Н. Д. П. раздал имущество и удалился в глухую местность во Фракии, где поселился в уединении. Вскоре, однако, он был арестован по подозрению в шпионаже в пользу Болгарии. Представ перед императором, Н. Д. П. также был обвинен в том, что называл себя Христом. На это Н. Д. П. дерзко отвечал императору цитатой из Пс 81. 6: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы». Положение Н. Д. П. стало еще более шатким, когда один из его учеников донес императору о некоем язвительном памфлете на императора и патриарха, составленном Н. Д. П. Этот текст был зачитан в присутствии императора, патриарха и сената на следующий день. Император был в гневе и думал о суровом наказании для Н. Д. П., его склоняли к этому Павел и Арефа. Однако благодаря заступничеству патриарха Евфимия Н. Д. П. был помилован и провел ок. 2 лет (908-910) в Агафовом мон-ре (на азиатском берегу Босфора), подчиненном Псамафийскому мон-рю в К-поле, где мог заниматься литературной деятельностью. Фрагменты Иерусалимского кодекса содержат сведения о жизни Н. Д. П. в последние годы правления Льва VI, когда их отношения обострились. Согласно анонимному биографу Н. Д. П. (вероятно, он был его учеником), тот провел 20 месяцев (с окт. 910 по май 912) в заключении в мон-ре св. Фоки в К-поле (на короткий срок перед допросами его переводили также в тюрьму при мон-ре Далмата). Н. Д. П. подвергали пыткам голодом и избивали, гонения претерпевали братья и отец Н. Д. П. Император не оставлял попыток склонить Н. Д. П. на свою сторону, обещая ему в случае примирения высокий учительский пост в К-поле, но тот был непреклонен. Новый император Александр перевел на неск. дней Н. Д. П. в темницу на ипподроме, но провел разбирательство и освободил его.

http://pravenc.ru/text/2565402.html

Христиане хорошо знают эти слова из Священного Писания своей Церкви. Бог и не называет нас рабами, это мы только себя так иногда именуем в молитвах. Бог даже богами называет верных Ему людей: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы»  ( Пс.81:6 ). Св. апостол Петр дополняет удивительную характеристику христиан такими словами: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9-10 ). А св. апостол Павел поясняет: «Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:1-9 ). Как относится к нам Бог, ясно видно и из притчи о блудном сыне: Лк.15:11-24 . Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом — как на рабов. Мы называем себя рабами Божиими по смирению, ибо знаем, что сатана пал с Небес из-за своей гордости. Мы стараемся не забывать слова св. апостола Луки: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»  ( Лк. 14:11 ). Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать  ( Лк.17:10 ). Иногда внешние простодушно представляют себе, что мы только так себя и именуем, и так же обращаемся к другим христианам, или так нас называют священнослужители. Это заблуждение. Раб Божий — это не обращение к другим, а молитвенное наименование. Достоинство человеческой личности

http://azbyka.ru/rabstvo-bogu

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010