В церк.-славянском языке, как и в народном русском, встречается множество таких живописных слов. В Псалтири мы находим, напр., следующие эпитеты: «Сион – гора святая» ( Пс. 2:6 ), «псалтирь десятострунний» ( Пс. 91:4 ), «псалтирь красен с гусльми» ( Пс. 80:3 ), «кимвал доброгласный», «кимвал восклицания» ( Пс. 150:5 ), «глас трубный» ( Пс. 150:3 ), «глас радования» ( Пс. 46:2 ), «сень смертная» ( Пс. 87:7 , Пс. 106:10 ), «пламень огненный» ( Пс. 103:4 ), «словеса мятежна» ( Пс. 90:3 ), «гнев ярости» ( Пс. 77:49 ), «дух бурен» ( Пс. 148:8 ), «дщи вавилоня окаянная» ( Пс. 136:8 ), «сонм державных» ( Пс. 85:14 ), «царие земстии» ( Пс. 2:2 ), «благословение благостынное», «венец от камене честна» ( Пс. 20:4 ), «кедры ливанстии», «древа польская» ( Пс. 103:16 ), «цвет сельный» ( Пс. 102:15 ), «роса аермонская» ( Пс. 132:2 ), «зверие дубравнии», «скимни рыкающие» ( Пс. 103:20, 21 ) и проч… Насколько подобные эпитеты способствуют изобразительности и красоте речи, можно видеть из следующих, напр., изречений: «Насытятся древа польская, кедры ливанстии, их же еси насадил» ( Пс. 103:16 ). «Положил еси тму и бысть нощь: в ней же проидут вси зверие дубравнии, скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе» ( Пс. 103:20, 21 ). «Человек яко трава дние его, яко цвет сельный, так отцветет» ( Пс. 102:15 ). «Положил мы в ров преисподнем, в темных и сени смертней» ( Пс. 87:7 ). «Хвалите Бога во гласе трубнем…хвалите его в кимвалах доброгласных, хвалите его в кимвалах восклицания» ( Пс. 150:3, 5 ) и проч… Сравнения. – Гораздо большую роль в деле изобразительности речи играют так называемые сравнения. Посредством сравнений мысль делается более наглядною. Обыкновенно сравнивается мало известный предмет с более знакомым, отвлеченный – с вещественным, неодушевленный – с одушевленным. Мы уже видели образец такого сравнения в 1-м псалме, где праведник сравнивается с цветущим, плодоносным деревом (3 ст.), а грешники – с прахом земли (4 ст.). В Псалтири мы находим множество подобных сравнений, которые как нельзя лучше служат наглядности мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс. 89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3).    Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня», но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности», когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)». Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою», наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5).    Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Язык – это «жгучая» и «ядовитая» сила. Этот образ развивает апостол Иаков: «язык – огонь, прикраса (космос) неправды… Он оскверняет все тело и воспалаяет (палит) круг бытия (генесис), будучи [сам] воспаляем от геенны… Язык никто из людей укротить не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» ( Иак.3:6,8 ). Пс.139:5             Сохрани меня, Господи от руки нечестивого,                         от мужа насилий соблюди меня:                         они умыслили столкнуть стопы мои. «Столкнуть» – ср.: «они толкая толкали меня, чтобы я упал» ( Пс.118 /117:13); таков дух ниспровергателей. «Стопы» паам – слова «стопа», «пята» и «шаг» в библейских текстах относятся к сфере нравственности, поступка (см. Пс.17 /16:5). «Столкнуть стопы» – направить на путь погибели («на путь грешных»; Пс.1:1 ). Пс.139:6             Скрыли гордые сеть для меня и петли,                         раскинули тенета подле тропы, силки разложили для меня. Четыре вида скрытых ловушек: сеть (пах) – как для ловли птиц ( Пс.11 /10:6); петли (хевел) – веревкки ( Иов.40:25 ); тенета (решет) – под ноги ( Пс.25 /24:15); силки (мокеш) – с приманкой ( Пс.69 /68:23). Диавол есть ловец (ниже, ст.12). Пс.139:9             Не дай, Господи, желаемого 602 нечестивцу;                         он замыслил это – Ты не способствуй:                         они вознесутся. «Вознесутся» – по контексту: иначе они возгордятся. Пс.139:10             [На] голову окруживших меня –                         вред уст их да покроет их. " Вред» (амал) уст» – ложь; ср.: «нечестивый зачал вред и родил ложь» ( Пс.7:15 ); «обратится вред его на голову его» ( Пс.7:17 ). Пс.139:11             Да опрокинутся на них угли,                         в огонь да будут низвержены,                         в потоки 603 , – чтобы не встали. «Опрокинутся» – Qere; ср.: «они опрокинули на меня беззаконие» ( Пс.55 «Угли» – язва (ожог) от диавольского нападения; ср.: «стрелы сильного – изостренные, с угольями можжевеловыми» ( Пс.120 /119:4). В Новый Завет вошло выражение «собирать на голову врага угли огня» ( Рим.12:20 ; ср. Притч.25:22 ). «Потоки» огня – образ ада; это – «геенна, огонь неугасимый» ( Мф.9:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пс.135:2 .  Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. «Богами» называет святых и праведных людей, по причастию ими божественной благодати. А Спаситель наш – Иисус Христос, не по благодати, но по существу Бог (Феодорит). Пс.135:3 .  Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Цари и князи, от Бога получив власть, господствуют над подчиненными. Да и некоторые ангелы именуются «господствами». А Христос – истинный «Господь» всех «Господей» (Феодорит). Пс.135:4 .  Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Златословесный толкователь читает не «сотворшему», но «творящему», выражая этим, что Бог непрестанно благодетельствует и творит чудеса, перечисляя которые, Пророк указывает, что они есть не только действие силы, но и благодати и человеколюбия (по Златоусту). Пс.135:5 .  Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Пс.135:6 .  Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Пс.135:7 .  Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Пс.135:8 .  Солнце во область дне, яко в век милость Его. Пс.135:9 .  Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. «День» и «нощь» были еще до сотворения светил: ибо день и ночь были сотворены в первый день. Поэтому, «солнце» и «луна» не производят дня и ночи, но начальствуют над ними. Ибо солнце носит в себе свет и рассеивает тьму, доставляя нам день (Василий В.). Пс.135:10 .  Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его. Бог по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков: и в этом – «милость» Его (Феодорит). Пс.135:11 .  Изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его. Пс.135:12 .  Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Пс.135:13 .  Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его. Древнее предание говорит, что «море» разделилось на 12 проходов, так что каждому колену открыт был особый путь. Все это показывает большую силу и человеколюбие Его. И Он не вдруг потопил египтян, но когда они после стольких чудес дерзнули броситься в воду, то только тогда уже море сделалось для них гробом (Афанасий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Образ щита часто используется в Ветхом Завете как символ Божьей защиты от врагов. В некоторых случаях этот образ сочетается с образом Бога как скалы: «Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего» ( 2Цар.22:3 ; пар. Пс.17:3 ; ср. 2Цар.22:31 ; Пс.17:31 ). К использованию военной символики часто побуждают жизненные обстоятельства. Перед лицом врагов псалмопевец исповедует: «Ты, Господи, щит предо мною» ( Пс.3:4 ), или: «Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне» ( Пс.27:7 ; ср. Пс.7:11; 90:4 ). Эта защита сочетается с Божьей милостью, благословением и помощью во время нужды ( Пс.5:13; 7:11; 32:20 ). Образ Господа как «помощи и щита», символа упования Израиля, трижды повторяется в Пс.113:17–19 , а в Пс.118:114 о Нем говорится как о «покрове» и «щите». В Притчах как будто бы абстрактная мысль, что «всякое слово Бога чисто», соседствует с военным образом Бога как «щита уповающим на Него» ( Притч.30:5 ), что побуждает нас задуматься о том, каким образом Божье слово защищает нас среди жизненных невзгод. С Иерусалимом, городом, имеющим в Библии символический смысл, связаны образы ниспосылаемых свыше разрушения и защиты. Исаия показывает образ Божьей защиты города: «Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» ( Ис.31:5 ). А Захария включает щит в эсхатологический образ дня, когда «защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог» ( Зах.12:8 ). С представлением о защите тесно связан библейский образ Бога как Небесного Воителя. В некоторых случаях щит или какое-то другое оружие используются для раскрытия более широкой темы Небесного Воителя: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей?» ( Втор.33:29 ). Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне; обнажи меч, и прегради путь преследующим меня ( Пс.34:1–3 ; см. Пс.139:8 ; Зах.9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Итак, вхождение и исхождение конкретизируется как вхождение глиняного сосуда в печь для обжига и доставание его из печи в обожженном состоянии. Этот обжиг преподносится как аллегория жизни праведника, жизни, понятой как испытание. Аллегория основана на Сир.27:5 . К тому же этот образ становится в один ряд с образами отделения доброго от негодного благодаря тому, что указывается и критерий, который будет решающим при испытании: наличие или отсутствие у человека гордыни, представленной аллегорически в виде пустоты, воздушного пузыря в керамическом сосуде. Такое обозначение, с одной стороны, хорошо вписывается в данную систему образов, с другой стороны, обычно при обсуждении гордыни у Августина: гордыня часто предстает у него в виде ветра, воздуха, надувающей пустоты. Весь образный комплекс выстроен с опорой всего на две цитаты: Сир.27:5 , которая задает аллегорическую картину, и 1Кор.10:13 , которая с опорой на слово exitus утверждает расшифровку этой картины: exitus – окончание испытания у апостола Павла – отождествляется с выходом сосуда из печи и тем самым с exitus, упомянутым в толковании на Пс.120:8 . Таким образом, осмысление образа из Пс.120:8 происходит у Августина путем его конкретизации в сторону одного из вариантов развития топики отбора и очищения, столь развитой у гиппонского проповедника 10 . Очевидно, оригинальность Августина в трактовке Пс.120:8 можно объяснить именно важностью для него подобных образных систем, особенно востребованных в период антидонатистской полемики. Мы не знаем, когда именно Августин придумал такой способ объяснения Пс.120:8 , но точно можем сказать, что он воспроизводил его несколько раз в разных вариантах. В сочетании с 1Кор.10:13 и образом очищения металла цитата Пс.120:8 встречается в проповеди 15 (параграф 4, после 418 г.) и в толковании на Пс.69 (параграф 5); в сочетании с образом скудельного сосуда обе цитаты находим в проповеди 256 (параграф З, после 418 г.). Идентичный толкованию на Пс.120:8 набор цитат, связанных с искушением, испытанием ( 1Кор.10:13 ; Пс.120:8 ; Сир.27:5 ) наблюдаем в пасхальной проповеди 223Е (параграф 1, дата неизвестна).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Офферторий ), молитва А. ad а. может читаться в начале мессы. В древней мессе галликанского обряда священник испрашивал молитв о себе после поставления Даров на престол (СДЛ. Т. 4. С. 102). В мессе испано-мосарабского обряда , облачившись, священник читает молитву А. ad а. Далее следует диалог священника с клиром, состоящий из Пс 42. 1-5; 117. 1 и др. (стих Пс 42. 4 повторяется в диалоге перед началом анафоры), краткого исповедания грехов, второй молитвы А. ad а. (Там же. С. 129-131, 144; Lodi. Enchiridion. P. 1142). Умовение рук совершается после предложения Даров (СДЛ. Т. 4. С. 139). Месса амвросианского обряда до реформ Ватиканского II Собора открывалась диалогом священника, стоявшего на алтарной ступени (т. е. ступени престола), с чтением Пс 42. 4 («Подойду к жертвеннику Божию») и Пс 67. 1, затем следовали краткое исповедание грехов и тайная молитва священника о себе во время приближения к престолу (СДЛ. Т. 5. С. 14-16). Умовение рук с чтением Пс 25. 6-7 совершалось во время анафоры, прежде institutio (Там же. С. 26). Месса рим. обряда до реформ II Ватиканского Собора (Тридентская месса), как и месса амвросианского обряда, начиналась с диалога предстоятеля и клира у алтарной ступени с чтением Пс 42. 4, 1-5; 123. 8, далее следовали исповедание грехов и тайная молитва А. ad а. ( Lodi. Enchiridion. P. 1705; СДЛ. Т. 5. С. 113-116). Умовение рук (с чтением Пс 25. 6-12) входило в состав обрядов принесения Даров, анафора предварялась диалогом священника с клириками «Orate fratres» (лат.- Молитесь, братья) и чтением молитвы над приношениями (лат. super oblata, или secreta.- Lodi. Enchiridion. P. 1708 и др.; СДЛ. Т. 5. С. 124-125). Древние Миссалы (напр., Миссал Карла Лысого, ок. 870) включают в диалог священника с клиром слова Лк 1. 35, известные по вост. литургиям, и Пс 19. 4-5 ( Jungmann. P. 82-88). В мессе Novus ordo действия А. ad а. подверглись сокращению - начальные обряды не содержат диалога: священник молча подходит к алтарю и целует его; в начале евхаристической литургии после поставления на престол хлеба и вина следуют умовение рук и обращение «Молитесь, братья», на к-рое священнику отвечают не только клирики, но и все молящиеся (Святая месса.

http://pravenc.ru/text/accessus ad ...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Восстанут ли на тебя враги твои, Бог Сам станет впереди тебя, сразится с ними вместо тебя, и прикроет тебя Своей тенью – «плещма Своима осенит тя» ( Пс. 90:4 ), как орел, как кокош защищает от врага свое детище, Он покроет тебя Своей силой всемогущей, и ты, как птенец Божий, «под криле Его надеешися» ( Пс. 90:4 ), то есть будешь в полной безопасности. Ты никогда не изменяешь истине Божией, ты свято хранишь заповеди Божий, зато как оружием, как щитом непроницаемым «обыдет тя» (будет со всех сторон охранять и защищать тебя сама эта) «истина Его» ( Пс. 90:4 ) (Божия). И если Бог за тебя, кто против тебя? Что могут сделать все враги твои? «Не убоишися от страха нощнаго» (тайных злоумышлении), «от стрелы летящия во дни» (явных нападений вражеских) ( Пс. 90:5 ). Не убоишися «от вещи во тме преходящия» (от язвы ли, ходящей во мраке или от других несчастий, в ночи бывающих, от страстей ли плотских, или страхований бесовских), «от сряща» (от заразы ли опустошительной и неожиданной встречи с другим каким-либо бедствием, или от невольных грехопадений во время непредвиденных испытаний), не убоишися ты «и беса полуденнаго» ( Пс. 90:6 ), этого духа праздности и невоздержания, духа уныния и тщеславия, духа зависти и любостяжания... Градом сыплет враг на тебя ядовитые свои стрелы – и слева, и справа: не явными только грехами он искушает тебя, чаще влечет он на грех под видом дела правого – добродетели: но ты не боишься этих стрел – Бог защита твоя: «падет от шуей страны твоея тысяща» стрел, «и тма (десятки тысяч) одесную тебе, к тебе же» ни одна из них «не приближится» ( Пс. 90:7 ). И не потерпишь ты никакого вреда, обаче (мало того), «очима твоими смотриши» (сам собственными очами увидишь, что и враги твои – люди ли то или демоны не останутся ненаказанными) «и воздаяние грешников узриши» ( Пс. 90:8 ). И воскликнешь ты тогда из глубины сердца благодарного: сбылась надежда моя, «яко Ты, Господи, упование мое!» ( Пс. 90:9 ) Да, любимец Божий, потому так и печется Господь о тебе, что ты всего себя предал в волю Божию, «Вышняго положил еси прибежище твое» ( Пс. 90:9 ), Его Единаго избрал своим убежищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Пс.3:9. Господне есть спасение.     «Спаси мя, Господи», — говорит Давид (Пс.3:8). Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ. Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам, но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть «членовныя львов» сокрушивший Господь (Пс. 57:7); Он, или от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со мною боримый врагами. Псалом 4 Пс.4:1. В конец, в песнех, псалом Давиду.    Псалом этот Давид посвящает победителю по одержании победы над врагами. Вместо слов «в конец», Акила и Веодотюн перевели: «победителю»; а Симмах: «победная песнь». Пс.4:2. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.    подобно сказанному: «и еще глаголющу ти, речет: се приидох» (Ис. 58:9). «В скорби распространил мя еси». Не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог мне стать на великой широте. Сива и Верзеллий принесли в дар Давиду множество снедей и тканей, когда, спасаясь бегством от Авессалома, пребывал он в пустынях и горах, подобно трем отрокам в пещи и Даниилу среди львов. Когда же знаем причины скорбей и искушений, тогда особенно распространяемся. Но слово «широта» можно объяснять и иначе. «Ущедри мя и услыши молитву мою». Поелику сказал, что услышан за правду свою, то и прибегает к щедротам Божиим. Пс.4:3. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?    Это сказано тем, которые думали множеством войска захватить праведного. Но надежда эта, говорит он, была суетная и лживая. Пс.4:4. И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего.    То есть вы, уповавшие на множество, узнайте, сколько чудным явил Господь того, кто уповал на него. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.   Здесь одно время взято вместо другого, и вместо: «услышал», сказано: «услышит». Пс.4:5. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.   Говорит это своим домашним, а вместе и всем людям. Если и допустите в себе гнев, то приводите его в бездействие умилением сердца в безмолвии; ибо это значат слова: «на ложах ваших умилитеся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010