Скачать epub pdf 1. Слово синодального члена высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского на освящение храма Пресвятой Богородицы, в честь иконы её Иерусалимской, в городе Бронницах, совершившееся феврале в 3 день 1846 года Токмо на месте, идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племён ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете, и внидите тамо. ( Втор.12:5 ). Многократно, братия, посещал я град ваш: и каждый раз чувствовал себя неудовлетворённым; потому что в краткой только молитве участвовал с вами, в вашем древнем храме, будучи скоро увлекаем другими требованиями моего служения. Посему ваше желание встретилось с моим собственным желанием, чтобы нам иметь более обильное с вами общение в соборной молитве, при благодатном тайнодействии освящения храма, вами созданного. Что ж, если и теперь желаемое исполниться не может, и я должен сказать с Апостолом: восхотех приити к вам, и возбранен бых ( Рим.1:13 )? Не будем смущены или огорчены неисполнением наших смиренных желаний, если и апостольские желания, по судьбам Божиим, не всегда исполняются! Скажем с псалмопевцем: не Богу ли повинется душа моя ( Пс.61:2 )? Дело освящения есть дело Божие. Благодать одинаково совершает оное тем или другим орудием, по установленному ею чину. Я же хочу сделать, что могу: побеседовать с вами, если нельзя самолично, то хотя чрез другие уста. С утешением признаю в новосозданном и освящённом храме вашем дело вашего благочестивого усердия, довольно великое для вашего не великого града, так что, может быть, не будет несправедливо свидетельствовать о вас, как свидетельствовал святой апостол Павел о христианах македонских, что вы, как они, явились по силе и паче силы доброхотни ( 2Кор.8:3 ). С утешением веры помышляю, что жертвы, принесённые вами в созидании дома Божия, благоугодны Богу, чего знамение имеете в том самом, что вашему начинанию даровал Он совершение, и ваше Ему посвящение принял, даровав оному Своё освящение. С упованием приемлю для вас благословение от уст пророка: Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя ( Пс.79:15–16 ). Воистину, Господи Боже сил, сей народ верующих есть Твой духовный виноград; Ты насадил его Твоею вседетельною десницею: обратися убо к нему ныне и во грядущее время Твоею благодатию, якоже он обращается к Тебе верою и молитвою; призри на него Твоим провидением; виждь, Всевидящий, его истинные потребности, очевидные и сокровенные; и посети его щедротами Твоими; утверди его православием ; огради от татей, прелазящих или подкапывающих Твою священную ограду, – от ересей и соблазнов; возрасти в познании Твоей истины; оплодотвори обилием дел благих, по заповедям Твоим святым; соверши всякою добродетелью в совершенное спасение!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа 18. Притча о злых виноградарях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней воскресной беседы на радио: Притча о злых виноградарях ( Мф.21:33–46 ). Я напоминаю вам, что теперь мои передачи на радио «Радонеж» идут по воскресеньям с 21.00 по 22.00, а передачи отца Дмитрия Смирнова – по субботам в это же время, вечером. И мы начинаем сегодняшнее чтение словами: Мф.21:33 . «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Здесь перед нашими глазами разворачивается очень радужная картина. Хозяин вселенной из всех народов отделяет для Себя только еврейский народ. Сказано: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю» ( Пс.79:9–10 ). Слова: « обнес его оградою » означают – окружил заповедями, уставами и постановлениями; по истолкованию блаженного Иеронима  – ограда, «то есть или городской стеной, или ангельскими воинствами» 256 : имеется в виду святость Иерусалима и святость Закона, служение которому осуществляется при служении Ангелов. О том, что Закон принимался при служении Ангелов, сказано: «вы, которые приняли закон при служении Ангелов…» ( Деян.7:53 ); слова: « выкопал в нем точило » означают множество жертвоприношений, которые, как сок гроздьев винограда из точила, заливали весь жертвенник; слова: « построил башню » указывают на множество пророков, которые как бы с неких сторожевых башен оберегали народ Божий. Сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он (то есть Господь. – О.С.) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать» ( Авв.2:1–2 ). Блаженный Иероним, со ссылкой на пророка Михея: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство – к дщерям Иерусалима» ( Мих.4:8 ), настаивает: «несомненно, что это храм » 257 , имея в виду Храм Иерусалимский, единственное в древности место для полноценного поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Боже сил, обратися и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя ( Пс.79:15,16 ) I. Замечания о писателе О происхождении и обстоятельствах жизни святого пророка Аввакума (Habakkuk) ничего нельзя сказать исторически достоверного, в чем сознавались уже ученейшие из иудейских раввинов 1 , и только на основании собственного упоминания пророка о «своих струнных орудиях» музыкальных во храме ( Авв.3:19 ), можно несколько догадываться, что он принадлежал к колену Левиину, которое одно могло участвовать в службах храма, – подобно пророкам Иеремии и Иезекиилю 2 . Во всяком случае, из этого упоминания несомненно следует, что он принадлежал к царству Иудину, на что указывается и отсутствием в книге всякого намека на царство десяти колен. Время его пророческого служения ближайшим образом определяется из места, какое он постоянно занимает между малыми пророками. В этом, как известно, весьма древнем помещении, вообще основанном на хронологии (хотя и не без внимания, по местам, к предметному сходству размещенных книг), – можно усматривать столь же древнее свидетельство собирателей пророческих книг или священное иудейское предание о том, что Аввакум действовал после Наума, пророчествовавшего в конце царствования Езекии 3 , и прежде Софонии, пророчествовавшего в первые годы Иосии ( Соф.1:1 ). Впрочем, предание и прямо называет св. Аввакума современником Манассии (и даже учеником Наума) 4 . К такому же заключению приводит нас и рассмотрение самой книги, хотя прямо здесь оно и не высказывается 5 : а) Пророк от имени Божия угрожает иудеям, своим современникам (1, 5) 6 нашествием халдеев, как исполнителей Божественного гнева (3, 2) и заслуженного наказания за господствующее нечестие (1, 2. 3). День бедствия еще не наступил, – пророк только провидит его приближение (3, 16. 2); Иерусалим и святой храм еще существуют (2, 20); враги, хотя уже известные по имени (1, 6) и страшные по своему могуществу во многих других странах (2, 5), ничем еще не обнаружили его в отношении к царству иудейскому, еще и не подступали к нему (устремятся издалеча 1, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Псалом 79 Псалом назначен для исполнения на музыкальном инструменте наподобие лилии (шошанним – лилия). «Эдуф» – записки, объявление, указывающее на особенное внимание, которое должно быть обращено современниками на этот псалом ввиду его важности. Псалом написан певцом из поколения Асафа. Писатель молится за царство Израильское, над которым просит Бога проявить Свое благоволение ( Пс.79:2–6 ). Евреи подвергаются унижениям со стороны соседних народов ( Пс.79:7 ), которые свободно опустошают их страну ( Пс.79:13–14 ). Писатель молит об охранении своего народа от угрожающих опасностей ( Пс.79:15–18 ). Вероятнее всего псалом написан уже после разрушения царства Израильского ассириянами (почему у LXX прибавлено: «на ассириянина»), когда уже и Иудее стала угрожать близкая гибель, хотя она еще существовала, так как в псалме совершенно нет указаний на разрушение храма и Иерусалима. Таким временем состояния Иудеи нельзя считать время царствования Езекии, так как тогда она (Иудея), несмотря уже на пленение Израильского царства, находилась в довольно цветущем положении, особенно после гибели под стенами Иерусалима войск Сеннахирима. Указанные опасения писателя псалма за возможную гибель царства Иудейского могли основываться только на целом ряде событий зловещих и тяжелых в жизни своего народа: эти события начинаются особенно с царствования Манассии и с особенной силой проясняются во времена Иоакима (см. указание их в ст. Пс.79:13–14 ). Пастырь Израиля! Прояви свою силу над Ефремом, Вениамином и Манассией. Восстанови нас и спасемся (2–4). Надолго ли Ты оставил нас? Ты напитал нас слезами и сделал посмешищем для врагов (5–8). Ты перенес из Египта виноградную лозу, которая глубоко пустила корни и широко распростерла ветви. Но Ты разрушил ее ограждение, звери объедают ее (9–14). Обратись же, Господи, и защити Своей силой Твою отрасль! Да будет над нею десница Твоя и мы не отступим от Тебя (15–20). Пс.79:2 .  Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIII Пс.91:8             …разрастаются нечестивые, как трава,                         и расцветают все делатели беззакония 487 ,                         чтобы истребиться навсегда-навсегда. Само преобладание, умножение и процветание нечестивых есть залог их скорейшего истребления: чем пуще одно, тем ближе другое; нечестивцы горазды действовать, но действуют на самоистребление. Важно знать:        чем энергичнее нечестивые набирают силу, тем стремительней их путь к погибели. Пс.91:10             … разделятся все делатели беззакония. Речь не идет о рассеянии: нечестивые перестают составлять сплоченный клан. Подобное произошло при Вавилонском столпотворении: Господь «разделил сынов человеческих» ( Втор.32:8 ), в результате «разделись народы на земле» ( Быт.10:32 ). Внутреннее разделение нечестивых есть важный фактор для ослабления их совокупной мощи. До конца разделение произойдет уже в ином мире – каждый окажется один. Греховные связи между людьми в мир иной не проникают. Пс.93:1             Бог отмщений – Господь,                         Бог отмщений, воссияй. «Бог, дающий отмщение» ( Пс.18 /17:48) – напоминание о заповеди любви к ближнему, которая начинается словами «не мсти»: «не мсти и держи [злобы] на сынов народа твоего, но возлюби ближнего своего как себя. Я – Яхве» ( Лев.19:18 ). «Бог отмщений – Господь» означает также, что не человек должен мстить: «у Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). У Бога «прощение» и «отмщение» – одно действие, которое разное имеет завершение: «Бог прощающий» есть «Бог отмщающий» ( Пс.99 /98:8). То, что у Бога – одно (с разным завершением). Человек воспринимает – как два (разных действия). «Воссияй» – такое было на Синае: Господь «воссиял от горы Фаран» ( Втор.33:2 ). Такого же воссияния ожидают в будущем: «Пастырь Израиля… восседающий на Херувимах, воссияй» ( Пс.80 /79:2). Стих «Бог отмщений – Господь» кажется исполненным мстительного чувства, однако этого нет; находим и напоминание о любви к ближнему, и возлагание на Бога всякого воздаяния. Также находим, что

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

преподобный Нил Синайский 6. УВЕЩАНИЕ К МОНАХАМ (Из Patr. gr. Migne – t. 79, стр. 1236) 1. Неумеренность в пище пресекает пост, а блудную похотливость отражает самообуздание с молитвою. 2. Сребролюбие – матерь идолослужения подавляет нестяжательность, заботу же о потребах тела отсекает надежда на Бога. 3. Блуждающий ум остепеняет чтение Словес Божиих, и бдение с молитвою. 4. Набег гнева укрощает благодушие и псалмопение. 5. Уныние прогоняют терпение и слезы, печаль же мирскую заставляет молчать отвращение от чувственных удовольствий. 6. Страннолюбие подается смиренномудрием и нелюблением любоначалия и преимуществ пред другими. Гордость же, сие древнее зло, мерзость пред Господом, то, чему Бог противится, – усмиряет только безмерное смирение, говорящее: «я земля и пепел» ( Быт. 18, 27 ), и еще: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущий, всуе бдит стрегущий» ( Пс. 126, 1 ). 7. Как невозможно очистить мутную воду, не сделав ее неподвижною, так невозможно монаху узнать свое устроение внутреннее без безмолвия. 8. Как невозможно ратоборцу увенчаться венцом победы, не вступая в ратоборство, так невозможно быть христианином без подвигов. 9. Как невозможно чашам весов стоять ровно, когда одна обременена тяжестью, так невозможно исполнить заповедь Божию, когда преобладает плотское мудрование. 10. Как невозможно научиться искусству, не упражняясь в нем усердно, так невозможно стяжать молитву, не приседя Богу в правости сердца. 11. Не стяжавший чистой молитвы не имеет оружия к брани. 12. Кто ходит нарядно, а между тем пуст от добродетелей Божиих, тот есть жилище демонов. 13. Как не станет жить в доме бедняка царь, так Христос не возобитает в душе, оскверненной грехами. 14. Как запущенное поле возделывается тщательным трудолюбием, так душа, одичавшая во грехах, укрощается, если станет жить по закону Божию. 15. Как камень, глубоко в море лежащий, недоступен приражению волн, так и преуспевший в добродетелях и в них как бы погруженный, не будет поколеблен от дьявола. 16. Как врач искусный тотчас придумывает врачевство для предлежащей болезни, так познание Бога, хранимое (в уме и сердце); научает причастника своего, как соблюсти себя (от падений) и на лучшее подвигнуться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДНА [Евр.  ,  ; греч. βυσσος], библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в ВЗ является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из к-рого берут начало реки и источники. В этом качестве Б. сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования кн. Бытия о сотворении мира (Быт 1. 7). В Септуагинте (за исключением Ис 44. 27, Иов 41. 23, Иов 36. 16) слово « βυσσος» служит переводом евр.  . В ряде случаев Б. используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт 1. 2; Иов 38. 30; Иез 31. 4; Иона 2. 6; Авв 3. 10; Пс 76. 17) и «морю» (Ис 51. 10; Пс 105. 9; 134. 6; Иов 28. 14; 38. 16), при этом особенно подчеркивается глубина водного пространства (Пс 70. 20; 106. 26; ср.: Ис 51. 10; Иона 2. 3-6). О Б. как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт 7. 11 и 8. 2 ), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор 33. 13; Ис 44. 27; Иез 31. 4, 15). Иногда Б. описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс 76. 17 и Ис 51. 10 ). Но воды Б. могут быть и даром и благословением Божиим (Быт 49. 25; Втор 33. 13; Пс 77. 15). При всем своем устрашающем и подавляющем величии Б. всегда находится во власти и под контролем Творца, к-рый распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал Б. Своим «страшным и славным именем» (ст. 2; см. 2 Пар 36). В аккад. (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. apsû - Апсу)», где Б.- это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу муж. началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш» I, 3-5). В 4-м поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), буд. владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили ее чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу» (I, 21-25). Апсу это движение так «опостылело» (I, 37), что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его (I, 62-65). Связав его, он предает Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои (71), к-рым присваивается имя Апсу, определив их как святилище (76). Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» (79) будет зачат буд. верховный бог Мардук, впосл. победитель Тиамат.

http://pravenc.ru/text/77808.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней 6.4 Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 76. «…Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» (Пс. 113:8). Буря и обвал Бывает, что сильная буря вырывает из земли огромные деревья. Бывает, что крупный обвал в горах превращает бурную реку в большое тихое озеро. 77. «Сердце развращенное будет удалено от меня…» (Пс. 100:4). Мысли и собака Не держи в доме собаку, которая всех кусает. Не держи в сердце мысли, которые всех осуждают. 78. «…Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал…» (1Кор. 2:7). Среднеазиатский виноград в Забайкалье В далекую деревню в Забайкалье приехали к старикам родственники из Ташкента. Они привезли в подарок крупный среднеазиатский виноград. «Что это такое?» – удивились старики. «Как, что? Обычный виноград», – объяснили гости. Старики взяли осторожно по виноградине и попытались очистить ягоды от кожуры. «Не нужно так делать, – улыбнулись приезжие. – Виноград не чистят, его так едят». Старики недоверчиво съели по ягодке и воскликнули: «Это не виноград, а какое-то чудо!» – «Не чудо, а самый обыкновенный виноград», – засмеялись гости. «Это для вас он обыкновенный, а для нас это настоящее чудо», – воскликнули хозяева. 79. «…Коварного кровожадного и коварного гнушается Господь.» (Пс 5:7). Угарный газ и мысли в серде В старину случалось, что в деревенских избах зимой натопленную печь закрывали слишком рано. Тогда в комнате, мало-помалу, незаметно, начинал скапливаться угарный газ. Иной раз так угорали целые семьи. Точно так же, если сердце незаметно накапливает коварные дурные мысли и не исповедует их, оно умирает духовно, и помочь тогда человеку очень трудно. 80. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» (Ин. 10:29). Крестьянин и убежавший конь Купил крестьянин молодого, плохо обученного коня. Привязал его веревкой к колышку на лужайке и оставил пастись. Приходит вечером, а конь отвязался. Хозяин за конем, а конь – от хозяина, да все по кустам, да по оврагам. Бегал крестьянин за ним, бегал, устал страшно. Потом подумал: «Чего это я за ним бегаю? Пусть лучше он за мной побегает».

http://isihazm.ru/?id=134

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010