1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 6 Полный состав Иерусалимской рукописи: Синопсис Св. Писания Пс.- Иоанна Златоуста (лл. 1–38), Послание Варнавы (39–51), два Посла­ния св. Климента Римского (51 об.–75), еврейские названия книг Библии (76), Дидахэ (76–80), Послание Марии Кассаболийской к св. Игнатию (81–82), Послания св. Игнатия [пространная форма] (82–120) и объяснение ге­неалогии Христа (в виде заметок после подписи и даты). Рукопись датиро­вана 11 июня 5564 (=1056) г. 7 Του ν γοις πατρς μων Κλμεντος, πισκπου μης, α δο πρς Κορινθους, πιστολα, νυν πρωτον κδιδμεναι πλρεις, μετ προλεγομνων κα σημεισεων π Φιλοθου Βρυεννου. ν Κωνσταντινουπλει, 1875. VIII, 168, 188 p. 9 Tischendorf С. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus. Т. IV. Novum Testamentum Sinaiticum sive Novum Testamentum cum Epistula Barnabae et fragmentis Pastoris. Lipsiae, 1863. 11 Они перешли и в многочисленные послереволюционные репринты и переиздания, публикаторы которых зачастую и не подозревали об обна­ружении более исправных и полных рукописей. Даже в Брюсс. антол. количество глав в Посланиях Климента Римского продолжает считаться без всяких оговорок таким, каким оно было до открытия Филофея Вриенния, хотя предисловия П. Преображенского заменены новыми и до­бавлен перевод Дидахэ. Что же касается отечественных изданий, то в России сейчас святоотеческая литература переиздается главным образом репринтным способом. Это свидетельствует о том, что глубокий кризис отечественной церковной культуры и русских духовных школ, в котором они находились в последние десятилетия, еще не преодолен. Отдельные части перевода писаний мужей апостольских прот. П. Преображенского переиздавались, например, в виде брошюр с опущением даже приме­чаний переводчика, сочтенных, по-видимому, слишком сложными для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

иером. Антоний Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания в толковании святых отцов и учителей церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Феодорита и других Источник Предисловие к благочестивому читателю Известно,что острый меч полезен и даже необходим в дороге и при опасности, так как с помощью его можно защититься от врагов; но он часто ведет и к погибели, служа орудием грабежей, насилий и убийств. Подобно сему мечу, размышление и исследование времени кончины мира для людей насколько полезно настолько и вредно. Достоин похвалы и рассудителен тот, кто, воспаряя мыслью к величайшему акту всемогущества и правосудия Божия, не забывает своей единоличной кончины, помнит, что впереди его ждет воздаяние за дела,страшится вечной муки и устремляется на делание благое. Такое размышление душеспасительно для всех христиан. Оно, по своему характеру, тождественно с размышлениями царствующего пророка Давида. Скажи мне, Господи, кончину мою, взывает он, и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой ( Пс.38:5 ). Умаление дней моих возвести мне; не восхить меня в половине дней моих ( Пс.101:24–25 ). В другом месте: Размышляю о днях древних,о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? ( Пс.76:6–10 ). Так размышлять повелевает и Святой Дух: во всех делах твоих помни о конце твоем и во век не согрешишь! ( Сир.7:39 ). Вопреки сим Священным внушениям, некоторые, из самолюбия и праздного любопытства, всеми способами стараются проникнуть в сокровенную завесой тайну и, не имея ключа, хотят открыть дверь в Скинию, куда может входить один Пастыреначальник. Такое мудрствование о конце мира не только вредно, но, поистине, и грешно! Жестоко был бы наказан тот, кто дерзновенно, без полномочия и приказания, осмелился раскрыть царскую книгу или письмо, запечатанное царской печатью. Так следует понимать и здесь: сокровенны тайны Господни – это книга Царя Небесного, запечатанная семью печатями. Послушаем, что говорит Св. Иоанн Богослов: И видел я в деснице у Седящего на престоле книгу, писанную внутри и отвне, запечатанную седмью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев, от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу, и снять седмь печатей ея ( Апок.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Скачать epub pdf Псалом 80 Надписание сего псалма: В конец, о точилех, псалом Асафу, – по переводу с еврейского читается так: «Начальнику хора. На Гефском орудии, псалом Асафа». Первое и последнее выражения сего надписания понятны из объяснений предыдущих псалмов (49, 72, 76 и др.). Что же касается выражения «На Гефском орудии» (по-славянски о точилех), то под именем Гефского орудия нужно разуметь такой музыкальный инструмент, который заимствован был Давидом, как любителем и знатоком музыки, из филистимского города Гефа. Славянское название этого инструмента – точила, имеющееся, кроме сего, в надписаниях еще двух псалмов (8 и 83) и указывающее, может быть, на внешнее сходство с точилами, можно понимать не как указание на форму музыкального инструмента, игрою на котором сопровождалось пение настоящего псалма, но в смысле указания на время его исполнения или преимущественного употребления, именно – на время собирания винограда и добывания из него посредством точил вина. А некоторые из отцов Церкви (например, св. Афанасий, блж. Феодорит) толкуют это выражение как указание на предмет содержания: относя содержание настоящего псалма к временам христианским, они под точилами, в переносном или духовном смысле, разумеют христианские храмы с. 56, 271; 6, с. 389]. В древности (во времена ветхозаветные), как один был виноград – народ израильский: «Виноград Господа Саваофа дом Израилев есть» ( Ис.5:7 ), так и точило было одно, т.е. один храм в Иерусалиме и один при нем жертвенник, а ныне, в новозаветные времена, не один, а множество христианских храмов, которые суть духовные точила, дающие верующим вино христианского учения, веселящее души их. Об этих-то духовных точилах (т.е. христианских храмах) и воспет настоящий псалом, по толкованию означенных отцов Церкви. Современник царя Давида, пророк Асаф, игравший по наставлению царя ( 1Пар.25:2 ) и разделявший с ним все труды по восстановлению и устройству богослужения, составил этот псалом как пасхальную песнь, в которой, после приглашения к торжественному празднованию великого праздника с пением и звуками священной музыки (ст. 2–5), напоминает об исторических обстоятельствах его установления, освобождении израильтян из Египта и следовавшем затем странствовании их (ст. 6–8) и, подобно как в псалме 49, даже в одинаковых почти выражениях (ср. ст. 9 с Пс.49:7 ), от лица Самого Бога, увещевает израильтян пребывать верными Завету Его, чтобы за то побеждать врагов своих и наслаждаться спокойствием и благоденствием (9–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния? Что удивительнее многосложной стройности светил небесных? Что плодотворнее благовременных ветров? Что прозрачнее дневного света? Какое из животных превосходнее человека? - Так, все, что сотворил Бог и Спаситель наш, весьма хорошо. Равным образом, какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: " Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес " (Пс. 148,4). Но не только этим ограничивается значение воды. Оно и в том, что Сам Творец всех вещей - Христос нисшел, как дождь (Ос. 6, 3), познан был, как источник (Ин. 4, 14), распространился, как река (Ин. 7, 38), и крестился во Иордане. Ибо Иисус, придя к Иоанну, крестился от него во Иордане (Мф. 3, 13), чудное дело. Бесконечная Река, веселящая град Божий (Пс. 45, 5), омывается немногою водою. Необъятный Источник, произращающий жизнь для всех людей, Источник, не имеющий пределов, покрывается скудными, скоро иссякающими водами. Тот, Который везде присутствует и все наполняет, Тот, который непостижим для Ангелов и невидим для людей, грядет ко Крещению по собственному благому изволению. Слыша это, возлюбленный, ты не просто понимай сказанное, но созерцай здесь тайну нашего спасения. По этой причине и от естества водного не скрылось то, что Господь по Своему человеколюбивому снисхождению совершал втайне: ибо " видели Тебя воды и убоялись " (Пс. 76, 17). Они едва не выступили, и не побежали от берегов своих. Поэтому Пророк, еще задолго созерцая это событие, вопрощает: " Что с тобою, море, что ты побежало, и (с тобою), Иордан, что ты обратился назад? " (Пс. 113, 5). Воды отвечают: мы увидели Творца всех вещей в образе раба, и не понимая этого таинственного домостроительства, подвиглись от страха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/677/...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 6.1 Тот, кто только что родился, не говорит... 1. «Ты не даешь мне сомкнуть очей моих; я потрясен и не могу говорить.» (Пс. 76:5). Тот, кто родился Тот, кто вошел в дом, не пользуется зонтиком, Тот, кто нырнул в море, не берет с собой одежду, Тот, кто заснул, не отвечает, Тот, кто только что родился, не говорит. 2. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь…» (2Кор. 5:17). Если не вспоминать о мире Если не пользоваться тропой, она зарастает, Если не поддерживать огонь в костре, он гаснет, Если не жить в доме, он разрушается, Если не вспоминать о мире, он забывает о тебе. 3. «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим. 6:23). «Правдивый» столб На базарной площади, у столба с объявлениями всегда сидел царский чиновник, взимающий налоги с торговли. Однажды проходящий мимо человек случайно обронил кошелек с деньгами. Чиновник быстро привстал, схватил кошелек и спрятал его в своих вещах. Однако один из торговцев, лавка которого находилась напротив столба, прекрасно видел все, что произошло. Он разыскал человека, который потерял деньги. Тот уже обнаружил пропажу и пребывал в большом горе. Вместе они подошли к чиновнику и попросили его вернуть деньги. Тот стал говорить, что он ничего не знает и никакого кошелька не брал. Вокруг собралась толпа. Одни люди поддерживали чиновника, другие – потерпевшего. Чиновник упорно отрицал все обвинения и, наконец, в раздражении воскликнул: «Если правда то, что вы говорите, тогда правда и то, что вот этот столб говорит!» И тут неожиданно для собравшихся столб произнес: «Правда!» С тех пор ни один чиновник не хотел сидеть у столба, которому люди дали имя «Правдивый». 4. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем…» (Мф. 6:34). Когда заботы исчезают Когда луна скрывается в тучах, тишина становится звенящей, Когда в доме не топлено, холод ощущается сильнее, Когда облака исчезают, небо становится необъятнее,

http://isihazm.ru/1/?id=131

Помыслих дни первые и лета вечная помянух, и поучахся Пс.76:6 .   По милосердию Отца Небесного, положившего во власти своей времена и годы, мы встречаем новый год, слушатели! – Каждый новый год естественно возводить мысль к воспоминанию событий – всемирных, народных и частных, потому что бытие мира, существование народов, жизнь каждого человека все это измеряется годами; и как жизнь всегда живущего течет непосредственно от Бога; а равно и события, которые несут с собою река времен и потоки жизни, управляются десницею мудрого и милосердого Промысла Божия: посему каждый новый год, сколько дает поучительных уроков, столько же и возбуждает благодарных чувств к Богу Промыслителю. Но наступающее ныне новое лето, для нас, гораздо богатее прочих, и сладкими воспоминаниями прошедшего, и сильными уроками, из которых внимательный может поучиться тайнам Святого Промысла, и живыми ощущениями неизреченных нам благодеяний Божиих. Почему так? Потому что в наступающее сорок седьмое лето, Москва, столь славная по влиянию на судьбу России, исполняет седьмое столетие гражданской жизни своей. Пройдите внимательно мыслью от настоящего времени к тому незабвенному в нашей истории году, в который сей, ныне обширный и великий град, в немногих, может быть, хижинах, появляется на берегах почти неизвестной реки. Сколько на сем пространстве времени начертано имен, славных в просвещенном мире, незабвенных для отечества, сияющих в самой вечности! – Сколько сменилось событий, при которых сердце Русское не может не ощутить радостного, святого, неизъяснимого движения! Сколько совершилось перемен, великих и чудных, которые заставляют благоговеть пред десницею Неизменяемого, столь ясно открывающеюся в изменениях царств и народов! И так посмотрим на новый год, как на звено бытия целой вселенной, как на эпоху значительную в существовании царственного града Москвы, как на предел, с которым жизнь каждого из нас приблизилась к вечности; посредством сего воззрения, в самом страшном для нас стремлении времен к своему концу – мы увидим перст Божий, который в сем быстром сокращении времени начертывает сколько назидательных, столько же и утешительных уроков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Помыслих дни первыя... и поучахся. Пс.76:6 [с. 34] Вот слова св. псалмопевца, которые невольно приходят на мысль по случаю настоящего праздника! Протекло сто лет учебной жизни в нашем рассаднике просвещения, сколько было в это время преподавателей, сколько переучилось учеников, сколько произошло событий и разных обстоятельств в жизни тех и других! Как не вспомнить прошлое нашего училища и не поучаться? По слову древнего мудреца: во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение ( Иов.12:12 ). Первое наше слово, вызываемое настоящим торжеством, есть слово благоговейной благодарности Богу за просвещение юношества во весь столетний период светом истинной веры и полезными учениями. Всем известно, что от первого направления человека в юности часто зависит течение всей жизни его, его счастие и спокойствие. В нашем начальном рассаднике духовного просвещения образование всегда велось строго в духе православной веры, [с. 35] без всяких сомнений, колебаний и увлечений. И это направление воспитало и образовало впоследствии множество иереев благоговейных, доблестно трудившихся и труждающихся доселе на ниве Христовой, – множество граждан честных и полезных для общества и государства. Тем сильнее должно быть благодарение наше к Богу, что это доброе религиозное направление в нашем училище непрерывно продолжалось во весь столетний период времени. Были тяжёлые дни для училища: средств не было содержать его, храмины его ветшали и клонились к разрушению; был даже поднят вопрос о закрытии его. Но Господь помог перенести эту тяжёлую годину и не допустил до закрытия училища, а к концу столетия явил свою милость с растворением: вместо прежних мрачных и хладных помещений мы пользуемся удобным, светлым и тёплым помещением; вместо прежней скудости и лишений имеем лучшие средства и удобства жизни. Помыслих дни первые нашего училища и поучахся благости и благословению Божию, так ясно зримым в судьбе его. Нельзя не вспомнить и многострадальной и тяжкой прежней жизни учителей и учеников. Не было ни строго обдуманной системы в учении, ни улучшенных приёмов в преподавании и изучении учебных предметов; ощущался недостаток даже в самых книгах учебных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Псалом 76 Господь внял молитвам псалмопевца, который хотя и колебался в надежде на помощь Божию, но не отчаивался в милости Господа, воспоминая о Его чудесах в древнее время. 1. В конец о Идифуме, псалом Асафу. Псалом, написанный Асафом, был передан для пения Идифуму, одному из начальников хора певцов – левитов при богослужении во храме. Об Идифуме см. Пс. 38 . 2. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. Находясь в скорби день и ночь, Псалмопевец обратился с искренней, усердной молитвой к Богу, в той мысли, что Он не забудет явить ему свое милосердие: взволнованный сильным чувством, молящийся взывал к Богу сильным голосом, громко, и вскоре увидал, что Господь внял его молитве (ст. 3, 8–11). 3–4. В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушествоваше дух мой. Объятый чувством скорби, взыскал я Бога, говорить псалмопевец, – рукама моима, или – молясь, простирал к Нему руки, как дитя к матери, ища защиты и утешение. Нощью пред Ним – оставался на молитве и ночью, бодрствуя – ожидая помощи. И не прелыцен бых, – и не обманулся, т. е. не напрасно бодрствовал, молился с надеждой, ибо Господь услышал мою столь усердную молитву. – Отвержеся утешитися душа моя, – а так настойчиво, усердно искал помощи Божией, ибо моя душа отказывалась утешить сама себя или ничего не находила сама для своего утешения, – предавалась только скорби... Помянух Бога и возвеселихся, – в такой безутешной скорби достаточно было только вспомнить о Боге, как в тоже мгновение рождается радость, и как светлый луч отражается в глазах. – Поглумляхся и малодушествоваше дух мой, – стал я размышлять сам с собою о причине своей скорби, ее продолжении и о том, как избавиться от нее, и мой дух малодушествовал – изнемогал, терял мужество, мучимый скорбно, как изнемогает воин, смертельно уязвленный стрелою. 5–6. Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах. Помыслить дни первые, и лета вечная помянух, и поучахся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Часть 2 О лукавстве, злонравии и лжи    Вопрос 58. Умышленно ли только солгавший подлежит суду, или и тот, кто по неведению сказал нечто несогласное с истиною? Ответ. Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лук.12,48 ). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха.    Вопрос 59. Если кто задумает сделать что-нибудь, и не сделает; ужели и он судится, как лжец? Ответ. Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только, как лжец, но и как непокорный, потому что «испытуешь сердца и утробы, праведный Боже» ( Пс.7, 10 ).    Вопрос 76. Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Ответ. Сего не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от дьявола ( Иоан.8, 44 ), не показывая никакого различия во лжи. И Апостол также свидетельствует, написав: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2, 5 ).    Вопрос 77. Что такое лукавство, и что такое злонравие ( Римл.1, 29 )? Ответ. Злонравие, как полагаю, есть самое первое и скрытое повреждение нрава, а лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел.    Вопрос 78. Кто «изобретательны на зло» ( Римл. 1, 30 )? Ответ. Те, которые сверх обыкновенных и известных у многих зол, придумывают и изобретают какие ни есть другие.    Вопрос 84. Если кто, имея нрав мятежный и буйный, когда осуждают его за сие, скажет, что Бог сотворил одних хорошими, а других худыми, то хорошо ли он говорит? Ответ. Это мудрование давно осуждено, как еретическое, потому что оно и хульно, и нечестиво, и душу делает поползновенною ко греху. Посему таковой или да исправится, или «дабы изъят был из среды» ( 1Кор. 5, 2 ); чтобы не случилось сего: «что малая закваска квасит все тесто» ( 1Кор.5 6). Вопросы о рассеянности ума и мечтаниях

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010