1. Если кто желает зрить состояние ума, пусть он отрешится от всяких [греховных] мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и [сияющим] небесным цветом. Без бесстрастия сделать это невозможно, и требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет. 2. Бесстрастие есть спокойное состояние разумной души, образующееся из кротости и целомудрия. 3. [Бесстрастное] состояние ума есть умопостигаемая вершина, [сияние которой] подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы. 4. Кадило есть чистый ум, который во время молитвы не соприкасается ни с [одной] чувственной вещью. 5. Подобным псу является созерцательный ум, посредством движения яростного начала [души] изгоняющий [из ума] всякие страстные помыслы. 6. Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы. 7. Воспитание [по Богу] есть отказ от нечестия и мирских похотей. 8. Деятельный ум есть ум, бесстрастно воспринимающий мысли мира сего. 9. Есть четыре способа, посредством которых ум воспринимает мысли. Первый - посредством очей, второй - через слух, третий - посредством памяти, а четвертый - через телесный темперамент. И когда ум воспринимает мысли посредством очей, он им только придает форму; когда через слух - то он придает и не придает им эту форму, поскольку слово обозначает чувственные и доступные созерцанию вещи; память же и темперамент следуют за слухом, ибо они и формируют ум, и не формируют то, что представил им слух. 10. Поскольку ум воспринимает помыслы из пяти чувств, то следует выяснить, какое из этих чувств является источником наиболее тяжких помыслов. - И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает (Притч.12:25). 11. Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения. 12. Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя [узы] страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы - с помощью духовного созерцания, а это созерцание [становится доступным] тогда, когда ум озаряется [Божественным] Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе (Пс.75:3). Таким образом, " местом Божиим " является разумная душа, а " жилищем " - светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/734/...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Помыслы и брань с ними Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека (1, ч. 1, с. 123). Господь тебя избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйся (1, ч. 2, с. 75). Когда найдет день, что будто хорошо живешь – весело и покойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы будут тебя смущать, тогда скажи себе: «Что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была покойна» (3, с. 215). Против помыслов немощных молись Господу: От тайных моих очисти меня ( Пс.18, 13 ) и прочее и будешь получать облегчение... (2, ч. 2, с. 61). ...Пишешь... что тебе приходило сильное желание умереть и не боялась смерти – все это обольщение вражие (2, ч. 3, с. 9–10). Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог» и поклон. «Богородице Дево» три раза, и за каждым разом поклон. «Достойно есть» и поклон (2, ч. 2, с. 98). ...Вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными, и шуиими, то тоской и страхом, то высокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик». Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа, как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием (2, ч. 3, с. 3–4). Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсануфий Великий (2, ч. 3, с. 125). Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника : «Иди за мною, сатана! Господу Богу моему поклонюсь и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веке» (2, ч. 3, с. 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Предыдущий Следующий 75. Забытые причины постов По каким случаям и с какими целями постились наши предки? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. Итак, мы обсудили формы пощения, познакомились с уставами воздержания, поразмышляли над качествами употребляемой постом пищи, теперь следует хорошенько вникнуть в назначения постов. Если говорить прямо, то мы сейчас (включая и тот пост, который соблюдается нами в нынешние дни) просто постимся, потому что, так установлено Церковью. Но если не понимать смысла предпринимаемых действий, то и сами действия становятся бессмысленными… Поэтому я и предлагаю узнать причины, которые должны побуждать к посту. Начнем с примеров. Мы не будем ориентироваться на посты пророков Моисея и Ильи, а так же автора книги «Пастырь Ерма», который постился, когда хотел получить откровения свыше. Хотя и это неневозможно, если вспомнить, что Даниилу Бог открыл сон царя вавилонского после того, как тот со своими товарищами постился три дня. Но в большинстве случаев, причинами поста (по Библии) были грядущие опасности ( Есф.4:3,16 ) или уже случившиеся бедствия ( 2Цар.1:12 ); семейные ( 2Цар.12:16 ) или общественные скорби ( Мф.9:14-15 ), ходатайство пред Богом или принятие важных решений ( Деян.13:1-3 ). Подобные посты содержались либо отдельными людьми, либо целыми сообществами. Но в эпоху В.З. и раннехристианской Церкви в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных и обычно чрезвычайных обстоятельствах. Яркий пример общественного поста при тяжких обстоятельствах содержит Книга Судей, когда в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед решающей битвой с «сынами Вениаминовыми», которых до этого никак не могли победить, а после поста таки одолели их ( Суд.20:26 ). Так же и пророк Давид соблюдал посты при печальных или тяжких обстоятельствах. Например, подвергаясь нападению со стороны врагов, он изнемогал от поста, прилагая его к молитве о своем спасении ( Пс.108:24 ), а так же постился в день погребения своего союзника Авенира ( 2Цар.3:35 ) и в других подобных случаях поступал аналогично.

http://azbyka.ru/video/75-zabytye-prichi...

Скачать epub pdf Седмица 26-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 75. (14,12–15) О МИЛОСТЫНЕ Кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу и от Него получит награду (6,271). Если надлежит взойти нам в горнее, то обнищаем влекущим долу, чтобы стать в горнем. Какой же к тому способ? Указует его псалмопение: расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века ( Пс. 111, 9 ). Кто вступил в общение с нищим, тот поставил себя в единую часть с Обнищавшим ради нас. Господь обнищал, чтобы и ты не убоялся нищеты, но Обнищавший ради нас царствует над всею тварью. Поэтому если и ты обнищаешь (благодетельствуя нуждающимся) с Обнищавшим, то будешь и царствовать вместе с Царствующим (15,374). Приходил (нуждающийся) и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христос, чтобы и мне, который имеет нужду в Твоей помощи, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся (12,205). Плод милостыни произрастает обильно. Посевай, раздавай и исполни дом добрых приобретений. Но скажешь: «Я беден», – пусть так, давай что имеешь, ибо Бог не требует сверх сил. Ты даешь хлеб, другой – чашу, оный – одежду, и таким образом уничтожится несчастье одного (20,401). Бог требует не изобилия приношения, но богатства душевного расположения, которое выражается не мерою подаваемого, но усердием подающих (32,572). Не уделять из своего имущества есть также похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями (32,805). Милостыня – это царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница (33,326). Великое дело – милостыня, возлюби ее, ей нет ничего равного, она может и грехи загладить, она и избавит от Суда (33,328). Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великою щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в День будущего Суда великой милости и снисхождения от Бога (34,276). Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающимся и делать это с готовностью, любовью и братскою расположительностью (к чему и призывает нас Господь), – для этого нужна душа высокая, великая и любо-мудрая (34,346).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 .  Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 .  И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 .  Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 .  Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 .  Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Верхобыстрица. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты " Село Верхобыстрица – Тихвинская церковь, каменная, построена в 1884 г.; расстоянием от г. Вятки в 75 вер., от благоч. в 30 вер.; часовня Б. Вожгальская; причта по штату положено: 2 св.. 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д. 2000 с., пахотн. 33 д. удобн. и 1020 с. неудобн.; братский денежный доход: св. 609 р., диак. 406 р., пс. 203 р; руги соб. на весь причт до 120 п. ржи и 250 п. овса; прихожан правосл. рус. 2221 м. п., 2409 ж. п.; приход состоит из 28 селений, расст. 1 – 7 вер. " Вятская епархия, Вятский уезд, 2-й благочиннический округ С сайта Родная Вятка Церковь построена в 1862 г. тщанием прихожан. Зданием деревянная с таковой же колокольней. Крепка, освящена в 1862 г. ноября 22 дня. Престол в ней в честь Божией матери Тихвинской Ея иконы. Утварью и ризницей достаточна. Причта положено по штату: настоятель, помощник и 2 псаломщика. Настоятель, помощник и псаломщик проживают в собственных домах, построенных на церковной земле, диакон - в частной квартире., а просфорница в казенном доме. Здания: деревянный одноэтажный дом и при нем скотный двор, амбар деревянный на каменом фундаменте. Крытый и обшитый тесом. В приходе есть часовня. Земли при сей усадебной 3 дес. План на землю палатой государственных имуществ утвержден 1862 г. ноября 13 дня и хранится при делах Вожгальского волостного правления. Пахотной удельной земли 33 дес., а неудобной 1020 с., проектированный 25 июня 1865 г., а 1878 г. 30 декабря министерством государственных имуществ утвержден. Надел причту с. Верхобыстрицкого означенным количеством земли введены во владение священнослужителей 19 мая 1879 г. с постановкою в натуре земельных признаков. План и копия с указа на сию землю хранится в церковном архиве. Ближайшие церкви: Вятского уезда с. Вожгалы в 12 в., Каринка в 17, Березинское в 12; Нолинского уезда Ошланская в 15 и Курчумская в 17 в. Копии с метрических книг и исповедные росписи с 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=02726

Рассуждение тринадцатое. О смирне Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? ( Песн.3:6 ) Блаженный Феодорит, изъясняя Песни Песней, говорит: „не неприлично душа благочестивая уподобляется дыму благовонному, которая, как Апостол говорит: члены свои представляет жертву живу, святу и благоугодну Господеви. Говорится же, что она издаёт благовонный запах смирны и ливана, от всех благовоний Мироварца; поскольку Христово человечество, чрез смирну означаемое, и Божество чрез ливан, со благоговением почитает, и Жениха своего Христа, как смерти верует, так и сущность Его вечную несомненно признает». Таковому то смирны и ливана благоуханию, которое издаёт благочестивая душа, удивляются самые Ангелы. Хотя же она имеет и другие добродетели, почерпнутые от Священного Писания как бы из лавки мироварца, в ней, однако первое место занимают смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Христова. Но войди, христиане! в дальнейшее о смирне рассуждение. § I Смирна есть древо, растущее в великом множестве в Аравии из коего, если его разрезать, течёт сок. Древо сие употребляют для хорошего его запаху. Один из волхвов, приходивших ко Христу, принёс Ему в дар смирну; примечательно, что он был из Аравии. § II Что сия смирна означает по смыслу духовному? 1) Означает она Христа Господа нашего: Христово благоухание есмы ( 2Кор.2:15 ). 2) Означает бессмертие Владычного тела. Возвратитеся О! мироносицы с миры, воскресе Господь с телом, не требует нужды в ароматах, не имать нужды в смирне – бессмертен есть. 3) Смирна означает спасительное страдание Христово. Он есть смирна бессмертия нашего, льёт оно несомненную надежду и нашего с телом воскресения. Иов говорит: вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою ( Иов.19:25–26 ). И Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его ( Флп.3:21 ). 4) Смирна есть закон покаяния. Как рассечённое древо смирны источает сок, так сердце наше, рассекаемое ножом сокрушения, производит благовонные струи слёз, яко надёжных благодатного пришествия Святаго Духа провозвестников. Расторгните сердца ваша ( Иоил.2:13 ), – повелевает Бог чрез Иоиля. Расторгните, то есть истинным сокрушением, и источите благовонную покаяния смирну. Сие бо есть приятно пред спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:3–4 ). И Давид поёт: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.50:12 ). – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). – На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес ( Ис.66:2 ). Се грешница при ногу Иисусову рассекает сердце своё и источает слёзы: и ставши при ногу его созади, плачущися, начат умывати нозе его слезами ( Лк.7:38 ). Се Пётр оплакивает своё окаянство: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

ТАЛАНТ Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот (4). Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей верных. Этот талант мы приняли через апостолов Христовых. Этот талант неоцененный попран многими русскими, и они ответят за него праведному Судии. В первом пришествии Христовом нам вручен талант (то есть человеческому роду), и во всю землю вышло вещание духовных апостолов, и во все концы вселенной слова их ( Пс. 18:5 ). Во второе пришествие Господь будет требовать от всех нас отчета в употреблении талантов. Истяжется 75 и царь, и всякий подданный, малый и великий, и всякий смертный, и каждого человека дела обнажатся перед всеми, ни один помысел не укроется, вся внутренняя жизнь каждого явится как бы сфотографированной, никому отречься или запереться в своих грехопадениях будет невозможно, если не покаялись, живя на земле. Где же дела ваши, братие! В чем вы проводили жизнь земную, этот драгоценный залог, данный вам Творцом для приготовления к будущей жизни, к раскрытию ваших сил и способностей, к употреблению в дело талантов (6)? Талант вселенского православия мы приняли от Бога для славы Божией и нашего спасения. Как мы этот талант употребляем и умножаем? Как благодарим Господа? Каково наше покаяние? Какие добрые дела творим? Все уклонились, все стали совершенно негодны, «нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13:3 ). Не относятся ли эти слова Писания и к нам (6)? Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и через временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. «В поте лица твоего, сказано, будешь есть хлеб твой» ( Быт. 3, 19 ). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа, – поет Церковь . «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его " ( Мф. 11:12 ), – говорит Господь и Спаситель наш (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Календарь Материалы 12 декабря 2012 г. [Документы истории] Ольга Васильева 17 июня 1960 года состоялась встреча В.А. Куроедова с митрополитом Николаем. Новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви был крайне недоволен тем, что деятельность ОВЦС не соответствует «возросшим требованиям борьбы за мир, за разоблачение клеветнических измышлений о положении религии и Церкви в нашей стране». [Интернет-журнал/Общество] Среди многих тем, затронутых сегодня в послании Президента России Федеральному Собранию, особо выделяются две важнейшие: семья и демография, а также инициативы по формированию государственной стратегии в области культуры, образования и воспитания. Приглашаем читателей нашего портала к обсуждению этой части речи Призедента. [Интернет-журнал/Колонка главного редактора] Китайские христиане собираются и молятся по домам, как, если хотите, в первые христианские времена или как совсем еще недавно в России… Сегодня в Китае я встретил такой же чистый и светлый дух неофитства. [Документы истории] Ольга Васильева Понять, что двигало Хрущевым в феврале 1956 года, необходимо и потому, что именно Н. Хрущев начнет наступление на религию и Церковь. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Язычники готовились принести в жертву быка. В это время мимо проходил Сатурнин. Один из толпы, увидев его, крикнул: «Вот враг нашей веры. Он одним своим присутствием не дает нам услышать привычные ответы божества!» Они схватили Сатурнина и толстой веревкой привязали за ноги к дикому быку. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] 75 лет назад наше Отечество захлестнула волна массовых репрессий, жертвами которых стали тысячи православных людей, пострадавших за верность Христу. Какой нравственный урок мы, живущие сегодня, должны извлечь из этой главы церковной истории? В чем мы призваны подражать новомученикам? На эти вопросы мы попросили ответить пастырей. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Нужен нам страх Божий. В немощи своей уповай на Бога. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс 2, 11). Боящийся Бога ничего более не боится. Ничего не боюсь в мире сем — все подвластно Богу, Его же я раб, грешный; Он меня защитит — но и я должен быть верен Ему, бояться Его. Он и неверных покрывает до смерти — авось обратятся к Нему. Страх Божий — это страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога. Страх Божий — отец молитвенного внимания, молитвенных помыслов. Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорбл яющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого, даже бесов.

http://pravoslavie.ru/archive/121212

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010