1. Если кто желает зрить состояние ума, пусть он отрешится от всяких [греховных] мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и [сияющим] небесным цветом. Без бесстрастия сделать это невозможно, и требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет. 2. Бесстрастие есть спокойное состояние разумной души, образующееся из кротости и целомудрия. 3. [Бесстрастное] состояние ума есть умопостигаемая вершина, [сияние которой] подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы. 4. Кадило есть чистый ум, который во время молитвы не соприкасается ни с [одной] чувственной вещью. 5. Подобным псу является созерцательный ум, посредством движения яростного начала [души] изгоняющий [из ума] всякие страстные помыслы. 6. Подобным псу является деятельный ум, лающий на все неправедные помыслы. 7. Воспитание [по Богу] есть отказ от нечестия и мирских похотей. 8. Деятельный ум есть ум, бесстрастно воспринимающий мысли мира сего. 9. Есть четыре способа, посредством которых ум воспринимает мысли. Первый - посредством очей, второй - через слух, третий - посредством памяти, а четвертый - через телесный темперамент. И когда ум воспринимает мысли посредством очей, он им только придает форму; когда через слух - то он придает и не придает им эту форму, поскольку слово обозначает чувственные и доступные созерцанию вещи; память же и темперамент следуют за слухом, ибо они и формируют ум, и не формируют то, что представил им слух. 10. Поскольку ум воспринимает помыслы из пяти чувств, то следует выяснить, какое из этих чувств является источником наиболее тяжких помыслов. - И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает (Притч.12:25). 11. Искушения приносят людям либо наслаждения, либо печали, либо телесные мучения. 12. Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя [узы] страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы - с помощью духовного созерцания, а это созерцание [становится доступным] тогда, когда ум озаряется [Божественным] Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе (Пс.75:3). Таким образом, " местом Божиим " является разумная душа, а " жилищем " - светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/734/...

1 Эпитет «апостольский учитель» (διδσκαλος ποστολικος) появляется уже в Муч. Полик. 16. Климент Александрийский использует выражение «муж апостольский» (νρ ποστολικος. Стром. II, гл. 20, 118, 5, рус. пер. в переизд. 1996 г. на с. 172–173). Из контекста следует, что это словосочета­ние относится к Варнаве, ибо чуть выше неоднократно цитируется его По­слание. Это же выражение употребляется как вполне привычное о св. Игнатии Антиохийском в «Мученичестве Игнатия» (антиох. акты, 1). Тертуллиан отличает apostolici или apostolici viri от apostoli, употребляя первые выражения в смысле «ученик апостолов» (например, Прещ. 32: …ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis uel apostolicis uiris, qui tamen cum apostolis perseuerauerit, habuerit auctorem et antecessorem; Adv. Marc. 4, 2: Denique nobis fidem ex apostolis Iohannes et Matheus insihuant, ex apostolicis Lucas et Marcus instaurant…). 6 Полный состав Иерусалимской рукописи: Синопсис Св. Писания Пс.- Иоанна Златоуста (лл. 1–38), Послание Варнавы (39–51), два Посла­ния св. Климента Римского (51 об.–75), еврейские названия книг Библии (76), Дидахэ (76–80), Послание Марии Кассаболийской к св. Игнатию (81–82), Послания св. Игнатия [пространная форма] (82–120) и объяснение ге­неалогии Христа (в виде заметок после подписи и даты). Рукопись датиро­вана 11 июня 5564 (=1056) г. 7 Του ν γοις πατρς μων Κλμεντος, πισκπου μης, α δο πρς Κορινθους, πιστολα, νυν πρωτον κδιδμεναι πλρεις, μετ προλεγομνων κα σημεισεων π Φιλοθου Βρυεννου. ν Κωνσταντινουπλει, 1875. VIII, 168, 188 p. 9 Tischendorf С. Bibliorum codex Sinaiticus Petropolitanus. Т. IV. Novum Testamentum Sinaiticum sive Novum Testamentum cum Epistula Barnabae et fragmentis Pastoris. Lipsiae, 1863. 11 Они перешли и в многочисленные послереволюционные репринты и переиздания, публикаторы которых зачастую и не подозревали об обна­ружении более исправных и полных рукописей. Даже в Брюсс. антол. количество глав в Посланиях Климента Римского продолжает считаться без всяких оговорок таким, каким оно было до открытия Филофея Вриенния, хотя предисловия П. Преображенского заменены новыми и до­бавлен перевод Дидахэ. Что же касается отечественных изданий, то в России сейчас святоотеческая литература переиздается главным образом репринтным способом. Это свидетельствует о том, что глубокий кризис отечественной церковной культуры и русских духовных школ, в котором они находились в последние десятилетия, еще не преодолен. Отдельные части перевода писаний мужей апостольских прот. П. Преображенского переиздавались, например, в виде брошюр с опущением даже приме­чаний переводчика, сочтенных, по-видимому, слишком сложными для читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Продолжение 30.08.2011 579 Время на чтение 75 минут Часть Вторая Часть Первая ГЛАВА ВТОРАЯ Идея Самодержавия и христианской государственности в Утвержденной Грамоте и в других документах Московского Собора 1598 года В сознании, в деяниях и словесных трудах российских государственно-церковных мужей, пастырей, мыслителей и писателей XVI столетия идея и образ Самодержавия по своей природе возводились к богословским истолкованиям т а инственных свойств и образа Троического Божества, к до конца не постижимым взаимоотношениям Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, Их совместного Вседержительства. Обращаясь к предмету «Русское Самодержавие», его невозможно отделить именно от строго православного изъяснения. Ни римокатолическая, ни тем более протестантская тринитарная теология не могли дать духовно непротиворечивого Христианского объяснения Царского служения Богу и Церкви, Царского попечения о народах и странах(58). 1. Бог как Царь Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Вседержитель страшен, великий Царь над всею землею... Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте ибо Бог - Царь всей земли (Пс. 46, 2-3, 7-8). В России православное сознание природу Самодержавного Царского служения неразрывно связывает c Царским достоинством, с Царственными качествами, с Царскими свойствами Единого Троического Божества - и Каждого из Лиц Пресвятой Троицы. Видим мы это и в «Богословии» Утвержденной Грамоты 1598 года: «въ mpiexъ составехъ единого Божества, Царя царствующимъ и Господа господствующимъ, непредоленнаго и bcяkiя силы крепчайшаго, Имъ же цapie царствуютъ и велицыи величаются»(59). 1) Таким образом, Царем царствующих именуется Пресвятая Троица. Царская Слава Господа Бога для православно верующих Христиан является едва ли не первейшим и важнейшим качеством Творца, Создателя, Вседержителя. Сама Вселенная Жизни Вечной именуется Царством Божиим(60).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней И молитва его да бу­дет в грех (Пс.108:7). Ибо все это происходит от его воли. У старца Даниила был дар рассуждения …Бесы вложили в голову послушника Дамаскина из монастыря Констамонит желание стать зат­ворником, то есть не выходить за врата обители. Он слышал, что иные монахи по 20,30,50 лет и даже больше не выходили из своих монастырей, как, на­пример, святой Леонтий из монастыря Дионисиат, за 75 лет своей жизни в обители даже не узнавший, где находится выход из него; его вынесли за преде­лы обители только когда он уснул вечным сном. Да, это все так. Но сей благословенный святой, как и многие другие монахи, подвизался в этой доб­родетели с ведома и по благословению игумена и духовника, а не сам по себе. А вот несчастный Дамаскин решил достичь этой добродетели в одиночку, по совету сатаны. И следствием этого было то, что уже через несколько лет его распирало от тайной гордости. Ибо таково ис­кусство сатаны — ввергать монаха в прелесть. Так его охватило себялюбие, он поверил, что соверша­ет великую добродетель и мало-помалу стал прези­рать прочих отцов, которые выходили во внешний двор монастыря или за его ворота, ходили в Карею или куда еще их посылали игумен, старцы и монас­тырское начальство. Но он из церкви ходил в трапезную, а оттуда — в свою келлию или на послушание, которое он по своей воле проходил только в монастыре, потому что выходить за ворота он отказывался. И вот со временем он стал хвастаться и задавать­ся перед прочими отцами, выходившими из обите­ли. Он стал нервным, начал ругаться с братиями. В конце концов он досадил всем в монастыре. Дош­ло до того, что он перестал слушаться даже самого игумена. Когда уже нельзя было терпеть это зло дальше, игумен и старцы обители пригласили своего духовного наставника — это был богопросвещенный ста­рец Даниил с Катунак. Старец Даниил, всегда готовый помочь любому слабому и духовно раненному монаху, едва полу­чив приглашение, примчался в монастырь. Узнав, что там происходит, он вызвал брата Дамаскина и осторожно расспросил, как у него идут дела.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=1...

Часть 3 Книга 13. Еще о священстве О священниках и Аароне пока пусть будет сказано нам это. Но к сказанному должно, думаю, присовокупить то, чего в нем, кажется, недостает: постановленное о левитах; тогда рассуждение будет достаточно. Палладий. Так продолжай и изъясняй; ибо ты рассуждаешь правильно. Кирилл. Установляя наилучший порядок для священнодействий, Бог подчиняет первосвященнику учреждение левитское, так говоря в книге Чисел: «объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и... семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете» ( Чис.18, 26–32 ). Видишь ли таинство Христово, предвоссиявающее как бы еще в тенях и образах? ибо «принимающий десятины, … дал десятину», по слову блаженного Павла ( Евр.7, 9 ). Но тогда образом служил Мелхиседек, во времена же Моисеевы Аарон, знаменующий собою священника священников – Христа, Начальника и Предстоятеля святой скинии, то есть Церкви, – Святого Святых, Бога богов, Которому мы обязаны всяким плодоприношением; ибо написано, что «все, которые вокруг Него, да принесут дары» ( Пс.75, 12 ). Но Моисеево было еще в образах; ныне же духовными плодоприношениями веселят своего Искупителя истинные хранители евангельских повелений. П. Ты хорошо сказал. К. А что левитский род есть избранный и изъятый из других, это Он делает явным некоторым образом так: повелел исчислить народ и сделать точный счет всего множества народа не потому, чтобы этого не знал Зиждитель, ибо у Него исчислены и «капли дождевые», согласно написанному, ( Сир. 1, 2 ), и не потому, чтобы могло утаиться что-либо от ума чистого, но дабы читающие Священные Писания весьма ясно видели, что приверженные к Богу и нареченные народом Его находятся в записях у Бога и в книге жизни, причтены к знаемым Его и уже хранятся в памяти Владыки всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Псалом 74 Исповедуя чудеса Божии, псалмопевец учит грешных не превозноситься, ибо Господь – Судия смиряет грешных, а праведных возносит. 1. В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. Ср. Пс.56, 57 и 58. Настоящий псалом вдохновенного певца Асафа написан, вероятно, по поводу нашествия Ассириян и поражения их (ср. Пс.75:1 ). Изложение сего псалма отчасти драмматическое. 2. Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое, повем вся чудеса Твоя. Проникнутый благоговением к сильной власти Бога, Судии народов, псалмопевец прославляет Его чудеса в своем псалме. – Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, – торжественно в псалмах мы – сам Асаф и с ним другие певцы – левиты – во храме воспеваем свои чувства пред Тобой, славим Тебя. И призовем имя Твое, – в торжественном исповеданы – славословии молитвенно призываем Имя Твое, – прославляем Твои свойства и совершенства, возлагая на Тебя упование свое. – Повем вся чудеса Твоя, – все чудеса, в которых проявлялись все свойства и совершенства Бога Судии, будут воспеваемы в псалмах, составленных именно Асафом. 3–4. Егда прииму время, Аз правоты возсужду. Растаяся земля и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. На молитвенное славословие имени Божия Асафом Господь отвечает: – Егда прииму время, Аз правоты воссужду, или – когда Я усмотрю-изберу время, то воссужду – произведу свой суд в правоте – совершенной, всесторонней правде. Разумеется, это будет суд между народом Израильским и гордыми врагами, поборниками его. – Растаяся земля и еси живущии на ней, точнее – колеблется земля, трепещут все ее обитатели, как бы во время землетрясения... Аз утвердих столпы ея, – но Я, говорит Господь, утвержу ее столбы, как бы здания, чтобы оно не упало, даже не поколебалось. Разумеется, вероятно, волнение народа, точнее – жителей Иерусалима во время нападения Ассириян. Когда Рабсак, полководец Сеннахирима, обложил войсками Иерусалим, то не только жители его взволновались страхом, но поколебались и столпы земли, т. е. царь Езекия, его советники и старшие священники; но Господь укрепил их мужество откровением своей воли чрез пророка Исаии и совершил страшный суд над полками Ассирийскими, – истребил их ( Пс.36;37:1–3,6–7 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛХИСЕДЕК Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека, Авраама. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VII в. [Евр.  ;   греч. Μελχισδκ; лат. Melchisedech], прав. (пам. в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец), свящ. ветхозаветный и царь. Его теофорное имя носит составной характер и обычно интерпретируется как «мой Царь - праведность/справедливость» или «Царь праведности/справедливости» (ср.: Евр 7. 2 - Astour. 1992. P. 684; Hasselhoff. 2012. Sp. 611; Rechenmacher. 2012. S. 55, 117). Наиболее близкой параллелью к нему является имя Адониседек (   - «[мой] Господь-праведность» Нав 10. 1, 3; ср. также:   - «[мой] Царь - Бог» - Быт 46. 17 ). Оба элемента имени встречаются в др. библейских именах, напр.:   в 1Ездр 10. 31;   - 3 Цар 22. 11; Иер 32. 3. Согласно др. интерпретации, 2-я часть имени М. содержит отсылку к имени западносемит. божества: «[бог] Цедек - [мой] царь» ( Reiling. 1999. P. 560). Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Прав. Мелхиседек встречает праотца Авраама. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Согласно Быт 14. 17-24, когда Авраам возвращался после победы над царем Еламским Кедорлаомером и его союзниками, к нему навстречу вышел М. с хлебом и вином и благословил именем Бога Всевышнего. М. назван царем г. Салима (    ), к-рый считается более древним наименованием Иерусалима (ср.: Пс 75. 3). М. был священником Бога Всевышнего (     ср.: Пс 78. 35), Владыки (   - Создателя) неба и земли, от имени Которого Авраам получил через М. благословение (Быт 14. 18-19). Имя Бога Всевышнего в Быт 14. 22 соотнесено с именем Божиим - тетраграмматоном (  ). Это дополнение отсутствует в переводах LXX, Vetus Latina и Пешитте (BHS. P. 19) и считается позднейшей редакторской глоссой. Из окончания стиха Быт 14. 20 по МТ («он дал ему десятую часть») не совсем ясно, кто был совершителем этого; у глагола не указан по имени субъект, но, судя по параллельному описанию этого события в др. традициях (Евр 7; античные авторы и т. д.), вероятно, речь идет об Аврааме. На первый взгляд исходя из букв. понимания текста, принесение М. «хлеба и вина» (Быт 14. 18) означает подкрепление Авраама и воинов, вернувшихся с битвы. При этом подношение из рук священника может обладать сакральным значением и быть может связано с его благословением ( Westermann. 1985. P. 205). В LXX М. передал им хлеба и вино (ρτους κα ονον).

http://pravenc.ru/text/2562922.html

Глава 9 Молитва от лица Соломона о ниспослании мудрости. 1–4. Исповедание благости, всемогущества и мудрости Божией и высокого назначения человека. 5–8. Указание личных обстоятельств жизни. 9–19. Без премудрости человек не может познать волю Божию и исполнить свое назначение. Прем.9:1 . Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим 1–4 . Вступление в молитву Соломона. Писатель говорит о Божественной благости, всемогуществе и мудрости и о высшем назначение человека. 1 . В обращении писатель выражает ту мысль, что Бог, вследствие своего отношения к Израилю («Боже отцов»), по причине Своей милости и в силу Своего всемогущества захочет и может наделить его мудростью. Прем.9:2 . и премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями Прем.9:3 . и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! 2–3 . Приводится дальнейшее основание, почему псевдо-Соломон надеется на исполнение своей молитвы. Это основание – в высоком назначении человека. Человек по самому своему устройству назначался Премудростью Божиею к господству над природой и высокому управлению миром ( Быт. 2:19–20 ; Пс. 8:7 ; Сир. 18:1–4 ). Такая его задача делает для него необходимым усвоение Премудрости Божией. «…управлял миром свято и справедливо…» Оба эти понятия («свято и справедливо») в Священном Писании часто соединяются вместе ( Лк. 1:75 ; Еф. 4:24 ); первое означает устремление души к Богу, второе определяет должные отношения к ближним. Прем.9:4 . Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих, 4 . «Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость…» Поэтическое олицетворение Премудрости, как и выше ( Прем.6:14 ). «Не отринь меня от отроков Твоих» – ср. Прем.2:13 ст. Прем.9:5 . ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный и слабый в разумении суда и законов. Прем.9:6 . Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. Прем.9:7 . Ты избрал меня царем народа Твоего и судьею сынов Твоих и дщерей;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 .  Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 .  И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 .  Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 .  Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 .  Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 75 В конец в песмех, псалом Асафу, песнь ко Ассирианину. С Евр.: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь». «Прибавления: ко Ассирианину 466 , – говорит бл. Феод., – не нашел я в экзаплах, но есть оно в других списках. Содержание псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме и наказание, которому подверглось воинство его. 4Цар. 19:35 ». (Сн. Пс. 37 ). По св. Афанасию, «и сей псалом имеет одинаковое содержание с псалмом предыдущим; потому что и он описывает Бож. суд». Приписывается Асафу, может быть, не тому, который жил при Давиде, а другому, позднейшему – при Езекии. Есть мнение (Гроция), впрочем бездоказательное, что сей псалом написан Давидом по случаю победы над Аммонитянами, но после при Езекии стали петь его, как победную песнь после поражения Ассириян. 2 . Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его; – ведом особенно стал после поражения Ангелом 185 тысяч Ассириян. По св. Афанасию, «Иудеею и Израилем здесь называется душа, познавшая Бога». 3 . И бысть в мире место Его. В мире в Еврейском: Бешалем. Можно переводить в Салиме, или Иерусалиме, который прежде назывался Салимом ( Быт. 14:18 ), или – в мире. Т.е. Господь обитает в Иерусалиме и там, где есть мир. «После поражения Ассириян Иерусалим наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволит обитать в Сионе» (Бл. Феод.). С Евр.: «И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе». По св. Афан. – «в мире, т.е. в душе или Церкви – в Сионе мысленном». 4 . Тамо сокруши крепости луков, оружие и меч и брань. С Евр.: «Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». «Под стенами градскими, говорит пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе бесполезными сделал их оружия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет поражение духовных врагов. 5 . Просвещаеши Ты дивно от гор вечных. «Горами вечными именует, – говорит св. Афан., – небеса. Просвещает же Бог свыше, с небес ниспослав нам Св. Духа». «Симмах перевел, – говорит бл. Феод., – так: славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи»; потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих, и научаешь, Кто Ты». – Иногда просвещать значит – помогать, радовать и спасать, а под горами вечными – горы древние. ( Втор. 33:15 ; Авв. 3:6 ; Вар. 5:7 ). Т.е. Ты чудно спас нас на древних горах Иудейских, где поражены были враги и особенно чудесно – Ассирияне. С Евр.: «Ты славен, могущественнее гор хищнических».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010