В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 72 Соблазнительна для праведных вполне благополучная жизнь нечестивых, в гордыни своей совершенно забывающих Бога; но Бог низлагает их, счастие их исчезает как сон; а праведных приемлет со славою в союз с Собою. Ср. Пс. 36 -й. Окончашася песни Давида, сына Иессеова. Псалом Асафу. Псалмом 71-м заканчивается первое собрание песней – псалмов, принадлежащих большею частью Давиду, сыну Иессея, т. е. знаменитого царя еврейского. В следующем ряду псалмов есть также псалмы Давида, но большая часть из них принадлежит другим лицам. Писателем сего 72-го псалма был Асаф (о нем – надписание Пс. 49 -го). 1–3. Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя, яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря. Проникнутый глубоким сознанием благости Божией к народу Израильскому, особенно к праведникам в этом народе, псалмопевец с благоговением восклицает: как благ Бог Израиля к людям правым или чистым сердцем! Разумеется – безмерно благ к ним Господь. А между тем, иногда праведников соблазняет благополучие грешных. – Мои же вмале не подвижастеся нозе, – а мои ноги, говорит псалмопевец, не много или едва-было не пошатнулись: вмале не пролияшася стопы моя, – не много, едва-было не пролияшася – не поскользнулись стопы моих ног. То есть, я едва не оставил своего прямого и трудного пути – закона – в своей жизни. И этого я едва не сделал, яко возревновах на беззаконныя – потому что я позавидовал беззаконным людям, у коих не чисто сердце, а позавидовал – мир грешников зря или видя мирную, счастливую жизнь людей грешных, явно и постоянно нарушающих закон Божий. 4–5. Яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их, в трудах человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Благоденствие нечестивых действительно соблазнительно. – Яко несть восклонения в смерти их, – ибо до самой смерти они не ложатся на одре болезни и не лежат на нем, склонив голову на руку; в тяжком страдании и скорбном раздумье они не болят долго, а умирают внезапно (ст. 19). – Нет и утверждения в ране их, – не бывает на них и ран, которые твердо держались бы в их теле и заставляли бы их продолжительно страдать. – В трудах человеческих не суть, – в тяжелых, изнурительных работах, причиняющих и самые болезни, многие порочные люди даже и не участвуют. – И с человеки не приимут ран, – не участвуя в работе, они не подвергаются ударам, а, следовательно, и ранам, каким подвергаются другие работники от приставников, досмотрщиков за работами. И так, они живут безбожно, беспечно и, однако, совершенно благополучно, что и соблазнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Недооценка, переоценка (Misprizing, misvaluing) Ошибочная оценка обусловливается неспособностью правильно оценить ситуацию. Это может выражаться двояким образом – в недооценке (придании недостаточного значения чему-то ценному) и в переоценке (придании большого значения чему-то несущественному или в завышенной оценке). Неудивительно, что в книге, посвященной рассмотрению ценностных категорий, каковой является Библия, вопрос о неумении дать правильную оценку предстает одним из важнейших. Библейским прототипом человека, не способного правильно оценить ситуацию, служит Исав, продавший первородство за вошедшую в поговорку «чечевичную похлебку». После потрясающего рассказа о таком безразличии к духовным ценностям автор наносит завершающий удар: «И пренебрег Исав первородство» ( Быт.25:34 ). В Евр.12:16 действия Исава расцениваются как поведение «блудника» или «нечестивца» , а само его решение как бесповоротное, хотя Исав и пытался покаяться со слезами ( Евр.12:17 ). Еще до рассказа о пережитом Исавом опыте читаем, как Лот, возведя очи на орошаемую долину Иордана, избрал материальное благополучие с риском для своей души ( Быт.13 ) и как его жена, будучи неспособной отказаться от материалистического образа жизни, превратилась в соляной столп, став предупреждением для последующих поколений рода человеческого ( Быт.19:26 ; Лк.17:32 ). Как показывают эти примеры из Бытия, неправильная оценка в значительной степени основывается на выборе немедленных и осязаемых материальных благ в ущерб духовным ценностям и послушанию Богу. Так, Ахан предпочел взять захваченную в битве добычу и не повиноваться Божьему предписанию не брать ничего ( Нав.7 ), а Саул уступил желанию народа забрать все лучшее из стад разгромленных амаликитян ( 1Цар.15 ). Жизнь Соломона развивалась по более плавной дуге от проявления благочестия до овладения богатством ценой утраты преданности Богу. Псалмопевец вспоминает о кризисе веры, когда «едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ), и этот кризис выразился в том, что его поразило внешнее благополучие нечестивых, но его возвращение к вере основывалось на признании превосходства духовной жизни ( Пс.72:23–28 ). В Новом Завете Иуда предал Иисуса за тридцать серебряных монет, а Анания и Сапфира расплатились той же ценой – скорой смертью – за предпочтение денег честности ( Деян.5:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава 2 Но и после молитвы, принесенной Пророком, Бог повелевает снова, по предписанному в законе, вострубить трубам на Сионе, и чрез провозвестников собрать всех на посвященную Богу гору; потому что приближается время наказания, которое, не погрешая, может иной назвать днем мглы и тьмы, облака и бури; потому что во время сие будут такие бедствия, что никто не ощутит света, но всякий будет представлять, что живет во тьме и мгле. Потом Пророк говорит и о самом роде наказания. Иоил.2:2 . Якоже утро разлиются по горам людие мнози и крепцы: подобни им не быша от века и по них не приложится до лет в род и род. Подразумевает же в сих словах то и другое, и пругов и тучу врагов; потому что те и другие множеством покрыли и равнины и верхи гор. Посему и о том, что не было другого подобного нашествия, выразился неопределенно, а о том, что не будет, сказал с некоторою определенностью «не приложится до лет». Показывает также, что бедствия прийдут как огонь, и все растлят: столько вреда нанесут земле, что взирающий на страну сию пока не испытала она бедствий, уподобит ее раю сладости, а по нашествии – опустошенному и вовсе ни к чему негодному полю. Ибо преданы будут такой конечной гибели, что и предавшиеся бегству не найдут себе никакого спасения. Иоил.2:3 . И спасающагося не будет им: говорит Пророк; а сим дает разуметь нападение врагов. Иоил.2:4–5 . якоже вид, конский вид их, и якоже конницы тако проженут. Якоже глас колесниц на вехи гор востекут, и яко глас пламене огненна попаляюща тростие, и яко людие мнози и крепцы воополчающиися на брань. Разумея сие об Ассириянах и Вавилонянах, речение «яко» ( ως) будем понимать в значении не уподобления, но усиления речи, как и в сказанном блаженным Давидом: «коль ( ς) благ», то есть, весьма благ «Бог Исраилев» ( Пс.72:1 ); и: «коль ( ς) возлюбленна», то есть, крайне возлюбленна «селения Твоя Господи сил» ( Пс.83:1 ); и: «яко возвеличишася», то есть, весьма возвеличились «дела Твоя Господи зело» ( Пс. 91:6 ). Так и здесь, принимая сказанным сие о врагах, слова: «вид конский» будем разуметь так, что много будет у них коней и всадников, что придут они со множеством колесниц, а у возниц найдется столько искусства, что управят на самые вершины гор, и в местах неудобных станут разъезжать, как на равнинах. Принимая же сказанным сие о пругах, слова: «якоже вид конский вид их» будем разуметь, взяв себе для этого в наставники опыт. Ибо, если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую. Можно же видеть и то, что саранча, когда летит, в быстроте ничем не уступает коням; удобно перелетает горы и равнины, нападая на нивы, подобно пламени пожирает солому. Летит ли, ползет ли она, уподобляется воинству, идущему в боевом порядке; потому что все, что ни делают пруги, делают соединенными силами, представляя из себя как бы сомкнутый воинский строй.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Сердце (Heart) В древности очень мало знали о сердце, ритмическое биение которого поддерживало все жизненные функции, а прекращение биений означало смерть. В Библии упоминаний о сердце как о физическом органе немного, и они не вполне конкретны (напр., 4Цар.9:24 ), но, вместе с тем, слово сердце часто используется применительно к таким понятиям, как личность человека, интеллект, память, эмоции, желания и воля. Личность человека . В метафорическом смысле образ сердца используется для выражения того непостижимого, что составляет человеческую сущность. В этом своем качестве оно выступает в роли антонима «плоти», или тела. Мы видим это в исповедании псалмопевца: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек» ( Пс.72:26 ). Пользуясь современной терминологией, образ сердца часто используется в Библии для характеристики того, что позволяет нам самовыражаться, то есть человеческой личности. Иными словами, сердце символизирует динамические силы, делающие нас уникальными. Как таковое сердце может служить показателем нравственных качеств. Например, в Пс.130:1 поэт заявляет, что сердце его «не надмевалось» (ср. 2Пар.32:26 ). Сердце может также быть «дурным» ( 1Цар.17:28 ) или «обманутым» ( Ис.44:20 ; ср. Иер.17:9 ). В этом плане мы видим у библейских авторов и другие метафоры, связанные с сердцем. Сердце, еще не принадлежащее Богу, они называют «необрезанным» ( Втор.10:16 ; Иер.9:26 ; Рим.2:29 ; см. ОБРЕЗАНИЕ ). С другой стороны, из своекорыстного сердце может превратиться в богобоязненное. Иезекииль описывает процесс превращения сердца каменного в сердце плотяное ( Иез.11:19 ). В другом месте пророк изображает это изменение как получение «нового сердца» ( Иез.18:31 ). Поскольку сердце служит выражением человеческой личности, при определении верности человека Бог смотрит на его сердце, а не на дела. Человек призывается искать Бога всем сердцем своим ( Втор.4:29; 6:5 ), так как именно на сердце смотрит Бог, когда хочет увидеть, принадлежит ли этот человек Ему ( 1Цар.16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Псалом 77 Краткое надписание псалма сего: Разума Асафу , в переводе с еврейского «Учение Асафа» – выясняется из содержания всего псалма, который есть поучительная песнь, представляющая древнюю историю еврейского народа от времени исшествия его из Египта до царствования Давида. Указанием на важнейшие события в этой истории псалмопевец предостерегает современников своих от неверия и непослушания отцов своих и старается побудить их к соблюдению Закона и надежде на Бога (ст. 1–8). При сопоставлении же стихов 9 и 10 и затем 67–72 в общую связь содержания, нельзя не усмотреть и особенной цели сего псалма, состоящей в том, чтобы на основании исторических фактов и доводов убедить народ, что отвержение (ст. 67) сильного и влиятельного между другими колена Ефремова с городом его Силомом (ст. 60), в котором находилась долгое время скиния Моисеева, и избрание вместо него колена Иудина и горы Сион (ст. 68) есть дело Божие, а потому нужно примириться с этим и перестать не только выражать, но и чувствовать недовольство перенесением святилища Божия вместе с царскою властью из Силома на гору Сион. Эта как бы специальная цель псалма довольно ясно показывает, что он принадлежит тому пророку Асафу, который был современником Давида и начальником одного из певческо-музыкальных хоров при этом царе и который жил еще и при преемнике Давида Соломоне, и вместе с прочими певцами и музыкантами участвовал в торжестве освящения воздвигнутого им храма Иерусалимского ( 2Пар.5:12 ). Пс.77:1–2 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. Из сопоставления изречений первого стиха с последующими можно видеть, что говорит здесь не Сам Господь к народу – как это кажется с первого взгляда, – а от имени Божия говорит пророк к народу своему (людие мои), т.е. к народу израильскому, к которому он послан проповедовать волю Божию и возвещать славу Его (ст. 4 и 5). И прежде всего он приглашает народ свой с особенным вниманием отнестись (внемлите, людие мои, приклоните ухо ваше) к выслушанию закона Божия, который он будет им провещавать, или, что то же – «проповедовать», и эту проповедь свою, которую намеревается предложить в форме научения, или наставления, он называет законом своим (закону моему), в том же смысле, как и другие пророки свою проповедь именовали законом, или как апостол Павел назвал свою проповедь ( Рим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Терпение как надежда и надежда как терпение 12.01.2024 72 Время на чтение 6 минут Рембрандт. Симеон Богоприимец. «Терпением вашим спасайте души ваши», – говорит нам Христос (Лк. 21: 19). Сколь удивительно это понятие – терпение. Оно многозначно – и в то же время едино. Оно просто – в нем нет ничего такого, что не было бы понятно каждому человеку – и в то же время глубоко. Оно действительно ключевое – ключ к духовной жизни человека. Как я, человек остро нетерпеливый, смогла это понять? Начну с многозначности слова «терпение». Да, мы применяем его к разным ситуациям: терпеть бедствие; терпеть боль; терпеливо ждать; терпеливо исполнять сложную, кропотливую работу; проявлять терпение в отношении к другому человеку, к его особенностям, слабостям, недостаткам; наконец, церковнославянское «и Тебе терпех весь день» (Пс. 24: 5) – о том, что оно означает, чуть ниже. Важно соединить все эти значения, все употребления одного слова – в единый смысловой комплекс, тогда мы получим упомянутый выше ключ. Терпеть бедствие. Бедствие здесь, на земле, терпим мы все. Все мы пребываем в падшем, греховном, проблемном, хронически кризисном состоянии; живем среди таких же греховных людей, как мы сами, и страдаем друг от друга. Все мы обитаем среди горя, беды, зла, с каждым из нас может произойти любое несчастье, и сами мы всегда можем натворить что угодно… Все мы с неизбежностью умираем, наконец, и не можем даже вообразить себе того, что будет с нами потом (если верим все же, что земная смерть не конец). Весь вопрос в том, как мы ведем себя на нашем «титанике» или – что мы собираемся на нем делать. Бросаем все силы на то, чтобы максимально комфортно устроить свое пребывание в каюте на оставшееся время? Отчаялись и уже сами лезем в воду – лишь бы поскорее? Бежим от беды в полузатопленный корабельный бар? Или мы трезвы, зрячи, не расслаблены и намерены все же спастись? Если мы поднимаем-таки голову к Небу и ищем себе спасения, то сталкиваемся с болью. Бесконечные боли нашего земного существования, душевные, телесные, наши, чужие, всякие, – вновь и вновь ставят перед нами вопрос о возможности веры, о возможности доверия Богу, о смысле страдания, да просто о воздухе для дыхания, наконец. Для того, чтобы преодолеть боль, ее надо для начала понести. Боль – это психика. Возрастание человека в том и состоит, что он поднимается над своей психикой, перестает к ней сводиться, что его личность уже не тождественна психике. Возрастая, человек перешагивает через свою боль, он учится мыслить, действовать, жить в условиях постоянной боли. Значит, он терпит боль. Но чего же он ищет, терпя боль, преодолевая ее?

http://ruskline.ru/opp/2024/01/12/terpen...

Слово 1 Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына Снова лютый и началозлобный змий, поднимая на нас свою главу, нашептывает противное истине. Лучше же сказать, пораженный в голову 1 Христовым крестом, каждого из тех, кто в [разных] поколениях послушен его губительным советам, делает своей головой, и таким образом, – вместо одной вытянув наподобие гидры многие головы, – не ослабевает, «неправду ими на высоту глаголя» ( Пс.72:8 ). Так, приспособив [для сего] ариев, аполлинариев, евномиев и македониев, и многих других, выросших на его туловище 2 , посредством их языков излил свой яд против святых церквей, вместо своих зубов пользуясь их словами и вонзая их в основание 3 благочестия, словно в некий корень по юношески процветшего красотой растения и отягощенного прекраснейшими плодами, и не возмог этим повредить им. Но наоборот, от погрызенного сокрушились его [собственные] зубы 4 , от тех, кто истинно соделал своей главою Христа. Сей, стало быть, мысленный и оттого еще более проклятый змий, – первое и среднее, и последнее зло, – лукавый и вечно питающийся низменным и земным лукавством, неусыпный блюститель пяты ( Быт. 3:14, 15 ), то есть заблуждения, на всякое богомерзкое учение находчивый изобретатель и неискусный искусник, никогда не забывающий своего злохудожества, через послушных ему латинян привносит новые речи о Боге, кажущиеся содержащими [лишь] малое изменение, но служащие предлогом для великих зол и несущие для благочестия ужасные [последствия, весьма] неуместные и неестественные, и всем ясно показывающие, что и малейшее из относящегося к Богу не является малым. Ибо если в отношении каждого из сущих у нас [предметов] будет положено неправильное начало, и получается много неуместного, то насколько больше нелепостей произойдет, если в отношении общего для всех Начала и соответствующих ему как бы недоказуемых начал будет неблагочестиво привнесено нечто необычное 5 ? К этим несообразностям род латинский явно ниспал бы, если бы мы, говоря против [их] догматического новшества, не упразднили значительную часть злославия. Ибо они настолько бывают припираемы [нами к стене], что говорят, будто мыслят одинаково с нами, [хотя] они и противоречат в словах, от безвыходности прибегая ко лжи о самих себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Беседа 23 на псалом 112 72 Пс.112:1 .  Аллилуия. Хвалите, отроки, Господа, хвалите имя Господне. Прославление Господа какую заклю­чает в себе трудность для нас? – Хвалить Бога можно и молча. – Заповедь Псалмопевца хвалить «имя Господне» и пророчество об исполнении ее в христиан­ской Церкви. – Совершенная же хвала Господу где со­вершается? – Изображение для иудеев божественного вездесущия и всемогущества в участи людей и изменении законов природы: «по селяющий неплодную в дом матерью» ( Пс.112:9 ). 1. В Писании часто говорится об этой хвале, потому что она немаловажное дело, но составляет некоторую жертву и приношение, угодное Богу. «Жертва хвалы, говорит Псалмопе­вец, прославит Меня» ( Пс.49:23 ), и еще: «восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами» ( Пс.68:31, 32 ). И во многих местах священные книги заповедуют хвалу, и спа­саемые приносят ее вместо великой благодарности. Но какую, скажешь, трудность она заключает в себе? Для кого даже из людей самых обыкновенных не легко совершать ее – хвалить Бога? Если рассмотришь внимательно, то увидишь и труд этого дела, и пользу от него. Во-первых, такое песнопение требуется от праведных; человеку нужно наперед исправить свою жизнь, и тогда возносить песнопения Богу, потому что «неприятна похвала в устах грешника» ( Сир.15:9 ). Во-вторых, должно хва­лить не только словами, но и делами, и Бог желает особенно такой хвалы, такой славы: «так да светит свет ваш, говорит Он, пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). Так славят Его херувимы. Потому и пророк, услышав таинственную песнь, в сокрушении сказал: «и сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ). Потому и Псалмопевец, заповедуя возносить хвалы, начинает с вышних сил и говорит: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях)» ( Пс.148:1 ). Следовательно, нужно быть ангелом, и тогда хвалить Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010