Псалом 22 Псалом Давиду Этот псалом внушил Давиду Дух Святый от лица язычников 70 Пс.22:1 .  Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: Я пастырь добрый ( Ин.10:14 ). Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: Господь пасет меня; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего. Пс.22:2 .  На месте злачне, тамо всели мя Место злаков есть деятельная добродетель; а вода упокоения, по изъяснении св. Максима, созерцательное любомудрие. Итак там, говорит каждый из язычников, Господь поселит меня, где находится место с злаками. Начав с переносного выражения: пасти, он и продолжает сие. Ибо злаки и вода составляют благополучие стада. А сим выражает то, что Господь поставил меня в наслаждение пажитию и духовными благами. Можно также понимать и иначе. Место злачное есть Церковь , а самые злаки – христиане, которые процветают в Церкви добродетелью. Или под злаками можешь разуметь веру христиан, как всегда юную и цветущую на подобие травы, между тем как заблуждения Еллинов состарились и иссохли, как сено. На воде покойне воспита мя Сии слова говорит народ из язычников о бани святаго крещения; ибо очищаясь духовною сею водою, мы свергаем с себя труд и бремя греха и следовательно успокаиваемся. Посему и Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Матф.11:28 ). Или еще иначе: вода есть живое течение Христова учения, как мы сказали в первом псалме, при изъяснении слов: при потоках вод 71 Пс.22:3 .  Душу мою обрати Господь, говорит, обратил душу мою от прелести идолов к истинному богопознанию и вере. Настави мя на стези правды Правдою здесь называет каждый язычник всеобщую праведность, содержащую все добродетели, а стезями правды добродетели порознь, так как они ведут ходящих по ним к правде всецелой. Ибо Господь, вочеловечившись и открыв стези, или дороги добродетелей, сам первый прошел по ним, а потом и делом и словом наставил и нас на оные 72

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Предисловие В настоящей книжке содержатся извлечения из дневника Кронштадтского Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева, писанного им ещё в 1861 году. Он прислал эту рукопись для печатания в журнале «С.-Петербургский Духовный Вестник», вскоре после его возникновения, в 1895 году, по сердечному сочувствию делу издания нового духовного журнала, органа Общества религиозно-нравственного просвещения. Статьи эти нигде, кроме «Духовного Вестника», не были напечатаны и содержат в себе драгоценные указания духовного опыта – как должно познавать Бога и – самого себя. На просьбу редакции – издать эти статьи отдельной книгой, под заглавием: «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта», о. Иоанн отвечал: «Согласен на печатание от имени редакции и в ее пользу. Протоиерей Иоанн Сергиев. 15 февраля 1900 г.» Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта Не утаю от вас всякого словесе, рех бо: тайну Цареву хранити добро, дела же Божья открывати славно ( Tobum XII, VII ) Кто бы ты ни был, человек, помни что ты очень не далек от ничтожества и в своем бытии ничтожен. «Вси языцы яко ничтоже суть», говорит пророк ( Uc. XL ). Чтобы быть тебе чем-либо, прилепись верою и любовью к Тому, от Кого – всякое бытие: и тогда будешь нечто. «От исполнения Его мы все прияхом и благодать возблагодать» ( Иоан. 1.16 ) «Что имаши, его же неси приял?» В самом деле, что значит твоя единичная жизнь в составе этой общей, бесконечной жизни? Едва не ничто. Как пар она является и скоро исчезает. «Кая бо жизнь наша? пар бо есть, яже вмале является, и паки исчезает» (Иак, 4:14) Един Бог есть Сый. Благоговей же перед Источником всякой жизни и прилепляейся к Нему, если хочешь наслаждаться настоящею, пребывающею жизнью – на небе. Живи, внимая себе, и готовь на исход дела свои. «Мне прилеплятися Богови благо есть, полагати во Господе упование спасения моего» ( Пс.72:28 ) Человек! ты не благодарен и злонравен в отношении к Богу; ты не умеешь пользоваться милостями Божиими, и не хочешь заслужить их преданностью Его всеблагой воле, не хочешь вынести малейшего испытания от Его благопромыслительной благости. Ты кругом в милости Божией. Дьявол смотрит на тебя завистливо и говорит Богу: этот человек только в лицо благословит Тебя. Но коснись только имения его, особенно – костей его, здоровья его: и тогда будет очевидно, что он благословляет (хвалит, прославляет) Тебя только за дары Твои, а в несчастии он будет роптать на Тебя, хулить Тебя. И что же? О несчастье! Так часто и бывает. Как дело коснется твоего самоотвержения, как потребуется от тебя несколько часов или дней терпения, как случится потерять что-либо: тогда и в самом деле оказывается, что ты способен только в счастии благодарить Бога, а в несчастии – ропщешь. Враг наш исконный, к стыду нашему, остается здесь в самом деле правым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца ( Пс.144:3 ). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель ( Мф.22:37–38 ). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» ( Пс.72:25–26 ). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем ( Деян.17:25–28 ). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф ( Ис.6:2–3 ), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца ( Пс.95:7–8 ; Пс.144:3 ). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех ( Мф.5:16 ) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Псалом 72 Псалом этот, согласно краткой надписи на нем: Псалом Асафу – приписывается, как автору его, некоему Асафу, сыну Варахии, из племени Гирсона Левиина, знаменитому из числа левитов, современных Давиду, – тем, что он был одним из трех начальников хора при Давиде ( 1Пар. 6:31,39–43, 15:17,19 и др.). Вместе с четырьмя сыновьями своими он начальствовал над четырьмя градами певцов Давидовых, и, играя по наставлению и под руководством самого царя Давида ( 1Пар.25:2 ), являлся главным распорядителем священной музыки и пения пред ковчегом Завета в Сионской скинии ( 1Пар.16 и след.). Но при этом он был не исполнителем только песнопений (псалмов) Давидовых, но и сам, вместе с Давидом, участвовал в составлении псалмов для церковнобогослужебного употребления. Посему Священное Писание и называет его пророком ( 2Пар.29:30 ). Певец настоящего псалма, как видно, благочестивый христианин (ст. 1, 13, 28), в минуты тяжких страданий, задается (как и в псалмах 36 и 48) вопросом, так сильно и так часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостью и правдою Божией земное счастье нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? При виде того, как часто праведные люди претерпевают гонения и бедствия а нечестивые наслаждаются довольством и спокойствием, душа верующего обуревается сильным сомнением (ст. 2, 3) в благости и правде Божией. Но в конце всех своих размышлений и из собственного опыта взятых наблюдений он из святилища Божия получает полное успокоение, придя к тому заключению, что не должно соблазняться видимым счастьем грешников (ст. 14–22, 27) и что полное счастье и истинное благополучие человека заключается в Боге, в теснейшем общении с Ним, выражающемся во всецелом уповании на Него и в хвалебной молитве к Нему (ст. 28). Пс.72:1 Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Такое восклицание как бы невольно исторгается из уст псалмопевца после того, как он долгое время размышлял о путях правды Божией и много перечувствовал при виде неправды человеческой. В этом восклицании он выразил укрепившееся в нем убеждение в том, что Бог Израиля всегда милостив и благ к искренно верующим, к правым сердцем. Он как бы так говорит здесь: что бы кто ни помышлял и что бы ни говорил, а я всегда скажу: как неизменно добр Господь Бог в отношении к тем, которые правым сердцем веруют и нелицемерно исповедуют Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Поскольку грех производит таковое разлучение между Богом и человеком, то все люди, особенно желающие посвятить себя духовной жизни, должны жить по Евангелию, в пример другим, чтобы тем успешнее и быстрее достигнуть этой цели, исключая и отвергая все, что может препятствовать исполнению таковой любви. Если же мы таким истинным отвержением от всех творений воспарим к Богу, то точно можем тогда поклоняться Ему в духе и в истине (Ин. 4, 23). Для такого поклонения можем мы войти к Господу во внутреннейший чертог сердца, но исполнять это должно с чистым сердцем и доброй совестью, а не с мнимой верою. Кратко сказать, человек должен совершенно отвлечься от всех прочих вещей, быть им чуждым и забыть их. Более того, горячее желание духа своего должно открывать Богу тихими устами, но с крепкою надеждой, и все стремление любви, со всеми силами, всеискреннейше и совершенней- ше излить, погрузить, расширить, воспалить и растопить. Глава II Как человек должен презирать все и прилепляться единственно ко Христу Кто старается прийти в такое состояние, тому весьма нужно иметь чувства затворенными ко всему вещественному, чтобы не иметь попечения ни о чем постороннем, но отвергать все вещи мира сего как не нужные, его не касающиеся, бесполезные и вредные. Тогда должен он войти совершенно во внутреннее, и не помышлять, не желать и не прилепляться ни к чему иному, как только к изъязвленному Христу, чтобы через Него и в Нем, через язвы сего Человека стремиться прилепиться со всею прилежностью, серьезностью и верностью ко внутреннейшему Божества Его. Также все прочие обстоятельства свои, не ожидая совета и помощи от собственного рассуждения и сил, должен он предать совершенно Господу, по совету Божественному: возложу заботы свои на Господа(Пс. 54, 23). Не заботьтесь (см. Мф. 6, 25, 31). Возложи помышления твои на Господа, и Он не оставит тебя. А мне благо соединяться с Богом (Пс. 72, 28). Всегда нужно иметь Господа пред лицом своим. Как говорит невеста о таковом прилеплении: " Обрела любезного души моей; ибо вместе с Ним пришло ко мне все благое " (см. Песн. 3, 4; Прем. 7, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

815–1200 Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце и да потекут реки воды живы от сердца моего во славу Божию и во спасение людей Божиих. ВО СЛАВУ триединого Бога. Аминь. 815. Господи! я – чудо Твоей благости, премудрости, всемогущества, поколику приведен Тобою из небытия в бытие, поколику сохраняюсь Тобою доселе в бытии, поколику имею, по благости, щедротам и человеколюбию единородного Сына Твоего, наследовать жизнь вечную, если верен Тебе пребуду, поколику страшным священнодействием принесения Себя Самого в жертву Сыном Твоим я восставлен от ужасного падения, искуплен от вечной погибели. Славлю Твою благость, Твое могущество бесконечное, Твою премудрость! Но соверши чудеса Твоей благости, всемогущества и премудрости надо мною окаянным и ими же веси судьбами спаси меня, недостойного раба Твоего, и введи в Царство Твое вечное, сподоби меня жизни нестареющейся, дня невечернего. 816. Сердце мое должно прилепляться к единому Богу: «мне же прилеплятися Богови благо есть» ( Пс.72:28 ), а оно – что за слепота и за извращение! – прилепляется к сластям века сего: к пище, питию, плотской сласти, к деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к цветам исчезающим, к узорам, к покроям, прельщающим глаз, к роскошно убранным покоям и т.п. Странное дело! Меня, христианина, небесного человека, занимает все земное и мало – небесное. Я во Христе переселен на небеса, а между тем всем сердцем прилепляюсь крепко к земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на небе, а лучше всегда оставаться на земле, хотя земное, при своем услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и вижу, что все земное ненадежно, тленно, скоро минует, хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца, постоянно мятущегося и огорчаемого суетою земною. Доколе же я, небесный человек, буду земным? Доколе буду плотью я, чадо Божие, «иже не от крове, ни от похоти плотския,... но от Бога родился» ( Ин.1:13 ) во св. крещении, доколе я не устремлюсь весь к Богу? Господи! привлецы сердце мое к Тебе Духом Твоим Святым. Господи! отврати сердце мое от суеты земной. Господи! без Тебе не могу творити ничесоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Декабрь 1877 года 1 декабря. Девять часов вечера. Благодарю Господа и Пречистую Богородицу за исцеление меня от сильной головной боли путем естественным – сном вечерним, от четырех до восьми часов вечера. Голова болела от вина, неумеренно питого вчера при разъездах со крестом по домам (хотя пьяным я не был) и от недоспания: я встал в четыре с половиной часа, легши в двенадцать. Благодарю Господа за чудесное оживотворение меня вчера приобщением Святых Таин Пречистого Тела и Крови Его. Против течения греховного плыву в богослужении и в жизни, потому иногда мне бывает трудно, я запинаюсь, уязвляюсь, страдаю. Но Господь помощник мой – окормитель и помощник, и врач мой, и спаситель мой. При виде иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем помышляй и говори в себе: слава воплощению Твоему, Христе Боже, слава воплотившей Тебя бессеменно Матери Твоей! О, сколь благо прилепляться к Богу [ Пс.72:28 ] и молиться Ему усердно! Какой покой! Какая сладость! Какая легкость! Какое пространство сердца! Слава Тебе, Источниче жизни нашея, Христе Боже! 2 декабря. Убил по плоти диавол Сына Божия на кресте чрез злых людей, потому достойно и праведно бьет его Господь Иисус Христос и будет бить крестом, и поражать крестом, и сокрушит крестом всю силу его и Сам непосредственно, и чрез верных Своих рабов. Достойно и праведно крест соделался оружием на диавола и полчища его. Слава, Господи, Кресту Твоему честному. Согрешил вчера: подавая милостыню бедным, прогнал одного из них, когда он стал крепко требовать на одежду и крикнул я городового. Урок во сне от русского солдата, будто бы во Франции, стране католической, куда и я приехал: солдат дал мне пачку кредитных билетов, потом, сходив куда-то, еще дал пачку, но, взяв от меня, бросал их с пренебрежением на землю несколько раз, научая тем и меня относиться к ним с презрением, тем более что они (деньги) ставят мне ужасную препону в жизни, в молитве и благочестии, возмущают душу, погубляют ее, унижают и посрамляют пред людьми и Ангелами. Еще видел плетеные или вязаные кружева на церковных одеждах католических священников, вязанные ими самими. Мне показано было это вожатым моим (русским, кажется) с насмешкою, а я посмотрел на эти труды почему-то с уважением и цветные кружева счел цветами добродетелей. Пусть будет так: и они не без добрых дел, упещряющих 87 их души. Это было тоже во французских магазинах во Франции; тут же в магазинах и рестораны, где угощаются французы, и мне предложено было любезно выпить рюмку вина. Не умея говорить по-французски, я на прощанье сказал только [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 72 Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений ( Пс.72:3, 4, 6, 19 ). Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28). Пс.72:1 .  Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания. Пс.72:6 .  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания. Пс.72:7 .  выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; «Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией. Пс.72:9 .  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. «Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя. Пс.72:10 .  Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею, Пс.72:11 .  и говорят: «как узнает Бог ? и есть ли ведение у Вышнего?»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010