когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их. «Управляешь гордыней (геут) моря» – геут может означать: 1) «величие» (Божие; Пс.93 /92:1); 2) «вздымание» («столб дыма»; Ис.9:17 ); 3) «гордыня» ( Пс.17 /16:10). Укрощение гордыни моря – иносказание о диаволе (см. Пс.74 /73:13). О падших ангелах говорится иносказательно, например, через образ морской глубины, куда они пали: «левиафан» – житель «моря, великого, пространного» ( Пс.104 /103:25,26); он называется также «большая рыба» ( Ион.2:1 ). В Книге Иова он «чудовище моря – «рахав» ( Иов.9:13 ; Иов.26:12 ). Другое имя сатаны – морское животное таннин: «или я море, или я таннин, что Ты учинил на меня охранение?» ( Иов.7:12 ). Выразительный образ: бушующее море, как обозначение сатанинских сил, находим в гневной речи Господа к Иову: «Я сказал (морю): доселе дойдешь и не прибавишь. И здесь Он поместил в гордыню 472 волны твои» ( Иов.38:11 ); последнее предложение LXX истолковали: «в тебе самом сокрушатся волны твои». Гордые волны восстают друг на друга – не только внешним пределом ограничены силы зла: злоба сокрушается злобой. Так устроил Господь, в этом смысле Он (как сказано в Псалме) «управляет гордыней моря – укрощает 473 волны, когда они вздымаются». Победа над диаволом – такова: Пс.88:11             Ты сокрушил рахава, как пронзенного,                         мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих. Рахав – одно из имен диавола ( Пс.87 /86:4; Ис.51:9 ; Иов.26:12,13 ). Как уже говорилось, «пронзать» (пронзенный) указывает на сакральное действие: 1) о Мессии сказано: «Он пронзен за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; ср.: Пс.77 /76:11; Иов.39:30 ; Пс.69 /68:27); 2) победа над диаволом передается тем же глаголом «пронзил» ( Иов.26:13 ; Ис.51:9 ; Пс.89 /88:11). Казнь Христа была «пронзением», и поражение диавола – тоже было «пронзением». Казнь Христа была задумана как заклание диаволу, подобно тому, как Каин «заклал» (σφαξεν) Авеля ( 1Ин.3:12 ); и поражение диавола было сакральным действием, как говорится в Откровении о «звере, восходящем из моря»: «увидел я одну из голов его как закланную» (σφαγμνην) в смерть» ( Откр.13:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Логика жизни народа Церкви – жить по-Божьи и так наполняться, иначе его «накормят» презрением до отвала: Пс.122:4             до предела своего 566 насыщена душа наша                         посмеянием беспечных,                         презрением гордых 567 . Надменность может происходить от разных источников; здесь – от «беспечности», от беззаботной и сытой жизни. Те, кто сами не знали горя, над другими посмеиваются. Гордые – презирают. Пс.123:1,2             Если бы не Господь был с нами, –                         да скажет Израиль, –                   если бы Господь был с нами, –                         когда восстал на нас человек… Человечество ( адам ) восстает на тех, кто живет по-Божьи. Эта истина все больше уясняется к концу времен. «Живыми поглотили бы» – как кит «проглотил» (бала) Иону ( Ион.2:1 ). Так желает пророк внедрить в сознание верующих, что на них разинута пасть диавола. «Поглотить» (бала) – совершенно изъять из этого мира; именно «поглотить» Христа хотели адские силы: «да не говорят в сердце своем: «Ага! – [по] душе нашей!.. мы поглотили его! " » ( Пс.35 /34:25). «Проглотить живыми» – такое было однажды, когда грешных (бунтовщиков Исхода) «земля поглотила, и они живыми сошли в Шеол», но это Господь «творением сотворил» ( Чис.16:30 ) – как абсолютно уникальное событие. Здесь же враги Церкви хотят воспроизвести то событие – «поглотить живьем»: это – предел злобности, которого люди без помощи диавола достичь не могут. Пс.123:4             …то воды перехлестнули бы нас,                         поток прошел бы над душою нашей… Потопление водой – пребывание во аде ( Ион.2:6 ); ср.: «я вошел в глубины вод, и стремнина перехлестывает меня» ( Пс.69 /68:3). Создается противоречивый образ – «гнев горит, вода перехлестывает». Горит гнев такой, что водой не гасится. «Поток пошел» – «поток страшен только до времени, а потом слишком упадает, вдруг истощаясь» (ПсСвОт). Пс.123:5             …то прошел бы над душой нашей,                         [это] – воды наглые.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

слав. пер. завьри, то есть положи завору или преграду). д. Да постыдтс и посрамтс дш мою, да возвраттс вспть и постыдтс м 4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; Да бдтъ к прахъ пред лицемъ втра, и Агглъ Гдень скорбл ихъ: 5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; Да бдетъ пть ихъ тьма и ползокъ, и агглъ гдень погонй ихъ: 6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, В 4–6 повторяется, только в других выражениях, вы сказанная в 3 ст. мольба о преграждении пути гонителям, то есть о том, чтобы они явлением божественного заступления принуждены были прекратить свое преследование. 4 . Пусть ищущие души моей, то есть домогающиеся убить меня (ср. 1Цар.20:1 б –2 б ; 24:12 б ; Пс.30:14 ) постыдятся и посрамятся, то есть не успеют в своем злом намерении (ср. Пс.24:3 ), но Твоею божественною силою принуждены будут отказаться от своих замыслов и со стыдом возвратятся назад, то есть перестанут преследовать меня (ср. 1Цар.23:28; 26:25 ;=Евсевий, Феодорит, Зигабен, также св. Афанасий на Пс.69:3 ). 5 . Пусть мой гонители и приведенное ими войско, вместо того, чтобы в стройном порядке производить поиски за иною, будут, как прах пред лицем ветра, то есть устрашенные божественною силою, в рассыпную бросятся бежать назад и рассеются, как пыль, раздуваемая ветром (ср. Пс.27:43 и Зигабена), и пусть Ангел Господень, ополчающийся на защиту богобоязненных ( Пс.33:8 ), неотступно гонит бегущих, будто толкая (евр.) их сзади постоянным страхом и не давая прийти в себя и вернуться опять к преследованию. скорбл ихъ – переносное значение греческого κθλβον, которое собственно значит вытесняя, или сходно с евр. – выталкивая, и очень хорошо выражается русским (=халд.-сирск. и Вульг.) да прогоняет их. 6 . Пусть, в виду являемого мне божественного заступления, мои враги сознают полную невозможность преследовать меня, как будто бы они застигнуты были мраком ночи и путь их оказался скользким (слав. ползокъ, то есть так скользок, что нельзя идти, а нужно пробираться ползком), как в зимнее ненастное время в Палестине (см. Климат Св. земли Душ. Чт. 1878, II стр. 114), – при каких условиях в горах, где укрывался Давид, совершенно невозможно производить поиски, – а потому пусть они откажутся от своего злобного намерения и поспешно уйдут домой, как бы невидимо гонимые Господним Ангелом (Феодорит и Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мужайся, и да крепится сердце твое ( Пс. 26, 14 ). Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами: Верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ) и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг дьявол совершенно бессилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай к Господу, молясь псаломскими словами: Господи! Гонители мои ныне окружили меня ( Пс. 16, 11 ). Радость моя, избавь меня от окруживших меня ( Пс. 31, 7 ) (2, ч. 3, с. 11). Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет – как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой... Смотри, не будь мухой, а то также жужжишь (1, ч. 1, с. 108). Аще дух владеющаго взыдет на тя, места своего не остави 29 ( Еккл. 10, 4 ). Слово «владеющаго» относится к искусителю, врагу нашему душевному, который через то, что человек преслушал 30 заповедь Божию и послушал злое вну шение врага, сделался князем мира и князем, владеющим через послушание че ловеческое. Он, как Адама с Евой прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих если не сможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение через друзей и знакомых, под благовидными предлогами. Помни это и старайся не забывать, также помни и сказанное в старчестве: «Сиди в келье твоей, и келья твоя тебя всему научит». Это тебе тем более прилично, что заботишься о внутреннем монашестве, так как ко внешнему не совсем способна по слабому телосложению и нежному воспитанию. И Господь более взирает на сердце, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется. Впрочем, и слабым здоровьем, но понуждающимся по евангельскому слову и внешнее делание большую приносит пользу, если безропотно проходить оное. Смиряться же потребно и полезно и необходимо всем, как крепким, так и особенно слабосильным. Смирение может заменять внешние труды. А без смирения и большие подвиги не могут приносить пользы (2, ч. 1, с. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Когда Святой обличал таким образом заблуждение царя, Ликиний воскликнул: – Ты, как видно, ни к чему другому не способен, как только к тому, чтобы, по невоздержности своего языка, по дерзости и безумию, открыто глумиться надо мною. Отвечай же и говори прямо, принесешь ли жертву богам и подчинишься ли нашему приказанию, или же подвергнешь себя заслуживаемым тобой мучениям? – Ты уже слышал царь, что я отвечал, – сказал мученик Христов Ермил, – и ничего не услышишь от меня более; делай, что хочешь, исполняй – что задумал. Разгневанный Ликиний приказал растянуть святого нагим на земле и бить палками по животу. Святой среди истязания имел одну радость – во Христе и молился, возводя к Нему душевные очи: – «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» ( Пс.69:2 ). Терпение святого привело мучителя в еще большую ярость, и он приказал терзать живот его орлиными когтями: – Пусть видит, – сказал он, – своими глазами внутренности свои. Мученик же говорил: – «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ). «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» ( Пс.62:6 ). Стратоник, смотря на такие нечеловеческие мучения святого Ермила, своего друга, и на растерзание утробы его, начал плакать. Увидев это, некоторые из окружающих тотчас донесли царю, говоря: – Темничный сторож Стратоник не скрывает своего участия в христианском заблуждении и своей дружбы с Ермилом, потому что жалеет и плачет о нем. Царь, призвав Стратоника, спросил: «друг ли ты Ермилу?» Стратоник не желая, как ученик истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время совершить подвиг, назвал себя другом Ермила и христианином, обличил бездушие идолов и безумие поклоняющихся им и прославил единого Бога, Творца неба и земли. Разгневанный царь приказал обнажить Стратоника и бить его палками по всему телу. Среди мучений, страдалец возводил очи к своему другу, святому Ермилу, и говорил: – Молись обо мне Христу, Ермил, чтобы Он помог мне твердо и непоколебимо соблюсти веру и возвыситься над своими мучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

IV в., происходящих из Египта, к-рые наряду с унциальными кодексами IV-V вв. сохранили в том или ином объеме древнейший текст Евангелия от Луки. Наиболее важным из них является 75, в к-ром достаточно полно представлены главы 3-18 и 22-24. Скорее всего он предназначался для использования за богослужением (содержит лекционарную разметку, знаки пунктуации и диакритику). Текст в значительной мере совпадает с тем, что представлен в Ватиканском кодексе . В противовес Кодексу Безы и сходным с ним рукописям 75 во мн. случаях поддерживает «длинные» чтения против «западных не-интерполяций» (напр., в Лк 22. 19b - 20; 24. 3, 6, 12, 36, 40, 51, 52). Не менее важным является 45, содержащий фрагменты Четвероевангелия (в последовательности Мф, Ин, Лк, Мк) и Деяний св. апостолов. Из Евангелия от Луки сохранились только отдельные стихи глав 6-7 и 9-14. В тех случаях, когда чтения 45 совпадают с 75 и Ватиканским кодексом, их древность и аутентичность считаются несомненными. К числу самых ранних относится также 4 (Т. Скит полагал, что он является частью древнейшего кодекса Четвероевангелия наряду с 64 и 67, хотя, возможно, эти рукописи лишь происходят из одного скриптория). В 4 сохранились 96 стихов из первых 6 глав Евангелия от Луки. Он также, вероятно, предназначался для публичного чтения (имеет знаки пунктуации и лекционарные пометы возле Лк 1. 76, 80; 2. 1; 3. 19, 21, 23; 5. 36; 6. 1, 6, 12). Сам текст близок к тексту Ватиканского кодекса. К этой же традиции относятся 7 (цитата из Лк 4. 1-3 в сочинении сщмч. Иринея Лионского) и 111 (Лк 17. 11-13, 22-23). Более «свободный» текст, близкий к «западной» традиции, представлен в 69 (Лк 22. 41, 45-48, 58-61). С т. зр. рукописной традиции неск. мест в общепринятом тексте Евангелия от Луки являются проблемными. В частности, вопреки большинству рукописей, где в Лк 3. 22 читается: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», в Кодексе Безы, в старолатинских рукописях и у некоторых раннехрист. авторов (напр.: Iust. Martyr. Dial. 103. 8) в этом месте стоит цитата из Пс 2.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Пусть крик мой дойдет Тебя! Лица Своего не скрывай В день, когда я скорблю! Преклони Свое ухо! Скорее ответь В день, когда я зову! (102/101:2–3)   Лица не скрывай от раба Твоего! В беде я! Скорее ответь! (69/68:18)   Скорее ответь мне, Господь! Изнемогает мой дух! Лица не сокрой от меня! (143/142:7a)   Молчание Божие и богооставленность («Ты меня возвысил и бросил» 102/101:11b), переживается как внутреннее жжение и состояние томительного одиночества. Дни мои тают как дым, Кости горят как в огне, Сердце как солнцем Сожженное былье, И не до пищи мне. От воздыханий моих Мышцы липнут к костям. Как пеликан в пустыне, Словно сова на руине, Одинокой подобен я птице, Что на крыше ютится. (102/101:4–8)   Невозможность приблизиться к Богу – проявление гнева Божия (впрочем, псалмопевец тут же оговаривается, что виной всему являются его грехи) – становится причиной болезненного, пронизывающего все тело недуга. Господи! Гневом меня не карай! Не наказывай яростью! Стрелы Твои пронзили меня, Рука Твоя придавила меня, От ярости Твоей места Живого на мне не сыскать. Из-за греха моего Кости мои болят. Потому что мои беззаконья Покрыли меня с головой Невыносимым гнетом, Что сдавил меня под собой. Гноятся, смердят мои раны – Моя глупость тому виной. Я поник, согнулся крючком, Целый день понурый брожу. Жжет в пояснице боль, Все тело объял недуг, Я подавлен, лишился сил, Воем воет сердце мое. (38/37:2–9)   Внутреннее мучение оставленного Богом человека с особой остротой раскрывается в Пс. 22 /21. При этом «внутреннее» понимается не отвлеченно и не фигурально, но изображается со всеми анатомическими подробностями. Я пролит подобно воде, Все кости распались во мне, Сердце размякло как воск, И по кишкам растеклось, Мышцы ссохлись как черепок, Липнет язык на губах – Ты поверг меня в трупный прах! (22/21:15–16)   И напротив, когда Господь рядом, то: Сердце радо, Ликует дух, Даже плоть Пребывает в покое! (16/15:9)   Так восклицает псалмопевец воодушевленный присутствием Божиим, которое он воспевает в следующих словах:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

«Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня» (Пс. 53:3). «Не скройся от моления моего» (Пс. 54:2) , но «помилуй меня» (Пс. 55:2). «Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня» (Пс. 56:4); «сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов» (Пс. 57:7). Ты — «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18), «спаси десницею Твоею» (Пс. 59:7), и я укроюсь «под кровом крыльев Твоих» (Пс. 60:5), когда «воздашь каждому по делам его» (Пс. 61:13). «Жаждет Тебя душа моя» (Пс. 62:2), «укрой меня от замысла коварных» (Пс. 63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть» (Пс. 64:3), не отврати милости Своей от меня» (Пс. 65:20), но «освети меня лицом Твоим» (Пс. 66:2). «Бог для нас — Бог во спасение» (Пс. 67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, «да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68:16). «Помощью моею будь, Господи, не замедли» (Пс. 69:6), потому что «на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек» (Пс. 70:1). Когда будешь «судить людей Твоих» (Пс. 71:2) и «удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), да не буду я «угнетенный посрамлен» (Пс. 73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного «унижаешь, а другого возносишь» (Пс. 74:8), — «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?» (Пс. 75:8) «Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в «пустыне» и «желаемое ими дал им» (Пс. 77:20, 29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня «щедроты Твои» (Пс. 78:8). «Хлеб слезный» (Пс. 79:6) и горечь печали пошли во время скорби и «меда» сладость произведи из скалы» (Пс. 80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. «Боже» (Пс. 81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, «Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19), «услышь молитву мою» (Пс. 83:9), помилуй меня и благослови меня: Законоположник; «прости беззаконие» мое, и «покрой все грехи» (Пс. 84:3) мои, и «спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Боже, утвердивший Церковь Свою «на святых горах» (Пс. 86:2), «приклони ухо Твое к молению моему» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Отлученным от общения: во время богослужения вне храма, простершись на земле, когда братия выходят, припадать всем к ногам За малые вины: после молитвы просить у всех прощение Кто провинится на богослужении или послушании, тот сразу приносит покаяние, если сам не покается – большее взыскание Богослужение Молитва общая Состав Зимой (от ноября до Пасхи) – после бдения отдых до 2 часов ночи, «чтобы братия больше покоились… время, которое некоторые занимают на обучение Псалтири» От Пасхи до ноября – бдения с расчетом, чтобы почти тотчас следовала утреня (с рассветом) Начало: 1 стих из Пс. 69, 50 + три псалма + Пс. 94 – Хвалебная песнь «Можно сделать свое распределение, но чтобы за неделю пропеваема была вся Псалтирь» Потом: шесть псалмов (антифоном) – благословение аввы – три чтения (Ветхий Завет, Новый Завет + толкования), между чтениями – три респонсория (стихиры – сидя) по третьем: слава – шесть псалмов (с аллилуия) – всего 12 псалмов «Не за многоглаголание услышаны бываем, а за чистоту сердца, сокрушение и слезы… В собрании же всячески да укорачивается молитва» окончание: Апостол + стихира + лития Чтения сокращают (ночи короткие): одно чтение из Ветхого Завета + краткий респонсорий, но 12 псалмов всегда Суточный круг «Седмерицею днем хвалих Тя» (Пс 118: 164) Утреня 1-й час (все по одному образу): Песнь часа + три псалма + одно чтение + лития, отпуст 3-й час 6-й час 9-й час Вечерня: четыре псалма (антифоном) + одно чтение + респонсорий, Хвалебная песнь святителя Амвросия + Евангельская песнь + лития, Отче наш, отпуст Повечерие: три псалма (без антифона) + Песнь + одно чтение + благословение, отпуст Всенощное бдение Полуношница: «полунощи востах исповедатися Тебе» (Пс. 118: 62) Бдение под воскресенье Дольше начало: четыре Ветхого Завета чтения (протяжные респонсории) – шесть псалмов + другие четыре чтения – три песни из Пророков с аллилуия – четыре Нового Завета чтения (с респонсориями) – Хвалебная песнь – Авва читает Евангелие + гимн «Тебе подобает хвала» + благословение – утреня

http://pravoslavie.ru/sm/31621.htm

Гораздо больший интерес представляет сравнение толкований на псалмы старца Амвросия с экзегезой его современника, епископа Палладия. Преподобный и епископ полагали в основу богословского творчество творения святых отцов 23 . Книга русского экзегета могла быть для старца дополнительным источником. Поскольку комментарии на псалмы епископа Палладия охватывают библейскую книгу практически полностью, есть возможность сравнить их со всеми толкованиями оптинского старца. В большинстве случаев подобное сравнение влечёт за собой вывод о независимости преподобного Амвросия от творения епископа. В самом деле, касательно отдельных стихов 118-го псалма – 66-го, 96-го, 165-го, на которые старец предлагает подробные поучения в отеческом духе, епископ Палладий ограничивается лишь краткими замечаниями, содержащим ссылки на святых отцов или сравнения с еврейским текстом 24 . 69-й псалом, о важности которого писал преподобный 25 , оставлен учёным практически без внимания. В толковании на ( Пс. 24:8, 10 ) преподобный Амвросий далёк от епископа. Оптинский старец составил прекрасное поучение на праздничный прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» ( Пс. 113:11 ) 26 . Владыка Палладий предлагает только русский перевод данного стиха 27 . Интересное наблюдение можно сделать, сопоставив толкования старца и учёного богослова на стихи псалмопевца: «Господи Боже мой на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя, и избави мя. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сушу избавляющу, ниже спасающу» ( Пс. 7:2–3 ). Епископ Палладий приводит слова святителя Иоанна Златоуста : «Некоторые, принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что лев и гонящие означают диавола и злых духов» 28 . Преподобный Амвросий, в свою очередь, ссылается 29 на святителя Василия Великого , который, ранее святителя Иоанна Златоуста указывал на подобный переносный смысл 30 . Возможно, святитель Иоанн имел ввиду толкование великого каппадокийца. Таким образом, оптинский старец ссылается на более ранний источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010