Андрею, архиеп. Критскому, глас 1 Христову Церковь цевницею языка твоего,/песнословя умильно, возвеселил еси,/богословием же Препетыя Троицы/славу всем сказал еси ясно,/тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее , пастырю Критский,/и величаем память твою,//Христа славяще дивнаго во святых Своих. Перевод: Христову Церковь ты возрадовал, лирой языка твоего искусно воспевая, богословием же славу Восхваляемой Троицы всем ясно показал, потому и мы тебя, как объясняющего тайны Божии, воспеваем, Андрей, пастырь Критский, и величаем память твою, прославляя Христа, удивительного во святых Своих ( Пс.67:36 ). Антонию Вологодскому, глас 4 Иже от юности, Богомудре, возследуя Христу,/во бдениих и в пощениих пребывая,/и паству от Бога дарованную ти добре пасый,/и учений Божественных исполняя и в жизненный путь наставляя:/отнюду же и архиерейства саном почтеся,/Церковь и люди возвеселил еси;/и по преставлении своем чудес лучи испущаеши,/недугом с верою приходящим к тебе исцеление подая,/и слепу младенцу свет дарова,/угодниче Христов, святителю Антоние,/предстоя Престолу Христову с лики Ангельскими,/с ними же моли Его о нас, притекающих к тебе,//получити от Него оставление грехов и велию милость. Арсению, архиеп. Сербскому, глас 8 Милости наставниче, и благоутробия сокровище,/еже всем отверзл еси,/правоверия учителю, и архиереев Божественное удобрение,/отче наш иерарше Арсение,/нищих был еси заступник:/тем моли Христа Бога,//просветити души наша, да не когда уснем в смерть. Перевод: Милости наставник и милосердия сокровищница, которую ты всем открыл, православия учитель и архиереев священное украшение, отче наш иерарх Арсений, ты был защитником нищих, потому моли Христа Бога просветить души наши, да не уснем мы смертным сном. Арсению, еп. Тверскому, глас 8 Благочестно пожив во святительстве,/люди просветил еси учением твоим,/и о храме Пречистыя вельми подвизався,/и любитель монахов быв,/сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси./Темже, яко апостольскаго престола наместника,/и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне:/от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,//святителю Христов Арсение, отче наш.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится ( Рим.9:33 ). Получается, что Израиль, бегущий за праведностью, споткнулся о Христа, «камень преткновения» ( Рим.9:32 ), но продолжил бежать вслед «закону праведности», к недостижимой цели. Павел не желает удалять или прятать этот камень, чтобы приспосабливаться к Израилю в его слепоте и переживаниях (ср. Рим.11:9 ; цитирует Пс.67:24–25 LXX). «Распятый Христос» – это «камень преткновения [skandalon]» для иудеев, «а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 NIV), непререкаемый символ Божьей мудрости и неотъемлемая черта Евангелия Павла. Отчаянная попытка Петра спасти Мессию от смерти оказалась тщетной и ошибочной. Петр, краеугольный камень мессианской общины, нового храма ( Мф.16:18 ), вдруг стал камнем преткновения [skandalon] для Мессии ( Мф.16:23 ). Прославляя Христа как камень преткновения, Павел старательно избегает сам и предостерегает других от помещения ненужных «камней преткновения» на пути иудеев или греков, и, без сомнения, на пути собратьев по вере ( 1Кор.10:32 ; 2Кор.6:3 ). В Риме проблема заключалась в употреблении в пищу мяса и оскорблении таким образом «слабых», которые по религиозным соображениям были вегетарианцами ( Рим.14:20 ); в Коринфе речь шла об употреблении в пищу идоложертвенного мяса, что побуждало более слабых оступиться ( 1Кор.8:9 ). Нет нечистой пищи, но из любви необходимо внимательно относиться к совести и духовному состоянию других людей. Камни преткновения не просто задерживают путника, они могут погубить «того, за кого Христос умер» ( Рим.14:15 ). Эти слова вторят предупреждению Иисуса о помещении «камней преткновения» перед «малыми сими», верующими в Него: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:6–7 ). См. также: КАМЕНЬ ; НОГА (II), СТОПА ; ПУТЬ, СТЕЗЯ ; ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ . Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Лк. 1:43 ). Вот, одна и та же Дева называется и Рабой Господней, и Матерью. Раба Господня потому, что Слово и прежде век Единородный равен Отцу, Матерь же – потому что в Её лоне от Святого Духа из Её же плоти [это Слово] стало человеком. Не Раба одного и Матерь другого, ибо, когда Сущий прежде век родился человеком из Её чрева, Она непостижимым чудом стала и Раба человека по божеству, и Матерь Слова по плоти. Не так, что сначала во чреве зачалась плоть, а потом на эту плоть снизошло Божество, но сразу же, как только Слово вошло во чрево, Оно, сохранив силу Своей природы, стало плотию (sed mox Verbum venit in utero, mox Verbum servata propriae virtute naturae factum est caro). И Единородный Сын Божий родился через чрево Девы совершенным человеком, то есть в истинной плоти и с истинной душою разумной. Потому Он и называется помазанным прежде причастных Себе, как сказал псалмопевец: «Помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих» ( Пс. 44:8 ). Помазан же елеем, то есть даром Святого Духа. А прежде причастных помазан, потому что все мы прежде были людьми грешниками, после же освящаемся через помазание Святого Духа. Тот же, Кто есть Сущий Бог прежде веков, в конце веков зачался как человек Духом Святым, и был помазан тем же Святым Духом там, где был зачат. Не так, что прежде зачался, а потом был помазан, но Тот же самый, Кто был зачат во чреве Девы от Святого Духа, был [сразу] и помазан Святым Духом. Эту истину Его рождества все, кто возвращается от несторианского заблуждения, должны исповедовать перед святым собранием вашего братства, предавая анафеме Нестория с его последователями и прочими ересями. И когда они пообещают почитать и принять досточтимые соборы, принятые Вселенской Церковью , то ваша святость безо всякого сомнения да принимает их в своём собрании, сохранив их степени [священства]. [Делается это для того], чтобы вы могли и рассеять мрак их умов заботой, и через истинное знание научить их тому верному, чего они должны держаться, и кротостью не создать никакого противодействия или затруднения с их собственными степенями [священства], и так вырвать их из пасти древнего врага. И чтобы столь возрастало вам воздаяние вечной славы у всемогущего Бога, сколь многих вы собираете воедино, чтобы они вместе с вами без конца прославлялись в Господе. Святая Троица, Которой вы молитесь за нас, да сохранит вас Своей защитой и да умножит вам дары в Своей любви. Читать далее Источник: Gregorius Magnus. Epistula 11.67, Quirico episcopo et ceteris episcopis in Hiberia catholicis//PL. 77. Col. 1204-208. Перевод: Р. А. Багров.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Оппоненты Евномия раскритиковали его теорию имен по всем направлениям, самым главным из которых, конечно же, стало учение об имени Божьем. В противоположность ересиарху, святые отцы отрицали идею о том, что может быть имя, выражающее сущность Бога. Имя «нерожденный», хотя и может употребляться, однако оно никоим образом не дает оснований к постижению Божественной сущности. Главное, на что указывают святые отцы, это то, что все наименования, прилагаемые к Богу, не могут описать Его сущность: «Божество, будучи непостижимым, конечно, будет и безымянно», – писал прп. Иоанн Дамаскин 64 . Есть два рода имен Божьих: одни указывают на то, чем Бог не является, другие же – характеризуют действия Божьи в мире 65 . В любом случае все имена относительны и недостаточны. Тем не менее, у святых отцов говорится об имени Божьем по преимуществу 66 . Таковым является имя «Сущий» 67 , так как оно не может принадлежать никому, кроме Бога, то есть имя Яхве (евр. – «Сущий») 68 может рассматриваться как имя, максимально указующее на непознаваемость Божественной сущности, но не как личное имя Бога. Как замечает митрополит Иларион (Алфеев) , «в святоотеческом богословии все имена Божии, в том числе и имя «Сущий», воспринимаются как относительные и не выражающие сущность Божию, хотя некоторыми авторами ( Ефрем Сирин , Исаак Сирин ) имя «Сущий» и воспринимается как наиболее значимое из имен Божиих» 69 . Еврейская традиция запрета на произнесение имени Бога и почитание его 70 (имени) должна рассматриваться и, собственно, рассматривалась святыми отцами как указание на величие Бога. Когда в Писании говорится: «Свято и страшно имя Его!» ( Пс.110:9 ), то тем самым свидетельствуется святость и всемогущество Того, к Кому имя это относится. Объясняя, как имя Божье действует, можно сказать, что оно действует не своей силой (то есть не набором звуков, которые имеют определенную силу, как это понимается в магическом мировоззрении), но благодатью Бога, которая через имя это проявляется и оказывает действие. Именно поэтому имени Божьего боятся нечистые силы, и именем Его творятся чудеса (см.: Мк. 16:17 ; Деян. 3:6–8 ); именем Его клянутся (см.: Втор. 6:13; 10:20 ); и именем Его благословляют (см.: 1Пар. 16:2 ). §14 Антропоморфизмы Св Писания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом: 15 когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне. 16 Гора Божия — гора Васанская! гора высокая — гора Васанская! 17 что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? 18 Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище. 19 Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. 20 Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. 21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти. 22 Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях. 23 Господь сказал: «от Васана возвращу, выведу из глубины морской, 24 чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов». 25 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне: 26 впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами: 27 «в собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева!» 28 Там Вениамин младший — князь их; князья Иудины — владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. 29 Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! 30 Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. 31 Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней. 32 Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу. 33 Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, 34 шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы. 35 Воздайте славу Богу! величие Его — над Израилем, и могущество Его — на облаках. 36 Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев — Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог! Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 67: 1–20): 20 Благословен Господь всякий день Псалом 67 — храмовый, литургический, это видно сразу, при первом прочтении. Особенно показательна вторая часть псалма, начиная со ст. 21 и до конца, — в ней речь идет о торжественной процессии, наподобие тех, которые проходили во дворе Иерусалимского Храма по большим праздникам. Но и в первой части речь идет о торжественном шествии — однако здесь шествует Сам Бог. Меткой «села» выделена в первой части псалма молитвенная формула (ст. 20), но не только она — отмечены также ст. 8 и 9 (метка находится между ними). Ст. 8 и 9 представляют собой одну фразу, и содержание ее отсылает нас на Синай, туда, где был заключен союз-завет, где народу Божьему была открыта и дарована Тора и откуда начался путь к Сиону, на котором впоследствии будет построен Храм. Шествие Бога с Синая на Сион и путь народа от Синая к Сиону — таково содержание первой части Псалма 67.

http://blog.predanie.ru/article/zhivaya-...

Образ таяния в Библии чаще всего используется для описания последствий страха. В выражении «сердце растаяло» сердце обозначает внутреннюю сущность человека. Ослабление решимости – размягчение твердого сердца. Результатом такого упадка сил часто становится страх: «Растаяло сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас» ( Нав.2:11 NASB); ср. Нав.5:1; 7:5; 14:8 ; 2Цар.17:10 ; Пс.106:26 ; Ис.13:7; 19:1 ; Иез.21:7 ; Наум.2:10 ). «Я пролился, как вода... сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей» ( Пс.21:15 ), – в этом стихе выразительно описывается состояние опустошенности, характерное для физических и психологических страданий. В других местах таяние связывается с Божьим разрушительным судом: «Господь Бог Саваоф коснется земли, – и она растает» ( Ам.9:5 ). «И горы растают под Ним... как воск от огня» ( Мих.1:4 ; ср. Пс 96:5 ). На древнем Ближнем Востоке горы служили символом религиозной и политической власти ( Ис.2:14; 11:9; 30:29; 65:11, 25 ; Иез.18:6; 22:9; 38:20 ). Поэтому образ напоминает о бессилии человеческих институтов и даже других богов ( Ис.65:7 ; Иер.3:23 ) пред Богом Израиля ( Наум.1:5 ; Иез.35:12 ). Таяние используется также как образ истребления Божьих врагов. В Пс.57:9 участь нечестивых сравнивается с улиткой, «тающей при движении» (NIV). «Как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» ( Пс.67:3 ), – вполне определенный призыв к Богу уничтожить нечестивых. Образ таяния воска был хорошо известен по ритуалам благословения и проклятия, скреплявшим договоры в древности. Восковая фигурка расплавлялась на огне под аккомпанемент угроз, обещавших такую же участь любому нарушителю договора. Огонь может разложить тело на составляющие элементы. Бог обещал расплавить людей в горниле Своей ярости, как «серебро, и медь и железо, и свинец и олово», и отлить их заново ( Иез.22:20 ). См. также: ДРОЖЬ, СОДРОГАНИЕ, ТРЕПЕТ ; ОГОНЬ . Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2) С. перед братьями и сестрами внутри общины. Здесь также имеется в виду не высокомерное самоуничижение, а непритязат. скромность, когда человек ведет себя как низший, как бы утверждая этим, что пребывает пред Богом. Благодаря С. другого почитают «высшим себя» ( Флп. 2:3 ). Это пребывание в истине, это «хождение во свете, подобно как Он во свете» есть условие сохранения «общения друг с другом» ( 1Ин. 1:6–8 ; ср. Пс. 42:3 ), поэтому следует «препоясать свои чресла» истиною ( Еф. 6:14 ; Флп. 4:8 ) и «взыскивать» С. ( Соф. 2:3 ; Кол. 3:12 ; 1Петр. 5:5 ). Разумеется, призыв почитать другого высшим себя действителен и по отношению к различным церквам, к христианам других деноминаций; 3) то же С. необходимо и перед ближними, перед миром: истина есть плод света ( Еф. 5:9 , см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), и свидетельство перед миром приобретает достоверность только тогда, когда христиане искренни с внешним миром, не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания. Признание заслужит то С., которое не прикрывается перед ближними благочестивыми формулами, но предоставляет себя Божьему суду, которое пробуждает веру во Христа; 4) С. и искренность по отношению к самим себе: Бог Сам истинен ( Откр. 6:10 ), и люди, как Его дети, должны избегать лжи в любой форме – здесь лежит ключ ко всякой мудрости ( Притч. 11:2 ). Истинное смирение обретают благодаря подвигу искупления, совершенному Христом на кресте; обладающие таким С. отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления ( Рим. 3:23.27 ; Гал. 6:14 ). Только у того, кто «смирен сердцем» ( Мф. 11:29 ), можно научиться любить страдание и отверженность ( Флп. 3:10.18 ) и говорить: «и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих» ( 2Цар. 6:22 ), т.е. настолько ничтожным, насколько человек ничтожен на самом деле. Там, у креста, учатся благодарности за страдания: «благо мне, что я пострадал» ( Пс. 118:71.75 ). Там люди понимают, что человек, не подвергающийся унижениям, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и что все их прежние достижения были лишь видимостью. Христиане должны стремиться к тому, чтобы о них свидетельствовали сама истина и само добро (см. Флп. 4:8 ; 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В эти дни по-настоящему ужасаешься своей жизни, понимаешь, что обычные наши суетливые будни, с их редким воспоминанием о Господе, безбожны по своей сути. Похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская (1Ин.2,16) наполняют наш жизненный кубок до самого края. Потому-то и пришлось идти на Крест Божественному Страдальцу, что миллиарды людей жили, живут, и будут жить безбожно. И ты ничего не сможешь изменить, кроме своего собственного бытия. Но и здесь изменения почти нет, вот в чем трагедия. Чрезвычайно медленно меняется грешное человеческое нутро. За 5 лет в Церкви – миллиметр движения. За 10 – понимаешь, что не было никакого движения, что за это время ты лишь получше рассмотрел, что у тебя внутри, какие чудовища там ползают. Медленно происходит исцеление души, очень медленно. Комариными шажками в Царствие Небесное, как сказал однажды Мамонов. Страстная дает понимание того, что Христу необходимо распяться, ибо мы неисправимы. И здесь остается только плакать внутренними слезами, и говорить вместе со словами богослужения: «слава страстем Твоим, Христе; Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Остается мысленно стоять возле Распятия – и это тоже страшно, потому на Кресте висит Невинный, и страдает за тебя, грешного. Если бы в обычной жизни кого-то убили за наши грехи, чего бы стоило наблюдать за его страданиями, смотреть ему в глаза? А Божественный Страдалец мучается за грехи всех - и в том числе за мои беззакония, которые я совершил, совершаю, и буду совершать. Поэтому размышлять о Кресте тяжело, трудно, невыносимо. Страстная Седмица – суд прежде Суда, встреча с Богом прежде Второго Пришествия. А еще это встреча с греховной расслабленностью своей души, и бессилием изменить себя. И все это невозможно было бы перенести, если бы не грядущее Воскресение Христово. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего (Пс.43,26). Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой (Пс.3,8).   Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его (Пс.67,1). Эти стихи из мессианских псалмов предлагает память для ободрения, и их смысл и надежда становится утешением  и опорой в страшные дни Великой Страстной седмицы – самые тяжелые дни из всех, которые есть в году. 

http://radonezh.ru/analytics/strastnaya-...

Образ голубя встречается в ряде метафор и сравнений. «И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию» ( Ос.7:11 ). Это сравнение необычно тем, что в нем не выражается никаких положительных качеств. Но та же мысль подразумевается, возможно, в Мф.10:16 , где говорится, что ученики должны быть мудры, как змеи (ср. Быт.3:1 ), и «просты», как голуби. Голуби – безобидные и не особенно яркие птицы, и это может означать, что ученикам надо подражать неведению голубя, во всяком случае когда речь заходит о совершении зла (ср. Рим.16:19 ). В Ос.11:11 возвращение Израиля из плена сравнивается со стремительным полетом голубей (ср. с Ис.60:8 , где подразумевается приручение голубей). Израиль, возможно, сравнивается с голубем и в Пс.67:14 , но смысл еврейского текста не совсем ясен. Мысль о быстром полете выражается в Пс.54:7 : «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?». В Пс.73:19 праведный псалмопевец молится, чтобы «душа горлицы» не была предана «зверям». Здесь голубица показана как жертва. Умение голубя прятаться и гнездиться в незаметных и отдаленных местах лежит в основе сравнений в Песн.2:14 (призыв к возлюбленной оставить свой дом), в Иер.48:28 (насмешливый совет жителям Моава найти убежище от Божьего гнева) и в Иез.7:16 (изображение жителей Иерусалима, убегающих от суда). Нежность голубицы, красота ее оперения и глаз, привязанность к самцу и верность ему послужили основанием для сравнений возлюбленной в Песни песней с голубицей ( Песн.1:14; 2:14; 4:1; 5:2, 12; 6:9 ). Учитывая склонность человека считать, что мир иной располагается у него над головой, в мифах народов всего мира крылатые животные обычно являются символами духовных существ. Поэтому нет ничего удивительного, что наиболее яркий образ голубя появляется в рассказах о крещении, когда Дух Божий сошел с неба, «как голубь» ( Мф.3:16 и пар.). Не ясно, имеется ли здесь в виду, что Дух принял вид голубя, или же в этих словах выражается мысль о том, каким образом Дух спустился на землю. Но стоит, пожалуй, вспомнить Быт.1:2 , где показаны Дух Божий, вода и образ полета птицы (m е rahepet=«летать» или «носиться», ср. Втор.32:11 ). В Талмуде (b. Hag. 15а) полет Духа над водой перед сотворением сравнивается с порханием голубя, а во фрагменте Свитков Мертвого моря 4Q521 в Быт.1:2 привносится эсхатологический смысл: в последние дни Дух будет носиться над святыми. Образ голубя при крещении, по-видимому, символизирует, что Иисус несет с Собой новое творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Определенное влияние на появление этой метафоры оказало четкое и часто применявшееся греческое и римское законодательство об усыновлении. Ясно, однако, что социально-правовая практика не может полностью объяснить использование Павлом этого образа. Мощным стимулом, способствовавшим развитию образа, была также ветхозаветная и более поздняя иудейская вера в Бога как Отца, Который призвал, искупил Своих детей и Который даст им благословение ( Втор.32:6 ; 2Цар.7:14 ; Пс.67:6; 88:27; 102:13 ; Ис.63:16; 64:8 ; Мал. 2:10 ). Для христиан решающее значение имели общение Иисуса с Небесным Отцом ( Лк.2:49; 3:22; 22:42; 23:46 ) и Его учение о Боге Отце ( Мф.5:45; 6:4–5, 8–9,14–15, 18 ). Те, кто «во Христе», «усыновляются» как Божий народ примерно в том же смысле, в каком Бог искупил Израиль и сделал его Своим «сыном» ( Ос.11:1 ). В Древнем мире принадлежность к семье была основным условием социальной, религиозной, экономической и политической безопасности и стабильности. Переход из одной семейной структуры в другую был событием огромной важности, меняющим весь жизненный уклад. В рамках таких общественных отношений использование в Новом Завете понятия об усыновлении раскрывало самые разные нюансы Божьего благословения Своего народа. Усыновление показывалось в ряду самых больших благословений, данных Богом израильтянам («которым принадлежит усыновление», Рим.9:4 ), а в славословии в Еф.1:5 «усыновление нас Себе» рассматривалось как одно из главных евангельских благословений. Социально-правовые обычаи в сочетании с ветхозаветным пониманием власти Бога как Отца способствовали представлению о полномочиях Бога по усыновлению. Усыновление есть выражение предопределенной Божьей любви ( Еф.1:5 ; Рим.8:29 ), благодаря которой усыновленный ребенок переходит из семьи непослушания ( Еф.2:2–3 ) в Божью семью. Усыновление – образ искупления, а не творения. Усыновленный милостиво и удивительным образом освобождается от рабства и становится Божьим чадом ( Ос.11:1 ; Гал.4:5 ). В местах, где идет речь об усыновлении, особо подчеркивается, что верующий усыновляется в силу своего единства со Христом, Сыном Божьим ( Еф.1:5 ). Такое представление не имеет аналогов в социально-правовой практике Рима или ветхозаветного мира, хотя часто утверждается обратное. Оно основывается на узловых моментах жизни и послания Иисуса ( Ин.1:12, 18; 8:42–44 ). Изменение жизни благодаря христианскому усыновлению совершается через Христа, Сына Божьего, Мессию Израиля, делающего обетования Бога о единой семье в последние дни ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ; 2Кор.6:18 ) современной реальностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010