Фигура Христа как Господа мироздания потрясающа по своей необъятности. «Все» на небе и на земле «соединилось» в Нем (anakephalaiod, Еф.1:10 ). Если говорить более конкретно, Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Еф.1:22 ). Новое Божье искупленное сообщество служило мощным стимулом для христианских общин, находившихся в ненадежном положении в нескольких городах северо-восточного Средиземноморья. Греческий текст Еф.1:22 выглядит достаточно двусмысленным, но, возможно, он дополняет предшествующий образ главенства: Церковь есть «Полнота» Христа, концентрированное выражение верховной власти Христа, наполняющего «все во всем», или, перефразируя, «наполняющего вселенную Своей верховной властью». В этих образах небесного владычества и вселенского «наполнения» выражается тонкая грань между имманентностью и трансцендентностью Христа. Господь вселенной и Примиритель всего есть также Господь Церкви. Образ Христа, возведенного на небесный престол, показывает, что конфликты и победы остались позади. Покоренные противники, вселенские власти и господства, положены «под ноги Его». Земные события – крест, смерть ( Еф.1:20; 2:16 ) и воскресение ( Еф.1:20; 2:6 ) – отошли на задний план, и центр внимания переместился на превознесение и возведение на престол. В Еф.4:8–10 предшествующие сцены драмы изображаются с помощью образов, заимствованных из Пс.67:19 : Христос показывается могучим воином, который «восшел на высоту», «пленил плен» и дал дары человекам (образ «принятия даров» в Пс.67:19 изменен на противоположный). В Пс.67 Бог выступает Воином, Который на вооруженных колесницах движется от Синая и величественно поднимается на храмовую гору Сион в Свой царский дворец. Теперь эта картина поворачивается и помещается в вертикальную плоскость неба и земли с Христом, триумфально восходящим на небесную храмовую «гору». Кроме того, картина поясняется следующим образом: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:9–10 ). Здесь под «преисподними местами земли» не имеется в виду «ад» (как в 1Пет.3:19 ), слово «земли» просто поясняет, что подразумевается под «преисподними местами» («преисподние места» означают «землю»). Речь идет о двухъярусном мироздании, в котором Христос при воплощении спустился на землю, а затем восшел «превыше всех небес», чтобы занять Свой небесный престол. Смысл этого краткого отрывка сводится к тому, что восшедший Христос дал дары для снаряжения Церкви, «тела Христова» ( Еф.4:12 ), и предоставления ей возможности для роста и процветания. Он распределил Свои трофеи; добычу, полученную в результате победы, Он разделил «с сильными» ( Ис.53:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Пленил плен» – взял кого-то в совершенное пленение ( Чис.21:1 ). Кого пленил Господь, не уточняется, поскольку это относится и к тем, кого пленили, и к самому пленителю. «По преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили во ад, ибо рай был заключен. Когда же Христос «восшел на высоту» святого и животворящего Креста, то Он Своею Кровью избавил нас из плена, то есть обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас врага – диавола» (прп. Дорофей). Пс.67:19             …принял даяния в человечестве,                         чтобы также и упорствующие обитали, Господи Боже. «Даяния в человечестве» – бескровные жертвоприношения:        после Вознесения и Пятидесятницы «в человечестве» ( ба-адам ) происходят бескровные жертвоприношения, «даяния» – иные, чем полагалось приносить по Закону, – их Господь «приемлет» 360 . «Упорствующие» – часть определения «род упорный и мятежный» ( Пс.78 /77:8), первично – иудеи, затем и народы, забывшие Бога. Милость по отношению к ним состоит в том, что        «упорствующие обитают», поскольку Господь «принимает даяния в человечестве». Как об этом скзано в притче о плевелах. Плевелы (это «сыны лукавого») враг посеял между пшеницею (это «сыны Царствия»). Плевелы нужно оставить на поле: «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, – оставьте расти вместе то и другое до жатвы» ( Мф.13:29,30,38 ). «В человечестве» сыны Царствия приносят бескровную жертву – «даяния», которые «принимает Бог»; между сынами Царства «обитают» и сыны лукавого – «упорствующие» 361 . Пс.67:22             Подлинно Бог сокрушит голову врагов Своих,                         темя власатое того, кто ходит в винах своих. Ср.: «обратится вред его на голову его, и на темя его злодеяние его сойдет» ( Пс.7:1 ). Зловредность человека обращается на его же голову, если этот человек усыновился диаволу, о котором Бога сказал, что нужно «блюсти голову» змея ( Быт.3:15 ). А на голове уязвимое место – макушка, «темя». Темя волосатое будет сокрушено у того, кто, как «назорей Божий», не стрижет волос ( Суд.16:17 ), а сам

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

…Какие бы вы ни проходили высокие делания духовные, без болезни сердечной, по слову святых отцов, оные мало нам принесут пользы (II, 115, 773). …К смерти мы всегда должны готовиться покаянием, действительность коего измеряется не числом поклонов, а сердечным усердием. Помни, что жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ); и потому, когда не исполнишь правила, по слабости ли сил или по другой какой причине, заменяй сей недостаток самоукорением и смирением, которое, по слову св. Исаака, и без дел сильно ходатайствовать о нас пред Богом… (V, 555, 738–739). В смущении нет покаяния, но вид гордости Аще вся повелентя сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ), – учит Господь. А в неисполнении должного хотя мытарево чувство постараемся иметь, чрез что привлечем благодать Божию, подающую нам помощь в делах наших. Но смущаться отнюдь не должно, ибо во оном нет чувства покаяния и смирения, а более вид гордости (I, 8, 35). Болезнование о грехах полезно и по исповедании их …Грехи твои уже исповеданы пред покойным батюшкою, да и предо мною, и ты уже неоднократно получила на оные разрешение, почему и должна быть покойна в надежде на милосердие Божие и заслуги Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа; впрочем, жало болезни о грехах мы должны иметь, но без смущения и отчаяния, подобно как царь Давид, и по отпущении грехов, на всяку нощь ложе слезами омочал ( Пс. 6, 7 ), пепел яко хлеб ял и питие с плачем растворял ( Пс. 101, 10 ), и грех его пред ним был выну ( Пс. 50, 5 ); и обнадеживал как себя, так и нас, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ). Святой апостол Петр и по принятии Духа Святого и дарований Его всегда помнил свой грех и плакал о нем; также и св. Павел после великих подвигов, трудов и дарований все называл себя последнейшим, а первым грешником, хульником и прочее. Все сие служит нам примером, что болезнование о грехах полезно и по исповедании их, только без отчаяния, и паки в новой благодати много есть примеров покаяния: один разбойник, пришед в монастырь, и по многих трудах и покаянии, получил успокоение о грехах, но в одном грехе всегда был совестию мучим, почему и считал себя непрощенным; но, по рассуждению святых отцов, и сей грех ему прощен, но оставлено жало болезни, чтобы, чувствуя оное, не вознесся сердцем о своей святости. Судьбы Промысла и благодати Божией нам непостижимы! Смиренные скорее успокоиваются, а гордые, или недугующие мнением, более страждут бодением совести, дабы больше не возгордились и не погибли (VI, 43, 67–68). «Печаль мысли о своих грехах не дается тем, кои других осуждают»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Это и означает: сначала религиозность (вера), а потом, как ее плод, – праведность. Но никак не наоборот! Сказано: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» ( Пс.67:19 ). Он, Господь, Сам дает «дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Противящиеся, то есть бывшие грешники, чтобы они «могли обитать у Господа Бога». И если кто-то думает, что он сам, без помощи Духа Святаго, без Христа может исполнить Закон Божий, может самостоятельно забраться на Небо, тот подобен дьяволу, который хотел иметь полную автономию от Бога. Если Христос не очистит наше сердце Кровию Своею, если Дух Святой не просветит нас, то сами по себе мы никакими молитвами, никакими постами не сможем найти дорогу в Небеса. Нет никаких автономных святых, которые сами по себе стали таковыми. Все грешники! Давид восклицал: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс.129:3 ). Сами свв. апостолы писали о себе: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8–10 ). Итак, начало нашего исправления – осознание своей собственной греховности. Блаженный Иероним писал: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием» . Иными словами, все доброе – от Бога, все злое – от нас! Вот почему Писание и учит нас не придавать значения добрым делам. Это не наше добро, а милость Божия, а мы кающиеся грешники – то есть люди, надеющиеся на Ходатая и Посредника за нас Господа Иисуса Христа. Сказано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). Итак, верою – и оправдание, верою – и доступ к благодати, верою – и исправление нашей жизни. Сказано: «…что вера без дел мертва?» ( Иак.2:20 ). А так как и сама вера – дар Божий, то что мы без Бога? Дела, которые рождаются от веры, не есть собственно наши дела. Как следствие дара веры такие добрые дела – дар Милости от Бога, следовательно, непосредственно к нам они не имеют прямого отношения. Они как индикатор показывают нам: перешагнули ли мы порог личной (субъективной) веры и вошли ли мы в мир Веры Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8-10; Флп. 2: 6-11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения - в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога - в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5-6; Кол. 3: 1. Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета - либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35-37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1-3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8-10 и 1 Пет. 3: 18-22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8). Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I-II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/13/...

Ибо каким образом после столь многих добродетелей имя Эфиоп может послужить к восхвалению? И действительно, если бы Писание говорило Хус, т. е. Эфиоп, то вопрос оказывался бы неразрешимым, потому что Хус родился от Хама. Но к имени Хузи, что значит Эфиоп мой невидимому заключается таинство: ибо тот, кто был некогда Эфиопом, обратился к покаянию (соответственно сказанному: «Эфиопия прострет руки свои к Богу» ( Пс.67:32 ) и в другом месте: «Пред лицем Его падут Эфиопляне» ( Пс.71:9 ); он будет говорить вместе с невестою: «Я, дочь Иерусалима, черна, но» [или: и] «красива» ( Песн.1:4 ). И в книге пророка Иеремии мы читаем, что Авдимелех, евнух Эфиопский был угоден Богу ( Иер.38:7–11 ), и в Деянии Апостолов говорится, что Эфиоп, евнух царицы Кандакии имел такое прилежание к слову Божию, что читал в колеснице и приходил в Иерусалим для поклонения Богу в храме Его ( Деян.8:27–31 ). Посему такая вера увенчивается достойною наградою. К нему посылается евангелист Филипп, и он тотчас научается, получает крещение и спасается. И называется он не просто евнухом, а с прибавлением муж: «евнух муж Эфиоплянин». В самом деле, так как он был евнухом Христовым и сделался евнухом ради царства небесного, то и не утратил названия мужа. Естественно также и то, что Софония, сын Хузи, т. е. Эфиопа, в следующих книгах пишет о покаянии эфиопов, говоря: «Чрез реки Эфиопии, откуда Мне будут приносить жертвы». Это о происхождении Софонии, который пророчествовал в дни Иосии. Но как дни те, которые были просвещены Илиею, называются днями Илии, так и дни Иосии, который восстал к Господу (ибо слово Иосия значит восстание Господне) и был муж праведный; о похвальных деяниях его пишется в историях Царств и Паралипоменон ( 4Цар.21–23 ; 2Пар.33–35 ). А отцом его был Аммон и дедом – Манассия ( 4Цар.21:18–24 ). Мы читаем, что Манассия после многих преступлений и после плена в Вавилоне принес покаяние и, обратившись к лучшему, получил от Господа милосердное прощение. Посему и сына своего назвал именем соответственным ( π νιμον) вере своей, которою он веровал Богу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы ведь знаем о Боге не только, что Он - Троица. Ещё нам открыто, что Бог есть Любовь. И отношения Троицы - это отношения Любви. И они нам непонятны постольку, поскольку мы не имеем достаточной Любви - ни к Богу, ни между собой. Вырастем - поймём. И значит всё, что мы знаем о Боге, мы знаем о Любви. Троица - это намёк, указание на то, что такое Любовь. Единение, не уничтожающее различий, но стирающее границы. Не полное слияние, но и абсолютное единство. Общность, не теряющая индивидуальности. Иными словами - радикальное, вечное преодоление одиночества. И мы, люди, вечно истерзанные страхом быть оставленными, страхом пустоты и темноты, имеем в Троице великую надежду. Надежду, что мы никогда не останемся одни. Президент портала " Предание.ру " Владимир Берхин Ипполит Римский Но один ли Господь крестился? Нет. Он в то же время обновил ветхого человека и возвратил ему Царственное право усыновления. Ибо тотчас отверзлись небеса (Мф. 3:16). Последовало примирение видимого с невидимым: возвеселились небесные лики, исцелились земные немощи, открылось сокровенное, уничтожилась вражда. Небеса отверзлись ради трех чудных вещей. Ибо во время, когда крестился Жених–Христос, небесные чертоги должны были раскрыть свои сияющие врата. Подобным образом надлежало, чтобы врата небесные возвысили верхи свои (Пс. 23:7), когда Дух Святой сходил, как голубь, и гремел глас Отца. И вот отверзлись Ему небеса и глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Возлюбленный рождает Любовь, и Свет невещественный рождает Свет неприступный. «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — Сын, Который явился на земле, не оставив недр Отца. Он явился и не явился. Ибо Он был не тем, чем казался. Иначе, если судить по внешности, то крещающий имеет преимущество перед Крещаемым. Поэтому Отец ниспослал с Небес Святого Духа на Крещаемого. Ибо как в Ноевом ковчеге человеколюбие Божие изображалось посредством голубя, так и здесь Дух, нисходя в виде голубя и как бы неся масличную ветвь, почил на Том, о Ком было свидетельствовано. Для чего так? Для того, чтобы познали силу Отеческого гласа и поверили давнему пророческому предсказанию. Какому же предсказанию? — «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел. Господь над водами многими» (Пс. 28:3). Какой глас? «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сей, названный сыном Иосифа, есть Мой единородный Сын по божественному существу. «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Хотя Он алчет, но питает тысячи; труждается и упокоивает труждающихся; «не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20) и содержит все в своей деснице; страждет и врачует немощи; терпит удары (Мф. 26:67) и дарует миру свободу; прободается копием в ребро (Ин. 19:34) и исправляет ребро Адама.

http://media.predanie.ru/tema/kreshhenie...

Ранние изображения Сошествия во ад относятся к Х веку — это миниатюры рукописных Евангелий (в Иверском монастыре на Афоне и др.) и Псалтирей (например, Хлудовской IX b., находящейся в собрании ГИМ). Существует устоявшееся мнение, что литературной основой иконографии Сошествия во ад является апокриф — т.н. «Евангелие от Никодима». Это сочинение, приписываемое тайному ученику Христову Никодиму (Ин. 3:1–9, 7:50, 19:39), относится k II b., причем вторая половина апокрифа, возможно, появилась ещё во времена апостольские. Здесь как раз и содержится рассказ от лица двух воскресших после Воскресения Христова сыновей праведного Симеона Богоприимца о Сошествии Христа во ад: «И послышался голос, подобный голосам громов: Возьмите врата ваши, князи, и подымитесь, вереи адские, и войдет Царь славы. И князь преисподних, видя, что дважды повторился этот голос, сказал, как бы не понимая: Кто этот Царь Славы? Давид, отвечая князю преисподней, сказал: я знаю слова этого восклицания, ибо они те же, которыми пророчествовал я под наитием Его Духа… И теперь, гнусный и страшный князь преисподней, открой врата твои, да войдет в них Царь Славы. Когда Давид говорил слова эти князю преисподней, Господь Величия снизошел в виде человека и осветил мрак вечный, и разрушил узы неразрывные, и помощь непобедимой силы посетила нас, сидящих в глубине мрака греховного и в тени смерти грешников». В шестнадцатом веке святитель Макарий полностью переработал русский перевод Книги Никодима и включил его в свои Великие Четьи-Минеи. Так текст этого сочинения распространился на Руси; он известен во многих списках. Расширенный святителем Макарием текст содержит не только яркое описание события Воскресения Христова; Христос здесь показан как Праведный Судия, к возносят свои молитвы души праведных, спасаемые Им от ада преисподнего. Но будет справедливым отметить, что Книга Никодима — не единственный источник рассматриваемой нами иконографии. О Сошествии во ад говорят, например, пророческие тексты Псалтири: Ты вывел из ада душу мою и оживил меня (Пс. 29:4); Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138:8). У пророка Исайи читаем: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем (Ис. 14:9). Апостол Петр, обращаясь к мужам Израильским и всем, живущим в Иерусалиме (Деян. 2:31–32), а также в своих посланиях, говорит, что, ожив духом, Христос находящимся в темнице душим, сошед, проповедан (1 Пет. 3:18–19). Толкуя 19-й стих 67-го псалма, апостол Павел говорит: «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Он же есть и восшедший превыше небес, дабы наполнить все (Еф. 4:9–10); о победе Воскресшего Христа над смертью и адом говорится и в 1 послании к Коринфянам: …поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15:54, 55, 57).

http://pravmir.ru/redkie-syuzhety-v-ikon...

Г. вел строгий, аскетический образ жизни, точно исполнял церковный устав. Еще в 1868 г. составил послание к пастве в качестве предсмертного завещания, в нем просил у всех прощения и молитв. После известия о гибели имп. Александра II Николаевича 1 марта 1881 г. состояние здоровья Г. стало ухудшаться. Скончался на 2-й день Пасхи. Похоронен 17 апр. 1881 г. в калужском Троицком соборе, в зап. углу, погребение совершил Тульский архиеп. Никандр (Покровский) . После смерти Г. почитался в Калужской епархии, особенно в Оптиной пуст., где ежегодно 25 янв. (в день памяти свт. Григория Богослова ) по нему служились панихиды. К 2006 г. в Троицком соборе совершаются богослужения, захоронение Г. утеряно. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 67. Ед. хр. 71; К. 91. Ед. хр. 41; К. 106. Ед. хр. 10, 11; Ф. 214. Опт. 151-9, 151-10, 151-11; Опт. 361. Л. 56 об.-69 об., 268-274. Соч.: Воззвание [к настоятелям церквей о содействии успехам Миссионерского об-ва]//Калужские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 8. С. 219-220; [Предсмертное послание к пастве]//Там же. 1881. Ч. офиц. 8. С. 81-82; Письма ректора КазДА архим. Григория к Иннокентию, архиеп. Херсонскому//ПС. 1889. 1. С. 125-133. Лит.: Можаровский А. Ф. История Казанской ДС. Каз., 1868; Торжество празднования 25-летнего управления Калужской епархией//Калужские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 23. С. 427-440; 24. С. 448-462; Там же. 1881. 8. [вып., посв. Г.]; [Некролог]//Моск. вед. 1881. 113; Благовещенский А. История Казанской ДС с 8 низшими уч-щами за XVIII-XIX ст. Каз., 1881; Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; [Агапит (Беловидов), архим. ] Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). М., 1995. С. 40-51, 106-108. Г. М. Запальский, Е. В. Липаков Иконография Сохранилось неск. изображений Г., напр. поколенный портрет 1860 г. в овале, напечатанный в литографии В. Бахмана в Москве (РНБ),- иерарх представлен сидящим в кресле возле стола, в рясе и черном клобуке, с панагией и крестом в память Крымской войны, орденами св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени на груди и четками в руках, у него узнаваемые черты лица, высокий лоб и окладистая, темная борода; под изображением факсимиле автографа («Гpuropiй Епскпъ Kaлyжckiй»). На эстампе 1861 г. работы П. Ф. Бореля, вышедшем из литографии А. И. Траншеля (ЦАК МДА),- сходный тип изображения Г. с наградами (возможно, обе литографии восходят к неизвестному живописному оригиналу), но в правой руке архиерея - книга (Портреты духовных лиц. СПб., 1861). Его ростовое изображение в архиерейской мантии и клобуке, с теми же орденами, с поднятым вверх указательным пальцем правой руки имеется в росписи 80-90-х гг. XIX в. трапезной Оптиной пуст. в ряду портретов выдающихся иерархов, содействовавших духовному расцвету этой обители (возле свт. Филарета Московского). Портрет Г., как и мн. др. подвижников, находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/166670.html

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1–3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4. 8–10 и 1 Петр 3. 18–22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8). Иерусалим, Елеонская гора. Часовня на месте Вознесения Господня Богословие Вознесения Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор). После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22–71)). Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24–26). Воскресение и Вознесение. Пластинка из слоновой кости, Рим, V в. Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55–56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).

http://sedmitza.ru/text/410114.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010