Собеседование 13 на псалом 80 Пс.80:1 .  В конец. О точилах. Псалом Асафа 1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: «о точилах»? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило ( Ис.63:3 ). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. " Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова!» ( Пс.80:2 ). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме, опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. «Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслям и " ( Пс.80:3 ). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что он издает глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: «сладкозвучную псалтирь с гуслям и«, т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, »это сберегла я для тебя» ( Песн.7:14 ). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Митрополит Каллист (Уэр): Я люблю – следовательно, я существую Мне нужен Другой, чтобы быть самим собой. Потому что без любви я – пустыня одиночества 15 сентября, 2014 Мне нужен Другой, чтобы быть самим собой. Потому что без любви я – пустыня одиночества Большую часть времени нам кажется, что мы знаем, кто мы есть. Но действительно ли мы знаем в полном и глубоком смысле этого слова, кто мы такие? В одном из текстов, который очень важен для православного понимания человеческой личности – в псалме 63 говорится (Пс 63:7): «Сердце глубоко». Это означает, что человеческая личность – глубокая тайна. Внутри меня есть глубины или, если хотите, высоты, о которых я мало, что знаю. Кто я? Ответ совсем не очевиден. Моя личность изменяется в пространстве и времени. Она выходит за пределы пространства в бесконечность и за пределы времени в вечность. Человеческая личность создана, но она превосходит созданный порядок. Я призван стать «причастником Божеского естества», как пишет апостол Петр в своем втором послании. Иначе говоря, я призван разделить нетварную энергию живого Бога. Наше человеческое призвание – обожение, обоготворение, обожествление. Как сказал Василий Великий: «Человек – это создание, которое призвано стать Богом». Я вспоминаю историю падения в начале книги Бытия, обещание змия, который сказал Еве: «Вы будете как боги». Ирония ситуации заключается в том, что именно таков и был Божий замысел. Люди на самом деле были призваны к божественной жизни. Но падение состояло в том, что Адам и Ева самовольно взяли то, что Господь в Свое время и Своим путем даровал бы им Сам. Границы нашей личности меняются. Следует динамично рассматривать, что это такое – быть личностью. Не стоит думать, будто бы наша личность – это что-то неизменное. Быть личностью означает расти. Идти вперед. Этот путь не имеет конца, он длится бесконечно и продолжается даже на Небесах. Некоторые думают, что Небеса – это такое место, где ты не делаешь почти ничего. Это, без сомнения, обманчивое представление. На Небесах мы продолжаем восходить, по милости Божией, от славы к славе. Небо – это конец без конца.

http://pravmir.ru/ya-lyublyu-sledovateln...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Закрыть itemscope itemtype="" > Структурное подобие Божие в человеке Отклик на статью Георгия Коряшкина 16.03.2024 176 Время на чтение 7 минут Фото: Из личного архива автора Статья Георгия Коряшкина « Православная антропология и вызовы времени ». «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:26-27) «Антропология богословская должна строиться сверху вниз, исход из троичных и христологических догматов» (В.Н. Лосский) 1. Триединство человека. 1.1. Чтобы религиозно определить человека, надо ответить на три вопроса: Кто? Что? Как? Кто он? Серафим Саровский, Александр Пушкин, Дмитрий Менделеев, Георгий Свиридов или ещё кто-то. Что он? Винтик, колёсико, механизм, насекомое, животное, микрокосм, человек, ангел, ничто, бог? Как он существует? То есть, во что и в кого он верит, на кого и на что надеется, кого и что любит? Эти три вопроса затрагивают три независимые друг от друга начала человека, вместе составляющие единство или, строго говоря, антиномическое триединство личности, сущности (природы) и жизненности. Другими словами, человек есть: личность, не сводимая к сущности и существованию; особая человеческая сущность (природа, естество), не определяемая ни личностью, ни существованием; существование (экзистенция) или особая сфера жизненности человека, не сводимая ни к его сущности, ни к личности человека. (О жизненности смотри у св. Феодота Анкирского, который писал: «Пусть тебя не смущает то, что я – как говорит праведный Иов – одет в кожу и плоть; но прими во внимание благородство разумной души; посмотри, как человек устроен, и подивись жизненному в нём началу»). Можно ещё так охарактеризовать начало триединств: Личность – есть выход из самого себя (В.Н. Лосский) и значит это то, что непосредственно (лицом к Лицу) общается с Ипостасями Пресвятой Троицы и личностями других людей и отвечает за свои дела, слова и намерения; Сущность – это наше «я», которым мы мыслим, воображаем, фантазируем; Жизненность – это «глубокое сердце» (Пс. 63:7) или «сокровенный сердца человек» (1 Петр. 3:4), который в нас верит, надеется и любит.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/16/st...

О МОЛИТВЕ ЧЕЛОВЕКА, УЕДИНИВШЕГОСЯ В КЛЕТИ СЕРДЦА СВОЕГО, ПОУЧАЯСЬ И МОЛЯСЬ ТАЙНО Предисловие Среди Вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться. Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» ( Мф.6 6). Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.3:4 ). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: «Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» ( 2Кор.4 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего – невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко» ( Пс.63:7 ). Также и апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» ( 1Кор.2:11 ). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Предисловие Многие из нас не знают, что такое есть дело внутреннего богомысленного человека, – не разумеют, что такое есть Богомысленность, – ничего не ведущие о творимой умом молитве, но думающие, что молиться подобает только теми молитвами, которые написаны в церковных книгах, – а о тайном беседовании с Богом в сердце и о происходящей отсюда пользе нисколько не знающие, и никогда не вкусившие этой духовной сладости, но как слепорожденный, только слышит о солнечном сиянии, а каково это сияние, того не ведает, так и те разве только слышать о богомысленном поучении и молитве, разуметь же не разумеют, и – по невежеству своему – лишаются многих благ духовных: остаются без того добродетельного преуспеяния, которое возводит на совершенное Богоугождение, поэтому предлагается здесь некое малое наставление о внутреннем обучении и о богомысленной молитве – для простых, да начнет желающий, понемногу, при помощи Божией, научаться (сему делу). Духовное обучение внутреннего человека начинается от следующих слов Христовых: Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Отцу Твоему втайне. ( Мф.6:6 ). Глава первая. О том, что состав человека двоякий, и обучение и молитва и клеть его – двояки по свойству своему 1) Состав человека двоякий – внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний – плотский человек есть видимый, а внутренний – духовный есть видимый, но, по слову св. Апостола Петра: Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливого духа ( 1Пет.3:4 ). То есть: «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И св. Павел указывает на двоякий состав человека, когда говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Так ясно Апостол говорит, что человек есть внешний и внутренний. Внешний человек состоит из многих членов, а внутренний приходит в совершенство – умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божиею. Дела внешнего человека бывают явны, а дела внутреннего человека – невидимы, по словам Псалмопевца: приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). То есть: «как близко ни приступит, а сердце – глубокая тайна». И Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» Один только Испытующий сердца и утробы знает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Слово в день явления Казанской Божией Матери 24 Блажени слышащии слово Божие и храняще е ( Лк. 2:28 ) Выслушав слова сии, можете предугадывать, слушатели мои, что говорено будет о блаженстве слушающих слово Божие и соблюдающих оное. Хотя сей предмет весьма известен, но поскольку он указан нам нынешним Евангелием, то необходимо должен занять наше внимание и составить приличный предмет для размышления. Итак, какое это слово Божие, которое слушателям и исполнителям доставляет блаженство? Это учение Пророков ветхого Завета, не по своему произволу, но быв движимы Духом Святым произносили слово свое ( 2Пет. 1:21 ). Это учение Господа нашего Иисуса Христа, Которого Сам Бог Отец торжественно повелел нам слушать ( Мф. 7:5 ; Мк. 9:7). Это учение Его Апостолов, которые подобно оным древним Пророкам, не от себя проповедывали, но по наставлению Св. Духа ( Деян. 2:42 , 1Кор. 2:13 ). Это учение Пастырей и Учителей Церкви, которые учат и проповедуют, назидая Церковь на основании Апостолов и Пророков, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:20 ). Вот что надобно разуметь под именем Слова Божия. Как из источника горького течет струя горькая, из сладкого – сладкая: так Слово Божие, исходя от Отца Светов и Источника жизни, есть слово светоносное и животворное. Так Царь-Пророк называет его светильником и светом: светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим ( Пс. 118:105 ); а Иисус Христос именует Свое учение духом и жизнию: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин. 6:63 ). Свет и жизнь, вот две главные черты Слова Божия! Но где свет, там должна быть и радость, и где жизнь, там должно быть и блаженство. Посему, Слово Божие есть для нас самое спасительное слово. Мрачен ли кто и скучен? Оно, как свет, озаряет мрачные мысли, и как жизнь, сообщает сердцу веселие. Болит ли кто душею? Оно врачует. Беден ли кто верою? Оно обогащает. Алчет ли кто и жаждет правды? Оно насыщает и напоевает. Но мы слушаем Слово Божие и читаем, скажут некоторые, и однако же не ощущаем от того никакого благотворного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Псалом 10 есть выражение твердого упования на Бога во время опасности, когда, в виду злоумышления против псалмопевца врагов и потрясения ими всего общественного порядка, малодушные друзья его советовали ему спасаться бегством в горы. Псалмопевец, отклоняя такой малодушный совет, высказывает непоколебимую уверенность в непрестанном бодрствовании божественного провидения, которое, если и посылает испытания праведнику, то не лишает его Своего благоволения и защиты и, всегда отвращаясь нечестия, рано или поздно поражает нечестивых грозными карами. – Мужество в виду крайней опасности (ср. Пс.3:6–7; 4:9 ), твердое сознание пред Богом правоты своего дела в противоположность насильственным мятежным стремлениям врагов (ср. Пс.5:9–10 ), живая вера в Бога, праведного Судию и Мздовоздаятеля, и непоколебимое упование на Его помощь и защиту ( Пс.5:5, 9, 13; 63:8–11 и др), представляющие отличительные черты нравственного характера псалмопевца; краткая, сильная речь с свойственными Давидовым псалмам образами и выражениями (ср. ст. 1а с Пс.7:2; 24:1. 20; 25:1; 30:2, 7, 15 и др.; ст. 16 с 54:7–8; ст. 2 с 63:4–5; 36:14; ст. 4 с 32:13–14; 7:106; ст. 56 с 5:5–6; ст. 6 с 139:11 и 20:10; ст. 7 с 7:12; 5:13; 36:28; 54:23б; 139:14б), и наконец положение певца, вынуждаемого спасаться бегством в горы, напоминающее собою обстоятельства жизни Давида, – все это не оставляет сомнения в том, что Пс.этот написан Давидом, которому он и приписывается в над- писании (ст. 1). Давид в своей жизни дважды вынуждаем был спасаться бегством в горы, во время преследования Саула и во время Авессаломова восстания. Судя по выражению: улетай на вату гору (ст. 1), заключающему в себе намёк на знакомство псалмопевца с предлагаемым ему убежищем в горах Палестины, и принимая во внимание указание на разрушение его врагами основ общественного порядка и спокойствия, – чего решительно не было во все время царствования Саула, – надобно полагать, что псалом относится ко времени Авессаломова восстания, когда Давид снова вынужден был спасаться бегством. Но так как в Пс.мы видим еще отказ псалмопевца от предлагаемого ему друзьями бегства в горы: то остается предположить, что подобно 5-му, с которым имеет заметное сходство, псалом этот написан был еще за несколько времени до открытого восстания, когда друзья Давида убеждены уже были в неизбежной его близости и крайней опасности, а сам Давид, в сознании законности и правоты своей царственной власти и в твердом уповании на ми- !ость и правосудие Божие, не хотел верить в возможность осуществления замыслов заговорщиков и, с своей стороны, был убеждён, что Господь не попустит им восторжествовать в Его праведном царстве и прежде, чем они успеют довести до конца свои злые намерения, накажет их, как содомлян, совершенным истреблением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Скачать epub pdf Псалом 63 В конец, псалом Давиду – таково надписание этого псалма. Оно хотя и не дает никакого указания ни на какое время, ни на случай к написанию псалма, но судя по содержанию самого псалма, которое имеет немалое сходство с предыдущим псалмом (62), можно думать, что и этот псалом составлен Давидом во время гонения Саулова и развивает ту основную мысль, что коварные клеветники будут посрамлены, а праведные будут иметь похвалу и возвеселятся о Господе. Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи, просит Его всесильной защиты, в которой он сильно нуждается (ст. 1-З), потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте предусматривают путешественника и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его, это люди, не имеющие страха Божия, твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем более не говорящие, как только о том, как бы хитростью погубить невинного псалмопевца (ст. 4–6). Они исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, который они приготовили на погибель ему. Вот они уже приближаются, как бы так говорит он, с этим глубоко задуманным планом против меня, но вместо торжества надо мной, которого они с уверенностью ожидали, Бог показывает Свою высоту, наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными, детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными (ст. 7–9). Весь злокозненный план врагов псалмопевца Промыслом Божиим обращен им же в наказание, которое имело самые благодетельные последствия, страхом объяты были все видевшие это и должны были признать во всем происшедшем перст Божий и праведное наказание Его; праведники же, видя торжество веры и добродетели над злобой и нечестием, возымеют большую надежду на Бога и похвалу от Него, что и послужит для них причиной всегдашней радости о Господе (9–11). Пс.63:1 Составляет надписание, о котором сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010