Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАСТЬ [греч. ξουσα; лат. potestas], Божественное установление для отражения зла и содействия добру; в широком смысле есть возможность оказать воздействие на что-то и на кого-то; есть господство одного над другим или другими. Христиане побуждаются быть покорными В. ради Господа (1 Петр 2. 13 слл.) и по совести (Рим 13. 5). В. тесно связана с авторитетом . В. может принадлежать на основании или 1) абсолютного превосходства - Богу, или 2) относительного преимущества, вытекающего из естественной необходимости,- напр., власть родителей над малолетними детьми, или 3) относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта. Политическая, или гос., В. принадлежит ко 2-му типу: она выражает естественное право общественного целого на подчинение частей: права и интересы общества должны быть определенным образом представляемы, ибо простая сумма интересов частных еще не составляет интереса общества (Вл. С. Соловьёв). Высшим назначением В. является служение В. имущих подвластным им (ср.: Лк 22. 25-27). Представление о В. в Ветхом Завете В. Бога Бог есть великий Царь над всей землей (Пс 46. 3; 94. 3), Он воцарился над народами (Пс 46. 9), Он - владыка народов (Пс 21. 29), призирает народы (Пс 65. 7), судит их (Пс 66. 5), «мышца Его со властью» (Ис 40. 10), Он «Бог богов и Владыка царей» (Дан 3. 47), В. Бога вечна (Пс 65. 7). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы В.: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей , соединявший в своем лице различные обязанности (Втор 5. 31; 34. 10-12; Исх 3. 10-12; Числ 11. 11-13); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия (Исх 28. 1-3, 41; 29. 1 слл.; Числ 1. 47 слл.; 3. 5 слл.; 18. 1-7 слл.; 4. 34 слл.; 8. 15; Втор 18. 1-8); в суде - судьи (Втор 1. 16-17); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь (Втор 17. 14-20).

http://pravenc.ru/text/155023.html

Проект документа «Про життя людини з моменту зачаття» 24 червня 2019 р. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5459451...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

П.Т. Лютов Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту К ст.9. «В те дни» – в то время, когда Иоанн начал проповедовать о грядущем Мессии, см. ст. 7 и 8. Назарет – незначительный городок в Галилее ( Ин.1:46 и см. ниже, прим. к ст. 14), скрытый среди холмов, в стороне от главных путей сообщения, на расстоянии одного дня пути от Средиземного моря и на таком же, приблизительно, от Капернаума и Тивериадского озера, в трех днях пути от Иерусалима. На его месте теперь арабский городок, Эн-Назира, с 7 500 жителей. «В Иордане». Точное место крещения Господня неизвестно. Преданием указываются места неподалеку от Иерихона, в нижней части течения Иордана. К ст. 10. «Духа, как голубя». Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем ( Ин.1:32 ). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (ср. Пс.67:14–15 ; Песн.2:12–14 ) и вестник спасения и примирения человека с Богом ( Быт.8:11 ). К ст. 11. «Ты Сын Мой возлюбленный». По указанию некоторых, ссылающихся на св. Афанасия Великого , в слове «возлюбленный» (греч. γαπιτδς заключается и понятие «единственный». Термин «возлюбленный» в евангелиях употребляется только по отношению ко Христу (в притчах Мк.12:6 , Лк.20:13 , – к лицу, Его изображающему), как выражение Его исключительного отношения к Богу-Отцу, богосыновства в особенном смысле. В ев. от Иоанна этому соответствует термин «единородный». В иудейских неканонических книгах, напр., «Завещании XII патриархов», «Вознесении Исаии» и др., термин «Сын возлюбленный» встречается в качестве именования Мессии. «В котором Μοе благоволение» в греч. тексте употреблена глагольная форма, как и в нашем славянском («о нем же благоволих»). Ср. Ис.42:1 ; Лк.12:32 ... Греческий глагол, стоящий здесь (εδοκω) означает иметь расположение к кому-нибудь или чему-нибудь, находит удовлетворение в ком-нибудь или в чем-ниб., любить кого-ниб. что-ниб. К ст. 12. «В пустыню», какую именно – ближайшим образом не указано. По-видимому, в другие места той же «пустыни», о которой говорилось в ст.4 (см. примеч. к 1:4). Предание указывает гору так наз. «Сорокадневную», арабск. Джебел-Курунтуд, к западу от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

В храме Гроба Господня в Иерусалиме ЖМП 4 апрель 2022 /  25 апреля 2022 г. 17:00 Помочь встрече человека в Богом Святая Земля последние тридцать лет, несмотря ни на что, остается одним из самых популярных направлений для православных паломников из России и стран СНГ. Люди из множества уголков бывшего СССР преодолевают немалыерасстояния, чтобы посетить места,связанные с жизнью Спасителя.На подворьях Русской духовной миссии всегда рады гостям. В чем особенность жизни обителей земли Обетованной, с какими трудностями сотрудникам Миссии пришлось столкнуться в период пандемии и какое значение имеют русские храмы в Палестине, рассказывают насельники подворий и просто наши соотечественники.  PDF-bepcuя.   Монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, гид и автор путеводителей по Святой Земле: Сегодня роль Русской духовной миссии (РДМ) на Святой Земле мне кажется более важной, чем в прежние времена. Ведь Миссия сейчас — единственный представитель Русской Церкви в Израиле, Иордании и Палестинской автономии. Она, как и прежде, осуществляет связь между Московским и Иерусалимским Патриархатами , духовно окормляет паломников из России и других стран, молящихся в наших храмах. Вместе с окормлением русскоязычных репатриантов Миссия служит центром пастырского попечения о русскоязычных гражданах, работающих в Израиле по трудовым контрактам, а также приезжающих на лечение и живущих в соседней Иордании. Она также способствует развитию культурных связей между русским и арабским народами. Созданная Миссией в конце в XIX века инфраструктура на Святой Земле способствовала небывалому росту численности паломников из России. Особенной заслугой Миссии стала возможность для пилигримов, не знавших греческого и арабского, молиться на русском языке,поскольку Бога нужно славить разумно (см. Пс.46, 8). Кроме того, в XIX веке РДМ противодействовала в Иерусалиме прозелитическим усилиям Католической Церкви, а также деятельности протестантских и англиканских представительств в Палестине по обращению православных палестинцев в свои конфессии.

http://e-vestnik.ru/world/pomoch_vstrech...

Закрыть itemscope itemtype="" > Державный Собор 1598 года Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии Христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других соборных документах. Продолжение 30.08.2011 579 Время на чтение 75 минут Часть Вторая Часть Первая ГЛАВА ВТОРАЯ Идея Самодержавия и христианской государственности в Утвержденной Грамоте и в других документах Московского Собора 1598 года В сознании, в деяниях и словесных трудах российских государственно-церковных мужей, пастырей, мыслителей и писателей XVI столетия идея и образ Самодержавия по своей природе возводились к богословским истолкованиям т а инственных свойств и образа Троического Божества, к до конца не постижимым взаимоотношениям Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, Их совместного Вседержительства. Обращаясь к предмету «Русское Самодержавие», его невозможно отделить именно от строго православного изъяснения. Ни римокатолическая, ни тем более протестантская тринитарная теология не могли дать духовно непротиворечивого Христианского объяснения Царского служения Богу и Церкви, Царского попечения о народах и странах(58). 1. Бог как Царь Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Вседержитель страшен, великий Царь над всею землею... Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте ибо Бог - Царь всей земли (Пс. 46, 2-3, 7-8). В России православное сознание природу Самодержавного Царского служения неразрывно связывает c Царским достоинством, с Царственными качествами, с Царскими свойствами Единого Троического Божества - и Каждого из Лиц Пресвятой Троицы. Видим мы это и в «Богословии» Утвержденной Грамоты 1598 года: «въ mpiexъ составехъ единого Божества, Царя царствующимъ и Господа господствующимъ, непредоленнаго и bcяkiя силы крепчайшаго, Имъ же цapie царствуютъ и велицыи величаются»(59). 1) Таким образом, Царем царствующих именуется Пресвятая Троица. Царская Слава Господа Бога для православно верующих Христиан является едва ли не первейшим и важнейшим качеством Творца, Создателя, Вседержителя. Сама Вселенная Жизни Вечной именуется Царством Божиим(60).

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/31/...

Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову пророка Давида, воспоем «Богу нашему» , воспоем «Цареви нашему» , воспоем: «яко Царь всея земли Бог» , воспоем «разумно» (Пс. 46:7—8). Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно «Сына Бога живаго» , взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину «блаженны очи , которые видят, и уши , которые слышат... то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать» , но не получили желаемого (Мф. 13:16–17). Итак, приидите и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатию Того, Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык. В Кесарии Филипповой Христос Господь, созвав первый собор апостолов Своих, вопрошал их, говоря: «кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго?» , — вопрошал потому, что светом знания хотел рассеять неведение человеческое, как мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Дабы уничтожить такое мнение о Себе и даровать неведущим истинное исповедание, что делает Тот, в деснице Которого все возможно. Как человек, Он предлагает вопрос, а как Бог, Он тайно умудряет (апостолов), говоря: «вы же кого Мя глаголете быти?» На это Петр, возжигаемый пламенною ревностию и наставляемый Духом Святым, ответствовал: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» (Мф.16:13—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3242...

Содержание     Собеседование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46     Предисловие   1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» (Пс.1:1). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» (Пс.37:8), и в другом месте: «Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя» (Пс.72:27). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» (Пс.77:30—31). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс.61:11), — и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его» (Пс.48:18). Не по­дражать порочным: «не ревнуй лукавым» (Пс.36:1). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35—36), — и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... — Бог его» (Пс.143:15). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» (Пс.61:13). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог — судья праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» (Пс.7:12). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: «не превозносилось сердце мое» (Пс.130:1), и что гордость — зло: «посему овладела ими гордость...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Е.А. Авдеенко Кафизма VII Пс.46:5             Он избрал нам наследие наше,                         высоту Иакова, которого возлюбил. «Избрал нам наследие наше» – ср.: «народ, который Он избрал в наследие Себе» ( Пс.33 /32:12). Наследие – то, что отец дает сыну. Господь стал Отцом для народа ( Исх.4:22 ), «возлюбил Иакова» (Израиль). Избранничество связано с наследием: Израиль сохраняет сыновство и имеет от Отца наследие. Только в усыновлении – избранность, которая идет от любви (Отца к Сыну). «Высота» гаон – 1) »величие», например, Яхве ( Исх.15:7 ), Израиля ( Наум.2:2 ), Иакова ( Ам.8:7 ); также: высота, слава; 2) «гордыня» , например, Египта ( Иез.32:12 ), Израиля ( Ос.5:5 ), Иакова: «гнушаюсь Я гордыней Иакова и чертоги его ненавижу, и предам город и то, что наполняет его» ( Ам.6:8 ) 253 . «Высшая» точка силы ( гаон ) может быть либо «гордыней» – если жить по человеческому разумению, либо «величием» – если жить с Богом. Промежуточного не бывает. Когда гаон из «величия» становится «гордыней», наследие Отца утрачивается 254 . Пс.47:8             Ветром восточным Ты сокрушил корабли Фарисейские. «Ветром восточным» – «духом восточным», Духом от Бога. «Корабли Фарисейские» – корабли Тира 255 . Пророчество Исаии о Тире начинается словами: «рыдайте корабли Фарисейские» (Ис., гл.23). В пророчестве о Тире Иезекииля сказано: «ветер (дух) восточный сокрушит тебя в сердце морей ( Иез.27:26 ). Почему такое внимание уделено городу Тир, кораблям города Тир? Тир выделяется в Писании как мировой город – центр мировой (морской) торговли. Тир «накопил серебра, как праха, и золота, как грязи улиц» ( Зах.9:3 ). «Золото Тира» – это концентрация всемирных богатств такая, что золота стало как грязи. Поэтому одна из главных черт в описании левафана-диавола – «он простер золото на грязь» ( Иов.41:22 ) 256 . Тир – библейский прообраз мировой финансовой системы. Сатана владеет всеем обращающимся золотом мировой торговли. Главный инструмент этой финансовой системы («корабли Фарисейские») приходом Мессии был «сокрушен» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитвослов с пояснениями Данный молитвослов содержит молитвы утренние, молитвы на сон грядущим (вечерние) и молитвы разные. Пояснения к молитвам состоят из перевода и разъяснения трудных для понимания слов и выражений церковнославянского текста, ссылок на Священное Писание, а также почерпнутого из святоотеческих толкований раскрытия духовного смысла образов, содержащихся в молитвах. Где возможно, рассказывается об истории происхождения молитв. При работе над пояснениями использовался греческий текст молитв, с которого был сделан перевод на славянский. Этот перевод не всегда передает глубину и красоту греческих выражений. Наши пояснения в какой-то мере помогут восполнить эту потерю. В конце брошюры даются краткие сведения о составителях молитв. От редакции Не каждый верующий человек сможет объяснить, что означают выражения «...у Него же несть пременение, или преложения осенение» (5-я молитва из утренних молитв), или «...странна муки всякия покажи мя», или «...мирскаго мя превышша слития сотвори» (7-я молитва из утренних молитв) или что означают слова «мшелоимство» или «свадих». Между тем, отцы Церкви учат читать молитвы «умно», вникая в их смысл. В псалме 46 говорится: «Пойте Богу… разумно» (Пс. 46, 7–8), то есть молитесь Богу, возносите хвалу Ему с рассуждением, разумением, пониманием того, что читается или поется. Важно, чтобы церковнославянский язык был понятен читающему. Для этого необходимы комментарии к текстам, объяснения непонятных слов и выражений. Дореволюционные толковые молитвословы, переизданные в последние годы, большей частью устарели в отношении языка и не соответствуют уровню знаний и культуре мышления современного человека. Данный молитвослов содержит молитвы утренние, молитвы на сон грядущим (вечерние) и молитвы разные. Пояснения к молитвам состоят из перевода и разъяснения трудных для понимания слов и выражений церковнославянского текста, ссылок на Священное Писание, а также почерпнутого из святоотеческих толкований раскрытия духовного смысла образов, содержащихся в молитвах. Где возможно, рассказывается об истории происхождения молитв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010